А как быть, если прошлое со мной? Если у меня есть память...
'Здравствуй, это я!' - исследующая военное время лента, которая перекликается с другой лентой на данную тему, триумфатором Каннского кинофестиваля 'Летят журавли' 1957 г.
Главный герой картины, которого исполняет молодой Армен Джигарханян, дрейфует тут из настоящего в прошлое и из прошлого в настоящее. Память, воспоминания и то, как человек вплетает в свое 'сегодня' все то, что составляло его 'вчера' - центральная тема этой меланхоличной ленты.
Главный герой и его друг - физики, которые в 1942 году не отправляются на войну, а пытаются составить службу стране, работая в лаборатории и добиваясь прорывных результатов в изучении ядерной энергии. Подруга физика - сержант, которую срочно высылают в другой город. Героям не удается встретиться на прощание. А вскоре девушка погибает...
'Здравствуй, это я' предлагает зрителям нетрадиционную для военных сюжетов историю. На войне погибает не он, а она. Что безусловно случалось в реальности, но осталось мало признанным в кино. Эту ленту можно смело назвать феминисткой. Не случайно тут даже звучат слова о том, что женщинам редко ставят памятники - такой чести удостаиваются практически исключительно мужчины.
Но несмотря на выраженную тему равноправия женщин и мужчин, а также погружение в мир ученых физиков, центральной темой этой картины стала память.
Война заканчивается, время течет, герою советуют оставить прошлое позади, чтобы оно не омрачало радостей настоящего и будущего. А он отвечает: 'А как быть, если прошлое со мной. Если у меня есть память.'
Наша память - это безусловно главная составляющая нашего 'Я'. Мы никто без наших воспоминаний о самих себе и обо всем, что с нами происходило. Но с другой стороны наша память - это тюрьма, в которой мы неминуемо оказываемся. Особенно если в прошлом остались болезненные шрамы военного времени, потеря любимых и словно призрак преследующие нас миражи возможного, которые превратились в невозможное.
Рейтинг 'Здравствуй, это я!' в кинопоиске - 7,6 баллов. Это экзистенциальная лента, пронизанная обыденностью настоящей жизни. Безусловно достойный образчик советского кинематографа.
Первые полтора часа фильмы мы смотрим панегирик армянскому физику-ядерщику, выполненный в характерном для Советского кинематографа 60х годов стиле - с жертвой сюжету за счёт эмоциональной подачи нескольких 'высоко-художественных' сцен. К сожалению, задумка не находит своего носителя - в кадре актёрам не удаётся поддержать других авторов - их игра однообразна, не оставляет эмоционального отклика, уже даже остановил просмотр и удалил фильм с носителя, но прочитав рецензии решил дождаться появления Тереховой.
Актриса в первой же роли заполняет, даже не кадр - наполняет сюжет своим присутствием, давая эмоциональную окраску в лучших традициях кино 60х. Сюжет заблистал от её присутствия, даже не находясь в кадре, а просто являясь уже частью картины актриса дарит эмоцию зрителю - хотя бы уже от ожидания её появления на площадке. Остальные персонажи блекнут на её фоне, какими бы именитыми они доселе не были. И 47 минут с её существованием на экране пробегает быстро и безвозвратно, в отличие от тягучести первых полутора часов.
4 из 10 за первые 90 минут и 8 из 10 за любование Тереховой остаток времени.
Фильм, как экранизация стихотворения К.Симонова 'Жди меня и я вернусь'
Фильм об ожидании.
Маленькая девочка не принимает отчима, мечтая о возвращении отца. Юный физик ждет наставника, который бы помог понять открытие. Любящее сердце ждет, когда любимая откликнется в глухой гостиной 'здравствуй, это я.'.
Проходит жизнь, наступает будущее, а память об ушедших близких остается навсегда: повзрослевшая девочка смотрит на мир, переживая предательство матерью памяти об отце; трусивший нового научный гений растворился в потоке, умирает лучший друг - жизнерадостный, наполняющий собой все вокруг, постулирующий не нести с собой прошлое. И вот главный герой бредёт по холлам Армении. И несет в себе по своей воле, осознанно, память о любимой, о друге, о жизни.
Прекрасно сыгранные Арменом Джигарханяном, Роланом Быковым, Натальей Фатеевой и Маргаритой Тереховой персонажи оживили эту простую историю, после просмотра которой патиной останется грустинка и у особо чувствительных мокрые глаза.
Не смысл, так само звучание имени этой картины сразу настраивает на кавказский лад. Тут же вспоминаются снятые впоследствии «Не горюй!» Г. Данелия или, к примеру, «Не бойся, я с тобой!» Ю. Гусмана. Дружество у горцев в крови.
Кроме всего прочего, название хочется трактовать как знакомство с Маргаритой Тереховой. Первый ее фильм – это само по себе более чем веское основание для просмотра. А тут еще будущая великая актриса словно бы впервые приветствует нас: здравствуй, зритель, это я. Я теперь буду с тобой. Привыкай.
Кино с изысками. Чувствуется знакомство авторов с мировыми, на то время, веяниями: Роже Вадим, Антониони, Бергман... Есть научный спор на жестяной крыше, свидание в тыловом осеннем парке, ближе к финалу есть поразительная, одним планом на несколько минут, сцена на городской улице.
Есть, конечно же, совсем еще молодые Армен Джигарханян, Ролан Быков, Наталья Фатеева.
И совершенно потрясающее, терпкое, с горчинкой, послевкусие…
'И вообще, может прийти человек к человеку просто помолчать?'
'-Почему ты не сказала мне все это в гостинице?
-Я боялась, что ты забыл.
-Думаешь это так просто - забыть?
-Не знаю. Все забывают.
-Нет, просто не хотят возвращаться к этому, заново вспоминать.'
Интересный сюжет, прекрасный актерский состав, первая дебютная роль Маргариты Тереховой. Что может быть лучше?
В фильме затронута вечная тема. Тема времени и любви.
Потери. Сколько их было в жизни главного героя! Невозможно передать словами ощущения от фильма, сюжета! Но он верен своей любви. Он обещал ждать ее и ждет всю жизнь. Но потом, на улице, он случайно встречает Таню - ту самую девочку, что тогда, много лет назад, подошла к нему на вокзале и передала слова Люси. Прощальные слова...
'-Ты ждал Люсю, ты должен был ее ждать! Ты помнишь?
-Да-да… Ты же обещала, что она вернется... Что же ты меня тогда обманула?
-А ты верил? Ты ждал?
-Ты этого не поймешь. Ты не знаешь, что такое терять. А я больше не могу терять, не могу!
-Я тоже.
-Возможно. Но что ты могла потерять?'