всё о любом фильме:

Начало

год
страна
слоган«...the film that was nominated to open the 1971 New York Film Festival»
режиссерГлеб Панфилов
сценарийЕвгений Габрилович, Глеб Панфилов
директор фильмаА. Тарасов
операторДмитрий Долинин
композиторВадим Биберган
художникМарксэн Гаухман-Свердлов
монтажМария Амосова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  20.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Девушка из провинциального русского городка мечтает стать актрисой, а пока самозабвенно играет Бабу Ягу в городском клубе. Вот там-то и находит ее режиссер, который намерен снять фильм о Жанне д`Арк. Сбывается мечта: ее приглашают на главную роль, и у нее начинается совсем другая жизнь, полная настоящих творческих мук и озарений.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме неоднократно звучит композиция «Man of Mystery» британской группы The Shadows, в аранжировке ВИА «Поющие гитары».
    • Инна Чурикова и Глеб Панфилов, после успеха их первой общей картины собирались взяться за экранизацию истории французской народной героини. Свою роль в ней должен был получить и Михаил Кононов. До воплощения идея так и не добралась — не было получено одобрения кинематографического руководства СССР. В итоге пришлось снимать картину на современную тематику с опосредованно рассказанной историей «фильма в фильме».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Паша и Аркадий поют (без слов) песню под названием «Come prima» (слова Марио Пандзери, музыка Винченцо Дипаола и Сандро Таккани).
    • В сцене, в которой Паша пошла на танцы, когда закончилась музыка, Аркадий просит музыкантов сыграть «Цыганочку». На самом деле, звучит композиция «Man of Mystery» группы The Shadows.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 04:06

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Начало», пожалуй, одна из самых известных работ Глеба Панфилова. И то утверждение, которого некоторые могут придерживаться, что свою супругу в своём кино режиссёру желательно не снимать, ибо влияние семьи на работе может сказаться не лучшим образом, не сработало, потому что тандем Панфилов-Чурикова удивительно силён.

    В данной иронической мелодраме мы знакомимся с героиней, пытающейся найти утешение от состоявшейся, но прерванной без шансов на продолжение любви, в призвании актрисы. Со стороны нашей сегодняшней реальности, где уже ничему не удивляешься, а над наивностью осталось только жестоко посмеяться, фильм становится похож на сказку. По крайней мере, первая его половина. То, как муж уходит от жены к другой девушке и у них складывается совместное полное счастье до момента, когда жена догадывается вернуть супруга в искомое гнёздышко, выглядит мило и по-советски дружелюбно. Впрочем, многие эпизоды веют этакой советской солидарностью: хоть в пример, вечеринка со знакомствами, на которой возможно было найти простую девушку, пригласить на танец без последующих обязательств, прогуляться с ней по парку… Эх, ностальгия возникнет даже у того, кому о таком только рассказывали родители.

    Вскоре, главную героиню, разочаровавшуюся в своём суженом, замечает режиссёр, который осмеливается пригласить её, так сказать, представительницу народа, в свой большой проект на роль Жанны д’Арк. Представляете? Это вам не всю свою семью в кино проталкивать любыми способами, как у Михалкова получается. Так провинциалка начинает покорять ещё не вершины, но «подгорья» кинематографа.

    Мораль: душевные раны излечиваются работой.

    Такой вот получился светлый, интересный, чистый фильм с набором талантливых, великих актёров. Приятно наблюдать за игрой, обстановкой, комичными поступками, пропитываясь атмосферой искренности, прощения предательства. Можно его пересматривать с родителями и прародителями, не боясь неожиданной пошлой сцены (что было бы с современной комедией), а наслаждаясь ностальгией по прошлым временам и замечательным, пусть слегка заезженным сюжетом.

    8 из 10

    23 декабря 2012 | 14:09

    Фильм уже при ближайшем рассмотрении оказывается чем-то большим, чем очередная советская комедия с именитыми исполнителями. Зрители, ожидавшие лишь появление задумчивой и неуклюжей студентки, будут удивлены вступительной сценой длиной в пять минут. Сюжет фильма можно условно поделить на две части, одну из которых еще на две составляющие. Начинается фильм с отрезвляющей сцены исторической драмы о французской героине Жанне Д’арк.

    Создателям фильма удалось с интересом и интригой передать наиболее эмоциональные обрывки истории Орлеанской девы. По ощущениям, это красиво поставленный, костюмированный исторический эпос, где упор сделан на человеческих эмоциях. Тот факт, что весь фильм черно-белый, придает этим самым сценам определенной обманчивой убедительности. В переменку с этим, нам демонстрируют будни съемочной группы — в особенности отношения исполнительницы главной роли и руководства. Чего стоит только первая сцена знакомства с режиссерами, обставленная в атмосфере недоверия и сомнений.

    Основное же повествование открывает нам историю простодушной девушки с необычным именем Паша, до, во время и после опыта работы в том самом большом кино. Это жизненная трагикомедия о любви, дружбе и о ценностях между людьми. Так, довольно долгое время добродушием главной героини пользуются окружающие ее люди, до начала становления нового человека, ожесточения характера, первых серьезных выводов из набитых обстоятельствами шишек.

    При очевидном оригинальном подходе к подаче истории, отменном актерском дуете Чурикова-Куравлев, нельзя назвать фильм исключительно интересным. Здесь есть по-настоящему яркие и запоминающиеся сцены, как комедийные, так и романтические и, конечно, трагические. Однако сменяются они не слишком продвигающими историю диалогами, а в целом сюжет ограничивается коротким периодом жизни одной девушки — никаких социальных эпопей ожидать не приходится, за исключением ретроспективы в прошлое Франции. Просмотр оставляет достаточно приятных эмоций, чтобы вернуться к фильму снова.

    7,5 из 10

    21 ноября 2014 | 22:26

    Чурикова почти всегда в кино играла роли сильных самодостаточных женщин. «Начало» не исключение. И сразу две героини: такие разные, и такие похожие…

    Паша сильнее и мудрее многих других героев. Жанна спасала французский народ. Паша спасает всех своих друзей, она также готова отдавать всю себя всем вокруг.

    И роман с женатым Аркадием. Это не пошлый адюльтер. Это любовь, та отчаянная и беззаветная. А он… он слабый и бесхарактерный. Король предает Жанну, Аркадий предает Пашу, будучи неспособным принять волевое решение…

    И все-таки она поднимается и идет дальше к своей мечте, и живет… всем бедам назло. Такая же сильная. Нет, сильнее чем была.

    Кино удивительное. Здесь показан срез жизни конца 60-х. Героини не столичные модницы, а провинциалки, которые тоже носят мини, ходят на танцы, делают стильные прически и ждут своего принца. Здесь герой-любовник вовсе не герой своего времени. И провинция выглядит хоть и захолустной, но доброй и по хорошему наивной. Насколько точно и искусно сыграны все характеры: и друзья Паши: Кононов и Теличкина выше всех похвал, и съемочная группа, и яркая работница киностудии… и конечно танцплощадка, где звучат нестареющие звуки The Shadows…

    31 августа 2012 | 10:37

    «Начало» вызывает двойственные чувства. Воспринятый с необыкновенным энтузиазмом в момент выхода как «этапный» фильм по прошествии времени выглядит простоватым. По состоянию на 1970 г. вышли более импровизационные фильмы Хуциева, давала знать европейская «новая волна» — «Начало» на этом фоне вполне себе традиционный фильм про дебют в кино провинциалки. Никто не отнимет заслугу Панфилова в раскрытии дарований Чуриковой, другое дело, что большая часть его фильмов в основном на Чуриковой и держится, при отсутствии чего-то оригинального кроме ее дарования. «Начало» в этом смысле и есть начало ряда — кроме образа героини Чуриковой и режиссер фильма и ее подруги да и Куравлев с женой — статисты. Всем запомнились фрагменты из неснятого фильма про Жанну и музыка. Известны и сетования Панфилова, что не дали ему возможность снять фильм про Жанну с Чуриковой, однако вставленные в фильм фрагменты на меня не произвели впечатления большой режиссерской потенции в снятии этого фильма — опять бы Чурикова тянула все остальное. По-настоящему запоминающаяся и личная сцена — съемки молитвы Жанны, когда персонаж зациклилась на руках. А вот следующая, где Чурикова подбадривает на скамейке Куравлева, проходная и плохонькая. Улыбающаяся Жанна на плакате — достойное ли завершение фильма? Не факт.

    7 из 10

    20 октября 2011 | 11:54

    Запоминающийся благодаря деталям фильм с банальной идеей. Не безответная, но неудачная любовь к женатому мужчине. В чём-то сильная женщина, в чём-то глупышка Паша, которую играет Инна Чурикова. И её, простую, не самую красивую, берут из театра в кино, сниматься в роли Жанны д`Арк. Исход картины понятен изначально, я даже не побоюсь об этом написать, зная, что выпиливают спойлеры из рецензий. Ибо ясно как божий день: с женатым — неудача, в карьере — достигнутые высоты.

    В общем, идея банальна и предсказуема, но подана она хорошо. Так что это первый и небольшой минус, потому что раскритиковать можно любую идею, а в готовой работе нужно всё-таки больше смотреть на подачу.

    В фильме есть юмор. Тот добротный, тонкий, не ниже пояса, а интеллектуальный юмор, которым так ценно отечественное кино прошлых лет. Более того — этот юмор учит. Приведу пример.

    - Что будем делать?
    - Кинопробы.
    - Я и так согласна. Без кинопроб.


    Здесь кинозритель учится тому, что можно согласиться на хорошее предложение, добиваться цели. И это можно, даже нужно делать в том числе с юмором, может, даже с толикой дерзости. Вот если бы героиня Чуриковой вела себя как-то угрюмо, стояла как каменная перед режиссёром, если бы до того хорошо не выступила, взяли бы её? Вряд ли. И ещё: за столом происходит разговор её и подружек, почему же не взяли кого-то из подруг, ведь они тоже простые, из народа («Мы с Жанной похожи. Я из народа и она из народа»). Потому что эти подруги не проявили себя перед режиссёром в тот момент, когда он искал актрису.

    Ну а самый смешной момент про мешающие руки. И вслед за юмором идёт интересная мысль. Кстати, не раз нахожу ей подтверждение в реальности: когда не думаю о проблеме, проблема решается. Я об этом диалоге:

    - Руки мешают сейчас?
    - Нет.
    - Почему? Потому что ты о них не думала.


    Хотя есть ещё смешнее, про Марию Стюарт:

    - Ей голову отрубили.
    - Как, совсем?


    И, конечно, нельзя не заметить параллели, проведённой между героиней Чуриковой и Жанной д`Арк. Особенно во фразе «Мой король предал меня». А у Паши было предательство любимого человека.

    Эта полудрама, полукомедия удивительна тем, что ненавязчива, легка для просмотра и из-за идеи может даже казаться банальной, но вполне есть над чем задуматься.

    Хотя вот мне показалось минусом то, что Паша представляется только как сильная, страдающая женщина, которую надо пожалеть в любви, а за успех в кино похвалить. Где осуждение? Разве не нужно хоть немного осудить её? Любовь — это ладно, сердцу не прикажешь. Но ум должен быть. Мужчина её не обманывал. Паша узнала почти сразу, что он женат. И, зная, наступала на грабли. В общем, гула осуждения всё же не хватает.

    8 из 10

    13 июля 2015 | 16:53

    Наконец-то смог оценить данную кинокартину Глеба Панфилова. Мнение сложилось неоднозначное, однако то, что это весьма достойный представитель советского кино и оригинальный образчик жанра «фильм в фильме» в частности.

    Начнём с хвалебных од. Работа оператора и режиссёра на высочайшем уровне, неудивительно, почему фильм входит во все учебники театральных вузов. Кадр выстроен просто филигранно, картинка, несмотря на черно-белую палитру, пылает жизнью и до сих пор выглядит очень современно. С точки зрения монтажа, все эти переходы из реальной жизни в жизнь киношную просто безупречны. Заслугой собственно, Глеба Панфилова, является ровность и увлеченность всего происходящего — нет желания ни прокрутить, ни оставить просмотр, оно завораживает.

    Но и на солнце есть пятна, и в частности, это глубина и смысл всего происходящего. Фильм можно назвать биографией Инны Чуриковой — её своеобразная внешность закрывала перед ней множество дверей, но талант её неоспорим. И здесь она безупречно сыграла моральный рост Паши Строгановой и великую Орлеанскую деву. Другой вопрос — зачем. Довольно бытовая драма выглядит на фоне легендарной истории Жанны Д`Арк ещё бледнее, нежели задумывалось изначально. Помпезные декорации и массовки заглушают крик души хорошей, но «не эффектной» Паши. Её окружают не те люди, перед ней закрываются двери, но жизнь и смерть в средневековой Франции, умножают «современных» персонажей на ноль.

    Оригинальный, великолепно снятый и хорошо сыгранный фильм, немного подпорченный отсутствием смысла и неестественностью ситуаций, но достойный внимания.

    11 ноября 2012 | 23:38

    У-ууу…
    Это я удачно его посмотрел по ТВ. А то всё никак. Прямо хоть бери да покупай. Надо же, в конце концов, «познакомиться». Это я так думал.
    А сейчас мыслю, что смысла в жизни не прибавилось, удовольствия получено не было, в общем, ничегошеньки-то кино это не дало. Мне, во всяком случае.
    Чурикова. То, что это ИМЯ, я знаю, слышал. Почему — вопрос куда более сложный. Что в ней увидели в ЭТОМ фильме, для меня вообще загадка. Боюсь, неразрешимая.
    Глупая безнравственная тщеславная истеричка. Если коротко. Можно, конечно, и подробнее, но стоит ли? По-моему, и так всё ясно — каждое слово подтверждается поступками, словами и пр.
    В этой связи вопрос: а «Начало» — чего? Окончательного падения, морального разложения и деградации? Ну, если так, тогда без вопросов. Но так ли?
    Фильм не понравился. Вот вообще. Ничего я нем не увидел. Молодцы Куравлев, Кононов — это ясно, но они едва ли не в каждом своем фильме молодцы — что ж с того? Конкретно этой картине как это помогает? Да никак.
    Я понимаю, что некорректно это прозвучит, но… на Жанну Д`Арк в исполнении Чуриковой смотреть же невозможно! Это же чудовище! Какая там м. б. актерская игра и пр. — чем это можно исправить — я ума не приложу. Баба Яга — да — сам бог велел, но не Орлеанская же дева?! Я уже молчу, что сцены (многие, во всяком случае) из «фильма в фильме» к основному сюжету, прямо скажем, за уши притянуты. Надо было чем-то «эфир» наполнить? Или как?
    Не понял я, честно скажу. Что хотели сказать, что показать, зачем?! Не знаю.

    5 из 10

    18 мая 2009 | 12:41

    Прасковья Строганова, она же Паша, простая жительница провинциального городка Речинск. Работает ткачихой, играет в местом клубе Бабу Ягу и ходит на танцы. На танцах Паша знакомится с Аркадием, который пригласил «неэффектную» девушку потанцевать…

    На фоне этой истории развивается другой сюжет. Пашу приглашают играть в кино Жанну Д`арк…

    Фильм состоит из нескольких частей: реальная жизнь Паши, съемки фильма и сам фильм про Жанну Д`арк. Иногда трудно угадать показывают ли нам съемки или историю про Орлеанскую деву.

    Сам же фильм полон юмора, несмотря на некоторые «печальные нотки».

    Фильм является классикой и одной из жемчужин советского кинематографа.

    Блестящая игра Инны Чуриковой вне всяких похвал. К тому же в фильме звучит великолепная музыка.

    9 из 10

    30 октября 2008 | 00:09

    «Сумасшедшая ты, Пашка»…

    Один из самых талантливых и действительно ключевых фильмов советского кино. «Начало» — также и первое отечественное «кино о кино», увиденное мною. Вспоминается удивительная кинематографичность фильма — стильные черно-белые кадры, хорошая музыка, превосходная игра актеров, в частности Инны Чуриковой.

    «Начало» один из самых лучших представителей советской «новой волны». В отличие от того же «Июльского дождя», фильм более смотрибелен и доступен. История очень простая: девушка Паша из заштатного города мечтает стать актрисой и прославиться. Она играет Бабу-Ягу в местном клубе, где ее и замечает московский режиссер, снимающий свою версию «Жанны д`Арк». Паше предлагают сыграть главную роль, девушка естественно соглашается…

    Фильм запоминается, прежде всего, непревзойденной операторской работой и сюжетом. Очень знакомым простым, но в то же время увлекательным. Еще чувствуется рука режиссера Панфилова, который умудрился снять свое авторское кино, не растеряв интереса публики. Героиня Инны Чуриковой в этом фильме — собирательный образ всех молодых девушек, мечтающих об актерской профессии и признании. Особенно концовка понравилась и пущенные в конце начальные титры фильма, вместо классического и набившего оскомину «Конец».

    Оригинальная, в общем, картина получилась. Образец классического «чистого кино». Понравились периодически вставляемые Панфиловым отрывки из фильма «Жанна д`Арк». Потрясающий контраст возникал, хотя, на мой взгляд, Чурикова гораздо органичнее смотрелась в своем «реальном» образе, чем в образе Жанны. Существенных минусов в картине практически нет, и смотрелась она на одном дыхании. Еще звучала приятная музыка — The Shadows — Man of Mystery. Фильм превосходный и я поставлю ему:

    10 из 10

    30 января 2011 | 13:19

    Отбросьте Жанну в сторону, не Жанна тут главная героиня. Вы посмотрите сколько горя в этой Паше. Она одинока и ее одиночеством очень удобно пользуются. Ее любят, но она любит еще больше и не за «услуги» (ключи от комнаты, с ребенком посидеть), а просто так. Ее чувства чисты. Много таких?

    Даже хвастать она не умеет, а ее подруги — запросто. Там, где комично вроде, почему-то больно аж до слез. Она актриса, но в жизни не может быть собой. Она чиста и не вяжется с этим миром. Она другая, а другие счастливы не бывают. Кино для нее — работа, любимая работа. Казалось бы, отношения с Аркадием — верх безнравственности. Отнюдь. Она его и не зовет к себе до тех пор, пока не увидит, что брак Аркадия держится на материальном. Ей никогда не понять, как можно выгнать мужа, если не можешь без него жить. Она готовит для него все самое лучшее, то, что, быть может, и не готовила раньше. Но и любовь в ее жизни — такое особенное событие, редкое и, чего уж, на всю жизнь, что по-другому она не может себя вести. Она смотрит на Аркадия сверху вниз, не наоборот, она смотрит на него с любовью, а он на нее — с удивлением, а потом уже и любовью, не сразу.

    Она хотела быть актрисой, пламенно, играла какие-то роли в театре, и нет ничего сильнее чистого желания, жгучего и неотступного… Исполнение его — как капля воды в пламень огня. Мы же знаем, что Аркадий к ней не вернется, но она будет ждать, ждать, ждать… попутно создавая киношедевры и не придавая этому важного значения.

    10 из 10

    8 декабря 2011 | 20:41

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>