всё о любом фильме:

Облачный атлас

Cloud Atlas
год
страна
слоган«Всё взаимосвязано»
режиссерЛана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски
сценарийЛана Вачовски, Том Тыквер, Лилли Вачовски, ...
продюсерШтефан Арндт, Алекс Боден, Дэвид Браун, ...
операторФранк Грибе, Джон Толл
композиторРайнхольд Хайль, Джонни Клаймек, Том Тыквер
художникХью Бэйтап, Ули Ханиш, Дэниэл Чур, ...
монтажАлександр Бернер, Клаус Уэлиш
жанр фантастика, драма, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Китай  4.92 млн,    США  3.37 млн,    Россия  2.2 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время172 мин. / 02:52
Номинации:
Смотрите на ТВ:
Вторник, 27 июня в 14:20 на канале «TV1000»
Шесть историй — пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетаются между собой…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (286 030)
ожидание: 93% (37 241)
Рейтинг кинокритиков
в мире
66%
169 + 87 = 256
6.6
в России
79%
19 + 5 = 24
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас» (Cloud Atlas, 2004).
    • Один из немногих фильмов в истории, в котором три режиссера работали как команда, и каждый со своей стороны имел абсолютно равное влияние на проект.
    • На съемках Холли Берри сломала ногу.
    • Тыквер и Вачовски снимали фильм параллельно, используя отдельные съемочные группы. Вачовски работали, в основном, над съемками эпизодов из будущего и историей XIX века, а Том Тыквер занимался режиссурой сюжетов, разворачивающихся в нашем времени, 30-х и 70-х годах.
    • В 2005 году, во время съемок ««V» значит Вендетта» (2006) в Лондоне, актриса Натали Портман дала копию оригинального романа Лане Вачовски, и он ее сильно заинтересовал. Год спустя Вачовски написали первый черновой вариант сценария. Друг Ланы Вачовски и Лилли Вачовски — Том Тыквер, был приглашен для совместной работы над проектом, и следующие два года они дорабатывали сценарий, помня замечания автора книги, Дэвида Митчелла, и одновременно искали международных инвесторов. Все эти годы Портман была обещана роль «Sonmi-451», но ей пришлось отказаться в последний момент в связи с беременностью.
    • Джеймс МакЭвой и Иэн МакКеллен рассматривались на роль в фильме.
    • В какой-то момент на съемочной площадке Том Хэнкс начал называть Лану Вачовски и Лилли Вачовски (на момент съемок Энди) – «Мама и Папа», потому что они очень хорошо сработались и были отличными лидерами, как для актеров, так и для съемочной команды.
    • Номер апартаментов Луизы Рэй — 451, это намек на Сонми-451. Оба персонажа берут на себя огромный риск в борьбе с несправедливостью.
    • Первый фильм Вачовски после «Связь» (1996), по которому не будут делать компьютерную игру.
    • Несмотря на близкие отношения Роберта и Руфуса в фильме, они на самом деле ни разу не говорят друг с другом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Все актеры имеют несколько ролей в фильме, охватывающих разное время, расы и даже пол. Это было достигнуто благодаря пластическому гриму, богатой костюмерной и жесткими временными рамками на переход между ролями для актеров. К примеру, Холли Берри рассказала об опыте съемок в образе еврейской женщины 1930-х годов под руководством Тома Тыквера в один день, потом быстрый переход к женщине из древнего племени под руководством Ланы Вачовски и Лилли Вачовски в следующий день, а затем еще переход к образу репортера 1970-х, и все эти смены образа шли одна за другой без перерывов.
    • Во время съемок режиссеры просили актеров воспринимать свои роли как «генетические деформации», а не как ряд отдельных частей, изменения в одной из которых влияют на другие.
    • еще 9 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Персонаж из 1973 года говорит, что его рейс был отменен из-за забастовки диспетчеров. Единственная забастовка авиадиспетчеров за всю историю США была в 1981 году.
    • В 1973 году один и тот же желтый автомобиль с черной полосой (предположительно Chevrolet Vega) появляется в двух различных кадрах.
    • В 1849 году в Сан-Франциско прислуга состоит из рабов. Калифорния никогда не была рабовладельческим штатом.
    • В самом начале фильма, листовка, подсунутая под дворники автомобиля лежит по-разному в разных кадрах.
    • В сцене, где герои застревают в лифте, портфель мужчины в разных кадрах лежит по-разному.
    • еще 2 ошибки
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 18366 постов в Блогосфере>
    сортировать:
    по рейтингу
    по дате
    по имени пользователя

    Пожилой мужчина с живописным шрамом рассказывает истории из своих прошлых жизней, сидя на пляже, у костра, и удивительно метко ругая силы природы и долгое ожидание, весьма некстати сопутствовавшие московской премьере «Атласа». Давным-давно молодой адвокат спас беглого раба. Накануне второй мировой талантливый музыкант убегает от любовника, служить секретарем гениального композитора. В семьдесят третьем году настырная журналистка стремится докопаться до правды о суровом мире ядерной энергетики. В две тысячи двенадцатом незадачливый издатель ловит удачу и неудачу за хвост. В недалеком будущем девушку-фабриката, прислугу из Нео-Сеула допрашивает лысый инфернальный следователь на предмет желаний странного. Спустя еще сотню лет к дикарям на остров приплывает катер самого футуристичного вида, и одетая в белое девушка рассказывает немытым робинзонам о термоядерных реакциях. Все истории связаны между собой, все они — о любви, о жертве, о свободе, а также о границах и последствиях этой свободы. О том, что революция духа невозможна без самопожертвования, а эволюция невозможна без боли и страданий.

    Что есть время? Река, текущая во все стороны сразу. Стихия, которую невозможно обуздать или победить — она накатывает волнами, разрушая и сохраняя, уничтожая и восстанавливая вновь. Ни прошлого, ни будущего не существует, есть лишь бесконечное «сейчас». Единение поколений осуществляется через искусство, будь то музыка, кино или литература. История материальна, она на расстоянии вытянутой руки — до нее можно дотянуться через симфонию гения, к ней можно прикоснуться через пожелтевшую бумагу с расплывшимися строчками. «Облачный атлас» — это кино о круговороте жизни, любви, искусства и свободы. Последняя живет в мелодиях, во взглядах, в убеждениях и решениях. Свобода противостоять навязанным догмам. Свобода творить и наслаждаться. Свобода быть самим собой и быть свободным от себя. В каждом есть как великое добро, так и великое зло, жизнь — вечная борьба между адом и раем. Череда смертей и перерождений, сражение мертвого Порядка с полным жизни Хаосом. «Облачный атлас» — это кино о выборе как фундаментальной основе всего — и выбор делается не единожды, его приходится делать ежесекундно, каждый квант времени.

    История дружбы между адвокатом и чернокожим матросом — это рассказ о свободе выбора. Когда опыт диктует то, кем ты являешься, и ты готов сражаться за себя. Зарисовка о тандеме композиторов — это притча о жертве, которую требует вечная жизнь, жизнь в искусстве. Случай из жизни журналистки тоже демонстрирует жертву, жертву за правду, демонстрирует значимость внутреннего стержня и неприемлемости отступления. Карикатурная современность — краткая передышка, сейчас все смешно и невзаправду, сейчас — это лишь вечный побег из богадельни в бар. Пост-апокалипсис диаметрально разных дикарей и «провидцев», последних детей агонизирующей цивилизации — это история о свободе от внутреннего демона, силе, которая требуется, чтобы поступать правильно, даже если это невероятно трудно. А мир, представленный Нео-Сеулом, по-настоящему страшен, хоть и схематичен в революционной прямолинейности. Ведь зло начинается именно там, где на людей начинают смотреть, как на вещи. И пусть оруэлловщина через зловещее потребление — это не слишком свежо, таранная наглость в озвучивании — да, несколько устаревших истин — всегда обаятельно отличала проекты Вачовски. Претенциозное, амбициозное кино подкупает изящным извинением за флешбеки и флешфорварды. Юмористически гениальным решением проблемы критики. Умелым самоцитированием и самоиронией, не скатывающейся в самопародию. Диагнозом «киска» и портретом Солженицына, перечеркнутым надписью «banned». Оммажи множеству вещей не резки, не вызывающи и не заигрывают с публикой — они проступают деталями, силуэтом в сумерках. Каждая история линейна, однако конечный результат превосходит сумму слагаемых. Гармония.

    Наверное, нелепо говорить о техническом совершенстве, однако не упомянуть было бы преступлением. «Облачный атлас» выглядит безупречно — не столько даже за счет нетривиальных инженерных решений и красивейшей постановки, его магия — в рваном ритме монтажных фраз, в динамичной хлесткости переключения между историями. Фильм держит на крючке, водит за нос, со сверхъестественным чувством правильного момента выдавая именно то, что необходимо сейчас, что интереснее всего в конкретную секунду. Кабацкий мордобой сменяется виртуозной игрой на фортепьяно, добрая сальная шутка сменяется пафосным разговором о жизни после смерти, редкий, но едкий натурализм уступает невинному фетишизму. Поиск бога оканчивается на дне стакана, на вершине горы, в неумолимо черном дуле пистолета, внутри самого себя. Эволюция человечества осуществляется через эволюцию человека. Каждый из режиссеров привносит что-то свое, авторское, выстраданное и ценное, но при этом никто не перетягивает одеяло на себя — редкого качества симбиоз. И шестеро людей, благодаря которым все стало возможно — шестеро героев, меняющих амплуа, но не меняющих место в кропотливо выстроенном символизме — деструктивный Уивинг, щеголяющий то моноклем, то шевелюрой, то маникюром или макияжем, то зловеще черными перчатками; созидательная Берри; игривый Уишоу; бестолковый Грант; эволюционирующий Хэнкс. Кто-то выплывает в чужих историях случайным гостем, показывая гипнотическую, едва уловимую взаимосвязь времен. А кто-то меняется кардинально, символизируя черты описываемого века.

    Пожалуй, единственное, что можно инкриминировать «Атласу» — стремление проговорить идеи вслух, когда они уже были исчерпывающе решены на уровне сюжета. Но и только. Здесь каждый кадр — это стоп-кадр, готовый постер, а каждая фраза — афоризм. Фильм будут, как и Матрицу в свое время, изучать под микроскопом, выискивая несуществующие достоинства и сомнительные недостатки. Его будут любить и ненавидеть, о нем будут много и со вкусом говорить — но главное остается главным, «Облачный атлас» — отличное кино, увлекательное, амбициозное и дьявольски красивое. Исполненное не только с умением, но и с любовью — а это, как известно, важнее всего.

    2 ноября 2012 | 04:06

    «Облачный атлас» — это один из самых ожидаемых, обсуждаемых и неоднозначных кинопроектов 2012 года. Это очень специфический и я бы даже сказал странный фильм. Для того чтобы в этом убедиться достаточно взглянуть на крайне необычную ситуацию в оценках критиков и зрителей. Обратите внимание на то, что в большинстве своем подобные экспериментальные проекты воспринимаются кинокритиками с восторгом, а зрители же наоборот относятся к таким фильмам прохладно и с непониманием. «Облачный атлас» же наоборот не снискал теплых отзывов у профессиональных критиков (согласно многим газетам и сайтам отношение критиков характеризуется как «смешанное»), но был восторженно воспринят зрительской аудиторией. Вот такой вот феномен (сразу скажу, что мне в отличие от большинства моих коллег-критиков этот фильм очень понравился).

    Давайте же выясним, чем объясняется подобный феномен и стоит ли Вам смотреть этот фильм. Для этого проанализируем некоторые его специфические черты.

    1. Невероятный, многоярусный и запутанный сюжет. Сразу скажу, что о сюжете данного фильма можно написать отдельную рецензию и даже научную работу. Ведь кратко описать всё то, что происходит на экране за 3 часа хронометража просто невозможно. Для ознакомления скажу, что действие фильма развивается в шести временных плоскостях: в 19 веке, в 30-х и 70-х годах 20 века, в наши дни, в 22 веке, в далеком будущем и очень-очень далеком постапокалипсическом будущем. Причём главные действующие лица везде одни и те же, но в разном облике. То есть речь идёт о перерождении души в разных местах и эпохах. Таким образом «Олачный атлас» представляет собой своеобразный клубок, который нам предстоит распутать, или, если хотите, кубик Рубика, который зрителю предстоит собрать. Конечно, у меня как у требовательного и внимательного зрителя осталось к создателям фильма множество вопросов, но я думаю, что смогу их разрешить, пересмотрев сам фильм. Стоит сказать, что действие, происходящее на экране очень захватывает и вполне могло бы вылиться в шесть самостоятельных добротных фильмов. Если говорить о жанровой принадлежности данной картины, то тут всё очень разнообразно. Фильм охватывает такие жанры как фантастика, драма, мелодрама, детектив, включает в себя элементы триллера и даже серьёзные комедийные вставки. В общем, смотреть «Облачный атлас» действительно очень интересно. Также стоит сказать о серьёзной смысловой и философской нагрузке. В фильме затрагиваются следующие аспекты: любовь и её природа, вдохновение и его источники, душа и её вечность, призвание, смысл жизни, а также злободневные проблемы, будь то нетрадиционная любовь или же расовые предрассудки. Таким образом «Облачный атлас» — это очень глубокий и очень специфический фильм.

    2. Потрясающая атмосфера и красивое, даже волшебное изображение. Подумать только бюджет этого фильма — какие-то жалкие (а по масштабам современного кинобизнеса это действительно так) 100 миллионов долларов! Эта картина выглядит минимум миллионов на 250. А если учесть, что огромный процент от этих денег ушёл на оплату работы многочисленных актеров и перемещение по съемочным локациям, то на сам фильм ушло денег совсем немного. И это пример того, как нужно правильно тратить эти деньги (создатели четвертых «Пиратов» — учитесь!). Изображение просто кристально чистое, все шесть миров тщательно проработаны, все детали учтены. Отдельно хочу похвалить проработку будущего в фильме — мир, созданный в этом фильме, может смело конкурировать с незабвенным «Аватаром». А как всё красиво! Изображение на экране просто волшебно. Космос, звёзды, полеты, предзакатное небо, морские волны и корабли, горы и невероятные фантастические конструкции — всё это в рамках одного фильма. Браво!

    3. Умопомрачительный, блестящий актерский ансамбль. Это что-то с чем то! Те, кто уже решил идти на этот фильм, настоятельно рекомендую вам, дождаться финальных титров и увидеть соотношение актеров и персонажей. И я думаю, Вы будете поражены, ведь каждый актер играет в фильме минимум три роли, а некоторые и того больше и их игра настолько восхитительна, а грим настолько сложен, что многих из них практически невозможно узнать. Сразу же скажу, что все награды 2012 года за актерский ансамбль, коллектив или актерский состав будут у «Облачного атласа». Персональные награды этот фильм навряд ли получит, так как он слишком необычный. Отдельной похвалы заслуживают великолепный Том Хэнкс и удивительная Холли Берри, для которых «Облачный атлас» стал одним из самых удачных проектов за последний годы. Также похвалю Джима Броудбента, Хьюго Уивинга, Бена Уишоу, Хью Гранта и восхитительную Сьюзен Сарандон, чьё мастерство перевоплощения просто поразительно. К тому же данный фильм открывает нам новую звезду — Пэ Дуна. В общем, актеры на высшем уровне.

    4. Невероятные спецэффекты, достойная музыка и восхитительная работа гримеров. Не буду раскрывать этот пункт, скажу только, что я ещё никогда не видел грима и спецэффектов, способных ТАК изменить внешность человека… Я просто в шоке.

    Отдельно хочу похвалить замечательных режиссеров Лану и Энди (так и хочется сказать — братьев) Вачовски и Тома Тыквера за то, что они втроем сумели сделать такой интересный идейный фильм. Очень часто, когда у руля проекта стоят несколько режиссеров, то фильм получается неравнозначным и разнородным, так как чувствуется борьба между режиссерами за пальму первенства в проекте. Здесь же этого нет — фильм получился очень цельным и идейным.

    В общем, «Облачный атлас» — это фильм, который подобно упомянутому мною выше «Аватару» будут обсуждать не один год. Причём точки зрения людей будут самыми разными: кто-то будет восхищаться, кто-то — осуждать, но безразличных к данному фильму не останется. Лично мне для полного осознания «Облачного атласа» однозначно потребуется несколько дополнительных просмотров, ведь за один раз понять всё то, что происходит за эти три часа в рамках этого фильма просто невозможно. К тому же мне очень хочется ещё раз насладиться мастерством перевоплощения актеров, так как очень многих из них с их серьёзно измененной внешностью я просто не узнал.

    Кому порекомендовать этот фильм? А) Всем тем, кто сможет высидеть в кинотеатре 3 часа, буквально до последней секунды полностью не понимая сути происходящего на экране. Б) Всем любителям запутанных и многослойных фильмов, с серьёзной философской «начинкой». В) Пожалуй, каждому уважающему себя киноману, ведь «Облачный атлас» — это нечто качественно новое в мире кинобизнеса, фильм, который рушит очень многие привычные стандарты и застоявшиеся традиции кинематографа.

    Желаю Вам приятного просмотра!

    3 ноября 2012 | 14:42

    Уже давно не видела столь необычного фильма. Фильма, который длился бы почти три часа и при этом не позволял потерять к нему интерес. «Облачный атлас» — это абсолютно необычное кино, заставляющее выпасть из нашего времени и погрузиться в перипетии судеб нескольких душ, ходящих по кругу из столетия в столетие.

    Шесть историй, соединенных единой канвой, которая, впрочем, становится понятной далеко не сразу, предстают перед нами, ставя множество жизненных вопросов.

    История Адама Юинга.

    «Что есть любой океан, как не множество капель?»

    Девятнадцатый век. Корабль в море. Молодой юрист, спасающий от смерти темнокожего раба Отуа. Этот кусок — приключенческая драма, демонстрирующая нам пороки и добродетели, сопровождающие человечество со времен его существования: предательство и преданность. Если бы не эта история, я бы никогда не задумалась над тем, что убийство может быть не единовременным процессом. Можно убить, а можно убивать. Вся низость человеческой натуры обнажается в образе доктора, польстившегося на золото.

    Дэвид Гяси — его имя было незнакомо мне прежде, но образ могучего темнокожего раба с огромным сердцем удался ему на славу. Веришь безоговорочно.

    История Роберта Фробишера.

    «Наполовину прочтенная повесть — как любовь, брошенная на полдороге».

    30-ые годы ХХ века. Молодой композитор, страстно влюбленный в своего друга — ученого-физика Руфуса Сиксмита. В любом другом виде такая история не привлекла бы мое внимание, но здесь эти отношения были поданы на удивление эстетично и трогательно, заставляя думать именно о душах героев, а не о их принадлежности к определенному полу или социальному слою. Перед нами разворачивается историческая драма, где снова найдется место зависти и алчности.

    Бен Уишоу в роли молодого повесы с запятнанной репутацией смотрелся очень органично. Его герою искренне сочувствуешь, не обращая внимание на какие-либо условности.

    Это история о творческом даровании, которое не находит признания, потому что мы, люди, живем в вечном плену условностей, всегда встречая по одежке и очень редко провожая по уму, если одежка нам не приглянулась.

    Я не специалист по оружию, но почему-то мне кажется, что после выстрела в голову обнимать ее кто-либо уже не сможет. Впрочем, у создателей «Облачного атласа» на этот счет иное мнение. Зато вышла очень трогательная сцена.

    История Луизы Рей.

    «Ради журналистских принципов мой отец не боялся ни минных полей на болотах, ни генеральского гнева. Если я поступлю иначе, я перестану себя уважать».

    70-ые годы ХХ века. Молодая принципиальная журналистка берется за расследование дела, которое может стоить ей жизни. Эта часть больше похожа на смесь остросюжетного боевика и триллера.

    Холли Бэрри входит в тройку актеров, буквально вынесших это кино на своих плечах. Ее Луиза женственна и несгибаема, умна и необычайно энергична. И пусть любовная нить здесь является лишь наметкой, все равно история заслуживает всяческих похвал, потому что ставит перед зрителем извечный вопрос: готов ли ты рискнуть своим будущим ради будущего остальных? «Смелость города берет», — это про нее, про Луизу Рей.

    История Тимоти Кавендиша.

    «Ну а теперь адье, что в дословном переводе с французского означает «предстань перед Богом».

    Наши дни. Эксцентричный старик, погрязший в долгах и сильно досадивший собственному брату. Это немного странная история, отличная от остальных, наполнена юмором и является, скорее уж трагикомедией.

    Джим Броудбент был, мягко говоря, не самым симпатичным пожилым человеком, но его стремление отстоять свое право на свободу действий вызывает уважение. Это триумф и смех одновременно. Странно, но безумная компания стариков, угоняющая машину, почему-то заставляет болеть за них всей душой.

    История Сонми 451.

    «Истина всегда одна. Любые ее искажения — это ложь».

    2144 год. Корея. Мир разделен на тех, кого именуют чистокровными, и фабрикатов — клонов, созданных людьми, чтобы удовлетворять их потребности. Эта часть, пожалуй, самая сильная из всех. По своему жанру история Сонми — любовная антиутопия. Здесь нам демонстрируют мир будущего, мир общества потребителей, который, впрочем, все равно вскоре будет разрушен. История Сонми и Хе Джу Чена — это история борьбы за свободу и равенство, борьбы за любовь и возможность жить в мире без условностей. Эта история, хоть в отличие от предыдущих и демонстрирует любовь во всей ее силе, все же является самой жестокой. Не из-за крови, а именно из-за вселяющегося в душу страха.

    Джим Стерджесс и Пэ Дуна, сугубо на мой взгляд, заслужили аплодисменты стоя. Столько чувств, нежности посреди фантасмагорического безумства!

    История Захари.

    «Жажда большего всегда сильнее мудрости».

    Мир постапокалипсиса. Захари — житель мирного племени, но помимо этого, он трус, неспособный пожертвовать собой, как его богиня Сонми, которой он поклоняется. С появлением провидицы Мероним у Захари появляется шанс искупить свой грех, перестав бездействовать. Эта часть — фантастическая драма, демонстрирующая нам, как быстро люди забывают собственную историю и как легко создают собственных богов.

    Том Хэнкс и Холли Бэрри — это дуэт, вселяющий надежду. Они выглядят как два атланта, способных удержать на своих плечах любой груз. Продуманная и необычайно слаженная игра.

    Связать воедино столько историй, совместить столько жанров. Казалось бы, это просто невозможно, но Вачовски и Тыкверу удалось.

    «Облачный атлас» — это красивый фильм, позволяющий понять, что трактовка жизни и смерти — философская проблема, требующая от нас открытости разума и отсутствия страха. Не могу сказать, что уверовала в реинкарнацию, но с тем, что тело — лишь физическая оболочка, соглашусь полностью. Этот фильм говорит о том, что в жизни мы никогда не бываем одиноки: сотни воплощений одной души в бесконечном круговороте. Бесконечные жизни, бесконечные встречи. Любовь, переживающая время. Смерть как начало чего-то нового. Мы все связаны единой цепью.

    «Облачный атлас» — это оригинальная философская концепция, блестяще воплощенная на экране. Это кино для мыслящей и терпеливой аудитории.

    P.S. Спасибо за то, что был рядом, Саша! В этом мире наша встреча точно не была случайностью.

    13 ноября 2012 | 22:26

    Предисловие. Есть мнение, что два типа людей («читал» и «не читал» книгу-источник) по-разному оценивают продукты кинематографа, снятые на литоснове. Скажу сразу, книгу Дэвида Митчелла 8-летней давности я не читал — теперь, кстати, есть такая идея. Далее приступим к рецензии.

    6 историй. 6 эпох от середины XIX столетия до потрепанного глобальной катастрофой будущего. Множество персонажей со своими судьбами и чаяниями. Юрист Юинг, во время морского путешествия спасающий беглого раба и вступающий в схватку со странным недугом. Молодой композитор Роберт с нетрадиционной ориентацией, пламенно отдающий себя творчеству и вставший на путь конфликта со старым метром, присвоившим себе полное авторство их совместной работы секстета «Облачный атлас». Храбрая журналистка Луиза, ввязавшаяся в опасное расследование. Престарелый издатель Тимоти, бегущий от криминальных происков и оказавшийся в доме для престарелых особо строгого режима. Девушка-клон Сонми, неожиданно оказавшаяся на самом острие революционного движения в мире, где все люди поделены на два неравноправных класса. И, наконец, дикарь Захри из постапокалиптического «послезавтра», принявшего в свой дом женщину из более развитой цивилизации, пришедшую на его землю с таинственной миссией. И главное, что объединяет всех этих персонажей, то, что они, по сути, одни и те же люди. Реинкарнации одних и тех же душ.

    Стоит отметить, что я совсем не разделяю предлагаемой в «Облачном атласе» философии, однако нельзя не сказать, что данная концепция помогла создать чрезвычайно любопытный, разноплановый и масштабный фильм. В предлагаемом меню, как вы поняли, БОЛЬШОЕ разнообразие. Нам показывают попеременно то фантастический боевик, то триллер-детектив, то драму с налетом небезызвестной «Горбатой горы». Смотрится наш интересный винегрет при этом довольно органично, но, с другой стороны, вызывает определенные претензии ко всей местной нестандартности. Подача истории представляет собой краткие эпизоды из разных сюжетных линий размером примерно от десятка секунд до 5 минут, что не особо легко для восприятия (пусть «эпизоды» и не обладают хитросплетениями, допустим, «Анонима» — но их же 6 штук!). Хотя я смотрел довольно внимательно и делал краткие записи (насколько это возможно в темноте) у меня возникло довольно сюжетных вопросов, и нельзя сейчас точно сказать: проморгал ли я ту или иную реплику или же лишние объяснения просто не вместились и в без того титанический хронометраж. Подход, в общем, интересный, но не всем может понравиться.

    Идейная составляющая «Облачного атласа» обширна и занимает в картине главенствующее место. Иной раз вообще может показаться, что вслух говорится излишне много. Фильм можно просто растащить на кучу философских цитат, т. к. говорят на глубокие темы довольно много, и сюжетными событиями подкреплять не боятся. Главная тема картины — это само бытие. Человек определяется как «не хозяин своей жизни, т. к. его существование тесно переплетено с прошлым и будущим, в которых жила и будет жить бессмертная душа». В контексте мироздания все связано, утверждает фильм. За зло приходит зло, за добро получаешь тем же. Помог чернокожему обрести вожделенную свободу — получил от него сторицей. Таким образом, получается, что природа нашего существования связана с нашими поступками, уходящими в вечность. При этом, нельзя сказать, что отдельный человек ничтожество, песчинка перед лицом Вечности, ведь, как говорит один из героев: «Что есть океан, если не множество капель?» Провозгласив всю эту взаимосвязанность и великую силу самой жизни, «Облачный атлас» ближе к концу откроет еще одну из своих тайн: «Любые границы условны». Другой наиболее яркой темой фильма стала тема свободы. Герои будут отстаивать свои интересы и бороться за собственные права, вспомнят и нашего покойного А. И. Солженицына, которого знают и запрещают за идейную составляющую даже в футуристической неоновой Корее. Что еще сказать к этому? «Часто свобода лишь девиз. По-настоящему понимаешь ее, только потеряв». В «Атласе» можно найти и много другой пищи для ума — уж ей-то картина богата. Основные «мотивы» же я выделил.

    Разобравшись с содержанием,е прейдем к постановке. Со зрелищностью у фильма особых проблем нет — смотрится «Атлас» довольно легко, хоть и мозг приходится часто напрягать. Не заскучаешь: исследование калейдоскопа ситуаций и миров, плюс отличная актерская игра делают свое дело в драме. Качественные спецэффекты и постановка украшают моменты экшена. Картинка, будь то антураж неоновых небоскребов или загадочных джунглей, смотрится отлично. Являясь фильмом с оглядкой на глубокое содержание, «Атлас» может завлечь даже любителей «попкорн-муви», пусть, это и, конечно, кино для другой аудитории. В картине не так часто, но метко встречается юмор. За эту составляющую — плюс. Про музыку же можно сказать примерно так: удачно, атмосферно, красиво.

    Актерская составляющая, которую уже хвалили выше, интересна еще и тем, что одни и те же любимые актеры проходят новые и новые визуальные перевоплощения, играя таких разных, но таких похожих героев. Чего стоит один Хьюго Уивинг, выступающий то в качестве «местного агента Смита» Билла Смоука, то в роли инфернального и загадочного существа Джорджи, а то и как вредная тетка сестра Нокс из дома престарелых.

    С возрастным рейтингом и «взрослостью» обошлись довольно логично. Фильм снимали взрослый и серьезный. Поэтому наличествует и кровь, и секс, но, так сказать, «без фанатизма».

    В итоге мы имеем прелюбопытнейший проект. Оригинальность повествования, глубокий философский пласт, первоклассные актеры и качественная постановка выделяют «Атлас» из множества множеств других проектов. Конечно, он не без художественных недостатков. Способ повествования может показаться вам слишком нестандартным и сложным. Например, откуда взялся этот старый Джорджи, периодически являющийся Закри, никак особо не объясняется (хоть в книге ищи — там-то, наверное, все есть). Лично мне бы хотелось посмотреть эту картину еще раз. Разобраться в ее идейной составляющей, увидеть те пласты, которые в первый раз заметить не получилось. «Облачный атлас» — заметное событие в кинематографе. Он словно «Война и мир» Льва Толстого, которая не хочет обыгрывать какие-то узкие тематические рамки, а сразу старается дойти «до самой сути», ухватить саму жизнь в ее величие и разнообразии.

    2 ноября 2012 | 16:45

    Идя в кино, я не предполагала, что после просмотра фильма скажу нечто подобное. Но видимо на данном этапе моей жизни — это лучшее кино, которое я посмотрела в кинотеатре. Совершенно нереально соединить воедино все мысли относительно фильма, но однозначно это великолепное и фееричное зрелище. Ничего подобного я не помню, возможно через некоторое время восхищение мое поутихнет, но точно скажу — то что я чувствую в данный момент, оно того стоит.

    Так в чем же все волшебство? Не иначе как в самой истории. Тема реинкарнаций душ всегда меня интересовала и воодушевляла, дарила некую надежду, что после не последует пустоты. И лично для меня, увидеть такой фильм — большой подарок. Это фильм из разряда тех, в которых нужно внимательно следить за действием, ведь в одном моменте мы видим историю о музыканте, а в следующий момент уже история о девушке из будущего, а следом история о журналистке. Шесть историй из разного времени, такие разные судьбы, но при этом одна и та же душа. Шесть историй, которые невероятно различные, но все объединены сильным духом свободы, и связанных между собой крепче, чем кажется на первый взгляд. И непреодолимое желание рассказать о них всех, они мне все приглянулись, просто какие-то меньше, итак по порядку моих предпочтений:

    История N 1. Долго выбирая, история Сонми-451 произвела на меня наибольшее впечатление. Даже трудно сказать, что в ней плохо, в ней совершенно нет изъянов. Невероятно пугающая бесчеловечность «чистокровных», заставляет задуматься над тем, что пороки человечества со временем все более прогрессируют, и это вселяет глубокое отвращение. А подобострастная жизнь «фабрикатов» — это же возвращение к тому, от чего совсем не так давно мир избавился — обратно к рабству, но в более устрашающей его форме. И такие бесстрашные поступки Сонми меня заставляют восхищаться этим персонажем.

    История N 2. Это невообразимо красивая история композитора Роберта Фробишера. Это история о жертвенности и о невероятной преданности своему делу — музыке, настолько сильной, что за нее не жалко отдать все, что у тебя есть. И, конечно, история большой любви, какой бы она не была, но это были самые настоящие чувства. А секстет «Облачный атлас» это и в правду прекрасная мелодия, и она пропитана не только эмоциями этой истории, именно она олицетворяет настрой всего фильма — духом свободы, страстью и невероятной трагичностью.

    История N 3. «Тихоокеанский дневник Адама Юинга». Это история истинной дружбы и предательства. Немыслимая дружба для тех лет, между человеком из высшего общества и чернокожим рабом, и мнимая дружба людей одного положения в обществе. Но как видимо положение в обществе — это еще не показатель моральных устоев человека. Порой, человек, находящийся на нижней ступени общества являет собой безгранично преданного, верного, честного, откровенного и бескорыстного в отличие от индивида, находящегося на несколько ступеней выше. И это явление не такая уж и редкость.

    История N 4. История «Переправа возле Слуши». Относительно этой истории у меня немало вопросов и недопониманий, но все это меркнет по сравнению с трагизмом всей истории. Это мир после ядерной войны, это то, к чему человечество само себя привело — из цивилизованного мира оно оттолкнуло себя же обратно, на тысячи лет назад. Все потерять из-за собственной корысти, алчности и злобы, все разрушить, что строилось веками. Во время каждой сцены из этой истории я могла думать только об этом. Меня не столько интересовал сам герой, его действия, выбор пути, как именно мои назойливые мысли относительно мира, в котором он живет.

    История N 5. Страшный Суд Тимоти Кавендиша отличается от остальных историй, ведь предыдущие истории объединяет одна и та же душа, а в этой истории речь не о ней. Но, не смотря на это, она имеет большое влияние на жизни нескольких людей в будущем. Именно тут видно огромное стремление к свободе, и независимо, сколько тебе лет, свобода — это то, что дает нам силы жить и стремиться к чему-либо.

    История N 6. История о журналистке Луизе Рей. Почему то именно эта история мне меньше всего понравилась, и вроде бы в ней все хорошо и интересно: и страстное желание докопаться до истины, и смелые поступки девушки, и вера в собственную правоту. Даже не могу точно сказать, что именно меня смущает. Но вот не зацепило, и ничего не поделать, бывают в жизни огорчения. Скорее всего, дело в том, что сам сюжет уже не нов, подобные истории мы не раз видели и в других фильмах, и в данную историю не привнесли ничего нового.

    И просто потрясающая игра актеров! Сыграть по несколько персонажей, и всех с разными характерами, разной внешностью. В этом фильме огромное количество бескрайне талантливых актеров, которые еще больше украсили фильм. Хотя стоит отдать должное гриму, это точно, что-то невероятное! Постоянно восхищаться про себя: «Боже, это что Холли Берри сейчас была?», «Быть того не может, но по-моему это Хью Грант в роли аборигена!» или «Неужели это снова Хьюго Увинг в роли злодея?!». А после титров еще увидеть, что стольких я не узнала или не заметила, все это смесь неподдельного удивления и восхищения гримом и актерским мастерством.

    Весь фильм — это немыслимо красивое, абсолютно чарующее и волшебное зрелище. Это не просто красивая картинка, это вещь со смыслом, с глубоким и совершенным. И весь фильм звучит эта раздирающая душу, восхитительная, великолепная музыка! Нет никаких сомнений, я влюблена в этом фильм, на всю оставшуюся жизнь.

    10 из 10

    8 ноября 2012 | 00:08

    «Но что есть любой океан, как не множество капель?»

    Об «Облачном атласе» практически невозможно говорить с теми, кто его не смотрел и можно говорить до бесконечности с посмотревшими его. И всё дело, наверное, в том, что данный фильм — это произведение, выходящее за рамки привычных для нас представлений о кино. «Облачный атлас» — это один из тех редких фильмов, которые способны достучаться до сердца, коснуться каждого оголенного нерва. Он о вере и надежде. О великой силе любви. О том, что одно желание способно изменить мир. Это красивая история, и она о каждом из нас.

    Я особенно уважаю фильмы, построенные на некой философской концепции бытия. Когда режиссёр или сценарист дают волю своему воображению на философскую тему, получается маленькая история размером с Вселенную, в пространстве которой зависаешь надолго после просмотра. «Облачный атлас» — понятие само по себе немного философское. Как такого атласа карт облаков в природе нет, ведь форма облаков это то, что рисует наше воображение. Облачный атлас — просто мир грёз, реальностей. И лишь конец фильма даёт полностью осознать, что подразумевает под собой данное словосочетанием. «Облачный атлас» пусть он и может быть всего лишь облаками, летящими по небу или загадочной мелодией, которую вы откуда-то знаете, но в любом случае это нечто невероятное и изумительное.

    «Облачный атлас» оказался фильмом с очень изящной структурой, чей просмотр похож на восхождение по крутой лестнице, где подъем даётся непросто и на каждой ступеньке лежит препятствие, но на самой наивысшей ступени можно увидеть удивительную картину, которая поражает воображение своим размахом и силой. И если мы привыкли, что главный персонаж фильма или книги — это один человек, то в данном случае придется пересмотреть стереотипы восприятия, ибо главных героев здесь будет намного больше ожидаемого. Собственно, такую лестницу представляют шесть историй. И каждая из этих историй, обрывается в момент, когда вы меньше всего этого ожидаете, тогда, когда вы уже успели полюбить героя, проникнуться им, в какой-то степени узнать его и понять. И вот резкий переход, и перед вами уже совершенно новый герой. Остается послевкусие, недосказанность, волнение, интрига, желание узнать, что же будет дальше. Начинаешь смотреть одну историю, и вдруг она прерывается, дабы дать начало следующей. И именно такое распределение историй и вызывает не то чтобы недовольство, а недопонимание того что происходит на экране. Конечно же, вся суть этого трёхчасового повествования таится в конце. И то маловероятно, что с первого просмотра зрителю удастся полностью разглядеть всю сущность данного повествования, проникнуться им, найти ответы на все заданные вопросы и сложить воедино как мозаику шесть сюжетных линий и получить картину невероятной силы и красоты.

    Фильм предоставляет шесть отдельных историй, которые на первый взгляд совершенно ничем не связаны, будто бы смотришь несколько фильмов сразу. Сюжет «Облачного атласа», поднимаясь от ступени к ступени, показывает нам разные эпохи человеческого развития. Первая история ведётся от лица американского адвоката Адама Юинга, чьими глазами в начале фильма мы видим заселение Австралии (середина 19 века). Вторая же история повествуется через письма молодого и талантливого композитора Роберта Фробишера (30-е годы 20 века). Третья от журналистки Луизы Рей, которая ведёт расследование по делу построения АЭС (70-е годы 20 века). Четвертая, самая нелепая и смешная история, от пожилого издателя Тимоти Кавендиша, над которым решил поиздеваться его собственный брат (наши дни). Пятая история повествуется нам через интервью с клоном Сонми — 451 (будущее). Шестая, самая последняя, ведётся в далёком будущем от козопаса Закри, когда уже пали все цивилизации, существующие в мире. Каждая из этих историй подаётся в отличительном стиле и каждая из них обладает своей собственной формой подачи.

    Эти шесть историй — это шесть лоскутков разного цвета, но из одного материала. Они сшиты вместе прочной нитью и затянуты невероятно тугим узлом взаимосвязей, которые практически никогда не выходят на поверхность. Они совершенно разные, абсолютно непохожие друг на друга, но связанные мистическим, непостижимым и духовным образом и эта связь никогда не предстает перед зрителем открыто, только незаметными отголосками и мелкими деталями, но она гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Атмосфера каждой эпохи вырисована очень ярко и убедительно. За эти шесть историй зритель имеет возможность совершить путешествие из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее и наоборот.

    Главная прелесть сюжета состоит в том, то каким образом совпадают ключевые моменты развития жизненного сценария разных людей, как у них происходит непрекращающийся повтор душевных метаний и нахождений истин. Главная концепция фильма подразумевает, что у души нет выбора: она снова и снова будет проживать одно и то же, возвращаясь в разных обличьях. И как бы ни была полна страданий и мучений ее жизнь, следует воспринимать это как должное и необратимое.

    Первая линия фильма — это, прежде всего линия любви. Кажется, что она незаметная, но именно благодаря ней цикл становится законченным и возможно новое перерождение. Это хорошо видно из истории героини Сонми. Если бы она не любила, она не создала бы более изменённый мир, где чувство дружбы и любви стоит выше предубеждений и верований. Вторая же линия вытекает из желания человека изменить и подстроить мир под себя, что можно разглядеть в той или иной степени в каждой из шести историй. Именно поэтому цикл повторяется снова и снова. От племён, которые не знакомы с цивилизацией, но уже знающие, что такое рабство, до той стадии, где всё погибнет и станет хаосом.

    «Облачный атлас» — это великолепно снятое, гениальное произведение с глубоким смысловым подтекстом, с оригинальным расслоением времён и сюжетов. Удивительный фильм. Если вначале он немного скучен и замысловат, то потом он перерастает в нечто большее, чем фильм. «Облачный атлас» уникален по своей структуре и цели, которую несёт. Этот фильм, по сути, являясь жанровой, сюжетной, стилистической, исторической и философско-концептуальной мозаикой, рассказывает о таком несметном количестве вещей и проводит столько сюжетных линий, за гранью, представленных на поверхности, что не каждый опытный зритель сходу найдет нужный ключ и отгадку к происходящему на экране. И опять же, не факт, что этот нужный ключ на самом деле окажется тем самым необходимым.

    9 из 10

    «Души путешествуют по временам подобно тому, как путешествуют по небесам облака, и, хоть ни очертания, ни окраска, ни размеры облака не остаются теми же самыми, оно по-прежнему облако, и так же точно с душой».

    4 ноября 2012 | 19:38

    Кино на злобу дня. Невероятно актуальное в нашем развивающемся в технократическом направлении обществе. Актуальное тем, что напоминает нам о том, что важно, что есть суть, а все остальное вторично. Люди так часто об этом забывают. А «Облачный атлас» заставляет обернуться и посмотреть вперед. Что ждет нас там? И почему людей перестали волновать такие важные вопросы бытия и самой людской сущности? Почему они затерялись где-то между постоянными деловыми встречами, бесчисленными подсчетами финансов и беспрестанной погоней за наживой? Духовность еще не покинула этот мир. И этот фильм живое и яркое тому напоминание.

    Не хочется говорить банальностей, но «Облачный атлас» — невероятно смелый проект. Он смелый как в финансовом плане, ибо снимать такое дорогие кино вне студийной поддержки, крайне рискованно. Гарантий, что фильм окупится, нет. Впрочем, их не бывает никогда. Но «Облачный атлас» — новаторство в иной сфере. В сфере мысли, разума, идеи. Хотя по сути это не новаторство. Для нас, пещерных людей, только вылезающих на свет божий и смеющих осознавать, что мы — песчинка в безбрежном океане Космоса, это новаторство, для тех, кто знает больше нас — это скорее очевидная истина. Жизнь, смерть, рождение, будущее, прошлое, настоящее — все взаимосвязано. Всем мы взаимосвязаны. И об этом данная лента, вся полностью, от начала и до конца.

    «Облачный атлас» — не из тех фильмов, что целиком осознаются и понимаются при одном просмотре. Это вдумчивое, многоуровневое и многоплановое кино, которое раз за разом открывает что-то новое. Я в этом убеждена, пусть и видела фильм только один раз. Ведь лента эта такая глубокая, что все ее сути не охватить за раз, можно сделать лишь беглый просмотр, вынести основные идеи, но большинство побочных, но не менее важных идей останется за бортом. Фильм, состоящий из шести новелл, тесно взаимосвязанных между собой, являет нечто доселе невиданное в мировом кинематографе. Кто знает, может за таким кино будущее. Лично мне бы хотелось на это надеться.

    Повествование, выстроенное в необычном стиле, тасует перед зрителем карты, постепенно выстраивая общую картину, полотно. Несмотря на то, что фильм снимали три режиссера, лента не теряет целостности. Она смотрится полной и законченной от и до. Собственно, от создателей «Матрицы» и режиссера «Парфюмера» иного и не ждешь. Но как бы «Облачный атлас» не был хорош и интересен своей структурой, любой фильм как искусство определяет его суть. И, пожалуй, это самое лучшее, интересное и сложное, что есть в этой ленте.

    Акцент делается на двух тема: любовь и свобода. Любовь — в самом широком понимании смысла этого слова. Любовь как олицетворение всего лучшего, что есть в человеке. Любовь как вера, любовь как надежда. Любовь сильнее смерти как бы пафосно это не звучало. Это чувство дает всесильную власть. Оно спасает и лечит, оно исцеляет и открывает второе дыхание. Всех персонажей каждой истории оно связывает воедино. И пусть в одной истории эта любовь приносится в жертву во имя свободы, в другой она обретает плоть и кровь. Не в этой жизни, так в следующей ты будешь вознагражден по своим заслугам. Кто-то вернется в свой дом после длительного путешествия и обнимет свою жену, а кто-то получил большим гаечным ключом по голове. Все зависит от того выбора, что мы делали ранее. Поступки, слова и мысли определяют все, весь ход событий, течение жизни. Не стоит об этом забывать. Все взаимосвязано, и мы вправе определить, какой будет эта связь.

    Свобода — сладкое слово. Этот фильм — гимн стиранию границ и условностей, которые опутали людей. Материальный мир в оковах, он подвержен условностям. Мы добровольно живем в клетках и наручниках и упорно боимся высунуть голову из песка. Общество ставит рамки, границы, вгоняет в четкие геометрические формы, из которых не вырваться. Бесспорно, без этих рамок будет хаос, но каждый человек в праве стирать свои собственные границы, которые он ставит себе сам, быть выше предрассудков, видеть шире. К примеру, понимать, что черные рабы — тоже люди, что неважно, какой у человека цвет кожи, важно лишь только то, что есть этот человек. Общество — царство условностей. И этот фильм рушит все воображаемые границы. Так смело, так дерзко.

    Стоит сказать об актерах и невероятной картинке. Всем актерам просто необходимо поклониться в ноги. Создать массу таких ярких и самобытных образов — это высший пилотаж актерского мастера. Такой разный Том Хэнкс, колоритная Холли Берри, самобытный Хьюго Уивинг, тонкий Бен Уишоу, неподражаемый Джим Броудбент, неузнаваемый Хью Грант, интересный Джим Стерджесс, Пэ Дуна с невероятно большими и одухотворенными глазами и многие другие. Порой, узнать актеров — просто невозможно. Их меняет не только грим, но и их подача и видение каждого персонажа. Хотя грим — тут просто нет слов. Это надо видеть.

    Картинка фильма дает забыть о том, что «Облачный атлас» — проект нестудийный. Такой масштаб, такая грандиозность. Впечатляет. Ощущается размах этого фильма, начиная с видов плывущего корабля под белыми парусами и заканчивая двумя вариантами мира будущего: Нео-Сеулом и миром после ядерной войны с племенами каннибалов и духом Старого Джорджи, которого почитают за дьявола. Очень красиво, очень впечатляюще. На мой взгляд, не все студийные фильмы в состоянии похвастаться такими съемками. Зачастую, имея на руках благодатный материал на выходе получается посредственность во всем. Но это точно не про «Облачный атлас».

    «Облачный атлас» — тот проект, о котором можно говорить до бесконечности, смотреть на него с разных точек зрения, вертеть как глобус во все стороны, выискивая новые и новые идеи, точки соприкосновения, создавая себе все более явную и четкую картину происходящего, видя отчетливые аллюзии на прошлое и настоящее. На мой взгляд, именно это характеризует любой фильм как качественный и достойный просмотра. Но «Облачный атлас» — картина необычная, нестандартная и выпадающая из привычных рамок понимания. Она смотрит шире. И перед тем как пойти на сеанс, спросите себя, готовы ли вы к тому, что увидите.

    4 ноября 2012 | 20:24

    Теория шести рукопожатий гласит о том, что каждый человек на нашей замечательной планете разделен от любого другого в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых. Создатели незабвенной «Матрицы», когда-то братья, а ныне брат и сестра Вачовски, а с ними и режиссер «Парфюмера» Том Тыквер развили эту тему не только в пространственном, но и временном отношении. За основу своего совместного фильма «Облачный атлас» они взяли одноименный роман Дэвида Митчелла, в котором была поднята тема бессмертия души, реинкарнации и судьбы одного человека на фоне бесчисленного множества таких же судеб, рассеянных по временному пласту истории.

    «Облачный атлас» — это шесть новелл, переплетающихся между собой, где-то больше, где-то совсем незначительно. Американский адвокат возвращается домой из долгого плавания, в котором он подцепил страшную болезнь, и укрывает в своей каюте беглого негра. Молодой англичанин нетрадиционной ориентации становится секретарем одного из самых известных композиторов своего времени и втайне пишет свой шедевр, на авторство которого готов посягнуть его наставник. Амбициозная журналистка пытается вывести на чистую воду коррумпированных бизнесменов-ядерщиков, чем навлекает на себя опасность. Пожилой издатель, скрываясь от бандитов, с легкой руки своего состоятельно брата оказывается заперт в доме престарелых. Девушка-клон бросает вызов системе будущего и оказывается последней надеждой сопротивления, борющегося за свободу. И наконец история пост-апокалиптической Земли, в котором общество разделилось на жителей Долины, вернувшихся к первобытно-общинному строю, и технологически развитых Провидцев; при этом и те, и те зависят друг от друга.

    Истории, на первый взгляд, совершенно не взаимосвязаны, но постепенно «эффект просачивания» становится все более и более заметным. Каждый персонаж оказал на других свое влияние, где-то совсем опосредованное, а где-то — самое что ни на есть прямое. Вачовски и Тыквер попытались показать нам, что случайностей не существует, что все самые важные встречи в нашей жизни предопределены, и если им не суждено состояться в этой жизни — определенно это произойдет в следующей.

    Новеллы очень разные — по духу и настроению. Но тема предопределенности, в той или иной степени, поднимается в каждой из них. Примечательно, что они не идут одна за другой, а то и дело перемежаются, перенося зрителя то в одну, то в другую эпоху. Так, едва заметная призрачная связь становится более отчетливой, а когда сюжетный клубок сплетается как никогда туго, резко взвинчивая градус напряжения одновременно в двух, а то и трех новеллах, за героев переживаешь как никогда. Ведь они к концу определенно немаленького повествования становятся почти как родные. Разнообразие эпох, от исторических, обыденных для нас и до совершенно фантастических, интересные действующие лица, красивый литературный язык, которым по большей части изъясняются герои — все это создает ощущение «литературности». Не раз и не два при просмотре «Облачного атласа» возникает чувство, что ты сидишь и читаешь очень хорошую книгу умного автора с отлично развитой фантазией.

    «Сродниться» с происходящим на экране помогает и актерский состав. Ведь в каждой новелле персонажи — это очередные инкарнации одних и тех же людей. Только зачастую их совершенно невозможно опознать самостоятельно. В соответствие с эпохой и настроением, разворачивающимся в очередном рассказе, подходящий облик принимает и герой. Порой причудливый до абсурдности. На мой взгляд, самые яркие образы получились у Хьюго Уивинга, верного спутника режиссеров Вачовски. Его роли второстепенны, но запомнятся надолго, именно мастерством перевоплощения. Но слов похвалы заслуживают и остальные актеры. О присутствии в фильме многих из них я узнал лишь из финальных титров. Ведь актерским метаморфозам поспособствовали и гримеры. Если «Облачный атлас» не получит «Оскара» в этой технической номинации — это будет очень большой несправедливостью.

    К сожалению, не все вышло идеально. Фильм идет почти три часа, получается на каждую историю отводится примерно полчаса. Некоторым новеллам не удалось в полной мере развернуться в своих временных границах. Особенно это сюжетов, разворачивающихся в будущем. Но авторов тоже можно понять — увеличивать и так немалый хронометраж было бы чересчур, а жертвовать каким-то рассказом в пользу остальных — кощунство. Но что было в силах создателей «Атласа» — так это сделать ту самую связь чуть более заметной. Иногда она так тонка, что кажется, будто ее и нет вовсе. Возможно, при повторных просмотрах откроется еще больше смыслов, но хотелось все же увидеть большую зависимость между персонажами. У «Облачного атласа» есть идея. Даже целых шесть идей. Каждый рассказ полноценен и самодостаточен. И вместе они создают общую картину, эдакого «трансформера». Только неудобный вопрос «зачем?» иногда задать все же хочется.

    «Облачный атлас» не шедевр. Не «вторая Матрица». Но это очень смелая и необычная картина. «Атлас» — один из самых дорогих независимых фильмов, и отваге Вачовски и Тыквера, взявшихся за такой неоднозначный и дорогостоящий проект, можно только позавидовать. Сейчас, когда зритель изнежен бесконечными блокбастерами, а на что-то более серьезное и умное среднестатические посетители кинотеатров ходят разве что ради разнообразия, «Атлас» определенно ждет некоторый риск кассовой неудачи. И несмотря на то, что Вачовски заявляют, что они в первую очередь за искусство, а не за деньги, я бы советовал все же обратить на «Облачный атлас» внимание. Это увлекательная история, на просмотр которой у вас уйдет целый вечер, а потом еще несколько вечеров вы будете обдумывать увиденное. Как сказал один из героев фильма: «А что есть океан, как не множество капелек?»

    8 из 10

    2 ноября 2012 | 23:50

    Пишу свою рецензию для людей, изучивших от корки до корки книгу Митчелла и от первой до последней минуты — «Матрицу» Вачовски. Не хочется, чтобы посреди кинотеатра, в разгар надежд и на пике нетерпения вас настиг вкус разочарования. Всё-таки мы ждали этот фильм полтора года.

    И фильм, конечно, неплох. В некотором смысле даже безусловно хорош, но с книгой его сравнивать нельзя. Я делаю это заявление не из снобизма и не с распространенной позиции, что любая экранизация хуже книжного первоисточника. Просто в книге и фильме совершенно по-разному расставлены акценты. Думаю, никто и не надеялся, что можно экранизировать «Облачный атлас» слово в слово, смысл в смысл. И любителям книги придётся сделать изрядную скидку на формат фильма.

    Все «дальние» планы и неглавные герои максимально притушены или вовсе убраны, чтобы не загромождать и без того широкое полотно. Все аналогии и намёки, составляющие в книге главную артиллерию интеллектуальной игры, поданы максимально понятно и вытащены на первый план. Везде, где надо помолчать и задуматься, полно текста, объясняющего, о чём именно надо задуматься. По понятным причинам создатели ориентировались на среднестатистическое большинство, не читавшее первоисточник, и не сильно надеялись, что в хороводе образов и времён у зрителя останется время ещё и на поиски тайных смыслов.

    Самое главное, чего лишился фильм относительно текста — это ощущение нескольких «точек невозврата», которые в книге обозначены границами каждой истории. У Митчелла мы читаем шесть разных слоёв, ведущих к краху, логическому концу, с привкусом последних минут истекающего времени. Эти слои достаточно хорошо обособленны друг от друга для того, чтобы почувствовать — вот здесь в мире что-то пошло не так, вот тут мы ещё могли что-то изменить, вот сейчас наша цивилизация свернула не туда. А режиссёры фильма не надеялись на хорошую память зрителя. Чтобы не сбросить темп картины, и чтобы зритель не забыл героя первой истории после героя третьей или пятой, все слои в фильме перемешаны клипово-рекламной нарезкой и идут параллельно друг другу. В результате вместо сложной и глубокой социально-экологической фантастики-антиутопии мы получаем хорошую, местами даже добрую ленту о реинкарнации душ с довольно-таки приятным финалом. А вместо ощущения, что именно сейчас именно твоё поколение ещё может что-то сделать для мира — девиз «Мы не хозяева своей судьбы».

    В общем-то, так себе подмена понятий, будьте к этому готовы. И ещё будьте готовы к тому, что основной интерес будет смещён с эволюции души героя на прекрасное техническое перевоплощение одних и тех же актёров, сделанное специалистами, заслужившими свой Оскар за грим.

    Также я не стала бы сравнивать «Облачный атлас» с «Матрицей». Основное ощущение от революционной «Матрицы» было — бунт, новизна, открытие, очки Тринити и плащ Нео. Хотелось бежать к каждому уличному телефону телепортироваться на «Навуходоносор», в каждом темнокожем студенте видеть Морфеуса и рассуждать, «какую таблетку я бы выбрал». Количество идей и мемов, порождённых «Матрицей», велико, и след её можно найти в душе большинства киноманов. А сейчас не будет никакого эпического «ДО «Атласа» и «ПОСЛЕ «Атласа». И потом, «Атлас» красив и местами эстетичен, но отличный видеоряд с разбитыми тарелками, ночными огнями мостов, бескрайним морем и киберпанковым будущим слабо приблизился к потрясающему slo-mo ранних Вачовски.

    В общем, как могла, я вас предупредила. Не обижайтесь на съёмочную команду. Они сняли отличную фантастическую ленту, будучи загнаны в угол необходимостью возврата стомиллионного бюджета. Что можно требовать от режиссёров, когда их основная задача — чтобы поколение фентэзи, комиксов и «больших свадеб» не сбежало из кинозала после первого часа? Мне кажется, они и так великолепно справились. Фильм-то получился!

    9 из 10

    Уважаемые голливудские студии, пожалуйста, снимайте фантастику чаще.

    7 ноября 2012 | 10:45

    «Облачный атлас» — экранизация одноименного романа Дэвида Митчелла, ставшего мировым бестселлером. Поистине это очень эпичная книга, ее язык безумно красив, но содержание дольно сложное. Структура романа представляет собой постоянно сменяющиеся истории, стили и жанры. Обобщая, получаем настоящую головоломку для киноадаптации. За дело взялись достаточно именитые режиссеры: Том Тыквер, автор «Парфюмера», а так же братец и сестрица Вачовски — создатели бессмертной истории Избранного. Получилось ли у этих ребят, без помощи крупных киностудий, именуемых общим Голливуд, перенести столь трудную книгу на экран?

    Фильм растянули на три часа — студии такого бы не позволили. Лана в одном из интервью сказала, что «Атлас» — это искусство, а не коммерция. Поэтому хронометраж полностью оправдан, что очень хорошо. Раз за деньгами мы не гонимся, значит, не гонимся за массовым зрителем, значит можно не разжевывать все до пюре, значит можно сделать нечто оригинальное. Сомневаюсь, что удалось бы перенести всю мозаику целой, следуя правилам студий. По опыту уже известно, что иногда просто невозможно понять, что к чему от того, что какие-то детали исчезли, якобы по причине излишества. Пометка «независимое» дает огромную свободу действиям. Хоть и велика вероятность, что картина не станет кассовым хитом.

    Описать, что же сотворили на экране Вачовски и Тыквер так же сложно, как объяснить содержание романа Дэвида Митчела. Тут все: познание себя, осознание последствий поступков, а так же фундаментальные темы жизни, смерти, любви, цикличности времени и его непостоянства, о взаимосвязи всего и везде. Все сложно, все многослойно, все необъятно. Поэтому надо просто смотреть. Благодаря отменному монтажу, эпохи подаются коктейлем, в котором едва почувствуешь одну — сразу ощутишь другую. Это очень вкусно.

    Но повествование отнюдь не идет монотонной болтологией о жизни. Время никогда не бывает спокойным, находятся те люди, что покой нарушают. А поэтому в двери постоянно ломятся любовники, наемные убийцы, солдаты, враждебные аборигены. Действия здесь достаточно, чтобы было интересно не только мозгу, но и глазам. В «Облачном атласе» интересы зрителей находятся в относительном балансе.

    Отдельная заслуга Вачовски — это эпизоды, снятые в будущем, в особенности история Сонми — 451. Визуальные эффекты очень красивые и реалистичные. Режиссеры сохраняют репутацию в плане спецэффектов, успешно начавшуюся с «Матрицей». Уж будущее Лана и Энди умеют создать эффектное.

    Поразительнейшей чертой, смой изюминкой фильма, бесспорно можно считать актеров. Взяв на себя роль, артист начинает новую жизнь, новый образ, которым живет на протяжении съемок. Облачный атлас — это не только истории путешествий душ сквозь время, но и ярчайший эксперимент, когда актеры живут шестью и более жизнями. Они молодцы. Сменять образы, сохраняя при этом не только цельность героя во времени, но и оригинальность в каждом новом амплуа — поистине геройский поступок. Гримеры порой просто становились авторами чудес, когда приходилось напрягаться, чтобы узнать того или иного актера. И поверьте: финальные титры при любом раскладе скажут вам больше, чем вы сможете увидеть.

    Интереснее всего было наблюдать за Томом Хэнксом и Джимом Броудбентом, чьих героев можно любить и ненавидеть одновременно. Потрясающая смена полярности героя. Мэтры кинематографа хватку не ослабляют. Холли Берри радует глаз своим присутствием. Не сдавшись, сломав на съемках ногу, актриса блистала с огнем в глазах. Очень порадовал Бен Уишоу. Вот никого, кроме него невозможно было представить при прочтении книги, просто идеально подошел. Хрупкий и очень обаятельный. Медсестра — первое, что выстрелит в голове после слов Хьюго Уивинг. Самая запоминающая и экстравагантная роль этого актера. Душа одна — воплощения разные, игра превосходная. Шикарно дебютировала в англоязычном кино Пэ Дуна. Кореянка очаровывает своей невозмутимостью, и лишь местами виден страх, слезы. Образы Хью Гранта и Джима Стреджиса заставляют аплодировать гримерам. Людоеда и друга Сонми -451 разглядеть весьма и весьма непросто.

    Музыка подобна облакам — она легкая, светлая, местами лишь напряженная. Ее нельзя ухватить, ее можно просто чувствовать, насколько она красивая. Целых три композитора взялись воссоздать музыку, что играла во снах. Вышло великолепно. Так же отдельно удалась в трейлере очень сильная композиция M83 — Outro.

    «Облачный атлас» можно назвать гордостью кинематографа, свободного от голливудского диктата. Потрясающий фильм, подкрепленный невероятно мощным литературным источником, практически в полном виде, реализованном на экране. Творение Тома Тыквера и дуэта Вачовски невозможно оставить в покое с первого раза, как и Матрицу в свое время. То, что, возможно, покажется недосказанным в фильме, найдется в книге. То, что пропала из внимания при первом просмотре, вернется на место при втором.

    10 из 10

    И как пел Мумий Тролль — «Не с первого раза открываются тайны…»

    3 ноября 2012 | 22:22

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>