К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм на, самом деле, весь его сюжет строится на простой истории — мальчику-семикласснику нравится его одноклассница Ира; даже самая главная проблема фильма — отца-военного переводят на другое место службы настолько проста, что, наверное, сценаристу даже не пришлось долго задумываться о том, как бы разлучить героев. Об этой, казалось бы, простой и обычной ситуации Динара Асанова смогла снять очень трогательный фильм.

Но при всём этом первая, детская любовь показана на столько простой и искренней (что не всегда встретишь у современных детей), что невольно начинаешь её сравнивать с взрослой любовью, вспоминаешь Чеховское «Мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные.», что вспоминаешь свои детские годы, понимаешь насколько чиста и проста(хотя никому тогда так ни казалось) была та, детская, первая любовь, в которой многие из нас, как и Муха, остались несчастливы.

Повторюсь, Динара Асанова этом фильме блестяще показала всю искренность и чистоту детских любящих душ.

В то же время, как и в фильме «Ключ без права передачи» Асанова показывает, всё существующие и в наше время, проблемы подростков и их родителей, их недопонимания и несогласия, их вечные споры и конфликты.

И нельзя не сказать о центральной роли учителя (или даже наставника) в фильмах Асановой, как и в том же «Ключе…» или фильме «Пацаны».

Асанова блестяще могла снять фильм о подростках, показать, что они тоже умные люди, но со своими переживаниями, проблемами и «тараканами в голове».

28 марта 2023 | 20:38
  • тип рецензии:

Детство - это солнечные косые лучи сквозь окно, полупрозрачные занавески и много зелени. И здесь много солнца и зелени - в каждом-каждом кадре.

Муха - стержень, он выбивается из стандартов советского быта и потому не воспринимается взрослыми всерьез. Он смешной, немного наивный, но при этом чутко чувствующий, что такое добро и внимание к миру. За всё живое против всего мертвого. Под его руками старые ржавые ворота начинают издавать гаммы, барабаны - музыку, а взрослые становятся детьми - правда, не все, до некоторых, кто созидает мертвое (отрезает волосы и клеит чучел), детская чуткость не доходит и не может дойти по определению.

Удивительное соединение множества разных людей и персонажей - учительница, Муха, Батон, Ира, отец, брат, маленький ребенок со скрипкой - верный Санчо Пансо с велосипедом, - бабушка, семья Иры - ты про всех них что-то понимаешь к концу фильма. Через слова, через отдельные сцены. У фильма нелинейное повествование, оно идет эпизодами, фрагментами, но эти фрагменты складываются в единую линию конфликта, идеи и сквозного действия, которое тут определенно есть.

Конфликт - живое и неживое, детство и взрослость, честность и бесчестность - всё вокруг вот этого 'добра' и 'зла' в отдельно взятой дятловской системе координат. Любовь, признание, обиды и примирение, борьба с непробиваемыми взрослыми и постоянный поиск ответа на вопрос, что есть я - такое только в подростковом возрасте бывает, и с годами быстро забывается.

Асанова же почему-то помнит.

12 января 2023 | 13:28
  • тип рецензии:

Не так давно в России отмечали 80-летие со дня рождения Динары Асановой, удивительного режиссера, своими картинами обновившего облик советского кино для детей. Однако, новаторство подхода Асановой к детской теме заключалось в том, что постановщица снимала кино о подростках, как о взрослых существах со взрослыми же проблемами. В этой связи его первая лента «Не болит голова у дятла» очень показательна. История семиклассника, мечтающего стать джазовым барабанщиком, переплетается с повествованием о первой любви сложного подростка Севы Мухина к первой красавице класса Ире Федоровой. Однако, при всем новаторстве подхода Асановой это вполне советский фильм, лишенных даже признаков диссидентского бунтарства, ведь главный герой ищет понимания во взрослом окружении и жаждет признания, не желая оставаться в тени прославленного брата-спортсмена, а не протестует против всего строя советской жизни.

Незатейливость истории о школьниках, ищущих себя во взрослом, чуждом им мире, рассказана обманчиво безыскусно, на деле сочетая импровизированные диалоги, раскованность актерского существования в кадре (почти неореализм), полное погружение в подростковые мечты о самореализации и любви. О любви, тем более первой, так уже в наше время никто не снимает: целомудренно, тактично, без вспышек пубертантной сексуальности (как в «Классе коррекции» Твердовского, например). При этом Ира, героиня Цыплаковой, щеголяет в мини-юбке и просто сногсшибательна даже для своего возраста. Нежным душам детей, ищущим себя в мире, противостоит не система воспитания и образования (как в сегодняшних фильмах Германики и Твердовского), а косность и мещанство отдельных взрослых, не способных педагогически понять детей.

