К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Курносый пионер Алёшенька в процессе игры в секретики случайно откапывает на территории заброшенной церкви старинную чудотворную икону.

Судьбоносное событие ставит сопляка в центр идеологической борьбы между двумя непримиримыми группами его односельчан. Первые объявляют мальчика пророком, ибо только пророки находят реликвии такого масштаба, вторые призывают его забыть о находке и срочно вступить в комсомол, чтобы очиститься от религиозной скверны. Парня буквально тащат за руки и за ноги в разные стороны и в итоге едва не доводят до самоубийства.

Понятно, что данная ситуация - лишь частный случай тотальной борьбы передового коммунистического мировоззрения в отсталым религиозным; именно к ней и отсылает советского зрителя этот фильм.

Любопытно, что сценарист и режиссер 'Чудотворной' милостиво разрешают верующим аргументированно и убедительно обосновывать свою точку зрения, не превращая этот процесс в откровенную клоунаду. Например, одному из центральных персонажей фильма, православному батюшке, до самого финала позволили сохранить лицо, то есть не стали придумывать страшных сцен превращения верующего агнца в злобного волка, и он ушел непобежденным.

20 декабря 2018 | 20:39
  • тип рецензии:

Удивляет, что в наше время этот фильм кто-то вообще воспринимает всерьез - а что к шедеврам могут приравнять, даже в голову не приходило. Если он и тянет на шедевр - то разве что пропаганды.

Это же типичная 'заказуха', как сейчас говорят.

К власти тогда пришел Хрущев, и, как всем известно, начал в стране 'оттепель' - только у православных те годы отпечатались в памяти как 'хрущевские гонения на церковь' (хотя говоря строго, борьба шла не против одной лишь православной церкви, а против всех 'верующих' вообще). После небольшой сталинской 'оттепели' для церкви, наступившей с 1943 г., теперь опять стали взрывать храмы, закрывать монастыри, семинарии, засыпать святые источники, преграждать доступ к местам поклонения и просто давить на прихожан всеми подручными средствами: административными, политическими, экономическими...

Поскольку литература и искусство были под полным контролем Партии, то на эту 'священную войну', разумеется, мобилизовали и их. Газеты и журналы заполнили разоблачительные статьи против духовенства и религии. Писатели 'по зову сердца' стали штамповать книги на эту тему, а кинематографисты, естественно, - клепать фильмы по нескольку штук в год 'о вреде религии', на которые целыми классами гоняли школьников, а потом заставляли обсуждать после уроков.

Вот и коммунист Тендряков откликнулся на этот 'зов партии' повестью 'Чудотворная', по которой (видимо, еще более пламенный коммунист-комсомолец) Скуйбин 'с пылу с жару' испек свой фильм. (Повесть, кстати, позже была переделана в (еще более истошную и истеричную) пьесу 'Без креста', которая долго потом шла по театрам всей страны - а театры тогда были популярны не менее, чем кино. Небольшой отрывок из повести даже печатали отдельной книжкой - под названием 'Медный крестик' - уже как антирелигиозную литературу 'для самых маленьких'.)

Правда, надо признать, что книга все же намного объективнее и реалистичнее фильма: автор хотя бы освещает и другую точку зрения, дает слово и своим противникам и вообще заставляет обо многом задуматься; а вот фильм - это уже чистая агитка: настолько там все смещено и выпячено. Одна 'икона' Иисуса с глазами вурдалака чего стоит. Тендряков так низко все же не опускался. (У него и икона была Николая-Чудотворца - потому, видимо, и 'чудотворная'.)

Так что пропагандность фильма легко заметна даже при простом сравнении с книгой-первоисточником: множество изменений, причем однонаправленных - для усиления требуемого эффекта. (Один из примеров: в книге, когда учительница пошла в райцентр 'за подмогой' в 'борьбе с религией', ее подвез тот самый 'вражина'-поп; в фильме же он пролетает мимо в своей двуколке, гордо задрав нос и не удостоив ее взглядом.)

Подробно говорить о фильме особого желания нет - смотреть его просто смешно: все примитивно и в лоб. Четкое разделение на 'хороших' и 'плохих' - как в ковбойских фильмах: все 'верующие' (не сектанты, между прочим, а самые что ни на есть православные) - 'темные' фанатики, лживые, злые (и даже драчливые) - ну, или на худой конец, просто 'сломленные жизнью'... - в общем, стандартные карикатуры из арсенала 'воинствующих безбожников'; атеисты же, наоборот - умные, добрые, активные, 'правильные', неустанно пекутся о 'благе народа'... единственный 'грех' у них - недооценивают-таки порой опасность 'религиозного яда', товарищи...

Справедливости ради нельзя не сказать, что технически фильм, конечно, снят неплохо - местами даже талантливо, - а актеры играют убедительно и реалистично (да, были люди в наше время: любую самую фантастическую сказку могли сделать 'былью'...), но просто не надо забывать, что все это был заказ правящей компартии 'на злобу дня', поэтому 'правду жизни' или 'высокое искусство' в нем искать бесполезно.

Причем зная то время, этот и подобные ему фильмы выглядят подло - ведь их авторы прекрасно знали: можно снимать любую самую идиотскую ахинею про церковь - и никто их не разоблачит, а тем более не накажет. Церковь не вправе была даже примитивно напечатать опровержение на любую клевету (куда уж там в суд подать) - никто бы не напечатал. А свои средства печати у них давно отобрали - что уж говорить о кинематографических возможностях (если бы они захотели снять, к примеру, свой фильм с прямо противоположным содержанием - как принято при демократии).

Это как плевок в душу - или на могилу: мало того, что физически истребили множество верующих (число одних только служителей церкви, казненных советской властью, исчислялось десятками тысяч) - так теперь еще и морально 'добивают' и 'допинывают' 'лежачего'...

3 из 10

06 января 2017 | 11:43
  • тип рецензии:

«Будь готов! – Всегда готов!». Этот девиз вполне устраивал пионера Родьку и оптимально вписывался в систему координат десятилетнего мальчика. Особенно если «всегда готов!» означало не только и не столько стремление следовать заветам товарища Ильича, но и желание простых детских приключений и забав. Построить почти-как-настоящий деревянный самолёт и выписать на его борту красками гордое имя «Ракета», залезть на крышу колокольни заброшенной церкви, чтобы попробовать прыгнуть с самодельным парашютом, найти клад… Впрочем, с последним можно было бы поспорить, ведь под сокровищами дети и взрослые понимают абсолютно разные вещи, в этом Родьке пришлось убедиться на собственной шкуре. Но кто же знал, что полусгнившая доска со странным портретом окажется древней иконой, кто же знал, что при виде этого странного лика полусумасшедшие бабки рухнут на колени и начнут бить земные поклоны, кто же знал, что неинтересная на первый взгляд находка изменит жизнь мальчика на сто восемьдесят градусов, заставив задуматься над совсем не детскими вопросами и совершать далеко не детские поступки… В самом деле, уж лучше бы в той яме был неразорвавшийся снаряд.

Есть что-то фицджеральдовское в манере Владимира Скуйбина заострять зрительское внимание на некоторой кукольности, нарочитости рассказываемой истории. В «Великом Гэтсби» глаза Бога, печально взирающие на жизнь во всей её пакости, сияли с рекламы оптики доктора Эклберга, в «Чудотворной» Господь наблюдает за происходящим уже лично. Его жёсткий, мрачный взгляд преследует зрителя вместе с героями на протяжении всего хронометража картины, отслеживая все эпизоды существования, и каждый крупный план найдённой Родькой иконы будто подчёркивает всю условность разворачивающейся драмы. Как будто и нет Жеребихи - помешанной Родькиной бабки, и отвратительной в своей покорности Варвары, матери мальчика, и приторно сладкоречивого отца Дмитрия, и идейной учительницы. Тяжёлые веки, чёрная радужка без зрачка, сюрреалистически белые (после стольких-то лет под землёй) белки и не надо быть святым или хотя бы просвещённым, чтобы понять читающееся в этих глазах послание: «Эта история – всего лишь пример. Вы же умеете учиться на чужих ошибках?»

Учиться – это, конечно, замечательно, но вопрос в точке отсчёта. Для деревенских неграмотных старух, превративших православие в культ, а затем и в секту, всё зиждется на отчаянно насаждаемом страхе перед Богом. Господь в их представлении скорее напоминает всадников Апокалипсиса: он всемогущ, и поэтому по определению страшен, длань его карающая, любой, единожды оступившийся, непременно сгорит в геенне огненной. К Библии всё это, разумеется, отношения не имеет, но сектантки упиваются своим самозахваченным правом учить истинно верной, в их понимании, жизни, поэтому не грех и ребёнка избить за то, что крест носить не хочет, и замахнуться топором на внука, посмевшего тронуть священную реликвию. У Прасковьи Петровны, учительницы Родьки, подход иной, идейный, не лишённый, однако, здравого смысла. В фразе «храни, Господи, раба Божиего» ключевым она считает слово «раб», и, как истинная коммунистка и, по совместительству, сеятельница разумного, доброго, вечного, всеми доступными способами борется против эксплуатации человека, при этом сущность эксплуатирующего значения не имеет. За всей этой праведной борьбой обе стороны умудряются тотально игнорировать виновника мрачного торжества и главный приз соревнования – десятилетнего мальчишку, поневоле очутившегося меж двух огней. Его жизнь, ещё недавно такая простая и понятная, обросла нелепыми символами и чуднЫми обрядами, насквозь пропиталась ужасом перед непонятным. Нулевой километр оказался потерян, а оси координат переплелись между собой, так что даже любимая математика оказалась бессильна.

Этот фильм мог бы превратиться в классику мирового кинематографа, глубокую драму о проблеме нелёгкого выбора и поиске себя, историю о несломленном духе и победе, пусть моральной, младенца, того самого, чьи уста глаголют истину, над закостеневшими в своих стереотипах взрослыми, если бы не панический страх режиссёра. Прежде всего, перед властью, могущей счесть картину недостаточно идейной. Поэтому появились и искусственно создаваемые различия между религиозными – а значит, сумасшедшими – деревенскими жителями и партийной – а значит нормальной и адекватной – учительницей, и невнятный финал, лишённый какого-либо авторского высказывания и оставляющий условное добро условно победить в условной схватке. Как будто испугавшись – не то цензуры, не то длани карающей – Скуйбин скукоживается, прячется в раковину, оставляя своих персонажей самих разбираться в том, что они натворили. Желание высказаться громко и ясно оборачивается плевком в вечность. «Прогнуться под изменчивый мир – всегда готов!» Но стоило ли?

01 декабря 2014 | 14:25
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: