всё о любом фильме:

В моей смерти прошу винить Клаву К.

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Лебедев, Эрнест Ясан
сценарийМихаил Львовский
директор фильмаБорис Гринер, Алексей Гусев
операторВалерий Миронов
композиторАлександр Журбин
художникАлексей Федотов
монтажВ. Нестерова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  30.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время76 мин. / 01:16
Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Он тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в пятнадцать он узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по одноимённой повести Михаила Львовского.
    • Съёмки фильма проходили в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) и Карелии.
    Фрагмент 03:19

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 14 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Вчера я наткнулась по телевизору на фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К» и пересмотрела его от и до, наверное, раз пятнадцатый. Я с ним давно уже познакомилась, он стал моим любимым еще тогда, когда я была младше главных героев, и всегда, когда я его смотрю, меня охватывает куча впечатлений на весь последующий день. Вот только сейчас я решилась написать на него рецензию, потому что на этот просмотр фильм натолкнул меня на новые мысли.

    Помню, когда я училась в десятом классе, мы с мамой вместе посмотрели фильм, а потом долго обсуждали его. Мы пришли к простому выводу, который лежит на поверхности: «Клава Климкова — стерва, каких еще поискать. Напышенная красавица в модном джинсовом комбинезоне и в красном свитерке, которая ни за что, ни про что обидела хорошего парня». А после вчерашнего просмотра моя точка зрения поменялась на 180 градусов.

    В чем заключается вся необычность и нетипичность фильма, о которых писали в предыдущих рецензиях? Казалось бы, безответная любовь — более чем избитая и банальная тема, которой посвящены были миллионы книг, стихов, фильмов и сериалов. Только вот почему в такой ситуации оказывается Сергей Лавров — парень из хорошей семьи, отличник, спортсмен, красавец, который наверняка пользуется популярностью у других девчонок, незаурядная личность, как сказал Лаврик, которая с детства привыкла выделяться и добиваться поставленных целей? Что еще не хватало этой Клаве, будь она неладна? Ведь помимо кучи своих достоинств, Сергей готов был ее боготворить, носить на руках, делать ей подарки, кормить мороженным. Казалось бы, мечта любой простой девчонки. А, может, все дело в том, что Клава вовсе не была простой девчонкой?

    Клава Климкова в детском садике познакомилась с Сережей Лавровым и с этого времени он ей стал дарить подарки, начиная от пары желудей и заканчивая первым рядом в хоре, где неумеющая петь Клава просто открывала рот. Что же получилось в итоге? Потенциал Сережи раскрылся на сто процентов, о чем свидетельствует его полка, ломящаяся от наград и призов, а потенциал Клавы оказался задушенным Сережиной помощью. И получается, что к десятому классу харизматичная и перспективная девочка научилась только красиво одеваться, красиво подносить учителям цветы и красиво танцевать под «Амару Кукареллу». Ее уверенность в себе, несмотря на внешне кажущуюся завышенную самооценку, подорвана и она не верит в то, что что-то может сделать сама.

    - Клава, да у тебя великолепный слух!
    - И что я с ним буду делать? Шубу сошью?
    - Ты знаешь, что ученые поставили эксперимент и выявили среди сантехников, лифтеров и парикмахеров людей с исключительными математическими способностями? Теперь они доктора наук, бакалавры и прочее.
    - Со мной этого не произойдет.


    Безусловно, она поступала очень некрасиво, говоря Сереже жестокие слова, но она вырывалась от этой удушающей заботы как умела. Если четыре года назад я ее упрекала, то теперь мне ее даже жалко, ведь она оказалась заложницей той ситуации, когда за внешней красотой ни мама, ни одноклассники, ни учителя не смогли ничего разглядеть. Она и сама это поняла, когда в ее жизни появился Лаврик.

    О Лаврике с параллельного класса тоже стоит сказать несколько добрых слов. Не по детски мудрый человек, который смог найти подход к каждому из персонажей, несмотря на то, что все они разные. Какими доходчивыми и грамотными словами он успокаивал Сережу, когда тот находился в подавленном состоянии! Я бы многое отдала, чтобы в моем окружении был хотя бы такой знакомый.

    - Вот что. С бедой нужно переспать ночь. Завтра придешь сюда и никто не будет тебе мешать.
    - А ты знаешь, что Джаконда или Венера Милосская могли быть созданы только для того, чтобы утереть кому-нибудь нос?


    Последняя из четверки друзей — Таня (Туся) Ищенко. На ее долю перепало больше всего страданий и судьба ее явно не баловала, что смогло ее закалить. Возможно, именно поэтому она из всей четверки считается самой сильной, несмотря на то, что весь фильм находилась в тени у яркой Клавы. У нее хватило духу в конце правильно истолковать Сережино признание, развернуться и уйти. Можно сказать, что если Сережа и Клава — вспыльчивые натуры, то Лаврик и Таня олицетворяют мудрость.

    «Мудрость» — вот то самое слово, которым хочется охарактеризовать весь фильм. Диалоги оттуда хочется цитировать, продумаными остались даже слова второстепенных персонажей. Нельзя оставить без внимания папу Сергея Лаврова, который, судя по его интересу к красивой и эксцентричной маме Клавы, не по наслышке знает, как надо страдать и, зубы сжав, молча забывать. Я даже не знаю, можно ли выделить что-то конкретное, потому что каждая цитата из фильма заслуживает упоминания и если я начну писать все, что меня зацепило, сюда, то моя рецензия получится излишне длинной.

    Вишенкой на торте является прекрасный саундтрек, песни, в которых слова также просты и мудры. Сейчас, в довольно сложный период моей жизни, который включает в том числе и неразделенную любовь, как у Сережи Лаврова, эти золотые слова меня очень поддерживают.

    «Все к лучшему, все к лучшему — поверь,
    Никто не обходился без потерь.
    Все к лучшему — поверь и не грусти,
    Быть может с завтрашнего дня тебе начнет везти.»


    ***

    «Не бывает любви несчастной,
    Может быть она горькой, трудной,
    Безответной и безрассудной.
    Но несчастной любви не бывает.
    Даже если она убивает.
    Тот, кто этого не усвоит,
    И несчастной, несчастной, несчастной любви не стоит!»


    Подводя итог в своей рецензии, я хочу сказать, что я обожаю фильмы про тех, кого называют «золотой молодежью», и не важно, к какой эпохе они относятся. Я обожаю, когда молодое поколение показывают умным, эрудированным, когда 16-летние ребята разбираются в литературе, точных науках, музыке, когда они умеют красиво разговаривать без мата и жаргона. Сергей, Клава, Лаврик и Таня — это действительно великолепная четверка, четыре звезды, каждая из которых со своим характером, своими талантами и амбициями. Жаль, что такая компания распалась из-за любовных проблем. Надеюсь, у этих замечательных ребят все будет хорошо.

    10 из 10

    15 марта 2015 | 14:28

    Те, кто учился примерно в те годы, сразу вспомнят бэкграунд советской школы, «ту» моду, «те» критерии успеха, всё «то». Узнавание проникает светлой тоской до самого детства, до ангинно-щемящего повторения: «Ты всю жизнь будешь любить Клаву».

    - Так не бывает…
    - Бывает.

    Для истории первой любви выбраны удивительно точные и тонкие интонации, и даже трижды ставя героя на край пропасти, ни мир, ни искренность фильма не рушатся: да, всё так и бывает, и это кино навсегда, как любовь к К. К.

    19 июля 2009 | 15:37

    Недавно посмотрела фильм по ТВ. Интересно было смотреть глазами взрослого человека и испытывать новые чувства. Немного стало грустно, как и всегда при воспоминаниях о детстве и юности. Но сейчас меня потрясло другое, а именно реакция Серёжкиных родителей, когда они прочитали его записку.

    Это как надо знать и понимать своего ребёнка, чтобы так спокойно отреагировать, без криков, истерик и обмороков. Вот вам эталон семьи. А разговор Сергея с отцом по поводу того, что надо достойно страдать, а не канючить — можно использовать в качестве учебного пособия для родителей. Отличный фильм, актуальный, каждый в нём найдёт что-то для себя.

    10 из 10

    18 сентября 2007 | 20:48

    В доперестроечное время было много подростково-юношеских фильмов, где освещались проблемы переходного возраста. В настоящее время такое кино отсутствует как класс. Сейчас на экранах доминируют непонятно как сформировавшаяся «круть», в бездарных сюжетах рекламирующая шмотьё и тачки, и причудливые изгои в брутальных «социалках». Конечно, есть и фантастические по сути и по глупости проекты, где спецэффекты важнее и ярче судеб самих персонажей.

    «Клава», даже на фоне современных ей родственных сюжетов, выгодно отличается глубиной затронутой темы. Не секрет, что многие не обделённые любовью родителей чада совершенно не хотят взрослеть, как то меняться, замечать не свои проблемы. Своё видение мира у них сформировано без оглядки на непредвиденное. Они становятся эгоистичными «царьками», которые определяют себе в собственность даже подругу (и хорошо если только одну), но наступает момент когда приходится «обламываться» и они остаются на один со своей индивидуальностью.

    Об этом фильм. Не по детскому серьёзный, с отличной игрой актёров, с разнообразными музыкальными номерами (от Шуберта до душевных самодеятельных номеров) и великолепными стихами («Зубы сжав, их молча забывают…»). Он был недостаточно высоко оценён в своё время и незаслуженно забыт сейчас, как впрочем и многие качественные работы кинематографистов того времени. В нём очень хорошо показано насколько бестолкова и дешева затея привлечь к себе внимание, используя угрозу собственного суицида. Мощный разговор отца с сыном — классика для учебников. И открытый финал очень хорош. Не плачь, юноша, — жизнь только начинается. Истина всегда сурова, но лишь познав её, мир в твоих глазах засияет новыми красками и тебе станет легче. Только ты станешь уже совсем другим человеком.

    10 из 10

    19 августа 2010 | 07:14

    Сережа увидел в первый раз Клаву, когда ему было четыре года и влюбился. Он всегда был рядом, был ее верным рыцарем, казалось, она его навсегда, но судьба распорядилась иначе.

    Одно из самых сильных потрясений в жизни — первая любовь. На неопытное юное существо сваливается то, что скинуть невозможно ни самому, ни с чьей-то помощью. Сережа не стал исключением. Такого удара, ножа в спину он не ожидал и понимал почему это случилось, что он сделал не так. Но человек не живет в ваккуме, вокруг него люди, которые наблюдают что происходит и вносят свою лепту. И очень редко, когда возле подростка есть человек, который может понять и поддержать, а не высмеять. Сереже в этом плане повезло — рядом оказался его отец. Образ отца — самое сильное в картине. Выписан четко, без лишних деталей, сыграно блестяще.

    Это фильм не для тех, кто переживает первую любовь — это фильм для их родителей.

    10 из 10

    5 октября 2013 | 13:59

    «В моей смерти прошу винить Клаву К.»-громкое название, громкая тема. Несчастная любовь. Чувства и переживания, неподвластные законам времени.

    Вот только стоила ли игра свеч?

    На мой взгляд такой фильм может быть воспринят неоднозначно. Взрослый человек, закалённый жизнью, опытный, зрелый, конечно, посмотрит на ситуацию если не иронично, то с добрым чувством сожаления, возможно ностальгии по ранним страстям. Но вряд ли сможет сравнить себя нынешнего с героями картины, ведь чувства их, хоть уже и не детские, серьёзные, но всё-таки ещё и не совсем взрослые. Мечты о единственной любви, первые разочарования, сравнимые в те годы с концом света-с возрастом к этому всё же нарабатывается некий иммунитет.

