всё о любом фильме:

Поклонница

год
страна
слоган-
режиссерВиталий Мельников
сценарийВиталий Мельников
продюсерЮрий Сапронов, Андрей Смирнов, Дмитрий Месхиев, ...
операторСергей Астахов, Степан Коваленко
композиторИгорь Корнелюк
художникАлександр Загоскин
жанр драма, мелодрама
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время102 мин. / 01:42
В Петербурге Чехов знакомится с начинающей писательницей Лидией Авиловой. Между ними возникает взаимная симпатия, которая перерастает в глубокое чувство. Но Авилова — замужем, у нее двое детей, а Чехов неизлечимо болен…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (17)
ожидание: 91% (234)
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 49 постов в Блогосфере>


    Всё же жаль, что такие, пусть и не выдающиеся, картины выходят на экраны таким образом — количество копий этого фильма можно пересчитать по пальцам. А ведь это фильм многоуважаемого мэтра отечественного кино Виталия Мельникова, автора сильнейших экранизаций: «Старший сын», «Отпуск в сентябре», и ещё немалого количества других замечательных картин.

    Стоит отметить, что фильм производился на киностудии «Ленфильм», и для петербуржцев это должно стать небольшим плюсом. Всё же приятно смотреть кинофильмы своего родного города. Тем более многие сцены снимались на улице и это производит впечатление — представьте только вчера вы шли по этой улице, а чуть более ста лет назад по ней же на карете проезжали Чехов, Авилова и другие.

    Перед написанием своего мнения о фильме хотел бы рассказать про одну забавную вещь. Дело в том что в Петербурге фильм показывают только в двух кинотеатрах: «Дом кино» и «Фильмофонд». Так вот, несколько сцен кинофильма снимались на территории Медицинской академии им. Мечникова или как её ещё называют Больница им. Петра Великого. А чтобы от больницы дойти до кинотеатра «Фильмофонд», в котором мне и удалось посмотреть фильм, нужно всего лишь перейти через дорогу.

    Но это всё так, предисловие.

    «Поклонница» — тяжеловесная культурно-просветительская история на фоне таких знакомых петербургских мест.

    Хотел бы сказать, что фильм не является биографическим. Поэтому даже если вы немного знакомы с биографией Антона Павловича, то многое наверняка не состыкуется с вашим представлением. Но это всё же второстепенно. Тем более насколько я понял фильм в большей степени снимался на основе мемуаров писательницы Лидии Алексеевны Авиловой «А. П. Чехов в моей жизни», и подлинность написанного в этих мемуарах проверить не представляется возможным. Достоверно известно лишь то, что Чехов и Авилова были знакомы и вели переписку, и также то что Чехов содействовал в продвижении творчества Авиловой. Но даже, если представить, что всё так и было, всё равно многое в фильме явно расходится с действительностью. Скажем дата выхода пьесы «Чайка» на театральных сценах и некоторые другие моменты. Но зато тот факт, что А. П. Чехов какое-то время находился на стационаре в больнице им. Мечникова полностью подтвержден. По воле случая совсем недавно мне пришлось там побывать, и состояние некоторых сооружений на территории говорит о том что они остались нетронуты ещё со времен Чехова, так что снятые там сцены получились особо натуральными.

    Для меня, маленьким разочарованием стала несхожесть внешности персонажей Чехова, Толстого с моим представлением. У меня оно уже давно сложилось по их фотографиям, портретам. Скажем Толстой в исполнении Кристофера Пламмера в фильме «Последнее воскресение» был больше похож на Толстого в моем понимании. Но может быть у вас будет иное мнение. А вообще отмечу великолепный актерский состав. Молодежь, заставляющая поверить что актеры в России по-прежнему способные и талантливые. Старая гвардия: Олег Табаков, Иван Краско, Светлана Крюкова, Александр Абдашьян. Надо сказать, что многие из них по совместительству ещё и актеры различных театров — и это будет чувствоваться. От того думаю и получился скорее не кинофильм, а кинопьеса.

    Операторскую работу также не могу пройти стороной. Многие моменты действительно заставляют поверить что это Петербург конца 19-ого века. Это и понятно, если про Степана Коваленко я мало что знаю, то Сергей Астахов уже давно трудится на высочайшем уровне, например в фильмах Алексея Балабанова.

    Запомнилась и заглавная мелодия — тихая, немного грустная, полностью схожая с настроением фильма. Вообще Игорь Корнелюк композитор может и не великий, но интересный уж точно.

    Вот так и закончу. Учитывая что найти и посмотреть этот фильм представляется чем-то почти невозможным, тем более если вы живете не в Петербурге, то советовать посмотреть его было бы глупо с моей стороны. И всё же, знаю что почитатели Виталия Мельникова по-прежнему у нас в стране водятся, поэтому при возможности, посмотрите, особенно петербуржцы. Может не понравится, но точно зря для вас не пройдет.

    После фильма захотел почитать «рассказики» Авиловой.

    7 из 10

    4 марта 2012 | 10:14

    Трудно судить об абсолютных художественных достоинствах фильма «Поклонница». Трудно, потому что на протяжении всех ста двух минут кинодейства ты получаешь непрерывное удовольствие. И, даже нацелившись на анализ изначально, взяв острый карандашик и блокнот, ты всё время забываешь о своей задаче и просто смотришь.

    В картине доставляет удовольствие всё: игра актёров, картина последних десятилетий Империи, текст, проистекающий из уст героев, даже ненавязчивый саундтрек, прости господи, Игоря Корнелюка где-то на заднем фоне. В общем, совершенно не возникает вопрос, почему «Поклонница» завоевала именно приз зрительских симпатий на фестивале «Московская премьера». Только режиссер не вызывает удовольствие. Чувство, которое испытываешь к Виталию Мельникову, это, наверное, трепет. Когда понимаешь, что это именно он снял «Начальника Чукотки» (!), что ему уже 84 года, что он режиссирует почти полвека — остаётся только трепетать.

    Но, если вы думаете, что из-за удовольствия мне нечего написать о фильме, вы ошибаетесь. «Поклонница» — фильм своеобразно биографический, повествующий о последних годах жизни Антона Чехова. Он основан на реальных воспоминаниях, но жизнеописание писателя подано не в формальном линейном ключе, а сквозь взаимоотношения с Лидией Авиловой, где жизнь проникает в творчество, а последнее выливается в реальную жизнь. В этом смысле «Поклонница» похожа на «Волшебную страну» Марка Форстера, рассказывающую о жизни писателя Джеймса Барри, создателе Питера Пэна. Разумеется, кино про Чехова не подражание, сходство только в подходе к объекту произведения.

    Крайне приятно увидеть Чехова в новом ключе. Именно как писателя. Это не незыблемый и на сто раз всеми оценённый, измеренный и взвешенный классик. Он современник окружающего его общества. Модный писатель… ну, например, Пелевин начала 20 века. Вокруг него крутятся как обожатели, так и злопыхатели. Восхищение и зависть, желание поэксплуатировать имя — всё как сейчас, хотя, немного иначе. И отношение к творчеству — «сегодняшнее». Критики ещё не обессмертили его драматургию и прозу. Поэтому люди совершенно уверенно судят о них: вот это — прелесть, а это — серость. Мы никогда не задумывались, а Чехов устами своего исполнителя Кирилла Погодина сообщает нам, что для него писательство из работы духа превратилось в тяжёлую, почти рутинную работу. Надо же! Сам Чехов такое говорит.

    Из Кирилла Пирогова получился прекрасный Чехов, кстати. Немного непохожий внешне, но актёр сильно изменил свой голос, сделал его гнусавым низким и слегка звенящим (а, может, озвучивал кто-то другой?), а потому от образа актёра удалось уйти. Прекрасно сыграли на втором плане Олег Табаков, Светлана Крючкова, Оксана Мысина. Светлану Иванову, сыгравшую собственно поклонницу Лидию Авилову, я не люблю (необоснованной нелюбовью), поэтому скажу лишь, что поводов для возмущения она не предоставила. Хотя, зрители в зале слегка возмущались: «Непохожа она на мать троих детей. Больше на 15-летнюю девочку смахивает».

    По мере развития сюжета начинаешь чувствовать, что фильм не только о Чехове. Авторы захотели показать время, в котором варился писатель. Рубеж веков, пробуждение русской интеллигенции. На пороге Серебряный век, богема и андеграунд — всё расцветает. Люди духа кидаются то в мистификации, то в социальную активность. Всё это делалось так рьяно и так наивно одновременно. Ярким образцом эпохи в фильме является брат Лидии — толстовец Алексей. Который ел траву, купил себе соху. «Научусь пахать, буду просвещать мужиков!» — гордо заявляет он. Но проходит время и он же кричит: «Расстегай и водка — вот смысл жизни!».

    Вообще, реплики героев хочется цитировать ещё и ещё! «А, может, нам развестись — это сейчас модно?». Или первое аллегорическое объяснение Лидии и Антона Павловича: «Она: Я пишу роман. Он: Когда роман не получается, его нужно сокращать. Она: Да, вы опытный литератор». Или знакомство Чехова с мужем Лидии: «Михаил Авилов, инженер, присяжный заседатель» — «Чехов» — коротко бросает в ответ главный герой. Как, наверное, здорово быть человеком, которому для представления достаточно только назвать свою фамилию! А не доказывать свою значимость титулами, отчествами и связями.

    В общем, вы уже поняли, что главным достоинством фильма является сценарий. Замечательный сюжет и при этом — масса восхитительных диалогов. Много тонких перекличек с сегодняшним днём. Более всего это видно в разговоре Чехова с цензором: «Тяжело жить прогрессивному чиновнику в этой стране». Про Художественно-доступный театр (будущий МХАТ) — «Или он художественный или общедоступный». И добивающая цитата: «У вас в пьесе одна девушка пьёт водку и курит — это нельзя, это соблазн». А! Каково? Не прямой ли это намёк на закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию? Действительно, давайте налепим ярлычок «18+» и на все книги Чехова, потому что там соблазн! Зачем вдумываться в контекст, зачем учить ребёнка самого разбираться, что хорошо, а что плохо — проще просто запретить!

    Ну, и конечно, необходимо что-то сказать о любовной линии фильма. Ведь всё-таки, как никак, это основа сюжета. Любовная линия хороша. Забавно смотреть на первоначальное увлечение друг другом Чехова и Авиловой, на их неудачную попытку адюльтера. И так приятно наблюдать, как романтическая влюблённость перерастает в подлинную душевную близость этих понимающих друг друга людей.

    Я бы посмотрел ещё раз. А фильм — обязательно в прокат. Стране нужны картины воспитывающие, обучающие. И при этом, являющиеся произведениями искусства.

    6 сентября 2014 | 14:47

    Для меня остался неразрешенным вопрос о целевой аудитории фильма заслуженного Мельникова. Молодое поколение он определенно не заинтересует упрощенной легкой вариацией на тему любви Чехова, а зрители постарше, уж как-нибудь читавшие письма Чехова, воспоминания о нем, катарсис вряд ли испытают. Фильм получился какой-то упрощенный, компромиссный при неясном понимании исходных крайностей, между которыми стоит выбирать.

    Вонг использовал байоптик Ип Мана для воссоздания любимой темы о расставании, невстрече двух прекрасных людей, поисков утраченного времени. В неровном фильме Содерберга про Че Гевару во всяком случае черты своеобразного стиля автора, нюансы реконструкции-деконструкции легенды прослеживаются. У Мельникова получилась очень упрощенный во многом лубочный и поверхностный фильм, в котором все известные персонажи очень редуцированы, сведены до двухмерности.

    Салатный изобразительный ряд, карикатурные фигуры «богемы», игривый муж, зазывающий баиньки, карикатурный братец-толстовец да и сам Л. Н., костюмная мишура определенно привносят в историю ощутимый оттенок пошлости, которая так раздражала Чехова. Как ни странно, претензий к двум исполнителям практически и нет — в избранной режиссером стилистике клоунами смотрелся бы кто угодно. Музыкальное сопровождение, само по себе, возможно и неплохое, монотонно звучит без перерыва на обед весь фильм. Получилась костюмно-постановочная дребедень, равно неуместная и в кинопрокате и на телевидении.

    5 из 10

    7 июня 2013 | 09:02

    Начало XX века. Серебряный век русского искусства. Молодая писательница Лидия Авилова безумно влюблена в творчество Антона Павловича Чехова, у которого есть как обожатели, так и люди, абсолютно непонимающие и непризнающие его произведений и постановок. Однажды они встречаются у общего покровителя журналиста и писателя Николая Александровича Лейкина. Очарованная и трепетная Авилова сразу привлекает внимание Чехова, чувства вспыхивают в нем, давая простор для творчества. Она же, будучи замужем, стесняется своих чувств, не позволяя себе часто видеться с Антоном Павловичем, как того велит ей муж. К сожалению, Антон Чехов уже неизлечимо болен — туберкулез в те времена не щадит никого. Но умирает писатель со счастливым сердцем, полным любви.

    Не знаю, насколько эта история соответствует действительности, но атмосфера и внутренняя наполненность картины смотрятся потрясающе. Старый дореволюционный Петербург предстает перед зрителями во всей красе. Извозчики, мальчишки, продающие свежие газеты, дамы в еще пышных, но уже не лишенных вольностей платьях, предвкушение новой России — все это отсылает нас к той эпохе. Актеры, занятые в фильме, практически все играют в ведущих московских театрах, поэтому фильм больше даже похож на спектакль МХТ им. Чехова, записанный на пленку. Сюжет не слишком стремительный, но завораживающий. Фильм — биография, фильм — история любви и преданности. Виталий Мельников в очередной раз показал, что даже не из слишком значимого материала можно снять очень хорошую, качественную картину.

    О биографии А. П. Чехова можно говорить очень долго, но эта картина рассказывает о последних годах его жизни, полной разочарований и стремительных взлетов. Возможно, именно в эти годы писатель был по настоящему счастлив…

    Скажу кратко, что кино стоит внимания, не пожалеете, ведь краткость — сестра таланта!

    7 из 10

    30 августа 2012 | 13:53

    Увы, у этого фильма неважная прокатная судьба — ни в кино, ни на DVD его не выпускали, актеры снимались в нем «за идею», и, по сути дела, оно для зрителя прошло незаметным, будучи показанным только на парочке кинофестивалей.

    И очень жаль. Потому как очень симпатичный фильм.

    В первую очередь стоит сказать о режиссере. Тем, кто любит советское кино, имя Виталия Мельникова, наверное, знакомо — очень талантливый и трудолюбивый режиссер. В основном снимал экранизации ("Женитьба», «Старший сын», «Отпуск в сентябре»), иногда «женские» мелодрамы ("Выйти замуж за капитана»), в 90-х, как и все — абсурдные комедии ("Последнее дело Вареного»). Постоянно снимал у себя хороших актеров — Леонова, Богатырева, Табакова, позже — Сухорукова.

    И вот — «Поклонница». В общем, оригинальный сценарий, построенный на воспоминаниях Авиловой и биографических произведениях о Чехове. Фильм, может быть, немного старомодный, местами затянутый, но в целом — очень и очень приятный. История взаимоотношений Чехова с молодой писательницей Лидией Авиловой показана красиво, интеллигентно, без журналистского копания в белье. Понравилось музыкальное сопровождение (Корнелюк прямо удивляет последнее время), удачны актерские работы Светланы Ивановой и Кирилла Пирогова. Пирогов и правда весьма, весьма похож на Чехова. Второй план замечательно создают Олег Табаков и Светлана Крючкова. И даже довольно плохой, на мой взгляд, актер Олег Андреев в роли мужа Авиловой смотрелся более-менее убедительно.

    Возможно, были какие-то исторические неточности и недочеты. Но, как сказал один кинокритик, «в хорошем фильме глаз не ищет недостатков».

    В целом — добротно сделанное кино, которое стоит посмотреть. Радует, что режиссер Мельников, в отличие от некоторых других советских режиссеров, никуда не скатился и по-прежнему снимает качественные фильмы.

    10 из 10

    9 февраля 2014 | 22:05

    Фильм «Поклонница» режиссер Виталий Мельников поставил, также как и многие другие свои фильмы, по собственному сценарию. В основу сюжета легли мемуары Лидии Авиловой и ее переписка с Антоном Павловичем Чеховым. Что правда, а что вымысел в откровениях Авиловой, некогда весьма известной писательницы?

    90-е годы 19 век. Ее первые рассказы начинают публиковать всевозможные журналы и газеты. А ироничный и требовательный Чехов, притом, что отмечал явную сентиментальность этих сочинений, всячески способствует публикациям и охотно помогает начинающему автору профессиональными советами. Отчего так?

    История отношений знаменитого писателя, ко времени их знакомства уже знавшего о своей смертельной болезни, и молодой замужней женщины, заботливой матери троих детей — загадочная история. Явственные ее отголоски зазвучали в некоторых рассказах Чехова. А один из действительно имевших место эпизодов — подаренный Чехову Лидией брелок-книжка с дарственной надписью «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее» — нашел отражение в пьесе «Чайка». Завораживающие тайны этой, далеко не каждому читателю известной истории, видимо, и послужили толчком для сценарной версии и фильма «Поклонница»

    Вот уже в который раз (!!!) выдающийся режиссер и сценарист Виталий Мельников продемонстрировал зрителю свой величайший дар: способность высветить самые светлые стороны человеческих взаимоотношений. А также одну из важнейших особенностей этого дара — вновь и вновь привлечь наше внимание к такому чуду как вечная женственность. На протяжении многих десятилетий это чудо являли нам царственные красавицы и дурнушки, интеллектуалки, сумасбродки и скромницы, аристократки крови и простые советские девушки, словом все-все такие разные героини знаменитых фильмов Мельникова, среди которых «Мама вышла замуж», «Царская охота», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Женитьба», «Старший сын» «Выйти замуж за капитана» и многие другие. Теперь, вот и «Поклонница», светлая и сокровенная лирическая нота.

    Кирилл Пирогов, Светлана Иванова, Олег Табаков, Олег Андреев, Оксана Мысина, Светлана Крючкова, Иван Краско, Артём Яковлев (II),, Алексей Девотченко, Владимир Колганов, Зоя Буряк, Лиза Буркова, Ольга Самошина, Мария Жильченко явили нам любопытнейшие черты русской творческой и не только творческой интеллигенции. Прекрасные и всякие. Те, которые так точно подметил в 19 веке Чехов, и которые никуда не делись по сей день.

    10 из 10

    27 августа 2013 | 03:18

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>