К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

- А Козлевичу?
- За что Козлевичу? Это грабёж! Кто такой Козлевич чтобы с ним делиться? Мы не знаем никакого Козлевича!

'Золотой телёнок', 1968г., реж. М. Швейцер


Брюс Ли, Чак Норрис, Джеки Чан, Жан Клод Ван Дамм с ними, наверное, стоит Хромову разделить лавры славы на ниве рукопашных единоборств? Это они 'взлахматили' почву для 'Непобедимого'? Они, подготовили зрителя к благообразному мордобою. Первопроходцы. Костоломы. Машины для убийства. Милейшие парни на страже целомудрия моральных норм. И это ещё как посмотреть, чья 'вертушка'(Уширо маваши), круче в усмирении распоясавшегося негодяя, негодяев.

Худые, поджарые, невзрачные. Но стоит лишь напроситься на их угощение и, мало не покажется. Так вломят, так пересчитают зубы, так укоротят, что до конца дней своих будешь тих и послушен словно ягнёнок. Вежливость привьют одним преподанным уроком. Реакция мгновенная. Удар, как вспышка молнии. В глазах.

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...


Кинематограф щедро эксплуатировал образы этих суперменов. Звонкая монета гонораров лилась рекой за залы, за кассу, за публику. Картины 'ходили' по миру туда-сюда. От края до края. А русский паренёк - Андрюша Ростоцкий, дальше Средней Азии не ездил. На ослике или ишаке (что, впрочем, одно и тоже) подобно Иисусу. От кишлака до кишлака передвигаясь 'учился, учился и ещё раз учился', как советовал советский светоч. И зарисовывал, и записывал в тетрадочку все примечательные моменты своих наблюдений. Будь то захват, приём, танец движения в стойке для броска противника. Аккумулировал в себе лучшее. Совершенствовался и матерел, знаниями наполняясь. Самбо. Эффективная техника для противостояния дурной силе мышц. Верная.

Философией нравственности, лента гармонично переплетается с японским чёрно-белым фильмом 'Гений дзюдо'(1965) где Сугата Сансиро совершенствуется в мастерстве. От несмышлёныша до мастера пройдя путь.

Картина с россыпью драгоценных бриллиантов в постижении азбучных истин. Добро и зло. Учитель и ученик. Вера и знание. Мораль и норма. Страх и постижение себя. Дух и нравственность. Люди в пути - экзаменом на зрелость. Слова с губ - редкостными жемчужинами для ума. И записывать за ними - ни к чему. Зарубки в душе они оставляют. Навечно. Навсегда. Проницательность в их взоре. Читают тебя, словно раскрытую книгу. Рядом, остаётся лишь молчать и слушать. Не проронить бы хотя бы одно зерно скупых заветов...

Фильм состоящий из поединков, один краше другого. Словно на турнир попадает зритель в круговерти борцовского ковра. И лихоимцы здесь, и подлецы с мерзавцами тут же, и злыдни злодейства в потехи эго есть. Но светел 'Ванька-Встанька', лёгок своей простотой и никакая грязь не липнет к его 'кимоно'. Праведник он.

Все лавры, стало быть, на его голову.

- А Козлевичу?
- За что Козлевичу? Это грабёж! Кто такой Козлевич чтобы с ним делиться? Мы не знаем никакого Козлевича!


А знаете ли Вы, что Харлампиев Анатолий Аркадьевич (он же Хромов), прожил 72 года и умер в 1979 году?

Что дед и отец Анатолия Аркадьевича были кулачными бойцами и владели приёмами рукопашного боя? И натаскивали мальца с детских лет?

К шестнадцати годам 'отец самбо' был и гимнастом (выступал под куполом цирка), и борцом, и боксёром? Акробат, тот ещё...

В 28 лет начал постигать дзюдо преподаваемое В. С. Ощепковым (первый русский и третий европеец мастер)? Второй дан при существовавших тогда пяти (сейчас, десять)(!!!)

С 1935 года вёл тренировки по дзюдо вольного стиля ( с техникой английского бокса, фехтования)?

В. С. Ощепков умер в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа в 1937-м (арест с обвинением, ст. 58)?

А. А. Харлампиев классифицировал самбо по японской техники дзюдо. Имя Ощепкова упоминать было нельзя...

...ну, и так далее. Будет желание - читайте 'первоисточники'. Стоит лишь сказать, что биография самого В. С. Ощепкова наполнена такими переливами-переломами, что займись ею кинематографисты, благодарная публика будет и вздыхать и охать от метаморфоз этого человека.

...вот ведь как оно получается, однако. В кино - одна правда, в реальности - совсем другая.

Фильм об 'отечественном витязе'. Не о японце. Не о китайце. И у нас, мастеров хватало.

...Русский я по паспорту.
Только русские в родне,
Прадед мой — Самарин,
Если кто и влез ко мне,
Так и тот — татарин.


8 из 10

15 февраля 2020 | 02:10
  • тип рецензии:

«Непобедимый», СССР, 1983

Исторический приключенческий фильм с элементами истерна, посвященный Анатолию Харлампиеву, знатоку боевых искусств и национальных видов борьбы народов Средней Азии, одному из основателей борьбы самбо. И фигура достойная, и Андрей Ростоцкий сыграл как всегда очень хорошо.

Фильм не представляет из себя ничего выдающегося, но на то время при очевидном дефиците фильмов в стиле экшн, смотрелся хорошо. Кроме того, идеологическая линия также была выверенная и работала на систему.

Из достоинств: хорошие цитаты, хорошие натурные съемки, а также сама фигура главного героя: жизнеутверждающего, честного и смелого, доброго и отзывчивого.

Из недостатков:

- все-таки недостаточный хронометраж для раскрытия темы, поэтому фильм получился несколько рваным, нецельным: не хватило ни времени, ни грамотной расстановки акцентов. Поэтому фильм видится мне как бы искусственно склеенным из отдельных эпизодов.

- история изучения главным героем борьбы кураш тоже могла быть подана более динамично («застывший динамизм» фильма, наверное, можно списать на то, что в советском кино не разрешалось раскрывать «секреты» тех или иных боевых искусств), поэтому поединков в фильме все-таки маловато.

- сцена борьбы Хромова и Джафара на скале чем-то напоминает сцену над пропастью в духе Ш. Холмса и профессора Мориарти. Слишком театрально и пафосно, хотя и красиво.

И все-таки при просмотре получила большое удовольствие. Простой и хороший фильм.

Не только жизнеутверждающий, но и способствующий формированию воли и характера.

За прекрасную игру Ростоцкого и позитив самого фильма,

7,5 из 10

01 января 2018 | 14:51
  • тип рецензии:

Фильм для мальчишек. Скорее всего, не современных мальчишек, а тех самых, которые были мальчишками в 80-е годы. А в фильме главный герой – интеллигентный, добрый, честный и ответственный Андрей Хромов. И при этом он мастерски владеет новым видом боевого искусства – самбо. Вернее, он его только создаёт и постигает разные стили, чтобы из каждого взять самое лучшее. И этого Хромова играет Андрей Ростоцкий, который как специально создан для такой роли.

Хромов путешествует по Средней Азии, которая очаровывает своими контрастными видами – от песков и аулов, которые кажутся безжизненными, до шумных рек и горных вершин. Там же он познаёт ещё один стиль борьбы – кураш, и становится полноправным пехлеваном - так именуются борцы кураша. Даже выигрывает местный турнир, главным призом которого был парчовый халат – приз вполне аутентичный для Средней Азии тех лет. А тут вдруг бандиты, выстрелы, убийства и, как украшение фильма – финальная битва.

За что можно любить этот фильм. В первую очередь, это советский фильм посвящённый Анатолию Харлампиеву - человеку, который и создал такое эффективное боевое искусство, как самбо. Он действительно путешествовал по Средней Азии, Кавказу, собирая по крупицам различные техники и приёмы. То есть, это советский фильм о советском человеке, придумавшем что-то значимое. Да ещё и обаятельный Андрей Ростоцкий принёс фильму огромную долю положительных эмоций.

Во вторую очередь, это главный злодей. Вроде обычный шейх, который когда-то увлекался боевыми искусствами, а сейчас якобы весь поглощён политикой и управленческими делами. Но в момент необходимости он одним ударом способен убить человека, а в финале и вовсе предстаёт перед Хромовым в качестве грозного противника, который отнюдь не позабыл навыки рукопашного боя.

Азия не была бы Азией, если бы не пестрила мудрыми изречениями, которые здесь сходят с уст чуть ли не каждого жителя в летах. «Жизнь коротка, знания – бесконечны», «движение – жизнь, будете лежать как эти камни – умрёте» и прочее. Здесь же рассуждения о кольсанаты - древней рукописи врачевания, владелец которой может овладеть как искусством лечить, так и искусством убивать. В фильме именно эта рукопись и является яблоком раздора – попади она не в те руки – в мире станет на одного искусного убийцу больше.

В целом, это тёплый ламповый фильм о рукопашном бое самбо. Сами самбисты допускают, что многое в фильме отличается от реальных бросков, но ведь на то он и фильм. Вместе с этим они отзываются о нём крайне положительно. И даже, насколько я знаю, проводятся турниры по самбо памяти Андрея Ростоцкого, а это что-то да значит.

9 из 10

16 июня 2015 | 12:13
  • тип рецензии:

Можно сказать, что фильм «основан на реальных событиях», т. к. о судьбе одного из основателей самбо, Анатолия Аркадьевича Харлампиева ходит такое множество рассказов и историй, что даже его близкие ученики не могут сказать, что из них правда, а что, вымысел.

Как известно, самбо - дисциплина признанная мировым сообществом, включает в себя как спортивное, так и боевое направления. Как известно, самбо - некий конструктор из различных видов национальной борьбы, от дзюдо, до кулеша, любовно собранный единомышленниками, адаптированный под наш национальный характер и приспособленный сначала для нужд Красной армии, а затем и спортивных активистов. Как известно, Харлампиев - потомственный боец и борец в третьем поколении сам объездил в экспедициях республики Советского Союза и прошагал пол Европы и Дальний Восток учась у мастеров единоборств, постигая науку побеждать.

По мотивам этих экспедиций и снят фильм «Непобедимый». 20-е годы XX века. Средняя Азия. Красноармеец Хромов (Харлампиев) постигая национальные единоборства, становится обладателем тетради с секретами боя одного из мастеров. Об этом узнает главарь банды, долгие годы тщательно охотившейся за этой тетрадью.

Главную роль исполняет Андрей Ростоцкий - известный актер и каскадер, трагически погибший при подготовке к очередным съемкам.

Фильм, конечно же с политической заправкой: есть хорошие «красные» и есть плохие басмачи, но он не о Гражданской войне, а о деле всей жизни, как сейчас модно говорить, «пути воина» увлеченного человека. На идеологические составляющие фильма обращать внимания не стоит. Тогда по-другому снять было нельзя.

Фильм позитивный. Один из любимейших для мальчишек 80-х. Многие именно после него выбрали этот спорт.

8 из 10

20 мая 2010 | 16:56
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: