всё о любом фильме:

Дворецкий

The Butler
год
страна
слоган«One quiet voice can ignite a revolution»
режиссерЛи Дэниелс
сценарийДэнни Стронг, Уил Хэйгуд
продюсерЛи Дэниелс, Кассиан Элвис, Бадди Патрик, ...
операторЭндрю Данн
композиторРодриго Леао
художникТим Галвин, Лори Агостино, Эрик Польсвартек, ...
монтажБрайан А. Кейтс, Джо Клотц
жанр драма, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  1.82 млн,    Италия  811.4 тыс.,    Испания  789.5 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время132 мин. / 02:12
В фильме, основанном на статье из Washington Post, рассказывается о дворецком Юджине Аллене, служившем в Белом Доме под началом восьми разных президентов.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (82 814)
ожидание: 96% (2225)
Рейтинг кинокритиков
в мире
71%
122 + 49 = 171
6.6
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Президент США Барак Обама признался, что прослезился во время просмотра фильма. «У меня слезы наворачиваются на глаза при мысли не только об этом дворецком, но и о целом поколении талантливых и умелых людей, которые из-за сегрегации и дискриминации не смогли полностью проявить себя», — сообщил Обама.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 3304 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Драма «Последний король Шотландии» в 2006 году для актера Фореста Уитакера была самой успешной в плане актерского признания, и, к сожалению, пока что единственной, такого калибра. Обычно принято, что обладатель премии «Оскар» в своих первых последующих после награды ролях, должен подтвердить свой статус, или же пройти такую условную повторную аттестацию.

    Но этого долго в карьере актера не происходило, застряв в телевизионных и малобюджетных проектах, актер явно находился не в своей тарелке, обладая огромнейшим потенциалом, и только в этом году, с выходом «Дворецкого», кинокритики более или менее начали произносить имя актера в своих отчетах. Но это ни в коем случае не говорит о высоте самого фильма, биографическая драма «Дворецкий» она в принципе хоть и снята для получения наград, но вряд ли на самой престижной церемонии что-то из этого получит.

    На глазах у мальчика убивают отца, а позже параллельно режиссер делает краткий экскурс в историю целого двадцатого века специально для зрителя — Малькольм Икс, «Черные пантеры» и суровая расовая сегрегация. Но главный фон все равно оказывается жизнь повзрослевшего мальчика, служащего восьми президентам в качестве обслуги в Белом доме, ставшего свидетелем не только трагических событий в жизни семьи, но и в жизни других знаковых исторических фигур.

    Таким образом режиссер фильма Ли Дэниелс завертывает в свою работу две жизни — ту, что происходит в стенах Белого дома, с ее внутренней кухней, традициями среди персонала, а также и ту, которая проходит на улицах, где темнокожее население постепенно пытается утвердиться в американском обществе. В картине не малое количество документальной хроники, которая должна еще раз показать, что сентиментальной историей главного героя режиссер не ограничивается, и намерен сделать свой фильм даже неким посланием обществу.

    Среди всей плеяды известных актеров, понятное дело, главную партию играет Форест Уитакер, но даже ускоренная смена перед экраном всех президентов США в лице других актеров, оставляет хорошие впечатления от их появления. Многих из-за грима можно и не узнать, но если смотреть на внешнее соответствие актеров и бывших реальных президентов — то продюсеры проделали также отличную работу, а гримеры довершили последние штрихи своих скульптур.

    По большому счету фильм смотрится хорошо, получился такой идеальный продукт на тему расовой нетерпимости вперемешку с человеческой историей, способными угодить каждому зрителю. Однако фильму чего-то существенно не хватает, и вопреки хорошей и удачной роли Фореста Уитакера, драму «Дворецкий» большинству захочется смотреть всего лишь один раз.

    6 из 10

    27 декабря 2013 | 12:23

    Давно я не писала рецензий, поэтому собраться и начать немного сложно… Этот фильм уже как пару лет попадается мне на глаза, и только сегодня, совершенно ничем не руководствуясь, я, наконец-таки, решила его посмотреть. Скажу сразу, все мои знания об этой картине ограничивались лишь скудным описанием, и я понятия не имела ни об актерском составе, ни о том, о каком времени пойдет речь. Так что я была приятно удивлена, когда осознала, что действие затронет 60-е — 70-е годы, на мой взгляд, одну из интереснейших и переломных эпох в истории Америки, которая во многом определила современное «лицо» страны.

    Интересуясь темой борьбы афроамериканцев за свои гражданские права, я была неплохо осведомлена о событиях, описанных в фильме, и мне было любопытно, как их представят создатели картины, так что, с этой точки зрения, фильм был для меня увлекательным от начала и до конца. Еще один несомненный плюс — это актерский состав, где особенно выделяется дуэт Фореста Уитакера и Опры Уинфри. Вообще, каст пестрит звездными именами: Кьюба Гудинг младший, Ленни Кравиц, Терренс Ховард, Робин Уильямс, Лив Шрайбер, Джон Кьюсак, Алан Рикман, Джейн Фонда и многие-многие другие. Правда, на мой взгляд, не все были на своих местах- лично мне немного нелепой показалась Мэрайя Кэри в роли матери главного героя, и я не нашла абсолютно никакого сходства между Кьюсаком и президентом Никсоном. Больше же всего меня задел Джеймс Марсден в роли Джона Кеннеди. Проживая в Штатах, я много раз сталкивалась с неким культом Кеннеди и ностальгией по временам его президентства, видно, что американцы, по-особому, в хорошем смысле этого слова, относятся к Джей Эф Кею, поэтому было немного обидно видеть, на мой взгляд, несколько незрелый и чересчур гламурный образ, созданный Марсденом.

    В общем-то, я бы с легкостью закрыла глаза на некоторые недочеты, если бы не одно НО. Возможно, это и моя ошибка, но прочитав описание фильма, я полагала, что он в большей степени основан на реальных событиях, но чем дольше я смотрела эту картину, тем больше подозрений у меня закрадывалось. Уж больно слаженно и заштампованно складывались события: один сын Сессила вступает в ряды митингующих и чуть ли не плечом к плечу с Мартином Лютером Кингом борется за права чернокожего населения, потом записывается в «Черные Пантеры», а под конец картины выкрикивает слоганы в поддержку Нельсона Манделлы, другой — присоединяется к армии и, в итоге, погибает во Вьетнаме. Меня все чаще не покидало ощущение, что я смотрю некий микс из «Форреста Гампа» и «12 лет рабства», и, в конце концов, мои подозрения подтвердились. Закончив просмотр, я нашла статью из Washington Post, которая легла в основу фильма, и знаете что? Я еще могу смириться с тем, что они изменили реальное имя главного героя, но тот факт, что у настоящего Юджена Аллена (а именно так его зовут) был один сын, который не участвовал в борьбе за права и не погиб во Вьетнаме, очень сильно подпортил мои впечатления от фильма. Да, о борьбе за права афроамериканцев нужно рассказывать и снимать фильмы, потому что это была и до сих пор есть очень острая тема, но делать это через призму жизни реального человека, настолько исказив ее, мне кажется, циничным. Я думаю, картина получилась бы намного искренней и душевней, если бы авторы сделали личность Юджена Аллена главным объектом своего рассказа, а не средством. В итоге, мы имеем неплохой и интересный фильм на поверхности и набор голливудских клише, если копнуть глубже.

    7 из 10

    5 июня 2016 | 02:57

    В наше время все мы относимся к президентству Барака Обымы, как к чему-то будничному и обыденному. Однако, давайте, оглянемся назад на каких-то 50-60 лет. Еще в период президентства Эйзенхауэра и начала президентского срока Кеннеди отношение к чернокожему населению в Америке было просто ужасающим (особенно на Юге), что только подчеркивала политика сегрегация, проводимая в США. Права чернокожих на порядок отличались от прав людей с белым цветом кожи. Чернокожие не могли получать такое же образование, не могли занимать высокие должности, их заработные платы в разы отличались от забортных плат таких же профессий белого человека. Учитывая все перечисленное, избрание президентом чернокожего американца спустя каких-то пятьдесят лет выглядит, пускай не чудом, но, безусловно, переломной и исторической вехой.

