всё о любом фильме:

Вечера на хуторе близ Диканьки

год
страна
слоган«Family»
режиссерАлександр Роу
сценарийАлександр Роу, Николай Гоголь
директор фильмаАлександр Демьяненко
операторДмитрий Суренский
композиторАркадий Филиппенко
художникАлександр Дихтяр, Л. Душина, А. Иващенко
монтажКсения Блинова
жанр фэнтези, мелодрама, комедия, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время66 мин. / 01:06
Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Экранизация повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    Трейлер 01:09
    все трейлеры

    файл добавилvic1976

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    В СССР даже само слово «Рождество» не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления. Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов (вспомним ленты тех лет — «Чудотворная», «Тучи над Борском», «Грешница») при экранизации «Ночи перед Рождеством» режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей. По всей видимости, постановщик был вынужден усилить в трактовке рождественской язвительной фантасмагории Гоголя, прежде всего, антиклерикальные (в образе дьяка, сыгранного Сергеем Мартинсоном) и явно эксцентрические (в представлении чёрта в исполнении Георгия Милляра) черты. Теперь уже трудно сказать, что подверглось новой редакции в 1970 году, поскольку мы уже имеем дело с исправленной копией, которую, кстати, ныне любят показывать на телевидении именно на Рождество. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 182 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Великолепная экранизация горячо любимой мною повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством». Когда смотришь этот фильм, забывается, что он был снят почти 50 лет назад, настолько яркие и живые все его герои. Классика, литературная и кинематографическая, не имеет возраста.

    Сейчас мне кажется, что когда я впервые читала повесть Гоголя, давно, в школьные годы, все ее персонажи виделись мне именно такими и что другими они и быть не могли. Кузнец Вакула — такой серьезный и надежный и одновременно влюбленный до робости. Красавица Оксана — задорная и жизнерадостная, кокетливая, как любая девушка, но в душе очень трепетная и чувствительная. Козак Чуб, отец Оксаны — солидный и важный, само воплощение основательности. Другие добрые козаки — голова, дьяк, кум Панас, козак Свербыгуз, Пузатый Пацюк — у каждого из них есть своя «изюминка», свое запоминающееся лицо. Солоха, мать Вакулы — радушная и приветливая со всеми козаками, но себе на уме, одним словом, ведьма. И, конечно же, персонаж, без которого все повествование потеряло бы свой смысл — черт в исполнении Георгия Милляра. Невозможно забыть его прыжки, ужимки и гримасы, равно как и само выражение лица со свиным пятачком и маленькими рожками. И почему-то этот черт неизменно вызывает улыбку, такой он забавный и совсем не страшный.

    Не буду пересказывать сюжет, наверняка все с ним прекрасно знакомы. Скажу только, что в фильме блестяще передана атмосфера гоголевской повести — козаки, идущие в шинок и проклинающие укравшего месяц черта, колядующая молодежь, веселые зимние забавы и игры, сама волшебная ночь, в которую может твориться всякая чертовщина. Сцены с прыгающими мешками в хате Солохи и затем на улице сняты просто изумительно. Отдельного упоминания стоят старухи-сплетницы, наперебой обсуждающие, утопился кузнец или повесился.

    И все же эта история, в первую очередь, о любви. О любви, ради которой можно не только достать с неба звездочку, но и покорить саму нечистую силу, и просить о подарке императрицу российскую. О любви, для которой на самом деле оказываются не нужны никакие подарки…

    Обязательно смотреть всем поклонникам творчества Гоголя и просто любителям хорошего кино.

    10 из 10

    13 января 2009 | 00:38

    Фильм представляет из себя довольно небольшое в плане хронометража произведение, однако коль учесть то, что и снят он по довольно некрупному бумажному первоисточнику — повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», — становится абсолютно ясно: данное количество времени, что идёт кино, дозволяет полностью раскрыть тему повествования, его главных героев и вместе с тем привести все это действо к логическому, красивому финалу.

    Александру Роу удалось создать такую ленту, которая, несмотря на свою некоторую курьезность, не воспринимается без должной серьезности, словно глупый видеоряд — нет. Подобная детскость создаёт особый шарм картины, делая её ещё привлекательней и атмосфернее, ввиду чего историей лишь больше интересуешься, а героями проникаешься. И это прекрасно, ибо именно подобным антуражем, именно актерской игрой и общим синопсисом действия фильм притягивает к себе внимание зрителей уже более пятидесяти лет и, я думаю, сможет делать подобное ещё столько же: классика не стареет, а эта — чистейшая классика как в своём бумажном виде, так и в кинематографическом.

    Я хочу сказать, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» Роу — это беспрекословно красивое, завораживающее своей некой душевно-тёплой атмосферой зрелище, которое одинаково и смешно, и поучительно, и в хорошем смысле наивно. Данные факторы, будучи соединенными в одной ленте, демонстрируют зрителю прекрасную экранизацию первоисточника, в которой и спустя долгие годы не видно бутафории ни в декорациях, ни в актерских работах. Юрий Тавров создал именно такой образ Вакулы — немного наивный, но крайне решительный и смелый, — который представляется при чтении рукописного прародителя (по крайней мере так было у меня), потому очень жаль, что это — единственная его серьезная роль в кино. Людмила Мызникова, — также, к сожалению, оставив свой след в кинематографе лишь данным образом, — сотворила на экране героиню тоже такой, какой её видишь на страницах повести: в некотором смысле глупая и эгоистичная (вообще, кто не знает, Николай Васильевич довольно холодно относился к женщинам как в жизни, так и в своих творениях — это так, «к слову»), что никак не уменьшает её физической красоты и влияния на зрителя конечного душевного перерождения, раскаяния. Потому можно сказать, что данная история не только в конце представляет нам хорошую, счастливую кульминацию; она подводит к этой кульминации путём сентенциозного, поучительного повествования, которое будет полезно и детям, и взрослым.

    Тогда: данная кинолента — отличная дань уважения оригиналу, которая увеличивает не только его ценность, но уже имеет и свой «вес» как классика советского кино. Являя из себя красивое, волшебное действо, наполненное таким близким Нам духом, фольклором, качественными декорациями да отличной актерской игрой — причём не только молодых лиц, но и таких мэтров, как Людмила Хитяева, Георгий Милляр и другие, — лента вместе с тем подходит для просмотра как детям, так и взрослым, «наполняя» праздничной атмосферой и тех и других одинаково. Посему особенно в данный период времени, на кануне праздника, я советую данный фильм к повторному просмотру, или к первоначальному ознакомлению: один час — совсем немного времени, тем более, что потрачен он будет не в пустую.

    P.S. Спасибо за внимание.

    11 декабря 2015 | 09:21

    Веселая история о том, как устраивали свою личную жизнь жители украинского села в Ночь перед Рождеством.

    История, рассказанная великим писателем бережно перенесена на экран великим режиссером-сказочником. Только быт показан не русский, а украинский. Ах, эта певучая украинская речь, украинские национальные блюда, от которых слюнки текут и неповторимые украинские костюмы!Время, когда люди верили в чудеса и были черти (кстати, совсем не страшные и не злые, а очаровательные, и даже чем-то похожи на новорожденных поросят, которых так любят украинцы) прекрасно показано мастерами кино.

    Смотрите сказку не только в Ночь перед Рождеством и верьте в чудо, которое называется любовью.

    10 из 10

    20 сентября 2013 | 13:32

    Хотя после выхода этого фильма в карьере народного кудесника Александра Роу еще были великолепные ожившие сказки, именно экранизацию знаменитого произведения Гоголя можно смело назвать апогеем творчества всеми любимого режиссера. Сегодня трудно представить себе зрителя из бывшего СНГ, который бы не провел хотя бы одни праздники без приятного настроения от этого фильма — перед нами настоящая живая классика, которая, хочется верить, не померкнет с течением времени и со сменой поколений.

    Уже вступительная сцена настраивает своим неутомимым музыкальным сопровождением, которое сменяет ритм и эмоциональные акценты, но неотрывно сопровождают саму историю. По первым же ощущениям фильм напоминает больше театральное представление, только вместо тесной сцены — обширные декорации. Большая часть отдельных локаций создает ощущение камерности пространства и определенной студийности. Недостаток ли это — решение сугубо индивидуальное. Развитие сюжета действительно в большей мере напоминает ожившие графические иллюстрации к книге, чем современное кино. Если продолжить эту линию ассоциаций, то можно привести в пример классические работы студии Disney.

    Сюжет, основанный на культовом произведении Николая Васильевича Гоголя, стремительно окунает зрителя в водоворот событий. Если это ваше первое знакомство с картиной, вас ждет колкая сатира на тему добра и зла, социальных и семейных отношений, одно удивительное, хоть и короткое путешествие, и множество колоритных персонажей. Более чем скромная продолжительность в час с небольшим, не даст вам заскучать, а по истечению этого времени, удивляешься, как такой хронометраж вместил известное обилие событий. Даже с учетом того факта, что за более чем пол века кинематограф сделал стремительный шаг вперед, подобные фильмы еще способны собрать у экрана людей разных возрастов и предпочтений. Та самая художественная наивность и колорит фильмов Роу создают неповторимую семейную атмосферу.

    9 из 10

    13 января 2015 | 00:03

    Моя самая любимая Рождественская история! Особенно порадовала восстановленная цветная версия.

    Прекрасная экранизация бессметного произведения Гоголя с отлично подобранными актёрами хорошо передала атмосферу самобытного украинского села, со всеми свойственными украинскому народу качествами, такими как: чувство юмора, умение с размахом гулять, петь и веселиться на все праздники, особенно на Рождественские.

    Актёрское мастерство таких великолепных актёров, как Георгий Милляр, который великолепно смотрится в гриме чёрта; Людмила Мызникова — красивая и дерзкая Оксана; эффектная кума Солоха — Людмила Хитяева, Александр Хвыля и многих других — доставляет одно удовольствие!

    Фильм обязателен к просмотрю каждому, кто хочет приятно провести время и поднять себе настроение!

    10 из 10

    19 января 2010 | 15:48

    Рождество. Незалежная. Хутор. Едкая ирония Гоголя в снежных сугробах и сказочная собака, съеденная Роу, призрачно виляющая хвостом из каждого кадра. Новый год наступил, но в кладовых запрятана еще не одна бутылка мутной горилки, а, значит, задорные праздничные колядки не раз отдадутся звонким гулом в разудалом чубе. Классика на то и удивительное явление, что может выступать в совершенно несвойственных ей ипостасях, вроде постновогоднего продолжения банкета.

    Тот, чья хата с краю, знает всё и про всех, а потому услужливо вводит временно позабывшего (по понятным причинам) девять классов образования зрителя в курс дела: хто е хто, хто кого кохает, а самое главное — хто е хозяин в будинке. И что в маленькой Диканьке, что в стольном граде Петербурге во главе праздничного стола сидят кокетливо хитрющие пани, держащие чоловиков под каблуками своих черевичек. Молодая Оксана и ее коварный сообщник зеркало учиняют форменное издевательство над неопытным парубком Вакулой, не знающим, что чем вродливее дивчина, тем чуднее ее причуды. Кума Солоха — что за баба! Справжня украиньска жинка — и кума пидманет, и дьяка пидвидет и чёрта с ума розума зведет. Под стать им императрица, даром, что немка, вальяжно играющая судьбами сынов Малороссии. Эх! За таких-то женщин можно на край света за одну ночь отправиться, просидеть в мешке всю предрождественскую ночь, да что там — сугробы своротить, протаптывая дорогу к крыльцу милой сердцу особы. Тем более, что атмосфера располагает к различным семейным посягательствам и тяге к объединению.

    Несмотря на странную прихоть григорианского календаря, разместившего в календарной сетке светлый праздник Рождества через неделю после, прямо скажем, не самого добродетельного Нового года, сёмое сичня сохранило особенный статус семейного праздника души. Заполошенные гоголевчане чтят традиции, создавая и оберегая ячейки славного казацкого общества, щедро наливая борщ с галушками любому, кто зайдет к ним на хутор: сыновья и донечки, братья и сестры — всем рады; есть еда, питье, чудеса. Бесовская мистика мирно уступает традиционному добру в белых балахонных одеждах, побеждающему оборванца-чёрта. Тактично обойдя вопрос о… (взгляд ввысь), «Ночь перед Рождеством» показала острый язычок краснознаменной цензуре, сложившей ручки на груди: Рождество есть? — Есть (ну так дату из календаря мы выкинуть не можем), а о… (кивок вверх) упоминаний нет, значит, все по программе партии. Так что дело здесь совсем не в религии, а в тех звёздах, что сыплются из дырявой сумки Солохи, освещая уютные хаты, где раскрасневшиеся на морозе счастливые люди собираются вместе. За фантастической небылицей кроются житейские истины, узнаваемые и принимаемые под любой личиной, так же, как в Оксане видится не только чванько, но и простая хорошая дивчинка, хотя необходимо признать, что обычно Оксаны действительно чудо как хороши (смотрюсь в зеркало для проверки: все верно, хороши).

    7 из 10

    17 декабря 2011 | 22:39

    Наступила Рождественская ночь. Чудная, звездная, синяя-синяя. Мороз трещит, снег блестит, до чего же хорошо! Так и хочется сесть возле разрисованного снегом окошка и слушать старые сказки. Садится умелый рассказчик на скамейку рядышком, немало историй поведал он на своем веку. Открывается потрепанная книга, смотрит лукаво Гоголь с первой страницы, ухмыляется: сумеет ли сказочник воскресить давно знакомых героев, справится ли с надменной Оксаной, Вакулой-кузнецом да самим мохнатым чертом?

    Хорошо рассказчик слово молвит. Страницы переворачиваются, герои оживают, слушают его уверенный голос, подстраиваются под каждую интонацию. Вот они, совсем реальные. Тут черт поганые дела свои воротит, месяц ясный в мешок утащил и давай вьюгу нагонять да хорошим людям пакости делать. Чтоб тебя, проклятый! Но насмехается сказочник над сатанинским отродьем: в снег толкает неуклюжего, слова сказать не дает, еще и свиное рыло пририсовал. Не страшен такой черт, смех да и только. Там два кума бредут по заснеженной дороге. Есть месяц или нет, а выпить охота. Оно как-то и грешно не хильнуть по чарке перед Рождеством. Мужики статные, подпоясанные, усы пышные, смех, как из бочки. Ну и пусть идут себе, пока жинки с кочергой не нагнали да по знатной пояснице не надавали. На другом конце села Солоха гостей принимает, радушно встречает, забавляет. Ай да баба, ай да Солоха! То хохочет на всю хату, то просто пышными губами улыбается, хитрая ведьма. А в чьей это хате ярко свет горит, где красавица собой в зеркало любуется? Румяная, круглолицая, глаза большущие, лукавые. Парубков дразнит, негодная дивчина. Рядом кузнец Вакула стоит, грустный и угрюмый. Не любит Оксана верного работящего хлопца, хоть иди да повешайся.

    Скоро сказка молвится, а мудрый рассказчик о многом успел поговорить. Поведал о девичьих мечтах и о том, как ищут девчата самого лучшего молодца на свете, не замечая простых, добрых кузнецов рядом. Заметил, как кумушки любят посплетничать, а оттого и приврать немного. По-доброму посмеялся над богобоязливыми прихожанами, которые перед церковью так смачно ругаются, что сам черт бы позавидовал. Но главное, как ладно и складно всё рассказал. Тут немного удивил, там слегка напугал, напоследок рассмешил хорошенько. Вареники летают и в сметану запрыгивают, чёрт плывет по небу, месяц, словно нарисованный, а звёзды мерцают, как ёлочные игрушки. Кажется, что это сам Гоголь сидит на скамейке, улыбается и читает о том, как весело живут люди на хуторе близ Диканьки.

    Вот и сказке конец. Вспомнились древние обычаи, захотелось выбежать на морозную улицу, поколядовать, пошуметь и в снегу повалятся, как в старые добрые времена. Случилось рождественское чудо, ожила сказка.

