всё о любом фильме:

Не могу сказать «прощай»

год
страна
слоган«Не смоют любовь ни ссоры, ни вёрсты, продумана, выверена, проверена…»
режиссерБорис Дуров
сценарийЛилия Неменова
директор фильмаМарк Левин
операторАлександр Рыбин
композиторЕвгений Геворгян
художникИгорь Бахметьев, Людмила Чекулаева
монтажРимма Цегельницкая
жанр драма, мелодрама
зрители
СССР  34.6 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время91 мин. / 01:31
Девушка Лида влюбляется в красивого парня, спортсмена Сергея, но он женится на другой. А потом произошла трагедия, и Сергей оказывается прикованным к постели из-за тяжелой травмы позвоночника. Жена, не выдержав испытания, бросает его, и жизнь для молодого человека кажется законченной. Но, узнав о его беде, к Сергею приезжает Лида. Поначалу он относится к ней с раздражением и недоверием и даже пытается покончить с собой. Но преданность, доброта и забота заставляют его посмотреть на происходящее иначе…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Фрагмент 08:39

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Очень люблю этот фильм… Из-за атмосферы, музыки (это постоянное напевание хором «А вокруг такая тишина…»), из-за правды, которая не выглядит вульгарной… Правда — это то, что и в советском союзе были такие вот Красавцы, щелкающие девушек, и такие вот Девушки, идущие на это. Секс был. Но было все по другому — совесть, дружба и принципы, возможность самоотверженно работать и так же любить…

    Сейчас этого нет — нет студенческих свадеб и молодежи в деревнях, нельзя поехать вот так просто в другой город и найти там жилье и работу, да еще чтоб на танцы хватало… Что и обидно.

    А фильм чудесный, особенно приятно, что история любви так правдива и нетороплива, герои красивы и реальны (и плохие, и хорошие). И наука тоже есть в фильме, не все то золото, что блестит (это о ложных женах и друзьях).

    1 апреля 2009 | 17:47

    Не смоют любовь ни ссоры, ни версты, продумана выверена, проверена… Прекрасный фильм, жаль, что его редко показывают.

    14 июня 2006 | 15:45

    Ты… ты… ты…

    Отличный фильм. Фильм о том, как бывает, что мы не сумели понять человека, который нас любит, его любовь к нам.

    Она полюбила Его с первого взгляда, а он ее с.. . тцатого. Но увидел, осознал, прочувствовал, как это когда тебя любят искренней любовью, и когда ты средство для достижения целей — всего лишь.

    Да, как же мы люди бываем слепы и Сергей оказался слеп, не полюбил Марту, а увлекся ею, принял влечение (страсть???) за любовь, за то, чувство, которое и дало ему силы встать…

    29 января 2012 | 19:38

    Первый раз я посмотрела этот фильм по черно-белому телевизору, когда была ещё подростком. И моё восприятие сюжета было точно таким черно-белым. Хорошая девушка Лида, несправедливо обманутая. Марта рассчетливая жена-предательница, разлучница, которая увела жениха у честной девушки. А сам герой Сергей ошибался в начале фильма, но к концу — то он конечно раскаялся, и понял, что зря он обидел такую хорошую девушку Лиду.

    Но если посмотреть его чуть более внимательно, чуть в более зрелом возрасте то открывается целый спектр красок. Зачем такая хорошая девушка Лида покидает своего преданного жениха и навязывается женатому мужчине, которому она не нужна и даже противна? Зачем она безрассудно пытается завести с ним ребёнка, хотя видно, что он сам беспомощнее младенца? Одержимая страстью она строит иллюзии, которые рухнут как табурет, который починил для неё Сергей, как только она попыталась реально на него сесть. А она хотела ещё три таких же для их совместных детишек. Героизм это или эгоизм? Преданная любовь не знающая границ или бабья дурь?

    С другой стороны стервозная Марта тоже не лишена преданности, сочетающейся с чувством реальности и здравым инстинктом самосохранения. Она не бросает мужа как только он получает травму, преданно ухаживает за ним, хотя ей это даётся нелегко. Она переживает вместе с ним его боль, которая становится тем невыносимее, чем больше муж к ней становится груб, она уходит, не столько оттого, что ей тяжело ухаживать за инвалидом, но оттого, что ей ещё тяжелее чувствовать его нарастающую враждебность и неприязнь к ней. Она появляется на дискотеке, но не танцует. Она даёт себе и Сергею возможность отдохнуть от этой эмоционально нездоровой и безысходной ситуации и вскоре возращается назад.

    Оказывается все три главных героя не лишены своих достоинств и недостатков. Все три не более и не менее, чем люди, делающие ошибки и было бы упрощением пытаться их делить на положительных и отрицательных персонажей, а их поступки на то как надо или не надо жить.

    Конец фильма тоже очень неоднозначный и оставляет много вопросов. С одной стороны Сергей был счастлив услышать новость от Лиды о том, что у них будет маленький. Однако много ли значения можем мы приписывать этой радости? Он радуется, потому как знает, что не ему, а Лиде тянуть этого ребёнка на себе по жизни. С него, инвалида, никто ничего не спросит. Он и вначале фильма был рад тому, что нравится Лиде и обнадеживал её, что не помешало ему вскоре жениться на Марте.

    Даже в детстве конец мне казался скорее трагичным, чем счастливым. Сергей привстал, но не пошёл. Он обрадовался новостям о ребенке, но он ещё не в состоянии быть полноценным отцом. Он радовался присутсвию Лиды, но ещё не женился на ней. Он обижен на Марту, но ещё не объяснился, не порвал и не развелся с ней. Что может быть дальше — одна огромная, немного пугающая неизвестность. Неужели эта милая девушка Лида зря пожертвовала собой ради него?

    Зритель конечно же всегда хочет верить в лучший вариант событий и финальная сцена даёт надежду на семейное счастье для Лиды, которая все же, на мой взгляд очень зыбка. Совсем недалеко из-за кусточков наблюдает за Лидиным иллюзорным счастьем красавица Марта, жена и возлюбленная Сергея. Зрителю так и не дано узнать как воспримет Сергей её возвращение. Но если Лида могла променять своего преданного жениха на своего возлюбленного Сергея как только представилась такая возможность, то вполне возможно что и Сергей отдаст свои предпочтения Марте. Фильм показывает как часто люди слишком стараются для тех, кто их неприемлет и небрежно относятся к тем кто преданно любит их и какой неожиданно трагичный получается результат. Фильм ещё и бальзам на сердце для женщин, потерпевших любовную неудачу. Он тебя бросил, но на самом деле она никуда не годится, а ты — героиня! И ничего у них ещё и не получится. И всякое ещё с ним может случится, так что не большой она выиграла приз. Обнадеживает, не правда ли?

    28 августа 2016 | 03:19

    Признаюсь, я люблю это кино. Данная кинокартина режиссера Бориса Дурова, на мой взгляд, является идеальной мелодрамой. Фильм смотрится с удовольствием, и увидев его трогательную историю, ее уже точно не забудешь. Данная кинокартина согревает сердца. Кино имеет свою ценность, и не посмотреть его, означает потерять многое.

    В этой истории мы видим юную девушку, которая без памяти влюбилась в красавчика спортсмена. Он действительно красив и хорош собой, но проведя с ней ночь, женился совсем на другой. Брошенная девушка с разбитым сердцем все равно любила его, и спустя время, когда узнала, что он стал инвалидом, а жена убежала от него, сразу же поехала к нему…

    На мой взгляд, эта советская мелодрама далекого 1982 года является чистым и прекрасным фильмом, для всех любителей этого жанра. Само кино снято качественно и душевно. Сценарий был интересный и режиссерская обработка хорошая. Актеры были подобраны удачны, и главные герои, конечно же, мне запомнились на всю жизнь.

    В свое время Сергей Варчук был обаятельным и интересным мужчиной, а главное хорошим актером. Это кино стало для него ключевым, потому что именно по этой роли его и узнали зрители. Роль темпераментного красавчика он сыграл хорошо, и разумеется все женское внимание было сосредоточено на нем. У Анастасии Ивановой особо карьера актрисы не получилась, но я всегда ее помню по этой роли. Ее героиня настолько сильно любила, что добилась своего и спасла главного героя, который уже сам на себе поставил крест. Татьяна Паркина идеально подошла на отрицательную роль. Трио этих актеров было интересным.

    «Не могу сказать прощай» — советская мелодрама 1982 года. Кино получилось трогательной и чистой историей. Я данную кинокартину люблю и к просмотру ее рекомендую. Так же отдельно хочу отметить песню из этого фильма «Вьюн над водой», которая идеально подошла к этой истории.

    - Тут другое… Маленький у нас будет…
    - Лидааа!


    9 из 10

    16 апреля 2015 | 14:46

    Если бы меня спросили, какой фильм я бы взяла с собой на необитаемый остров, то обязательно назвала бы этот фильм одним из первых. Я его просто люблю, как любят жизнь, родную природу, своих милых и добрых друзей.

    Этот фильм о любви, о настоящей, о той, которая вне времени и пространства, честной и искренней.

    Этот фильм наглядная иллюстрация того, как можно из лимона сделать лимонад. Но у главной героини все легко, красиво. Для нее нет преодоления, нет подвига, для нее есть просто любовь. К большому сожалению, это едва ли не единственная запоминающаяся роль трагически ушедшей из жизни Анастасии Ивановой, такой чистой и красивой женщины, каких мало…

    Мне кажется, что это фильм на все времена и для всех поколений. Большое и сердечное спасибо авторам фильма за то, что подарили нам эту историю и это настроение.

    … ничего не могу с собой поделать, но после последнего диалога:

    - Грибы тут ни при чем! Маленький у нас будет.
    - Лида!!!

    … слезы сами льются рекой

    Однозначно 10 из 10!

    4 апреля 2011 | 05:59

    Удивительные есть фильмы. Сюжеты у таких фильмов на все времена. Показывай их в 1982, 2011 или хоть даже в 2045 — есть что посмотреть и о чем подумать. Как правило, это фильмы о людях и об их поступках, красивых и не очень человеческих делах. Вот этот фильм как раз из таких.

    Этот фильм я решила посмотреть из двух соображений:

    1) обожаю советский кинематограф — каждый!!! (даже самый унылый фильм) со смыслом. Сейчас такого почти не встретишь. Бывает, смотришь фильм вечером, а утром уже и не помнишь — какой был сюжет, что за фильм смотрела?

    2) мои родители познакомились в 1980, а три года спустя поженились. Фильм «Не могу сказать «прощай» снят в 1981-1982 г. г. И мне было интересно посмотреть — а как это было во времена молодости моих родителей? Как молодежь в начале 80-х встречалась, влюблялась и женилась? Ведь слышать от родителей — это одно, а увидеть своими глазами (пусть всего лишь на экране) совсем другое.

    Всем, кому мои вышеуказанные соображения до начала фильма покажутся интересными, картина наверняка понравится.

    Сюжет жизненный. Парень (красавец, спортсмен, душа компании) Сергей «поматросил и бросил» милую, но тихую Лиду и женился на другой — на красавице Марте. Ну случилось, ну бывает. Надо же и дальше жить. Но случилась с Сергеем беда, вот тут-то и открылись истинные характеры всех героев. И сразу стало ясно — кто друг, а кто враг. Кто с тобой навсегда, а кто лишь в радости. Кто любит по-настоящему, а кто лишь пользуется. И стало понятно — как же сильно обманулись главные герои, прежде чем вновь по-настоящему поверили друг другу.

    Герои у Бориса Дурова получились живыми: не просто людьми, которые в начале 80-х выясняют отношения, а людьми, которых понять можно и сейчас спустя 30 лет. Я думаю, что это заслуга фильма в целом и сценариста в частности. Написать так, чтобы спустя время сюжет был близок и понятен непросто. Многие скажут, что времена меняются, бежит вперед прогресс, а многие человеческие поступки остаются прежними. Но ведь понять, что именно будет важно во все времена, а что лишь появиться и потухнет через миг, крайне сложно любому из нас, а не только сценаристу.

    Отмечу, что с интересом посмотрела бы современный ремейк данного фильма. Возможно, современные актеры смогли бы добавить что-то новенькое и получилось еще более интересное кино.

    Хотелось бы пару слов сказать про актеров. Спортсмена-красавца сыграл Сергей Варчук, которому было во время съемок 26 лет. Это была его дебютная роль в кино и что еще немаловажно — главная роль, с которой он прекрасно справился, надо сказать. Сыграл хорошо, от души. Особенно, улыбчивость его запомнилась. Такая радость всегда на лице у героя, ну не описать словами.

    Главную героиню прекрасно исполнила Анастасия Иванова. Лида получилась милая, доверчивая и самоотверженная. А что самое главное — умеющая прощать. Как у нее получилось все забыть, все просить Сергею. Я не знаю. Видимо и правда настоящая любовь «продумана, выверена, проверена» как в слогане к фильму, раз героиня идет на большие жертвы ради этого самого чувства. Жаль, что после этого фильма у актрисы осталось всего две киноработы.

    Еще бы отметила актрису сыгравшую Марту — такая «ледяная прибалтийская королева» получилась у нее, аж дух захватило. Королева, но без сердца. Честно говоря, с другими ее ролями я совсем не знакома, но в этом фильме мне Татьяна Паркина очень понравилась.

    Хотелось бы отметь один эпизод в фильме. Нигде не встречала такого приема раньше: ни в нашем, ни в зарубежном кинематографе. Я бы назвала его «облить грязью». Показан день свадьбы главного героя на Марте. Жених и невеста нарядные, с цветами, рядом гости и украшенные машины. Лида унижена главным героем, предана и растоптана. И что она делает? Она садится за руль грузовика (она работает водителем) и проносится по глубоким лужам на всей скорости рядом с молодоженами — брызги летят во все стороны, и как бы Сергей не укрывал свою невесту — они оба испачкали свои костюмы, они оба в грязи. Главная героиня тем самым высказывает новоиспеченному жениху все свои «чувства» — вся обида и боль выплескивается наружу. Главный герой не остается «чистеньким» и на глазах у всех гостей вместе с невестой облит грязью с ног до головы на собственной же свадьбе. Пожалуй, такой поступок лучше всяких слов. Браво героине! Браво сценаристу!

    P.S.: Прекрасный фильм с глубоким жизненным смыслом. Если любите советские фильмы — смотрите, не пожалеете.

    9 из 10

    21 марта 2011 | 19:40

    Сценарий явно писался гораздо раньше 80-х. По тональности это скорее история 50-60-х годов. Есть в ней что-то похожее на «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Чистое небо» (кстати, Анастасия Иванова напоминает Нину Дробышеву), «Высота» и т. п. 

    Жаль, что его не сняли тогда, в 50-60. Получился бы вполне милый фильм, очень простенький и понятный. В 80-е же вышло удивительно фальшивое кино, комсомольский лубок, набитый штампами по самое «не хочу». Морализаторское ворчание старшего поколения, которое хотело показать молодежи схему «как надо жить».

    Самое ужасное в фильме то, что в нем нет никаких оттенков, все прямолинейно и скучно, как совковый школьный урок математики с плохой училкой. Реакции зрителей заранее прописаны и одобрены, подписаны и кинуты в массы.

    Вот эта Марта — «змея», у нее на лице все написано: хочет денег и «замуж». Зрители ее дружно ругают.

    Вот этот парень (любопытно, я не помню его имени, настолько невыразительным получился этот первый парень на деревне) — «герой». Слегка зазвездился, но мы его в фильме накажем, еще и ликбез проведем для молодежи: нарушил технику безопасности, а это низзя. Зрителя должны восхищать его трудовые подвиги, и возмущать его отношения с женщинами, но так как герой будет наказан, в конце фильма все проникнуться к нему сочувствием.

    Вот эта Лида — положительная, любит и тянет героя из пропасти. Женщины дружно достают платочки и, высморкавшись, бегут искать свой жертвенник любви, чтобы фанатично гореть на нем ярким пламенем.

    Вот это друзья героя: этот положительный, комсомолец, примерный работник и семьянин. А вот этот — отрицательный. Никуда не денешься, нужно признать, что есть еще некоторые элементы, которые позорят гордое звание комсомольца. Зритель увидит, как мы бичуем пороки и восхваляем достоинства.

    Вот вокально-инструментальный ансамбль. Как и положено людям искусства, они помогают нам бичевать пороки и воспевают любовь. Но это не какие-то там тунеядцы-кочегары: в свободное от обличения и воспевания время они строят и сталеварят.

    Вот это положительный милиционер Вася. Васю жалко, но он настоящий мужик — истеричную Лиду в беде не бросит и благородно поможет сопернику, как это положено советскому милиционеру (в доме, который построил Джек).

    Самое удивительно, что люди до сих пор ведутся на эту развесистую клюкву. Все так расставлено по полочкам, что и напрягаться не надо — удобно, разжевано и проглочено. А между тем мы имеем дело с настоящим кривым зеркалом.

    Марта в фильме, как это ни странно, самый что ни на есть нормальный человек. Говорите, на лице все написано? Так выходит, что она не врала ни себе, ни окружающим. Бачили очи нашего героя, что купували, с самого начала, и не было бы несчастного случая, жил бы он со своей Мартой долго и счастливо.

    А уж какого ей мужества стоило не выдавливать из себя то, что не дано, уйти от мужа инвалида, зная, что каждый встречный будет плевать ей в лицо! (Предлагаю представить, что было бы, если бы Марта испугалась бы молвы и осталась бы с мужем. Не важно, что, видя ее муки, были бы несчастны три человека — Марта, муж, свекровь, что, уйдя, она освободила место фанатично влюбленной Лиде. Главное, жена обязана была взвалить на свои плечи, и точка, тогда общественность была бы довольна.)

    Эгоистичной Марте ничего не прощается, она бездуховная. Зато Лиде поблажки идут одна за одной. Залезла в постель к мужчине, который ее не любил? Нет, это не эгоизм и распущенность, за которые в Союзе можно было получить ярлык «гулящая», она из-за любви, так можно. Испортила свадьбу любимому человеку? Ну так, ревнует, простим. Хотела самоубийством жизнь покончить? Не, это не эгоизм, из-за любви же, все понятно. Бедного Васю использует в своих целях, прекрасно понимая, что он должен чувствовать? Ну, так из-за любви же!

    И если на протяжении фильма какие-то занозы в поведении Лиды все-таки цепляют, то в конце Лида выписывает себе полную индульгенцию. Все, она теперь может даже убивать, ее простят.

    И пару слов о главном герое, Сергее. (Посмотрела аннотацию, все время забываю, как его зовут).

    Хороший работник по заказу ЦК КПСС, но как человек — полный ноль, раздражал своей самоуверенностью целый фильм, своими истериками вызвал только презрение: из ямы его должны были вытаскивать женщины, без мамы и Лиды просто пропал бы. (Сравните этот персонаж хотя бы с инвалидом на костылях, которого сыграл Урбанский, в фильме «Баллада о солдате». Какой контраст!) Просто диву даешься, как из-за такой серости еще и девушки соперничали. Сочувствую Сергею Варчуку, ЭТО играть было явно сложно.

    Особо хочется сказать о диалогах. Они звучали бы органично в устах героев Рыбникова, Баталова, Белова, оттененные черно-белой пленкой, рабочей романтикой и незамысловатыми интерьерами суровых 50. В устах субтильных, очень по-городскому выглядящих актеров 80-х эти разговоры воспринимаются как псевдонародный говорок, выдаваемый за «наше, родное, русское». Фальшь сквозит в каждом слове. Не лучше и местный ВИА, в чьих песнях нет ни сладу, ни ладу, а зеленоглазый Сергей Минаев напоминает одновременно черта и ангела (Американцы любят изображать этих персонажей, сидящими на плечах героев)

    Единственный положительный момент в фильме — это песня «Вьюн над водой». Вот уж действительно живая вода в этом сером болоте.

    28 ноября 2012 | 12:09

    Жизнь сплошь и рядом подтверждает, что такие женщины, как Лида, живут среди нас. Каждый день они совершают подвиги, известные только им… Этот фильм о душевной чистоте и стойкости, о том, что никогда не поздно признавать свои ошибки… и что у каждого есть шанс на их исправление.

    Фильм берёт достоверностью сюжета (как и в то время, сейчас мужчины продолжают играть чувствами женщин). Но только в этом фильме герою платят его же собственной монетой. Сергея бросает красивая жена, не выдержав тяжести заботы о больном человеке. И тогда Лида, милая девушка, приходит в его жизнь, чтобы остаться в ней навсегда. И вот здесь, я считаю, наступает самое страшное наказание, которое не показано в полной мере (видимо, создатели фильма ставили перед собой иные цели) — принимать заботу и ласку от того, кого ты очень обидел… Фильм затрагивает очень важные вопросы: можно ли простить того, кто тебя использовал? стоит ли помогать человеку, который у тебя увёл девушку?

    Когда я смотрела, я постоянно ловила себя на такой мысли: «А я смогла бы так?» Это я о том, что смогла бы я простить Сергея и вернуться к нему, чтобы спасти? Это очень неоднозначный вопрос, потому что не каждый на него ответит. И вот он-то и стоит в центре картины: «Не могу сказать „Прощай“, потому что ты единственный и любимый по-настоящему. Потому что я никогда тебя не подведу. Потому что ты предназначен мне судьбой, ведь именно она свела нас вместе».

    Стихи Маяковского — отдельная тема. Как всем известно, его сама разделённая любовь обошла стороной. Может, поэтому его стихи так верны и точны? Потому что он никогда не испытывал разделённого чувства. Особенно впечатляет песня «Ты» ("Ты пришла деловито за рыком… Разглядела… Разглядела…») Ведь так и бывает…

    Советую посмотреть обязательно. Хорошее кино, которое учит мужеству и стойкости в любой ситуации. За любовь нужно бороться.

    7 марта 2010 | 03:50

    Что такое любовь? У каждого свой ответ. И каждый подбирает к этому сложному и одновременно простому чувству свои эпитеты. Но, кажется, все же есть одна общая черта — готовность сделать все ради любимого человека.

    Лиду сыграла прекрасная актриса Анастасия Иванова. Очень жаль, что у этой красивой и талантливой женщины такая трагическая судьба. Ее героиня проста и понятна. Казалось, бы, когда тебя обидел один, при этом очень симпатизирует другой, вполне можно выбрать того, второго. Ведь он тебя уважает, ценит, даже любит. Но нет! Лида продолжает безответно любить красавца Сережу, который не спешит ответить ей взаимностью. Столько таких женщин, готовых отдать себя целиком, без остатка, только чтобы любимый был счастлив?

    Сергей(Сергей Варчук) напомнил мне Александра Абдулова в молодости(достаточно вспомнить «Обыкновенное чудо»). По крайней мере внешне. Он покорил много девичьих сердец, но лишь одно целиком(я про Лиду). Женился на красавице с мелодичным именем Марта. Интересно, а любила ли она его? Наверное, да. Только не смогла преодолеть трудностей. Не смогла, как Лида, поверить в любимого, поверить в исцеление. Не каждый способен выдержать такое испытание.

    Внимания заслуживает и безответно влюбленный Василий. Его с Лидой объединяет самопожертвование ради любимого. Не каждый, кто говорит, что любит, способен проявить благородство и великодушие к более успешному противнику. Порядочность всегда в моде.

    Понравилась финальная сцена. Кто-то не согласиться со мной, скажет, что так не бывает. Нет, друзья, бывает. Почему? Да потому что любовь!

    Спасибо за такой понятный и искренний фильм!

    10 из 10.

    10 апреля 2011 | 20:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>