    «Дворецкий» — это история жизни чернокожего по имени Сессил (Форест Уитакер), чье детство прошло на хлопковой ферме и где, от рук белого «хозяина» он, по сути, потерял обоих своих родителей. Но, не смотря на это, а так же для того, чтобы обеспечить свою семью Сессил посвятил всю свою жизнь «служению» белым людям. Благодаря своим навыкам и старанию Сессил устроился на работу в Белый дом, где на протяжении двадцати лет трудился дворецким, и при котором сменилось восемь американских президентов.

    В целом, могу сказать, что работа режиссера Ли Дэниелса мне понравилась. Конечно же, тонкий взгляд зрителя обнаружит в фильме элементы пропаганды. Безусловно, некоторые моменты явно преувеличены и натянуты. К примеру, чересчур философски рассуждают чернокожие о своем текущем положении в обществе. Ну и, конечно же, не обошлось без того, что практически каждый президент изъявлял желание посоветоваться или поделиться со своим дворецким, принимая то или иное решение.

    Во всем остальном получилась не плохая биографическая драма. Форест Уитакер, как всегда здорово исполнил свою роль, да и в целом актерский состав выглядит очень ярким не только по именам, но и по игре.

    13 января 2014 | 16:49

    Вот же странное дело, просто поразительно.… Как говорится, генерал Файлуре торжествует! Это надо же было собрать в одном фильме почти всех самых известных чернокожих актёров Америки, пригласить кучу суперзвезд практически на каждую затрапезную второстепенную роль, выбрать такой интересный сюжет в такой, мягко говоря, не новой теме и в итоге умудриться сотворить такое мёртвое занудство. Холодную, отстраненную комиксоподобную хронику. Кажется, что вы смотрите не фильм, а просматриваете хронологическую таблицу на форзаце учебника. Признаться, я очень разочарован. Укрепляющаяся современная тенденция «трейлер лучше фильма» постепенно пополнилась еще одним участником.

    Режиссер Ли Дэниелс взял за основу историю легендарного чернокожего дворецкого Белого Дома Юджина Аллена (в фильме Сесила Гейнса) и на примере его жизни попытался показать нам эволюцию расовых взглядов Америки. Плюсом к этому важному делу еще раскрыть нам жизнь и деятельность Гейнса, его драматические взаимоотношения с сыном, его горести и утраты, радости и жизненные свершения. Это то, чего ждал я и ждали все зрители, которых захватил трейлер и, в первую очередь, кастинг.

    Ан-нет, не тут-то было. Датированные избранные фрагменты из жизни страны и Гейнса, показаны нам ровно и сухо, бутафорские схематичные президенты — карикатурны и с плохим гримом, за весь фильм — ни одного глубоко диалога или афористичной фразы. Дэниелс словно теряется среди такого обилия важных и судьбоносных персонажей, с которыми надо что-то делать, теряется среди толпы актёров и звезд и в результате затрагивает каждого помаленьку, но ничего целиком, глубоко и подробно. К тому же все это ассорти осложняется тем, что режиссер разрывается между необходимостью демонстрации важной исторической хроники и событиями из жизни главного героя, в особенности его взаимоотношениями с сыном, которые на фоне череды дат и событий просто меркнут. Тема с сыном должна были проходить красной нитью через весь фильм, мол, это не только урок истории, нет, мы же тут о человеке снимаем. Но в финале фильма отцовско-сыновьи объятия не вызывают в нас уже никакой реакции.

