К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

На удивление слабый фильм, который, между тем, посмотрело 26 млн. советских зрителей. Оно и понятно - криминальная драма в обрамлении шпионского фильма - настоящая гремучая смесь, коей можно 'пощекотать нервы'. Вот только щекотать, в данном случае, особенно нечем: шпионская составляющая всухую проигрывает политической составляющей. Глядя на подготовку четырёх шпионов-диверсантов, уже в самом начале начинаешь подозревать, что серьёзного 'кина' не будет. Инструктаж перед заброской проводится одновременно со всеми диверсантами, наверное, для того, чтобы в случае провала любой мог сдать всю группу? Кроме того, переброска с автоматами на груди больше подходит для боевых действий, но никак не для тихой 'шпионской деятельности'. Это всего лишь начало картины, а дальше начнётся самое интересное - невероятно сознательные граждане, готовые по первому подозрению донести даже на своего близкого родственника. Подобному не всегда веришь в фильмах о российской глубинке, а здесь - Эстония, в которой Советская власть действовала с 21 июня 1940 года до начала ВОВ, затем несколько лет оккупации, и - послевоенное восстановление. Фильм 'Незваные гости' снят в 1959 году. Получается, что на тот момент советский период насчитывал всего 15 совсем не безоблачных лет. Разумеется, старшее поколение прекрасно помнило жизнь страны 'до', и говорить о повсеместном 'советском патриотизме' было, мягко говоря, наивно. На этом можно было бы рецензию закончить, еси бы не одно обстоятельство: 4 января 1967 года режиссёр фильма Игорь Ельцов, находясь в командировке в Лондоне, попросил политического убежища!

Высоко котируемый на определённом жизненном этапе режиссёр ЭССР Игорь Ельцов, совсем не был 'обделён' жизнью: закончил престижную киностудию в Москве, с 1956 года снимал на 'Таллинфильме' как художественные фильмы, так и кинохронику. Хорошие отношения Ельцова с КГБ подтверждает тот факт, что под его руководством был создан фильм о пропаганде работы КГБ, и рассказывающий о разоблачении шведских шпионов 'Незваные гости' (первое название фильма 'Падающие листья'). Музыку к фильму написал Эйно Тамберг и в главных ролях были такие корифеи как Вяйно Арен, Хейно Мандри, Юри Ярвет, Вольдемар Пансо, Антс Эскола, Каарел Карем и другие. На II Кинофестивале прибалтийских республик и Белоруссии (1960) народному артисту Эстонской ССР Хуго Лауру (лесник Репс) присуждена премия за лучшую мужскую роль второго плана. Создавалось впечатление, что в один фильм собрали всю 'тяжёлую артиллерию' актёров эстонского кино того времени. При помощи этого пытались спасти довольно примитивный, написанный Боровиком и Новиковым, сценарий, чтобы хоть как-то придать 'цвет лица' и интригу фильму. Режиссёр Энн Сяде в журнале 'Серп' в сентябре 2009 года писал: 'Количество его заграничных рейсов из закрытой в то время империи на слуху и до нашего времени. Беспартийный он играючи получает разрешение, например, на выезд во Францию в 1963 году. После чего следуют рейсы в Австрию и Англию. Да, Ельцов сделал в 1959 году фильм о КГБ 'Незваные гости' - было ли это своеобразной благодарностью 'пагари-мальчиков'? (Почему 'пагари-мальчиков'? В советское время управление КГБ ЭССР находилось в Старом городе на улице Пагари.)'

Частые поездки Ельцова за границу кололи глаза его коллегам. Историк Яак Пихлау нашёл в государственном архиве донесение агента 'Хандо' на имя оперативного работника 2-го отдела Йохана Мяртенса. Донесение показывает довольно непринуждённые отношения Ельцова с органами. 'Как известно, Игорь Ельцов снял фильм 'Незваные гости', используя консультантом работника госбезопасности (майор Маркус). Коллеги сообщают, что органы безопасности обязали Ельцова информировать их о всех наблюдениях, сделанных во время зарубежных поездок. По его личным словам известно, что ему несколько раз помогали снять гостиницу в Москве, также известно, что во время командировки в ГДР его сопровождал работник госбезопасности, собиравший материал для фильм о фашистах, которые избежали судебных процессов'. Осталось добавить, что имя 'Хандо' так и осталось тайной, предположительно это был кто-то из окружения (возможно коллег) Ельцова. Если верить архивным документам, Ельцов совершенно случайно встретился с сыном скульптора Яана Коорти, зарубежным эстонцем, доктором философии, Пеепом Коорти, в 60-х годах посетившем Эстонию с визитом. В квартиру матери Коорта, где он временно остановился, попал и Ельцов и, как донесли в КГБ, Ельцов высказывал критические мысли о Советской власти. После этого, начиная с 1963 года, ему полностью закрыли выезд за границу. По этому поводу Ельцов ходил жаловаться к секретарю Центрального комитета партии Леониду Лентсману, который курировал комиссию по выдаче разрешений на выезд. Похоже, это возымело своё действие: в 1966 году ему разрешили выезд в Финляндию и после этого - в Англию.

Появление Ельцова в Англии оставляет довольно странное впечатление. Из документов КГБ выясняется, что КГБ ЭССР как будто совсем ничего не знало об этом зарубежном рейсе. Поездка была организована всесоюзным обществом кинематографистов и Ельцов был единственным представителем Эстонии в группе. Обычно 2-е главное управление КГБ сообщало об этом в 8-е отделение КГБ Эстонии для включения своих людей во всесоюзную группу. Но в этот раз из Москвы в КГБ ЭССР никаких распоряжений не поступало. Офицер КГБ ЭССР Вийтор Раус, который поддерживал связь с союзом кинематографистов ЭССР и Таллинской киностудией, находился на курсах. После бегства 4 января 1967 года Ельцов быстро получил английское гражданство. Конечно нельзя исключать, что его бегство было организовало КГБ, а Ельцов подыгрывал, и поменял в игре другую сторону границы. Вполне очевидно, что его более ранние вояжи в Швейцарию, Аргентину, Грецию, Финляндию и другие страны не могли бы состояться без возможностей и оперативного интереса из КГБ. Очевидно также, что амбиции Ельцова столкнулись с действительностью: он надеялся, что КГБ поможет ему сделать головокружительную карьеру в силовых структурах, но не посчитался с тем, что таких режиссёров, как он, много. Возможно, он принял решение бежать ради мести. После бегства Ельцов работал в Мюнхене, в русской редакции радио 'Свобода'. Предполагается, что он работал на пользу английской разведки. После восстановления независимости Эстонии Ельцов обратно возвращаться не захотел. После выхода на пенсию Ельцов перебрался жить в Испанию. Он купил там дом и спокойно жил на пенсию, которую ему платило радио 'Свобода'. Вёл обособленную жизнь, обучая испанскому языку переехавших в Испанию русских. Игорь Ельцов умер в 2000 году в возрасте 74 лет. (Дрейк Марк)

Вот ведь как всё может перевернуться - фильм посредственный, а реальная судьба режиссёра могла бы стать настоящим бестселлером с интригующим названием: 'Будущий предатель Родины сделал фильм о борьбе с предателями Родины'.

20 февраля 2018 | 05:02
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: