всё о любом фильме:

Начало

год
страна
слоган-
режиссерГлеб Панфилов
сценарийЕвгений Габрилович, Глеб Панфилов
директор фильмаА. Тарасов
операторДмитрий Долинин
композиторВадим Биберган
художникМарксэн Гаухман-Свердлов
монтажМария Амосова
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  20.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Девушка из провинциального русского городка мечтает стать актрисой, а пока самозабвенно играет Бабу Ягу в городском клубе. Вот там-то и находит ее режиссер, который намерен снять фильм о Жанне д`Арк. Сбывается мечта: ее приглашают на главную роль, и у нее начинается совсем другая жизнь, полная настоящих творческих мук и озарений.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме неоднократно звучит композиция «Man of Mystery» британской группы The Shadows, в аранжировке ВИА «Поющие гитары».
    • Инна Чурикова и Глеб Панфилов, после успеха их первой общей картины собирались взяться за экранизацию истории французской народной героини. Свою роль в ней должен был получить и Михаил Кононов. До воплощения идея так и не добралась — не было получено одобрения кинематографического руководства СССР. В итоге пришлось снимать картину на современную тематику с опосредованно рассказанной историей «фильма в фильме».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Паша и Аркадий поют (без слов) песню под названием «Come prima» (слова Марио Пандзери, музыка Винченцо Дипаола и Сандро Таккани).
    • В сцене, в которой Паша пошла на танцы, когда закончилась музыка, Аркадий просит музыкантов сыграть «Цыганочку». На самом деле, звучит композиция «Man of Mystery» группы The Shadows.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 04:06

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Чурикова почти всегда в кино играла роли сильных самодостаточных женщин. «Начало» не исключение. И сразу две героини: такие разные, и такие похожие…

    Паша сильнее и мудрее многих других героев. Жанна спасала французский народ. Паша спасает всех своих друзей, она также готова отдавать всю себя всем вокруг.

    И роман с женатым Аркадием. Это не пошлый адюльтер. Это любовь, та отчаянная и беззаветная. А он… он слабый и бесхарактерный. Король предает Жанну, Аркадий предает Пашу, будучи неспособным принять волевое решение…

    И все-таки она поднимается и идет дальше к своей мечте, и живет… всем бедам назло. Такая же сильная. Нет, сильнее чем была.

    Кино удивительное. Здесь показан срез жизни конца 60-х. Героини не столичные модницы, а провинциалки, которые тоже носят мини, ходят на танцы, делают стильные прически и ждут своего принца. Здесь герой-любовник вовсе не герой своего времени. И провинция выглядит хоть и захолустной, но доброй и по хорошему наивной. Насколько точно и искусно сыграны все характеры: и друзья Паши: Кононов и Теличкина выше всех похвал, и съемочная группа, и яркая работница киностудии… и конечно танцплощадка, где звучат нестареющие звуки The Shadows…

    31 августа 2012 | 10:37

    Прасковья Строганова, она же Паша, простая жительница провинциального городка Речинск. Работает ткачихой, играет в местом клубе Бабу Ягу и ходит на танцы. На танцах Паша знакомится с Аркадием, который пригласил «неэффектную» девушку потанцевать…

    На фоне этой истории развивается другой сюжет. Пашу приглашают играть в кино Жанну Д`арк…

    Фильм состоит из нескольких частей: реальная жизнь Паши, съемки фильма и сам фильм про Жанну Д`арк. Иногда трудно угадать показывают ли нам съемки или историю про Орлеанскую деву.

    Сам же фильм полон юмора, несмотря на некоторые «печальные нотки».

    Фильм является классикой и одной из жемчужин советского кинематографа.

    Блестящая игра Инны Чуриковой вне всяких похвал. К тому же в фильме звучит великолепная музыка.

    9 из 10

    30 октября 2008 | 00:09

    Фильм «Начало», снятый в СССР, сокровище из страны, которой уже нет. Картина рассказывает две истории, о двух женщинах находящихся в разных временных точках, но каждая из них прибывает в переломном моменте своей жизни.

