всё о любом фильме:

Зеркало для героя

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийНадежда Кожушаная, Святослав Рыбас
директор фильмаГалина Евсеенко
операторЕвгений Гребнев
композиторБорис Петров
художникСергей Карнет, Михаил Розенштейн
монтажГалина Патрикеева
жанр фантастика, фэнтези, драма, ... слова
зрители
СССР  3.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время139 мин. / 02:19
Двое случайных знакомых, Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, волею загадочных обстоятельств переносятся почти на 40 лет назад. Этот день — 8 мая 1949 года — начинает повторяться для них с неумолимым постоянством. Каждому из героев судьба дает свой шанс: Андрей может предотвратить гибель людей в обветшавшей шахте, Сергей — по-новому взглянуть на своих родителей и понять их.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снимали в Донецке и в Донецкой области, а также в Луганской области.
    ТВ-ролик 00:38

    файл добавилМаксим Каначкин

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Главный герой фильма современный зрелый человек не может найти взаимопонимание со своим отцом. Случайным образом он оказывается в другом времени, в прошлом, в советском шахтерском поселке послевоенной сталинской эпохи, где видит жизнь людей того времени и жизнь своего отца.

    Мы опять видим разрыв между поколениями. Я не так давно писал про это, посмотрев фильм Хуциева «Послесловие». Мы обязаны знать и понимать наших отцов, должны быть лучше их. Но сложно до конца понять какие-то, кажущиеся уже абсурдными вещи, не прочувствовав их на себе лично. Вот для этого авторы отправляют героя в советское прошлое.

    Этим приключения не заканчиваются, герой попадает в бесконечно повторяющийся майский день 1949 года, накануне своего рождения. Он проживает один и тот же день, и не верит в возможность изменений. Только когда герой начнет понимать своих родителей, всматриваться в их жизнь глубже, только тогда время двинется дальше, герой получит шанс родиться и оказаться в «своем» времени. Он возвращается в восьмидесятые 9 мая, и оказывается в парке среди ветеранов, отмечающих праздник, …. но после этого путешествия герой стал уже другим человеком.

    Яркие актерские работы, живой юмор, отличная музыка, здорово передано ощущение лета, фильм наполнен теплотой, хотя вроде бы историческое время к этому не располагает. (Это похоже на воспоминание режиссера о детстве, и на историческую достоверность не претендует, …контекст фильма в другой плоскости.) Ну и конечно оригинальный сценарий.

    Всегда это кино смотрю с интересом, это один из тех фильмов, который готов смотреть многократно, но всегда чувствовал, что чего-то в нем не хватает, …то ли класса режиссера, то ли какой-то закадровой глубины. Есть ощущение приоритета в кадре визуальности (яркости происходящего) над смыслом… не знаю, но сходное чувство у меня от просмотра любого фильма Хотиненко и Михалкова. Это такая манера нравиться зрителю, и это несомненно ценное качество для коммерческого кино.

    И все-таки это замечательное, близкое мне кино, наверное, лучший фильм режиссера, самый органичный и атмосферный… еще «Рой» мне у него очень нравится. В этих фильмах Хотиненко честен со зрителем, он не манипулирует его мнением, он так же в поиске, и сам задает себе вопросы. Вот это дорого, это не даёт ленте стать «пластмассовой ширпотребкой»… А все его последующие работы, это уже кинопродукция, нет в ней такой искренности, а есть расчет на продажу, желание понравиться зрителю. Хотиненко был бы успешным голливудским режиссером, с профессиональным уровнем не ниже «спилберговского», он прекрасно научился делать кино, знает что и как должно быть, всю эту механику кадровую и закадровую, смысл вложить в фильм, оживить его, доходность угадать, конъюнктуру почувствовать… только вот во всех его последующих работах, в том числе и о Достоевском, мне ясно видится четкий математический расчет, с небольшой конечной погрешностью. Очень жаль, что он повторяет творческую судьбу своего друга и учителя Никиты Михалкова. Но Владимир Хотиненко остается дорог мне, как автор двух любимых фильмов, тем что когда-то его можно было видеть на улицах Свердловска, и что я могу своим друзьям из других городов показать в каком доме на улице Первомайской жил поэт Макаров.

    19 января 2012 | 06:45

    Я думаю, что многим знаком тот период жизни, когда у детей возникают конфликты с родителями. Это очень сложный период и он обычно происходит в подростковом возрасте, но если это случилось в зрелом возрасте, то столкновение вовсе неизбежно. Из-за своих личных взглядов, принципов, обе стороны не смогут уладить проблему, но что же делать? Ответ прост: понять и простить.

    Главный герой — Сергей Пшеничный, пренебрежительно отнёсся к взглядам отца, заодно крепко с ним поссорившись. Волею судьбы, неведомым образом, протагонист вместе со своим случайным знакомым Андреем Немчиновым попадает в 1949 год. Теперь у Сергея появился шанс понять своего отца, а у Немчинова закрыть шахту, которая может повлиять на него самого в будущем.

    Удивительно, насколько сильно сыграли актёры, попавшие в столь необычную ситуацию. Всё просчитано до мелочей, но в тоже время есть место для импровизации. Безусловно, это неотъемлемая часть советского кинематографа. Атмосфера фильма постоянно держит в напряжении и в надежде на наступление следующего дня, поскольку фильм затрагивает тему «петли времени». Всё выполнено на высшем уровне и остальные мелочи даже не обсуждаются…

    Концовка просто поражает и дабы обойтись без спойлеров я, пожалуй, закончу. Господа зрители, это пример того, насколько многосторонним может быть советский кинематограф. Я надеюсь, что вы сможете понять замысел картины и, пожалуйста, не ссорьтесь с родителями. Просто попытайтесь их понять… Ведь именно об этом нам и говорит «Зеркало для героя».

    10 из 10

    25 мая 2014 | 17:18

    В фильме «Зеркало для героя» очень точно переданы три образа — три поколения. То пространство, куда они попали, это гиперболизированная советская жизнь, их жизнь, образ страны, но чуть более острый. И как же развивается их судьбы в таком обществе?

    Один, молодой, это индивидуалист, предпочитающий ни во что не вмешиваться, помогать только себе самому, жив и ладно. Он относится ко всей этой жизни скептически и даже с иронией. «Давайте назовем этот сад именем Маркиза Де Сада!» Попав в прошлое, он только убеждается в своей позиции невмешательства, ведь все то, за что эти люди так яростно и суетливо борются заранее повально, он-то это знает!

    Вот почему возникают небольшие споры с товарищем, делящим с ним сарайчик, в котором они живут: тот-то человек постарше, человек, являющий собой промежуточное поколение между Сергеем и его отцом. И поведение его как бы промежуточное, он пытается и себе самому помочь и людям вокруг. Он направлен не только на свои личные переживания, он направлен еще и на внешний мир. Сергей же целыми днями скучает вместе со своей меланхолией в сарайчике. Андрей же все-таки верил во все, что происходит, не так яростно как жившие в том, мире люди и преследуя свою выгоду, но верил хоть как. А третий герой отец Сергея — это яркий представитель Советского Союза.

    Фильм начинается с его речей, о том, что человек должен жить на благо родине, во имя великого дел, он говорит про большие дела, про проблемы государства. Сергея же они не волнуют, он не слушает отца, уходя в свои внутренние переживания, в воспоминания. Он не воспринимает своего отца всерьез, считая его пережитком старого общества, частью прошлого и жизни, которые его никак не касается.

    Но надо отдать должное герою, в конце фильма, благодаря своему приключению он проникается к отцу, но все равно не понимает его. Сергея просто растрогало то, что он видел, как его отец отчаянно боролся за то, во что по-настоящему всем сердцем верил. И теперь все то, что он слушал в пол уха не просто старческие упреки нотации, а нечто большее — символ несломленной веры в то, что давно уже сломлено.

    Весьма символично и то, что попадают они в прошлое с концерта современного и бунтующего рок коллектива «Наутилус Пампилиус», и возвращаются на туже площадку, но уже со старомодной музыкой и танцующими ветеранами. Это тоже своего рода конфликт поколений. Музыкальных поколений.

    10 из 10

    5 апреля 2009 | 19:30

    В конце просмотра этой картины у меня даже ком в горле встал. Неплохой фильм. Я не хочу проводить ниточки между этим фильмом и «Днём сурка» или «Назад в будущее». Я хочу рассмотреть его, как отдельный пирог.

    Поначалу фильм мне показался скучным. Я смотрел и пытался понять, что происходит. И даже не понял, как два главных героя, Сергей и Андрей, попали в прошлое. Я поясню, перед просмотром я стараюсь не читать описание и рецензии, чтобы у меня сложилось полное своё мнение. Было забавно наблюдать за всем этим, как наши герои пытаются влиться в этот мир, уже другой для них. Но потом мне стало грустно от осознания того, что по версии создателя фильма, вернувшись в прошлое ты ничего не можешь исправить в один миг. Грустно от того, что ты вроде есть в этом прошлом, но вроде тебя и нет.

    Несколько слов об актёрском составе.

    Он хорош. Было приятно смотреть на игру актёров. Но только мне кажется, что Виктор Смирнов, который сыграл начальника шахты Тюкина, немного перестарался со своей игрой. Уж больно он был драматичен и эмоционален. Я думаю, что начальники шахт не такие. Это моё субъективное мнение, мои мысли, вы можете не согласиться.

    В целом фильм неплохой. И не надо его сравнивать с американскими похожими катинами, это хороший советский фильм, который можно посмотреть. Мне он понравился.

    Я ставлю 7 из 10, т. к. фильм немного, местами, затянут и чуть-чуть скучен эпизодами, а в целом неплохо.

    7 из 10

    9 августа 2013 | 18:11

    Один из моих самых любимых фильмов. Ежегодно пересматриваю его и от этого люблю еще больше. По ЦТ его показывают крайне редко. Советую посмотреть всем молодым людям, которые сразу поймут, откуда был позаимствован сюжет полюбившейся многим (мне тоже) американской комедии «День сурка». Герои фильма случайно попадают в конец 40-х годов, где каждое утро на календаре один и тот же день — 8 мая.

    Но «Зеркало для героя» не комедия, а довольно глубокомысленный фильм о многом — человеческой натуре, любви к людям, послевоенной истории России, о шахтерах. Я бы не стал называть его шедевром, но уверен, что для многих людей этот фильм может стать чем-то родным.

    Фильм богат очень хорошей музыкой. В самом начале звучит волшебная мелодия серенады Дж. Смита из оперы Ж. Бизе «Пертская красавица» в исполнении божественного голоса, если не ошибаюсь, Богачева. Можно увидеть Вячеслава Бутусова (играет самого себя), исполняющего русскую народную «Гудбай Америка». Слепой гармонист поет душевные песни о войне.

    На мой взгляд, в этом фильме Иван Бортник сыграл свою самую сильную роль. Это лучшая картина Владимира Хотиненко.

    10 из 10

    28 апреля 2006 | 23:05

    Оказаться во времени своего детства — несбыточная мечта, но случись такое, не стал бы бороться с «ветряными мельницами», пытаясь кого-то чему-то научить, а просто наслаждался бы воспоминаниями. Тем более у времени свои законы: стиль эпохи диктует большинство, и если оно не доросло до понимания чего-то более прогрессивного, то никакие «выскочки», как бы они не старались, не смогут ничего изменить!

    Фильм «Зеркало для героя» создавался в эпоху, когда советское общество созрело для перемен и готово было посмотреть на себя как бы со стороны. Так что можно сказать: эта картина скорее идеологическая, чем фантастическая, впрочем, авторский замысел, как мне кажется, гораздо глубже.

    В подобных шедеврах важна каждая деталь, каждая мелочь, всё здесь имеет свою смысловую нагрузку — надо лишь её разгадать…

    23 мая 2006 | 03:20

    Оказавшись на съёмках фильма, Сергей Пшеничный познакомился с Андреем Немчиновым. Случайно зацепившись за проволоку, упал и оказался вместе со своим новым знакомым в шахтёрском городке, где родился и провёл детство. Оба далеко не сразу сообразили, что перенеслись из 1987-го в 1949-й год. И прожив в нём один день, обнаружили на следующее утро, что он начался снова. И все несколько месяцев, что они пребывали в прошлом, повторялся один и тот же день — 8 мая 1949 года — день «повышенной дОбычи».

    С утра — в шахту «Пьяная», через час — авария в забое, следом — телеграмма из министерства, после смены — собрание по поводу 70-летия Сталина, ограбление кассы, а вечером — воскресник. На следующий день всё опять точно так же с самого начала. Оказалось, что в этот день чудес можно запросто пообщаться с собственной матерью, тобою же, Сергеем Пшеничным, беременной, и даже самого себя, маленького Немчинова, покатать на мотоцикле.

    Но авторы решили не ограничиваться одним лишь фантастическим экскурсом в прошлое (хотя уже одна эта гипербола достойна быть сопоставимой, например, со свифтовским перемещением Гулливера в Лиллипутию), которое, по определению, не может пропустить в себя, которое можно разглядывать, разгадывать, комментировать, но невозможно изменить. Они усложнили правила игры и усилили сюжет ещё более смелым допущением — повторением одного и того же дня, будто заезженной пластинки.

    Благодаря такому материализованному дежа вю картина перебралась в иную весовую категорию, обретя незаложенный в повести Рыбаса смысл. Так разоблачительное ретро о рядовом дне 1949-го года, того самого, когда образовали ГДР, изобрели атомную бомбу и где-то там в Москве боролись с безродными космополитами, обернулось метафизической притчей о преодолении, времени, где два основных героя занимают две диаметрально противоположные позиции.

    И в то время как Немчинов становится «деятелем» без рефлексии, способным запросто раствориться в окружающем мире и проживать один и тот же день без серьёзных душевных потерь, Пшеничный остаётся чувственным созерцателем, пытающимся разгадать временной казус и правила этой загадочной игры, которым все упорно следуют. Но парадоксальным образом именно органичный «великой эпохе» Немчинов начинает менять образ мыслей этих ограниченных людей и пробуждает сознание спасовавшего поначалу друга, в итоге всё-таки преодолевшего временной коллапс.

    28 марта 2014 | 09:52

    Туфта какая-то, прямо скажем.

    Когда садишься, к примеру, смотреть «День сурка» или «Назад в будущее» (самые очевидные ассоциации), на серьезный «разговор» изначально не настраиваешься. В результате получаешь удовольствие от увиденного, сам, коли мозги есть, делаешь выводы — все довольны. А тут…

    Оно, конечно, понятно: 87 год — дети, наконец-то, осмелились предъявить родителям претензии, тем ответить нечем — сам бог велел отделаться дежурной фразой: «Я бы посмотрел, как ты бы себя вел на моем месте!» Вот, собственно, об этом кино. Разумеется, в целях упрочения единства поколений и противодействия приобретающему черты необратимого распаду общества крайне важно «привести» героя к «правильным» выводам. Что, дескать, он был кругом неправ, что отцы и деды — они сплошь герои, делали всё, что могли и даже, местами, больше, но… не судьба просто.

    Очень мило. Вся эта «строганина» щедро приправляется самой ядреной в мире приправой — коммунистической идеологией и, с пылу с жару, подается на стол. Кушайте, гости дорогие!

    Спасибо, не надо! Неинтересно, если честно. Болтология! Демагогия. Ну и еще несколько «похожих слов». Не больше. Кроме того абсолютный дилетантизм в деталях. Впрочем, я понимаю: ну на кой черт заморачиваться нюансами! Какая разница, как герои попали в прошлое — попали и всё. Подумаешь, ему каждый день одну и ту же сотенную купюру дают — разве кто номера сличает! (см. «Стрелец неприкаянный») Конечно, нет! И мотоцикл купить — плевое дело — в Спорттоварах же стоят, сам видел. Про концовку я вообще молчу. Козырной туз — не меньше! «Не было этого! Никуда мы с тобой не плыли!» И точка.

    В общем, чего говорить: была неплохая идея (единственный толковый диалог, наверное, в картине): вмешиваться или НЕ вмешиваться — вот в чем вопрос. Можно было сделать фильм. Сделали ерунду. И не смешно, и не грустно. Никак. Разве что долго и нудно.

    P.S. Да, кстати! Теперь мне понятно, откуда была содрана идейка для новомодного ура-патриотического ширпотреба под названием «Мы из будущего». Не иначе как Б. Галкин рассказал: мол, а вот мы в свое время такое кино снимали, так там… И все: ну, точно! А почему бы и нет! И родилось…

    6 из 10

    3 августа 2009 | 13:15

    Довольно смелое решение видения проблем поколений, странное время остановившееся в один день, постоянная сторублевка, мотоцикл, воскресник. Фильм создан в период светлых надежд, витавших в то время, да были люди как герой фильма равнодушно смотревшие на происходящее, их снобизм про то что хата с краю, но как так могло произойти от энтузиастов советской эпохи почти через 40 лет появились такие люди, склоняешься симпатией ко второму герою, который повстречал себя в детстве и ценой своей жизни прекратил круговорот времени. Показаны реалии шахтерских поселков, нищета, но несмотря на это конец 40-х годов ведь также воспринималось как время перемен (победители в одной из самых ужасных войн). интересен прием с рождением на свет. фильм отличный для любителей того времени и режиссера.

    10 из 10

    15 августа 2010 | 17:53

    Один из лучших образчиков российского фантастического арт-хауса. Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление в юношеском возрасте.

    Нестандартность, вкупе с истинно русскими традициями тяжелой послевоенной жизни, показывают зрителю, как меняется сознание, мышление и поведение человека, рожденного при сталинском режиме и выросшего в тоталитарной стране. Но при этом, как легко и непринужденно находят общий язык главные герои со своими предками.

    Страдания непрекращающегося дня сурка у Билла Мюррея (в одноименном фильме) смотрятся поп-корновыми гримасами, высосанными из пальца (при всем уважении к этому прекрасному актеру).

    Первый фильм дуэта Колтаков — Бортник, последний из которых, наконец-таки, избавился (этим шедевром) от образа «Промакашки», из «Место встречи изменить нельзя».

    12 августа 2008 | 00:24

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>