Мне фильм показался довольно интересным, но начать отзыв хотелось бы с явных, с моей точки зрения, его недостатков. А о достоинствах немного позже.
Во-первых, здесь очевиден прицел на премию киноакадемии, территория арабо-израильского конфликта, смешение культур, религий и национальностей в каком-то одном городском квартале. Ничего никому это не напоминает? А «Вавилон» Иньярриту, а так и не увиденное мной «Столкновение», но я знаю, о чем там речь, вот не могу лишь решить, стоит ли тратить время на просмотр. Определенная замашка на «мы снимем кино о наболевшем, ударим по политическим, религиозным и социальным аспектам нашей непростой жизни». И пусть это не ново, и пусть это уже встречалось у многих, но там были латиноамериканцы и американцы и марокканцы, белые и черные и еще кто-то там, а у нас есть свои: иудеи, христиане, мусульмане. Затея чувствуется уже по одному описанию фильма, но фильм, как мне показалось, не об этом, а об этом позже, в «достоинствах».
Во-вторых, вышеописанная ключевая идея выглядит далеко не главной в этом фильме, посмотрев его, я как-то не увидела четкого следования ей, например, в первой части конфликт происходит между мусульманами и другими, но тоже мусульманами. Израильский полицейский выстрелил в палестинского мальчишку не потому, что он «просто» палестинец, а увидев часы своего убитого брата. Это был скорее аффект, наверное, полицейский, одержимый местью, поступил бы также, увидь он эти часы, например, у японца, просто японца в квартале Аджами найти куда сложнее, чем палестинца, так уж случилось. А отец-христианин не разрешает дочери встречаться с мусульманином, мотивируя это как раз религией, на самом деле просто не хочет, чтобы дочка связывалась с неблагополучным типом, погрязшим в наркоторговле и откупе от бандитов, грозивших уничтожить его семью. Получилось, что первоначальная идея «обвинить» во всем происходящем именно тесное соседство представителей непохожих культур не находит своего абсолютного подтверждения.
И вот, исходя из этого противоречия, можно начать говорить о достоинствах фильма. Что получилась (к счастью) скорее не политическая драма, создаваемая с четкими целями делать актуальное кино на сегодняшний день, это просто криминальная драма, причем сделанная хорошо, построена в духе вышеупомянутого мной Алехандро Гонсалеса Иньярриту и его сценариста Гильермо Арриага, до «Суки-любви» не дотягивает и близко, а вот с «Вавилоном», по-моему, вполне может сравниваться. Деньги, наркотики, месть, предательство – это одни из составляющих криминальной драмы. Концовка тоже напоминает манеру Иньярриту.
Герои хорошо продуманны. Я слышала, актеры не профессиональные. Но когда герой продуман, а актер может его почувствовать, и пусть он станет актером только на одну эту роль, но, честное слово, она получится. Тревожный взгляд и рисунки младшего брата Омара, когда мысли ребенка переключаются на совсем не детские вещи, разве не так передается беспокойство за родных? Ласковая улыбка украдкой и нежные прикосновения кончиками пальцев Адир, разве не так выглядит влюбленность? Необдуманная решительность на преступление или предательство друга ради собственной матери, разве не так совершается поступок, когда нужно выбрать между жизнью и смертью? Я даже не знаю, как зовут исполнителей всех этих ролей, но ни один из них не вызвал сомнений.
Вообще, я не люблю криминальное кино, в котором показано море грязи, где персонажи вызывают неземное отвращение, когда зрителя просто окунают головой во все это. Здесь это опускается, делается акцент именно на события, а не на их детализацию и на шокирование кадрами, не будет здесь таких кадров, будет лишь неторопливо развивающаяся история, конец которой не оставляет никаких надежд.
На самом деле в многоконфессиальных и многонациональных точках мира можно спокойно сосуществовать обладателям этих разных «реквизитов человека разумного». Те же арабы, христиане и евреи вполне уживаются в бок о бок. Если не обращать внимания на некоторые радикальные течения и националистов можно жить в мире и дружбе. На территории Израиля точно, на территории Палестины – вряд ли. Но на территории Израиля точно? Если верить создателям фильма «Аджами» можно усомниться в правильности этого мнения. Кроме того, главным залогом мирного сосуществования могут стать только деньги.
Люди ведь в Аджами живут ради денег: ради них убивают, ради денег прекращают кровную вражду, ради денег толкают дурь, ради денег берегут детей от бесперспективных связей. Всё кружится вокруг денег, также как и в любой другой точке мира, почему же тогда нам так интересен район Аджами?
В том и дело, что совершенно безынтересен. На первый взгляд столкновения людей здесь, как и в голливудском фильме с таким же названием «Столкновение», происходят из-за разности их религиозных и гражданских взглядов, а также из-за отличного друг от друга этнического происхождения. Однако менталитет у каждого персонажа фильма одинаковый. Каждый из них ищет, где потеплее, только абсолютно безнадежный Омар выделяется на их фоне юношеской отвагой, но, оказавшись в ситуации, когда деньги кровь из носу нужны, осознает свою схожесть с каждым жителем этого района. Как собственно и израильский полицейский одержимый идеей мести за погибшего брата – он в этом районе как рыба в воде, ну почти так.
От Пола Хаггиса здесь кстати много. Если ручная камера ещё как-то все-таки отдает арт-хаусом в самом европейском смысле этого термина, то сюжет – голливудский, как и монтаж в стиле Алехандро Иньярриту, Гильермо Арриаги, Томми Ли Джонса и того же Хаггиса. О сюжете «Аджами» можно говорить долго, так его толком не рассказав, но все же всё равно будут ждать, когда эти ветки сюжетной линии объединятся на одной арене. Иначе в Голливуде не бывает, в арт-хаусе «Аджами» тоже.