Ярким пятном на этом сером фоне взрослой грубости выглядит школьный педагог Татьяна Петровна в исполнении Екатерины Васильевой: ее отношения со школьниками еще не в центре конфликта картины, как в последующей ленте Асановой «Ключ без права передачи», но уже обозначают возможность чуткого и корректного подхода взрослого к детям. В «Не болит голова у дятла» нет также острой педагогической конфликтности позднего фильма Асановой «Пацаны», это во многом эскизная зарисовка из жизни подростков, уже озабоченных взрослыми проблемами. Тем не менее, это, прежде всего фильм о любви, взаимной и счастливой, которой обстоятельства так и не дадут ходу. Удивительно нежным получился диалог Севы и Иры о смерти и будущем, после него язык не повернется называть молодых героев фильма несознательными детьми.

«Не болит голова у дятла» - замечательный пример чуткого и доброго кино, кино глубоко человечного и педагогически глубокого, это попытка понять мир детства и отрочества во всей его сложности, это отсутствие желания отмахнуться от детских и подростковых проблем, это помещение ребенка на одну ступень со взрослым, попытка осознать трудный возраст как стихийный поиск маленьким человеком себя и смысла своего бытия. Всю свою жизнь Асанова снимала кино о подростках, лишь дважды отойдя от своей основной темы (в лентах «Беда» и «Жена ушла»), во всей своих картинах она показала себя режиссером-«ювелиром» в психологическом исследовании людей и жизненных конфликтов. Повзрослевшие герои «Дятла…» и его зрители сами стали родителями, а сейчас уже бабушками и дедушками, но то семя добра, которое заронил в них этот неординарный фильм, надеюсь, спустя годы дало свои плоды в воспитании их собственных детей и внуков.

10 ноября 2022 | 14:18
  • тип рецензии:

Хотела показать этот фильм дочке (12 лет), но так вышло, что посмотрела (из любопытства) без неё.

Почему-то не обратила внимание, что фильм музыкальный. Во время долгих соло на барабанах, думаю, современный подросток потянулся бы за смартфоном.

В целом показалось, что данный фильм лишен целостности. Перескоки кадров и повествования. Общее впечатление, что это кино ближе к артхаусу.

Игра актеров. Главный герой - Муха - страдает на 7 из 10. За исключением последних сцен. Возможно, была задача показать среднестатистического неартистичного подростка. А вот увлеченность музыкой (когда он смотрит на игру музыкантов) ему не удалась, на мой взгляд. Считаю эти сцены слабым местом фильма. Понравилась учительница в исполнении Екатерины Васильевой, с ежедневным равнодушием к учебному процессу и несколько формальным отношением к выбранной работе, однако, в конце фильма она приходит поговорить с папой Мухи и прямо-таки блещет тонкими педагогическими и психологическими талантами, и даже с некоторым упреком отцу, что тот не так обращается с ребенком. Интересно - это непоследовательность сценария или тонкий сценарный ход? Елена Цыплакова прекрасна, обожаю её, свою роль здесь она исполнила замечательно (сдержанно-нежная красота распускающегося бутона).

Вообще, такое впечатление, что из большого и богатого сценария было нахватано кусков. Возможно, я не понимаю в колбасных обрезках. Думаю, моя дочь этим фильмом не заинтересуется именно из-за странности и отсутствия целостности повествования в привычном для детей понимании. Однако, в конце фильма я плакала. Конечно, беспроигрышный слезоточивый финал - уходящий поезд и бегущий, но не успевающий к Ней Ромео.

Если бы моя дочь в свои 12 была более вдумчивой и усидчивой, показала бы ей этот фильм. А так, полагаю, соцсети и блоги покажутся ей на сегодняшний день интереснее.

30 июня 2020 | 18:48
  • тип рецензии:

Если не знать, что это всего лишь полнометражный дебют молодой постановщицы (впоследствии главного «подросткового» режиссёра СССР), запросто можно подумать, что это работа зрелого мастера, с вполне сформировавшимися художественным вИдением и оригинальными творческими методами. Методы эти, прежде всего, заключались в неординарном подходе к работе с детьми, актёрами-непрофессионалами.

Асанова старалась выявить характерные черты личности самого подростка и затем дать им органично проявится в своём персонаже. Иногда это приводило к настоящим открытиям, как в этом фильме. Юная Елена Цыплакова поразительно киногенична и притягательна той особой эротичностью, которая не осознается её обладательницей. Она очень естественна и создается впечатление, что она просто проживает кусочек жизни в кадре – в её игре нет ни театральной мелодраматичности, ни выверенного академизма. Благодаря этому и первая любовь выглядит такой, какой она и бывает, чаще всего, на самом деле: неумелой, слегка бестолковой, спрятанной за пустой болтовнёй и невзаимной.

Девочка весьма неглупа и рассудительна для своего возраста, она уже набросала общий план своей жизни, и места в нём для мальчика она определённо не видит. А ему, скорее всего, предстоит всю жизнь безнадёжно гнаться за своими несбыточными мечтами, как за уходящим поездом в финале картины.

11 апреля 2020 | 12:59
  • тип рецензии:

Хочется смотреть этот фильм. Прошло несколько часов после просмотра, а купание в образах, эмоциях, разыгрывание игр «а если бы», продление историй дальше случившегося в фильме — осталось. Желание уединится, закрыть глаза и сплести свои прожитые чувства с чувствами из этого мира чужих грез… Признак искусства. Настоящего.

***

Мы народ, который наплевательски относится к драгоценностям, которые сам же и создает. Если не оценил кто-то где-то там наш фильм, роман, песню, картину — значит и ну их. Сотворили и сотворили. У нас их много. Все не отреставрируешь, про все дифирамбы петь не будешь… Вот и смотрим мы, если смотрим, наши фильмы уже даже и 70-х в убогом качестве — видим тень того, что было — нет у нас для наших же сокровищ нашего кино желания, да и умения нет, придать им вид им подобающий, чтобы увидеть их во всём их чуде. США, Европа, Азия — уже давно оцифровали в HD/4K и отреставрировали все свои мало-мальски заметные фильмы, а заодно и наши фильмы-лауреаты Канн-Венеций-Оскаров + наши фильмы-признанные-ими-мировыми-шедеврами… Мы же сами, не считая оцифрованных ими, только-только до своих топ-50 по просмотрам на ТВ добрались…

Вот и фильмы навсегда не постаревшей Динары Асановой ждут своей очереди. Дай Бог, дождутся — дай Бог, ждут пленки — чтобы смогли мы увидеть её фильмы в том качестве, которого они заслуживают.

***

«Не болит голова у дятла» — длится всего час и пятнадцать минут, а как прожил половину лета в 1974. Ни одного пустого кадра, ни одного персонажа без своего характера и истории, даже второстепенного, даже мимолетного. Каждый дом, подъезд, квартира, комната, каждая улица, набережная, мост, железнодорожный путь… пруд, балкон, чердак, лестничная клетка, скрипящие ворота, заброшенный сад — все говорит в фильме. На все хочется смотреть и быть там. Смотреть не только как нам, но главное — видеть всё глазами героев — тех, кто живет на экране и которые впустили к себе в души нас — мы видим их вселенную — их улицы, дома, комнаты, вещи… которые для них и есть их целый мир — и мы в него допущены стараниями авторов фильма…

Фильм не заканчивается после просмотра — он остается в тебе как почти-почти твоё воспоминание — это случилось с тобой и ты помнишь эту девочку, это мороженное, эту билетершу, этот дождь, этот бег, это опоздание навсегда… Это твоё прикосновение к безмерно важному, открытому тобой в музыке/тексте/картине/фильме и страх, что ты так и останешься навсегда отдельным от этого… Это твоё желание, чтобы тебе помогли и это твой протест, что кто-то покушается на твой шанс сделать что-то настоящие и твоё…

И фильм не оставляет только одну перспективу вживления в себя — без всякого усилия ты видишь мир и глазами главного героя, и его друга, и девочки и, даже, его учительницы, его отца, его соседа-скрипача и соседа-парикмахера… тебе открыты мысли, чувства, страхи и надежды каждого в отдельности и в их сплетениях…

Пронзающая острота истории первой Встречи и Расставания…

Высота трагедии неболтливого благородства дружбы…

Искреннее переживание ею влечения быть рядом с ним, любование собой в его глазах, первые шаги полуосознанных каприз-манипуляций и боль от понимания, что в чистоту отношений без твоего желания втекает взгляд других на него, на его семью, на вас вместе…

Обыденная горечь прожитой жизни тех, кто рядом, утешение их помощью другим… Бессильная злоба ненавидящего весь мир мелкого человечка, не получившего от жизни ничего из мечтавшегося…

Юность чувств. Важнейший суд над самим собой — «Что ты из себя представляешь?». И суд глазами других, который ты тоже разыгрываешь в себе сам и только сам — «Кем тебя ценят?»… Жгучесть влюбленности, непередаваемая никакими словами теплота нахождения рядом и невозможность быть вместе, завороженность и страх пробудившейся сексуальности.

Жизнь в полную силу. Жизнь, которая не знает, что это только начало — потому что все, что происходит — происходит здесь и сейчас, впервые и навсегда. Жизнь, у которой еще не было повторов, и она еще не попала в трясину пустоты слов о «типичности», «как у всех», «все через это проходили». Жизнь впервые и набело

07 мая 2019 | 07:18
  • тип рецензии:

Весьма простая и наивная история общения мальчика с девочкой, которая передаёт советский дух и позволяет получить удовольствие от первой любви героев. Плюс огромный и поучительный – это поколение без интернета и социальных сетей. Искренние знакомства, другие ценности и взгляды на жизнь. Возможно, поэтому мелодрама сейчас очень интересна и необычна, ведь современное общество погрязло в машине прогресса и антисоциализации.

Бунтарь, энтузиаст – мальчишка Муха (так, спокойно, Джефф Голдблюм, твоё творение никто не трогает), обычное прозвище от фамилии Мухин – живёт так, как ему хочется. Изначально зрителю дают понять, что он делает то, что ему вздумается. Пару эпизодов знакомства с семьёй, и нас переносят в школу. Ах, эти советские школы. Честно, стоит смотреть подобные фильмы только ради этих мест. Девочка Ирина, которая неравнодушна к Мухе. Вот и зарождение чувств.

Картина напоминает многие моменты из жизни. Без всяких заумных подкатов, ребята просто общаются. Видно, что это любовь. Мелкие штрихи подмечаешь, поведение различное по отношению к другим одноклассникам. Ребята проводят вместе время. Что характерно для этого романа? Главный герой специально показан более резким и грубым (не потому что он мальчик), и на то есть свои причины.

Друзья подслушивают, помогают. Учитель в курсе, что проходит общение. Тут картина представляет нам третьего члена коллектива – и это не любовный треугольник, как может показаться на первый взгляд. Мальчик Батон (тоже прозвище) принимает в общем задоре участие. Дружба, любовь, но сюжет надо развивать, поэтому после мелодрамы следует переход на драму. Зритель узнаёт, что нравится мальчику, что его пугает, какая правда обидна для него. Дело кроется в старшем брате, поэтому можно понять резкие перепады настроения Мухи.

Приятные эпизоды романтиков сменяются конфликтной ситуацией в семье, замкнутости и ответной реакции в виде грубости. Тебе жаль, что так происходит, но ты понимаешь чувства мальчика. Ссоры и разногласия омрачают повествование, некоторые второстепенные линии сулят отличный философский посыл, но проблема вот она, перед глазами.

Такими переменными темпами любовь сопровождает картину до финала, показывая цену потери и пустоты в сердце. Хоть и на печальной ноте, но картина заканчивается так, как должно быть. Красивая, чистая любовь, которая проходит через весь сюжет, показывая не картонные отношения, где всё хорошо, а настоящие, жизненные ситуации, где есть ссоры, прощения и внимание.

Приятный фильм, который пробуждает много воспоминаний и дарит эмоциональный подъём.

05 августа 2018 | 15:57
  • тип рецензии:

Одним выходным вечером я случайно наткнулась на этот фильм, хотела уже переключить, но привлекла совсем молоденькая Цыплакова, поэтому просмотр решила продолжить. И вот не зря. Какая же это прелесть, советские фильмы про школу и первую любовь. Ностальгия просто нахлынула огромной волной, хотя я в школе училась намного позже.

По сути это история одного семиклассника, который в общем самый обычный мальчишка, со своими проблемами и радостями. Единственное, у него есть старший брат, баскетболист, молодая звезда, которой восхищаются все вокруг, от друзей до собственного отца. И все свои переживания и чувства этот мальчишка выражает в...игре в барабаны. Именно при этом занятии он чувствует себя счастливым, не менее успешным, чем всеми любимый брат. Но, увы, не все вокруг разделяют его любовь к барабанам.

Конечно, как и во многих фильмах про школу, тут есть и первая любовь, которую воплотила Елена Цыплакова, настоящая красотка, своенравная и искренняя.

Очень понравилась Екатерина Васильева в роли классной руководительницы, она в меру строгая, в меру с юмором, при этом она интересуется жизнью своих учеников. Особенно умилил огурец для школьника, которого типа мама закрыла дома в наказание.

Кроме приятной ностальгии, этот фильм учит не препятствовать детским мечтам, их любви к...да пусть даже к барабанам, если это не противоречит закону.

7 из 10

12 марта 2018 | 09:43
  • тип рецензии:

Впечатления в целом противоречивые. Идея неплохая, но исполнение ее зарубило на корню.

Основная претензия – 7-ми классницу (девочку 14-ти лет) играет 16-ти летняя Елена Цыплакова.

Нет, я не против посмотреть на выпирающую из блузки молодую грудь актрисы, не прочь полюбоваться ее длинными худыми ногами и красивым лицом, обрамленным спадающим потоком темных волос. Это все замечательно, я единственно не понимаю, зачем это показывать в детском фильме?

Для подростков 2 года – это огромная разница. И 14-летняя школьница и 16-летняя девушка – это совершенно разные уже люди. И без того в подростковом возрасте девушки быстрее начинают переходить во «взрослую жизнь», а тут еще и актрису взяли на два года старше.

На мой субъективный взгляд из-за этого канва фильма выглядит довольно фальшиво. Явно зрелая, очень эффектная, уже девушка (неудивительно, что ее пустили без проблем на фильм «после 16», и не пропустили главного героя – мальчишку в одном из эпизодов фильма) и мальчик 14-ти лет, неказистый, играющий на барабанах и играющий то ли роль шута, то ли еще какую-то, малопонятную мне сейчас, роль в классе. Явно не вяжутся друг с другом.

Тот факт, что элементы эротики включены в фильм намеренно не вызывает никаких сомнений – явно подчеркнутая грудь Цыплаковой, туфли на высоком каблуке, все эти сцены на лестнице, когда ее снимают снизу. Зачем? Зачем в такого рода фильме это?

Отсюда внимание переключается не на отношения главгероя и девочки, а целиком на Цыплакову. Это было главной целью режиссера/оператора?

Намного органичней и логичней было бы использовать актрису типажа Алисы Селезневой – выглядело бы намного правдоподобней. И акцент был бы именно на их взаимоотношениях + барабаны и т.д. и т.п.

Еще один момент – клишированность персонажей. Идол, с которым сравнивают ГГ – его старший брат – 2-х метровый баскетболист, а самый «презренный» персонаж – низкорослый Михаил Светин. Такие образы нужно закладывать в детей с детства?

В общем – сценарий был неплохой, видимо, но режиссер/подбор актеров/оператор, его испортили.

29 апреля 2015 | 19:32
  • тип рецензии:

Знаете, я довольно плохо помню сюжет фильма. И то, что в умном дискурсе зовётся текстом фильма - тоже. Но я отчетливо понмю свои личные впечатления от него, полученные в бог знает какие летние каникулы эпохи 'позднего совка'. Тогда я был примерно в том возрасте, в котором были главные герои фильма, и ощущения сладкой и одновременно щемящей душу первой любви воспринял вживую.

Сейчас уже не кажется парадоксальным, но именно героиня Екатерины Васильевой тогда мне запомнилась больше всего - всё-таки класс чувствуется. Более того, сейчас эта картина кажется довольно, мягко говоря, безыскусной, но стоило пройти через первую любовь, чтобы её оценить по достоинству. Когда восхищение девушкой безгранично и не запятнано сексуальными фантазиями, когда прикосновение к ней - переворот вселенной, когда поцелуй - величайшее наслаждение, когда взглядами на уроках признаёшься в любви... Господи, какое было счастливое время! Потом, конечно, многое поймётся (к сожалению), многое будет восприниматься чуть цинично, излишне мудро.

Но умудриться так снять о первой любви!.. Пусть и чуток 'деревянно', но сверх-замечательно! Имхо, в одном ряду с 'Вам и не снилось' и 'Влюблённые'. Но чуть больше детства, чуть больше наива, чуть больше непосредственности. Смотреть обязательно!

9 из 10

25 мая 2013 | 23:01
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: