К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Чтобы хорошо летать - нужно уметь летать!'

Удивительный фильм по всем параметрам! К жанру 'драма' однозначно необходимо добавить и 'фантастика', потому что фильм снят не столько о закончившейся войне, сколько о будущем советской авиации. В картине не нужно искать реальных героев Великой отечественной - будь то конструктор или же прославленный лётчик. И лётчик-истребитель Александр Васильевич Самохин (Михаил Кузнецов) и авиаконструктор Сергей Митрофанович Казаков (Владимир Дружников) - образы собирательные. В одном 'угадывается' второй по результативности лётчик Александр Иванович Покрышкин, а в другом - выдающийся авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев. Создатели фильма намеренно дистанцировались от реальных героев, чтобы придать фильму некую абстрактность.

Фильм поражает, прежде всего, устремлённостью героев в будущее. Ведь на момент съёмок война только-только закончилась, а создатели картины уже мечтают о глобальных вещах. Разумеется, в фильме не стоит искать исторические параллели. Так, 'этажерку', о которой увлечённо говорит Самохин, на самом деле 'изобрёл' Покрышкин. Она названа 'кубанской этажеркой' по причине широкого применения данного приёма весной-летом 1943 года во время воздушных сражений на Кубани. Кроме того, первым самолётом, достигшим скорости звука (1 мах) стал первый серийный реактивный самолёт - истребитель МиГ-15, созданный в 1947 году в конструкторском бюро Микояна и Гуревича. Одной из задач модернизации МиГа стал вопрос преодоления звукового барьера. Серийный МиГ-15 лишь приблизился к этой задаче и достигал максимальной скорости 1042 км/ч.

Новый экспериментальный МиГ получил наименование СИ-1. Первый полет опытной машины состоялся 14 января 1950 года на подмосковном аэродроме в Жуковском (этот экспериментальный аэродром работает и в наши дни). Летчиком-испытателем нового самолета был назначен Герой Советского Союза подполковник Иван Тимофеевич Иващенко. 1 февраля 1950 года в очередном полете Иващенко на высоте 2200 м разогнал самолет до скорости выше 1100 км/ч, достигнув скорости звука. Это был крупный успех в «гонке вооружений», гонке скоростей и качеств новейших боевых самолетов.

Есть в фильме ещё один удивительный момент. Герои назвали его 'ошибкой в расчёте флаттера'. А настоящий СИ-1, на котором был установлен рекорд скорости, разбился также, как экспериментальный самолёт в картине! Причиной стал «волновой кризис»: при достижении скорости звука происходит изменение характера обтекания летательного аппарата воздушным потоком, что приводит к появлению ранее неизвестных вибраций и иных воздействий на корпус, крылья и оперение самолёта. В то время эти особенности «волнового кризиса» на скорости звука ещё не были исследованы. 17 марта 1950 года самолёт лётчика-испытателя Иващенко в крутом пикировании был буквально разрушен «волновым эффектом» — от ранее неизвестных вибраций на новых сверхскоростях не выдержало хвостовое оперение самолёта. Удивительное дело - за 4 года до этих событий, Александр Столпер снял нечто подобное в своей картине!

Имеется в фильме ещё одна особенность. Касается это скорости экспериментального самолёта 'Молния', который должен совершить первый полёт вокруг Земли. Диаметр Земли грубо составляет 40 000 км. Зарегистрированная скорость 'Молнии' - 1200 км/ч. Чтобы облететь Землю по экватору потребуется 34 часа. А конструктор предлагает увидеться через сутки! Впрочем, всё это мелочи по сравнению с внутренней силой картины. Правда, в азарте создания чудо-самолёта режиссёр совершенно позабыл развить историю с учительницей Катей - 'тоненькой, как тростиночка' (Нина Архипова). Да и про Варвару Ивановну (Виктория Германова), подругу Ольги Петровны Корнеевой (Нина Зорская) тоже. Что стало с ними? Нашли ли они своё счастье?.. Наверное, нашли, ведь фильм заканчивается так оптимистично: 'Уже сегодня нужно думать о завтрашнем дне. Думать, работать, искать. И никогда не останавливаться на достигнутом!'

P.S. Элитная истребительная Эскадра JG54 «Grunherz» — «Зелёное сердце», вступившая в войну 22 июня 1941 года, признаётся немецкими историками лучшим из всех соединений Люфтваффе. Помимо достоинств, присущих в той или иной степени немецким истребительным эскадрам, «Grunherz» известна самым низким уровнем потерь в воздушных боях Второй мировой войны. И, тем не менее, ровно через месяц после начала войны командир «Grunherz» майор Траутлофт подписал приказ по эскадре, в котором, в частности, говорилось: «Нельзя приветствовать увлечение некоторых наших товарищей манёвренными боями с «крысами» и «Иванами». Рыцарские поединки не для Востока. Мы должны просто побеждать». Этот приказ появился не на пустом месте: к 22 июля 37 летчиков эскадры из 112 были убиты или пропали без вести, а тенденции к снижению потерь не наблюдалось. За 1942 год «Grunherz» потеряла 93 летчика, в 1943 – 112 лётчиков, после чего закрасила свои зелёные бубновые тузы-сердечки серой краской - гордиться было нечем! Всего на Восточном фронте эта эскадра потеряла 416 летчиков и 2135 самолётов. Из 112 летчиков «Grunherz», которые под ласковым июньским дождиком выруливали на взлетные полосы аэродромов Восточной Пруссии, перед вторжением в Советский Союз, до капитуляции Германии дожили только четверо. Такой был ответ советских асов на высказывание Адольфа Гитлера: «Искусство боёв в воздухе истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть».

27 февраля 2020 | 13:36
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: