К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

* * *

Самое сложное в мире кино – это, наверное, переоценить картины, к созданию которых причастен Джеймс Кэмерон. Справедливости ради уточним, что драматическая история, случившаяся с дайверами в системе пещер Esa Ala, поставил не он сам, а почти новичок в большом кино Алистер Грирсон. За плечами 43-летнего австралийца на тот момент был всего один полнометражный проект – посредственный малобюджетный военный боевичок «Кокода». Видимо, поэтому исполнительный продюсер его второй постановки Кэмерон довольно активно принимал участие в работе над фильмом и неустанно контролировал весь процесс, под конец производства ленты став, по сути, вторым режиссером-постановщиком. Но это очень неплохо сказалось как на самом Грирсоне, так и… как бы на его картине. На экране великолепно снятая киноистория в лучших традициях жанра. Ну, или почти в лучших…

Не смотря на довольно-таки простой, а местами даже плоский сценарий, фильм уверенно удерживает внимание зрителя от первых до последних кадров. Заслуга не только качественно поставленной операторской работы и спецэффектов (здесь постарался Джулс О`Лафлин) и добросовестной режиссуры, но и, наверное, все же работы самих актеров. Нельзя сказать, что все показали свое мастерство на «отлично» – увы, это не так. Но пара-тройка участников проекта откровенно порадовала. Больше всех, наверное, порадовал качеством игры Ричард Роксбург, исполнивший одну из двух главных ролей – роль руководителя группы дайверов Френка. Весьма убедительно и проникновенно.

* * *

«Санктум»… Что же это? Начнем с того, что «sanctum» в переводе с английского – «святая святых».

Зрителю предстает цепочка событий, происходящих в одной из наиболее крупных пещерных систем на планете Земля. Пещеры Esa Ala, находящиеся в Папуа – Новая Гвинея. Несколько исследователей оказываются в ловушке в одном из самых опасных мест, созданных самой природой. Один на один со смертью в последнем девственном уголке мира, в настоящем святилище… в месте, нареченном sanctum: там, где зарождалась жизнь…

Киноистория основана на реальных событиях, произошедших с командой дайверов из 14 человек под командованием Эндрю Уайта – голливудского продюсера и сценариста, а по совместительству опытного подводного спелеолога. В 1988 году группа Уайта оказалась заблокирована глубоко в пещерах западной Австралии. Исследователям пришлось 2-е суток искать выход на поверхность… В отличие от героев фильма, настоящим искателям приключений, к счастью, удалось спастись всем. Спустя 22 года Эндрю Уайт подключается к крупному кинопроекту, став одним из двух авторов сценария будущего блокбастера своих друзей и коллег Грирсона и Кэмерона. Однако Уайт не стремился к тому, чтобы в точности экранизировать события из своей жизни, поэтому в фильме ставка сделана на человеческие взаимоотношения, личную драму каждого из героя и, в конце концов, на отношения отца и его взрослеющего бунтаря-сына.

Стоит признать один суровый факт: даже в наши дни лишь избранные голливудские режиссеры и их команды показывают миру действительно стоящие продукты. Создатель Терминатора и губитель «Титаника» – один из них. Если же говорить исключительно о съемках, связанных с водной стихией, то здесь обсуждать что-либо просто глупо, ибо Кэмерон – признанный специалист №1 в нашем мире по подводным киносъемкам. И сказать, что он знает в этом толк и умеет это делать, значит, ничего не сказать. Вспомним съемки настоящего «Титаника», проделанные им для своего одноименного киношедевра. А ведь это было еще в далекие 1990-е!!

Для съемок «Санктум» была применена авторская технология Кэмерона, созданная им в процессе подготовки к съемкам «Аватар». Система камер Cameron-Pace Fusion D3D позволяет получать стереоскопическую картинку в огромных кинематографических разрешениях с наивысшим качеством, которая впоследствии трансформируется в безупречную проекцию IMAX 3D. Также, к слову будет сказано, в съемках фильма была задействована одна из лучших кинематографических камер последних лет – Sony CineAlta HDC-F950.

Но какой бы невероятной ни была технология, какое бы совершенное оборудование при производстве фильма ни использовалось, главным в кинематографе, по словам Джима, всегда будут оставаться идеи, образы, воображение создателей и самих актеров. Поэтому «Санктум» – не просто фильм, в очередной раз демонстрирующий аудитории технические возможности нынешнего профессионального кинематографа. Это даже не фильм о спелеологии или о пещерах. Это, прежде всего, фильм о людях, о человеческом общении и взаимодействии в непростой жизненной ситуации. Именно этим лента и хороша. Нет никаких звездных кораблей, нет страшных пришельцев… нет сотрясающих землю взрывов… Только люди, пещеры и вода… И это страшнее любых инопланетных захватчиков, от которых, порой, уже тошнит. Это действительно страшнее!

* * *

Кто-то, быть может, обвинит статью в излишней мягкости и доброжелательности по отношению к фильму, а кто-то даже скажет, что она восхваляет его… Нет! Конечно, не восхваляет. Однако говорит о нем действительно очень положительно. А что поделать, если критиковать на самом деле почти нечего? Разумеется, перед нами не шедевр. Но очень качественный и достойный коммерческий продукт – это факт. ©

Оценка фильма в целом: хорошо, атмосферно.

15 января 2012 | 16:06
  • тип рецензии:

В первые минут 20 чувствовала себя восторженной дурочкой!

Потому что нравилось все! Ах, какая природа, ах, неужели такое на самом деле возможно?! Глазам своим не верила. Удивлялась любопытству человечества в общем и конкретных людей в частности, но вот потом... потом начались проблемы. Не у меня, нет - у героев. И вот тогда я переживала, закутывалась посильнее в одеяло, ойкала морщилась и задерживала дыхание в зависимости от того, что происходило на экране.

Все это: все масштабные съемки, все технологии и неземная красота картинки по сути свелись к психологической драме, усугубленной тем, что главные герои находятся на такой глубине под землей, что для удобства ее обозначения невольно переходишь с метров на километры. И вот в такой ситуации уже нельзя точно сказать, насколько что-либо оправдано. Будь то жестокость, предательство, исповедальность, жертвенность или приступы истерики. Помните: 'А la guerre comme à la guerre'?

Итог: не для слабохарактерных.

11 января 2012 | 19:31
  • тип рецензии:

После того, как «Аватар» изменил киноиндустрию и вернул в нее 3D, казалось, что теперь заэкранный мир распахнет перед нами свои двери в новую реальность. Увы, кинематографисты оказались не готовы к пришествию третьего измерения, а многие и вообще — встретили его в штыки. Ничего удивительного, что за два года после выхода самого кассового фильма всех времен и народов, мы до сох пор не получили второго такого, честно использующего 3D.

Именно поэтому к «Санктуму», продюсерскому проекту великого и ужасного Дэвида Камерона, я относился с определенным интересом. Шутка ли, в нем использовались те же камеры, что при съемке синих кошек на’ви. Забегая наперед — скажу: даже новомодные технологии не спасли среднее кино от провала.

Но вернемся к баранам. Пресловутый 3D-эффект в порядке, хоть его и немного, как для такого фильма. Здесь злую шутку с создателями сыграло замкнутое пространство пещер: ну не годится оно для создания у зрителя эффекта присутствия. Мало цвета, мало движения, всего маловато.

Сюжет с первого взгляда неординарен. Группа спелеологов во главе с Фрэнком Макгуайером исследует одну из самых глубоких и таинственных пещер мира. В первоклассную команду помимо ученых входят американский финансист и его подруга, а также 17-летний сын Макгуайера, Джош, что, учитывая вспыльчивый нрав Фрэнка, гарантирует нам извечную драму отцов и детей. Во время погружения на поверхности начинается страшный ураган, выход из пещеры разрушается, и люди под землей вынуждены бороться за выживание.

Поклонники «Спуска» могут расслабиться: никаких подземных монстров не будет, основными врагами несчастных аквалангистов становятся немилосердная стихия и человеческая подлость. Все это завернуто в топорную философскую упаковку.

Думаете, получилось, что-нибудь интересное? Нет. Увы, «Санктум» погубило то, что должно было спасти — дух приключения. Он тут напрочь отсутствует. Вроде бы есть и накал, и нестандартные ситуации, и борьба, и множество опасностей, но происходит это как-то вяло, без искры. Становится абсолютно безразлично, кто из героев выживет, а кто погибнет.

Корень зла кроется в слабом и откровенно скучном сценарии.

Например, нелегкие взаимоотношения между Фрэнком и его сыном Джошем больше напоминают игру, в которой один делает вид, что уважает, а другой, что любит. Что уж говорит о других персонажах, используемых в фильме лишь для того, чтобы эффектно (читай кровожадно) завершить тот или иной напряженный эпизод.

Излишне говорить, что уровень диалогов приближается к уровню воды в Мертвом море. Они насквозь фальшивые и избитые.

Зато с эстетической точки зрения, «Санктум» — прекрасное кино. Жаль только этой красотой мы любуемся не очень долго. Большую часть хронометража нас будут сопровождать уродливая палитра из грязных серых и коричневых цветов. Кстати, теперь вам понятно, почему в пещерах редко снимают фильмы? Как не старайся, а все что можно показать — это камни и воду.

В качестве довеска, сообщу вам, что продюсер фильма Эндрю Вайт в 1988 году сам попал в ловушку, исследуя вместе с коллегами одну из пещер в Австралии. Видимо, поэтому перед началом нас встречают титры «основано на реальных событиях».

Итак, что мы имеем. С одной стороны весьма симпатичную картинку, с другой — вялый ритм и предсказуемость событий. В сегодняшнем мире, когда в день выходят по три фильма, «Санктум» не стоит того, чтобы уделять ему время. Даже, если вы бредите сталактитами, право, лучше сходите в поход. Но будьте осторожны, в отличие от плохих фильмов, в жизни хэппи энд явление весьма редкое.

5 из 10

30 декабря 2011 | 19:40
  • тип рецензии:

Только недавно посмотрел этот фильм. Несмотря на многообещающую фамилию режиссера, слышал о нем очень отрицательные отзывы. Соответственно решил не смотреть. Но вот недавно все-таки восполнил этот пробел.

Сразу скажу первое ощущение было хорошим. Начало фильма завораживает, несмотря на некоторые огрехи в диалогах. Но красота картинки в общем оставляет хорошее впечатление и интригует. А дальше начинается бред.

В общем то я очень поддерживаю такие темы в кино. Сама по себе идея прекрасна. Понятно было, что Кэмерон хотел снять фильм о дикости и опасности неизведанных и прекрасных глубин Земли. Такие фильмы снимают про горы и альпинистов. И я был в предвкушении захватывающей драматической линии, сверхчеловеческих испытаний. То есть сильной актерской игры, по идее. Так как в принципе это очень сильный материал, опять же в перспективе. Оставалось только воплотить его в жизнь. Ожидал настоящего фильма без купюр, как бы это в данном случае не звучало, и конечно сильной актерской работы, опять же повторяясь, ввиду сильного материала.

Кстати говоря, надо отметить, что вообще это еще один плюс Кэмерону, потому что на эту тему большого голливудского кино давно давно не снималось. Вообщем-то таких проектов я и не припомню. И поднятие этой темы лично меня привлекло. Надоели эти избитые темы, к тому же не интересно реализованные. Думаю ' вот, наконец-то, что-то новое, не притершееся'.

И вот когда начинаешь смотреть на то как эта хорошая идея реализуется, тут же на глазах все ожидания падают.

Диалоги, актерская игра настолько далёкие от этой ситуации. Ничего подобного в принципе не бывает. Особенно меня поразили диалоги. В любой подобной экстремальной ситуации, в горах, или в пещерах, здесь я думаю со мной согласятся профессионалы, главный и самый опытный человек всегда говорит что и как делать. Т. е. он беспрекословный авторитет в данной ситуации, как командир отряда. От него зависит выживут ли остальные. Тем более что здесь на голову этого профессионального спелеолога свалились фактически туристы. И представить себе, что кто то будет так пререкаться с ним. Это как если бы в глубоководном аппарате, спускающимся на несколько километров под воду, в котором капитан взял бы с собой 'туриста', произошла бы авария. Стала бы попадать внутрь вода. И командир судна в такой ситуации принимал бы все меры по спасению команды и судна, сказал что и как тот 'турист' должен делать. А тот бы сказал что капитан ничего не контролирует, и вообще будет делать все сам, решит выйти например. На военных судах, например, раньше за такое вообще расстреливали.

В общем взаимоотношения между героями напоминают реалити шоу, но не реальную ситуацию. К тому же сама игра актеров похожа на игру участников таких шоу, а главный герой напоминающий Джастина Бибера вообще вызывает отвращение.

Так что идея хороша, не избита, и очень интересна в плане сильного кино. Техническая реализация тоже на высоте. Все таки Кэмерон и бюджет. Но дальше все сваливается в какую то банальную молодежную мыльную оперу. Для подростков ассоциирующих себя с вышеупомянутым Бибером. Диалоги, сцены, игра актеров. На самом деле в реальной жизни ничего подобного быть не может. Таким образом фильм не передает всей той сложности ситуации которая взята как материал. Получилось непонятно что. В общем это не тот фильм о горах с Высоцким или 'Как я провел этим летом'. Фильм где сложная ситуация в условиях дикой природы сталкивает и проверяет главных героев на прочность в экстремальных условиях.

Проект получился таким, каким получился. Задумка сильная, а реализация в угоду мэйнстриму банальна и дешева.

22 декабря 2011 | 18:56
  • тип рецензии:

Не зря дайвинг считается опаснейшим водным спортом, сколько было об этом историй и сколько несчастных случаев как кто-то погрузился и не выплыл. И об этой опасности нам гласит этот фильм. Успехов нашумевшего 'Аватара' он не унаследовал, но и провальным его тоже не назовёшь.

Из актёров понравились только Йоан Гриффит и Ричард Роксбург, остальные мне показались какими-то средненькими по актёрской игре. Сын героя Ричарда Роксбурга мне показался вообще каким-то не по возрасту малолетним истериком, не знающим как вести себя в экстренных ситуациях. И не подумаешь по его поведению, что он дайвер.

Местность и пейзажи в фильме красивые, пещеры страшные и опасные. Глубина давит на психику человека, и от этого некоторые персонажи фильма, вроде как, лишились рассудка.

Короче, если создатели хотели снять что-то такое же великое и интересное, как 'Аватар', то пусть лучше снимают 'Аватар 2'...

5 из 10

20 декабря 2011 | 13:01
  • тип рецензии:

«До встречи на том свете», - Фрэнк.

Папуа Новая Гвинея. Неизведанная сеть подземных пещер, поражающая людей своими огромными размерами. Группа американских дайверов - ученых вместе с миллиардером спускаются практически в недра этого природного творения. Цель группы – найти и изучить все возможные и невозможные выходы и входы у этой системы пещер. Оставив на поверхности пункт связи со своими людьми, исследователи сразу же берутся за адскую работу. Возможно, она прошла бы хорошо, но на территорию расположения этой немногочисленной группы надвигается сильный ураган. Данный циклон отрезает вход от храбрых пловцов, давая понять, что храбрым пловцам придется самим искать другой спасительный выход из создавшейся ситуации. Но неизвестный путь опасен, страшен и смертелен.

«Запомни, Карл. Здесь, в этой пещере, мы – никто, мы – пыль…», - Фрэнк.

«Санктум» - фильм тяжелый. Эта картина показывает все страдания и попытки человека бороться за свою жизнь. Многое в этом творении берет за душу и за сердце. Иногда больно за экранных героев, за их ошибочные действия и многое другое. Нельзя обхаивать «Санктум», так как эта постановка была сделана на реальных событиях, на настоящей истории реальных людей. Быть может, кому-то сие кино не понравилось. Но почему? Неужели, создатели не создали нагнетенную атмосферу, заставляющую нутро зрителя в комок? Конечно же, сделали. Алистер Грирсон вывернул наизнанку себя, свою команду, продюсеров и сделал качественный продукт. Естественно, есть какие-то ляпы, но разве это самое важное. На мой взгляд, изюминка данного творения – удавшийся взгляд на одно из видений смерти, на сей раз глубоководной.

Кстати, стоит похвалить мастерскую операторскую съемку подводных пещер. Я не знаю, каким образом зарубежные ребята изрядно попотели, чтобы предоставить такое удивительное и завораживающее качество подводных пространств. Очень многое засело у меня в памяти, особенно голубоватое сияние в глубине. Очень умно и интересно. Хотелось бы, чтобы и наши люди из кинематографа научились делать так же.

«Единственное спасение – глубина»

По моему мнению, режиссер сделал хороший подбор актеров. Каждый из списка артистов достойно отыграл своего персонажа, привнес в него какую-то диковинку. Для меня было радостно, что Ричард Роксбург отошел от своего бесподобного Дракулы, и перешел к более отважным ролям. Образ умного командира команды удался на сто процентов. Образ весьма запоминающийся. Кроме Ричарда приглянулись Йоан Гриффит, Риз Уэйкфилд и другие.

В итоге, отмечу. Джеймс Кэмерон сделал правильно в плане того, что выбрал для своего продюсерского опыта, эту картину. Возможно, что «Санктум» в некотором роде должен быть благодарен именно такой профессиональной рекламе. Ведь, в настоящее время, многое зависит от неё. Хотя, во всяком случае, эта кинолента обладает мощной энергетикой и удивительной обстановкой.

8 из 10

18 декабря 2011 | 15:44
  • тип рецензии:

Места, где не ступала нога человека, но которые существовали много сотен и тысяч лет, поневоле вызывают трепет, а пребывание в таких местах дают ощущение причастности к чему-то более величественному, чем все, виденное ранее. Именно так следует понимать название фильма, ведь 'sanctum' на латыни – святой. Глядя на величие, встающее на экране, начинаешь понимать и проникаться тем интересом, который двигает исследователями и естествоиспытателями. Пусть предстоит кропотливая, и порой далеко не интересная работа на пути к цели, но достигнутая цель стоит очень многого, стоит всех затраченных усилий, а уж моральное удовлетворение и описать невозможно.

Именно таков Френк – сильный, авторитетный и авторитарный командир небольшой группы дайверов-спелеологов. Его искренний и живой интерес вкупе с хорошими организаторскими способностями придают команде дополнительной мотивации и веры в успех любого совместного предприятия. По сути, вся команда держится на нем.

У Френка есть великовозрастный сын, истерящий по любому мало-мальски значительному поводу и мнящий себя 'униженным и угнетенным', а своего отца 'тираном', и чьи глупые, беспричинные, а зачастую и просто вульгарные выходки довольно сильно раздражают на экране. Второй фактор-минус – Карл, который, очевидно, являлся спонсором мероприятия по изучению пещер, не настолько раздражает своей бестолковостью, вполне укладываемой в рамки обычной растерянности. Остальные персонажи более второстепенны, со слабо прописанными характерами, которые не позволяют о них судить. Разве что показательная совершенно глупая истерика Виктории.

Впрочем, нет, еще можно сказать о недостоверности. Упомянутая Виктория, как ее описали, была альпинисткой, с которой миллионер Карл познакомился на Эльбрусе. В таком случае совершенно неоправданно ее поведение, когда она не в состоянии пройти по канату, впрочем, точно так же, как и во всех остальных случаях покорения вертикальных препятствий.

Финал картины можно предугадать заранее, поскольку о нем дается понять еще в самом начале, при рассмотрении схемы пещер. Ключевая фраза этого момента – 'здесь должен быть еще один выход, я чувствую это'. И, следуя законам штампов в жанрах, находит этот выход именно тот человек, которому уделяется наибольшее количество режиссерского внимания.

Отдельного упоминания заслуживают панорамные сцены, да и вообще вся фоновая картина, вкупе с декорациями. Они завораживающе красивы, и тут можно жалеть только о том, что в картине этих сцен не очень много, чтобы вдоволь насладиться этой красотой и ощутить погружение в неизведанный подводный мир.

9 из 10

01 декабря 2011 | 14:33
  • тип рецензии:

Зашла на страничку, на глаза попались лишь отрицательные рецензии и я уже подумала, что попала не на тот фильм, на который хотела. Проверила. Всё верно, тот самый. Мне только не понятно, что многим в нём не нравится? Даже прочитав, не разделяю мнение.

Я не считаю этот фильм предсказуемым, и я бы не сказала, что он такой же, как и 'Аватар'. Да, здесь красивые, безупречные виды. Да, здесь тоже приключения, вот только фильм этот реальностью отличается, и далеко это не фантастика. Ведь может такое произойти в наше время. Может.

А о геройстве здесь речи даже не шло. Френк - мудрый и опытный мужчина, которого можно было бы назвать героем только потому, что он прошел через многое ещё до этой злосчастной пещеры. Однако, это было просто его хобби, работой, отдушиной, в конце концов. Он делал то, что ему нравилось и к чему у него ложилась душа, а экстренные и очень опасные случаи бывают у всех, и не важно находишься ли ты в пещере или в офисном здании. Дальше едем. На месте Джошуа так поступил бы каждый. По крайней мере, каждый тот, кто уважает и ценит своих родителей. Каких бы ни было пререканий, не стоит забывать, что именно они и дали тебе жизнь. Именно так и поступает молодой Джош. Он проходит со своим отцом до самого конца. Как говорится, сквозь огонь и воду. И это вовсе не геройство, я бы так не назвала. Это просто достойный сын лучшего для него отца. А то, что какой-то богач по имени Карл слетел с катушек от паники и вообще всего произошедшего, тут уж, увольте, никто не виноват.

Было несколько моментов, на которых я едва не проронила слезу, но сдержалась. Знаете, мне кажется, что фильм достоин большего, чем заслужил после выхода на экраны. Он несет за собой гораздо больше, чем кажется. Такие экранизации нужны миру, ведь без них люди бы совсем очерствели.

Пересматривала фильм второй раз перед тем, как написать эту рецензию. Эмоции переполняют, и я посоветовала бы многим посмотреть эту картину.

9 из 10

P.S.: Оба раза смотрела не в 3D. И нисколько не жалуюсь, фильм свой вид не потерял и был полон своих красок и содержаний.

28 ноября 2011 | 02:27
  • тип рецензии:

Вдох дарит жизнь. Он же и отнимает. Всё зависит от среды. Жизнь тоже обоюдоострая вещь. Одних возносит на небеса, других загоняет под землю.

Сюжет, основанный на реальных событиях, точнее сказать по мотивам событий, в оригинале финал был менее драматичным. Группа спелеологов исследует одну из больших пещерных систем на Земле. Поиски сведены к цели нахождения второго выхода из обводнённых пещер. Главный герой Фрэнк – опытный исследователь и руководитель группы.

Хорошо открыт характер Фрэнка, его взаимоотношения с сыном. Его личная неустроенность и «тяга к глубине» загоняет его под землю, в поисках «потерянного храма», представая перед ним, быть самим собой. Взаимоотношения с сыном внешне изменяются во времени, но оставаясь неизменными внутренне, являются сильной связью.

Отличная техника съёмки, очень натуралистично передан подводный мир пещер, с затопленными гротами, узкими проходами, подземные реки, ведущие никуда. Хорошо поработала команда австралийских актёров, открывая поведение разных людей в экстремальной ситуации.

Имя Кэмерона в сопродюсерах оправдано, и является для меня критерием качества. Для меня в первую очередь фильм о трудностях, на грани, о преодолении их с шансом на второе рождение. Об обретении человеком себя, передачи опыта от отца к сыну.

9 из 10

17 октября 2011 | 21:51
  • тип рецензии:

Честно говоря, фильм я стала смотреть из-за неподражаемого актера и потрясающего мужчины Йоана Гриффита. И не сколько об этом не пожалела.

Для меня это не кино о драме группы водолазов, попавших в трудную ситуацию, это прежде всего ода о потрясающем человеке, который был силен духом и делал то, что должен был, даже вопреки мнению остальных. 'Кто-то должен сделать это, даже если вы все боитесь'.

Фильм о человеческой силе и поведении в нестандартных ситуациях. Каково это убить близкого человека, чтобы он не страдал? Бросить друга в сложной ситуации? Дать себе сойти с ума в замкнутом лабиринте воды? Четко следовать указаниям опытного профессионала или поддаться инстинктам?

Начало немного затянуто и не очень интригующее. Но ни в коем случае не стоит прерывать из-за этого просмотр фильма.

Человеческие отношения, как они есть. Сила духа. Сила воли. Смелость и нравственность. Остаться равнодушным невозможно. Меня герои тронули до глубины души. Такие фильмы нам нужны.

10 из 10

Однозначно!

15 октября 2011 | 16:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: