Возвращение Максима

год
страна
слоган-
режиссерГригорий Козинцев, Леонид Трауберг
сценарийГригорий Козинцев, Лев Славин, Леонид Трауберг
директор фильмаГригорий Козинцев, Леонид Трауберг
операторАндрей Москвин
композиторДмитрий Шостакович
художникЕвгений Еней
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время105 мин. / 01:45
Вторая серия историко-революционной трилогии об остроумном, лукавом и изобретательном Максиме, посвятившем свою жизнь революции.

Весна 1914 года. В Петербурге — волна забастовок. Но рабочему движению нужен лидер. За нелегкую и опасную работу берется опытный конспиратор, которого даже товарищи знают только по имени — Максим.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Образ депутата Тураева был создан с реального члена государственной думы Российской империи IV созыва от социал-демократов Алексея Бадаева.
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    сортировать:
    по рейтингу
    по дате
    по имени пользователя

    «Возвращение Максима» — второй часть кинотрилогии режиссерского тандема Трауберга и Козинцева о борьбе рабочего класса под руководством профессионального революционера Максима. Первый фильм о юности вышеназванного героя демонстрировал нам как Максим жил себе тихо за Нарвской заставой в Питере и был простым рабочим парнем и как пройдя череду различных «случайностей» стал на стезю революционной деятельности.

    Во второй части мы видим продолжение приключений — Максим, теперь уже опытный и матерый революционер, скрывающийся под различными именами, состоит в партии большевиков и ведет подпольную деятельность на разных заводах Питера, выполняет партийные задания, подначивает рабочих к забастовкам, организует уличные баррикады, геройски сражается с царской охранкой и полицейскими, а в конце фильма едет к западной границе в солдатской шинели (опять же по партийному заданию). Ну это если вкраце сюжет. А теперь о вечатлениях…

    В отличие от первой части трилогии в «Возвращении» на лицо позитивная тенденция в плане качества съемки: все-таки это уже не 1934, а целый 1937 год, и посему на фоне усиливающейся борьбы с врагами народа и вредителями (в том числе, видимо, и вредителями от кинопроизводства), качество кинопленки существенно улучшается. Уже более четкая, а не размытая картинка. Более внятный сюжет. Актеры — на удивление даже они играют лучше, правдоподобнее. Уже нет импозантных вздохов, наигранностей вроде заламывания рук, неествественных поз и прочей актерской вычурности. Чирков приятно возмужал, стал уже таким «тертым калачом». В финальной сцене в теплушке — мне даже показалось лицо у него как-то благороднее сделалось, ну ни дать, ни взять — вылитый М. А. Булгаков на портрете. Отдельное слово заслуживает музыкальное оформление — тут все грамотно и как говорится в «тему», в отличие от первой серии, где кроме «Крутится-вертится шар голубой» больше ничего толком не было. Здесь шар голубой продолжает, конечно же, крутиться, но остальные остросюжетные моменты грамотно музыкально подчеркнуты. Конечно, с высоты года 2012 такое кино смотрится уже анахронизмом, наивностью в том плане, что всерьез не воспринимается. Скорее как историческая иллюстрация, учитывающая не о чем, а когда снято. В общем я бы посоветовала этот фильм тем, кто увлекается историей кинематографа, изучает советский период истории или большим фанатам Чиркова, Трауберга и Козинцева. Все остальным — будет скучновато.

    15 февраля 2012 | 23:58

    После событий показанных в картине «Юность Максима» (1934), прошло 4 года. На дворе 1914 -ый, в Петербурге очень неспокойно: происходят увольнения «подозрительных» рабочих, готовятся стачки на заводах, полиция проводит бесконечные аресты и разгоняет протестующих демонстрантов. Россия между тем стоит на пороге «империалистической» войны, а революционеры — большевики продолжают своё дело. Им помогает депутат Государственной Думы, который финансирует и прикрывает издательство газеты «Правда». Но вскоре полиция добирается и до подпольной редакции…Как нельзя кстати в городе оказывается заматеревший, прошедший революционные «университеты» герой первой части — бывший рабочий, а ныне профессиональный революционер Максим. В Петербурге он встречает и свою старую знакомую — подпольщицу Наташу. На этот раз у Максима есть важное партийное задание: необходимо помочь рабочим с организацией массовой забастовки, так как на один из заводов поступил секретный госзаказ на производства артиллерийского оружия…

    « — Скажи, солдат — выведешь ты Россию на светлый путь?
     — Так точно, ваше благородие — выведу!» (с)

    После ошеломительного успеха «Юности Максима» — ленты повествующий о жизни простых рабочих пареньков с Нарвской Заставы, двое из которых погибали — один на заводе из за неисправного оборудования, а второй в тюремных застенках, куда попал за участие в демонстрации, а третий из-за всего этого становился на праведный путь революционной борьбы; режиссёры картины Григорий Козинцев и Леонид Трауберг решили снять продолжение. Которое было названо по всем канонам — «Возвращение Максима». Лента вышла в свет спустя 3 года после первого фильма, и тоже снискала неимоверный успех — в кинотеатрах страны стояли небывалые аншлаги. Имела картина успех и в зарубежном прокате, например не смотря на всю свою коммунистическую идеологическую направленность, «Возвращение Максима» смотрели даже в США — в оплоте мирового капитализма, который казалось бы совсем не в восторге от Великой Октябрьской Революции! Резонно возникает вопрос: чем привлекал фильм иностранцев, в принципе чуждых советской пропаганде? Ответ прост — кино было остросюжетным, с понятным юмором и харизматичным центральным героем. Как сказали бы в Голливуде — Козинцев и Трауберг сняли универсальный, интернациональный блокбастер.

    Богат фильм замечательными актёрскими работами. Так в роли весёлого Максима вновь неподражаемый Борис Чирков; который тут опять на шутит, играет на гитаре и снова поёт «Крутится вертится шар голубой…» Вернулась к роли пропагандистки Наташи, ставшей теперь редактором «Правды» Валентина Кибардина. Яркую роль обаятельного прохиндея, «короля Санкт — Петербургского бильярда» Платона Дымбу сыграл Михаил Жаров, — которого вся страна вскоре узнает как графа Меньшикова из эпопеи «Пётр Первый» (вышедшим в том же 1937 — ом). Анатолий Кузнецов сыграл депутата Госдумы Тураева, показав образ благородного и самоотверженного интеллигента (что, к справедливости сказать после «Депутата Балтики» было совсем не парадоксальным явлением в «сталинском» кино). Холёный Алексей Бонди воплотил противоположного ему персонажа — лживого и далёкого от реального дела пролетарской революции меньшевика с внешностью судового доктора с «Броненосца Потёмкина», который с умным видом доказывал матросам, что на гнилом мясе на черви а личинки мух которые смываются рассолом. Небольшую роль тучного студента — меньшевика исполнил в картине Василий Меркурьев — много лет спустя сыгравший вместе с Борисом Чирковым одного из друзей в легендарной комедии «Верные Друзья» (1954). К слову, мелькнул на экране в крохотной роли солдата едущего в «теплушке» на фронт будущий «парень из нашего города» Николай Крючков. Помимо них, в ленте много других артистов создавших колоритных, запоминающихся героев. Например — потомственный литейщик, который «26 лет не проигрывал в бильярд, 26 лет участвовал в забастовках, 26 лет говорил только правду…»

    В сценарии написанным самими постановщиками, при участии Льва Славина много юмора, благодаря которому фильм не воспринимается давящим своим пафосом пропагандой. Сходу вспоминается сцена, в которой пришедший в редакцию «Правды» Максим застаёт свою подругу — главреда Наташу спящей за рабочем столом, и не желая её беспокоить сам берётся исполнять её функции, шикая на всех с шумом врывающихся в её кабинет. Можно вспомнить и знаменитую «дуэль» Максима и Платона Дымбы на бильярде (второй занимает важную должность на заводе, а потому знает куда начальство перебросило военный заказ, а герою эту информацию необходимо выведать),и то как он вальяжно расхаживая с кием вокруг стола распивает блатной мотивчик: -«Менял я женщин как перчатки, носил цилиндр шапокляк, давал людям на чай трояшки и пил три звёздочки коньяк!». Этот по всем показателям (пьяница, игрок, балагур и бабник) персонаж настолько понравился советскому зрителю, что впоследствии появился и в заключительном фильме трилогии, где уже будет анархистом.

    Художник картины Евгений Еней создал достоверные декорации Петербурга 1914 — ого, композитор Дмитрий Шостакович написал превосходные мотивы ставшие саундтреком ленты, а оператор Андрей Москвин заснял фильм применяя различные технические ухищрения, дабы на экране всё обрело значительно больший масштаб (например заседание в Государственной Думе снимали в павильоне «Ленфильма», создав при помощи зеркальной стены иллюзию просторного и многолюдного зала). Сегодня фильм основательно забыт, хотя и входит в рекомендательный список будущих режиссёров — выпускников ВГИКа. Посмотрев «Юность Максима» лет 10 назад, я долго искал его продолжение. Недавно наконец то мне посчастливилось посмотреть вторую и третью картины, этой первой советской кино — трилогии. Могу сказать определённо, что сиквел удался по всем пунктам: от уверенной режиссуры и увлекательного сценария, до блистательной игры занятых в фильме актёров и воссозданной атмосферы дореволюционного Питерского быта…

    Заканчивается же картина, со ставшей в последствии популярным в таких случаях намёком на возможное её продолжение. Россия вступила в Первую Мировую Войну, на фронт среди прочих идут разных мастей революционеры и агитаторы, среди которых и Максим. Герою партия приказала ступать на фронт и вести среди солдат «разъяснительную» работу. А его разговор с офицером, перед посадкой отряда в вагоны, можно счесть апокрифичным для царской армии и всей Российской Империи…

    10 из 10

    13 апреля 2015 | 22:04

    Заголовок: Текст: