всё о любом фильме:

Ностальгия

Nostalghia
год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАндрей Тарковский, Тонино Гуэрра
директор фильмаФранко Казати, Даниэль Тоскан дю Плантье, Маноло Болоньини, ...
операторДжузеппе Ланчи
композитор-
художникАндреа Кризанти, Лина Нерли Тавиани, Мауро Пасси
монтажЕрминия Марани, Амедео Сальфа
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Номинации (1):
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.

Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
14 + 3 = 17
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.
    Трейлер 01:17

    файл добавилalechorseman

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1236 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Позавчера я, наконец, посмотрел фильм Андрея Арсеньевича Тарковского «Ностальгия». Я его смотрел один раз вполглаза, и потом год у меня не доходили до него руки. И, наконец, позавчера я серьезно посмотрел его.

    Сюжет фильма таков: советский писатель вместе с переводчицей путешествует по Северной Италии, собирая материал про композитора Павла Сосновского, который учился в Болонской консерватории, но когда вернулся в Россию не смог выкупить себя у барина и покончил жизнь самоубийством. В развалинах санатория с термальным источником он встречает итальянского профессора Доминико, который семь лет назад запер себя и семью в стенах этого санатория в ожидании конца света. Он верит, что если перейти бассейн с термальной водой, держа в руках зажженную свечу, это спасет мир от конца света.

    Это один из двух фильмов «западного» периода Андрея Тарковского. Поясню, в 1980 году Тарковский получает приглашение снять художественный фильм на Западе и едет в Италию и совместно с Тонино Гуэрра пишет сценарий к этому фильму.

    Этот фильм очень явно показывает душевное состояние художника (режиссера). И в первую очередь это видно по цветовой гамме фильма — приглушенные тона идут весь фильм. Конечно, нужно отметить отдельно работу оператора Джузеппе Ланчи, который смог превратить каждый кадр в маленький шедевр, в застывшую картину какого-нибудь великого художника.

    Еще состояние Тарковского выражается в фигуре Андрей Сосновского, крепостного композитора о котором главный герой собирает материал. Это выражается в одном из его писем: «Вчера мне приснился сон, про то, как я даю пьесу в имении моего барина и я сам принимаю в ней участие, я играю одну из статуй. Я все время должен быть неподвижен, иначе мой барин меня выпорет. Я уже не могу стоять неподвижно, но я все равно стою. Я проснулся и понял, что это правда, моей горькой жизни. Я мог бы не вернуться в Россию, но только одна мысль убивает меня, то, что я больше не увижу родных сосен в имении, так что я вернусь и это правда моей горькой жизни».

    То есть режиссер в какой-то степени ставит себя на место Сосновского, только в этот раз в роли барина — Советская власть, но, несмотря на это Тарковский безмерно любит Россию и он целиком принадлежит ей. И хоть даже Тарковский остается на Западе, но это было очень сложное и тяжелое для него решение. Так что главный герой фильма — это фактически сам режиссер, его мысли и терзания, только переданные актером. И за это отдельная благодарность Олегу Янковскому, который смог в точности передать все. Режиссер говорит о себе через уста переводчицы: «Вы все много говорите о свободе, но если вам дать эту свободу вы не будете знать, что с ней делать».

    И что больше всего поражает в этом фильме — его пустота. Пустые руины храмы, пустые улицы Рима. Даже когда показана панорама людей на ступеньках, они выглядят как манекены. То есть сам Тарковский внутренне опустошен, тем, что он больше никогда не увидит Россию.

    Я не буду ставить оценку этому фильму, потому что он не оценивается стандартно, вы должны сами его посмотреть и найти в нем что-то свое, я только попытался истолковать его по-своему.

    16 января 2008 | 22:20

    Свою рецензию я начал с неправильного равенства, которое красовалось в одной из сцен фильма на заднем плане. Оно изображало в численном виде слова одного из героев фильма: «Если сначала выпустить одну каплю, а потом вторую, то все-равно они образуют одну». Мне кажется, что эта фраза является одной из ключевых в данной кинокартине Андрея Тарковского.

    Фильм называется «Ностальгия», но в каком смысле употреблено название? Да, оригинальная расшифровка, что это — тоска по родине, однако в картине символизируется не только тоска главного героя по России, но и по так называемому другому жизненному пути: он понимает, что покинутый им на «развилке» путь как раз и являлся истинным, самым правильным — его родиной. Но Андрей предпочел своей жизни другое течение, которое на тот момент было более подходящим по жизненным ситуациям — он уезжает в Италию, тем самым покидая жену с ребенком ради своей же выгоды. Верная дорога покинута, но герой не догадывается об этом до того момента, пока не понимает, что человек, о котором он хотел писать биографию и есть воплощение его самого.

    Тарковский в лучших своих традициях задерживает изображение на более важных для зрителя моментах, давай тем самым вникнуть в них под корень. Из этих же пауз начинают вытекать некие образы, давая логические объяснения прошлым. И так далее. В итоге зритель складывает для себя логическую цепочку и формулирует законченный смысл фильма, который у многих выходит разный, в зависимости от предпочтений и душевных ран — это и является главным гением всех фильмов режиссера.

    Как же выбрать истинный путь и не ошибиться при внеочередной развилке судеб? Ответ один — никак. Выбор делать сложно, особенно когда он стоит между самим тобой и твоими ближними, каждый вариант окажется со своими ранами и кошмарами, а выход будет лишь из одного тоннеля. Вы никогда не сможете изначально узнать истинный путь. Но слова местного психа говорят нам: «Если вы ошиблись дорогой, вернитесь на развилку и сделайте выбор заново». И забыл еще сказать, что здешний псих — это человек, который ошибся своей дорогой. За это его все считают ненормальным, но активно слушают на площади. Так может он лучше знает, как сделать правильный выбор?

    Очень хотелось бы сказать относительно «капель, соединяющихся в одну» — это символизирует государство, про которое активно говорил мужчина на памятнике, что граница между двумя путями образуется из-за жизненного барьера стран, людей, морали и прочего. Если бы не было так называемых «жизненных» границ, не было бы у человека и выбора. С какой-то стороны так жить легче, но с другой человек бы перестал быть человеком: повсюду бы последовала бесконечная жизненная линейность.

    Если понимаете, что ошиблись путем — никогда не идите дальше. Просто вернитесь на развилку и поверните в другую сторону, все еще наладится. Но постарайтесь понять это как можно раньше: может стать уже слишком поздно, и ностальгия будет изнашивать вас всю жизнь.

    «Ничто не истина — все дозволено» (с) Альтаир.

    10 из 10

    20 февраля 2010 | 23:09

    Я в детстве заболел
    От голода и страха.
    Корку с губ
    Сдеру — и губы облизну; запомнил
    Прохладный и солоноватый вкус.
    А все иду, а все иду, иду,
    Сижу на лестнице в парадном, греюсь,
    Иду себе в бреду, как под дуду…
    мать
    Над мостовой летит, рукою манит — 
    И улетела…
    (Арсений Тарковский)

    Андрей Арсеньевич и Тонино сделали великое кино, как и подобает великим творцам. Гроссмейстерская аудио-визуальная проработка каждой сцены уволокла меня столь далеко, что после того как фильм закончился, я еще минут десять сидел в оцепенении. Ну, в общем, как и всегда после фильмов Тарковского. Как-то даже мелочно называть его произведения фильмами. Это скорее исповеди.

    Спасительная горечь ностальгии здесь возведена в абсолют. Причем, в самом прямом смысле. Главный герой писатель Андрей Горчаков ищет сведения о музыканте Сосновском, прообразом которого является украинский композитор М. С. Березовский, спившийся и покончивший жизнь самоубийством в 32 года. Обычная для Тарковского тема поиска гармонии с собой здесь представлена как стремление к единству объекта и субъекта, к образу собаки. Все персонажи играют роль вспомогательных в раскрытии характера главного героя, вынужденного страдать по прошлому, что обусловлено его человеческой сущностью и невозможностью избавиться от всепобеждающего эго. Воздержусь от дальнейших интеллектуальных спекуляций, кто не понимает, все рано не поймет, а кто понимает и сам сложит свое мнение.

    Все что у нас есть в этой жизни — это воспоминания. Их сумбурный поток тянется с самого детства, подобно извилистому ручью, который омывает, порой не поддающиеся анализу, урывки давно минувших дней. Невыраженные чувства никогда не забываются. Фильмы Тарковского об этом. Они выворачивают душу наизнанку и выбивают оттуда всю грязь, как из мешка пылесоса. Фильмы Тарковского — это лекарство, горькая пилюля для больных людей, таких как мы с вами.

    «Пусть надежда — обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.» (Андрей Тарковский)

    21 июля 2012 | 15:13

    «Мог ли я предположить, снимая «Ностальгию»,
    что состояние удушающе-безысходной тоски, заполняющей
    экранное пространство этого фильма, станет уделом всей
    моей жизни?» А. Тарковский. «Запечатленное время».

    Его фильмы смотреть нелегко. Они тяжелы для восприятия. Но по мере того, как замысел режиссера раскрывается, если чувства усваивают образность картины, то в душе появляется особое ощущение: я вижу то, что видно на экране, я переживаю это. Предназначение искусства, по Тарковскому, в том, чтобы заставить человека задуматься о смысле жизни или хотя бы поставить перед ним такой вопрос. Почти все его картины полны безысходности, грустью. В том числе и Ностальгия.

    В 1982 г. Андрей Арсеньевич покинул Россию, чтобы работать с Тонино Гуэрра над фильмом для итальянского телевидения. Так получилось, что фильм этот отразил судьбу режиссера: он уже никогда не вернется на родину, вынужденный терзаться мучениями и тоской. Годом позже фильм был снят и представлен на Каннском кинофестивале. Золотую ветвь не получил. Это было самое тяжелое время в его и так непростой жизни…

    Андрея Горчакова, главного героя фильма, сыграл Олег Янковский. Такого Янковского не было еще ни до, ни после. Вообще это единственная в своем роде картина со своим неповторимым пространством образов. Впрочем, о скольки фильмах можно сказать тоже самое? Повторюсь, этот — особенный.

    За спиной Горчакова можно прощупать еще один, реальный, образ некоего русского композитора Павла Сосновского, сведения о нем и ищет главный персонаж картины. Сосновский был крепостным музыкантом, он добился признания в италии, но после возвращения на родину спился и умер от тоски и невозможности получить свободу, и сочинять музыку, что была угодна е г о сердцу. Разве не напоминает нам эта история о судьбе многочисленных советских эмигрантов? Разве Тарковский не принадлежал к их числу?

    Искусство — тоска по идеалу. Горчаков ищет, ищет что-то… но не может найти. Италия со всеми красотами его не привлекает, он почти забыл о своих исследованиях, он не замечает прекрасную Эуджению, тоже чуждую именно из-за красоты. Ему нужна родственная душа, но ее нет нигде. Переводчица явно не в состоянии сделать это. В своих черно-белых снах он видит оставленную жену и Россию.

    Фильм изумителен тем, как подана драма: не перипетиями сюжета, которого здесь, в общем, и нет, не неожиданными ситуациями — неторопливо, выдержанно. Меня (не подумайте только, что я сноб) восхищают все эти длинные планы, долгий ритм кадров, сбить который невозможно ничем (самый длинный кадр, кстати, я засек, длится 14 минут!). Когда поддаешься фильму, забываешь обо всем и просто смотришь на экран: ощущение такое, как если плывешь в тумане по равнинной реке в деревянной лодке, отпустив весла, а река несет тебя куда-то вниз по течению, а мимо — берега, растительность… Это фильм и о вере еще. Очень часто камера наблюдает за героями издалека, дожидаясь, пока герои не подойдут ближе. Верить — значит сходить с ума, но и приближаться к истине.

    Можно не задумываться об идее этого фильма, можно просто наслаждаться красотой кадров: чаще всего один кадр — один эпизод. «Ностальгия полна символов, но так как отчего-то мне кажется, что символизм был по своей сути чужд творчеству Тарковского, то здесь более уместно говорить об образах. Родина Горчакова видится ему в черно-белых снах, его семья, но все какое-то ненастоящее, странное, а потом дождь в доме Доменико, бутылки, в которые капает вода… Ностальгия разговаривает с другими фильмами режиссера, перекликается с ними образами: сны о доме, разливающееся молоко (привет Зеркалу); затопленное здание, где Горчаков разговаривает с девочкой, красные угли, на которых тлеет книга и то, что Горчаков засыпает рядом с ними, как в Сталкере; перенесенная в готический неф Россия в образе деревенского дома — аналогия с «Солярисом», в последнем кадре которого Крис переносит на станцию свое земное жилище; в одном из эпизодов Доменико проходит через дверь без стены, такая же дверь была в «Ивановом детстве», а собак, много воды и запустение можно увидеть в любом фильме Тарковского. Он спокоен. Он гениален. Ностальгия — произведение вне времени и вне искусства вообще. Вне оценок дилетантов, как мы.

    Это завещание режиссера кинематографу, и будет жаль, если киноискусство не возьмет «Ностальгию» в 21 век. Почему сейчас, когда есть свобода творить, как ты хочешь, никто не вопит, сжигаю себя в пламени жертвы? Разве что Сокуров: он тоже одинок и великолепен. Видимо, гению нужна клетка. Если ее нет, гений сам ее создает.

    В процессе написания отзыва использовались материалы книги А. Тарковского «Запечатленное время».

    21 февраля 2008 | 22:02

    «Я свеча, я сгорел на пиру.
    Соберите мой воск поутру,
    И подскажет вам эта страница,
    Как вам плакать и чем вам гордиться,
    Как веселья последнюю треть
    Раздарить и легко умереть,
    И под сенью случайного крова
    Загореться посмертно, как слово».


    (Арсений Тарковский)

    Не знала с чего начать, начала с главного, со стихов Арсения Тарковского, которые прозвучали в фильме в одном из ключевых моментов и осмысленно легли в судьбу героя… Да, безусловно, этот фильм-тоска и, практически, зеркало собственной судьбы режиссера Тарковского — духовный и художественный шедевр. Главный герой, добровольно оторванный от родной почвы, оказывается в плену невыразимой тоски. И вскоре эта тоска заполняет собой все душевное пространство, становится во главу угла, затмевая все прочие ценности и значимости, переходит в болезнь… Он оказывается сам себе лишним, чужим.

    Если говорить о мастерстве художника-Тарковского нельзя не отметить те средства, которыми он пользуется для создания атмосферы, для создания чувства. Понаблюдайте за главным героем, (образ которого изумительно прочувствован Янковским) он ни разу в фильме не снял пальто… словно бы он только ненадолго зашел, прилег, присел, приостановился. Эта деталь подчеркивает отчужденность, создает ощущение, что герой здесь не «свой», он гость, странник. Здесь он не дома. Очень понравилась чья-то мысль о том, что фильм можно разрезать на фотографии. Да, это так, настолько художественно обдуман каждый кадр: дождь, капающий в натянутый, голубовато-прозрачный тент, звенящий о бутылки; не то туман, не то пар; какая-то мистика полутонов и цвета и этот последний кадр… Все так проникнуто глубинной, безысходной тоской, все так осмысленно. Фильм, сотканный из символов, значения которых неконкретны, неоднозначны, сюжет, который почти невозможно понять, только почувствовать, как и это поразительное, неразгаданное, по силе, вероятно, присущее только русским чувство — ностальгия.

    22 января 2011 | 20:55

    Для меня, картины Тарковского, как, наверное, и для многих, это всегда загадки. Признаться, я до сих пор не могу разгадать «Солярис». Фильмы это замечательного режиссера, гения, картины которого навсегда останутся бриллиантами мирового кинематографа, это всегда некая «паутина мыслей», некий «бесконечный запутанный клубок», на распутывание которых порой уходит целая жизнь.

    «Ностальгия» — это лента, которая стала для меня загадкой не меньше, чем «Солярис». Честно говоря, первое время просмотра, я вообще особо не понимал, о чем собственно идёт речь. Однако позже, когда фильм подходит примерно к середине своего времени, «паутина» на какой-то момент словно распутывается, но только лишь для того, чтобы вновь окунуть зрителя в бесконечную череду образов, метафор, которые, на самом деле, очень тесно связаны между собой — надо только понять как.

    Операторская работа, как и во всех фильмах Андрея, на высоте. Такое чувство, что все эти кадры (порой, очень длинные, как и любил маэстро) — это настоящие художественные фотографии, которые украсили бы лучшие выставки.

    Картина прекрасно передает атмосферу тоски, бесконечной ностальгии по чему-то. То ли по Родине, то ли по детству. А может по любви? Складывается ощущение, что сам герой, которого замечательно сыграл Янковский, пытается понять, а что же действительно так сильно тревожит его душу.

    Однако, сам не знаю почему, но я не могу сказать, что этот фильм понравился мне больше тех же «Сталкера» (кстати, местами, а точнее пейзажами, мне «Ностальгия» этот фильм напомнила) или «Солярис». Безусловно, чувства лента передала, загадок оставила еще на просмотров десять, если не больше. Но, все-так, фильм показался мне немного скучноватым. А может быть, в этом и была задумка режиссера? Скука очень часто порождает тоску.

    24 сентября 2014 | 00:45

    Каждый фильм Андрея Арсеньевича Тарковского — это не только прекрасная кинолента с глубоким смыслом и вторым дном, но и очень личное кино. Конечно, его картины можно смотреть в отрыве от биографии самого режиссера и получать от них удовольствие, но, зная, что происходило с самим Андреем Арсеньвичем во время съемок той или иной киноленты, гораздо сильнее проникаешься тем, что показывает автор. Так, «Ностальгия» была снята как раз в тот период, когда Тарковский покинул СССР и стал жить на чуждом ему Западе. В контексте его личных переживаний «Ностальгия» воспринимается несколько иначе, глубже и сильнее проникая в душу зрителя…

    Однако, самое парадоксальное заключается в том, что сюжет его предпоследнего фильма был написан до самой эмиграции, но в то время, когда вопрос о том, что Тарковский будет жить за границей, уже был решен. Фактически, Андрей Арсеньевич предчувствовал свою тоску по родине, но оставаться в СССР уже физически не мог…

    В самом же фильме рассказывается история писателя Андрея Горчакова (сыгранного великолепным Олегом Янковским), который в поисках следов своих предков отправляется за границу и оказывается в ситуации, когда вернуться домой просто невозможно. Он не понимает людей, живущих в Италии, не принимает их мировоззрения, а сам медленно не верно начинает сходить с ума от тоски. Он тоскует по родине, по людям, которые окружали его в детстве, по тому, что навсегда осталось в прошлом…

    В этом сюжете каждый зрителя найдет что-то свое. Открывать скрытые послания и тайный смысл происходящего — отдельное, мало с чем сравнимое удовольствие и Тарковский — один из немногих режиссеров вообще, который дарит нам такую возможность.

    Отдельно хочется отметить финальную сцену фильма. Она производит настолько сильное впечатление, насколько вообще может поразить кино как искусство. Даже сам Андрей Арсеньевич, уже зарекомендовавший себя гениальными «Зеркалом» и «Сталкером», не удивлял нас раньше так сильно, как в последние мгновения «Ностальгии».

    Лично я считаю Тарковского лучшим русским режиссером за всю историю. Каждый его фильм — это настоящий шедевр, бриллиант от мира кинематографа. Его предпоследняя кинолента, не смотря на то, что снималась в совершенно других условиях, не стала исключением и вновь поразила зрителей до глубины души. Конечно, не каждый в состоянии оценить творчество Андрея Арсеньевича, но ведь высокое искусство никогда не было массовым, не правда ли?

    9 из 10

    4 января 2016 | 12:35

    Мне довелось увидеть Италию почти такой, какой она показана в «Ностальгии», максимально приближенной к России по погоде со сплошными дождями, но как же она при это этом была все-таки не похожа ни на Россию, ни на Италию Тарковского. Как она была нацелена на радость, как искала ее и как торжествовала, когда находила. Мы с женой ехали в поезде в Феррару после недели жуткого и неожиданного циклона в мае. Город этот выбрали только потому, что во всей Италии в тот момент только там была нормальная погода. При первом луче солнца весь вагон поезда стал аплодировать и долго не мог остановиться.

    Тарковский же показал Италию своей души, Италию души вынужденного иммигранта, который едва ли не в первой реплике заявляет, что ему надоели местные красоты. Фильм о том, как разным культурам не дано понять друг друга. О том, как разным людям не дано понять друг друга. Единственная родственная душа, которую нашел главный герой в Италии — сумасшедший, который в финале сжигает себя. Он прошел мимо любви красивой женщины, потому что она никогда не поймет его тоску по нашей бедной природе, нашей неяркой жизни, нашей тоски по тоске, наконец. Все это показано в параллели с историей действительно существовавшего русского композитора XVIII века, который, не выдержав ностальгии, вернулся из Италии, где был обеспечен и свободен, в Россию, где снова стал крепостным, а потом спился и умер. Но для него этот катастрофический выбор был единственно возможным. Сам Тарковский сделал иной выбор, а результат был почти таким же. Оказывается, за границей русская тоска, оторванная от своих корней, убивает еще быстрее, чем дома.

    10 из 10

    17 ноября 2011 | 14:57

    Фильм «Ностальгия», относится к позднему периоду творчества А. Тарковского. В нем отражены, как мне кажется личные переживания Тарковского о родине, которую он вынужденно покинул. Фильм конечно этот не для многочисленной аудитории, но тем не менее несомненно в нем чувствуется глубокий смысл созданный автором, который как бы сливается с многочисленными иррационалистическими образами, такими как 1+1=1 в пустом бараке, символы в воде и сама вода, к которой так неравнодушен Тарковский. Суть же этого фильма состоит в том, что человек неразлучен со своей родиной и она является часть его, а он частью своей родине. А. Горчаков не нашел себя на чужбине, душа его осталась в России и не смогла пережить разрыв с ней. Италия оказалась для него пустым и вместе с тем разрушенным храмом, не принимающим его душу. Но впрочем, что размышлять Тарковский есть Тарковский!

    29 августа 2010 | 16:52

    «Ностальгия» — предпоследний художественный фильм величайшего мастера русского кинематографа Андрея Тарковского, снятый в 1983 году и получивший награду за лучшую режиссерскую работу на Каннском фестивале того года, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри. Нужно сказать, настоящий шедевр, над сценарием которого Тарковский работал совместно с Тонино Гуэрра, выдающимся итальянским писателем, поэтом и сценаристом. Олегу Янковскому досталась главная роль, ставшая впоследствии одной из самых значительных в его жизни. Интересно, что перед съемками фильма для создания подходящего образа режиссер увез актера в Италию и оставил одного на несколько дней в одном из отелей.

    Фильм рассказывает нам гораздо больше, чем просто историю русского писателя Андрея Горчакова, приехавшего в Италию вместе с рыжеволосой переводчицей Эудженией для изучения биографии русского композитора 18 века Павла Сосновского. Раскрывает зрителю гораздо больше, чем простую неслучайность встречи Андрея и безумного профессора математики Доменико, в котором он находит отражение себя, ровно, как и в изучаемом композиторе. Эта кинокартина в ностальгической форме шаг за шагом несет нам видение душевной усталости, непонимания, безумия, отстраненности от всех, рассказывает о молитве и материнстве, о взаимопроникновении культур, о том, что искусство непереводимо, о вере и любви, о невыраженных чувствах. Фильм говорит о стремлении к спасению, истине, свободе, единству, о выборе верного жизненного пути и о тоске по родному дому…

    «Ностальгия» дышит образами и скрытыми смыслами. В том и сложность всех фильмов Тарковского, что он насыщает их философией и своим представлением жизни, тонко и неуловимо связывает между собой все самые мельчайшие детали, создавая огромную и прекрасную паутину мысли, окрашивая ее соответствующими цветами и пейзажами, которые всегда отражают и глубже раскрывают состояние души героя. Завораживающая музыка Бетховена, Верди и Березовского дополняет картину эмоционально и вызывает подобающий отклик у зрителя по мере его открытости фильму. Русский народный напев в начале и конце фильма создает ощущение закольцовывания. Звуки музыки в картинах Тарковского достаточно редки и от этого усиливают впечатляемость тех кадров, где идет поток зрительных образов.

    Прекрасная операторская работа над картиной: постоянные сумерки, мистическая игра света и тени, много воды, то ли дым, то ли туман — все выдержано в духе ностальгии. Если бы не цветовые границы, намеченные мастером, и замедленность действий, невозможно было бы различить сон и воспоминание от яви.

    Каждый кадр будто замирает и принимает фотографический образ, другими словами, фильм можно разрезать но множество готовых снимков — еще одна отличительная особенность произведений Андрея Тарковского.

    В картине «говорит» абсолютно все, даже тишина имеет свой голос, рассказывающий зрителю о тяжелом психологическом состоянии главного героя. Роль самих диалогов в фильме не превышает роли изображения, которое так же имеет свою повествовательную функцию. Мы погружаемся в личный мир Горчакова, смотрим и слышим все происходящее так, как чувствует это он.

    Очень многозначительна и глубокомысленна фраза Доменико, которую он говорит Андрею в своем доме: «одна капля, потом еще одна образуют одну большую каплю, не две…» В ней весь смысл его призыва к единству народа, «так называемых больных» и «так называемых здоровых», в ней смысл слов Горчакова о том, что надо разрушить государственные границы, чтобы людям узнать друг друга. Эта сумма пронизывает весь фильм и связана с последними строками звучащего стихотворения Арсения Тарковского: «И под сенью случайного крова

    Загореться посмертно, как слово».

    Сосновский, со своей судьбой, так похожей на судьбу Горчакова, и Доменико со своими истинами — это те «свечи», которые посмертно «загораются» в Андрее, которые составляют в нем эту одну большую каплю, каплю отделенную и тоскующую по своему дому. А «сень случайного крова» — это та самая Италия, которая стала для русского писателя тюрьмой, но именно в ней он осознал свой верный путь и каково его подлинное лицо, в которое он всматривался на протяжении всего фильма.

    Неясно, казалось бы, только присутствие Эуджении, которая не дополняет суммы, а наоборот противопоставлена ей. Женщина собой создает контрастность образов и состояний (живая, разговорчивая и эмоциональная, тогда как Андрей замкнут, сдержан и молчалив), контрастность наций (Италия и Россия) и олицетворяет выбор ошибочного жизненного пути, о котором ведет речь Доменико на площади в Риме. Вся ее поездка не приводит к ожидаемым результатам, она ищет счастья там, где его нет, и уезжает в Рим к человеку, который, в общем-то, тоже равнодушен к ней. На протяжении всего фильма ей так и не дано понять той печали и груза тех мыслей, которыми томим писатель.

    Хочется заметить, что в период создания «Ностальгии» Андрей Тарковский сам находился в состоянии «удушающе-безысходной тоски, заполняющей экранное пространство этого фильма». Он посвятил его памяти своей матери, которой ему очень не хватало в последние годы жизни. Отходя в сторону, можно так же заметить, что все фильмы Тарковского пронизаны его отношениями с семьей, его мыслями и чувствами по отношению к родным.

    Сам режиссер о своей работе говорил так: «Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба…»

    «Ностальгию» можно считать настоящим достоянием отечественного кинематографа, на котором будет учиться еще не одно поколение. Зрителей же картина способна закинуть на невероятную глубину собственных переживаний и помочь найти ответы на достаточно сложные философские вопросы.

    4 июля 2014 | 01:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>