    Спасает (но одновременно и добивает) фильм то, что он пронизан такой академичностью, чопорным достоинством и какой-то математической правильностью во всех отношениях. Все по учебнику. Кажется, что и не подкопаешься. И политика, и драма, и такая вечная тема, рабские хлопковые поля и виды Белого Дома с уймой президентов, и мудрый наставник, и грустные глаза Уитакера, и бюджет, и кастинг, черт возьми, весь такой оскароносный, и… да все тут просто как по кулинарной книге, не к чему придраться. Но только не цепляет. И дело не в том, что (как сказал мне один знакомый) нашей стране не близка тема расовой дискриминации чернокожего населения, ну уж нет, мы-то знаем, что такое дискриминация, и расовая, и какая угодно. Мы и похуже вещи знаем. Дело в конкретном фильме. Жизни в нем нет. Ничего не могу понять… герои, вроде бы, и говорят какие-то важные фразы, открывают нам душу, их лица печальны, а глаза наполняются слезами, но со мной ничего не происходит. «Дворецкий» — это пример того, как надо снимать и, при этом, как не надо снимать.

    После двух часов наблюдения за экранным действом приходишь к выводу, что фильм, и это вполне логично, пропитан большим исторически сформированным афро-американским эгом, пропитан болью за все чернокожее население и выпавшие на его судьбу страдания, но при этом он настолько же пропитан неуважением к истории Америки, к первым государственным лицам этой страны, которые в этом фильме похожи на президентов не больше, чем маски грабителей из фильма «На гребне волны», и самое главное, наполнен неуважением и к Юджину Аллену, который предстал перед нами совершенно непонятным персонажем. Просто символом, художественным приемом, колоритным декоративным элементом в истории страны, нежели живым человеком.

    31 мая 2014 | 22:37

    Статья «A Butler Well Served by This Election», опубликованная в журнале The Washington Post вскоре после президентских выборов 2008-го года (когда президентом стал Барак Обама), вызвала широкий общественный интерес. История Юджина Аллена, прослужившего в Белом доме 34-ре года, и прошедшего путь от посудомойщика до личного дворецкого президента, была выкуплена для экранизации почти сразу после выхода в свет.

    С историей Аллена фильм «Дворецкий» имеет мало общего, разве что профессия у героя картины, которого зовут Сесил Гейнс, та же. За два с небольшим часа экранного времени перед зрителем предстанут все ключевые события борьбы за гражданские права в США 20-го века, они будут показаны сквозь призму восприятия семьи Гейнс. Буквально все знаковые персонажи так или иначе будут продемонстрированы — от президента Кеннеди до «Черных пантер».

    И вот это стремление постановщиков показать «все и сразу» их же и подводит. Даже в 132-е минуты не получится уместить такой объем информации, не то что в художественном, а и в документальном кино. В итоге «Дворецкий» представляет собой условный краткий путеводитель по истории становления гражданских прав афроамериканцев. Вместо того чтобы облечь основную мысль о трудностях их жизни и угнетении в сравнении с белым населением США, в ясную художественную форму, Дэниелс снял некое подобие дайджеста.

    При том, что большая часть фильма смотрится как произведение, содержание которого лежит на поверхности, все же серьезных драматических линий имеется, по крайней мере, две. Первая — о том, что Сесил по большей части ведет себя как «маленький» человек, который довольствуется тем, что есть. Условно говоря — «не бьют и на том спасибо». Вторая — стратегия поведения, которой придерживается наш герой, он сторонник непротивления и в этом противостоит своим детям, которые не знали ужасов начала 20-го века, и ведут себя, на взгляд Сесила, недопустимо революционно.

    Главная и пожалуй единственная проблема «Дворецкого» заключается в отсутствии у режиссера Ли Дэниелса собственного стиля. Он снял, к примеру, такие фильмы как «Газетчик» и «Война теней», которые являются совершенно противоположными по жанру и стилистике исполнения. Умение режиссера работать в разных жанрах это большое достижение, но при этом ему всегда необходимо оставаться собой, как например это делает Стивен Спилберг, почерк которого легко узнаваем в таких противоположных работах как, например, «Братья по оружию» и «Терминал».

    И вот из-за этой творческой неопределенности Ли Дэниелса некоторые эпизоды «Дворецкого» смотрятся как очень сильная драма, другие же словно взяты из дневного телесериала. Есть прекрасные сцены вроде приема у президента, куда главный герой и его супруга приглашены в качестве гостей, и как здорово обрисована вся гамма чувств, которые испытывают эти люди, к которым наконец-то относятся как к равным.

    «Дворецкий» хоть и показал прекрасный результаты относительно кассовых сборов, признания критиков не снискал. Виной тому пафос Дэниелса, который вместо того, чтобы художественно рассказать историю жизни Юджина Аллена (которая являет собой пример пусть трудного, но торжества справедливости) решил снять эпическое, но довольно драматически ровное полотно. Очевидно, не только режиссер надеялся на большой успех картины, но и актеры, принявшие в ней участие. Даже на второстепенных ролях здесь «звезды» — от Джона Кьюсака до Алекса Петтифера и Джеймса Марсдена.

    Критиковать это фильм довольно тяжело, а может быть и совсем нельзя. По весьма очевидной причине — «Дворецкий» затрагивает трудную и сложную тему, раскрывая ее в правильном ключе. Вообще слово «правильно» должно быть основным определением, касающимся этого фильма. Это правильная картина, с правильными моральными основами и правильной, но слегка неловкой подачей.

    Начинаясь в 1926-м году на плантации, где вседозволенность позволяет жестокому помещику безнаказанно насиловать и убивать своих работников, фильм закончится событиями 2008-го, когда равноправие наконец восторжествовало окончательно. Пусть остаются отдельные «граждане», которые по-прежнему готовы притеснять и унижать других из-за цвета кожи, сексуальных предпочтений и социального положения, но победа уже одержана, основные рубежи взяты.

    7 февраля 2014 | 17:27

    Только лучших из лучших допускают работать в приближении президента. Вот и на должность дворецкого они искали человека дисциплинированного и обладающего всем мастерством профессии. Мистер Сесил Гейнс был именно таким и обосновался в Белом доме в качестве дворецкого, к чьему слову порой прислушивались первые люди страны, на долгие годы…

    Любитель рассказывать острые семейные истории, Ли Дэниелс решил создать кинокартину, вдохновленную историей одного из лучших дворецких всех времен Юджина Аллена (так его звали на самом деле), а также его семьи, которая, как и каждая семья, переживала свои взлеты и падения, и стала невероятным примером стойкости относительно многих жизненных невзгод.

    «- Мир менялся, и я не знал, найдется ли в нем место для меня.»

    Маленький мальчик, чья жизнь началась на плантации в таких условиях, будто рабство и не отменяли, рос, учился, сторонился неприятностей и постигал профессию. Мистер Сесил Гейнс всегда старался жить тихо, поэтому стал лучшим кандидатом на пост дворецкого в самом Белом доме. Теперь у него есть семья, есть и работа мечты, но как бы нелегко и ответственно ни было быть дворецким Президента, постепенно оказывается, что быть отцом и мужем — еще более трудное занятие, особенно в этом стремительно меняющемся мире, чьи перемены выбивают твердую почву из-под ног. Форест Уитакер сыграл Сесила очень сильно. Эта роль получилась у него такой размеренной, душевной, настоящей и одной из самых зрелых в его фильмографии. Огромное удовольствие наблюдать здесь за его игрой.

    Жену Сесила воплотила сама Опра Уинфри, и хотя она играет в кино не так часто, она умеет отлично выбирать роли и потом столь же отлично их проживать на экране. Ее Глория может показаться скучающей домохозяйкой, но на ее судьбу выпадает немало испытаний, которые могли бы сломить многих. Только эта женщина гораздо сильнее, чем кажется. Особенно согрела сердце их последняя с Уитакером совместная сцена. Такая вот самая настоящая любовь и поддержка прошли сквозь всю их жизнь, что бы ни случалось.

    Впечатлил здесь и Дэвид Ойелоуо, воплотивший старшего сына Сесила. Он очень убедителен в образе борца за расовое равноправие. Это, конечно, не Мартин Лютер Кинг, которого Ойелоуо сыграет несколько лет спустя, но его Луис, сын дворецкого, который посвятил себя борьбе за равноправие, как бы опасно это ни было и сколько бы ему это ни стоило, не меньше потрясает своей силой духа.

    В фильме также появляются такие звезды, как Робин Уильямс, Джеймс Марсден, Лив Шрайбер, Джон Кьюсак, Алан Рикман, только их порой нелегко узнать в гриме. Находясь на экране всего несколько сцен, а то и мгновений, они все равно знатно поработали над тем, чтобы передать игрой все отличительные черты своих известных личностей. На некоторых из них даже захотелось посмотреть в роли президента в полнометражном байопике.

    Будучи поклонником творчества Дэниелса, я не могу сказать, что данная кинокартина — моя любимая или лучшая в его творчестве. Она не похожа на предыдущие, в некотором роде она более сдержанная, хотя начало здесь как раз в его стиле, и здесь есть достаточно таких «точек кипения», выворачивающих персонажей наизнанку, а потом обратно. Но Дэниелс вновь сумел тронуть меня своей историей и ее неповторимым эмоциональным воплощением на экране.

    Раскрывая в данной кинокартине проблему расизма и движение за равноправие, Дэниелс не приукрашивает ничего и никого не собирается делать героем. Он показывает семью Гейнсов, разные точки зрения каждого из них, их правые поступки и ошибки, стоившие так дорого. На протяжении просмотра ими восхищаешься, их ругаешь, осуждаешь, понимаешь и, наконец, прощаешь во всей их человечности и стремлении защитить друг друга и сделать в своей жизни нечто достойное. Вот так биография известного дворецкого превратилась в полную эмоций семейную драму, показывающую два разных соседних мира, в которых жил мистер Сесил Гейнс.

    Работа и жизнь тихого мистера Сесила Гейнса отнюдь не была тихой. Только с какими бы президентами он ни работал, и при каких переломных моментах в жизни страны он ни присутствовал рядом с ними, все равно самые важные события, драматические и душераздирающие, происходили именно в его собственном скромном доме.

    12 мая 2015 | 14:20

    История человека который не оскорбляя других и не применяя насилие изменил мир, по крайне мере мир вокруг себя. Мальчишка потерявший отца в юном возрасте отправился на поиски счастья, зная правила прислуживания и умея предугадывать действия «белых» он добивается успеха и становится важным членом Белого дома, но это оказывается не самой трудной задачей, семья его родные сыновья не хотят слушаться отца и стоят на своем это приводит к последствиям которые заставляют страдать главного героя больше чем от унижения и сегрегации.

    Фильм от первого лица рассказывает нам о жизни в Белом доме о личностях президентов, о тех деталях которые не видны обществу. Борьба с сегрегацией шла полным ходом, но главный герои казалось бы никак не участвует в этом, но в то же время он ведет подрывную деятельность на территории противника, насаждая и приближаясь к «белым» настолько близко что они считают его своим а не каким то «Нигером».

    Хорошая выстроенная картина с правдивым сюжетом, с сильными драматическими моментами, вдохновенной игрой актеров и посылом к тому что всего можно добиться честным и усердным трудом, даже если это невозможно нужно верить.

    8 из 10

    16 января 2014 | 22:33

    В 1992 году, когда вышел «Малкольм Икс», а Спайк Ли был едва ли не всеми провозглашен пророком расовой толерантности едва ли кто-то мог предположить, что в далеком 2013 топовыми хитами оскаровской гонки станут тяжеловесные фильмы на тему «расизм в Америке: историческая ретроспектива». Именно так я бы клишировал «Дворецкого». При всех его очевидных технических изысках (видно, что работали профессионалы самого высокого класса), картина показалась мне излишне прагматичной.

    Если вдумываться в сюжет, то перед нами история про человека испытавшего ужасный шок в детстве и добившегося высот в карьере, которую ему позволило выбрать общество. Однако, Ли Дэниелс большее внимание уделил фиксации отношения нескольких американских президентов к вопросам расового равенства. Он показал, что в Америке расовый вопрос на протяжении второй половины двадцатого века вызывал едва ли не военные столкновения. Президенты были лишь добрыми медиаторами. Трогательный художник Дуайт Эйзенхауэр (Робин Уильямс) переживает о вопросах равенства детей. Брутальный Никсон (Джон Кьюсак) раздает предвыборные обещания. Амбициозный Кеннеди (Марсден) вызывает у всех только положительные эмоции. Суровый Линдон Джонсон (Лив Шрайбер), использующий слово «негр». Веселая чета Рейганов (Фонда и Рикман).

    Так что, перед нами продукт преимущественно для внутреннего потребления — за почитание собственной истории американских кинематографистов можно только уважать. Но за вопросами политической истории теряется душевность. По правде говоря, «Шоушенк» и «Шофер мисс Дэйзи» куда менее масштабные фильмы, но что-то мне подсказывает, что их будут вспоминать еще много-много лет. А «Дворецкий» забудется, сразу же как будут розданы оскаровские статуэтки. Актуальная тема обсуждена, признанные актеры подарили всем свои типичные клише. Спайк Ли уже стал частью шоу-бизнеса, снимая экранизацию японской манги. Все политкорректно и остается лишь ожидать скрытых течений года 2014 (меньшинства? здоровье? преступность?).

    Так что, эта технически выверенная историческая зарисовка мне не по вкусу. Для общего развития конечно неплохо бы и узнать субъективные точки зрения о президентах и их отношению к сегрегации… Но, они же все показаны хорошими и без изъянов. Президенты. Американский современный классицизм. Бррр. Ранний Спайк Ли при всех его очевидных недочетах был на несколько порядков искреннее.

    5 из 10

    14 января 2014 | 10:12

    Для меня «Дворецкий» — это прежде всего история маленького человека. Такой характер, — робкий, погруженный глубоко в себя, желающий услужить, — очень любила показать именно русская литература. Тем забавнее совпадение, что картина поставлена по заметке в Washington Post, и что одно из хрестоматийных произведений русской литературы — «Преступление и наказание» — тоже основано на заметке в газете. Настоящий художник способен из маленькой статьи извлечь все необходимые компоненты, чтобы добиться своей основной цели — и через глубокое обобщение показать философскую историю нравственного падения, или, как в случае, с «Дворецким» — историю целой страны, преодолевающей позорные страницы сегрегации и расового неравенства.

    Перевод названия не слишком точен. В русской истории «дворецкий» — тот, кто открывает двери. Что касается главного героя картины, то ему больше подойдет определение «лакей». Правда, оно приобрело презрительный оттенок в советское время, но в данном случае лучше всего отражает суть профессии. Он тот, кто наливает чай и подает еду на сервировочном подносе. Пусть работает он на самом верху, в Белом доме, и является лакеем при первых лицах государства (пережив на этом посту 8 администраций), он все равно по сути остается «домашним негром» — так его называли в детстве, когда учили прислуживать в доме для белых.

    Конфликт «дворецкого» Сессила и его старшего сына Луиса является определяющим для рассказанной в фильме истории. Луис проходит все стадии борца за гражданские свободы американских негров (не зря в СССР говорили, что в США негров притесняют — это правда) — начиная со студенческого движения, он выступает против сегрегации, занимая места для белых, он же — один из пассажиров знаменитого «автобуса свободы», который был сожжен Ку-клукс-кланом, сторонник Мартина Лютера Кинга, и даже, на краткое время, активист «Черных пантер». Сессил не понимает сына, пытается его усмирить — тот проводит время по тюрьмам, но не отступает с однажды избранного пути. И лишь в самом конце жизни маленький «дворецкий» осознает, что его сын — на самом деле, герой, которому страна с ее новыми свободами обязана очень многим.

    Президентов в этом фильме играют великолепные белые актеры: Джон Кьюсак (временами похожий на клоуна Никсон), Алан Рикман (веселый и противоречивый Рейган), Лив Шрайбер (Линдон Джонсон, произносящий без стеснения с экрана слово «ниггер»), Робин Уильямс (задумчивый Эйзенхауэр), Джеймс Марсден (обаятельный и открытый). Парочку Бушей режиссер решил в фильме вообще не показывать. То ли потому, что к тому времени Сессил уже не работал в Белом доме. То ли потому, что Буши не вызывают у него никаких теплых чувств.

    Зато приход Барака Обамы в картине приветствуется как окончательная победа над расовой несправедливостью, этой до сих пор кровоточащей раны Америки. Не случайно Обама, когда смотрел этот фильм, прослезился — по его собственному признанию. Когда тебе поют такой панегрик, когда видишь, как тебя поддерживает «простой народ», поневоле пустишь слезу. А потом будешь рассказывать, что это «ветер» виноват. Ну вы поняли еще одну аналогию…

    8 из 10

    30 января 2014 | 17:00

    Всего за 365 календарных дней 2013 года американским студиям удалось произвести на свет как минимум четыре фильма на главную для чернокожих граждан тематику. Голливуд искренне пытается извинится за непростительные ошибки своих предков, а еще изъять выгоду (в США проживает 13,1% негров) из извечных афроамериканских проблем: рабство, расовая сегрегация и дискриминация. «12 лет рабства» посвящены издевательствам белолицых господ над бесправными неграми, «42» рассказывают историю внедрения первого чернокожего в Главную бейсбольную лигу, в то время как «Станция „Фрутвейл“ — это вообще своего рода душещипательное превью к трагической случайности, умело списанной авторами в разряд расовой нетерпимости. В отличии от названых выше фильмов, „Дворецкий“ Ли Дэниелса умудряется провести эпохальный анализ: от рабства к дискриминации, от бесправия к полноправию, от белокожего к чернокожему президенту. Конвейерный выпуск подобного типа кино возможно и греет душу всем потомкам страдающей столетиями расы, но лично я уже немного устал от всех этих многочисленных агитационных извинений, которые привыкли держать оборону за счет повышенной политкорректности и атаковать самым мощным на сегодняшний день кинематографическим оружием — спекуляцией.

    С первых же минут «Дворецкий» подхватывает статус самой настоящей попрошайки, идущей на любые жертвы, лишь бы хорошенько разжалобить членов академии. Совсем недавно подобный фортель небезуспешно выкидывала «Прислуга» Тейта Тейлора, получившая приличное количество «оскаровских» номинаций при достаточно упрощенном изображении расовой неприязни. Ровно те же схемы используются и «Дворецким» Дэниелса, выбравшим себе довольно-таки безобидную роль инертного парламентера, рискующего оказаться в итоге никому ненужным изгнанником, который за все 130 минут хронометража руководствовался слабовольным характером Семена Семеновича Горбункова из «Бриллиантовой руки»: «Я не трус, но я боюсь». В движении за гражданские права нельзя придерживаться нейтралитета и выражать свое недовольство исключительно кислой миной на лице, как это делал чернокожий дворецкий Сесил Гейнс, проработавший в Белом доме долгих 34 года. Гейнс слепо верил в силу правительственного слова и злостно осуждал действия угнетенных негров-радикалов, над которыми безустанно издевалась «элитная раса». С точки зрения Нового Завета, бездейственная позиция главного персонажа должна вызывать определенное восхищение, ведь он треть века вел тыловую борьбу в официальной резиденции восьми разных президентов США, доказывая верность и преданность чернокожего контингента. Главная беда в том, что люди — это не собаки, чтобы что-то кому-то доказывать, да и лидеры передового государства никогда особо не выстраивали геополитику страны по хмурому выражению лица управляющего хозяйством.

    The Butler — это добрая, мягкая и чертовски сентиментальная хронология сражений за гражданские права, которая почему-то предпочла убаюкивающий оттенок вместо разжигающей палитры. В какой-нибудь другой год Форест Уитакер (Сесил Гейнс) обязательно получил бы номинацию на «Оскар», но только не в год жесткого динамо, которое оставило за бортом как достойно тряхнувшего стариной Роберта Редфорда ("Не угаснет надежда»), так и сыгравшего одну из своих лучших ролей Тома Хэнкса ("Капитан Филлипс»).

    4 из 10

    27 января 2014 | 06:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>