всё о любом фильме:

Весна на Заречной улице

год
страна
слоган-
режиссерМарлен Хуциев, Феликс Миронер
сценарийФеликс Миронер
директор фильмаДаниил Нежинский
операторПетр Тодоровский, Радомир Василевский
композиторБорис Мокроусов
художникВасилий Зачиняев
жанр мелодрама, ... слова
зрители
СССР  30.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время90 мин. / 01:30
История любви юной учительницы школы рабочей молодежи и ее ученика — одна из самых популярных отечественных мелодрам. Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг его домогательства получают отпор!..

Поначалу он пытается играть в безразличие. Но проходит время — и он вдруг понимает, что к нему впервые пришло настоящее, глубокое чувство.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Примечателен тот факт, что Нине Ивановой, сыгравшей роль учительницы Татьяны Сергеевны, после этого фильма прочили большую карьеру киноактрисы. Однако, после «Весны на Заречной улице» Нина Иванова больше практически нигде не снималась, с 1966 года совершенно порвав с кино.
    • Благодаря этому фильму в Советском Союзе впервые появилось понятие «культовое кино».
    • Фильм снимался в Запорожье.
    Фрагмент 03:21

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Для советского кино середины 50-х годов был характерен поиск новых тем, а самым главным — обращение к человеку. Но по сравнению с фильмами «Павел Корчагин» Александра Алова и Владимира Наумова, «Сорок первый» Григория Чухрая и другими произведениями именно 1956 года, в «Весне на Заречной улице» (Марлен Хуциев снял свой кинодебют вместе с однокурсником Феликсом Миронером) предложен герой, живущий не в пору исторических свершений, но будто бы в обыкновенное, ничем не знаменательное время (не могли же авторы тогда напрямую откликнуться на переломный XX съезд). Поэтому-то История существует как бы за кадром. Однако именно эта картина стала своеобразной точкой отсчёта для кинематографа, который наконец-то повернулся лицом к современности. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 307 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    А ведь они поженились — Сашок и Татьяна Сергеевна. Это явствует из одного из более поздних фильмов (не помню режиссера и название), в котором в эпизоде играет Нина Иванова. Играет, кстати, все ту же полюбившуюся нам учительницу из «Весны…», приехавшую на встречу с бывшими одноклассниками (грим и костюм из «Весны…» воспроизведены один к одному). Когда назвали ее имя: «Татьяна Левченко!», она встала и сказала: «Только я теперь не Левченко, а Савченко!.. Я замужем. Живу в городе сталеваров, преподаю в вечерней школе» (за дословность цитаты опять-таки не ручаюсь). То есть вот такая кинематографическая улыбка и реверанс в сторону зрительских ожиданий. Очень приятный, ничего не скажешь…

    Тут выше прозвучала версия, что якобы любовь сталевара Савченко к учительнице осталась неразделенной. Это полная ерунда!

    Вы помните сцену посещения Татьяной Сергеевной металлургического комбината — рабочего места Савченко, забившего на уроки в вечерней школе? Так вот, я сегодня в.. . цатый раз пересматривала этот фильм и впервые обратила внимание на то, что сцена запуска печи, сознательно или бессознательно, получилась главной эротической сценой картины (старик Фрейд прыгает в гробу от радости). Помните, как что-то сначала там с этим мартеном не вытанцовывалось, и Саша берет в руки лом (чисто фрейдистский символ) и начинает долбить им что-то внутри печи, так сильно, страстно, по-мужски (а Татьяна сверху за всем этим наблюдает)… По-моему, безумно возбуждающе. И, как венец всех усилий — мощная струя раскаленной лавы и огненный оргазм, ой, салют металлическими искрами!

    Очень здорово, что учительница догадалась посетить завод и увидела своих учеников не в обычной школьной приниженности, а во всей красе большого и горячего дела.

    После увиденного в мартеновском цеху процесс любовной кристаллизации (по Стендалю), который весь фильм подспудно происходил в учительнице (об этом свидетельствуют филигранно разбросанные по всей картине детали типа взгляда, взмаха ресниц, пробежавшей по лицу тени и т. д.), — так вот, процесс кристаллизации любви в Татьяне Сергеевне пошел полным ходом. И Савченко, кстати, сделал безошибочно правильный ход, что бросил школу и перестал искать встреч с предметом своей любви — ничто другое не распаляет тлеющий огонек чувства так, как внезапное охлаждение после периода преследования и обожания.

    В общем, все это и «дожало» Татьяну Сергеевну, и последняя сцена с летающими билетами была вся проникнута ее молчаливым, но от этого еще более красноречивым либидо: «Люблю! Согласна! Я твоя!» Актриса Нина Иванова сыграла это так прозрачно, что не увидеть и не почувствовать этого может только бесчувственный слепец или эмоциональный тупица.

    А за то, что не стали делать в конце слюнявого поцелуя героев, а ограничились тонкими улыбками героев и этим очаровательным многоточием — отдельный зачет создателям. Так получилось в тысячу раз более чувственно и вдохновляюще, как-то крылато!

    Неудивительно, что это любимый фильм сразу нескольких поколений, особенно старшего. Да, наши отцы и деды, может, и не читали «Камасутру», не смотрели порнофильмы и не были так искушены в технике любви, как их дети и, особенно, внуки, но любовь у них была крепка, как смерть, и оргазмы у женщин были настоящие, а не сымитированные. И фильмы — тоже. Настоящие.

    Моя оценка фильма: 10 из 10

    11 июля 2010 | 08:16

    Сейчас, когда количество кинофильмов очень большое выходит каждый год, такие фильмы как этот хочется смотреть почему-то чаще, чем все остальные.

    Ничего особенного с одной стороны в фильме нет, простой рабочий парень, скромная учительница… Но ведь видишь героев а не актеров, и нет не каких особых гримов и декораций в фильме — а героем веришь на сто процентов, в их любовь, в их отношения друг к другу.

    Примечательно, что еще то, что фильм снимался в городе Запорожье (Украина) и сейчас проезжая по району Павло-Кичкас, где происходил основные события фильма, узнаешь заводы, улицы, как не прискорбно писать об этом, но там не многое поменялось с того времени, особенно бараки так и стоят.

    Вывод о фильме довольно прост: Фильм для людей и про людей, простых и добрых, таких которые были, есть и будут жить на нашей земле.

    9 ноября 2009 | 20:39

    Бывают хорошие фильмы, которые нравятся, идею которых принимаешь, но душа к которым не то что не лежит, но не возникает ментального контакта, эмоционального резонанса. Фильмов, которые при всех своих объективных достоинствах ещё и совпадают с твоим душевным настроем, абсолютное меньшинство. «Весна на Заречной улице» как раз из этой категории: светлый и красивый фильм про правильную романтику, любовь, жизнь.

    Здесь есть романтика будней, причём правильных будней: не задохнуться в любви и согласии в тесном и скучном семейном гнёздышке, а жить в большом мире, где есть тяжёлая, но любимая и нужная работа, где есть действительно надёжные друзья и большая любовь. Этим и прекрасны фильмы 50-60-х годов: в них ни грамма подспудной тревоги, никаких элементов мрачного триллера, зато есть фоновое ощущение счастья, построенное на всепобеждающей уверенности в том, что «мир устроен празднично и мудро». Поэтому красивы и зорки сердцем даже проходные герои «Весны…», которые за внешней холодной и строгостью своей молодой учительницы видят не снобизм столичной интеллигентки, а растерянность несмелой романтической девочки. Потому и вваливаются к ней на новоселье незваными гостями с подарками и полусухим вином, убеждая не словами, а поступками, плачущую Таню, что не чужая она им, а своя родная и близкая. Потому и встречает Таню улыбками её учеников сталелитейный завод и мартеновский цех. Потому и получился настолько пронзительно красивым мартен, что даже мне, отнюдь не фанатке урбанистических пейзажей, он кажется не уродливой железякой, а символом творчества и осмысленной, счастливой человеческой жизни.

    Вообще, отдельное спасибо хочется сказать гениальнейшему оператору. Оператор остановился на тонкой, приятной для меня грани, между осязаемой жизненностью происходящего на экране, когда кажется, что можешь прикоснуться руками и ощутить запахи, и нереальной эфемерностью сна. Здесь же камера смотрит чуть отстранённо: этот город реален, это не фантом, созданный прихотливой фантазией режиссёра, но чувственность и жизнь не бьют осязаемо глазам. Так смотрит на мир человек — визуал: не уходя в призрачную реальность утончённой мечты, но и не растворяясь каждой клеточкой в происходящем. И получается в результате город, в котором живут Таня и Саша, с одной стороны, просто чуть приглушённым фоном для повествования, а с другой — тоже полноправным участником истории. В этот город под звуки Таниного диктанта приходит снежная зима, укутывая сугробами уютные одноэтажные домики. Звонкое весеннее солнце плавит эти сугробы озорной капелью, освещая новосёла Мигулько, стоящего с новорождённой дочкой на руках на балконе совсем новенького дома, заселяющегося такими же молодыми, как он людьми — влюбляющимися, женящимися, рожающими детей. Майский воскресный день, согревающий своим мягким теплом стайку старшеклассниц в городском парке, и лодки на пруду, сменяется бурным очистительным ливнем. Вообще, только сейчас для себя отметила, что в этом фильме мы практически не видим стариков — детей, молодых — сколько угодно, а стариков нет. Ведь это фильм о молодости и весне. И это звенящее ощущение молодости блестяще передано оператором.

    Так же гениально оператор высветил на лицах главных героев их любовь. Хотя фильм в целом шире, чем просто мелодраматическая любовная история — это рассказ красоте человека и его духовном росте, но любовная линия мне здесь очень дорога. Одна из красивейших в мировом кинематографе. И дело даже не только в абсолютной психологической совместимости и дополнении героев. Сильный и жизнерадостный экстраверт Саша, способный силой своей любви убедить Таню в искренности своего чувства, крепкая рука, соединяющая застенчивую Таню с окружающими людьми, чтобы никогда больше не поселилось в её душе чувство одиночества (ну, про человеческое обаяние Рыбникова много слов сказано). И умная, строгая, романтическая девушка-интроверт Таня, прячущая за внешней неприступностью свою робость и ранимость. Таня, для которой Пушкин или Маяковский — люди не менее родные и любимые, чем её ученики, способная открыть перед Сашей такие новые горизонты, которые были раньше ему не доступны. (Многие критикуют игру актрисы, но как по мне, так она блестяще справилась с задачей: холодная официальная Татьяна Сергеевна мигом преображается в искренне улыбающуюся девчонку, стоит ей только оказаться среди тех, кого она точно может не стесняться и не бояться. Только сцену с Рахманиновым не люблю: вот там переигрывает, на мой взгляд). Эта любовь раскрывает в любящем человеке самое лучшее, что было и о чём он, может быть, сам не догадывался, потому что в любимом он видит в первую очередь внутреннюю красоту. Поэтому Саша на второй же день знакомства говорит не о Таниной неземной красоте, а о том, что ему нравится этот человек, а затем раскрывает день за днём в этом человеке всё новые и новые достойные любви грани (Невольно вспоминается Высоцкий: «Красивых любят чаще и прилежней, веселых любят меньше, но быстрей, — и молчаливых любят, только реже, зато уж если любят, то сильней.») И Таня начинает смотреть на Сашу новым, нежным взглядом, стоило ей только обнаружить в нём не просто страстно влюблённого мужчину, а человека, у которого есть ум, душа, характер. Поэтому герои проходят долгий и трудный путь к себе и друг к другу. Проходят без наигранных театрализованных страстей, но с невообразимой гаммой чувств, отражающихся на их лицах — надо только вглядеться в эти крупные планы. У Саши всё наружу, душа нараспашку — и отсюда эта яркая палитра смущения, восторга, преклонения перед любимой, боли и обиды, а затем — надежды. А если внимательно всмотреться в строгое лицо более сдержанной Тани, то и на нём можно увидеть растерянность и недоверие, радость встречи и горечь обиды, а самое главное — задумчивую нежность начала любви. И всё это — только взглядами, негромкими жестами, чуть заметной игрой света и тени. И тысячу прав Марлен Хуциев, что не стал заканчивать фильм банальнейшей свадьбой или страстным поцелуем в диафрагму Дело ведь не в том, что Саша и Таня будут жить долго и счастливо и умрут в один день, а в том, что 2 человека нашли друг друга. Дальше начинается уже новая история. Ну а зрителям остаётся прелесть открытого, но вполне понятного финала и звенящее ощущение весны — чудесной поры начала.

    9 из 10

    21 января 2016 | 19:49

    Хотя большая часть его действия происходит морозной зимой, этот фильм первым ассоциируется у меня с маем, с Первым мая. Весенняя и душевная романтическая история советского времени, так трогательно повествующая о светлых и настоящих чувствах сурового парня-рабочего, преданного сталеварному делу и мартеновской печи, и неприступной молоденькой учительницы, пропитанной идеалами классики русской литературы.

    А в цвете фильм получился не менее атмосферным, чем в ч/б: в нежных пастельных тонах…

    10 июля 2016 | 21:53

    Жаль.

    Жаль, что такие фильмы, как «Весна на Заречной улице» не посмотришь на большом экране… Это я часто говорю в своих рецензиях.

    А потому жаль, что кино «человечное» — про настоящие чувства настоящих живых людей. Ведь это всегда интересно смотреть.

    То, что удалось 31-летнему Хуциеву, мало удается современным режиссерам — он правдиво передал время. Очень увлекательно рассматривать вторые планы (ведь у Хуциева ничего случайного нет), какие фонари тогда были, какие бордюры на дорогах в 1956-ом, каким утюгом гладили одежду и проч… Еще одна заслуга (на мой вкус) в том, что пресловутая советская идейность в кино со всей своей пафосной агитацией ушла на второй план. История не о том, что если ты коммунист, то будет и любовь, и достаток, а о том, что если ты человек, то можешь добиться и любви, и достатка, и что происходит вне сердца, уходит на второй план.

    И еще мне кажется, что нарочитая и местами нелепая недоступность молодой учительницы Тани смотрится в 2009-м как безнадежно потерянный романтический идеал… Сейчас такое поведение считается смешным, но мужчинам, я знаю, и в 2009-м хочется бороться за женщину. В этом бессмертность картины Хуциева и Миронера.

    8 из 10

    2 января 2010 | 22:48

    Это если коротко. Название, безусловно, на слуху давно, но посмотреть удалось только теперь. Рассчитывал увидеть что-то в лучших традициях советского кинематографа, качественное и, одновременно, простое и милое, душевное, если хотите. Тем более, что фильм-то о любви!

    Не оправдались мои ожидания. Фильм показался скучным и скудным по своему содержанию. Сюжет построен на почве недоразумения, слишком, как мне кажется, простого, чтобы так долго его разрешать. Интересно было прочитать о том, что в картине поднимается тема любви представителей разных слоев общества: интеллигенции и пролетариата. Поймал себя на мысли, что совершенно не придал этому значения при просмотре, да и сейчас — по окончании оного — считаю, что данная тема не была раскрыта.

    Название. Много пишут о том, что, мол, ощущение весны и пр. Тоже не усмотрел. Вероятно сказался тот факт, что основные события (коих, впрочем, и так было слишком мало) развивались в первой части фильма, когда этой самой весной еще и не пахло. А поскольку скука уже успела проникнуть в «умы и души» зрителей (меня — в частности), то не исключено, что какой-то «смены сезонов» они могли и не заметить или, скажем, не оценить.
    Проще говоря, фильм остался непонятым. Стремительное возникновение чувств у главного героя — откуда, в связи с чем и т. д. — первый вопрос. Поведение героини, такое ощущение, смутно представляющей себе, куда она попала, и что ей надо от жизни вообще. Это второй. Непонятные персонажи «второго плана»: инженер, не способный связать двух слов, его странная дружба с героиней и невнятные ухаживания за другой девушкой. Совершенно неубедительный «антигерой». Его «интриги» просто смешны!

    В общем, всё как-то скомкано, тускло и безлико. Даже Рыбникова почти не узнать. Добавим сюда минимальное (против желаемого) количество юмора и получим… совсем не то, что хотелось бы.
    7 из 10

    20 апреля 2009 | 12:18

    Когда мы только смутно начинаем ощущать запах пробуждающейся земли, а на вишневых веточках набухают застенчивые почки, наше сознание переносит нас в прошлое, в котором нам не пришлось пожить… Весна — время ностальгии, сладостной, щемящей, чуткой и очень отзывчивой. Она оживает нас с порывом ветерка или промелькнувшей сквозь тучи лазури, с первым подснежником или тихим ритмом дождя.

    Весной мы оживаем для новых надежд и для старых воспоминаний. Тех, которые живут в нас еще до рождения, и тех, которые мы вновь и вновь обретаем в кадрах картины, которой суждено было навсегда изменить своего зрителя и свою страну. Мы переносимся в промышленный городок среднего Урала, проникаем в тайны красоты заводских труб и сталелитейных цехов, мы учимся понимать, что по заводским проходным ходят не парни из той самой стали, а живые, простые, трепещущие, а иногда и слабые люди… Словно бы в повторяющемся сне мы всякий раз заново переживаем весну на улице Заречной.

    И так легко нам дышится там, в 1956 году… Так отчетливо запомнились песни под гитару под окнами до глубокой ночи, лица, в которых столько веры в будущее и столько надежд на настоящее, и образ обаятельного и чуть смущенного собственной дерзостью героя мартеновсих цехов, мальчишки, не умевшего до этой весны любить. Мы помним, какими скромными были мы, и какими целомудренными — наши мечты. Мы помним молодость наших бабушек и дедушек, помним детство наших родителей так отчетливо, словно и самим нам довелось вдохнуть аромат той оттепели.

    Мы помним все, что было не с нами… Но когда голову кружит запах цветущих вишен и хочется зарыться в траву, плакать от счастья, что ты живешь, и земля живет, и весна вновь наступила, тогда мы без слов — душой — осознаем: нет все это было с нами! Это в белых фартучках мы бежали под деревьями вдоль школьного забора, мы сидели вечерами в классах, мы искали любви и боялись ее, кутались в свое одиночество и свою гордость, с расточительностью 25-летних думая о том, что всегда будет в запасе вторая попытка.

    И каждый год с первыми нотами капели мы вновь волнительно ждем перемен, сладко предвкушаем цветение, оживляем надежды, которыми жили ученики вечерней школы рабочей молодежи по адресу улица Заречная, дом 2. И каждую весну мы молодеем на целый год, стряхиваем с себя шелуху наступившей зрелости и отправляемся в самое заманчивое путешествие — вслед за своей мечтой, по самому прекрасному маршруту — в молодость той эпохи, на закате которой мы были рождены. И так всю жизнь нам суждено нести в глубине сердца тоску по стране, жить в которой посчастливилось не нам…

    Посвящается М. К.

    16 апреля 2013 | 01:10

    Не поймите неправильно и не судите строго столь вольный заголовок. Ничего не имею против советских фильмов, искренне восхищаюсь былыми актерами, режиссерами и сценаристами, но есть в любой бочке мёда хоть и маленькая, а ложка дегтя. Обзовём эту ложку модным нынче словечком — «пропаганда».

    В «Весне» это вам и мартеновский цех с перевыполнением плана, это до скрежета зубов правильная учительница, это ликбезы. Нет, я не отрицаю, что человек должен учиться. В принципе мне даже нравится противопоставление расхлябанного гитариста инженеру с завода. Но учительница Татьяна Сергеевна, ух, зануда из зануд. Опять-таки, я не против учителей или любителей классической музыки. Я за то, что нужно быть немного проще. А она пришла учить, по сути, своих ровесников, а ведёт себя с ними, как будто перед ней начальная школа.

    Эпизод, в котором вышеупомянутая учительница отправляется на завод, говорит сам за себя. Вот вам все достижения советского человека, вот мы трудимся во имя Советского Союза. И этот эпизод — хороший урок Тятьяне Сергеевне, ведь она, при всём своём педагогическом таланте, знает своих учеников с одной стороны. А тут нате вам, пожалуйста.

    С другой стороны, идейный посыл этого фильма не так уж плох. Даже очень не плох. Лучше наверное показывать достижения мартеновцев и мотивировать народ к получению образования, чем бесконечные пьяные баталии и голые задницы.

    В общем, доброе вышло кино, хотя и несколько наивное.

    7 из 10

    19 марта 2016 | 13:59

    Удивительно красивый фильм с красивыми актерами, точно передавшими время, время надежд и идеи. Не смотря на время создания фильма, практически не акцентируется социалистические лозунги, т. е. кино на все времена.

    Начало фильма передает промозглость ноябрьских деньков, середина — хруст и снежные шали зимы, и вот весна — расцвет и похождения как во всех городах Союза в те годы, не потому ли и любим этот фильм.

    Повествование о простых и вечных ценностях и чувствах. Приглядитесь какое идеальное решение со светотенью в эпизодах передачи чувств героев через глаза (Татьяна слушает концерт по радио, Саша любовно смотрит на Татьяну в классе, разговор в парке)

    Это замечательно, что фильм черно-белый, иначе и быть не могло. Какие душевные песни в фильме, поистине она стала народной — «И ты мне улица родная и в непогоду дорога»

    10 из 10

    23 октября 2010 | 23:40

    После просмотра советских фильмов, у меня в душе обычно возникает какое-то неуловимое чувство добра, чистоты, детской наивности. Но фильм «Весна на Заречной улице» какой-то особенный… во всех смыслах этого слова. Фильм о другой жизни, других людях, другой эпохе (хотя я её и не знаю лично). Трудно судить насколько правдоподобен этот фильм в изображении страны в 50-е годы, но одно совершенно ясно — чтоб СНЯТЬ такой фильм нужны талантливые, чуткие сценаристы и режиссёры, и не менее душевные зрители. Сейчас на фильмы тратится уйма денег, но почему-то почти все они «одноразовые». Вот посмотрю их один раз и пересматривать нечего… Да, чего-то сейчас всё-таки не хватает.

    Сюжет фильма незамысловатый, но подкупает своей простотой, идеализмом, наивностью. Нет кричащей идеологии. А любовная линия держит нас в оцепенении не просто до конца фильма, а и после него. Я второй день под впечатлением от увиденного, и мысленно придумываю как могла сложиться судьба главных героев.

    Многое было сказано об этом фильме в других рецензиях. Я считаю, что Таня любила Сашу. И не потому отдалялась от него, что он рабочий, «работяга», а потому, что тот способ жизни, какой он вёл, не соответствовал её идеалистическим представлениям о мире. Она тонкая натура, читает Блока и слушает Рахманинова. Он — простой рабочий, который, каким она его видит, гуляет с девчонками, пьёт с друзьями и отпускает сальные шуточки. И лишь потом по крупицам она получает о Саше информацию, а вместе с ней и зритель. А Саша ведь парень хороший, но с трудной судьбой. Не учился — так ведь и не было у него такой возможности, когда отец погиб на фронте и семья голодала, и он вынужден был пойти мальчишкой на завод. Он жил среднестатестической жизнью. От пятилетки до пятилетки, так сказать. Ухаживал за среднестатестической Зиной. И не ожидал, что влюбится именно в такую «инопланетянку», как Таня. Мне показалось, что Таня поняла, что любит Сашу тогда, когда увидела его за работой — сильного, ответственного, серьёзного мужчину, «покорителя огня», а не гуляку с рьяными дружками. Любовь, ко всему прочему, облагородила Сашу, заставила потянуться к лучшему.

    Фильм не утрачивает своей актуальности и спустя полвека, так как говорит о лучших и важнейших сторонах человеческой жизни — любовь, дружба, смысл жизни, и т. д.

    11 мая 2014 | 18:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>