К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Майские торжества по случаю победы я увидел лишь некоторое время спустя в поселковом кинотеатре, в кинохронике: салют в столице, толпы народа на площадях, всеобщее веселье. Вот тогда мне впервые закралась мысль: «А как хорошо-то в Москве! Вот бы мне туда попасть». Как раз то ли в конце 45-го, то ли в начале 46-го демонстрировался новый фильм «Здравствуй, Москва!». Там была очень хорошая песня с такими словами (запомнил с тех пор, хотя точно сейчас воспроизвожу после сверки в интернете)

Нас улица шумом встречала,
Звенела бульваров листва,
Вступая под своды вокзала,
Шептали мы: «Здравствуй, Москва».

Мы идем, мы поем,
Мы проходим по проспектам и садам,
Мы идем, мы поем,
И навстречу улыбаешься ты нам.

Москва, Москва, летит к тебе народная молва,
Ты всегда молода, дорогая моя Москва.

Прямо скажем: текст не поражает совершенством. Но когда 5 ноября 1949 года мы всем нашим семейством приехали в Москву поездом Владивосток – Москва, то, вступив «под своды» Ярославского вокзала, я вспомнил эти строчки: «Вступая под своды вокзала, Шептали мы: «Здравствуй, Москва». И, выйдя на солнечную, шумную Комсомольскую площадь, тоже шептал: «Здравствуй, Москва!».

Кроме этой волнующей песни о далёкой загадочной столице в памяти от фильма остался эпизод в какой-то пивной, где развлекающий публику баянист (незабываемый актёр Филиппов), объявляет со сцены: «Русская народная популярная песня «Кирпичики», - и вместо баяна вытаскивает из футляра кирпичи.

Кроме сцены в пивной запомнились кадры бурного веселья на каком-то новогоднем празднике. Его участники – не детсадовские ребятишки или школяры начальных классов, охотно подхватывающие призыв хором прокричать «Ёлочка, зажгись!», а молодые люди от 14-15 лет и постарше. Они умеют танцевать вальс и с задором, но организованно, хороводом, бегают по лестницам и между белоснежными колоннами какого-то здания, которое должно изображать Дом культуры в провинциальном городке с каким-то «кислым» названием Дольск. Все, естественно, в карнавальных костюмах (это в скудном 1945 году!). Смех, всеобщее оживление, летают конфетти и завивающиеся ленты серпантина, над танцующей толпой парят воздушные шарики. Тонус всеобщего возбуждения поддерживает не традиционный Дед Мороз, а некий персонаж в клоунском наряде и гриме, неожиданно возникающий в различных местах празднества.

Подобного праздничного веселья я тогда и представить не мог. Как хотелось попасть в такое место! Казалось, что если уж не в каком-то городке, вроде занюханного киношного Дольска, то в далёкой и загадочной Москве именно так отмечают наступление нового года. Позже не раз в советских фильмах коллективные новогодние торжества показывались в подобном духе. Взять, хотя бы, широко известную «Карнавальную ночь» 1956 года, где «в нашем клубе заводском» разворачивается подобный праздник. Но тогда-то, в 56 - 57-м, я уже знал, что так бывает только в кино, а в действительности, даже в столице, всё выглядит иначе, проще, прозаичнее. Не исключено, что постановщик фильма про фэзэушников маститый режиссёр Сергей Юткевич в 1945-м году оказался первооткрывателем жанра, ставшим своего рода штампом в советском кинематографе. Через 11 лет директор Дома культуры Огурцов из «Карнавальной ночи» появление таких праздничных «мероприятий» охарактеризовал следующим образом: «Есть установка весело встретить Новый Год».

Вообще-то для меня стало неожиданностью на склоне лет узнать, что увиденный когда-то в детстве фильм «Здравствуй, Москва!», оставивший в целом весьма блеклые воспоминания, создан мэтром отечественного кино Сергеем Юткевичем. За Сергеем Иосифовичем числились более «крупнокалиберные» работы: экранная «лениниана», постановка шекспировского «Отелло», картина о Чехове «Сюжет для небольшого рассказа», а также достаточно многочисленные книги о киноискусстве. В истории отечественного кинематографа он характеризуется как один из крупнейших советских режиссеров и теоретиков искусства, ярчайший представитель формализма в кинематографе, работы которого, в то же время, по иронии судьбы стали эталоном «соцреализма». Единственный советский режиссер, трижды удостаивавшийся призов Каннского фестиваля за режиссуру - за фильмы «Великий воин Албании Скандербег» в 1954 году, «Отелло» - в 1956-м и «Ленин в Польше» в 1966-м.

И вдруг – лента о художественной самодеятельности учащихся фабрично- заводских училищ, снятый в победном 1945 году. Захотелось понять зигзаги творческого пути этого знаменитого кинорежиссёра, в арсенале которого, правда, не значатся работы, вошедшие в первую обойму советской киноклассики, а также оставившие у зрителей (в том числе и у автора этих строк, естественно) яркие воспоминания, какие связаны у меня, например, с кинокомедиями Григория Александрова, с выпущенной ещё во время войны лентой «Два бойца» или с оттепельными шедеврами, возглавляемыми прорывным фильмом «Летят журавли».

Такие экскурсы в казавшиеся тогда загадочными сферы, далёкие от окружавшей меня жизни, помогают сейчас полнее ощутить атмосферу тех давно минувших лет, о которой я, провинциальный, а с подросткового возраста и столичный паренёк, не имел тогда никакого представления. Там, в этих сферах, шла какая-то своя, непонятная, недоступная, привлекательная жизнь, слабые отголоски которой через киноэкран докатывались и до нас, обыденной, рядовой публики. Тот параллельный прекрасный мир населяли актёры, писатели, учёные, какие-то другие выдающиеся удачливые люди, там всё казалось ярким, праздничным, значительным (как, например, в кинокомедии Г.Александрова «Весна», снятой несколько позже, в 1947 году).

24 августа 2024 | 08:35
  • тип рецензии:

Хранит старичок баян, как память о погибшем борце за рабочее счастье. Внучка одалживает баян музыканту, но тот оказывается нечестным человеком и теперь нужно вернуть ценность.

Такая детективная история достойна пера Агаты Кристи или Артура Конан Дойля, но нам предлагают свою версию отечественные авторы. И они справились довольно неплохо, детективная история получилась довольно удачная и интересная, но вот на этом бы и остановиться, но авторы решили обвернуть детектив в кайму концерта. А вот это уже вышло не очень интересно, ну и конечно, слава великому вождю, отцу всех народов, да и как же в то время без него, тем более, что фильм снят в последние дни войны. Прибавьте к хорошей режиссуре, прекрасную игру, действительно, великих актеров.

7 из 10

07 июня 2020 | 20:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: