Что важнее - религия или путь, что она прокладывает?
Игра великих сил запускает сюжет первого романа цикла книг Герберта и двух частей фильма, снятых по нему Дени Вильневым. Мальчик с неординарными даже для мира Дюны способностями выбирает и проходит на наших глазах путь, который я не пожелал бы пройти никому. От осознания происходящего неоднократно бросает в дрожь. Вопросы, которые задаёт автор, ещё долго не дадут мне покоя.
Возможно ли бросить вызов судьбе? Может, судьба в том и заключается, чтобы постоянно бросать ей вызов? Или же в том, чтобы покориться ей?
История становления Муад'Диба подана под самым оригинальным углом, какой я смел представить. После 'Бегущего 2049' я ожидал не меньшего эффекта от новых картин Вильнева, и получил сполна. Перед нами снова дорогостоящий артхаус, обернутый в блокбастер, непрерывно держащий зрителя в напряжении. Вновь Ханс Циммер создает половину успеха фильма, а прекрасный визуал - оставшуюся часть. Да, где-то между ещё есть вышеупомянутый сюжет, но даже не представляю, понятен ли он не читавшим первоисточник зрителям. Фильм и книга рассказывают одну историю радикально разными способами, но это кино именно показывает - оставляя немалые паузы на размышления (а паузы многим не нравятся). Впрочем, книга Герберта - тоже не самое лёгкое чтиво. Фильм же безжалостно выбрасывает немалую часть деталей, но остаётся цельным произведением.
Те же детали, что кино визуализирует - на мой взгляд, прекрасны. Не знаю точно, но создаётся ощущение, что дизайн некоторых элементов вдохновлён Хансом Гигером - дань уважения мастеру, которому так и не удалось поработать над материалом 'Дюны', не иначе. Подобные мелочи не могут не радовать. А оптика биноклей, полностью скопированная из '2049' - теперь одна из моих любимых пасхалок. Впрочем, обсуждать по части визуал, дизайна можно многое, но не упомянуть об этом было бы неправильно.
Актеры в таком монструозном авторском полотне немного теряются. Это уже точно мои фантазии, но вижу здесь параллель с героями романа, теряющимися на фоне грандиозных его событий, но двигающих эти события вперёд. Игра Тимоти Шаломе мне показалась не очень убедительной, и здесь режиссёру следовало постараться получше.
После просмотра я понимаю как тех, кто считает Дюну лучшим фильмом последних лет, так и тех, кто называет это величайшим творческим провалом. Но вот остаться равнодушным к этой экранизации вряд ли получится. Посмотрите фильм, выберите свою сторону. А есть ли стороны?
-Пол, ты со мной навсегда?
-до последнего вздоха.
ехидный голос из зала:
-интересно, чьего?
Могу сказать только одно - перед нами по-настоящему масштабное эпическое полотно! Вильнёв мастерски воссоздает мир, в котором логично и уместно сочетаются, казалось бы, не очень-то сочетаемые вещи: артефакты будущего с магией, языческие мотивы с христианскими, громадные пространства и тонкие детали.
Сюжет основан на книге и сохраняет все типичные тропы: избранность и мессианство героя, его неприятие своей избранности, борьбу с собой и миром, любовный конфликт. В этом отношении фильм не особенно интересен, хотя он гораздо динамичнее и зрелищнее первой части. Действительно, следить за приключениями Пола Атрейдаса приятно, но не очень увлекательно, потому что предсказуемо.
Актеры справились хорошо, однако большее внимание на себя обращают второстепенные персонажи (Ребекка Фергюсон потрясающа!), в то время как Тимоти Шаломе и Зендая зверски недоигрывают или переигрывают. Я серьезно задумалась, а сколько мимических морщин заработала Зендая на этих съемках, учитывая, что в кадре она хмурится всегда (тем самым изображая строптивый характер, конечно). Да и в целом её персонаж очень бесит…
Так почему фильм стоит смотреть, и смотреть обязательно в кинотеатре? Потому, что его просмотр — это опыт визуального взаимодействия с настоящим эпосом, а такое может дать далеко не каждое кино. Фильм развертывается подобно свитку со старинной летописью, и хочется, чтобы он никогда не заканчивался. Здесь абсолютно гениальная работа со светом (сцена с Фейдом-Раутой и Марго Фенриг - настоящий эталон, она восхитила меня), цветом и костюмами, звуком. Просто, но очень эффектно выглядит противостояние желто-голубого Араккиса и черно-белой планеты Харконненов, острые украшения принцессы Ирулан тонко рифмуются с грядущей сценой военного противостояния и даже безжизненная пустыня получает свой звук и голос.
Эпическое продолжение, которое захватывает с первой минуты
Вторая часть стала для меня настоящим кинематографическим путешествием. В этом продолжении саги Дени Вильневу мы снова погружаемся в мир Аракиса и его бесконечной песчаной пустыни. Уже с первых кадров стало ясно, что фильм продолжает высокую планку, установленную первой частью.
Персонажи, которых мы полюбили в первой части, развиваются и открываются с новой стороны. Тимоти Шаламе, играющий Пола Атрейдеса, привносит в свою роль ещё больше глубины и эмоциональности. Его путешествие от принца к лидеру и мессии ощущается очень органично и захватывающе. Соя Сайденс, в роли Чани, показывает замечательную химию с Шаламе и добавляет фильму ещё больше динамики.
Визуальная составляющая фильма просто поражает. Камеры, пейзажи, спецэффекты – всё это выглядит потрясающе и передаёт атмосферу планеты в полном объёме. Песчаные бури, гигантские черви и планетарные баталии в сочетании с музыкой Ханс Циммера создают невероятное погружение в мир 'Дюны'.
Сюжет тоже стоит того, чтобы его обсудить. Вторая часть развивает историю с более сложными интригами и политическими манёврами, что добавляет напряжения и интереса. Прекрасно проработанные диалоги и сюжетные повороты не оставляют времени для скуки.
В общем, Дюна – это кино, которое не просто стоит увидеть, а обязательно надо посмотреть на большом экране. Очень рекомендую тем, кто любит эпические саги и глубокие научно-фантастические миры.
Вот уж сложно было ожидать от современного визионера настолько блеклого продолжения. Но вторая часть хорошо собрала и значит, что постановщик всё-таки поведёт историю своим путём в обход оригинала.
Вторая же часть совершенно не произвела впечатления при таком большом, почти трёхчасовом, хронометраже. Многие важные моменты показаны вскользь, зато незначительные наоборот растянуты просто донельзя. Также конкретно опустили атмосферу пряности, ради чего собственно и хотят обрести влияние над планетой. Вообще сбор пряности был центрообразующим в истории, а также влияние пряности на коренных жителей планеты. То есть вся взаимсвязь биологии планеты была в центре и именно поэтому была понятна суть одержимости в плане контроля единственного источника столь ценной породы. Но у Вильнёва даже духовное ушло на второй план, то есть осознания Полом своей роли мессии. Это подано настолько скупо, что даже обидно. Вместо этого здесь фримены заняты болтологией и лишними усмешками.
Культура фрименов тоже показана с упором в исламские народы, хотя у Герберта они обладали больше духом свободы от тирании Великих домов и благоговением перед экосистемой своего песчаного дома. Многие персонажи из первой части просто где-то потерялись и в фильме нет даже упоминания.
Фильм было тяжеловато смотреть из-за этой неровности, слишком длинных пустых сцен и отсутствующего колорита далёкой планеты. Плохо передана сама атмосфера вроде бы чуждых культур, но вполне логичных с точки зрения мифологии. Даже жара и культ воды вообще не чувствуется, когда фримены буквально помешаны на экономии жидкостей. Здесь же они тратят через пар изо рта во время постоянных разговоров ни о чём. Очень одноразовое зрелище, которое вообще не отражает суть книги, а уж переиначенный финал вообще уничтожает начисто саму идею экранизации. Даже у Линча с его ограниченным временем удалось передать намного больше от этого чуждого и непохожего на наш мира.
Наконец руки и глаза добрались до главного блокбастера этого года - второй части Дюны, экранизации романа Франка Герберта, который считается классикой своего жанра. Кажется, что успех был неминуем, даже не смотря на неофициальное звание «проклятого» романа, качественно экранизировать который не удавалось никому до этого. Но учитывая Вильнёва в режиссерском кресле, и смотря на актерский состав, становится понятен масштаб и потенциальный уровень качества.
Но если в первой части (не верится, что с премьеры прошло три года), Вильнев медленно и скрупулезно вводил зрителя в курс дела, то задача во второй части была посложнее - надо было продвинуть сюжет, сохранить интерес и дать заход на кульминационную третью часть. Судя по оценкам и отзывам зрителей и критиков - Дени Вильнев с задачей более чем справился, и фильм удался на все сто процентов, став уже чуть ли ни живой классикой, и превзойдя первую часть трилогии.
Но положа руку на сердце, я смотрю на оценку 8,5 на IMDB взглядом Зендеи в любой момент фильма (кадр 3), и не могу объяснить природу столь восторженного отношения. Как мне кажется, создателям удалось сохранить всё, что было в первой части, но не удалось добавить почти ничего нового. Да, это по-прежнему красиво, атмосферно и притягательно. Смотрится интересно, персонажи яркие (хотя и совсем не сложные), некоторые из них развиваются (в особенно главный герой). Но как будто бы этого мало, чтобы возводить фильм в разряд величайших сиквелов и ставить в один ряд с «Империя наносит ответный удар» и «Две крепости». Посмотрим, чем удивит нас Вильнев и его команда в третьей части, но Дюна 2 для меня стала очень качественным фильмом для одного просмотра, но пожалуй, не более того. Полбалла накинул за песчаного мышонка.
Дени Вильнев - визионер, аудиофил, человек со своими правилами и установками, человек с большой буквы. Это стоит учитывать, когда приходишь в кинотеатр или открываешь видеофайл с именем режиссера в домашних условиях.
Дюну мы знаем уже давно, причем, не только по циклу книг американского фантаста Фрэнк Герберта, но и по ранним экранизациям как на экранах больших, так и малых. Это изначально история не для массового потребления, нацеленная на раскрытие постоянных и неизменно повторяющихся политических конфликтов, расовых войн, религиозных войн, и все это заправлено под соусом мира будущего.
А еще Дюна - одна из моих любимых видеоигр, которая до сих пор вспоминается с теплотой в душе.
Дени Вильнев решил пойти по своей проторенной дорожке, что оказалось и плюсом, и одновременно минусом для многих. Но, как показывают оценки кинокритиков и кассовые сборы, у нового киноцикла вроде бы не так уж все и плохо, даже хорошо, даже отлично.
На фоне всех современных блокбастеров новая Дюна выглядит и ощущается как глоток свежего воздуха. Визуальная же составляющая - это совсем отдельная тема для разговора, потому что ни одна картина, вышедшая за последнее время, не сравнится по качеству картинки даже отдаленно. Ну, и тот самый звук, который управляет сердечками зрителей, проникая в ушные перепонки, нежно обволакивая их со всех сторон, действительно каким-то магическим образом управляет сознанием.
Пол Атрейдес окреп со времен первой части. Шаламе приятно удивляет, представляя нам уже далеко не слащавого милого парня с обложки какого-нибудь популярного журнала. Его герой прошел путь трансформации, став избранной мессией, Муад Дибом, и по преданиям должен остановить войну.
Судя по всему, кредит доверия Вильнев завоевал безлимитный. Об этом говорит и выделенный бюджет на съемки, и бесконечно звездный актерский ансамбль. Я намеренно не знакомился с теми новыми лицами, которые должны появиться во втором фильме, что поспособствовало нескольким удивлениям по ходу просмотра.
Но мы переходим к самому интересному, раскрывая обратную сторону монеты. Многие из моего окружения бубнили, будто фильм скучный. Это относится по их мнению и к первой части тоже. Я могу согласиться лишь с тем, что от 3-х часового формата кино я уже начинаю сам отвыкать, возможно от сериалов в том числе. Хочется одну понятную, хорошо прописанную историю, компактно уложенную в 1,5 - 2 часа максимум. Сейчас же тенденция полностью противоположная и каждый меряется друг с другом размерами, растягивая словно жвачку сюжетные линии чуть ли ни каждого персонажа.
К скуке мы возвращаться больше не будем, так как обе части ни разу не дали мне заскучать. Я бы хотел здесь указать больше на сюжетные дыры и вопросы зрителей, что рождаются по ходу повествования. Вильнев на столько заигрался с виженом, что забыл нам рассказать историю. Она в его Дюне выглядит ну совсем уж поверхностно, не раскрывая довольно много хоть и мелких, но важных деталей. Чувствуется, что ввиду сегодняшних реалий, было необходимо упростить часть моментов или вовсе переиграть их по-другому - так считает даже зритель, не читавший книг.
И отсюда мой главный вопрос из заголовка - Вильневщина - это хорошо или все-таки плохо? Ответом будут самые высокие оценки от критиков, признание в киносреде от других авторитетных киноделов и сильнейшее ожидание выхода третьей части.
Дюна - часть вторая, это фильм о котором не хочется рассказывать, фильм - посредственность. Жаль, что превосходного режиссера Вильнева загнали в рамки ширпотребного клише. Первый фильм был на очень хорошем уровне, если только отбросить странности этого сеттинга, в виде не удачной боевой системы, когда люди пересекают галактику на звездолетах, но воюют на ножах. Но в Дюне есть несомненно множество прекрасных образов: сама планета - пустыня, искрящаяся специей, великие дома и их родовые планеты, галактическая империя и гвардия Императора, селекционеры из Бене гессерит, благородные Атредисы (Атриды), и одни из знаменитых злодеев всех времен мрачные Харконены. Вильнев показал все это в первом фильме просто идеально, визуал сделан на 100%, техника будущего поражает воображение, все это снято в динамике. Прекрасные актеры играют превосходно, сами роли очень драматичные, жизненные. Ничего этого нет во второй части. То есть не просто нет нового, а все что было интересного в первой - во второй этого нет. Почти весь фильм идут бесконечные рассусоливания моджахедов, на тему быть или не быть, ни одного харизматичного персонажа нет, стареющий Бардем не впечатляет. Злодеи в этой серии до нельзя примитивно показаны, а концовка абсолютно скучная. Большое разочарование.
В 2021 году в самый разгар пандемии коронавируса в прокат вышел фильм Дэнни Вильнева «Дюна» и несмотря на ряд ограничений он сумел собрать в прокате достаточно денег для того. Чтобы студия задумалась о продолжении. С тех пор прошло три года и вот наконец-то в прокате оказалась вторая часть, которая вышла довольно мощным блокбастером.
Как и прежде, главным героем фильма выступает Пол Атрейдис, который сумел выжить в бойне за планету Арракис, который учинил злобный барон Харконнен. Теперь же Пол оказался среди местного кочевого племени фременов, которые отказываются служить Империи и выбрали свой путь. И Пол должен сыграть в роли этого народа особенную роль, ведь они считают его настоящим Избранным, который превратит Арракис в рай.
В это же время Харконнены продолжают нападать на фременов и заставляют их взять в руки оружие и идти войной против господ, которые отказываются жить в мире и согласии. Наблюдая за тем, что продолжают творить его заклятые враги, Пол Атрейдис постепенно принимает свою новую роль и все-таки возглавляет восстание, тем самым укрепив веру фременов и их боевой настрой. И это доходит до самого Императора, который не может допустить проблемы с добычей бесценный пустынных специй.
В отличии от довольно медлительного первого фильма, вторая часть набирает уже куда большие обороты и несется вперед, чтобы подарить нам эпическую развязку истории, придуманной Фрэнком Гербертом. Пол Атрйдис в исполнении Тимоти Шаламе стремится во что бы то ни стало отомстить за своего отца и род, но вместе с тем он строит романтические отношения с Чани, девушкой-фременкой, которая хочет видеть в нам простого парня, но никак не будущего вождя или тирана. Да, их отношения будет совсем не простыми, но они добавляют фильму глубины.
Практически весь самый зрелищный экшен здесь находится, конечно же, в финале, и Вильнев еще раз доказывает, что он точно знает, что делает и его фильм является не просто блокбастером на один раз, а красивейшей философской притчей, в которой даже перестрелки носят особенный характер. Но в это же время в середине фильма происходит тоже немало интересного и мы видим, как Пол постепенно становится настоящим лидером фременов, ничем не уступая их на территории пустыни, в которой они родились.
В целом я считаю вторую часть «Дюны» отличным блокбастером и тем фильмом, который заслуживает обязательного просмотра. Это действительно та редкая в наше время фантастика, которая снята с умом и обладает сильнейшей философией, над которой стоит очень хорошо подумать. Смотрите исмело и не бойтесь заходить в пески за горизонт.
Прошу прощения у фанатов, которым каждый ракурс этой вселенной бесценен. И чьё восхищение фильмом я искренне понимаю. Но я не читал книгу (так случилось) и в 90-е не играл в игру. Поэтому перед началом просмотра был чист от субъективности.
Что же я увидел? Небольшой кусочек истории без начала и конца, растянутый на почти три часа экранного времени. Всё движется очень медленно, под тягучую депрессивную музыку. С основным прицелом не на сюжет, а на атмосферу и погружение в мир Арракиса. И я бы предположил, что таковы идея и прицел режиссёра. Но, вероятнее, это просто лень. Лень проработать темпоритм повествования. Хотя зачем? Сейчас это не модно. Это раньше в Голливуде была почётная профессия «Утаптывателя в хронометраж». А нынче, когда одну недлинную историю можно продавать отрывками по три часа в течение многих лет, кого волнует темпоритм? Поэтому неудивительно, что сначала фримены минут 20 убеждают чужака, что он никогда не станет своим и насмешливо смотрят на него, а уже через минуту тот седлает червя, а еще через минуту ведёт фрименов в бой, после которого они, как ни в чём не бывало, лобызаются с ним как со старейшиной наидревнейшего из своих родов. И после всего этого идёт получасовая панорама по пустыне. Просто под музыку. А слабо вырезать эту панораму и за счет освободившегося хронометража как-то раскрыть превращение чужака в лидера? Чтобы мы прочувствовали то, что чувствовал он? Чтобы, там, мурашки всякие по телу побегали… Или бюджета хватало только на длинные панорамы? Не исключено. Иначе почему так дёшево показаны покатушки на червях - используются только супер-крупный и супер-общий планы. Ни там, ни там червя не видно. Таким монтажом обманывали зрителя еще до Лукаса.
Если вспомнить Первую часть, то её я просмотрел на одном дыхании, настолько захватывало повествование. Там сюжет был, темпоритм - тоже. Правда, на последнем кадре картины весь восторг улетучился, когда я понял, что опять обманут, что это не финал истории. Что нужно идти к нотариусу и вносить в завещание потомкам требование досмотреть этот фильм до конца, в каком бы веке это ни закончилось. С «Хоббитом» у меня получилось. Сдержался, дождался и посмотрел все три части сразу. С «Дюной», боюсь, не доживу.
Но есть и хорошие новости. После просмотра фильма принято два решения: посмотреть фильм 1984 года и, наконец, прочитать книгу.
При просмотре первой части особых претензий не возникало в плане сценария, и все могло быть списано на особенности кинопроизводства...
Но вот вторая часть огорчила сыростью персонажей. Почти нет никакого развития ни у главного героя, ни у второстепенных персонажей. Из человека, старающегося любой ценой добиться власти, прибегая к 'Планам внутри планов', Фейд-Раута превратился в маньяка-психопата. Холодный, расчетливый Пауль стал вдруг марионеткой в руках матери. О одиозном поведении Чани даже говорить не хочется.
Казалось бы, ладно, пусть хоть финальные сцены будут хороши. А нет, и тут мимо.
Больше всего страдает именно мотивация героев. Её просто нет.
Неискушенный зритель конечно порадуется картинке и звуку. Шаи-Хулуд бесспорно выполнен великолепно. Но лишь этим все и ограничивается
2 часа 40 минут красивых планов и обиженного лица Чани.