всё о любом фильме:

Живые и мертвые

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Столпер
сценарийАлександр Столпер, Константин Симонов
директор фильмаЛазарь Милькис
операторНиколай Олоновский
композитор-
художникСтален Волков, Жанна Ганевская
монтажЕкатерина Овсянникова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  41.5 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время201 мин. / 03:21
Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по первой части одноименного романа Константина Симонова.
    • Устами героев фильма неоднократно упоминается тема репрессий военного командования перед Великой Отечественной войной. В частности герой Папанова упоминает, что был в тюрьме.
    • Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь XIII века в селе Батыево во Владимирской области.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 76 постов в Блогосфере>


    Независимо от того, читали вы роман Симонова или нет, этот фильм необходимо посмотреть. Посмотреть, для того чтобы понять, кто ты в этой жизни, возможно, что-то переоценить для себя как бы пафосно это не звучало.

    Этот фильм повествует о людях, которые оказались на этой страшной войне. Именно оказались, потому что они к ней не готовились, они застигнуты врасплох, они самые обыкновенные люди из плоти и крови, которые боятся, не хотят умирать, у которых была и есть своя бесценная жизнь, они все разные, но они ЖИВЫЕ.

    При просмотре возникают некоторые параллели с Войной и Миром Бондарчука, возможно, это только мои ассоциации. Постоянное переплетение судеб героев, постоянные выбор перед которым их ставит жизнь, это фильм о героях, но не громких и смелых, а возможно невзрачных и порой нерешительных, но ГЕРОЯХ о людях которые вынесли это огромное испытание.

    Фильм может показаться скучным и затянутым, но это не тот фильм, который посмотришь и забудешь, да он черно-белый, но от этого лишь усиливаются эмоции и переживания.

    Папанов в роли генерала Серпилина просто бесподобен, такое впечатление, что он родился для этой роли, Серпилин именно такой, каким создал Консатнтин Симонов.

    Но не надо сравнивать с книгой, некоторая хронология событий в фильме может быть изменена, но это НЕВАЖНО. Важна та атмосфера, которой пропитан каждый кадр, это именно то о чем писал Симонов, и мне кажется не стоит искать там какие идеологические подтексты, надо просто смотреть этот правдивый фильм, потому что их почти не осталось.

    23 января 2010 | 11:35

    Военная драма режиссёра Александра Столпера снята по первой книге одноимённого романа-эпопеи писателя Константина Симонова — одному из ярчайших произведений о событиях первых дней Великой Отечественной Войны.

    Июнь 1941 года. Советские войска отступают под натиском фашистов. Главный герой фильма — армейский газетчик Иван Синцов (Кирилл Лавров) из редакции фронтовой газеты попадает на Западный фронт.

    Пропитанный идеологией оттепели, эта военная картина пытается развенчать другую идеологию — сталинизм.

    Синцов не смог бросить людей в лесу и увёл их в тыл, что стало причиной его конфликта с капитаном Ивановым (Олег Ефремов). И здесь можно понять всю обиду помощника командира танковой бригады на военачальников. Лучший экипаж в полку ни за грош на съедение немцам отдали…

    Другой герой фильма — комбриг Фёдор Фёдорович Серпилин (Анатолий Папанов) прошёл через тюрьму. Герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла «нелепость». Обречённый на бой в окружении немцев, Серпилин не хочет отступать и даже думать об отступлении…

    Судьбы героев переплетаются в кромешном аду переправы, в прорыве окружения. Старший политрук Синцов на четвёртой неделе войны бегает как заяц и не знает, о чём писать. За эти дни он видел столько, сколько не видел за всю жизнь. «Не забуду до смертного часа…», — это слова командира полка Серпилина. Нет предсмертного ужаса. Есть лишь тоска, что уже никогда не узнаешь, как всё будет дальше…

    «На моей фамилии вся Россия держится», — говорит герой Олега Ефремова. Платя смертью за смерть, солдатскими руками Ивановых и других война поделила всех без разбора на живых и мёртвых. Вот такая «нелепость».

    Современному зрителю, возможно, будет скучно смотреть на все эти затянутые идеологические бравады героев-коммунистов. Кому-то они могут показаться устаревшими, наивными и банальными. Но они откровенные, вечные и доподлинно живые. В 60-е годы, когда следы войны были столь очевидны, а раны всё ещё ныли, этот фильм нёс в себе попытку ответа на вопросы, изрядно заретушированные советской лживой идеологией.

    Чем ещё интересна эта военная драма? В «Живых и мёртвых» снялась целая «краснознамённая дивизия» великих актёров. Кроме Лаврова, Папанова и Ефремова — Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий и многие другие. Великий Михаил Ульянов в роли командующего армией Сергея Викторовича, Михаил Глузский в роли генерала Орлова, Олег Табаков в роли старшего лейтенанта, особиста Крутикова.

    В 1964 году фильм «Живые и мёртвые» был удостоен наград на Международных кинофестивалях в Карловых Варах и в Акапулько.

    На мой взгляд, этот фильм нужно посмотреть, чтобы сейчас, когда, к сожалению, следы войны стираются, а о ранах мы знаем лишь понаслышке, мы помнили и не лгали, в первую очередь, самим себе.

    23 июня 2009 | 12:45

    Любой фильм — это посыл. Если в кино нет идеи, то это просто видео ряд, картинки сменяющие друг друга под звук диалогов и музыки. В ленте «Живые и мёрвтые» (далее ЖиМ) столько всего, ведь по сути это собрание кратких рассказов о судьбах различных людей, но они пронизаны одной идеей. Но об этом позже.

    Начать хочется с замечательного актёрского состава. Молодые Лавров и Табаков, обаятельный Ефремов-старший, и многие другие замечательные актёры советского кино. Отдельного внимания заслуживает Величайший (не могу в данном случае писать с малой буквы) Анатолий Дмитриевич Папанов. Известный и полюбившийся мне ещё с детства по ролям в Бриллиантовой руке и 12 Стульях, в ЖиМ он предстал передо мной в совершенно ином амплуа. Его персонаж — эдакий гимн человеческому духу, незгибаемости и отваге. Я не очень люблю истории, где персонажи делятся на «хороших» и «плохих», но комбриг Серпилин для меня тут выступает однозначно положительным персонажем.

    С актёрами вроде бы разобрались, перейдём к персонажам. Тут у нас есть и «герои», и «подлецы», и «нейтральные», хотя как говорит главный герой Синцов: «Нечего тыкать другим в глаза свою злость, все мы сейчас на войне одинаковые: и злые — злые, и добрые — тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту.» Главное тут одно: все герои «живые». не приукрашенные, веришь каждому слову, каждому ударом кулаком по столу, каждому ругательству. Сопереживаешь одним и презираешь других уже с первых секунд знакомства с персонажами.

    Что до сюжета и постановки, то замечательную книгу Симонова «впихнуть» в трёхчасовой фильм действительно сложно, но Александру Столперу удалось передать и атмосферу, и характеры, и главную идею книги (по крайней мере то, что я в этом нашёл). иногда смена кадра кажется довольно резкой, но это предаёт фильму некую изюминку, зритель просто не успевает заскучать, глядя на одних и тех же персонажей — его тут же переносят в другую локацию. Несмотря на то, что фильм советский, он довольно критично описывает события 41-го года, а его персонажи по разному реагируют на происходящее: кто-то свято верит в в то, что «товарищ Сталин не знал, потому что его генералы ему не сказали», кто-то всё прекрасно понимает, что показательно описывается в одном из диалогов: «ведь не могли же не знать, но почему же бездействовали? — Сам всё знаешь не хуже меня, врать не стану, а правду сказать не имею права». Фильм, как по мне, качественно выделяется на общем фоне «советско-патриотического» кино, при этом не сильно углубляясь в самодурство командиров «комиссарщину», как это стало популярно в постсоветском кинематографе.

    Отдельно хочется описать режиссёрскую работу: музыкальное оформление, спецэффекты, костюмы, оформление и т. д. Что до музыки, то её в фильме нет. И это огромный плюс, как по мне. Вместо неё, атмосферу «накаливает» голос за кадром. Почему-то сразу вспоминается мультфильм «Пингвины», где диктор своими комментариями об утопающем папе-пингвине с камушком вместо яйца детёныша заставляет рыдать крокодильими слезами не только детей (лучше вообще не показывайте им этот мультик лет до 15ти), так и взрослых. И этот голос, возвращаясь к ЖиМ — вторая отличительная черта (и однозначный плюс) кинокартины. Костюмы в фильме хорошие, солдаты выглядят действительно потрёпанными в боях, а не только что покинувшими гримёрку, оружие настоящее, всё выглядит натурально. Даже обшитые картоном Т-34 под немецкие «панцеры» (или что там ещё должны были изображать эти «танки») не портят общего впечатления от фильма. Важно, конечно обратить внимания, что хотя фильм и военный, но как таковых батальных сцен там практически нет. Потмоу что фильм в первую очередь о людях.

    Резюмируя скажу, что после просмотра свыше 50ти художественных кинолент, посвящённых событиям Второй Мировой Войны, снятых в разных государствах, фильм «Живые и Мёртвые» остаётся для меня одним из лучших и самых любимых фильмов. Его стОит смотреть и пересматривать — каждый раз в нём можно найти что-то новое, ранее упущенное, или просто наслаждаться великолепной игрой актёров. И главное, помните, что это фильм о людях, его идея (на мой взгляд) в том, что человек всегда должен оставаться Человеком (вот тут трудно не наспойлерить) независимо от обстоятельств, в которых оказывается по прихоти судьбы.

    27 мая 2015 | 14:05

    По сравнению с книгой, а тем более дневниками Константина Симонова фильм слабоват. Не хватает экранного времени для раскрытия характера героев, подробностей выхода из окружения. Актерская игра тоже могла бы быть получше. Но заслуга фильма в другом — это фильм честный.

    Фильм один из первых поднимает тему репрессий, которые в отношении среднего командного состава часто были необоснованны, фильм, как и книга, показывает и трусов на войне, и шкурников, и может быть обиженных советской властью, но оставшихся русскими людей.

    Ценность фильма в том, что он не лжет. Симонов писал, то, что видел, художественность лишь в собирательности образов и сюжетных поворотах, а не в фактах. Поэтому тут нет штампов 40-50-ых годов про фашистов, про «все как один», тут нет решающей роли Ставки — это, по сути, окопная правда. Симонов — предтеча «лейтенантской прозы» писателей-фронтовиков, которая появится позже. А фильм, снятый в разгаре «оттепели», предвосхитил последующие фильмы о войне, полюбившиеся зрителям — такие как в «Бой идут одни старики» (1973), «А зори здесь тихие» (1972), «Они сражались за Родину» (1975). Предвосхитил открытым разговором на темы войны, репрессий, причин поражений в 1941 году, стойкости обычных солдат, сволочей в погонах и испытаний народа.

    Да, фильм по современным меркам не совершенен, динамика боев показывается перекошенным кадром, немецкие танки (длинноствольные, с катками от Т-34) далеки от исторических реалий. Но это видим мы сегодняшние, образованные и придирчивые. А для своего времени фильм получился шикарным и правильным, да и сейчас он смотрится хорошо, без ощущения фальши и излишней наигранности.

    За правду

    10 из 10

    17 мая 2016 | 06:05

    Да, я разочарован! Такой хронометраж, и такая тягомотина! До чего же нудный фильм! Совершенно не трогает. На фоне большого количества действительно стоящих картин о войне этот фильм просто меркнет. В нем нет ничего. Серо, блекло, невнятно. Весь фильм по нескольку раз повторяются одни и те же мысли, одни и те же слова. В результате слишком очевидным становится то, что фильм снят не просто после войны, а уже после пересмотра властью некоторых ее итогов и уроков. И это только принижает картину, переводя ее едва ли не в ранг «заказных». Жаль. Безусловно важные и нужные вещи, о которых с такой настойчивостью говорится в фильме, можно и нужно было показать гораздо более тонко и профессионально.

    Крайне негативное впечатление произвел и главный герой ленты. Ни К. Лавров (своей игрой), ни его персонаж не вызвали во мне ни малейшего сочувствия или сопереживания. Проблемы и заботы, которые волнуют героя — это его личные проблемы и заботы. Он потерял в бою документы и крайне раздосадован тем обстоятельством, что никто не верит ему — честному и благородному человеку! Тогда как совсем недавно — в точно таком же случае с его молчаливого согласия фактически был доведен до самоубийства точно такой же человек, по мнению высокопоставленного военачальника (конечно же, в свое время пострадавшего — всё-таки оттепель на дворе — как не упомянуть), ничем, по сути, не подтвержденного, свои документы не потерявшего, а уничтожившего! Ну как еще это назвать иначе, нежели двойными стандартами! И мне безумно жаль, что этого, по мнению авторов, такого глубоко порядочного, невинно пострадавшего, но оставшегося верным себе и всё такое прочее, а, на самом деле, точно такого же, как все, командира и палача в одном лице сыграл глубоко уважаемый мною А. Д. Папанов. И этот факт только усилил мое критическое восприятие данного фильма.

    К сожалению, не могу поставить ему высокой оценки.

    25 февраля 2009 | 11:56

    Пишу короткую положительную рецензию.

    Две фразы из фильма, которые говорят, что война пришла внезапно (хотя, кто надо знал):

    «Там немцы за 700 метров, у нас с ними только что  бой был — семеро осталось»

    (когда немцы подстрелили наши самолеты)

    - Почему не выбрасываются?!!

    - а может, у них и парашютов нет

    Пронзительный фильм, совершенно неоднозначный, как и подобает высокому искусству, с элементами идеологии и пафосом гавного героя (без этого ж никуда в советском кино), но все же обладающий той магией «золотых 60-х», которыми мы до сих пор гордимся.

    18 февраля 2010 | 19:02

    Если проанализировать, с каких аспектов можно подойти к феномену войны в художественном произведении, то роман Констатина Симонова посвящен, пожалуй, самому интересному аспекту — психологии попавшего на фронт человека. Особенно это касается первой книги (картина Александра Столпера охватывает лишь ее), описывающей события первых месяцев войны: это уже потом полковая жизнь закалит и подомнет под себя личность, а в начале все еще «тепленькие», совсем-совсем человечные.

    Чувствуется, что Симонов побывал, как теперь говорят, инсайдером, и образы списаны с реальных людей, а протагонист Синцов вовсе автобиографичен. Имея в распоряжении занимательный сюжет и интересную личность в центре него, можно обойтись без плетения идеологических кружев и просто рассказать историю как-она-есть. Симонов этим и занимается, что, признаться, подкупает. Само заглавие — «Живые и мертвые» — определяет уровень художественного обобщения: Симонов пишет не о торжестве коммунизма над фашизмом, а о героическом подвиге миллионов людей — и этот пафос выглядит абсолютно уместным.

    Вообще заглавие вызывает стойкие ассоциации с «Войной и миром». Судя по всему, Симонову льстил статус «Толстого 20-го века», поскольку в его эпопее соблюдены все толстовские принципы. Она многофигурна и панорамна, что позволяет создать коллективный портрет воина. Нет, не просто воина, а защитника родины: затертое до дыр словосочетание «отечественная война», как и у Льва Николаевича, обретает в «Живых и мертвых» свой подлинный смысл. Вместе с тем, за количеством не теряется качество: каждый образ выверен и важен для развития сюжета, а будничные события находятся в живой связи с монументальными обобщениями. Пожалуй, стоит процитировать:

    «Он не знал и не мог еще знать в ту ночь полной цены всего уже совершенного людьми его полка. И, подобно ему и его подчиненным, полной цены своих дел еще не знали тысячи других людей, в тысячах других мест сражавшихся насмерть с незапланированным немцами упорством.»

    «То, что произошло в ту ночь на участке разведбата 17-й танковой бригады, заняло всего полстраницы во фронтовой оперсводке и даже не попало в сводку Информбюро, но самая высшая из всех доступных человеку радостей — радость людей, которые спасли других людей, была от этого ничуть не меньше.»



    Я не случайно привожу обширные куски текста первоисточника: в экранизации Столпера их педантично вычитывает закадровый голос. Режиссер мог себе это позволить: 200 минут хронометража, отданные только на первую треть романа, подробно и без сумбура воспроизводят большинство ключевых сцен. Так и надо было: ведь боев как таковых у Симонова нет, напряжение лежит в драматической плоскости. Надо сказать, что в плане поведения и отношений персонажей постановка Столпера приятно удивляет. Организация сцен и диалогов на высшем уровне, а эстетичное построение кадра передает поэтичность симоновского текста. Любопытно, что музыкальное сопровождение полностью отсутствует: сюжет льется, как новостная хроника. Актерам — безоговорочное «Верю!» Блестнули не только звезды (Папанов, Ефремов, Лавров) — Столпер от каждой эпизодической роли добился умелого поведения в кадре. Баланс между эмоциональностью и сдержанностью, лиричностью и суровостью выдержан великолепно. Ни грамма фальши — только живые, подлинные эмоции. Все тяжело и серьезно — как и подобает военной Драме с большой буквы.

    Подводя итоги: даже если чувство патриотизма вам не особо близко, а величайшее событие в истории русского народа вы воспринимаете будто из параллельной реальности, — даже и в этом случае потраченные на этот фильм 3 часа не станут потерянным временем.

    Железная

    9 из 10

    29 ноября 2011 | 05:17

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>