всё о любом фильме:

Человек с киноаппаратом

год
страна
слоган-
режиссерДзига Вертов
сценарийДзига Вертов
директор фильма-
операторМихаил Кауфман, Глеб Троянский
композиторПьер Анри, Найджел Хамберстоун, Константин Листов, ...
монтажДзига Вертов
жанр документальный, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время68 мин. / 01:08

В главных ролях:

показать всех »

В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все, или, вернее, происходит видение!
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
21 + 1 = 22
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В руках главного героя в фильме снят популярный в те годы киносъёмочный аппарат «Дебри».
    Фильм

    файл добавилNom Mon

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 88 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм Дзиги Вертова можно назвать настоящей энциклопедией кино, справочником для режиссеров, операторов, монтажеров. Разнообразные кадры, ракурсы, планы, эффекты переходов и многое другое — все это уместилось в часовой отрезок — столько длится фильм.

    Центральный образ — это, безусловно, кинокамера. Явление уже само по себе необычное, новое. Это видно даже по реакции попавших в кадр людей — одни недоумевают, другие смеются, видя человека с ящиком на ножках, третьи просто в ужасе убегают. И это, действительно, естественная человеческая реакция, ведь Вертов не снимает актеров, он снимает жизнь. Образец подлинной документалистики, сочетающей в себе реальность и искусство.

    Еще один образ, связанный с кинокамерой, сквозной символ — глаз. В фильме много крупных планов глаз разных людей. Но глаза есть не только у людей, видеть могут и неодушевленные предметы, такие как, например, дома, у них глаза — это окна, жалюзи — ресницы. Отсюда параллельный монтаж — моргает человек/открываются-закрываются шторы, девушка умывает лицо/работница моет стекла в окнах и т. д. 

    И постепенно до зрителя доносится главная мысль — кинокамера, точнее, ее объектив — это тоже глаз. Один из наиболее сильных образов — человеческий глаз отражается в объективе.

    Глаз кинокамеры живой, его нельзя назвать неодушевленным. Во многом, потому что рядом с кинокамерой находится человек. Камера — его третий глаз. И этот глаз более совершенный. Камера видит все, заглядывает в самые потаенные уголки, приближает и, наоборот, отдаляет, чтобы охватить все разом. Глаз кинокамеры отсекает все лишнее (с помощью кадрирования), подобно парикмахеру с ножницами в руках; камера выводит на чистую воду — Вертов для этой метафоры использует планы мытья головы, уборки улиц и др. Камера и раздевает, человек перед ней все равно, что голый.

    Камера оживляет. Куклы, манекены, скульптуры выглядят, как люди. Вертов показывает, как с помощью ракурса, композиции можно добиться этого эффекта. Даже неподвижное изображение может выглядеть динамично благодаря монтажу. К примеру, при быстрой смене кадров с фотографиями, рисунками кажется, что люди на них изображенные двигаются.

    Дзига Вертов приоткрывает тайну, он показывает, как монтируется фильм. Его помощница режет пленку, кадры похожи на маленькие фотоснимки. И тут же режиссер показывает уже склеенные маленькие кусочки — неподвижная фотография оживает: дети смеются, девушка смущенно улыбается и т. д.

    Неслучайны в фильме и многочисленные планы рук и ног. Это те части тела, которые у человека наиболее подвижны в повседневной жизни. Люди постоянно перемещаются, работают руками — все это Вертов показывает, стремясь донести мысль о том, что кино — это, в первую очередь, действие. Глаз кинокамеры выискивает движение и может его воспроизвести на экране. В кино динамика преобладает над статикой.

    Большое значение имеет и такой образ, как вращающийся круг. Вращаются колеса трамваев, поезда, вращаются части заводских станков, вращается круг швейной машинки, крутится карусель и катушка пленки. Все кружится, как и сам мир. Режиссер выбирает для своего кинорассказа день из жизни города. Все живет по заведенному распорядку, все циклично. Просыпается город — сначала заводы и нищие, потом магазины и средний класс. Параллельный монтаж позволяет понять насколько связаны между собой город, как целый организм, и человек в его частной жизни.

    Наглядный пример, камера заглядывает в окно загса, и видит, как пара подает заявление о разводе. Маленькая семейная драма. Режиссер сравнивает ее с трамваями, пути которых разошлись.

    Дзига Вертов показал фактически все возможности кинематографа. Все приемы актуальны и сегодня. Вероятно, потому что они относятся к творческой стороне экранного искусства. Растут технические возможности, но суть и назначение методов и приемов остается прежней.

    Кроме того, многие элементы фильма «Человек с кино-аппаратом» кажутся новаторскими и в наши дни. Дзига Вертов не боится вольно обращаться с жизненным материалом, что запечатлел его киноглаз.

    Эксперимент прошел удачно, а его результатами уже более восьмидесяти лет пользуются кинематографисты и телевизионщики всего мира.

    13 ноября 2012 | 17:53

    В 20-е годы новаторы от кинематографа предлагали полностью отделить данный вид искусства от театра и литературы, лишив его сюжета, драматургии и актеров и оставив голый «киноязык». «Человек с киноаппаратом» — попытка приверженца этих взглядов Дзиги Вертова воплотить их на практике. Рассуждать о том, прав ли был Дзига или заблуждался, можно до бесконечности. Чем-то его концепция определенно привлекает. С другой стороны, пойдя кинематограф по этому пути, многие гениальные фильмы, которыми восторгаются несколько поколений потомков Вертова, не были бы созданы.

    Впрочем, суть не в этом. А в том, что «Человек с кинематографом» удивительно актуален в наши дни, когда балом мировой культуры правит стихия под названием «инди». Инди-кинематограф, он же арт-хаус, со своей тягой к оригинальному и экспериментальному, фрагментарному и провоцирующему, духовному и глобальному (шутка ли, если главной премьерой года становится «Жизнь за один день», слепок из тысяч интернет-роликов?), созвучен настроениям Вертова и его единомышленников. Больше всего в этой ситуации радует ощущение культурной преемственности, ведь нынешний поиск новых форм постижения реальности в чем-то похож на плодившую сотни течений и направлений эпоху модернизма.

    Но оставим культурологию. На мой взгляд, произведение искусства имеет право считаться таковым, коль скоро способно дарить эстетическое удовольствие и тем, кто не знаком с теоретическими посылками. «Человек» именно таков. Эффект достигается при помощи того самого киноаппарата — стержневого образа картины. Сильнее, чем в любом другом фильме на моей памяти, тут происходит отождествление зрителя и объектива камеры. Последний, в свою очередь, наблюдает за миром не со стороны, а как бы изнутри (аплодисменты Вертову), сливаясь и растворяясь в нем. Поэтому название фильма можно истолковать как буквально, так и метафорически: киноаппарат — это глаз, способный преображать окружающие его «видимые явления» (фраза из аннотации к картине) и видеть в них красоту. Глаз художника.

    При таком раскладе неудивительно, что фильм смотрится непросто: чтобы выразить и воспринять подлинное, нужен труд. Это определенно не видео для расслабления. За тех, у кого созерцательно-пассивное начало в крови, можно не беспокоиться, а вот деятельным и активным усидеть будет сложнее. Но и они, уверен, вскоре попадут под обаяние картины и погрузятся в кинотранс. Почему? Потому что и отчаянные сорвиголовы способны насладиться закатом, морским прибоем или шумом листвы на ветру: в этих явлениях — гармония и естественность. Того же удалось добиться и Вертову: хаос бесчисленных «видимых явлений» превращается в уравновешенный и самодостаточный космос. Выражение «высокое искусство» звучит по отношению к «Человеку» ничуть не пафосно.

    Тем более что техническая сторона достойна восхищения. Операторская работа — высший пилотаж. Посмотрев ранее не один немой фильм того периода, даже не подозревал, что в 20-х годах могли снимать ТАК, на несколько порядков виртуознее. Каждый план — учебник по композиции для начинающих фотографов и операторов. Отдельного упоминания достоин изощренный и филигранный монтаж, задающий произведению пульсирующий, но ни разу не диссонирующий ритм. Поневоле задумаешься, что монтаж и есть интонация того «языка», который позволяет кинематографу использовать невербальные каналы коммуникации со зрителем.

    Ну и нельзя совсем уж обделить вниманием содержательную часть. 20-е годы — это не далекая, но уже история. Для всех интересующихся жизнью в СССР периода НЭПа просмотр данной ленты будет однозначно полезнее чтения занудных талмудов.

    Правда, один просмотр — чересчур мало для этой киносимфонии.

    9 из 10

    28 сентября 2011 | 13:32

    Яркий, динамичный, отточенный, живой, вдохновляющий и поражающий фильм! Ни одного лишнего или недостающего кадра, идеальная композиция, неожиданные ракурсы, экспериментальные наложения, интересный монтаж — одним словом, шедевр, который необходимо увидеть!

    Мастерство гениального Вертова гармонично дополняет музыка Майкла Наймана, величайшего британского композитора. Смотреть всем без исключения!

    20 января 2008 | 22:45

    Этот фильм событие в жизни любого киномана. Любой кто однажды увидит это кино, никогда не забудет, того что с ним произошло. Этот фильм делает Вас соучастником величайшего искусства всех времен. Кинематографа. Зритель видит на экране не просто очередной оригинальный сюжет. Он видит все и сразу, во времени и вне его. Киноаппарат проникает везде, он есть неотъемлемая часть бытия, часть которая всегда была и будет. Она видит все и ни что не в силах ей препятствовать, она как глаз Бога. Глаз который не карает и не милует, не жалуется и не сочувствует. Он просто видит Все. Он оголяет ваши мысли, он следит за каждым вашим движением, за каждым ритмом и за каждой болью. Он внутри вас и снаружи, он живет с вами и без вас. Он такой как Вы, Вы такой как он. Без него не было бы Вас, без Вас не было бы его.

    Фильм представляет собой путешествие длинною в вечность, камера не просто что-то фиксирует, она проживает каждый кадр. Камера забирается в разнообразные места в городе и отображает каждый момент жизни рождение и похороны, свадьбу и развод, отдых и работу, и просто Бег. Бег промышленных машин и трамваев, пива из бутылок и тележек с углем, людей в поисках работы и людей в поисках отдыха. Камера и оператор в этом фильме все и ничто, они и объект съемок и субъект, и участники всего и вне всего. Отличные кадры в этом фильме сменяются еще лучшими. Монтаж кадров у Вертова и у остальных режиссеров просто не сопоставим. По сравнению с ним они просто дети. Нечто похожее делал Артавазд Пелешян, но он делал это с архивными материалами и его работы намного короче и не так целостны.

    Подведя итог, скажем что в этом фильме нету сценария, нету театра, в оригинале не было и музыки, есть лишь КИНО. Этот фильм в мировом кинематографе для меня стоит на втором месте после Прибытия поезда на вокзал города Ла-Сьота.

    P.S. Когда-то обязательно посмотрю его без звука.

    10 из 10

    24 июля 2009 | 15:54

    Чтоб я офигел, если это не гениальный фильм. Для 29-го года этот фильм больше чем просто революционный, а уж тем более для советского фильма 29-го года. Самый настоящий «бэк ту ЮССаР» НА Украину, времен НЭПа. Титаническая работа монтажа (монтажер или повесился на пленке, или удавил ею оператора), выдающийся объем работы оператора, а уж структура фильма — без режиссуры, без актерской игры, без сценария — это просто диво! Жизнь как она есть.

    Но особое слово — это музыкальное сопровождение — написанное далеко не в 29-ом году, просто отменно передает динамику картины и погружает в ритм событий.

    10 из 10

    23 сентября 2011 | 01:12

    Этот фильм киношники ставят на первое место в списке лучших документальных лент всех времен. Документальное кино я не очень люблю. Оно часто оно нудное, без драйва, за удачно подмеченными моментами следуют проходные кадры, съемки не изобретательны…. А между тем все неигровое кино началось с фильма «Человек с киноаппаратом», фильма, который прямо пышет энергией и изобретательностью. Дзига Вертов задал такие стандарты документалистики, которые, к сожалению, режиссеры неигрового кино не приняли. На вооружение были взяты многие технические вещи, как съемка скрытой камерой. Но они не приняли главную идею Вертова, идею воспринимать кино не просто как фиксацию действительности. Кино должно быть художественным поступком, стремлением к свободе, поэтому настоящие наследники Дзиго это не документалисты, а игровики — Годар, Тарковский и прочие.

    Немое кино все-таки серьезно устарело, тяжело его сегодня смотреть. Актеры в фильмах Эйзейнштейна, Ланга переигрывают, монтаж для современного глаза выглядит не органичным. Фильм же Вертова кажется сверхсовременным. Мы видим жизнь города, она кипит. Люди рождаются, радуются, плачут, живут, умирают. Камера Михаила Кауфмана, брата режиссера, беспристрастно наблюдает за всеми этими событиями. Не просто наблюдает, как советуют современные документалисты. Дзига Вертов безжалостно режет и режет пленку, создавая потрясающие монтажные склейки.

    Гениальный фильм, а ведь режиссеру тогда было лишь около 30 лет.

    10 из 10

    13 октября 2014 | 16:36

    Этот документальный фильм про увлекательное путешествие кинокамеры по Москве 1920-х годов.

    В этом кино показывается зрителям насыщенная и яркая жизнь людей, живущих в этом огромном городе. Казалось бы, чем можно удивить? На самом деле, фильм снят на реальных событиях, нет определенного сюжета, снят без сценария, без актеров и декораций.

    Весь фильм мы наблюдаем за жизнью этих людей. Камера настолько точно отображает каждый момент жизни: кто-то умирает, а кто-то, наоборот, создает новую семью: женится или выходит замуж; кто- то только начинает свою жизнь — появляется на свет. Все эти люди испытывают разные эмоции и чувства. И замечательный режиссер все это фиксирует, чтобы через пару лет или столетия, люди смогли окунуться в прошлое.

    Режиссер данного фильма — Дзига Вертов создал этот шедевр еще в 1929 году. Он вместе со своим кинооператором точно описал обыденный день из жизни этих людей. Доказал многим, что фильм может быть и без сюжета, актеров, но смысл сохранится, и никого после просмотра не оставит равнодушным. Ему настолько глубоко удалось проникнуться в жизнь этих людей. И если даже во время просмотра выключить звук, то можно полностью понять и увидеть то, что хотел передать нам режиссер через свою камеру, свое наблюдение и мнение. Конечно, и музыка во время фильма отображает моменты обыденной жизни.

    Лично я, посмотрев этот фильм, открыла для себя новые возможности документального кино. Несмотря на то, что в фильме нет определенного сюжета, но зато присутствует драматургия. При просмотре, было ощущение, что это некая экскурсия по этому городу, настолько глубоко была затронута их разнообразная жизнь в те годы. Работа на фабрике, как и где они отдыхают, успехи в спорте, да и жизнь в целом. Музыка, присутствующая в кино, подчеркивала внутреннее состояние этих людей, их активную деятельность. И, как мне кажется, цель создания такого документального фильма- это доказать зрителям, да и многим, что кино может быть снято и без сюжета, особых декораций, и вполне получится очень ярким и реалистичным. Также, показать саму жизнь, какая она может быть насыщенной и чудесной.

    21 декабря 2015 | 20:10

    Человек с киноаппаратом — классический пример документального кино, каким оно и должно быть. Никакой постановки, только как есть.

    Это картина об операторе, который, где бы он ни был, имеет при себе свой «глаз». Око, которое фиксирует все, что видит без какой либо оценки и отношения.

    Оператор снимает все, что ему интересно и снимает в необычных, и не совсем удобных положениях человеку, но не оператору: снимает лежа на животе, когда через него проходят толпы людей; он снимает стоя на краю машины, когда она движется; снимает на высокой башне и крыше; снимает, сидя в воде и так далее.

    «Киноглаз» — это линза, объектив, который получился благодаря наложению двух кадров.

    В картине так же используется множество монтажных и операторских приемов: покадровая съемка, монтаж в движении, совмещение изображений, съемка в отражении, скошенные углы и так далее.

    Сама картина не нисет никакой логики в себе, но она демонстрирует атмосферу 1929-го года, ритм жизни людей города, их образ жизни и моду того времени.

    25 июля 2014 | 19:06

    Последовательный сторонник документального кино, Дзига Вертов в 1929 году создает свой главный шедевр — «Человек с киноаппаратом». Одновременно экспериментируя с монтажом и операторской работой, он стремится к минимализму. В отсутствие титров и сюжета превращает картину в уникальный учебник, в методологическом плане.

    Сам Вертов говорил «мысль должна нести не сами по себе кадры, сколько их сочетание в определенной последовательности».

    Фильм построен на идеи наблюдения за единым целостным ходом жизни — неразрывно связывающий человека и машины. Монтаж соединяет в себе единство противоположностей — рождение и смерть, встречи и расставания, работа и отдых.

    Сквозь весь фильм проходит образ человека с киноаппаратом, роль которого сыграл брат режиссера оператор Михаил Кауфман. Создается такое впечатление, что камера оператора бывает везде и всегда, видя все и сразу. Из записей Дзига Вертова «… ради людей без маски, без грима, схватить их в момент не игры, прочесть киноаппаратом — их обнаженные мысли…»

    Необходимо отметить поразительную смелость оператора, который ради съемки необходимого кадра, порой рискует собственной жизнью — вскарабкивается с аппаратурой на многометровую заводскую трубу; влезает, чуть ли не в самое пекло литейного цеха; на бешеной скорости ухитряется снимать с мотоцикла, одной рукой управляя им, а другой без устало двигать ручку киноаппарата.

    Чудотворец Вертов сотворил из каменных джунглей живой организм. Отразив все перипетии взаимоотношения города и людей. Где созданы все условия для потребностей горожан в созидательной работе, на благо всеобщего процветания.

    После смерти Вертова, его откроют заново. Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо назовут Вертова своим учителем, а его фильмы полотнами огромного мастерства, совершенно недосягаемого для документального иностранного фильма.

    В подтверждение величайшему искусству говорит тот факт, что спустя даже эпоху, возникает желание сотворить вместе с ним. Так, в настоящие время, написано множество саунтреков к фильму, но самыми распространенными являются три.

    The Cinematic Orchestra, Michel Nayman, The Alloy Orchestra.

    Три разный варианта музыки, как три разных фильма.

    Дзига Вертов, из манифеста «ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ТРОИХ ОТ 10/IV — 1923 г.»:

    «Я — Кино-Глаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам.

    Я у одного беру руки, самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и самые быстрые, у третьего голову, самую красивую и самую выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека.

    …Я — Кино-Глаз. Я — глаз механический. Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я его смогу увидеть.

    Мой путь — к созданию свежего восприятия мира. Вот я и расшифровываю по-новому неизвестный вам мир».

    28 марта 2012 | 14:01

    Бывают фильмы, которые претендуют на наличие невероятно насыщенного сюжета, но при этом над ними легче легкого уснуть. В то же время фильм советского авангардиста Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» не может иметь никакого сюжета в принципе, так как является документальным. Однако за 66 минут я не помню ни одного момента, когда мне стало бы скучно или неинтересно смотреть на происходящее на экране. Вся суть фильма заключается в том, чтобы показать один день из жизни города, при этом ничего не комментируя и не приукрашивая. Работа в технике «кино-глаз» как раз заключалась в передаче явлений жизни без помощи сценария, надписей, без участия актеров и даже без какой бы то ни было музыки. На данный момент, впрочем, существует несколько версий саундтрэка к «Человеку с киноаппаратом»,из которых, на мой взгляд, самой лучшей является версия Майкла Наймана. Смотреть же этот шедевр вообще без музыкального сопровождения является ни с чем не сравнимым вызовом самому себе и ни с чем не сравнимым удовольствием. Позвольте своему воображению самостоятельно построить все звуки, которые издает город и его обитатели, и вы поразитесь, как это здорово: сейчас ни один режиссер не позволит зрителю додумать такую неотъемлемую часть фильма, как звуковое сопровождение, самому.

    А помимо всего этого, еще один внушительный плюс «Человека с киноаппаратом» это абсолютная историческая достоверность. Просмотр подобного фильма может дать гораздо больше, чем прочтение нескольких учебников по истории России. Быт людей, их ежедневные обязанности и развлечения, маленькие житейские радости и горести, а также лица,-не профессиональных актеров, а самых настоящих живых обитателей Одессы, Киева, Москвы, мужчин, женщин, детей и стариков. Гораздо более привлекательных и гораздо более близких нам, чем признанные мэтры немого кино Чарли Чаплин и Мэри Пикфорд.

    18 сентября 2013 | 01:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>