На счастье мы выпьем шальной коктейль, и трубы горловые прочистить не помешает! А если в горле кал? Какой? Самый что ни на есть натуральный кал! Это метафоры? Нет, это быт, мать его так. Примерно с таких сюрреализма мразей начинается этот дивный фильм. Признаться моих познаний о Басковой немного, ограничился просмотром в пьяном угаре. А тут понимаешь ли завязал с вредными привычками, и решил освежить в памяти, так сказать вернуться в грязь из которой вышел.
Что тут скажешь, будни кафетерия для высших господ поданы с подливой коричневого цвета, жидкого стула из горловины Маслаева, он словно старец-паралитик плещет жертвенный коктейль за стойкой бара, пока юродивые половые в числе которых Пахом, дружно ведут диалоги о бытие, и при этом цинично крадут у начальства сокровенные пять бутылок водки.
Дичь? Откровенно говоря да, при этом суть взаимоотношений обслуживающего персонала идёт далеко за грани понимания обывателя, они шагнули дальше бездарно забыв вытереть ноги о горизонт. Баскова и ее команда надругались над идеей понятной им одним, для этого в каст был принят дядя Пахом, не чурающийся никаких творческих экспериментов, и аналогичный от слова анал - Маслаев, которому экскременты служат не только базой для творчества, но и бездной самовыражения. Ну а под конец на погребальный огонёк залетел отец русского трэша Владимир Епифанцев, и с присущей традицией уважения явил метафизику и ритуализм. Метафизика скрыта в посыле к Маслаеву и требованиям его героя- крутого бандита, а вот ритуализм в стиле водочного Бойд Райса кроется в финальной сцене, только вы, обыватель, до неё не доживёте, отчего-то мне так кажется.
Фильмы Басковой — это зрелище для искушённых. Когда ты настолько преисполнился кинематографом, ты ищешь что-то необычное, экстраординарное и не всегда хорошего качества, ибо когда мы говорим об одном из самых знаменитых андеграудных русских режиссёров, мы обычно говорим об артхаусе, снятом за ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ(простите, не удержался). И данный фильм не исключение. Он плох и снят за копейки. Мизерный бюджет, рассчитанный для проката в подвалах Петербурга, приводит к различного рода недостаткам. Лучше сразу перечислить все недостатки сразу, т. к. это самая скучная часть рецензии. Вы знали, куда пришли, и зайдя на страницу этого шедевра, вы мысленно подписали отказ от претензий, в случае если ваш фильм заденет ваши чувство прекрасного, душу, моральные принципы и прочие бесполезные вещи. Разумеется, фильм снят на разные камеры, т. к на что бюджета хватило, на то и снимаем. Разумеется, монтаж тут минимум можно назвать странным, так как не понятно зачем надо дробить возмущение хозяина по поводу кражи пяти бутылок водки чёрным экраном. Разумеется, на постпродакшене забыли вырезать реплики мёртвой барменши (или кто это говорит с Пахомом, я не понял). Разумеется во время разговора «крыши» с хозяином бара будет играть неизвестно что, так как аренду бара на ещё 1 день бюджет не позволяет. Разумеется, лишний дубль записать не получилось, и поэтому оставили дуль со смеющимися актёрами.
Всё, с очевидными косяками разобрались (по крайней мере с теми, которые я заметил). Теперь давайте разберёмся, почему я посмотрел уже 2 фильма Басковой, что уже на 2 фильма больше для нормального человека? Нет, разумеется, мои вкусы специфичны, но почему эти фильмы могут привлекать в принципе? Чем заслужила создательница «Зелёного слоника» то, что я, по крайней мере, знаю её фамилию и её творения? Давайте выясним:
1. Подтекст
Басковой явно есть, что сказать. Не всегда ей удаётся правильно выразить свою мысль или сделать это в удобоваримой форме (хотя, кого я обманываю. В первую очередь, женщина развлекает себя. До массового зрителя ей есть дело такое же, как до какого-нибудь условного Дэвида Линча), но по крайней мере её волнуют вещи и мироустройство нашего мира. И главная тема, которая её волнует, и насколько мне удалось это понять за 2 фильма — это иерархия. Отношения подчиняющего и подчинённого, власть, богатые и бедные. Это можно уловить по рассуждениям Пахома, по отношению владельца бара к подчинённым, который без промедления отдал на растерзание Епифанцева (в фильме не говорится имена персонажей Пахома и Епифанцева) и барменшу, и Пахома. Конечно, её рассуждения трудно понять и вряд ли они они имеют какой-то внятный вывод, но по крайней она старается выразить себя, свои мысли, что невозможно не уважать. К тому же, это порой привлекать любителей поискать смыслов, ценителей супер индюшатины, и людей, которые развлекают себя подобного рода трэшаком.
2. Актёры
Сейчас, конечно, спорное утверждение. Некоторые, скажут, что там нечего играть или что там актёрской игры не хватит и на мизинец Станиславского, но мне лично интересно наблюдать за лицедейством Пахомова и Епифанцева. Во первых, попробуйте не ржать с участия в таком. Довольно суровое испытание. Во вторых, даже в том минимуме, что у них есть, они выжимают досуха. В «Бутылках», конечно они раскрылись чуть похуже, чем в «Зелёном слонике», так как есть и смешки и недоигрывание. Однако, смотрите пункт 1. В третьих, они готовы на такую дичь, на какую голливудские звёзды бы потребовали 6-значную сумму или пошли бы сниматься только в случае, если им светил Оскар. А тут, даже просить не надо. Расквасить башку в кадре об бутылку — пожалуйста. Наблевать на себя — да хоть 1000 раз. Станцевать стриптиз, облив на себя шоколадный коктейль — без проблем. Видно желание актёров повеселиться и развлечь зрителей (хоть и немного в эксцентричной форме).
3. Диалоги
Ну как ни крути, но Баскова добилась того, чтобы её творения цитировали, хоть и лишь в виде мемов и коубов. Здесь конечно послабее уровень диалогов, как по мне с «Зелёным слоником». Тут скорее делался больше акцент на визуальные перфомансы актёров, однако пару фраз можно пустить на цитаты или мемы, как сделали авторы других рецензий.
По итогу, что я могу сказать. «Пять бутылок водки» — это guilty pleasure для совсем уж отбитых ценителей посмотреть что-то эдакое, вроде меня. Если вы считаете себя настолько синефилом, то можете глянуть. Также, если вы хотите поугарать с трэшака вечерком, то картина также подойдёт. Остальные — проходите мимо. Хотя, обычный среднестатистический зритель таким не интересуется
Фильм, конечно, специфический. Как и все остальные работы Светланы Басковой. На этот раз история вращается вокруг обыкновенного московского кафе, владельцем которого выступает Саныч в исполнении Александра Маслаева. каждый день он приходит за барную стойку, чтобы попробовать очередной коктейль, а заодно пересчитать имущество. И вот на этот раз он внезапно обнаруживает, что прямо из-под его носа пропало пять бутылок водки. Вполне естественно, герой не собирается с этим мириться и причиняет своим подчиненным самый настоящий террор.
В фильмах Светланы Басковой можно искать высший смысл, рассматривать их в качестве какого-то невообразимого произведения искусства. Однако лично для меня ее творчество выглядит как некий перфоманс. То есть режиссер целенаправленно идет против системы, пряча изначальные простые задумки за форменным сумасшествием. Так вышло и на этот раз. Но вместе откровенно смешного безумия 'Зеленого слоника' мы имеем затянутый и нудный фильм, где все самое интересное начинается ближе к финалу.
В актерском составе фильма не обошлось без наших старых знакомых. Пахом и Епифанцев снова в деле, играют по прежнему достойно, хоть и не так смешно, как в прошлый раз. Их взаимоотношения носят весьма специфический характер, но иного от них мы конечно же не ожидали.
На этот раз роль первой скрипки отхватил Александр Маслаев, давний соратник Басковой. Не скажу, что его образ намного лучше, чем печально известный Полковник, хотя и здесь у него есть пара коронных моментов, которые остаются в памяти надолго.
В общем, смотреть 'Пять бутылок водки' или нет - сугубо ваше решение. Фильм специфический и не настолько смешной, как того хотелось бы. Рекомендовать его точно не получится, но все же есть в нем парочка эпизодов, оправдывающая потраченное на просмотр время.
Режиссёр Светлана Баскова, на радость своим многочисленным фанатам и немногочисленным противникам, продолжила снимать в том же духе. Такой же любительский монтаж, некачественная картинка бытовой камеры, голые мужики, делающие всякие непотребства перед камерой. Сюжет вращается вокруг жизни персонала одного бара, где живут два полоумных уборщика, большие любители алкоголя. Их играют Сергей Пахомов и Денис Васильев. Точнее, играют - очень сильно сказано. Скорее ломают дурацкую комедию, так как никто у Басковой не умеет играть, равно как и она не умеет снимать смотрибельное кино. Конечно, поклонники интеллектуального стиля, может, и отыщут какой-то смысл в той грязной и противной вакханалии, что творится на экране, однако мы, любители мейнстрима, не обязаны рыскать по этому болоту нечистот в поисках аленького цветка. Ведь не ровен час и у самого крыша поедет, если пересмотреться таким глубокомысленным артхаусом.
Лично я попытался посмотреть этот отстойный фильм бездарной художницы из-за Марии Болтневой, для которой это первая роль в кино. На её месте я бы очень стеснялся участие в таком мерзком подпольном фильме, где её героиню, анонимную девственницу, имеет бандит в исполнении Владимира Епифанцева, а вторый хмырь стоит рядом и дрочит. Далее её героиню убивают.
Сказать о фильме что-то большее вряд ли получится. Да он и не достоин, чтобы о нём рассуждать. Куда интереснее, что в таких отстойных, мерзких, отвратительных фильмах не только критики, но и зрители видят что-то хорошее. На КП опять число положительных отзывов вдвое превышает количество отрицательных. Заглянув в них, можно с удивлением обнаружить, как рядовые зрители всерьёз рассуждают о том, что шедевре интеллектуальной мысли 'Зелёная слонятина' показана вся суть тоталитарного общества СССР, а в '5 бутылок водяры' - жизнь в России нулевых. И это в то же время, когда есть действительно талантливые социальные фильмы, снятые в разных жанрах. Были, например, отличные комедии Юрия Мамина 'Фонтан' и 'Окно в Париж', 'Ближний круг' Андрея Кончаловского, сатирическая комедия Владимира Меньшова 'Ширли-Мырли', наконец, творчество таких режиссёров, как Алексей Балабанов и Андрея Звягинцев, '1210' Арсения Гончукова, 'Рассказы' Михаила Сегала'. Любопытно, что в чернухе смеют обвинять 'Груз 200' Балабанова, который много талантливее всяких '... слоников' и прочего безбюджетного дерьма. У нас, наконец, и среди любителей есть таланты. Виктор Мурзиков, не считая отстойный зомби-фильм, кажется, всегда снимал любопытное кино, относительно профессиональное, с талантливыми сатирическими наблюдениями за современной действительностью. Валерия Гай Германика, у которой тоже немало противников и совсем непонятно почему, так как она тоже снимает вполне смотрибельное кино, где чернуха заключена в рамки эстетики. А помните какой негатив вылился на неё за её фильмы о школе? Интересно только, почему Басковой всё сходило с рук и она не только не боялась народного гнева, выходя погулять, но и раз за разом выпускала в свет бездарнейшие работы, которые у всех на слуху и которыми все восхищаются. Даже питерский малоталантливый художник Константин Селиверстов снимает лучше и более сатирически, имея перед глазами какие-то рамки, за которые художнику нельзя выступать.
Недавно была целая дискуссия в творческой среде относительно цензуры - нужна она или нет. Вот посмотришь такие 'фильмы' и склонишься в сторону сторонников цензуры, конечно, не в её кондовом советском варианте, охраняющим монарший трон и убивающим всякую мысль и стиль. Но неплохо было бы создать комиссию, безусловно, из очень образованных и подкованных в разном кино людей, которая бы не позволяла таких помойным фильмам кататься по фестивалям и выходить на DVD, привлекая к себе нетвёрдых умом людей, пишущих на такие фильмы положительные рецензии и тем распространяя тот смрад, который сочится из 'Зелёного слоника', '5 бутылок водки' и им подобным фильмам. Если 'Свадебная ваза', например, будучи отнюдь не глупым и не таким отвратительным фильмом, запрещена во многих странах, а единственный её показ на кинофестивале обернулся скандалом, то фильмы Басковой можно смотреть практически беспрепятственно, хотя они загрязняют душу и выливают на бедного зрителя ушат помоев.
Итог - фильм, достойный костра инквизиции и почётного места в фильмотеке сатаны.
По мотивам моей предыдущей рецензии написанной несколько лет назад (Суть новой России).
“Зелёный Слоник” – один из немногих поистине гениальных фильмов нового времени. Реально. Без иронии и всего прочего. И для меня он в первую очередь дилогия, потому что фильм “Пять бутылок водки” это логическое продолжение “Зелёного слоника” за авторством тандема Баскова-Мавроматти.
Итак, начнем с названия. В основе фильма лежит число 5. Но что такое эти пять бутылок водки? Как тут писал кто-то: пять бутылок водки это символ алкогольного отравления с летальным исходом. Своеобразная метафора свободы от гнетущей постсоветской реальности, добытой сквозь мучительный процесс гибели от алкогольного отравления. Свободы добытой сквозь сдавливающую головную боль, мучительное головокружение, кровь и рвоту. Поиск и жажда свободы – основная тематика фильма. Ведь именно выпитые “в жало” пять бутылок водки как раз и есть этот летальный исход из мучительной постсоветской реальности торжествующего Кафки.
И кто же такие эти искатели свободы? Они тоже бутылки, сосуды. И это может быть некой отсылкой к каббалистической философии. Но чем же наполнены эти сосуды?
Первая бутылка водки – персонаж Сергея Пахомова.
Как и в “Зелёном слонике” Пахом опять отдувается за весь русский народ. В фильме он символизирует уже постсоветского русского человека. При этом персонаж Пахома скорее уходит корнями к “Руси изначальной”, к язычеству. Так вот. Персонаж Пахома угнетён этим капиталистическим миром. Все его фразы типа: “человек это человек” и “подними себя” можно воспринимать, как робкую попытку разломать реальность Кафки идеями гуманизма и просвещения. Но нет. У него не получается. Более того. Персонаж Пахома в какой-то степени опьянён нарождающимся гламуром (фильм 2002 года тащемта) и желает стать одним из этих победителей, “лаки мэнов”. Может по этому, а может из чисто русского инфантилизма Пахом добыв пять бутылок водки, которые могли освободить его от Кафки, так бездарно теряет свой шанс. Болезнь воли. Виновата наша исконная болезнь воли, навеянная монгольским игом, крепостным правом и советской властью. Он пытается отдать этот дар Мычалкину.
Вторая бутылка водки – персонаж Дениса Васильева.
Мычалкин же символизирует новорожденную Россию. По сути своей он является не просто симулякром, а чем-то в корне несформированным. Некой аберрацией, эдакой реальностью постсоветизма, рогатым зайцем. Из этого и вытекают все признаки Мычалкина как персонажа. Это некий русский Квазимодо, бесконечно униженный юродивый страдалец. Персонаж Пахома передает именно ему дар свободы в лице пяти бутылок водки но. Но. Мычалкин в силу несформированности и тупости не принимает дар пяти бутылок водки, отказываясь от свободы. Что этим хотел передать режиссер? Наверное, это есть намёк на теперешнюю безинтеллектуальную реальность. Но персонаж Мычалкина всё же получает свободу от торжества Кафки от рук Пахома с неким участием красного ведёрка. Это есть прямое указание на то, что реальность постсоветизма может быть преобразована только через грех со стороны народа (Пахома). И это страшный вывод, ребята.
Третья бутылка водки – Дилон.
В предыдущей версии я не останавливался подробно на этом персонаже. А зря. Дилон. “Лаки мэн”. Это есть олицетворение той самой мизерной прослойки людей, которых либо не затронула ужасающая реальность постсоветской России, либо они в ней присутствуют в форме победителей. Следовательно, Дилон физически испытывает ту самую вожделенную для всех свободу и не является искателем пяти бутылок водки. Но. Откуда же возникли его голоса в голове? Что именно он слышит? Муки стоны и плач. Боль и ужас негативной кармы. В его голове говорят убитые в ГУЛАГах, замученные крестьяне, стонут убитые во время коллективизаций, просят хлеба голодные. Вот что он слышит. И вместо борьбы и осмысления он идет к Маслаеву за порцией иллюзий. Вот. Поэтому духовно он всё ещё несвободен. Он все ещё заперт в торжествующем Кафке.
Четвёртая бутылка водки – персонаж Владимира Епифанцева.
Персонаж Владимира Епифанцева не просто бандит. Это некий образ современного Рогожина-Попа Гапона-Махно-Степана Разина. При этом Епифанцев олицетворяет собой Россию 90-стых. И он тоже жаждет свободы, но не через обретение заветных пяти бутылок, а через некое подобие масонского ритуала или античных мистерий. И это именно и играет злую шутку с ним. Персонаж Маслаева. Этот гений зла. Он соглашается провести ритуал после, которого происходит не просто гибель бандита, а некая смена эпохи. Бандитские девяностые уходят на смену реальности корпоративных-гламурных нулевых. И на сцену выходит персонаж Маслаева.
Пятая бутылка водки – персонаж Александра Маслаева.
И вот он. Злой гений реальности. Некий демиург, олицетворяющий нынешнюю капиталистически-корпоративную Россию нулевых персонаж Александра Маслаева. С первого взгляда не разберешь, что именно Маслаев обладает полной властью в реальности торжествующего Кафки. Сначала он кажется обычным начальником-самодуром. Но. Ближе к концу глядя на то, как он ловко справляется со всеми препятствиями, понимаешь, что он и есть истинный хозяин жизни. Более того, именно у него и находятся эта свобода в лице пяти бутылок водки. Именно он хранитель портала из ада постсоветской России. И как же он теряется после того как у него отняли эту власть над реальностью персонаж Пахома. Но и вообще непонятно кто именно украл эти заветные пять бутылок? В этом есть некий своеобразный открытый финал. Я думаю нужно обратить внимание на то, что Маслав сам не пользуется свободой. Не выпивает в жало пять бутылок. Он упивается этой мучительной садисткой реальностью, в которой он главный мучитель. И будет упиваться ей еще очень долго.
Третий фильм Светланы Басковой мне показался более цельным бредом, чем предыдущие два, в которых треш убивал все зачатки хоть какой-нибудь более-менее понятной истории.
Мы погружаемся в атмосферу прогнившей забегаловки, наверняка сдуру именующейся рестораном, где работает наш главный герой - уборщик, недовольный жизнью. Он постоянно унижает и, извините, чморит слабоумного немого 'ассистента', жалуется на богатых, а также подлизывается начальнику, который, несмотря на своё положение, ничем не отличается от обычной свиньи. 'Свинья', выпивая коктейль за коктейлем, рассуждает о том, как сложно быть свиньёй в большом бизнесе, что он, мол, и сам готов дать выпить работнику водки, так зачем красть целых пять бутылок? Водку принёс слабоумный уборщику, а дальше всё пошло по... ну вы поняли. Конфликт на поверхности, он даже кое-чем разрешается, но потом в повествование вводят героя Епифанцева, чтобы тот окончательно добил зрителя жестью происходящего. Далее мы не только знакомимся с пьяными порядками забегаловки, но и узнаём, как в ней можно исполнить свои самые извращённые желания. Секс, смерть, водка, безумие - всё сливается в одно большое помойное ведро, которым Баскова щедро поливает свою аудиторию.
По-прежнему, стиль работ Светланы поразительно грязен, отвратителен, убог. Персонажи все как один идиоты, только с разной степенью отклонений. Кто-то любит унижаться, кто-то унижать, кто-то унижаем сам по себе. К счастью, 'Пять бутылок водки' не импонирует шизофреническими монтажными вставками, все сцены упорядочены и причинно-следственная связь между ними адекватна, но что нам хотела донести режиссёр, кроме очередного позыва к рвоте, не представляется ясным. Какие-то эпизоды вызывают нервные смешки, какие-то отбивают всякий аппетит. В целом же фильм показывает ту сторону жизни, закрытую от глаз посторонних, которую не пожелаешь увидеть даже злейшему врагу. Но потуга на реализм на самом деле надуманна: какие бы ужасы ни происходили в реальности, тут это намеренно возводится в абсолют, а никакого отклика в душе не вызывает. Грязь на грязи под грязью в грязи. И спасения нет, потому что Светлана Баскова, оперируя одними и теми же заезженными способами, продолжает эпатировать непонятно кого непонятно зачем, отказываясь останавливаться на пути в бездну. Вы туда тоже хотите? Пейте. Раздевайтесь. Сношайтесь. Убивайте. Тоните в каловых массах. Только, пожалуйста, не называйте это философией или сатирой. Не называйте.
'Нет у тебя завтра, нет. У тебя только yesterday остался'
До просмотра этого фильма с творчеством Светланы Басковой был знаком только по 'Зелёному слонику'. Узнав про 'Пять бутылок водки' заинтересовался (ещё бы, от режиссера 'самого грязного фильма тысячилетия' всё же), и решил посмотреть. Знаете, я ещё давно не видел таких хороших комедий (да, да, именно комедий, от драмы тут совсем немного), приправленных философскими диалоги и хорошей игрой актёров.
Я искренне смеялся с монологов Маслаева (Саныч), с абсурдности происходящего и с того, в каких отношениях находятся работники бара. Герой Сергея Пахомова разбивает бутылки о голову и рассуждает вслух, Саныч плохо себя чувствует, и из-за этого пьёт коктейли, которые постоянно разбрызгивает, бандит (в лице Владимира Епифанцева) заказывает у владельца бара девственницу, девственника и чтобы он убил его. Происходит что-то невообразимое.
Все актёры в этом фильме сыграли хорошо и были на своих ролях, за что им спасибо, так как просмотр не оставил у меня негативных эмоций.
Светлане Басковой удалось переплюнуть 'Зелёного слоника' по юмористической составляющей, но по сюжету, я считаю, оценочно эти фильмы равны.
В общем и целом, замечая всё, что мне понравилось (сюжет, юмор в картине, актёрская игра) и не понравилось (некоторые ненужные сцены, затянутость и безынтересность последних) ставлю
Картина с самых первых минут начинает производить сильное впечатление. Светлане как всегда удается удается привлекать внимание зрителя противоречивым поведением своих персонажей. Фанатам зеленого слоника на заметку обязательно посмотреть, без положительных эмоций не останетесь, уверяю, так как сам являюсь таковым. Режиссер нам лишний раз доказывает, что для отличного, атмосферного фильма не обязательно иметь в своем распоряжении спецэффекты, декорации, компьютерную графику и трюки для передачи мысли и привлечения зрителя к экрану.
Касательно сюжета: углубляться не стану, в описании достаточно, остальное посмотрите. Скажу, что после просмотра фильма я научился делить людей из реальной жизни по категориям, присваивая им имена персонажей этого фильма. Тут тебе и начальник и 'крыша', молчаливый персонал, буйный персонал, творческая личность и просто умственно отсталый. Согласитесь, если отсечь от каждой личности социальную шелуху, примерно такой список типов людей и получим. Совмести их в одну картину и вуаля - 5 бутылок водки перед нами.
Бар, в котором происходит действие фильма олицетворяет общество, наше с вами общество, в котором мы живем. Только в миллионы раз меньше и без каких либо прекрас, а грубо и жестко существующее, но опять же не бес своих подоплек. Такова уж суть каждого общества, даже самого маленького, без какой либо закулисной игры ну никак, не умеет человек жить иначе.
Если хотите прочувствовать атмосферу переходного состояния России времен начала нулевых, когда казалось бы лихие девяностые остались позади и вот вот начнет налаживаться момент нынешнего бытия, то эта картина прямо таки для вас. Вживитесь в шкуру любого персонажа, представьте свое поведение на его месте и осознание моральной несостоятельности России того времени потоком вольется в ваше сознание. О чем можно говорить, о каком уровне жизни могла идти речь тогда, в то время, когда в обычном баре взаправду происходили такие вещи? Они и сейчас происходят, только в другой форме, может более приукрашенной, с уже наибольшим количеством социальных оттенков, но все-таки происходит, просто мы это не всегда видим, потому что не хотим или нам не хотят показывать.
Желаете открыть для себя самые низменные общественные правды, на которых строится социум и по сей день? Добро пожаловать.
Из гауптвахты в бар, где всё по принципу курятника, и разбиваются сердца…
Слишком долго я силился и не мог совсем никак уразуметь сие творение художницы трэш-культуры Светланы Басковой – фильм «Пять бутылок водки». Само ведь собой, фильм можно посмотреть как стандартную беллетристику и ни о чём больше не думать. Но я подкоркой понял: фильм не то чтобы не прост, а он архисложен для понимания. Мелькнул незнакомый термин в его характеристике: «трансцендентность». Я полез в Википедию и узнал, что это означает то, что принципиально недоступно опытному сознанию. Выходящий за пределы понимания фильм просто нокаутирует своей бескомпромиссностью.
Сразу фильм вызывает такие чувства. Именно что сразу. Если с «Зелёного слоника» можно упиваться чёрным юмором, то здесь беспринципность просто зашкаливает за все допустимые нормы.
В принципе, за основу действительно положено вот что: то отношения между людьми, которые составляют колорит рабочих, работников, начальства бара и тех, кто ещё выше. Иерархия, будь она неладна. От осознания, что мы не так давно жили в это время – кондрашка бьёт. Благо, я тогда ещё в школе учился. Хотя, конечно, для каждого времени найдётся своё. И всё же – дикость.
Это целая тема диссертации, которую Светлана Баскова попыталась запихнуть в одну картину. И уж получилось, как получилось. Кажется, что сейчас это уже не так актуально. Но это фикция. Время идёт по кругу. И всё возвращается. А в фильмах Светланы всё ещё не раз обернётся вокруг своей оси.
Сами персонажи – олицетворение людей того времени. Как отражение в зеркале. Собирательные образы, которые вполне были и есть в реальной жизни. А бар – как пример, как всего лишь локация.
Бармен Саныч – Александр Маслаев. Его частая рвота – и та характеризует зажравшихся начальников. Однако эта пьянь и рвань – отнюдь не белый воротничок. Как у Бутусова: «Здесь первые на последних похожи». Здорово переживает по факту кражи из его барной стойки пяти бутылок водки. Получается, что завуалированные знакомые, устроенные по блату, а в частности, это, наверное, Пахом, воруют у себя же.
Всё завязано в «Бутылках» таким образом, что разные слои визуально – в дальнейшем как бы видятся уже без контуров граней. Протежированный, судя по всему,Пахом грубит в ответ Санычу. Пахом пьёт водку с Мычалкиным, судьба которого в принципе, уже предрешена. Выход, что Сергей Пахомов – ставленник Саныча, привёл за собой Мычалкина. А тот совершил деяние, которое могло повлиять на дальнейший ход событий.
Итак, Сергей Пахомов – выражает образ простого служащего-уборщика. Много знает о забугорной жизни. Но также много и завидует. В частности африканцу Дилону. Распивает и ведёт дискуссию с Мычалкиным, который не в состоянии что-либо внятное ответить. Поскольку он глух и нем. Таким образом, Мычалкин нижайшее звено в этой кутерьме. Пахомов же на самом деле во время съёмок разбил себе об голову не декоративную бутылку, которая при съёмках фильмов рассыпается легко на кристаллы, а самую настоящую бутылку водки. Порыв души артиста! С тех пор у актёра – шрам на голове!!!
Мычалкин – Денис Васильев. По признанию Олега Мавроматти, с Денисом Васильевым было легче всего работать. И быть бы Мычалкину новым Герасимом, да только Муму нет с ним. Да, Муму не зря вспомнилось…
Диллон Олойеде(отмеченный в титрах как Дилон) – в фильме – негр-стриптизёр. По сути, выражает собой иностранцев, хлынувших после распада СССР к нам в страну. Хочет уйти с работы, потому что не в силах вынести русских, но его успокаивают. Он плачет, говорит, что слышит голоса.
Владимир Епифанцев – круче всех в этой цепи. Его заказ – это самое мощное, что может быть здесь (см. слова Басковой о вседозволенности). Рэкетир, а не просто охранник. Ему решать: быть или не быть. Возможно в его «ведении» находится не один такой бар. В конце замечательно исполнил песню Юлиана 'Разбей на счастье сердце мне...'
Юмор присутствует тоже. Но не в таких количествах как в «Зелёном слонике». Заказ на три дня. Даже уже некогда рассуждать случайно или нет в заказе были именно невинные. Но на третий день крышующий заказал собственную смерть. Таким образом, режиссёр нам иллюстрирует схождение на «нет» такого явления как рэкетирство.
Мария Болтнева сыграла девственницу. Но её роль, что небольшое камео…
Это то, что читается между строк.
Кстати, девушка-бармен – на самом деле барменша. Выполняла на съёмках функцию охранника помещения. Чтобы, мало ли, ничего не украли, не разбили. А тем более, пять бутылок водки…
«Светлана, а я уже Вас знаю!», - так хотлеось прямо заявить режиссеру артхаусного и в чём-то трэшового кино, автора нетленки «Зелёный слоник» и, конечно (в данном случае),«Пять бутылок водки» Светлане Басковой.
Случилось так, что «ЗС» пусть не сразу (я нейтралкой отметился), но покорил моё сердце. Да так, что захотелось ознакомиться со всем творчеством такого незаурядного режиссёра. Думаю, пора оставить в покое картину, что так нашумела, картину про гауптвахту, и перестать хныкать по поводу несоответствия ему всех остальных фильмов Басковой. Заметьте: она – художник! А у художников свой подход ко всему. И образы в большинстве своём собирательные.
«Пять бутылок водки» - третий по счёту фильм, с которым я свёл знакомство. Вторым был «Голова». И не зря я это сказал. В «Голове» было то, что считается циничным, грязным и тривиальным. Но было мало чёрного юмора а-ля «поехавший» и «братишка». В фильме «Пять бутылок водки» случайно или нет, но паритет попытались восстановить. Даже показалось, ну, вот-вот, сейчас дотянется уровнем до «Слоника». Ах, нет, увы.
«Пять бутылок водки» начинается с кражи одним убогим работником этих самых пяти бутылок водки. Сцены почти не выходят за стены бара, где барменом является Саныч – Александр Маслаев. Гадкие сцены находятся очень скоро. У Саныча почти беспрерывная рвота. Бутафорская, конечно, но от этого приятней не становится. Саныча возмутил факт кражи. И по этому поводу идёт большое разглагольствование. Кстати, легко проводятся параллели со всей остальной жизнью в России. Особенно в период её становления после распада Советов. Бар же сразу можно представить как снова собирательный образ.
- Я кормлю их, а они…
Понятно. Пахом – простой рабочий. Такой же, как вор Мычалкин. Денис Васильев исполнил роль глухонемого, кривого и горбатого. Некий «квазимода», но который юродивый и душой тоже. И то, что произошло с Мычалкиным – снова наглядный пример завуалированного показа, что должно происходить с такими людьми. Для тех, кто смотрел, скажу: А всё равно ведь не перевелись и сейчас такие люди, как Мычалкин. Чего уж там… Если даже гоголевские мёртвые душ живут и здравствуют. То такие как Мычалкин тоже будут жить.
Идёт диалог с Пахом. Диалог с глухонемым, конечно, больше напоминает монолог. А Пахом снова представлен как слабый человек, который, кстати, в отличие от Поехавшего в «Слонике» уже огрызается. Кстати, самая забористая сцена – сцена с разбитием бутылки об голову. И, кстати, Мавроматти, заверил, что Сергей Пахомов действительно разбил самую настоящую бутылку себе об голову, что это никакая не декорация – булки в фильмах бывают специальные, которые не из стекла, легко разбиваются. Тут же всё в натуралку. И кровь с головы – тоже настоящая.
Появляется человек, которые крышует бар. Ну, вот он! Владимир Епифанцев. Он привнёс лучик надежды, что фильм сейчас заискриться шутками Братишки. Но угасло быстро. Тут-то я и понял, что пора перестать ждать «Слоника» в других фильмах Басковой. Он делает заказ на три дня: девственницу, девственника и собственную смерть на третий день. Сразу вывод: Баскова как художница показывает зажравшихся сильных мира сего, которые уже попросту бесятся с жиру.
Откровенные сцены не обошли стороной и этот фильм. Но Мавроматти заверил, что всё было не по-настоящему. Сцены с исполнением заказа Крыши – вот небольшая перекличка со «Слоником» (а может, это только мне так хочется). Во всяком случае, больше всего «Пять бутылок водки» походит на «Поехавшую историю в зелёных стенах». Крыша называет во время экзекуции девушку Дездемоной. Пахом при этом наяривает. Кто же будет девственником, я угадал заочно. Осталось посмотреть за исполнением третьего желания… Ай да Баскова… Жаль, но в один ряд с «ЗС» этот фильм тоже не стал.