    Жила-была в начале 15 века во Франции девица по имени Жанна д`Арк, она очень помогла своему народу. Благодаря ей армия вступает в сражения и побеждает в них, а страна объединяется. Своей личностью она повлияла на ход истории, и сделала то, что до нее не было позволено делать женщинам. На экране мы видим Орлеанскую Деву в самый тяжелый период ее жизни, она в заточении, ее пытают, и несправедливо судят. Ее смелость и отвага, проявленные в сражениях, остаются с ней и в тяготах заключения, пытках, во время суда и ужасающей казни. Она не теряла присутствия духа и осталась преданной Франции, ее народу и себе.

    А еще, жила-была, в этом фильме, в 20 веке, актриса с красивым именем Прасковья Ивановна Строганова, в народе больше известная как Паша, которая и воплотила для нас яркий образ французской героини.

    И так, о Паше Строгановой, ткачихе и актрисе самодеятельного театра. Живет она в провинциальном городе, лет ей ниже средних, внешность у нее незаурядная. Паша человек талантливый, к тому же она добрая, и отзывчивая. Паша всегда согласная на все, посидеть с ребенком, уступить комнату молодому человеку и его подружке, влюбиться в первого попавшегося мужчину, который обратил на нее внимание, сыграть главную роль в кино, без проб.

    Паша не испытывает иллюзий по поводу своей внешности, она вполне благоразумна и мудра, на каком-то своем житейском уровне, где главное достижение женщины, мужчина рядом с ней, хоть плохонький, хоть и придется делить с женой, да все равно, вроде как свой. Поэтому-то она и влюбляется в Аркадия, женатого, не первой свежести, с сомнительными моральными принципами мужчину.

    Неисправимая мечтательница, Паша по своей то ли наивности, то ли малахольности, таки уводит мужа у жены. Так у Паши появляется своя личная жизнь, которая не устраивает ее друзей и знакомых, Пашей уже не так легко пользоваться. И наверное, это бы длилось годами, но Паше повезло, у нее было увлечение, в котором она была талантлива, и нашу Пашу столичный режиссер приглашает сыграть в кино Жанну д`Арк.

    Но как это бывает в жизни, наше желание исполняется, а мы к нему оказываемся не готовы. Тоже случилось и с Пашей, она больше оказалась женщиной в отчаянных поисках мужчины, чем самой собой. Видимо, так уж устроен человек, только тогда он чувствует себя счастливым, когда считает себя любимым. Но, в этом случае, Паша живет иллюзиями, а иллюзиями себя тешить страшно, и это чуть не приводит к трагедии.

    Все же, у Паши начинается новая жизнь, полная творчества и успехов, она начинает жить за себя, не держится за прошлое, и больше не придумывает людей, наделяя их качествами и мотивами, которыми те не обладают. Мы видим начало не только карьеры актрисы, а начало обретения героиней своей собственной, подлинной жизни, с ее будущим, с ее любовью, с ее переживаниями, и качественно новыми отношениями с близкими людьми.

    Актуальная история, современный фильм, несмотря на то, что был снят в 1970 году. Авторы к каждому персонажу проявили уважение и понимание, и от этого фильм получился очень жизненным, с юмором, драмой, иронией, переживаниями.

    Об Инне Чуриковой, исполнительнице главных ролей, она прекрасна, бесподобна и правдоподобна.

    Этот фильм из той категории, которую можно назвать, шедевры для медленного просмотра, подумать, что называется за свою жизнь. Оставляет фильм после себя светлые и приятные чувства, с желанием еще раз его посмотреть.

    10 из 10

    17 октября 2013 | 16:05

    Запоминающийся благодаря деталям фильм с банальной идеей. Не безответная, но неудачная любовь к женатому мужчине. В чём-то сильная женщина, в чём-то глупышка Паша, которую играет Инна Чурикова. И её, простую, не самую красивую, берут из театра в кино, сниматься в роли Жанны д`Арк. Исход картины понятен изначально, я даже не побоюсь об этом написать, зная, что выпиливают спойлеры из рецензий. Ибо ясно как божий день: с женатым — неудача, в карьере — достигнутые высоты.

    В общем, идея банальна и предсказуема, но подана она хорошо. Так что это первый и небольшой минус, потому что раскритиковать можно любую идею, а в готовой работе нужно всё-таки больше смотреть на подачу.

    В фильме есть юмор. Тот добротный, тонкий, не ниже пояса, а интеллектуальный юмор, которым так ценно отечественное кино прошлых лет. Более того — этот юмор учит. Приведу пример.

    - Что будем делать?
    - Кинопробы.
    - Я и так согласна. Без кинопроб.


    Здесь кинозритель учится тому, что можно согласиться на хорошее предложение, добиваться цели. И это можно, даже нужно делать в том числе с юмором, может, даже с толикой дерзости. Вот если бы героиня Чуриковой вела себя как-то угрюмо, стояла как каменная перед режиссёром, если бы до того хорошо не выступила, взяли бы её? Вряд ли. И ещё: за столом происходит разговор её и подружек, почему же не взяли кого-то из подруг, ведь они тоже простые, из народа («Мы с Жанной похожи. Я из народа и она из народа»). Потому что эти подруги не проявили себя перед режиссёром в тот момент, когда он искал актрису.

    Ну а самый смешной момент про мешающие руки. И вслед за юмором идёт интересная мысль. Кстати, не раз нахожу ей подтверждение в реальности: когда не думаю о проблеме, проблема решается. Я об этом диалоге:

    - Руки мешают сейчас?
    - Нет.
    - Почему? Потому что ты о них не думала.


    Хотя есть ещё смешнее, про Марию Стюарт:

    - Ей голову отрубили.
    - Как, совсем?


    И, конечно, нельзя не заметить параллели, проведённой между героиней Чуриковой и Жанной д`Арк. Особенно во фразе «Мой король предал меня». А у Паши было предательство любимого человека.

    Эта полудрама, полукомедия удивительна тем, что ненавязчива, легка для просмотра и из-за идеи может даже казаться банальной, но вполне есть над чем задуматься.

    Хотя вот мне показалось минусом то, что Паша представляется только как сильная, страдающая женщина, которую надо пожалеть в любви, а за успех в кино похвалить. Где осуждение? Разве не нужно хоть немного осудить её? Любовь — это ладно, сердцу не прикажешь. Но ум должен быть. Мужчина её не обманывал. Паша узнала почти сразу, что он женат. И, зная, наступала на грабли. В общем, гула осуждения всё же не хватает.

    8 из 10

    13 июля 2015 | 16:53

    «Сумасшедшая ты, Пашка»…

    Один из самых талантливых и действительно ключевых фильмов советского кино. «Начало» — также и первое отечественное «кино о кино», увиденное мною. Вспоминается удивительная кинематографичность фильма — стильные черно-белые кадры, хорошая музыка, превосходная игра актеров, в частности Инны Чуриковой.

    «Начало» один из самых лучших представителей советской «новой волны». В отличие от того же «Июльского дождя», фильм более смотрибелен и доступен. История очень простая: девушка Паша из заштатного города мечтает стать актрисой и прославиться. Она играет Бабу-Ягу в местном клубе, где ее и замечает московский режиссер, снимающий свою версию «Жанны д`Арк». Паше предлагают сыграть главную роль, девушка естественно соглашается…

    Фильм запоминается, прежде всего, непревзойденной операторской работой и сюжетом. Очень знакомым простым, но в то же время увлекательным. Еще чувствуется рука режиссера Панфилова, который умудрился снять свое авторское кино, не растеряв интереса публики. Героиня Инны Чуриковой в этом фильме — собирательный образ всех молодых девушек, мечтающих об актерской профессии и признании. Особенно концовка понравилась и пущенные в конце начальные титры фильма, вместо классического и набившего оскомину «Конец».

    Оригинальная, в общем, картина получилась. Образец классического «чистого кино». Понравились периодически вставляемые Панфиловым отрывки из фильма «Жанна д`Арк». Потрясающий контраст возникал, хотя, на мой взгляд, Чурикова гораздо органичнее смотрелась в своем «реальном» образе, чем в образе Жанны. Существенных минусов в картине практически нет, и смотрелась она на одном дыхании. Еще звучала приятная музыка — The Shadows — Man of Mystery. Фильм превосходный и я поставлю ему:

    10 из 10

    30 января 2011 | 13:19

    Отбросьте Жанну в сторону, не Жанна тут главная героиня. Вы посмотрите сколько горя в этой Паше. Она одинока и ее одиночеством очень удобно пользуются. Ее любят, но она любит еще больше и не за «услуги» (ключи от комнаты, с ребенком посидеть), а просто так. Ее чувства чисты. Много таких?

    Даже хвастать она не умеет, а ее подруги — запросто. Там, где комично вроде, почему-то больно аж до слез. Она актриса, но в жизни не может быть собой. Она чиста и не вяжется с этим миром. Она другая, а другие счастливы не бывают. Кино для нее — работа, любимая работа. Казалось бы, отношения с Аркадием — верх безнравственности. Отнюдь. Она его и не зовет к себе до тех пор, пока не увидит, что брак Аркадия держится на материальном. Ей никогда не понять, как можно выгнать мужа, если не можешь без него жить. Она готовит для него все самое лучшее, то, что, быть может, и не готовила раньше. Но и любовь в ее жизни — такое особенное событие, редкое и, чего уж, на всю жизнь, что по-другому она не может себя вести. Она смотрит на Аркадия сверху вниз, не наоборот, она смотрит на него с любовью, а он на нее — с удивлением, а потом уже и любовью, не сразу.

    Она хотела быть актрисой, пламенно, играла какие-то роли в театре, и нет ничего сильнее чистого желания, жгучего и неотступного… Исполнение его — как капля воды в пламень огня. Мы же знаем, что Аркадий к ней не вернется, но она будет ждать, ждать, ждать… попутно создавая киношедевры и не придавая этому важного значения.

    10 из 10

    8 декабря 2011 | 20:41

    Этот фильм просто великолепен! Я получила огромное удовольствие от его просмотра. Такое кино не стареет и не выходит из моды, а наоборот, его хочется пересматривать. Настолько легкая и непринужденная игра Инны Чуриковой, что сразу же возникает желание пересмотреть все ленты с ее участием.

    В этом фильме нет никакой знаковости и символики, простая сюжетная линия, но в то же время забавная, позитивная и легкая!

    Отличный альянс режиссера и главной героини, впоследствии ставшей его женой в реальной жизни создает особую, неповторимую атмосферу. Казалось бы простая девушка из провинции, но с таким характером и силой воли, которые позволили добиться заветной цели, но сквозь разрушенную личную жизнь. Но даже этот факт кардинально не меняет героиню, а только наоборот закаляет и позволяет переосмыслить ценности.

    Искренне всем советую посмотреть эту комедию, улыбка не будет покидать Вас во время просмотра!

    10 из 10

    9 октября 2010 | 23:59

    «Начало» вызывает двойственные чувства. Воспринятый с необыкновенным энтузиазмом в момент выхода как «этапный» фильм по прошествии времени выглядит простоватым. По состоянию на 1970 г. вышли более импровизационные фильмы Хуциева, давала знать европейская «новая волна» — «Начало» на этом фоне вполне себе традиционный фильм про дебют в кино провинциалки. Никто не отнимет заслугу Панфилова в раскрытии дарований Чуриковой, другое дело, что большая часть его фильмов в основном на Чуриковой и держится, при отсутствии чего-то оригинального кроме ее дарования. «Начало» в этом смысле и есть начало ряда — кроме образа героини Чуриковой и режиссер фильма и ее подруги да и Куравлев с женой — статисты. Всем запомнились фрагменты из неснятого фильма про Жанну и музыка. Известны и сетования Панфилова, что не дали ему возможность снять фильм про Жанну с Чуриковой, однако вставленные в фильм фрагменты на меня не произвели впечатления большой режиссерской потенции в снятии этого фильма — опять бы Чурикова тянула все остальное. По-настоящему запоминающаяся и личная сцена — съемки молитвы Жанны, когда персонаж зациклилась на руках. А вот следующая, где Чурикова подбадривает на скамейке Куравлева, проходная и плохонькая. Улыбающаяся Жанна на плакате — достойное ли завершение фильма? Не факт.

    7 из 10

    20 октября 2011 | 11:54

    Я уже писала по поводу своего отношения к кинематографу Глеба Панфилова: что это, в первую очередь, кинематограф упадка — кто-то применил слово «деградация», но это не совсем верно. Это не деградация как таковая, это именно упадок — причем духовный, а не интеллектуальный, герои-то при этом всё прекрасно понимают, что происходит. Когда теряются и обесцениваются прежние идеалы, а новых пока не видать, иного кинематографа быть не может; и я не говорю, что это плохо — нет, это просто… логично. К тому же такая пусть неприглядная, пусть болезненная и уродливая честность куда лучше глянцевой лжи коммерциолизованных нулевых. По крайней мере Панфилов тут показывает то, что происходило тогда вокруг — это разочарованность во всех институтах сразу: в семейном, культурном, идеологическом… Кроме, пожалуй, религиозного — несмотря на то, что религия, в целом, не одобрялась ведущей линией партии, в семидесятых люди начали постепенно к ней возвращаться. Это и очевидно — ведь если в мире нет ничего, на что можно было бы положиться, всегда обращаешься к Богу. Или не к Богу, но в любом случае к какой-то сверхъестественной сущности, которая могла бы служить хоть каким-то оплотом надежности в этом насквозь лживом иллюзорном мире.

    И не случайно героиня Чуриковой играет именно Жанну Д`Арк: мне кажется, дело не только в том, что это была единственная возможность протащить в кино так и не получившийся у Панфилова фильм — дело в самоощущении самой героини и мира вокруг него. На грани катастрофы. Незадолго до инквизиторского костра. Постоянное ощущение дамоклова меча над собой, за все свои грехи — отношения с женатым человеком, внутреннюю дисбалансированность, катастрофическую неустроенность в обществе… Она может быть сколь угодно чиста перед Богом (читай — перед зрителем), но она — иная. Как и Жанна.

    И трагедия неизбежна, что у одной, что у другой. Такие люди просто не могут быть счастливыми, не могут жить в этой конкретной реальности. Им нужна точка опоры, чтобы полностью себя раскрыть, тогда как тут она ну совершенно невозможна…

    Несмотря на то, что фильм объективно превосходен и заслуженно является классикой советского кинематографа, невольно приходит на ум цитата из книги Гончарова «Мои театральные пристрастия»: «Есть художники, в произведениях которых звучит мотив бессмысленности человеческого существования, безысходности и безнадежности. Если предположить, что театр — храм, куда люди приходят со свечой веры, то некоторые коллективы, которые я видел, кажутся мне сектой, где тушат эту свечу, где искусство — акт самосожжения».

    В «Зеркале для героя» Хотиненко тоже нет никакой надежды, но есть добрая ирония и объективная картина, мазанная не только красками отчаяния и безнадёги. Это как фотография: ты знаешь, что все эти люди обречены, что нет у них будущего, умрут они на этой шахте, но они — счастливы, они — радуются такому труду. Тогда как счастье и радость априори чужды пафиловскому миру. Надежда, конечно, есть, но у наивных главных героинь, бьющихся, как рыба об лёд. С учётом того, что рыба находится на суше.

    21 ноября 2012 | 22:35

    Фильм уже при ближайшем рассмотрении оказывается чем-то большим, чем очередная советская комедия с именитыми исполнителями. Зрители, ожидавшие лишь появление задумчивой и неуклюжей студентки, будут удивлены вступительной сценой длиной в пять минут. Сюжет фильма можно условно поделить на две части, одну из которых еще на две составляющие. Начинается фильм с отрезвляющей сцены исторической драмы о французской героине Жанне Д’арк.

    Создателям фильма удалось с интересом и интригой передать наиболее эмоциональные обрывки истории Орлеанской девы. По ощущениям, это красиво поставленный, костюмированный исторический эпос, где упор сделан на человеческих эмоциях. Тот факт, что весь фильм черно-белый, придает этим самым сценам определенной обманчивой убедительности. В переменку с этим, нам демонстрируют будни съемочной группы — в особенности отношения исполнительницы главной роли и руководства. Чего стоит только первая сцена знакомства с режиссерами, обставленная в атмосфере недоверия и сомнений.

    Основное же повествование открывает нам историю простодушной девушки с необычным именем Паша, до, во время и после опыта работы в том самом большом кино. Это жизненная трагикомедия о любви, дружбе и о ценностях между людьми. Так, довольно долгое время добродушием главной героини пользуются окружающие ее люди, до начала становления нового человека, ожесточения характера, первых серьезных выводов из набитых обстоятельствами шишек.

    При очевидном оригинальном подходе к подаче истории, отменном актерском дуете Чурикова-Куравлев, нельзя назвать фильм исключительно интересным. Здесь есть по-настоящему яркие и запоминающиеся сцены, как комедийные, так и романтические и, конечно, трагические. Однако сменяются они не слишком продвигающими историю диалогами, а в целом сюжет ограничивается коротким периодом жизни одной девушки — никаких социальных эпопей ожидать не приходится, за исключением ретроспективы в прошлое Франции. Просмотр оставляет достаточно приятных эмоций, чтобы вернуться к фильму снова.

    7,5 из 10

    21 ноября 2014 | 22:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>