Тут то вроде бы нужно найти какую-то мораль фильма. Должна ли она быть в арт-хаусе? У братьев Дарденн всегда есть, у Фатиха Акина, у Каурисмяки и других скандинавских режиссёров, у азиатских, у Звягинцева, в конце концов, а вот у арабо-израильского дуэта авторов фильма «Аджами» ни морали, ни смысла. «Аджами» будто бы снят исключительно ради себя самого, этакий привет «Городу Бога» и тому же «Столкновению» из пустыни, мол, знайте не Бразилией и Америкой едины, в Израиле тоже могут убить. Ну и что? Межэтническая вражда есть в любой точке мира, главное создать видимость, что можно спокойно сосуществовать представителям этих этносов, со временем они научатся жить в мире, они, в конце концов, уже давно живут рядом. «Аджами» же показывает другое - безнадежность, бесперспективность и отсутствие любой надежды на вероятный мир на Ближнем Востоке.
Фильмы вроде «Аджами» появляются не часто, но из-за внежанровости их можно выделить в отдельное направление социально-криминальной драмы, где эталонным образцом на сегодняшний день будет «Город Бога» Мейреллиша, который подобно режиссерам «Аджами» снимал, что называется «на месте» и с непрофессиональными актерами даже на первом плане. Так получилось и с фильмом Скандера Копти, ставшим в этом году лауреатом Оскара, потому как обнажал проблему взаимоотношений Израиля и Палестины, спроектировав все многообразие и сложности на жителей неблагополучного района Тель-Авива. Однако, даже несмотря на то, что авторитет Копти в создании фильма неоспорим, он далеко не единственный автор картины, и, в общем-то, такой же начинающий представитель кино, как и все остальные на площадке.
Отсутствие опыта работы с кино за приличные деньги сыграло в данном случае на руку – фильм получился особенно реалистичным, а ведь можно прибавить к тому и заслуживающие внимания кинематографические задатки, как объединение пяти разных самоцельных историй, дополняющих друг друга, в одну. Не помешало даже то, что основная часть бюджета была выделена из фонда поддержки израильского кино, как поощрение плюрализма, свободы творчества и слова, в котором Скандер Копти не собирался себя ограничивать ни при создании ленты, ни на ее премьере в Голливуде, если вспомнить его скандальное заявление, о том, что этот фильм в равной степени, как израильский, так и палестинский, что возмутило израильские власти. А как они себе вообще представляли плюрализм?
История Копти и Шани разворачивается в бедном районе Тель-Авива, где бок о бок проживают мусульмане, евреи и христиане – мелких стычек не избежать, а взаимные претензии возникают по одному только факту существования инакомыслящего, поэтому каждая из пяти историй начинается и заканчивает чьим-нибудь убийством, ну или на крайний случай – просто смертью. Деление на пять частей не однозначно, ведь лиц и семей задействованных в конфликтах куда больше, порой, каждому достается лишь одно слово и все зависит от весомости аргумента и положения того или иного персонажа в обществе. Оно настолько разнообразно, что даже, кажется, авторы хотели показать, что в мире просто не сыщется двух людей совершенно равных по положению.
Несмотря на сложность религиозного взаимопонимания, материальные и социальные вопросы порой оказывают настолько большое влияние на действия героев, что Бог кажется только поводом для целей насущных. Отец запрещает дочери-христианке жениться на мусульманине, объясняя это семейной набожностью, но в религиозном ли предрассудке дело, когда за молодым человеком нет ни хорошего положения, ни материальных благ. Или одна из первых сцен – суд, где набожность истца зависит лишь от того, сколько он скинет с требуемого взыскания «во имя Аллаха». И подобных сцен в фильме не мало, религия остается честной до тех пор, пока ребром не станет вопрос денег, а тогда хороши все средства от торговли наркотиками до убийств и грабежей.
Поначалу кажется, что пять рассказанных историй и не связаны между собой, однако, где-то с третьей зритель начинает угадывать, в какой тесный клубок переплетутся судьбы не знакомых людей, и как впоследствии поочередно и витиевато выпалят все настенные ружья. Одна история здесь дополняет другую и приоткрывает то, что раньше оставалось «за кадром», где на самом деле незначительная мелочь может поменять отношение к персонажу или ситуации. Поэтому фильм все-таки не для разового просмотра, он будет интересен и с интригой и уже когда карты раскрыты для большего понимания происходящего.
Итог: социально-религиозная драма о низах израильского общества, которая понравится не столько любителям политических склок, сколько ценителям хорошего натуралистичного криминального кино.
А'джами (ударение на А) - это квартал, или даже микрорайон в Яффо, бок о бок израильтяне арабы, израильтяне евреи. Верующие в Иисуса, Мухаммеда и Моисея.
В фильме играют жители квартала, и ни у одного из них нет актёрского прошлого. Режиссер нарочно не дал читать сценарий к фильму, актёры играли, не зная картины в целом, таким образом, проживая ее в процессе создания.
Преобладает в фильме арабский язык, но говоря на нем, как и в повседневной жизни, используют ивритский сленг.
Реалистичность фильма в том, что нет темы религиозной разности, она существует как бы на заднем плане в дополнение и без того сложным будням. Нет и ударения на палестинскую проблему, хотя она есть и видна.
Для понимающих только арабский или только иврит, фильм будет более интересен с субтитрами.
Развитие сюжета как воспоминание… Хотя смотрите сами, мне понравилось как режиссер завернул сюжет и представил его.