всё о любом фильме:

На западном фронте без перемен

All Quiet on the Western Front
год
страна
слоган«At last....the motion picture!»
режиссерЛьюис Майлстоун
сценарийЭрих Мария Ремарк, Джордж Эбботт, Уолтер Энтони, ...
продюсерКарл Лемли мл.
операторАртур Идисон, Карл Фройнд
композиторСэм Перри, Хайнц Рёмхельд
художникЧарльз Д. Холл, Уильям Р. Шмидт
монтажЭдгар Адамс, Милтон Кэррат, Эдвард Л. Кан
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время136 мин. / 02:16
Номинации (2):
Рассказ о простых немецких школьниках старших классов, которые под действием патриотической пропаганды идут на войну, принимая её как игру, и не знают, что впереди их ждет только смерть.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Берлинскую премьеру фильма сорвал лично Геббельс, забросав зрителей «бомбами-вонючками» и живыми мышами.
    • В нацистской Германии фильм был запрещён к показу.
    • Для крупномасштабных батальных сцен и пиротехнических эффектов, более 20 акров земли большого ранчо в Калифорнии были превращены в поля сражений, на которых находилось более 2000 «солдат».
    • Сыграв роль Пауля Боймера и получив во время работы над фильмом определенный моральный опыт, актер Лью Эйрз отказался от воинской службы в период Второй мировой войны по морально-этическим соображениям.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Продюсер фильма Карл Лемли мл. был очень недоволен тем, что у фильма будет трагический конец и требовал у Льюиса Майлстоуна переделать его в хэппи-энд. На это Майлстоун язвительно ответил, что в таком случае войну в фильме выиграют не французы, а немцы, после чего конфликт исчерпался.
    • еще 2 факта
    Трейлер 02:30

    файл добавилOMENrus98

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 47 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Переводить в киноформу своеобразный лапидарный стиль Ремарка видится мне задачей не из простых. Помимо творческого подхода для этого всегда необходимо глубокое сопереживание героям его произведений, сочувствие мыслям и душевным устремлениям. И на мой взгляд, необходимость такая проистекает из первой, почти образцовой экранизации книг немецкого классика.

    В целом, создается впечатление, что Майлстоун поэтапно шел, а возможно, что и ждал выхода этого романа. Будучи ровесником героев книги, он начал снимать учебные короткометражки на фронтах Первой мировой войны. Вполне вероятно, что тогда у него и появилось определенное мировосприятие, близкое по духу героям Ремарка. Забыв про премию киноакадемиков за комедийную историю в интерьерах войны ("Два аравийских рыцаря»(1927)), молодой режиссер всего лишь через полгода после выхода в печать долгожданной, «шинельной» правде о войне мастерски перенес её на экран.

    Про художественные достоинства этого фильма достаточно говорилось и писалось, поэтому подчеркну лишь то, что произвело впечатление на меня. Естественно, это полное самоотдачи операторское участие в создание кинополотна, — и речь идет прежде всего о батальных сценах. Только полное взаимопонимание между режиссером и оператором могло способствовать возникновению атмосферы нелепой людской бойни : сцены боев с участием почти 2000 статистов без частых монтажных склеек потрясают. (Следует упомянуть, что Артур Идисон станет соавтором еще одного антивоенного шедевра, — «Касабланки») А как убедительны частые крупные планы учителя и убеждаемых им отправиться на смерть учеников в начале фильма. Не могу не упомянуть о сапогах, переходящих словно трофей от погибшего к еще живому. Став главными героями кадра, они вновь напоминают о бессмысленности и ужасе происходящего вокруг главных героев, — ведь чем еще может быть радость очередного владельца сапог, обратившегося в такового в результате смерти своего боевого друга. От этого же кошмара наяву выглядит растерянным лицо Пауля, в кадре противостоящее костистому, грозному кулаку своего земляка, который обсуждает планы наступления на противника, но либо не ведает, либо забыл все тяготы и ужасы окопной войны.

    И последние сдвоенные кадры как предупреждение или вопрос в глазах мальчиков, уходящих на смерть (со времени просмотра «Четырехсот ударов» не помню такого неожиданного, разящего взгляда прямо в камеру). Скупо, правдиво, никакого музыкального мелодраматизма. Пожалуй один из лучших антивоенных фильмов, — не только потому, что один из первых, а вследствие абсолютного соответствия формы и содержания.

    9 из 10

    21 февраля 2011 | 02:07

    Для раннего творения кинематографа этот фильм, бесспорно, хорош, однако как экранизация романа Ремарка он получился несколько однобоким. Но обо всем по порядку.

    В картине почти нет театральности, которая присуща произведениям немого жанра. А ведь в то время кинематограф лишь только-только шагнул в эпоху звукового кино, когда к актерской игре стали предъявляться уже совсем другие требования. Большинство актеров играют убедительно.

    Операторская работа тоже хороша для своего времени. Во многих более современных картинах батальные сцены показаны статично: дается панорама, снятая из одной точки. А в этой ленте камера буквально летит вдоль окопа, который находится под обстрелом. Тем самым создается динамика и напряжение.

    Очень тронула финальная сцена с бабочкой. Замечательная режиссерская находка. В романе такого нет. Там говорится, что главный герой погиб в один из тихих осенних дней, когда военные сводки рапортовали: «На западном фронте без перемен», но как именно погиб солдат, Ремарк не описывает. Режиссер решил по-своему показать эту гибель, и эта короткая сцена стала одной из самых запоминающихся в фильме.

    Два эпизода в картине все же подкачали. Первый — сцена с избиением Химмельштоса. Человеку, не читавшему книгу, может показаться странным, что рядовые избивают старшего по званию только за то, что тот муштрует их на учениях и заставляет ползать в грязи. Можно подумать, что это кучка избалованных мальчиков, которые боятся замараться, будто они не на фронте, а на балу. На самом деле, Химмельштоса они бьют не столько за излишнее усердие на плацу, сколько за дедовщину в казарме. Над многими солдатами он издевается физически и морально. Эти сцены из книги в фильм не вошли.

    Второй эпизод — сцена на кладбище, одна из самых сильных в книге. Молодых солдатиков поначалу охватывает ужас, когда разрывы снарядов выворачивают гробы из-под земли, где лежат их вчерашние однополчане. Но через несколько минут эти гробы и трупы становятся спасением для живых: за ними хоть как-то можно спрятаться, укрыться от пуль и осколков. В картине кладбище показано мельком. Сцена длится недолго и особого психологического акцента на ней не делается.

    В фильме почти нет музыки, если не считать строевых песен и игры на губной гармошке. Остается неясным, то ли это специальный режиссерский прием, то ли просто технически в то время нельзя было обеспечить фильм звуковым сопровождением. Мне, честно говоря, музыки очень не хватало. В некоторых эпизодах она буквально напрашивалась для остроты. Мне даже казалось, что я ее слышу. Но нет — сухое потрескивание кинопленки и больше ничего.

    Конечно, «На западном фронте без перемен» 1930-го года мог быть только черно-белым. Но лично у меня цветное восприятие этого произведения. У Ремарка есть потрясающие природные детали. Эти яркие краски могли бы здорово контрастировать с серостью и неприглядностью военного быта. Например, цветущие вишни, по которым тоскует один из героев, аллея деревьев в золотистых лучах вечернего солнца, которую постоянно вспоминает Пауль, и которая является для него символом навсегда ушедших покоя, безмятежности, чистого, детского мироощущения, тепла домашнего очага.

    Через пейзажные детали можно передать и внутреннее состояние героев. Вот какие строки есть в романе: «Наши руки — земля, наши тела — глина, а наши глаза — дождевые лужи. Мы не знаем, живы ли мы еще». Если все это обыграть современными художественными средствами кинематографа, получился бы потрясающий по глубине образ, и эпизод с тяжелой военной дорогой стал бы настоящим шедевром. Ведь здесь не только земля, глина и лужи, здесь кровь и пот, человеческий прах и слезы.

    И, наконец, о самом главном — о смысловой составляющей фильма. Режиссер прекрасно расставил акценты: распахнутые окна класса, солдаты, с песней уходящие на фронт, и призывные речи учителя-идеалиста; сапоги, переходящие после гибели от одного к другому; доброе, светлое лицо убитого врага в окопе; поле, усеянное свежими крестами и лица уходящих в небо солдат — мальчишек, ставших жертвами этой жестокой, бессмысленной войны. Все эти акценты, конечно, необходимы, вот только жаль, что акценты сделаны лишь на войне как таковой — на ее ужасах и тяготах. В романе ГОРАЗДО больший акцент сделан на внутреннем состоянии героев — потерянного поколения. Эти мальчики ничего не успели увидеть в жизни, не успели определиться, чего они хотят в будущем, не успели заняться любимым делом, обзавестись семьей. Война вырвала их прямо со школьной скамьи. Они рано повзрослели и через три года службы ощущали себя стариками. Их души были опустошены. Они не знали, что будут делать со своей жизнью после войны, чем будут заниматься, как они вообще смогут вернуться к прежней жизни после того, через что прошли. Они уже не мыслили себе жизни без войны. Она стала для них привычным состоянием, их стихией. Судьба многих представителей потерянного поколения печальна: они доживали свой век в отчуждении и пессимизме, спивались, сходили с ума, кончали с собой. То же самое происходило и с жертвами других воин, случившихся уже позже. Например, Вьетнамской и Афганской. Так что произведение Ремарка актуально не только для своего времени. Оно будет актуально всегда, пока на земле идут войны и калечатся юные судьбы. Жаль, что на главной внутренней составляющей романа режиссер не сделал должного акцента. Рассуждения героя на эту тему даны мимоходом. Некоторые ключевые фразы вообще отсутствуют в фильме. Человек, не знакомый с романом, не придаст большого значения этим отрывочным рассуждениям. Для него фильм будет только о трагедии во время войны. Между тем как роман «На западном фронте без перемен» скорее о человеческой трагедии после войны, потому что герои книги все время думают об одном — а каково им будет после, если они выживут, что они будут делать со своей загубленной жизнью и опустошенной душой.

    Очень хотелось бы увидеть современную экранизацию этого потрясающего, глубокого, выворачивающего душу произведения. Но увидеть не блокбастер, а настоящую, художественную работу — тонкое, продуманное, завораживающее красотой творение мастера, в котором нет ни грамма фальши, как и в книге самого Ремарка.

    7 из 10

    31 марта 2010 | 08:46

    Замечательная картина о всех ужасах войны. О том, как молодые ребята, школьники, думают, что война — это честь и доблесть, что сражаться за Родину прекрасно… Оказавшись на войне, они убивали таких же солдат, как и они, «врагов», у которых были на своей Родине семьи. Ничего, кроме смертей, грязи и боли война им не принесла.

    Главный герой картины Пауль, немецкий солдат, ушел на фронт школьником. Он воевал от самого начала войны и до ее конца. За время войны он потерял своих товарищей, видел не мало смертей и так же убивал не желая этого… Очень стоящая актерская игра, особенно очень интересны герой Пауль и Кат.

    По тем временам картина снята с технической точки зрения с размахом, как говорится. Подвижные камеры, съемка с крана, звуковое оформление, массовые батальные сцены… В конце отличный режиссерский прием: совместили кадр с полем с крестами и кадры, с ротой идущих солдат.

    25 июля 2014 | 19:29

    Произведения Ремарка для меня ценны в первую очередь тем, что в них ряд метких психологических наблюдений и ценных емких мыслей житейского, философского социального характера выражаются в простой, доступной и понятной всем (но не примитивной) форме. Все эти мысли и наблюдения мастерски имплементируются в сюжет, в результате герои романов писателя кажутся реальными как никакие другие.

    Успех или неудача фильма Льюиса Майлстоуна для меня определялась прежде всего тем, сумел ли режиссер перенести на экран идеи немецкого классика. Сумел и очень удачно, благодаря чему лента и получает от меня максимальную оценку. При желании можно, конечно, упрекнуть создателей в том, что роман оголливудили чуть больше, нежели требовалось, а кроме того, изменили финал. Но основные акценты произведения, в том числе и главный антивоенный, переданы настолько хорошо, что хочется говорить об этом, а не мелких вторичных недостатках.

    В частности, великолепна сцена с фарисействующим демагогом-учителем в начале картины. Напыщенный пафос, лицемерие и фальшь чувствуется тут в каждом слове и жесте (отличная роль Эдмунда Бриси!). Отдавая должное его умению влиять на своих подопечных, которые слушают не мигая и открыв рот, этот человек, тем не менее, внушает сильнейшее отвращение своей двуличностью. Крича так, что слышно за три квартала, про долг перед родиной, сам он отнюдь не торопится покидать класс и уютный домашний кабинет перед камином. Надо же втереть эту велеречивую пафосную чушь еще десяткам таких же наивных школьников. В связи с этим очень хороша и его сцена с Паулем, когда тот приезжает с фронта на побывку. Тут поражает не только его отношение учителя к своему бывшему ученику не как к живому человеку, а плакатной агитке, которая должна вещать о «скорой великой победе», но и то, как внушаемы в таком возрасте дети, готовые смешать Пауля с грязью за его горькую правду о войне.

    Паулю же и его товарищам доведется повзрослеть на войне очень быстро. Красивые речи, пламенные призывы, собственные идеалистические представления о войне как о сплошных подвигах, славе, красивых мундирах и парадах сменятся на жестокими военными буднями с грязью, вшами, голодом, тупостью отдельных командиров и смертью товарищей. В то же время тут найдется место и истинному благородству, мужеству и непоказному, но настоящему героизму. И те, кто вернутся с этой войны, уже не смогут стать такими, как прежде. Все это в фильме Майлстоуна показано очень реалистично, со вниманием даже к самым мелким деталям. Потрясают сцены с умирающим товарищем в госпитале, матери Пауля с сыном, в которых просто нельзя остаться равнодушным.

    Хорошо вжились в свои роли и актеры, все сыграли удачно, «попав» в своих персонажей. Особенно радуют Лью Эйрз (Пауль), Оуэн Дэвис младший (Петер) и Уильям Бэйкуэлл (Альберт).

    И конечно, невозможно представить фильм без гениального Луиса Волхайма, который неподражаем в роли капрала Станислава Катчинского. Еще не видел других экранизаций романа «На Западном фронте без перемен», но убежден, что лучше сыграть такого простого грубоватого, но очень мудрого и искреннего человека, попросту невозможно.

    Хороший саундтрек написали к фильму композиторы Сэм Перри и Хайнц Рёмхельд, несколько композиций остаются в памяти надолго.

    Практически идеальная киноадаптация произведения Ремарка. Впечатления самые лучшие.

    10 из 10

    6 июня 2014 | 01:50

    В фильме есть изменения. И дело не только в некоторых мыслях главного героя, превращенных в произнесенные вслух слова. Без этого в экранизациях подобных литературных произведений не обойтись. Какими бы не были гениальными актёры и режиссёры. И дело не в некоторых сюжетных изменениях, пусть и существенных. Хотя их, на мой взгляд, можно было и не делать, если уж всё равно картина длится два часа. А, например ранение Пауля Боймера в живот, а не в ногу вообще непонятно зачем сделано.

    Но есть в фильме по хронометражу короткие, но существенные другие отклонения уже скорее от внутреннего содержания книги. Например, есть обращения к богу. Не помню, чтобы Ремарк, вернее Пауль Боймер, вспоминал в книге о боге. О земле да. Ещё есть моменты, когда Пауль был в отпуске. Он идёт по городу, и показывают вдов, женщин в трауре, сидящих на порогах своих домов. Это конечно мощные кадры, но в книге, по-моему, было показано немного другое. Наоборот диссонанс между фронтом и городком детства. И ещё Пауль целуется, и обнимается с матерью при встрече, а в книге было что-то похожее на такое — бедняки скупы на внешние проявления эмоций. Это всё такие вроде несущественные штрихи, но все-таки панорама немного смещается. Унижения учителя Канторека, когда он все-таки тоже попал в военный лагерь, так же не было в фильме. В фильме Канторек вообще туда не попадает. Зато есть чисто киношный, хорошо визуальный приём — когда Кеммерих умирает, и его сапоги достаются другому, показано, что и тот погибает, и следующий, которому достались эти сапоги, и следующий.

    И вообще главный смысл книги, конечно, передан. Смерти, смерти, смерти, убийства, безысходность, нелепость, серость. И когда смотришь фильм с первых же минут и до конца, и навсегда ненавидишь всех этих Кантореков мира, всех этих подлых ублюдков, мелких фюреров призывающих детей на войну. А главная подлость состоит в том, что роман «На западном фронте без перемен» был написан после Первой мировой войны, и фильм «На западном фронте без перемен» тоже был снят после Первой мировой войны, но не только после, не только после войны, но и перед войной. Второй мировой. И сколько ещё таких порядковых номеров будет перед словом война, неизвестно, а в то, что будет когда-нибудь война с названием Последняя война, верится с трудом. Во всяком случае, пока процветают Кантореки, а они процветают. Никаких перемен. Роман «На западном фронте без перемен» по-прежнему актуален и последние кадры фильма — молодые ребята, солдаты, оглядывающиеся на вас и уходящие в сторону заполняющего весь экран военного кладбища, тоже.

    14 декабря 2009 | 01:15

    К своему стыду я не Читал Ремарка, хотя многие мои знакомые говорят что он превосходен. Но поживем увидим.

    В фильме нет явного главного героя, хотя есть один вокруг которого происходят эти события. Пауль-лидер класса, симпатичный молодой человек, который добровольно записался на фронт. Последовав его примеру, многие одноклассники тоже пошли на войну. Но они не знают что такое настоящая война, они сами все поймут когда попадут на первый фронтовой бой.

    Я люблю вот именно такие фильмы о войне. И вообще люблю военную литературу. В этих фильмах многому научишься. Там есть что-то такое, что-то очень человечное, сила духа, надежда, которая хоть не оправдается ожиданиями, но никогда не умрет. В этом фильме показана война со стороны молодого поколения, того самого, которое вскоре, после войны, потеряется.

    Это попытка описать поколение людей, которое хотя и выжило под снарядами, но было разрушено войной.

    Фильм не смотря на свои года живой. Он прям дышит, он создан в те года, когда военное кино не тратило огромнейший бюджет на спецэффекты и взрывы, чтобы устрашить зрителя. Он настолько правдоподобен, что за эти два часа, которые потрачены на просмотр фильма, ты и сам как-будто побывал на войне.

    9 из 10

    3 июня 2012 | 17:25

    Люблю читать. Однако, не так много авторов, которых почитаю культовыми для меня лично. Ремарк входит в это немногочисленное число. «На Западном фронте…» экранизировали не раз, но в этом конкретном случае мне бы не хотелось противопоставлять книгу и фильм, а потому сделаю вид, что книгу в глаза не видел.

    Фильм поражает своей продуманностью и высоким классом. Война. Фильм именно об этом. Даже не о человеческой драме, а просто о войне и о том, что это такое.

    Смотрите. Сцена в начале фильма. Военный оркестр заглушает слова учителя. Однако, когда его становиться слышно выясняется что он говорит о войне. Снято идеально. Звукорежиссёр вместе с оператором сотворил маленькое, но тонкое чудо.

    Вообще хочу похвалить оператора, которому, думаю, приходилось тяжко, ибо супер/дуппер спецэффекты чисто технически были тогда не доступны. Работа оператора особенно чувствуется в идее интересных переходов. Например, ученики в классе и их видения, и вообще работа с дверьми, которые оказываются дверями между кадров.

    Отмечу игру актёров и вообще широкое привлечение людей при этом, кажется, что каждый побывал в кадре, и при этом каждый именно отыграл свою роль, и все они были чёткие и на редкость уместные.

    Отмечу эпизод с французской атакой, особенно оторванные руки, держащиеся за колючую поволоку.

    Кормёжка. Вообще один из коронных лейтмотивов фильма.

    Рассуждение о войне. Здесь прослеживается даже элемент юмора. Особенно в эпизоде про поляну.

    Сапоги как герои фильма. Это вообще интереснейшая находка. При этом не забываем о годе так сказать выпуска фильма…

    2 солдата. Пожалуй, наиболее хрестоматийный эпизод. С одной стороны фильм довольно длинный. С другой стороны он состоит из вереницы чрезвычайно ёмких и многоуровневых слоёв. Два солдата враждующих армий в одном окопе. Да уже за один только этот эпизод фильму нужно давать все оскары кинематографа.

    Эпизод с девушкой. Ещё один хитрый ироничный финт создателей. Сыграно чудесно, как в кафешке, так и короткая заречная эпопея.

    Тыл показан, как отдельная Вселенная, которая совершенно, как сказала бы современная мне молодёжь «не в теме», но при этом мнит себя пупом земли. И как чётко показано. Кратко, но увесисто.

    Если вас не пугает чёрно-белая палитра фильма — гляньте. На худой конец просто промотайте произвольные минуты и посмотрите, например, минут 10/15. Если что, думаю, после этого у вас появится лишний стимул посмотреть фильм с начала до конца.

    1 марта 2010 | 06:13

    Мы убивали людей и вели войну; нам об этом не забыть, потому что находимся в возрасте, когда мысли и действия имели крепчайшую связь друг с другом. Мы не лицемеры, не робкого десятка, мы не бюргеры, мы смотрим в оба и не закрываем глаза. Мы ничего не оправдываем необходимостью, идеей, Родиной. (Эрих Ремарк).

    Молодые, 18 летние мальчики. Жизнь только только начинается! Возможно кто-то из них в будущем станет математиком, философом или писателем! Они доверчивы и полагаются на тех кто уже достиг в этой жизни положения. Им нужен наставник, который научит принять взрослую жизнь! Им становится Канторек — классный руководитель «строгий маленький человек в сером сюртуке, как мышиная мордочка, личиком». Он ярый сторонник войны (который никогда в глаза ее не видел) агитировал всех своих учеников отправиться на войну добровольцами. Мальчики верят ему. Они уже представляют себя героями, обожаемые женщинами и уважаемые близкими.

    Немедля все бегут на призывной пункт и досрочно отправляются на фронт! Но очень быстро они понимают, что все было иллюзией и война — это совсем не то, что описывал им их наставник! Война — это ад на Земле и что бы выжить ты должен жить инстинктами и только ими! Забудь кем ты был до этого! Война стирает все границы и условности! Все что имеет значение — это жизнь и борьба за нее.

    Что больше всего меня огорчило в фильме:

    1. Актерская работа Лью Эйрса (Пауль Боймер). Пауль — это его глазами мы смотрим на все происходящее! Перемены, которые с ним происходят с каждой минутой, горько отзываются в сердце. Читая книгу я представляю себе бедного, несчастного, но все-таки немного мужественного мальчика, который мечтает лишь об одном, чтобы его боевые товарищи всегда были рядом с ним. (И он пройдет этот путь в месте с ними до конца).

    В фильме я не вижу Пауля! Передо мной возникает Голливудский денди Лью Эйрс, который с лакированной, прилизанной прической пытается меня убедить, что ему тяжело, что война это плохо! Его нескончаемые потуги отобразить драму, переживание, чувства вызывали у меня нескончаемое чувство раздражения. Это не Пауль-это безобразие и люди, которые читали одноименный роман поймут меня.

    2. Мне не хватало в фильме психологической и драматической атмосферы, которую так блестяще передает в своем романе Ремарк!

    Особо я хотела бы отметить великолепно переданный образ Ката (Станислав Катчински), актером Луисом Волхаймом. Браво!

    Мне трудно дать оценку фильму! Война, ее грязь, безысходность, смерть. переданный великолепно. Батальные сцены боев завораживают. Операторская работа выше всяких похвал. Пожалуй это все, что можно сказать о фильме.

    3 мая 2013 | 02:29

    Сегодня утром в ослепительно-голубом небе так пронзительно пела птица. А деревья зеленели и развевались со всей силой своей юности. Возможно, то, что я собираюсь рассказать вам о Ремарке и о фильме по его роману «На Западном фронте без перемен», — это их подсказка?..

    Этот фильм сделан смешно и непосредственно, в чём-то по-американски наивно, и великолепно передал атмосферу калечащих человечество войн и страстное стремление человека к жизни.

    Фильм пришёл к нам гораздо позже другого фильма — не менее, на мой взгляд, великолепной работы Делберта Манна 1979 года. И давно умершие и ставшие бессмертными, опять говорят сегодня с нами о самом главном из прошлого столетия языком черно-белого кино.

    «Облачившись в одежду мертвеца, я несколько часов лежал, спрятавшись, у реки в ожидании ночи, — сказал он. — Я начал размышлять над тем, что почти все, чем мы владеем, нам дали мертвые… наш язык и наши знания, способность чувствовать себя счастливым и способность приходить в отчаяние. И вот, надев платье мертвеца, чтобы вернуться снова к жизни, я понял, что все, в чем мы считаем себя выше животных — наше счастье, более личное и более многогранное, наши более глубокие знания и более жестокая душа, наша способность к состраданию и даже наше представление о боге, — все это куплено одной ценой: мы познали то, что, по разумению людей, недоступно животным, познали неизбежность смерти». Ремарк (с) «Жизнь Взаймы»

    О чём думаешь, когда смотришь такой фильм? Войны заканчиваются только тогда, когда ты, как опьянённый, вдруг слышишь, что птица, — несмотря на твой страх или слабость в теле, или туман в глазах, застывшие слёзы в горле, боль тех, кому не можешь помочь, — поёт так прекрасно, что кроме этой птицы больше нет ни отчаяния, ни боли, ни страха. И ты бросаешь всё и начинаешь её рисовать, или тянешься за бабочкой. Наверное, в такой момент ты понимаешь, что опять есть мама, которая хочет посветить тебе у крыльца, и что ты ей уже не скажешь: «Мама, где была ты и почему не посветила мне, когда я лежал неделю в воронке, голодный и раненый, в одиночестве в окружении, весь дрожащий от страха, и не мог помочь тем, кому было больнее меня?» Нет, ты больше им этого не говоришь, а понимаешь, что воспоминание о ней, и о своей коллекции книг, о рояле в сумерках, упоённых ароматом лип во дворе твоего домика и тысяч таких же домиков в разных странах мира, где живут твои братья, которых тебе пришлось убивать, и воспоминание о смехе дроздов в твоих рисунках, о звуке губной гармошки твоего товарища перед обстрелом, и воспоминание о дорогих лицах, — принесла тебе эта птица, а запахи свежести и утра уже не упрекают тебя, и не сжимают твоё сердце страхом смерти, а ты встаёшь, бессмертный, на поле сражения, уже не боясь пуль, и ты идёшь мимо застывших в восхищении этих бесконечных ликов времени, этих вечеров, дорогих людей, городов, музыки и образов, и бросаешь оружие, как ставший ненужным хлам, и подходишь к своему недавнему врагу, которого ты ранил, и говоришь ему: «Потерпи… Сейчас я перевяжу твои раны». Вот тогда только и кончаются войны.

    «Миллер… Я видел, как он умер. Я никогда раньше не видел, как умирают. Потом я вышел на улицу и мне вдруг стало так хорошо, от того, что я жив, что я невольно пошёл быстрее! У меня появились странные мысли — о цветущих лугах, о деревьях, о девушках, и я почувствовал, как в меня из земли как будто вливается энергия! И я побежал, я бежал мимо солдат, я слышал их голоса, я всё бежал и бежал и никак не мог надышаться! А теперь — я голоден!»:))

    Пытаясь перевязать раны раненому им французу, солдату с вражеской стороны, Пауль говорит: «Если бы ты ещё раз спрыгнул сюда, я не убил бы тебя, я боялся тебя! Ты такой же, как и я, и я тебя убил. Прости меня, товарищ! Скажи, что ты меня прощаешь. Нет, ты умер… Тебе лучше, чем не, — для тебя это закончилось. тебе больше не надо убивать. Господи! Зачем они это делают! Мы ведь просто хотели жить. Зачем они послали нас убивать друг друга. Если бы мы бросили оружие и сняли солдатские куртки, ты мог мне быть братом… Жерар Дюваль… Я напишу твоей жене, я напишу ей! Обещаю, она ни в чём не будет нуждаться! Я буду ей помогать, и твоим родителям тоже! Только прости меня, прости меня, прости меня, прости меня, прости»

    А вдруг только когда человек по-настоящему любит, только тогда в мире и наступает мир? Только Любовь показывает нам, как убить в себе эго, гордыню, ненависть, иллюзии. Когда 19-летний парень учит этому с экрана и страниц книг всё человечество, это чего-то да стоит.

    Эдит Пиаф, Клавдия Шульженко и Марк Бернес специально на войне пели только о любви, может быть, поэтому?

    »… Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

    Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.

    Темная ночь разделяет, любимая, нас,

    И тревожная черная степь пролегла между нами…»


    Если бы Пауль выжил на этой бойне, то мог или стать кем-то вроде Дина Мориарти из романа Керуака «На дороге» или стать таким человеком, каким стал сыгравший его актёр Лью Эйрз, которому эта сыгранная роль перевернула жизнь настолько, что он отказался участвовать во Второй Мировой войне. Она перевернула жизнь и многим… Благодаря им и сегодня в напряжённое время очень многие люди сохранили в себе человечность. Эрнест Хемингуэй, Луи-Фердинанд Селин, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Шервуд Андерсон, Томас Вулф, Натаниэль Уэст, Джон О`Хара, — война создала этих писателей, а они до сих пор поддерживают мир на Земле.

    И если каждый сегодня скажет: «Прощай, оружие!», то души безымянных солдат вздохнут, потому что понять такое — это окончательная, бесповоротная победа над фашизмом в душе каждого из нас.

    »… Это так красиво. Дома у меня большой сад с вишнями. Как зацветут, так сверху с сеновала кажется, будто простыню расстелили. Всё бело…»

    А может быть, Бессмертные солдаты хотят это передать нам из Вечности?… Любите и будьте любимыми, цените жизнь, и бросайте оружие!

    10 мая 2015 | 00:30

    Эта история не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов. Эрих Мария Ремарк

    Тяжело шагая по лужам, шел 1931 год. Повествование я начну именно с этой даты, нарушив хронометраж. Он шел, спотыкаясь на каждом шагу, тревожно глядя на тучи, которые нависли над Европой. Он шел, как безымянный свидетель. В тот год роман Эриха Марии Ремарка был номинирован на Нобелевскую премию, но не получил её. В тот год книги Ремарка были позорно преданы огню. Догорал закат 1930го. Отцветали вишни. Мир увидела первая экранизация романа, которая получила четыре номинации на Оскар, а режиссер и сам фильм стали лучшими. Ни одна из последующих экранизаций не повторит этот успех. Купаясь в ворохах обесцененных банкнот, по Европе с триумфом шагал 1929ый — год громкого взлета и громкого падения. Роман «На западном фронте без перемен» начал триумфальное шествие по миру. Его сжигали, называли антигерманским. Но он жив и по сей день. «На западном фронте без перемен» остается самой продаваемой книгой Германии за всю историю. Эрих Мария Ремарк провел на фронте ровно две недели, никогда не чувствовал на себе горести и бедность приютов для эмигрантов, не был в концентрационных лагерях. Но именно об этом он писал долгие годы, именно это сделало его известным на весь мир. Именно поэтому память о нем жива.

    Экранизация Льюиса Майлстоуна стала безусловной классикой жанра. Будучи выходцем из СССР, Майлстоун стал у руля голливудского фильма с нескромным бюджетом в 1,2 миллиона долларов и еще в придачу получил Оскар как лучший режиссер. Перед ним стояла сложная задача — перекроить книгу, в которой повествование ведется от первого лица и события перемежеваны рассуждениями, в монументальное кино о самой несправедливой из войн, о старении без взросления, о смерти без конца. Ну что ж, ему это почти удалось.

    От чего разгораются войны? Вы скажете: национальные интересы, борьба идеологий, территориальные претензии. И, увы, вы будете правы. В Первую мировую войну планету окунула ущемленная гордость, тщеславие и мечта о реванше людей, которые правили тем миром. Другим миром. Миром, который еще не перекроила война. Но вместо того, чтобы правителям идти со штыком на правителей, в бой шли юноши, которые только начинали любить мир, которые только учились различать добро и зло. Вместо светлого будущего они встретили смерть, щурящую пустые глазницы из-под кровавых век, боль потерь и невосполнимую пустоту. То, чему их учили раньше, стало бессмысленным, смерти ведь всё равно как ты знал арифметику. Поколению, которое назовут потерянным, пришлось привыкать к новым ценностям и правилам. Не научившись любить — убивать, научиться не видеть в глазах противника душу, спасать себя ежечасно, любой ценой. Серый барак стал домом, более родным сердцу, чем дом, в котором родился, сортир среди макового поля — последняя радость, новые ботинки — мечта, а вши — самые преданные друзья. Ранение — последний способ сбежать, хоть на время, от кошмара позиционной войны, когда затишье сменяется ураганом, когда в любой момент чувствуешь взгляд врага. Когда балансируешь на тонком канате, как самый смелый циркач.

    - Осторожно, провод!

    Пауль Боймер, Кропп, Леер, Мюллер, Кеммерих смело бросятся в пучину войны. Но скоро они поймут, что стали одними из миллионов солдат, которых ведут в бой чужие интересы, что слава, доблесть, ордена — фантомы, призраки. Что цель номер один — дойти живым до конца, до конца, который пугающе далек, слишком далек, чтобы быть достижимым. Что их окружает слишком плотное кольцо смерти.

    - Осторожно, провод!

    Между романом и его экранизацией можно найти множество различий. В сравнении, безусловно, вторая выглядит намного слабее. Но фильм, который спустя восемьдесят лет после выхода может показаться устаревшим, и сегодня остается революцией. Небольшой, может быть не тянущей на государственный переворот, но все же! «На западном фронте..» есть и будет фильмом, который нужно увидеть, почувствовать, в который нужно поверить. Фильмом, который вызывает массу чувств — от смеха до неизъяснимой горечи. Фильм, который стал итогом эпохи, которая давно ушла в прошлое, но до сих пор тревожно напоминает о себе. Фильм о вечном противостоянии жизни и смерти.

    9 из 10

    17 октября 2010 | 22:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>