    Со стороны же подростка, попавшего в подобную ситуацию, фильм может показаться гнетущим и вовсе не жизнеутверждающим. Взаимной любви между Серёжей и Клавой так и не состоялось, Наташа тоже оказалась в стороне. Сухой из воды, пожалуй, в этой ситуации вышла только Клава. Конечно и её тревожили сложившиеся обстоятельства, но впрочем это не мешало ей продолжать вести беззаботную, полную новых впечатлений жизнь. Остальные герои остались действительно несчастными. Мысли о несправедливой любви тяготили их, сидели под коркой. Конечно, время лечит, и с возрастом каждый ещё успеет найти свою любовь. Вот только первое разочарование отпечатается надолго.

    Честно говоря я ожидала более жизнерадостного конца, ведь этот фильм, как мне кажется, был всё-таки больше рассчитан на подростковую публику, а тем самым призван помочь им справится со своими проблемами. Но вряд ли кому-то это кинолента придала жизненных сил и энергии двигаться дальше.

    Игра актёров, эмоции-всё на высшем уровне. Вот только мне не хватало хоть толики позитива, более счастливого взгляда на жизнь. Ведь что бы не случилось-жизнь продолжается!

    6 из 10

    3 апреля 2012 | 21:54

    Фильм не о бедном мальчике, а о самодостаточной девушке. Как мне кажется.

    Как верно заметила её мать (неповторимая Любовь Полищук), «не было бы Серёжи — нашелся бы другой».

    Самопожертвование и самодостаточность не могут идти рука об руку, как бы не сильна была любовь одной из сторон. Кому-то надо научиться мудрости, кому-то воспитать в себе силу духа.

    Закончилась история любви очень обидно и некрасиво для молодого человека, Клава предпочла другого (что-то такого явного «предпочтения» в фильме незаметно, а про это любят поговорить!), а ему ничего не оставалось, как переключиться на нежную и влюбленную в него Натусю Ищенко. И та ему не поверила в итоге, фильм с грустным концом.

    Фильм приятен тем, что такого сюжета я больше нигде не встречала, он довольно специфичен для нашего кино, и очень хорошо сыграли главные герои.

    Невероятно понравился маленький рыжий мальчик — Антон Гранат, сыгравший мудрого младшего братика.

    Рекомендовано людям, пережившим расставание и боящимся его.

    Все к лучшему, поверь — и не грусти!



    10 из 10

    13 июля 2010 | 02:06

    Когда тебе пятнадцать, а твоя девушка полюбила другого (хотя ты с ней с детского садика), в голову лезут ненужные мысли. Вот и Сережа подумал и написал: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» И каждый день подходил к обрыву, рассуждая о безответной любви. Глупо. Несерьезно. Но ведь Сергей не представляет жизни без Клавы, ему даже никакая Нобелевская премия без нее не нужна…

    Свести счеты с жизнью трудно. Гораздо легче поискать утешение в другой, хотя представлять при этом лишь свою любимую.

    Картина полностью затягивает в себя, и очень жаль, что она такая короткая. Хочется смотреть еще и еще… Но вот он — конец, и вот он — заключительный диалог Тани и Сережи. Как быстро. Как грустно. И ты словно выходишь из мира главного героя и попадаешь обратно в свой. Время пролетает совершенно незаметно.

    Саундтрек в фильме тоже особенный. Нет, я не про нашумевшие хиты 70-ых; я про музыку, играющую в моменты грусти Сергея.

    Фильмов про несчастную любовь снято огромное количество, но этот входит в те немногие, которые не похожи на все остальные. Он не банальный и отличается от других своей тонкостью и содержанием, хотя при этом не имеет замудренного сюжета. В этом и красота: создать шедевр, не показывая при этом ничего особенного. Тема любви. Что может легче и в то же время труднее? Лебедеву и Ясану отлично удалось развить эту тему. Все дополняется хорошей актерской игрой и жизненными диалогами. Редко режиссеры могут с профессионализмом показать страдания героя, да и вообще все его внутреннее состояние; это особенно трудно, если дело касается подростка. Поэтому отмечу и отличный сценарий.

    Наряду с «Вам и не снилось» картина является классикой. Но она мне понравилась больше. После просмотра остается легкая грусть, но в тоже время понимаешь, что все сложилось правильно. Спасибо за добрые впечатления.

    - Ты всю жизнь будешь любить Клаву.

    - Так не бывает.

    - Бывает.

    24 марта 2012 | 18:32

    Я давно мечтала о том, чтобы написать эту рецензию. Да, именно мечтала. Ведь «Клава», которую я посмотрела только около месяца назад, сразу же стала одним из моих самых любимых фильмов. «А что в ней такого?», — может кто-то спросить. Кто-то скажет, что есть более яркие фильмы, чем этот. Пускай. У каждого своё мнение. Моё же останется неизменным. О таких фильмах, как этот, молчать не получается. Этот фильм зацепил меня с первых же минут.

    Фильм дарит внутренние силы, веру в свои возможности, да и просто хорошее настроение, хоть и идёт в нём речь о безответной любви и вообще трудностях, обрушившихся на голову школьника. Серёжа Лавров и Клава Климкова — практически мои ровесники. А потому их отношения с окружающим миром, ровесниками и одноклассниками для меня сейчас очень понятны и близки. Но «Клава» любима не только подростками, но и взрослыми людьми, с большим жизненным опытом. И в этом её отличительная особенность. И в этом один из её многих плюсов.

    Музыка из этого фильма играет в моих наушниках почти каждый день. «Не бывает любви несчастной» и «Всё к лучшему» — это то, что называется музыкой. Это настоящая Музыка, которая пробуждает всё лучшее, что есть в человеке. А от стихотворения «Нет, ты мне совсем не дорогая…» мурашки по коже.

    Один из лучших советских фильмов. Фильм очень светлый, добрый. Он многому может научить, о многом рассказать. Каждый должен увидеть его хотя бы раз в жизни.

    10 из 10

    22 сентября 2011 | 15:09

    Странно, что фильму уже почти 34 года, а посмотрела я его только сегодня. В который раз убеждаюсь, насколько хорошие и поучительные советские фильмы и почему сейчас так сложно найти картины, подобны им.

    «Клава»-это на самом деле очень поучительная картина о первой любви, о взаимоотношениях с родителями и о ценностях, которые молодые герои только учатся для себя определять. И вроде бы весь фильм, если смотреть на него глазами Сережи, показывает, насколько Клава неблагодарная и неверная подруга, всегда принимающая помощь и ухаживания главного героя, но ничего не дающая взамен. Но если посмотреть глубже, можно понять, почему она так поступила и в чем была ошибка Сережи. Ведь он и правда отдавал ей себя, не пытаясь разглядеть, какая Клава внутри. Слепая любовь детства терпит крах, поскольку Сережа любил ее только глазами, но не видел тех ценностей у нее внутри, которые Клава смогла раскрыть с помощью Лаврика. И вроде бы такие разные-очкарик Лаврик, который слишком низкого о себе мнения, но все же получает любовь Клавы за то, что именно он поверил в ее потенциал и способности, увидел ее внутреннее «я»,которое Клава до тех пор не знала. Он помог ей найти себя, раскрыться ей, как личности, а не просто, как девочке с характером. Сережа же, который многого достиг в собственных успехах, все делал за Клаву сам, тем самым не смотря на того истинного человека, каким была Клава внутри, а не внешне.

    Все в фильме закончилось справедливо и поучительно. Сережа растет и все о настоящей любви узнает позже, после того, как пройдет определенный путь взросления. Он научится любить с взаимностью, смотря глубже, ведь, все что не происходит в жизни, все к лучшему.

    9 из 10

    11 февраля 2013 | 18:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>