Но я должен был просмотреть это ещё один военный фильм, который раньше не видел. Мало того, я про него даже не слышал. И, возможно, никогда бы про него не узнал, если бы не «Мне было 19» (фильм Конрада Вольфа, накрепко застрявший в моём сердце).
Этот фильм такой же неспешный. Мучительный взгляд немца на немца. Бремя выбора...
И правда, куда податься немцу, когда ему некуда податься? Выбор-то есть всегда. Но все мы знаем, что такое этот проклятущий выбор. Вытянуть спичку просто, только та ли это спичка...
Фильм тяжелый. Но светлый, потому что Конрад Вольф знает решение задачи о выборе. И в течение действия кропотливо это решение выводит. Решение это одно – правильный выбор всегда на стороне правды (даже если «ты погибаешь в одиночестве, как собака, даже не зная – верят ли тебе твои друзья»). И чаще всего нет на этой стороне фанфар, прибыльной выгоды и сладкой жизни, но душу свою на этой стороне ты точно не угробишь.
Вагоны времени пролетели с момента, показанного в фильме. Но в преддверии Дня Победы хочется верить, что правда осталась и она с нами...
Герои фильма - предатели. Да, именно так, самые настоящие, поднявшие оружие против своих...
И это не о власовцах, а о немцах антифашистах. 'Ну... это совсем другое дело', - скажете вы. Другое. Да, наверное. Но всё равно очень тяжёлое.
Молодые парни, немцы из разных воинских подразделений (есть и лётчик - элита армии) - теперь в красноармейской форме, среди своих недавних врагов - как им себя вести, как оправдать себя?
Фильм Конрада Вольфа, немецкого коммуниста, который сам прошёл такой путь, оказался лучше, чем я ожидала. Глубже, сложнее, тоньше. Без прямолинейных лозунгов, без чёрно-белых оценок...
Болезненную, тяжёлую для любого нарда тему он поднял. И донёс её до зрителя, как мне представляется, насколько возможно честно.