всё о любом фильме:

Не может быть!

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Зощенко
директор фильмаЭрик Вайсберг
операторСергей Полуянов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков, Т. Абидова, Александра Збарская
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  46.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время100 мин. / 01:40
Фильм включает три новеллы о негативных явлениях провинциальной жизни молодой страны Советов: тупости, пьянстве, стяжательстве, бездуховности — всем том, что и сейчас существует благополучно и повсеместно.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Занимает по посещаемости 46-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    Фрагмент 02:39

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Все три рассказа Михаила Зощенко, лёгшие в основу эксцентрической комедии Леонида Гайдая в пору его увлечения в 70-е годы экранизациями (от «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова до «Ревизора» Николая Гоголя), могут быть описаны при помощи названия второй из новелл «Забавное приключение», носящей амурно-матримониальный характер. Но именно в лучшей, третьей части фильма — в «Свадебном происшествии» — развит классический мотив, эффектно выраженный в типичной зощенковской фразе: «Жениться — это вам не в баню сходить». Володька Завитушкин оказывается как бы сводным братом и гоголевского Подколесина, и достоевского Пселдонимова, и чеховского Апломбова, который тоже имел в душе «свой жанр». Зато Завитушкин «безжанров», менее жалок и трагикомичен, просто стал жертвой собственной невнимательности и поспешности: познакомившись в трамвае с девушкой в зимнем пальто, уже через два дня назначил свадьбу, а явившись в дом к невесте на торжество, не узнал её без верхней одежды. Это всего лишь анекдот, без определения «скверный». Это даже не «свадьба», но некое свадебное происшествие, которое так и не закончилось вымученным, нежеланным для потенциальных супругов браком. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 3540 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    К своему стыду должен признаться, что фильм великого Леонида Гайдая «Не может быть!» до этого момента не видел ни разу!

    Сегодня я исправил сиё недоразумение!:)

    Фильм состоит из 3-х короткометражных историй, напрямую не связанных друг с другом, но связанных одной темой — темой семьи.

    Обычно в своих рецензиях я углубляюсь в сценарий, ищу смыслы, вывожу их наружу, но здесь лишь скажу, что фильм снят по рассказам знаменитого русского писателя-сатирика Михаила Зощенко «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие», которые и легли в основу фильма.

    В фильме поднимаются вечные семейные проблемы, которые живы и сейчас. Это супружеская неверность, это свадьба по расчёту, это влюблённость, а не любовь; это не любовь, а привычка, и многое другое. Под сатирический взгляд Зощенко попали разные человеческие пороки: пьянство, глупость, жадность, алчность и прочие. Сценарий получился отменный.

    Но главная фишка всех фильмов Гайдая и этого в том числе — это гениальная постановка и феерическая игра актёров. Давненько я так не смеялся во время фильма. М. Пуговкин, М. Светин, Г. Вицин, С. Крамаров, Л. Куравлёв, В. Невинный и целая плеяда других замечательных русских актёров делают своё дело на высшем пилотаже.

    Музыка Александра Зацепина тоже всегда к месту и вообще является неотъемлемой частью фильма, без неё невозможно представить себе этот и многие другие фильмы Гайдая.

    Вообще очень весёлый, интересный, смешной, поучительный, забавный и просто гениальный фильм гениального режиссёра! Фильм на все времена!

    10 из 10

    22 декабря 2012 | 15:47

    Сделать экранизацию рассказов Михаила Зощенко сможет далеко не каждый режиссер, потому, что уровень фильма должен соответствовать уровню писательского мастерства.

    Но на то и был в России непревзойденный мастер кинематографического юмора Л. Гайдай.

    Это же надо с таким мастерством подобрать актеров, композитора, сценариста! В. Невинный с казалось бы незамысловатой песенкой о воде и пиве; О. Даль, танцующий на узкой улочке и распевающий о Купидоне — гениально просты, естественны и неподражаемы.

    Многие фразы из фильма стали «крылатыми» и повторяются нами в повседневной жизни, большинство людей даже не осознают, что произносят реплики героев художественного фильма.

    Ценность этой картины еще и в том, что сегодня, спустя десятилетия, мы можем реально увидеть и ощутить проблемы обычных жителей нашей страны 20-30х годов XX века. Коммуналки, высмеивание воров-казнокрадов, бескультурие быстро разбогатевших нэпманов. И ведь это не выдумки, все творчество Зощенко не просто юмор, а злободневная сатира.

    А какие красавицы на экране смеются и учат нас жизни. Да Голливуд со своими напомаженными красотками стонет от зависти, когда Наталья Селезнева раскладывает детям на тарелки огромным половником кашу!

    За долгие годы регулярных просмотров выучил это гениальнейшее кино практически наизусть и совершенно об этом не жалею!

    10 из 10

    31 июля 2010 | 04:20

    Режиссер Леонид Гайдай, почти каждая комедийная картина которого стала зрительским фаворитом и хитом кинопроката (даже с поправкой на абсолютное отсутствие творческой конкуренции), испытал на себе традиционные в СССР для любого гуманиста (что фактически означает несогласие с режимом) гонения со стороны коллег и запрет на профессию (право заниматься которой постановщик вернул, поступившись честью и сняв пусть и художественно не бездарный, но пропагандистский фильм «Трижды воскресший»), из-за едкой сатирической картины «Жених с того света», высмеивающей монолитный бюрократизм всех уровней и обезличенность человека при советском строе. Картина «Не может быть!» поставлена Гайдаем по мотивам рассказов Михаила Зощенко, который также подвергся политически мотивированным нападкам, но имевшим для писателя куда более фатальные последствия.

    В своих коротких, стилистически единообразных, мастерски выполненных зарисовках Зощенко преимущественно обращался к предприимчивому обывателю, иногда сочувствуя ему, иногда посмеиваясь над своим героем. Логика исторических событий подсказывает любому, даже самому недальновидному индивиду, что самостоятельный, мыслящий герой пусть и вроде бы легковесных сатирических рассказов не вписывается в идеологическую систему происходившего на территории бывшей Российской Империи после окончания Второй Мировой. «Специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание», — так говорили о Михаиле Зощенко официальные органы, не находя в его произведениях ни пафоса, ни напускного патриотизма.

    Леонид Гайдай, обращавшийся до Зощенко к столь же «неблагонадежному» Михаилу, но по фамилии Булгаков, превратив его литературные изыскания в великолепную по форме и содержанию комедию «Иван Васильевич меняет профессию», культовый среди русскоязычной публики фильм, высмеяв при этом вроде бы походя, но очевидно целенаправленно, всю несостоятельность «высокой культуры быта», проводит аналогичные действия и по отношению к выбранным для адаптации рассказам Зощенко. Нельзя сказать, что в «Не может быть!» Гайдай реализует сатирическую составляющую в ее актуальности, так как репрессии к 1975-му году сменились цензурой и фактическая угроза попадания в застенки сменилась опасностью того, что снятый фильм может оказаться на полке в архиве.

    Главы «Не может быть!» под названиями «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие», действие коих происходит в 30-х годах 20-го века, объединены темой мещанской хитрости, знакомой любому по классическим произведениям Мольера, и представляют собой столь любимую французским автором комедию положений. Используя формулировку официальных лиц СССР, резюмировать «Не может быть!» можно следующим образом: «Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами».

    Героев фильма легко представить в новеллах Ильи Ильфа и Евгения Петрова, они были бы выходцами из Вороньей слободки, с жителями которой у Великого Комбинатора возник конфликт. Иными словами, мелкие мошенники, недалекие обыватели и супруги, ищущие счастья в чужих постелях — галерея «Не может быть!» состоит из незабываемых для зрителя портретов. Этот альманах из трех киноновелл представляет собой декларацию достижения Гайдаем апофеоза профессиональных навыков, когда все награды взяты, суммы бокс-оффисов покорены и мотивацией становится чистое искусство, состоящее по Гайдаю в ярких персонажах и сценах, каждая из которых представляет собой законченный скэтч.

    Анализировать «Не может быть!» в частности и фильмографию господина Гайдая в целом очень не просто. Так как, во-первых, режиссер является бесспорным мастером и одним из выдающихся деятелей кинематографии (пусть и не получившим должного признания из-за того, что русский язык не столь распространен как английский и французский). А, во-вторых, настоящую, виртуозную комедию, выстроенную филигранно и, соответственно, производящую на зрителя впечатление абсолютной импровизации, нужно смотреть, а говорить о ней столь же бессмысленно как о музыке.

    Скорее в данном случае уместна культурологическая дискуссия о том, что современный российский кинематограф, имея таких корифеев различных жанров как Сергей Эйзенштейн, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Леонид Быков, Марлен Хуциев и других, не менее значительных авторитетов в области искусства, потерпел поражение, разрушение и распад, по причине утраты той старой школы, чей остов состоял из гигантов вроде Всеволода Мейерхольда. И касается это не только режиссерского, но и актерского корпуса. Едва ли можно найти хотя бы одного современно российского актера обладающего малейшими отблесками таланта таких имен из каст-листа «Не может быть!» как Олег Даль, Михаил Пуговкин и Сергей Филиппов. Проще говоря — любая картина Гайдая, в том числе и «Не может быть!», была конкурентоспособна на международном рынке.

    Если сравнивать творения Гайдая с современными образцами киноиндустрии, то «Не может быть!», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев» и другие его работы стилистически близки к произведениям Джадда Апатоу. Как и Апатоу, Гайдай чужд высокопарности и философствованиям, он находит поэзию в прозе обыденности и выражает ее не путем выспренних выражений и претензий на высокую эстетику и драму, а помещает смыслы в юмористический контекст, порой доходя до гротеска, но всегда ориентируясь на зрителя и стремится развеселить. Да и не может режиссер, чья фамилия латиницей пишется как «Gayday», не ставить свой целью одарить публику хорошим настроением («gay» — на староанглийском наречии, а не в модернизированном понимании).

    «Не может быть!» это комедия, полная не только самостоятельных реприз, очаровательных героев, крылатых фраз и музыкальных номеров, но и настоящий монумент в честь автора литературного первоисточника. Леонид Гайдай и его стиль, остававшийся неизменным на протяжении всей карьеры, поразительным образом гармонирует с написанным Михаилом Зощенко. Как мемуары о Второй Мировой будто специально были изложены для того, чтобы их полвека спустя экранизировал Стивен Спилберг, так и господин Зощенко кажется сочинительствовал, зная о том, что, несмотря на все исторические перипетии, во второй половине 20-го века появится режиссер, что точно и без помарок переложит все идеи и комичные ситуации в формат 16:9.

    При всем блеске и бурлеске «Не может быть!» не стоит забывать о далеко не мажорной атмосфере исторических реалий, окружавших писателя. Данный фильм не только повод для смеха над происходящим на экране, но и для рефлексии над определенной эпохой. Выпусник Кэмбриджа Том Роб Смит в своих литературных работах художественно суммировал губительность репрессивной государственно-политической системы не только для свободомыслия и творчества, как его закономерного проявления, но и для критического мышления в принципе. Существовать в предложенных обстоятельства можно исключительно вопреки. Михаил Зощенко жил вопреки, вопреки отвернувшимся коллегам и вчера еще дружелюбным обывателям. Иосиф Сталин издевательски вопрошал насчет Зощенко: «Разве этот дурак, балаганный рассказчик, писака Зощенко может воспитывать?». И с высоты исторической перспективы ответить «отцу народов» можно лишь одно: «Только он и может».

    12 декабря 2015 | 23:06

    Время идёт, а люди не меняются.

    Фильм просто замечательный, а какая игра актёров!!! Это вне всяких похвал. Фильм снят в стиле хорошей сатиры, чувствуется дуэт Гайдая и Зощенко. В каждом из трёх эпизодов, ситуация доходит до предельно возможного фарса, уже не сдерживаешься от смеха, и думаешь:- «Бред, очаровательный бред»». А потом задумываешься, и понимаешь, это не бред, это наша жизнь. И это прекрасно, что есть такие замечательные фильмы, которые в приятной сатирической форме, заставляют задуматься о том, а правильно мы живём?

    20 января 2010 | 02:26

    Я не перестаю восхищаться гением великого режиссера Леонида Гайдая. Удивительно, но сей фильм, последний из тех феерических картин, за которое мы так ценим творчество Леонида Иовыча, я впервые увидел совсем недавно. Это было великолепно, насколько же разноплановым был этот человек. С легкой руки автора три рассказа Михаила Зощенка ожили на большом экране.

    Что-то подобное в творчестве Гайдая уже было, стоит только вспомнить «Операцию Ы», но картина «Не может быть!» совсем другая по своей тональности, глубине и выставленным акцентам.

    В этот раз режиссер предлагает к нашему вниманию три новеллы о человеческих пороках, которые с начала времен и по сей день терзают человечество. И что важно, в фильме нет прямолинейной поучительности, но есть взгляд со стороны, переполненный искрометным юмором и сатирой.

    Так «Преступление и наказание» знакомит нас с зажиточным завмагом Горбушкиным. Один вызов в прокуратуру, и жизнь его резко переменилась. Перед нашими глазами разворачивается настоящая «комедия абсурда», где предвкушения взрывного момента, совсем не уступает самому событию. Ярко, динамично, весело, в блестящем исполнении Михаила Пуговкина, Нины Гребенщековой, Вячеслвава Невинного и Михаила Светина. Отличные реплики, ставшие «крылатыми», и, конечно же, любимая многими песня «Губит людей не пива», создают не атмосферу.

    «Уберите эту психическую, а то жениться перестану»! ©

    Фильм второй «Забавное приключение», рассказывает о людях, потерявших моральный облик, благодаря чему завязывается любовный многоугольник, а линии персонажей так мастерски переплетены, что кульминация вызывает просто взрыв эмоций. Не могу не отметить неподражаемую игру Олега Даля, Михаила Кокшенова и Натальи Селезневой. Прекрасно передана атмосфера советского быта, а еще эпизод с парящим по улочке и распевающим песню об амуре персонажем Олега Даля.

    «Ах ты, рыбий глаз!» ©

    И на последок, эпизод третий, повествующий о Володе Завитушкине, который имел неосторожность женится с девушкой малознакомой настолько, что жених так и не смог узнать невесту без пальто. События этой картины, на ровне с убедительной игрой Леонида Куравлева и Георгия Вицина доводят зрителя до эмоционального апогея, вызывая хохот.

    «Это нахальство — обнимать мою жену! Этого я даже сам себе не дозволяю!» ©

    Все три истории с открытой концовкой, что дает возможность зрителю самостоятельно додумать ход событий, разделены такими себе «комиксами», что усиливает комический эффект. Какая история смешнее — сложно определить, лично мне понравились все три эпизода. В целом — очень качественный фильм, который будет интересно просмотреть не один раз.

    10 из 10

    3 ноября 2012 | 20:06

    «Не можеть быть!» — фильм Леонида Гайдая, и это в определенной степени многое объясняет. Фильм получился чисто гайдаевским, только в этот раз более сатирическим.

    Фильм поставлен на основе трех рассказов Михаила Зощенко и являет собой «3 в 1», т. е. в фильме три новеллы. Каждая со своей темой и смыслом, которые оказываются актуальны по сей день. Пьянство, измены, жадность, воровство и прочие проблемы жизни здесь представлены во всем своем соку. Притом очень правильно и хорошо, что фильм снимал Гайдай. Благодаря его собственной, уникальной манере постановки, истории получились как раз такими… какими они получаются в реальной жизни. Вроде и юмор, но умом понимаешь — именно такая нервотрепка и случается в подобных случаях. Так что все очень правильно… И очень хорошо!

    17 января 2009 | 11:58

    Не поклонник я Гайдая, совсем. Юмор очень примитивный, в основном обыгрывающий низкие качества людей — желание вкусно пожрать (именно «пожрать», слово «поесть» героям Гайдая как-то не идет), глупость, жадность. Может быть задумкой режиссера была сатира на эти черты, но мне почему-то не смешно, скорее грустно.

    Фильму ставлю оценку, отличную от единицы, только за хорошую игру некоторых актеров. А также за сюжет. Произведения Зощенко бессмертны, в отличие от фильмов Гайдая… Но пожалуй лучше их лишний раз перечитать, чем смотреть гайдаевскую экранизацию. Один из типичных для него приемов — высмеивать жадность гостей. Тут и разрезанная вместе с мясом тарелка, и поспешность, с которой все расхватали со стола, и впадение общества в ступор, когда мимо них проносят тарелку с едой. Дом набит людьми, которые думают только о том, как бы побольше съесть и как бы поменьше досталось соседу. Разве это смешно? Вот серьезно, кто-то смеется в эти моменты? И эта «сатира» показана настолько прямолинейно, безвкусно, без малейшей фантазии, что смотреть становится неприятно.

    4 из 10

    6 июля 2013 | 01:58

    Многие советские фильмы можно смотреть постоянно, они не надоедают. «Не может быть» — как раз такой фильм. Потрясающий юмор, прекрасная режиссура. Фантастический актёрский состав (даже на второстепенных ролях подчас заняты заслуженные и народные артисты) — скажиет, в каком фильме еще быо собрано столько звёзд первой величины? Думаю, что по пальцам можно сосчитать. Произведения Зощенко представлены на экране просто бесподобно. Глупость возводится в степень гротеска, доводится до абсурда и уничтожается смехом над собой. И ведь всё это жизнь — ни одной надуманной истории. Каждая чему-то учит, в каждой своя мораль — пусть и порядком приглаженная советской цензурой. Количество цитат, используемых до сих пор, не поддаётся исчислению. А это значит, что этот фильм из серии «на все времена». Это безусловно наследие отечественного кинематографа. И популярность фильма в наши времена еще раз это доказывает. Гениальное творение!

    10 из 10

    5 сентября 2010 | 14:06

    Ночью вдруг из рук,
    Выпала гитара.
    Ветер дунул вдруг,
    И любви не стало…


    Я очень мало пишу про старые советские фильмы. Наверное, кино меняется вместе с людьми. И вообще на этом сайте, большего всего пишут отзывы на современные американские ленты. А в СССР было очень много интересных картин. Режиссеры снимали свои фильмы с большой любовью, а не с большими деньгами. Одного из них звали Леонид Гайдай. Он снял много известных шедевров, но я хотел бы немного рассказать о не самом популярном фильме Гайдая. Он называется…

    НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! (я люблю этот фильм)

    Гайдай экранизировал три рассказа Михаила Зощенко. Сделал он это, как мне кажется, очень ярко и очень смешно. У Гайдая был свой неповторимый стиль. Он умел делать, так что его фильмы запоминали надолго. Гайдай был удивительным режиссером.

    Помимо профессиональной режиссуры у фильма очень сильный актерский состав. Гайдай собрал самых лучших советских актеров, например Михаил Пуговкин, Олег Даль, Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Савелий Крамаров и др. Все они сыграли просто великолепно. И отдельно я хотел бы отметить двух великих актеров — Сергей Филиппов и Вячеслав Невинный. Я никогда не забуду их. Как смешно они пели свои песенки, один про пиво, а второй про подковы. Это не передать словами, это надо видеть.

    Мне кажется, каждый русский человек, который любит кинематограф, должен знать фильмы Леонида Гайдая. Не забывайте НАСТОЯЩИХ режиссеров.

    Спасибо.

    10 из 10


    6 ноября 2009 | 15:08

    Начальные титры сделаны в виде фотоальбома с надписью «В фильме снимались народные, заслуженные и просто талантливые артисты», и на фотографиях изображены не герои рассказов Зощенко 1920-х годов, а наши с вами современники — вероятно, намёк на то, что три истории, положенные в основу фильма, могли произойти в любую эпоху, ведь глупость, жадность, похоть, пьянство, бездуховность и другие человеческие пороки неистребимы. Если уголовного наказания за них не предусмотрено, остаётся лишь один способ борьбы с ними — высмеивать их, то есть выставить в неприглядном виде, чтобы заставить людей задуматься: стоит ли так поступать? А в «Не может быть» есть над чем задуматься: усилия, с которыми находчивые родственнички проворовавшегося завмага, опасаясь конфискации, за один день распродают всё имущество, и неожиданный итог этих усилий («Это чего в моей камере происходит?! А-а-а-а!!!»); отношение к полотнам великих художников не как к произведениям искусства, а как к предметам, которые на них изображены («Что? За чудную берёзовую рощу — двадцатку? Да тут одних сухих берёзовых дров кубометров сорок!», «Не смешите меня! Два синих цыплёнка и полкило огурцов — триста рублей?»); реакция неверной жены на измену мужа (как будто ей можно, а ему нельзя); и наконец, совершенно абсурдный поступок, который по своей нелепости и бессмысленности даже не с чем сравнить — женитьба на едва знакомой женщине, которую жених даже не может узнать без пальто и шляпки(!). Да, «железная метла сатиры» без работы не останется…

    Но есть и светлые, добрые моменты, над которыми действительно хочется от души посмеяться: погоня за поросёнком, галлюцинации завмага на допросе (Карл Маркс с портрета грозит ему пальцем), переименование Волчьего тупика в Зайцев переулок, обмен тарелками за завтраком, эпизод со словами «Вы слышите, грохочут сапоги…», свадебное застолье (и еда, и спиртное исчезают буквально на глазах). В каждом сегменте звучит песня, слова которой отражают его содержание: в первом — «Губит людей не пиво, губит людей вода», во втором — «И смеётся он, и хохочет он — злой шутник, озорник Купидон», в третьем — «Только на снегу, только на снегу чёрные подковы, но от них вовек не будет счастья никакого…» Поскольку фильм — экранизация сатирических рассказов, то и вставки между ними сделаны в виде страниц из сатирического журнала. Как и все фильмы Гайдая, «Не может быть» — незабываемый цитатник. А по поводу актёрского состава говорить нечего — и так уже всё было сказано.

    И ещё кое-что. В первой истории персонаж Невинного, которого без преувеличения можно назвать энергетическим центром повествования (ведь всё это придумал и устроил именно он), говорит соседу: «А зачем женился? Не надо было жениться — вот и голова не болела бы» — и эта мысль проходит через все три новеллы.

    28 июня 2013 | 22:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>