всё о любом фильме:

Ностальгия

Nostalghia
год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийАндрей Тарковский, Тонино Гуэрра
директор фильмаФранко Казати, Даниэль Тоскан дю Плантье, Маноло Болоньини, ...
операторДжузеппе Ланчи
композитор-
художникАндреа Кризанти, Лина Нерли Тавиани, Мауро Пасси
монтажЕрминия Марани, Амедео Сальфа
жанр драма, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время125 мин. / 02:05
Номинации (1):
Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного музыканта Павла Сосновского, некогда посетившего эти места. Поиски примет эмиграционных дней жизни музыканта — это и есть то, что связывает Горчакова c переводчицей Юдженией, беспомощно пытающейся понять причину тоски русского друга посредством томика стихов Арсения Тарковского.

Вскоре Горчаков начинает осознавать, что история музыканта — это отчасти и его собственная история: в Италии он чувствует себя чужим, но и вернуться домой уже не может. Героем овладевает тягостное оцепенение, тоска по родине переходит в болезнь…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
14 + 3 = 17
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Для создания подходящего образа Тарковский увез Янковского в Италию и оставил его одного в одном из отелей на несколько дней.
    Трейлер 01:17

    файл добавилalechorseman

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1236 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наверное, один из последних фильмов Тарковского, который я еще не смотрел. Но вот теперь пробел восполнен. Кто такой русский человек — об этом, наверное, фильм. Страдают ли ностальгией другие так, как страдают ей русские. Русский человек за границей — он туда рвется и не может там жить. Уж точно не может творить. Или думает, что не может.

    Очередной шедевр режиссера. Великолепная роль Янковского на фоне заграничных актеров. Янковский олицетворяет образ такого же обычного русского, страдающего ностальгией, как музыкант Сосновский, писатель Достоевский или сам Тарковский.
    Образ постоянно рефлектирующего и комплектующего русского.

    Это не «Брат 2» — там другие русские. Этот русский нам намного ближе. Русский, который увлекается мадоннами, не видит земных девушек и в мадонны если кого и выбирает, то точно не ту.

    Сцена со свечой в бассейне, сцена сожжения сумасшедшего на площади — это все шедевры. Но основная сцена — это сцена в воде, где герой с бутылкой водки говорит маленькой девочке о великой любви, хотя, конечно это мое личное мнение. Смотреть фильм обязательно, но сначала лучше посмотреть ранние работы режиссера. И все-таки думаю, что фильмы, снятые Тарковским в России намного лучшие, может быть и из-за актеров, а может и потому что гений не может творить не в России.

    Тем не менее

    10 из 10.

    9 мая 2008 | 17:53

    «Ностальгия» — 5-й фильм Андрея Тарковского, который я посмотрел. Если бы была возможность распечатать каждый кадр, то это закончилось бы фото-выставкой. На коробке крупными буквами написано «тоска по родине», но я собрал из кусков этого «пазла» совсем другую картинку. Она тоже о тоске.

    В фильме время от времени появляются воспоминания главного героя о родном доме. В них природа, чистая и девственная, проскакивает среди сцен с угнетающей и поросшей мхом архитектурой. И эта самая природа, наверное, олицетворяет те истоки, к которым призывает нас вернуться один из героев фильма перед превращением в живой факел. Таким образом, слово «ностальгия» подразумевает под собой не только тоску по дому, но и тоску по «живым» людям, людям не обременённым предрассудками и надуманностями. Молитва, истерика, суждения людей о «психически больном» — всё это не случайно в фильме.

    Контрастность меняющихся сцен и тоска по дому являются декорациями, которые по духу сливаются с той другой ностальгией, являющейся, на мой взгляд, сюжетом «спектакля».

    10 из 10

    14 января 2010 | 00:17

    Потрясающий фильм. Начну с того, о чем уже многие сказали. 1+1=1. Да, именно так. Человечество разобщено, люди друг другу стали врагами, а если и не врагами, то не друзьями точно. Везде вроде бы одни и те же люди, с одинаковыми потребностями. Но все-таки не те. Каждый оказывается предоставленным самому себе, а никакой близости между людьми нет. Если и есть эта близость, то, скорее всего, наигранная, без искренних чувств.

    Тарковский не только скучает по Родине, ностальгирует, он показывает насколько мы отдалились друг от друга в погоне за чем-то эфемерным. Главный герой в исполнении гениального Олега Янковского страдает. Он страдает от того, что вынужден находиться вне России, в этом ужасном отеле, с ужасной Эудженией, которая его нисколько не понимает и мысли которой зашорены пошлостью. Он страдает от того, что вместе с Родиной отчасти потерял и себя. Жене он звонить не хочет, лишь вспоминает ее во сне. Его судьба удивительным образом переплетается с историей композитора Сосновского, с историей сумасшедшего Доменико и, конечно же, с историей Андрей Арсеньевича Тарковского. Доменико не кажется Горчакову психом, как всем остальным. Он буквально с первого же взгляда замечает в нем своей брата по духу. Доменико хочет спасти мир, хочет помочь людям. О том же мечтает и Горчаков. 1+1 не равно 2, но больше одного. Люди должны объединиться, должны начать жить по-другому. Нужно стереть границы.

    Финальный монолог Доменико — восхитителен. Как и вообще концовка. Высохший бассейн, Горчаков пытающийся пройти со свечой. Его сердце недостаточно чисто, в нем происходит процесс обретения веры, которую он было потерял. Доменико и Горчаков действуют вместе, объединившись, как единое целое. Это люди, страдающие за других людей. Они готовы пострадать до самоотречения. Они готовы к добровольному самопожертвованию. Только такие люди могут изменить наш мир и их поступки — это призыв остальным людям. Чтобы мы задумались о своей жизни, о своих поступках, о том, что мы делаем и что мы готовы сделать.

    Фильм очень сложный, философский, христианский. Тут затрагиваются вопросы веры, вопросы нравственности, зла и добра, подвига. И все это на фоне безумной тоски по Родной стране. Этот фильм изменил меня, безусловно, это один из моих любимых фильмов, великий киношедевр.

    Отдельных слов заслуживает операторская работа. Очень долгие, продолжительные кадры, прекрасная передача внутренних терзаний, переживаний героев. Уже привычные для Тарковского сцены с водой, дождем, пролитое молоко. Этот фильм нужно смотреть, у каждого он вызовет свои мысли, свои чувства и ощущения. Всего не высказать, говоря о «Ностальгии».

    Браво, Андрей Тарковский!

    10 из 10

    8 февраля 2016 | 14:39

    Мне довелось увидеть Италию почти такой, какой она показана в «Ностальгии», максимально приближенной к России по погоде со сплошными дождями, но как же она при это этом была все-таки не похожа ни на Россию, ни на Италию Тарковского. Как она была нацелена на радость, как искала ее и как торжествовала, когда находила. Мы с женой ехали в поезде в Феррару после недели жуткого и неожиданного циклона в мае. Город этот выбрали только потому, что во всей Италии в тот момент только там была нормальная погода. При первом луче солнца весь вагон поезда стал аплодировать и долго не мог остановиться.

    Тарковский же показал Италию своей души, Италию души вынужденного иммигранта, который едва ли не в первой реплике заявляет, что ему надоели местные красоты. Фильм о том, как разным культурам не дано понять друг друга. О том, как разным людям не дано понять друг друга. Единственная родственная душа, которую нашел главный герой в Италии — сумасшедший, который в финале сжигает себя. Он прошел мимо любви красивой женщины, потому что она никогда не поймет его тоску по нашей бедной природе, нашей неяркой жизни, нашей тоски по тоске, наконец. Все это показано в параллели с историей действительно существовавшего русского композитора XVIII века, который, не выдержав ностальгии, вернулся из Италии, где был обеспечен и свободен, в Россию, где снова стал крепостным, а потом спился и умер. Но для него этот катастрофический выбор был единственно возможным. Сам Тарковский сделал иной выбор, а результат был почти таким же. Оказывается, за границей русская тоска, оторванная от своих корней, убивает еще быстрее, чем дома.

    10 из 10

    17 ноября 2011 | 14:57

    Каждый фильм Андрея Арсеньевича Тарковского — это не только прекрасная кинолента с глубоким смыслом и вторым дном, но и очень личное кино. Конечно, его картины можно смотреть в отрыве от биографии самого режиссера и получать от них удовольствие, но, зная, что происходило с самим Андреем Арсеньвичем во время съемок той или иной киноленты, гораздо сильнее проникаешься тем, что показывает автор. Так, «Ностальгия» была снята как раз в тот период, когда Тарковский покинул СССР и стал жить на чуждом ему Западе. В контексте его личных переживаний «Ностальгия» воспринимается несколько иначе, глубже и сильнее проникая в душу зрителя…

    Однако, самое парадоксальное заключается в том, что сюжет его предпоследнего фильма был написан до самой эмиграции, но в то время, когда вопрос о том, что Тарковский будет жить за границей, уже был решен. Фактически, Андрей Арсеньевич предчувствовал свою тоску по родине, но оставаться в СССР уже физически не мог…

    В самом же фильме рассказывается история писателя Андрея Горчакова (сыгранного великолепным Олегом Янковским), который в поисках следов своих предков отправляется за границу и оказывается в ситуации, когда вернуться домой просто невозможно. Он не понимает людей, живущих в Италии, не принимает их мировоззрения, а сам медленно не верно начинает сходить с ума от тоски. Он тоскует по родине, по людям, которые окружали его в детстве, по тому, что навсегда осталось в прошлом…

    В этом сюжете каждый зрителя найдет что-то свое. Открывать скрытые послания и тайный смысл происходящего — отдельное, мало с чем сравнимое удовольствие и Тарковский — один из немногих режиссеров вообще, который дарит нам такую возможность.

    Отдельно хочется отметить финальную сцену фильма. Она производит настолько сильное впечатление, насколько вообще может поразить кино как искусство. Даже сам Андрей Арсеньевич, уже зарекомендовавший себя гениальными «Зеркалом» и «Сталкером», не удивлял нас раньше так сильно, как в последние мгновения «Ностальгии».

    Лично я считаю Тарковского лучшим русским режиссером за всю историю. Каждый его фильм — это настоящий шедевр, бриллиант от мира кинематографа. Его предпоследняя кинолента, не смотря на то, что снималась в совершенно других условиях, не стала исключением и вновь поразила зрителей до глубины души. Конечно, не каждый в состоянии оценить творчество Андрея Арсеньевича, но ведь высокое искусство никогда не было массовым, не правда ли?

    9 из 10

    4 января 2016 | 12:35

    «Ностальгия» — это бесконечно печальный фильм об ушедшем детстве и о тоске по своему родному дому и стране. Тарковский в фильме применяет свои фирменные режиссёрские приёмы, очень философский сценарий, и чувство бесконечного одиночества в этом мире. Наверное, это его самый грустный фильм, Тарковский в нём показывает, что уезд с родины это как маленькая смерть для него, что теперь он никогда туда не вернётся, но, тем не менее, он болен воспоминаниями по дому, которые его не отпускают.

    Фильм снят очень красиво, в лучших традициях «Зеркала», фильм «Ностальгия» полностью оправдывает своё название, это один из трёх самых лучших фильмов режиссёра, уступающий лишь «Зеркалу» и «Сталкеру».

    Если вы настоящий киноман, то бросайте всё и ищите этот фильм в продаже, он стоит вашего внимания. Я очень долго не мог его разыскать, а когда я его разыскал, это был для меня как праздник.

    Оценка 9,9 из 10.

    29 июля 2007 | 11:03

    Смотрел этот фильм первый раз в то время, когда вся страна проводила все вечера на съезде народных депутатов. Клеймили партию, кричали про разруху. Все ждали выступлений самых народных и честных Собчака и Ельцина, потом все голосовали за демократию. Потом передача заканчивалась, все шумно обсуждали и шли спать. А часов в 12 ночи вдруг показывали фильмы, которые до этого не показывали вообще, запомнился Тарковский «Ностальгия».

    Смысла тогда не понял, но почувствовал ностальгию режиссера, этот фильм мог быть его предчувствием. Мне показалось, что смысл фильма не в сюжете, а в чувствах, которые он нес.

    А вообще все отзывы, которые прочел на этой странице, считаю справедливыми и очень толковыми. Написал сам просто так, то, что чувствую.

    28 мая 2009 | 19:23

    Ностальгия — это тоска по Родине или прошлому. Но какая именно тоска развивается у Горчакова во время всего сюжета?

    Познакомившись с Доменико, он всё глубже и глубже погружается в его сущность, в его идею спасения человечества от зла, в его веру в это; что и нагоняет на него ту самую неизвестную ностальгию по детству. Начав анализировать своё неясное притяжение к этому безумцу, который держал свою семью целых семь лет взаперти от «злого» мира, он словно пытается найти оправдание его словам и действиям, заявив, что только сумасшедшие знают истину и что мы, здоровые люди, должны к ним прислушаться. Мир Доменико — это детство Горчакова, из которого он вырос, потеряв веру. Тарковский будто проводит параллели между этими двумя героями, которые образуют единое целое. Доменико видит в Горчакове некий катализатор своей идеи, а Горчаков в Доменико- обретение самого себя, способ возвратиться к своим корням, где он верил. И даже не важно, во что. Главное — само чувство веры. То есть, только связав наше самое первое, детское ощущение действительности с настоящим, мы найдём своё Я и вновь научимся верить. «1+1=1»; эта надпись на стене дома безумца говорит нам о том, что всё в этой жизни- есть слагаемые только одной суммы- Бога. Что и приводит нас опять к той мысли, что и Доменико с Горчяковым — одно существо. Однако, героиню фильма личность сумасшедшего ни сколько не привлекает и веры в ней никакой нет. Чего не скажешь о её гордости, которая не позволила ей встать на колени в храме в начале фильма. Но и она у Тарковского не просто так. Он лишь хотел сказать ею обо всей абсурдности пропаганды того, во что человек верит. Другими словами: Бог должен быть в душе, а не на языке. Ведь писатель Горчаков не пытается как-то на неё повлиять, остановить её. Он просто предоставляет свою переводчицу самой себе.

    Фильм «Ностальгия» — это фильм не о тоске по Родине или по каким-то отдельным моментам прошлого, а о тоске по детству. Где все мы верили в мир без зла.

    10 из 10

    16 апреля 2012 | 17:53

    Я, честно говоря, досмотрел фильм только благодаря операторской работе. Слов нет, Джузеппе Ланче — бог. Каждый его кадр — отдельная фотография, которую можно вешать на стену и брать деньги за просмотр.

    Есть несколько сцен, достойных всяческих похвал с точки зрения режиссуры: монолог Янковского, когда он по колена в воде, сцена со свечкой, сцена в коридоре, когда Янковский по носу получает. Да в принципе любая отдельно взятая сцена хороша (одна только заминка с музыкой во время самосожжения чего стоит), но в связке все эти сцены не дали мне как зрителю практически ничего. Я все ждал, что вот-вот что-то начнется, или хоть разъяснится зачем я уже полтора часа пялюсь в экран, но не дождался.

    Фильм достаточно серьезный и глубокий, чтобы назвать его качественным, не ширпотребным. Но не достаточно внятный и, прямо скажем, банальненький (с точки зрения содержания), чтобы претендовать на Ветку.

    Что хорошо для Лопушинского, то слабовато для Тарковского.

    19 января 2011 | 13:37

    Фильм «Ностальгия», относится к позднему периоду творчества А. Тарковского. В нем отражены, как мне кажется личные переживания Тарковского о родине, которую он вынужденно покинул. Фильм конечно этот не для многочисленной аудитории, но тем не менее несомненно в нем чувствуется глубокий смысл созданный автором, который как бы сливается с многочисленными иррационалистическими образами, такими как 1+1=1 в пустом бараке, символы в воде и сама вода, к которой так неравнодушен Тарковский. Суть же этого фильма состоит в том, что человек неразлучен со своей родиной и она является часть его, а он частью своей родине. А. Горчаков не нашел себя на чужбине, душа его осталась в России и не смогла пережить разрыв с ней. Италия оказалась для него пустым и вместе с тем разрушенным храмом, не принимающим его душу. Но впрочем, что размышлять Тарковский есть Тарковский!

    29 августа 2010 | 16:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>