В далекие и прекрасные дни ушедшего безвозвратно в сумеречные дали прошлого жизнь Ото была практически идеальна. Престижная работа, сексуальная жена и красивая несовершеннолетняя дочь. У него было практически все для полного ощущения счастья, хотя, конечно же, всегда всего хочется больше. Но в один миг, в один неизъяснимо страшный миг все закончилось: Ото стал калекой, фактически живым и все осознающим вокруг овощем, прикованным к инвалидному креслу. Однако Ото даже не предполагал, что самый худший кошмар в его мучительной жизни еще впереди.
Кинематограф Восточной Европы в непростые времена переходного периода и социально-экономических переустройств, ставших результатом распада СССР и всего «Варшавского договора» на ряд отдельных независимых демократических, но на самом деле авторитарных и охлократических государств, продолжающийся и ныне на территории некоторых стран, характеризуем двумя наиболее отчетливыми и видимыми на поверхности тенденциями в своих идеологических и художественных изысканиях: преимущественное большинство восточноевропейских картин или тяготеют к откровенной «чернухе», рассчитанной на глубоко фестивальную и подготовленную публику, или же демонстрируют чрезмерный эскапизм и уход в чистое, незамутненное серьезными проблемами развлекательное пространство. Хотя, безусловно, если говорить о так называемой «новой румынской волне», попадаются и приятные исключения из этого всеобщего правила.
Чехословакия пережила собственный распад в конце 80-х годов на самостоятельные Чехию и Словакию относительно спокойно и без социальных взрывов и междоусобиц, однако чешский кинематограф еще во времена Советской Империи ярко демонстрировал многочисленные стремления к художественной оригинальности и нетривиальности, уходу от навязываемых сверху традиций соцреалистического псевдоискусства в киноработах Юрая Герца, Юрая Якубиско, но, в особенности, главного сюрреалиста и авангардиста чешского кино Яна Шванкмайера. Потому и совершенно обьяснимо, что с наступлением XXI века полный изощренных представителей чешский кинематограф разродился самым жутким и самым странным своим творением — фильмом «Кто-то там внизу меня любит», снятым в 2009 году режиссером-дебютантом Романом Войкувкой по его собственному сценарию и ставшем пока что единственной картиной данного режиссера, которого вполне уместно назвать чешским Йоргом Буттгерайтом, Люцифером Валентайном и Светланой Басковой в одном лице.
'Кто-то там внизу меня любит' — это сверхжестокое, рассказанное экстремальным и аберрантным киноязыком ультранасилия, мрачное и в то же время переполненное философией экзистенциализма кино, в котором чрезвычайно сильно антирелигиозное начало. С самых первых кадров, демонстрирующих зрителю древние готические скульптуры на старинных католических храмах, бесстрастно взирающих на окружающий их угрюмый мир, с кадров застывшего в молчании кладбища, будто находящегося вне пространства и времени, режиссер умело создает для зрителей мрачное и пропитанное экзистенциальной меланхолией настроение, отчетливо добавляя также в киноязык картины мотивы религиозного символизма. Впрочем, говорить о том, что зрителей в дальнейшем будет ждать религиозная притча, весьма и весьма сложно. Скорее уж, антирелигиозная притча по своей тональности и образной составляющей и заигрывающая со зрителями своей нарочитой провокационностью, балансирующей перманентно на грани и даже за гранью дозволенного.
Для достопочтенного режиссера кажется и Бога как такового нет, а Дьявол, к которому в миг отчаяния призывно-умоляюще обращается за помощью главный герой ленты, Дьявол для Войкувки служит всео лишь одним из метафорических инструментов отмщения. В саму же сущность человеческого гуманизма режиссер тоже не сильно верит, подвергая ее настоящему окончательному разрушению и фильм «Кто-то там внизу любит меня», своим названием слегка переиначивающий классический фильм 1956 году «Кто-то наверху любит меня» Роберта Уайза, с самого своего начала и вплоть до финального момента овеян духом нигилизма и отрицания всего. Впрочем, не представляет огромного труда трактовать неоднозначную ленту Романа Войкувки и как перевернутую ветхозаветную историю Иова, ставшего пешкой в игре всесильных божественных сил. Однако Ото, герой фильма, является Иовом, восставшем против Творца и отринувшем его, Иова, вставшего на путь мести даже божественным и сакральным силам и перешедшем на сторону Тьмы и Мрака — скорее душевного и духовного, более метафизического, нежели явственно физического.
Безусловно, можно и сильно упрекнуть режиссера в излишнем и чрезмерном смаковании натуралистичных деталей, даже можно упрекнуть его в сатанизме, однако следует трезво понимать, прежде чем приступать к просмотру данной картины, что снята она в одном из наиболее радикальных и жестких ответвлений хоррора для более убедительного воссоздания неотрепетированной реальности происходящего — gore, причем в отношении картины «Кто-то там внизу меня любит» уместно говорить о настоящей gore-трагедии, классической греческой трагедии. Эта картина не столько сплав мистики и пыточного хоррора, это даже и не фильм об изощренной мести, хотя режиссер, безусловно, отчасти подыгрывает и традициям классических revenge-movie. Сильнейшая антирелигиозная, снятая невероятно и патологически реалистично, с нарочитым эффектом вуайеризма, кровавая и жестокая притча о человеке, разуверившемся в Боге и вставшем на бесповоротный путь самоуничтожения и уничтожения всех окружающих.
Фильм, снят частично в стиле любительской кинопленки, дает некий посыл о том что нужно уметь постоять за себя. Однако не всегда у человека есть выбор несмотря на то что люди сами себе боги.
Отто, прикован к инвалидному креслу вынужден смотреть на зверски изнасилованных и убитых жену и дочь, и в один прекрасный момент к нему приходит дьявол который представляется как Макс.
Фильм дает посыл о том что религия делает людей слабыми, бог не помог главному герою когда на него напал грабитель в результате чего он стал инвалидом, но в той ситуации у него, пожалуй, не было выбора, аналогично не было возможности выбора у его жены и дочери. Середина фильма мрачная, но жизнеутверждающая, история о человеке который осознает что не так уж хорошо подставлять другую щеку.
Однако если люди сами себе боги, и нет никакого создателя, то значит и дьявола тоже нет, кто же тогда приходил к главному герою ? Конец дает нам один из возможных ответов, в конце мы видим сидящего в инвалидном кресле главного героя в окружении трупов жены и дочери, и несмотря на то что хочется верить, в то что был и Макс была и месть, конец намекает нам на то что скорее всего, это был предсмертный бред человека длительное время сидящего в заброшенном на каком-то отшибе доме, в окружении разлагающихся тел близких людей.
Человека, перед смертью осознавшего то что нужно было жить иначе, нужно было быть сильнее, и находясь в одиночестве рядом с изуродованными трупами близких людей, фантазирует о дьяволе, о мести, мозг человека находящегося в безвыходном положении создает иллюзию, иначе смерть в таком положении была бы слишком мучительна.
Но стоит эмпатичному зрителю поставить себя на место главного героя, то почему-то становится страшно и по-настоящему неприятно, какого это сидеть в доме находящимся на отшибе, куда даже никто не придет, в инвалидном кресле без лекарств и даже питания через капельницу, а рядом обезображенные, гниющие тела близких людей. Не хочется примерять это на себя, но зритель способный прочувствовать какого это каждый раз пересматривает этот фильм в какой-то странной надежде увидеть иной конец, или понять что-то другое.
Не углубляясь в философскую терминологию, говоря простыми словами, посыл картины довольно банален 'будь сильней, надейся на себя, но иногда выбора у тебя может и не быть'
Минусы.
В фильме присутствует инфантоцентричный посыл об изначальной невинности детей, из которого вытекает то что взрослые могли заслужить страшную смерть, имея свой опыт и проживая собственную жизнь.
Этот посыл довольно циничен поскольку ни один человек не заслуживает столь жуткой смерти, за то, что ведет беспорядочную половую жизнь, или употребляет наркотики, и идея об изначальной невинности детей сама по себе ложная, и не дающая конкретных ответов, когда заканчивается 'возраст невинности' и как ребенок в коляске может быть важнее взрослого человека, почему взрослый мог бы заслужить страшную смерть собственным опытом не нанося при этом особого вреда окружающим, а бессознательное существо нет? Младенец бессознателен, и в отличие от взрослого он не осознает свою смерть и не испытывает страха, не осознает собственную боль, хоть и чувствует ее. Ведь если человек не нанес вреда другим людям, не причинил им боль, то нельзя сказать что он заслуживает такой конец.
Мне как человеку с хорошим чувством справедливости, хочется чтобы все происходящее в фильме было правдой, а не бредом умирающего. Хочется чтобы, подонки убившие эту семью с такой ненавистью, как будто они им, сделали что-то плохое понесли заслуженное наказание, и я пересматриваю этот фильм, в иррациональной надежде увидеть другой конец или иной смысл, но каждый раз пересматривая, его я убеждаюсь что его месть была не на физическом, а скорее на ментальном уровне, это душа отомстила, а дьявол лишь исполнил то что пожелала душа. В действительности можно догадаться, что подонки живы и здоровы, а главный герой умер в инвалидном кресле рядом с гниющими трупами жены и дочери, именно это осознание погружает в мир тотальной безысходности и всепоглощающего отчаяния.
Ляпы.
В начале фильма у Отто была нормальная квартира, а в самом сюжете заброшенная халупа с незакрывающимися дверьми на безлюдном хуторе.
Игра актера исполнившего главную роль.
Абсолютно неестественный, не живой, у него даже смех похож на сдавленное хихикание. Однако возможно характер главного героя задуман так намерено. А вот дьявол Макс получился просто превосходным.
Прекрасный фильм в стиле gore и snuff, снятый под любительскую видеопленку, рассказанный реалистичным языком ультранасилия, мрачный, и жестокий. Безусловно, не чета ему дешевые ужастики типа 'Пила' и голливудский шлак, однако если 'Пила' и прочие подобные ему фильмы носят сугубо развлекательный характер, и не вызывают драматичных эмоций, наоборот их можно смотреть с попкорном чтобы расслабится, то мрачное кино 'Nekdo tam dole me ma rad' заставляет о многом задуматься, и погружаясь в этот фильм, погрузится в мрачный мир всепоглощающего отчаяния и безысходности, в последние минуты мозг спасающий главного героя от страданий иллюзией свободы, и кого-то находящегося рядом, высокого покровителя. Как говорится 'на миру и смерть красна' даже если 'мир' обезболивающая иллюзия. В моменты депрессии просмотр не рекомендован.
The God is dead. And no one cares. If there is the Hell, i'll see you there.
Roman Vojkuvka вышел из тени чешского треш-модернизма и подал свой славянский, с легкой хрипотой, глас уставшему от надоедливых принципов религии народу. Nekdo tam dole me ma rad дискредитирует бога не хуже, чем клип NIN Closer to God или дегеративные тексты песен американских пиндосов. На самом деле, мне насрать. Но мне не нравится, когда кто-то говорит, что бог - дерьмо и при этом несет всякую чушь.
Картина... не, маляки-буляки Романа Войкувки (спасибо Google translate!) - жалкая треш-пародия на арт-хаусную философскую притчу с религиозным подтекстом; деконструктивный сценарий уничтожает любые попытки режиссера хоть что-то сказать зрителю.
Бог создал людей. Богу надоело, он изгнал людишек из Райского сада, дал им палку, эгоизм и алчность. Множество тысячелетий брошенные Отцом дети убивают друг друга. Когда детям очень плохо, они бьются лбом об деревянный пол перед распятием, моля Отца/Бога спасти их мерзкие и несущие смрадом душонки, но Бог слеп и глух к мольбам и просьбам.
Очкастый бородач из фильма говорит главному герою, что человечество молится совсем не тому. Кому же тогда? Дайте-ка мне мои стереотипы... Сатане? Виктор наполняет перо малиновой кровью и расписывается в неком контракте. Тот Кому Надо Было Молиться дарует бывшему инвалиду ноги-руки, бабенку из грез пубертатного периода и обидчиков, прикованных к ржавым белым венам/трубам.
Бородач дискутирует на тему Бога, отбирая у неженки Виктора его веру, сталкивая героя в безду человеческих страданий, причиной которых была их щенячья преданность Богу. Войкувки говорит, что бога нет. Есть что-то заместо него. И что? Да ниче... на самом деле, все гораздо проще: Иисус или Люцифер, Будда или Аллах, человек сам себе бог и судья. Человек сам протыкает ось через полюса своей совести и сам выбирает свой путь. Класс, тогда, черт подери, откуда-то Бородач (вспомнил, его зовут Макс) взялся, если каждый человек сам себе Бог?! И кто же тогда этот мистер Пропер, которого мы должны просить о помощи? Или главный герой молился сам себе и заключал сделку сам с собой? Или вообще малиновая дорога мести - просто предсмертная фантазия умирающего в окружении изуродованных трупов жены и родной дочери инвалида?
Roman Vojkuvka не отвечает на этот вопрос, он заводит твой ум в потемки софистики, гиперполизирующей власть человека над всем сущим. Я есть Дьявол, я есть Бог, и нет вышей воли, чем моя. Говно. Это все равно, что дать людям полную свободу, как это сделал Азазел из Il giorno del porco. Идеи о мщении, нравственности человека и вкусе настоящей жизни, затрагиваемые в картине, просто превращаются в атомную пыль перед всевластием и произволом тупой и безнравственной натуры человека, которого Войкувка сделал Богом. В Nekdo tam dole me ma rad нет выбора между добром и злом.
Resume: Чешский декрет об 'Изгнании Бога из Райского сада и наделении божественным суверенитетом всего человечества '.
В далекие и прекрасные дни ушедшего безвозвратно в сумеречные дали прошлого жизнь Ото была практически идеальна. Престижная работа, сексуальная жена и красивая несовершеннолетняя дочь. У него было практически все для полного ощущения счастья, хотя, конечно же, всегда всего хочется больше. Но в один миг, в один неизъяснимо страшный миг, все закончилось: Ото стал калекой, фактически живым и все осознающим вокруг овощем, прикованным к инвалидному креслу. Однако Ото даже не предполагал, что самый худший кошмар в его жизни еще впереди.
Кинематограф Восточной Европы в непростые времена переходного периода и социально-экономических переустройств, ставших результатом распада СССР и всего 'Варшавского договора' на ряд отдельных независимых демократических, но на самом деле авторитарных и охлократических государств, продолжающийся и ныне на территории некоторых стран, характеризуем двумя наиболее отчетливыми и видимыми на поверхности тенденциями в своих идеологических и художественных изысканиях: преимущественное большинство восточноевропейских картин или тяготеют к откровенной 'чернухе', рассчитанной на глубоко фестивальную и подготовленную публику, или же демонстрируют чрезмерный эскапизм и уход в чистое, незамутненное серьезными проблемами развлекательное пространство. Хотя, безусловно, если говорить о так называемой 'новой румынской волне', попадаются и приятные исключения из этого всеобщего правила.
Чехословакия пережила собственный распад в конце 80-х годов на самостоятельные Чехию и Словакию относительно спокойно и без социальных взрывов и междоусобиц, однако чешский кинематограф еще во времена Советской Империи ярко демонстрировал многочисленные стремления к художественной оригинальности и нетривиальности, уходу от навязываемых сверху традиций псевдоискусства соцреализма в киноработах Юрая Герца, Юрая Якубиско, но, в особенности, главного сюрреалиста и авангардиста чешского кино Яна Шванкмайера. Потому и совершенно обьяснимо, что с наступлением XXI века полный изощренных представителей чешский кинематограф разродился самым жутким и самым странным своим творением - фильмом 'Кто-то там внизу меня любит', снятым в 2009 году режиссером-дебютантом Романом Войкувкой по его собственному сценарию и ставшем пока что единственной картиной данного режиссера, которого вполне уместно назвать чешским Йоргом Буттгерайтом, Люцифером Валентайном и Светланой Басковой в одном лице.
'Кто-то там внизу меня любит' - это сверхжестокое, рассказанное экстремальным и аберрантным киноязыком ультранасилия, мрачное и в то же время переполненное философией экзистенциализма кино, в котором чрезвычайно сильно антирелигиозное начало. С самых первых кадров, демонстрирующих зрителю древние готические скульптуры на старинных католических храмах Праги, бесстрастно взирающих на окружающий их угрюмый мир, с кадров застывшего в молчании заброшенного кладбища, будто находящегося вне пространства и времени, режиссер умело создает для зрителей мрачное и пропитанное экзистенциальной меланхолией настроение, отчетливо добавляя также в киноязык картины мотивы религиозного символизма. Впрочем, говорить о том, что зрителей в дальнейшем будет ждать религиозная притча, весьма и весьма сложно. Скорее уж, антирелигозная по своей тональности и образной составляющей и заигрывающая со зрителями своей нарочитой провокационностью, балансирующей перманентно на грани и даже за гранью дозволенного.
Для достопочтенного режиссера кажется и Бога как такового нет, а Дьявол, к которому в миг отчаяния призывно-умоляюще обращается за помощью главный герой ленты, Дьявол для Войкувки служит всего лишь одним из метафорических инструментов отмщения. В саму же сущность человеческого гуманизма режиссер тоже не сильно верит, подвергая ее настоящему окончательному разрушению и фильм 'Кто-то там внизу любит меня', своим названием слегка переиначивающий классический фильм 1956 году 'Кто-то наверху любит меня' Роберта Уайза, с самого своего начала и вплоть до финального момента овеян духом нигилизма и отрицания всего сущего.
Впрочем, не представляет огромного труда трактовать неоднозначную ленту Романа Войкувки и как перевернутую ветхозаветную историю Иова, ставшего пешкой в игре всесильных божественных сил. Однако Ото, герой фильма, является Иовом, восставшем против Творца и отринувшем его, Иова, вставшего на путь мести даже божественным и сакральным силам и перешедшем на сторону Тьмы и Мрака - скорее душевного и духовного, более метафизического, нежели явственно физического.
Безусловно, можно и сильно упрекнуть режиссера в излишнем и чрезмерном смаковании натуралистичных деталей, даже можно упрекнуть его в сатанизме, однако следует трезво понимать, прежде чем приступать к просмотру данной картины, что снята она в одном из наиболее радикальных и жестких ответвлений хоррора для более убедительного воссоздания неотрепетированной реальности происходящего - gore, причем в отношении картины 'Кто-то там внизу меня любит' уместно говорить о настоящей gore-трагедии, классической греческой трагедии. Эта картина не столько сплав мистики и пыточного хоррора, это даже и не фильм об изощренной мести, хотя режиссер, безусловно, отчасти подыгрывает и традициям классических revenge-movie. 'Кто-то там внизу меня любит' - это сильнейшая антирелигиозная, снятая невероятно и патологически реалистично, с нарочитым эффектом вуайеризма, кровавая и жестокая притча о человеке, разуверившемся в Боге и вставшем на бесповоротный путь самоуничтожения и уничтожения всех окружающих. Откоровенная девиантная чернуха, достигающая немыслимых высот универсализма и философских обобщений.
Скорее всего, режиссёр данной картины позиционировал свой фильм именно как арт-хаус, однако, на сайте кинопоиск такого определения не существует, поэтому он обазначен фильмом ужасов. Я же охарактеризую его более точно, философская арт-хаусная кровавая притча. Данное творение считается не только одной из самых необычных и философских кинолент современной Чехии, но и самым жестоким фильмом местного кинематографа. И не зря, ведь в фильме присутствуют элементы самых брутальных поджанров хоррора, Gore и Псевдо-снафф. Скорее всего, многие посчитают, что такое количество насилия было совершенно не нужно этому фильму, и действительно, если бы он создавался в несколько других условиях, то вряд ли бы было так. Но, обдумав свои режиссёрские способности и подсчитав средства, режиссёр остановился именно на этом варианте.
Философская составляющая этой картины представляет очень большую ценность для зрителя, который её посмотрел. Размышления, представленные в этом фильме, непременно содержат хорошую пищу для размышлений. Кто-то увидит здесь только то, что показано, но это не был бы арт-хаус, если б всё было так просто. Вряд ли зритель, воспитанный на блокбастерах и великолепных голливудских драмах с прекрасным подбором актёров, вообще станет досматривать данный фильм до конца, и очень зря. Действительно, такой андеграунд придётся по вкусу не каждому. Но такое редкое кино даёт уникальную возможность увидеть намного больше, чем в нём представлено, увидеть целостное состояние окружающих вещей не так, как его обычно представляет кинематограф, а несколько по-другому. Разумеется, не нужно слишком глубоко погружаться в такие картины, но если вы попробуете связать основную мысль с происходящим вокруг вас в реальной жизни, вам откроется множество различных вещей, о которых вы возможно даже никогда не задумывались до просмотра.
Перед тем как раскрыть собственное видение этого фильма, хотелось бы отметить то, что он снят режиссёром-любителем с любительским актёрским составом, так что ни в коем случае не стоит ждать от него каких-то кинематографических изысков. В общем и целом, Роман Войкувка, который является режиссёром, сценаристом и продюссером, справился со своей работой на ура, чего нельзя сказать об актёрах. Их любительская игра представляет собой главный минус, и даже исполнитель главной роли выглядел не слишком убедительно. Вот кого из них можно отметить положительно, так это актёра, исполнившего роль Макса, который действительно выглядит очень необычно и ярко. Некоторые, также могут посчитать большим минусом первые 40 минут, соглашусь с оговоркой, ведь начало фильма лишь является его отправной точкой.
Как я уже сказал, Кто-то Там Внизу Меня Любит- это фильм, представляющий огромную ценность, фильм, который является как то ни странно жизнеутверждающим для человека. И его философия состоит не в том, что бог оставил наш мир, не в том, что бог не стремится нам помочь и сделать нашу жизнь лучше. Как было сказано в фильме, он покинул человечество очень давно и теперь каждый из нас является богом сам себе. А я скажу вот что, каждый человек не только бог, но и дьявол, и каждый сам выбирает собственные принципы и нравственные нормы, сам создаёт свою судьбу. И единственное с чем он считается- это не господь-бог и не владыка преисподни, а общество и законы, принятые в нём. Всемогущий создатель мира сего никогда нас не оставлял, потому-что его никогда не существовало как собственно и дьявола, потому-что нет ни рая ни ада, потому-что никто нас не любит ни внизу ни на верху. Вот как я понял этот фильм, связав его с присходящим вокруг.
Замыслу этой картины можно смело поставить твёрдую 10, однако, оценивая все стороны фильма, нужно признать, что Чешский андеграунд, пускай и с такой сильной философской составляющей, не дотягивает актёрской игрой и техническими аспектами.
8 из 10
Что касается рекомендаций к просмотру, если вы не готовы долго и упорно думать над таким кино, пожалуйста не оценивайте подобные фильмы, не портите им рейтинг.