    2 августа 2014 | 23:19

    Очень люблю и безгранично уважаю творчество Николая Васильевича Гоголя. И несмотря на то, что многие упрекают его за чрезмерное упоминание «чертовщины» в своих произведениях, я, наоборот, всегда это поддерживал. Во-первых, тема мистики как таковой для меня очень актуальна и всегда интересна, во-вторых, писатель, как мне кажется описывал абсолютную правду.

    Экранизация «Вечера на хуторе близ Диканьки» мне понравилась буквально с первых кадров. Просто замечательная картина, снятая безусловно с душой, талантливейшим режиссером Александром Роу, известным широкому зрителю по таким творениям, как, например, «Морозко».

    Картина повествует о приключениях славного молодца-парубка Вакулы, которому пришлось «задействовать» нечистую силу для того, чтобы убедить свою возлюбленную выйти за него замуж…

    Фильм является прежде всего сказкой, которая, по-моему, подойдет к просмотру как детям, так и взрослым. Все сделано настолько качественно, реалистично, что буквально захватывает дух. Добрая атмосфера, присутствующая в фильме, помогает зрителю как бы попасть в эпицентр событий, происходящих в картине, словом, почти буквально поучаствовать, можно сказать, постоять рядом с героями.

    Замечательная работа композитора. Музыка, звуковые эффекты подходят к каждому кадру и способствуют созданию целостности восприятия картины зрителем. Тоже самое хочется сказать и в адрес художников-аниматоров, которые постарались на славу, несмотря на 1963 год выпуска.

    Положительнейшее впечатление как всегда произвел Георгий Милляр, сыгравший черта. Просто очаровательно.

    Словом, получилась добрая и светлая сказка-фильм для всех возрастов.

    Бессмертное творение.

    10 из 10

    22 января 2010 | 16:58

    Я всегда любила книги Николая Васильевича Гоголя за редчайший для прозаика поэтический дар изложения, способность видеть чудесное, необычное в обыденном, традиционном, бытовом, а экранизация замечательной комедии произвела ещё большее впечатление.

    Это настоящая красочная, озорная и динамичная сказка о кузнеце Вакуле, красавице Оксане, нечистой силе и царицыных черевичках: с песнями, танцами, колядками и теплым малоросским колоритом.

    Актёры фильма удивляют в хорошем смысле слова. Георгий Милляр настолько потрясающе сыграл чёрта, что я смотрела с упоением, с наслаждение, даже, можно сказать с гордостью, потому что только у нас добрые, положительные сказки. Даже чёрт, казалось бы отрицательный герой, всё равно чем-то от него веяло добрым, положительным.

    Каждый герой запомнился по-своему, у каждого была своя начинка, изюминка.

    В сказке обилие всяких «волшебств», но они так оригинально вплетаются в реальные события, что зритель невольно воспринимает их как должное.

    В эту волшебную ночь должны совершаться чудеса, мы их ждем, и они происходят: Солоха собирает звезды с неба, черт крадет месяц — единственное освещение в Диканьке; Вакула достает черевички для своей возлюбленной Оксаны, которые носила сама царица.

    Счастливая развязка еще больше приближает фильм к сказке.

    Смотрела этот фильм очень много раз, и с удовольствием посмотрю столько же.

    Тут только может быть 10 из 10

    Но я бы поставила больше.

    1 сентября 2009 | 15:24

    Позволю себе немножко отклониться от темы и сказать пару слов касательно жанра «фильм-сказка». Нетрудно догадаться, что этот жанр в соответствующем формате — явление исключительно восточноевропейское (приоритет отдаю, конечно, советским сказкам, но не стоит забывать фильмы аналогичного жанра чехословацкого и польского производств).

    У меня язык не повернётся назвать «сказками» фэнтэзийно-фантастическую дурь американо-западноевропейского производства, которая ныне непонятно почему максимально занимает всемирную нишу «фильмов для детей». Многие винят забугорную фантастику, ориентированную на молодую аудиторию, в отсутствии внутренней «доброты» и поучительных мотивов в содержании. Но дело не в этом.

    Кому к чёрту нужна доброта и поучения? Это пережитки прошлого и давным-давно догорают в топке истории. Дело в другом: в сравнительном качестве наших старых фильмов-сказок и ихних современных сказочных блок мать их бастеров — это небо и земля.

    Советские режиссёры-сказочники максимально добросовестно подходили к работе над своими фильмами — и на выходе получалось стопроцентно качественное зрелище, как по форме, так и по содержанию. Настолько качественное, что фильмы Роу, Птушко, Рыцарева, Кошеверовой и др. в большинстве своём до сих пор производят потрясающий эффект. По сравнению с ними любая иностранная поделка, независимо от того, сто миллионов в неё вложили или двести пятьдесят, — выглядит более чем нелепо и глупо.

    К сожалению, наши, то есть ваши — господа тридцати-сорокалетние сограждане, — дети преимущественно понятия не имеют о том, что фантастика (в значении «сказка») может быть другой, нежели та, которую заливают на Западе и сливают нам; она может быть НАШЕЙ и может быть при этом в миллион раз качественнее и в миллион раз интереснее любого крупнобюджетного заграничного аналога. Хотя аналогов нашим сказкам в североатлантическом кинематографе нет вообще — там за сказку выдаётся либо разгруженный микроужастик в самом худшем смысле этого слова, либо перегруженный трэш совсем уж неопределённого происхождения.

    Думаю, что было бы неплохо сейчас устроить повторный прокат тех же «Вечеров», «Морозко», «Майской ночи», «Волшебной лампы Аладдина», «Ледяной внучки», даже «Василисы Прекрасной» и «Кащея Бессмертного» и многих других потрясающе красивых визуально и наполненных полноценным внутренним содержанием фильмов советской эпохи; уверен, что, посмотрев их на большом экране, многие наши современники придут в полный восторг и больше никогда не ввергнут себя во власть со стороны третьесортной западной продукции.

    Берём пример с Лукаса — он ведь устроил повторный прокат оригинальной трилогии «Звёздные войны» спустя двадцать лет после её появления, почему бы и нашим прокатчикам не устроить ренессанс советского кинематографа в рамках отдельно взятого жанра? Идея-то превосходная и, что важно для господ прокатчиков, — прибыльная. Особенно в нынешних условиях, когда в кинотеатрах идёт всякий вздор типа очередного «Форсажа» (будь он не ладен) или очередных «Людей-X», которые, в какой бы истерике ни билась рекламная кампания, вряд ли станут притяжением для вменяемых умов и сердец. Лично я с удовольствием пойду на повторный прокат «Вечеров» (для меня он, конечно же, будет премьерным), пойду и потащу за собой всех, кого успею отловить.

    ПЫС. В первый раз конкретно по теме выступаю в рамках постскриптума. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это, разумеется, шЭдЭвр. По большому счёту, о нём даже нечего сказать. Разбрасываться банальностями типа «Очень хороший фильм» и «Мне понравилось» не стану. А впрочем, ладно — это Отличный фильм. Таковым был, есть и всегда будет. Пусть Голливуд лопнет от зависти — но уровня советской сказочной школы не достигнет никогда. Грустно говорить, но современный российский кинематограф тоже вряд ли когда-либо сделает что-то хотя бы отдалённо похожее по качеству и красоте на сказки сорока-пятидесяти-шестидесяти-семидесятилетней давности. Теперь все они — ещё одно явление навсегда ушедшей киноэпохи.

    ПЫС-ПЫС. Не мог устоять от соблазна бросить пару фраз о Гоголе. Сейчас, в обстановке празднования его 200-летия, то тут, то там часто спорят о национальной идентичности великого писателя — спорят наши, спорят укры, спорят даже пшеки. Сам Гоголь неоднократно прохаживался в адрес своей национальности, называя в одних произведениях одну, в других — другую. По-моему, если я не ошибаюсь, в последний раз на этот виртуальный вопрос Гоголь ответил самому себе (а заодно и нам) в начале 2-й главы 1-го тома «Мёртвых душ». Ответил мимоходом, как бы вскользь, но категорично. Желающие запросто найдут этот ответ.

    10 апреля 2009 | 14:13

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>