Увлекательный интересный фильм, который от начала до конца удерживает внимание зрителя. Хотя тема повседневная, и в сюжете не происходит ничего необычного или уникального, смотреть фильм совсем не скучно. Это старый добрый фильм, который вызывает множество положительных эмоций.
Главная героиня - ответственная девушка Надя. Ей поручили перевоспитание двух лоботрясов. Она оказалась очень мужественной перед возникшей нестандартной проблемой, которая требовала особенной находчивости и смекалки. Надя смело взялась за дело. Чего только не испробовала наша героиня в попытках перевоспитать своих подопечных! В результате этого создавались различные комичные ситуации.
Просматривая фильм, я подумала о нашем времени. Вот сейчас никто бы с такими лоботрясами возиться не стал. Их бы точно уволили в начале фильма и благополучно про них бы забыли. Старание Нади - это образец товарищеского неравнодушия. Кроме того, Надя нашла применение их изобретательским и танцевальным способностям, направляя всю их энергию в нужное русло. Как верно замечается в Библии: «Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.» (Притчи 20:5). Чтобы должным образом оценить чьи-то достоинства и недостатки, нужно понаблюдать за человеком в привычной для него обстановке и узнать что его волнует, что он ценит, и какой он. Многое можно узнать о человеке из общения с ним.
«А Витя - способный. У него дома сплошные провода.»
Поэтому всегда стоит сначала узнать человека получше, прежде чем делать о нем выводы, и тем более, прежде чем списывать его со счетов.
Под классикой отечественного кино принято понимать кино сложное: Эйзенштейна, Тарковского, Германа или Хуциева. Но есть ведь и кино легкое, которое тоже давно уже находится в анналах истории, несмотря на несерьезность жанра. И даже если ему не найдется места в монографиях и исследованиях, то в сердцах зрителей оно поселилось прочно.
Юрий Чулюкин снял около пятнадцати фильмов, но в памяти остался как автор двух – «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1962). Они очень похожи и в то же время такие разные. Общее настроение картин, схема построения сюжета и, конечно, Надежда Румянцева в главной роли бесспорно роднят их. Но интонации совершенно разные, и, конечно, эта разность во многом зависит от главных героев, сыгранных Юрием Беловым и Николаем Рыбниковым соответственно.
Режиссеру удалось ухватить дух времени, показать его нам и оставить в памяти его невероятно пленительный след. Чулуюкин никогда не претендовал на летописца «оттепели», но именно ему удалось ее запечатлеть наиболее объемно. Причем выбирал он для этого не поэтические вечера в Политехе или острые нравственные конфликты, а ставил в центр своих картин простые ситуации из жизни обычных людей, далеких от центров общественных дискуссий. Нам сложно представить себя на месте Ани из «Заставы Ильича», а вот на месте Нади Берестовой – легко.
Казалось бы, что общего у заводского лоботряса Толи Грачкина и интеллигентных работяг Марлена Хуциева? В чем типичность ситуации перевоспитания двух лентяев комсомольской активисткой? Ответ, как мне кажется, на поверхности: в вере в себя и в свое будущее.
Ироничная и заразительная в своем задоре комедия «Неподдающиеся» уловила время внутреннего раскрепощения человека, который может и на летней эстраде в парке устроить танцевальное шоу, и на вышку для прыжков в воду выйти в семейных трусах. Это время песен под гитару, отчаянных прыжков в реку с моста, глупых безрассудств и, конечно, первой любви. В ней-то и ищут смыслы все «оттепельные» герои: и Саша Савченко («Весна на Заречной улице»), и Сергей («Застава Ильича»), и Колька («Я шагаю по Москве»), и Толя с Надей («Неподдающиеся»).
Надежда Румянцева говорила в интервью о том, что Чулюкин придумывал образ героини именно под нее, но в итоге фильм стал бенефисом Юрия Белова. Который тоже был типичным героем своей эпохи, и карьера которого завершилась фактически вместе с эпохой. Но вместе с «Неподдающимися» - истинно народной киноклассикой – Белов стал и народным (в самом точном и первозданном значении этого слова) артистом. Его Толя Грачкин вроде бы должен воплощать на экране собирательный образ простого и доброго малого, который лоботрясничает в общем-то тоже исключительно по причине своей простоты. Но виртуозная игра актера, его способность к импровизации (что чувствуется даже на экране) сделали образ его героя сложным, многослойным и далеко не простым. Актер сумел объединить в Грачкине непосредственность и принципиальность, чуткость и тонкий юмор, обаяние и легкость.
История перевоспитания как комсомольского задания, производственная комедия превратились в руках Юрия Чулюкина в искрометную историю о весне, молодости, надежде и любви. Любви к жизни и к человеку – самой загадочной и притягательной теме важнейшего из искусств.
Что делать, если активистка профсоюза отнимает твою зарплату и обещает выдавать тебе твои же деньги крохотными порциями три раза в день: на завтрак, обед и ужин? Прекращать пить, дебоширить и разлагаться? Ну уж фиг там! Но вот на лекцию про 'Обитателей морского дна' сходить все-таки придется, тем более, что так отбить можно сразу червончик!
О чем это я? О потрясающей, выразительной, сочной и многоцветной (вопреки тому, что снята она на черно-белую пленку) комедии 1959 года, срежессировавший малоизвестным для нас Юрием Чулюкиным. Знаете, если жизнь загнала вас в один угол с депрессухой и раздражительностью, если общество плюет вам в лицо ведрами психологического давления, а ваши родные делают все для того чтобы вы позавидовали Буратино с его неприхотливой разношерстной родней, то кинофильм 'Неподдающиеся' станет для вас подлинным лекарством, почище сильнодействующего транквилизатора.
Невероятный впрыск эмоций, позитивный пансоветский сеттинг, энергия жизнерадостности поколения победителей, и наконец, буря ностальгических чувств, заставляющая вас с умилительными слезами на щеках вспоминать о времени, в котором вы никогда не жили - все это вы получите с избытком от коротенькой жизнеутверждающей картины.
Как вы думаете, что делает с людьми марксизм разбавленный с ленинизмом, запеченный внутри охрущевленного сталинизма? Вы можете узнать об этом на примере юной комсомолки - Нади Берестовой. По сюжету, эта рыкающая валькирия заводского профсоюза вступает в острый конфликт с антисистемными элементами, Анатолием Грачкиным и Виктором Громобоевым. Словно антивирусный модуль, берется она за исправление ситуации с падением среднего уровня морали в своей небольшой заводской бригаде. Она единственная, кто верит в то, что... ну как бы это сказать... что обмельчавший вонючий прудик может расцвести похлеще майской сирени. Ставки высоки: Берестова готова на все, чтобы достичь своей цели, не брезгует даже вымогательством. Лишенные незаслуженной зарплаты, дебоширы вынуждены частично подчиняться требованиям своей личной железной леди, но и они не готовы сдавать без боя свою социальную идентичность. Они принимают вызов. В ход идет все, от грубых каламбуров до изощренных авантюр. В обманчиво спокойной обстановке перед нами разворачиваются страшных драматических накалов противостояния, исход которых лично я не берусь предсказать даже в девятый раз усаживаясь за просмотр 'Неподдающихся'.
Меж тем, в хитросплетениях сюжета всякий из нас может попробовать разглядеть и себя любимого. Конечно, со всеми условностями черно-белого зеркала. Люди почти не меняются, или меняются мало. За 50 лет столько много претерпевшее наше государство по-прежнему вмещает в себя вполне уникальное общество, основные черты которого сохранились даже вопреки смене государственного и экономического строя. Да, чутка изменилась лексика, и теперь мы чаще зависаем в смартфоне, нежели танцуем на трамвайных рельсах, но мы немного такие же, как и то поколение, которое поставило на колени весь мир. И да, именно поэтому монохромная комедия 59-го года смотрится так живо и интересно сегодня, превосходя во многих отношениях невразумительные современные аналоги, даже не задействуя при этом никаких сортов киногрязи: тут тебе ни обнаженки, ни жаргонных юморесок, ни файтингов... одно слово (или два) - игровое кино.
Итак, друзья, тренируем нравственные и культурные мышцы! Смотрим летний советский молодежный блокбастер 'Неподдающиеся' с не мерцающими, а пылающими талантами разных великих наших отечественных актеров!
Послевоенные годы в советском кино славились отличными кинокартинами на патриотическую и производственную тематику. Кинокомедия 'Неподдающиеся' - одна из таких.
Что мы видим на экране? Работников металлургического (?) завода, которые, казалось бы, делают всё, чтобы перевыполнить план. Но есть среди них двое бездельников - Толя Грачкин и Витя Громобоев, которые без конца устраивают себе перекуры, филонят и тянут общие усилия команды вниз. Руководству вскоре всё это надоело, и, на повестке дня, они решают их уволить. Но бойкая Надя Берестова решает взять оболтусов за перевоспитание и просит пока не увольнять парней, а дать им шанс исправиться.
Вообще, с точки зрения простого обывателя, 'перевоспитание' двух здоровых мужиков выглядит в принципе комично, но так, как взялась за них Надя - выглядит ещё более смешно. На мой взгляд, забирать собственно заработанные деньги у мужиков после зарплаты, чтобы они их не пропили - тот ещё абсурд. Дальше Надя пошла ещё хлеще - решила 'окультурить' двух мужиков. Культура - это дело, конечно, хорошее. Книги, интересные журналы, газеты - всё это Берестова несёт домой к парням, только нужно ли им это? Совсем нет. Ничего сверхънеординарного Надя Берестова не сделала, и тема довольно-таки поверхностно была показана.
Фильм решил посмотреть, в первую очередь, из-за моей обожаемой Надежды Румянцевой, из-за того, что 'Неподдающиеся' - признанная советская классика (хоть и не такая популярная, как, например, 'Девчата' или 'Королева бензоколонки'), ну, и в целом - для общего развития. В целом я не поддался великолепным отзывам о картине и шедевром советского кинематографа я бы картину не назвал. Мило, приятно, душевно, но не более того.
7 из 10
P.S. Приятный бонус в картине - эпизодическое появление Юрия Никулина.
Я смотрела этот фильм уже миллион раз, но я его просто обожаю и каждый раз хохочу! Такая милая, искренняя комедия. Это почти символ нашего советского кинематографа, увы безвозвратно потерянного...
Надя - милая девушка в исполнении Надежды Румянцевой. Я в восхищении от этой актрисы, ее работ. Такая маленькая командирша для двух шалопаев, но у нее все так легко и весело получается. Я так смеялась, когда она 'стоила глазки' парням. Она похожа на подростка своей чистотой и наивностью, но она такая забавная со своим бескорыстием и простотой.
Толя. Юрий Белов очень талантливый актер. Танцы, поет, всегда веселый, шутит, очень обаятельный, всем нравится. Толя вообще прелесть! А на его ныряние с вышки я смеялась, также, как и на 'Первый приз!' - ванную! Это самый смешной эпизод в фильме.
Витя. Витя в исполнении Алексея Кожевникова получился очень сдержанным и серьезным парнем, но очень интересным. Изобретатель, умный парень. Вроде бы всегда следует за Толей, но он в чем-то более привлекательный и запоминающийся. И вежливо и по-рыцарски относится к Наде. Мне он даже больше нравится, чем Толя. Одни провода по всей комнате чего стоят! И на гитаре играет сам! И меня поразило до глубины души, что Кожевников оказался не профессиональным актером, а инженером по образованию. Но он очень талантливый. Так здорово сыграл!
Запомнились и второстепенные персонажи: Клячкин в исполнении Никулина вообще самый смешной герой в фильме, его жена Сонечка, настоящий красавец пловец Володя, неугомонные Надины подружки Лиза и Роза.
Все час и пятнадцать минут во время просмотра улыбка не сходила с моего лица, уж больно милые и жизнерадостные герои. Ничего тяжелого, а уж тем более мрачного в этом фильме вы не встретите, сплошной позитив. Так что фильм рекомендован к к просмотру только в хорошем настроение. Почему? Да, все просто, если у вас оно плохое, вас будет раздражать чересчур хорошие герои и отсутствие каких-либо трагедий. Конечно, можно с первых 5 минут увидеть «советский призыв», так что для противников коммунистического режима и советских времен тоже противопоказан (выполнение и перевыполнение плана – главная задача, но для кого это нужно – загадка).
Актеры – изумительны, собственно благодаря им и можно смотреть этот фильм. Каждый что-то привнес и по-особенному выделяется. Даже второстепенные персонажи, что является редкостью, обычно они – штампованы.
Возвращаясь к сюжету фильма – достаточно не затейлив, оставляет чувство легкости. Для меня этот фильм не станет шедевром, но он и не претендовал на это, полное отсутствие претенциозности – мину с и плюс фильма. Хочется немножко поволноваться за героев, но не удается. В какой-то момент было впечатление, что фильм снят, чтобы показать всю благодатность советского образа жизни и не более того, к счастью, отошли от этого. Думаю, что лет через 5 – 10 этот фильм вообще не будут понимать, фильм был снят в определенной эпохе для тех людей, поэтому не стал и не станет он одной из тех вечно «заезженных пластинок».
Когда Надя Берестова, главная героиня этого фильма, взялась за перевоспитание Анатолия и Виктора, остроумных бездельников, 'работающих' на заводе, казалось, что предстоит продолжительная, непростая, увлекательная борьба и, что воспитанники максимально проявят свою 'неподдаваемость', тем самым, более выделив эту комедию среди других советских. Но, к сожалению, быстро они оставили свою сопротивляемость позади, манеры их резко стали меняться. И это при том, что Надя Берестова особо на них не влияла.
Именно эта мгновенная перемена не даёт вдоволь насладиться началом 'Неподдающихся', где действительно оправдывалось название фильма, и она попросту сбивает определённую комическую нотку, которая была бы присуща до самого конца только этой комедии.
Фильм, в целом, хорош во всём. Замечательно играют актёры, особенно Никулин, хоть роль у него здесь небольшая. Да и много забавных, весёлых моментов, как и подобает каждой очередной советской комедии. Но всё-таки не хотелось, чтобы фильм оставался столь простым и не выделяющимся. Ведь у него была возможность уделить побольше внимания 'неподдаваемости', которая поначалу просто вырывалась из наших бездельников. Но режиссёр быстренько решил убрать это положение, тем самым, лишив 'Неподдающихся' особой изюминки.
Ну, вот и как не обожать советские фильмы? Фильмы, в которых актеры играют, как дышат: естественно, искренно, красиво. Без всякого намека на фальшь, на халтуру. Играют на совесть, а не в погоне за кассовыми сборами.
Бесконечно восхищаюсь Надеждой Румянцевой! Она заслуживает только самых лучших эпитетов, самых высших похвал! Эта актриса - целая планета, гениальная, завораживающая.
Юрий Белов так же отлично справился с ролью. Мне нравится типаж героя советского времени. Веселый, талантливый и в то же время хулиган, готовый доставить окружающим немало хлопот. Но все равно он знает, что такое хорошо и что такое подло. И из двух зол он всегда выберет первую, потому что есть совесть.
Смотря фильм, думаешь: ну вот, нет ни одной пошлой шутки и юмора на уровне 'Аншлага', но ведь все равно смешно! Оказывается даже, что необязательно что-либо говорить. Вспомнить хотя бы сцену, в которой Надя привела Грачкина и Громобоева на лекцию про раков. Настоящий актер все может передать одним взглядом. Браво!
Возможно, в советское время и не было такой свободы, как сейчас (хотя, судя по нынешним киношедеврам, думаю, что оно и к лучшему). Многие фильмы не пропускались, не имея шанса обойти идеологию. Может, 'Неподдающиеся' - мечта, придуманная картинка, не имеющая ничего общего с действительностью. Но так здорово видеть, что есть же отзывчивые люди. Добрые, справедливые, готовые сделать шаг навстречу, даже если это неблагодарное дело. Просто так, бескорыстно. Из-за желания помочь. Из-за веры в тебя.
Смотрите старое кино, оно глубокое по содержанию, интересное, поучительное и приносит исключительно положительные эмоции. Готова спорить, что увидев 'Неподдающихся', вы воскликнете: 'Мне понравилось!'
«Ну, дурачок. Разница же небольшая. — Нет, брат, большая разница!»
Хорошее кино. Из тех, что приятно посмотреть практически в любое время – пусть даже и в 24-ый раз. Здорово же!
Можно же снять так, что совершенно не напрягают ни комсомольские поручения, ни социалистические соревнования, ни всевозможные бюро, советы и пр. А почему? Ответ дает сама картина: потому что («Как Ваша фамилия, товарищ?»…) – «Не в этом дело!» Главное – люди.
С главными героями всё ясно: тут аплодисменты, плавно переходящие в овацию, и ничего больше. Без вариантов. Потому что и дружба самая что ни на есть настоящая («Между нами решено… повсюду вместе мы!»), и намек на зарождающуюся симпатию («Толька с моста прыгнул! – Всё-таки прыгнул!») потрясающе деликатный и корректный, а, главное (что меня, например, больше всего радует), одно другому не мешает совершенно! Парочка моментов в парке «(Назначила мне, а смотришь на него!») – исключительно временное явление, после чего всё встает на свои места, окончательно и бесповоротно.
Но картина богата не только «первым звеном» – этакой ударной тройкой, пусть она даже и чертовски хороша. Есть еще и другие весьма колоритные (и самодостаточные!) персонажи, такие как постовой в исполнении С. Филиппова («Поскольку уплачено – возьмите!») или уморительный «Альберт Клячкин» Ю. Никулина (тут одной-двумя цитатами не отделаешься – это глыба, а не образ).
Яркие личности. Не чета рядовым (пусть и равным среди первых, как принято было говорить) комсомольцам, о которых, прямо скажем, мало что остается в памяти. Тюфяк-бригадир, живущий, такое ощущение, по принципу «кабы чего не вышло, ребят!», советский Кен (который в довесок к Барби иной раз идет) Володя и пр. Согласитесь, у них нет ни единого шанса выстоять супротив «Это кто тут сказал «тю-тю»?!», «Не ори на нее, небоскрёб!» или «Сделай тёте ручкой!» А всё потому что «Города надо брать обаянием!» Тем более, что, как сказал писатель Гончаров, «трудится бездарный труженик; талант творит легко и свободно», и мы в этом убеждаемся, наблюдая, за маленькой «научно-технической революцией» в исполнении главных героев. Всё, что остается сказать «пионерам-героям»: «Толково!» Еще бы!
Классное кино. Легкое, ненавязчивое, забавное и, главное, интересное. Смахнуть с него «пыль коммунистических веков» и… цены не будет!
'Ну-с, а теперь перейдём к рассмотрению раковины...'
Вон какой коммунизм был. Давайте голосовать, кто за то, чтоб Берестова взяла под опеку? Все 'за'. Одна Берестова против, но кого это волнует, общество сказало 'надо', значит надо. Все могут пойтить домой. Почувствовал я в этом эпизоде какую-то язвинку в сторону тогдашнего общества со стороны авторов. А трёхсекундная сцена: 'ты матери письмо написал? Конечно! Ну смотри...'. Такое явно интимное занятие, как написание письма, и то контролировалось обществом.
Фильм очаровательный. Очень смешной. Вот почему из всех лекций Надя выбрала лекцию про ракообразных. Ну зачем суровым парням с завода слушать про раковины? А высунувшаяся из окна транспорта Надя: 'ребята, а как же вы?! Догоняйте!' И это после того, как парни приложили немало усилий, чтобы на этом транспорте поехали все, кроме них. Как всё советское это кино немного наивное, но вместе с этим такое родное и бесконечно утерянное и безвозвратное. А ещё фильм кажется родным, потому что такие фильмы, как правило, смотришь в детстве, с бабушкой и дедушкой. И при последующем просмотре через много лет этот фильм дарит те же самые впечатления, словно я снова маленький, рядом любимые бабушка и дедушка, а по телевизору идёт старый добрый фильм.