- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Этот фильм задаёт зрителю столько вопросов, столько тем поднимает, что на поиск ответов не хватит времени, отведённого на просмотр. С одной стороны, это довольно лёгкая теледрама. С другой – многоплановый, сложный фильм, который нынешние телезрители не смогли бы переварить. Попробуем препарировать ключевые векторы картины.
Поздняя любовь. Это то, что лежит на поверхности. Любовь поздняя и для Кожемякина (ему хорошо за шестьдесят, хотя он бодрится и по-прежнему статен, но аэробика даётся уже с трудом. Явно робеет он и перед «близким общением»), и для Ирины (наглец-зять вообще задаётся вопросом: «чего она выдрючивается? Жизнь прошла, а она всё ещё надеется на чудо». И это притом, что Ирине лишь слегка за сорок). Поэтому завязавшийся романтический узел и необычен, и довольно сложен. Нелегко понять, что движет Кожемякиным – явно не только плотское чувство. Вообще, Вячеслав Тихонов сам по себе выглядит благородно и солидно, и сыгранные им герои кажутся чуть ли не праведниками. Вот и что касается Константина Гаврилыча – кажется, что он впервые после смерти жены решился на какую-то интрижку, и кадрить дам для него внове, оттого столько неумелы, грубы и топорны его ухаживания. Странна мотивация и Ирины. Слабо верится, что ей с первого взгляда понравился этот властолюбивый вельможа. Подруге она говорит о какой-то тоске, ждёт телеграмму. С другой стороны, наверное, и привлёк её Кожемякин своей более высокой пробой, ведь в компании её привычных друзей-собутыльников (простых работяг) он выглядит дико и инородно. Она и сама об этом говорит удивлённым домочадцам, когда заветная телеграмма наконец приходит. Но любовь быстро гаснет, настолько очевиден этот мезальянс.
Власть и простой народ. Фильм снят на закате Советского Союза, в разгул перестройки, расцвет гласности. Былые герои выбраcиваются на обочину, старые идеалы развенчиваются, а новые не успевают вырастать на этой не самой доброй почве. Поэтому сфинксы, которые когда-то сидели на верхушке бюрократической пирамиды и не шевелили ни коготком без того, пока проситель, наглотавшись пудов пыли, не соберёт на бумажке все виды, формы и цвета печатей либо не «подмаслит» невозмутимого и неподвижного властителя, теперь не так смелы. Они тоже стареют, их провожают на почётную пенсию, по сути – изгоняя из рядов элиты, поскольку основная сладость-то – не в оставшихся материальных благах, а в положении, в возможности реально влиять на судьбы, иметь блат. А оно уж точно не остаётся, здесь память коллег бывших всегда коротка.
Конечно, простой работящий пролетарий не любит всю эту номенклатурную клику. Да и она в объятия не лезет, предпочитая восседать на задних сиденьях своих комфортных (пусть и советских) автомобилей и не вникать в нужды населения, у которого даже очередь на телефон измеряется пятилетками. Хочет ли народ стать такой элитой? О, конечно! Как только эта дверка приоткрывается, былая ненависть уходит. Вот и зять, который ещё вчера чуть не плевал в Кожемякина, олицетворявшего для него всю власть, которая отправила в Афганистан его друга (а друг теперь – в чёрной, фломастером нарисованной, рамочке на фотографии), теперь подобострастно звонит ему с намерением выпросить ещё что-нибудь.
Но пропасть по-прежнему велика. И случайный прохожий, наткнувшийся на новый «Рено» Ирины и в сердцах воскликнувший: «Скоро ваше время пройдёт», был неправ. Нескоро, ох, нескоро...
Ответственность за прошлое. Жизнь причудливо тасует колоду, сталкивая лбами людей, чьи судьбы либо когда-то пересекались, либо были чрезвычайно близки к этому. У Кожемякина, как у чиновника, занимавшего один из высочайших постов в стране, много скелетов в шкафу, много тёмных пятен, много груза, который, впрочем, он не воспринимает как груз. Его профессиональный путь начался в суровое, непростое послевоенное время. Действительно, вопросы ставились тогда острее. От согласия-несогласия зависела не карьера, но целая жизнь. Говорить здесь об ответственности очень нелегко. Это-то и пытается донести до Ирины Кожемякин, указывая, что её взгляд – из сегодняшнего времени.
Но сколько таких загубленных жизней было в нашей стране в те донельзя страшные годы, сколько молчаливого согласия породило кровавую волну?.. От последствий мы не оправились и до сих пор. Эмоции Ирины понятны. Они не из того времени, не из сегодняшнего, они вообще не из какого времени, они по всей её жизни стелются. Выбор, стоящий перед ней, непрост. Он в любом случае граничит с моральным компромиссом. Или с попыткой вырасти из собственного отношения к прошлому. Осуждать её не получается. Но и сочувствовать Кожемякину – тоже. Сочувствия-то ему точно и не нужно.
Большое достоинство фильма в том, что он не даёт однозначных ответов на все эти поставленные вопросы. И если зритель вывел однозначные ответы, значит, он невнимательно смотрел кино. Здесь есть много нюансов, меняющих оттенки. Например, зачем всё-таки генерал КГБ после беседы с Кожемякиным так поступил? Действительно ли Кожемякин считал, что любовь можно купить?
Это тоже вопросы, ответы на которые приходят не сразу, не сразу...
9 из 10
|
прямая ссылка
17 декабря 2023 | 10:06
Первая серия – интригующая история о необычном романе провинциалки с бывшим партийным боссом государственного масштаба. Смотреть интересно, герои живые, битва характеров, воды и пламени: люди немолодые и опытные, поэтому откровенность – лучшее оружие. В этой серии максимально раскрывается персонаж Тихонова, здесь он «на поле» принимающей стороны, часто чувствует себя не в своей тарелке, но действует привычно по-медвежьи, как барин, которому все должны. Очень яркий образ.
Раскрытие Полищук происходит во второй серии, когда уже она в гостях «на чужом поле», в чужой среде обитания, где ей некомфортно: она покупает свой «счастливый лотерейный билет» и какое-то время зрителям остаётся лишь следить за раскрытием темы «из грязи в князи». Но мало-помалу направление повествования меняется и внезапно на пути нежданного семейного счастья по расчёту встают тени глубокого прошлого, «любовная лодка» попадает в водоворот политических страстей...
Характерно, что героиня Полищук олицетворяет собой простой народ, который ещё только смотрит с большой завистью в окошко блестящих заграничных витрин, и ещё нравственно не испорчен настолько, насколько уже испорчены представители власти и члены их семей. Но богатой жизни тоже хочется, поэтому выбор героини тут очевиден, упускать такой шанс нельзя, хотя и выглядит он почти противоестественно...
С точки зрения человечности отношения главных героев выглядят странно, потому что взрослые люди даже не пытались обсудить между собой конфликтную ситуацию, а каждый по-своему сразу ушли в свою раковину.
Забавной составляющей сюжета являются основанные на законе условности типа «прописки» или очерёдности распределения жилья. С обиходной точки зрения понятно, что это неизбежные барьеры для движения по социальной лестнице, но если движение вверх можно «смазать» апелляцией к авторитету, то движение вниз может упереться в законное «не положено». Это показано как парадокс, перед которым теряется герой Тихонова, привыкший к лёгкости бытия.
«Какашечкой по шву». Незамутнённому зрителю того времени было абсолютно очевидно, что речь шла именно о невинной жертве, т. к. модным политическим трендом перестроечного времени был «кровавый тиран Сталин и миллионы расстрелянных ни за что». Этой тематикой было пропитано всё пространство: пресса, телевидение, кино, разговоры в курилках. Никто тогда ещё не сомневался в правдивости творческих помоев Солженицына, Резуна и им подобных. Лишь со временем тяжёлый морок систематического обмана начал рассеиваться и появились просветы в замутнённом общественном сознании... Но тогда – сомнений не было: назвали невинной жертвой, – значит, невинная жертва.
В сюжете этого кинофильма главная героиня – дочь такой жертвы, девочка пострадала вместе со всей семьёй, и спустя много лет хочет найти какие-нибудь следы. По счастливой случайности (и вопреки здравому смыслу действующих лиц, ЧСХ!) ей это удаётся, она знакомится с уголовным делом своего отца, которого сначала казнили, а спустя время реабилитировали. Характерная деталь: казнили отца в 1952 году, т.е. за год до смерти Сталина, когда он был уже сильно болен, – а это далеко не 37-ой, в котором действительно было много перегибов. Речь идёт о далеко послевоенном времени, когда разрушенная войной страна уже была отстроена заново, и счастливая в целом жизнь была налажена. В таких условиях «политические» уголовные дела заводились не на пустом месте.
С психологической точки зрения акцент в фильме сделан лишь на том, что один из подписантов дела «в глаза не видел» обвиняемого, и потому якобы его подпись была поставлена незаконно. Но, отбросив в сторону эмоции, следует признать, что для определения виновности человека в преступлении совсем не обязательно встречаться с ним лично, нужно изучать материалы уголовного дела и имеющиеся доказательства. Такая возможность у героя фильма точно была, и потому он совсем не обязан был встречаться с подозреваемым для вынесения собственного суждения о его виновности. Другое дело, что по контексту повествования становится понятно, что он особенно и не вникал в дело, а подписал «приговор» не глядя, «потому что так было нужно». Оставим это на совести данного персонажа. Но всё же данный факт никак не подтверждает невиновности обвиняемого (равно как и виновности). Зато благодаря такой психологической уловке у зрителя формируется непоколебимая уверенность, что обвинение – необоснованное, а жертва – невиновная.
Это уголовное дело вообще выглядит довольно мутным, по совокупности многих факторов, если к ним внимательно присмотреться: дело о контрреволюционной деятельности в Министерстве чёрной металлургии, год казни 1952... В указанное время вполне могли действовать функционеры различного уровня во вред государственным интересам, и вполне возможно, что одним из таких деятелей и был отец главной героини. Это сейчас существует такая возможность – поставить кино на паузу и почитать тексты на экране (из которых, впрочем, понято лишь то, что человек был осуждён, а потом реабилитирован). А во времена показа фильма по телевизору это было невозможно, зритель бегло видел какие-то документы и «голосовал сердцем»... Поэтому сомнений о невиновности у зрителя не возникало, плюс, фильм дополнительно выпячивал жестокость и надменность власти на примере отношения к людям со стороны таких, как персонаж Тихонова.
Чуть подробней про уголовное дело (тут не поместилось; где почитать, известно).
Странную роль в истории сыграл генерал КГБ, персонаж Табакова. Он был как бы в стороне от всех перегибов и репрессий (и даже застольную песню не пел вместе с олицетворяющими старый режим генералами). Зрителю косвенно пытались внушить, что чин такого высокого ранга в КГБ мог быть безупречно чистым перед народом, да ещё и с удивлением смотрящим на перегибы прошлых лет. Наивняк какой-то.
Особое. Двухсерийная телеверсия называется «Городские подробности», такое название отображается в титрах.
Вывод. Картина сделана мастерами советской киношколы и с участием наших лучших актёров, поэтому она подкупает неизменно высоким качеством «продукта». Однако, в силу очевидного политического заказа показанная история смердит перестроечно-антисоветским дерьмом, и вся драматургия сводится к плачу над невинными жертвами политических репрессий и к ментальной пропасти между народом и властью. Фильм интересный, но вызывает противоречивые и гадливые чувства.
Фильм запомнился с подросткового возраста, было интересно, решил пересмотреть.
|
прямая ссылка
20 февраля 2023 | 20:59
В название 'Любовь с привилегиями' заложен сарказм и насмешка над главными героями, и наверно над зрителями. Фильм с двойным дном. Кто и кого любит? Да никто. Может ли быть счастье в жизни с продажной женщиной, можно ли купить любовь? Вот в чем вопрос. Главная героиня вызывает отвращение, грязь и мерзость старой бабы вживающейся в роль якобы молодой проститутки отталкивают. Выпал ее звездный час - продать свои жалкие остатки красоты министру СССР который годится ей в отцы. При этом она воображает, что она гораздо моральнее и честнее его. Богатый главный герой женится на бедной женщине за сорок. Он любит спать с ней, пытается относиться честно, устраивает ей праздник в жизни, дает все номенклатурные блага - машина, дача, тряпки, вкусная еда, прислуга. Она же его не любит, использует, называет по имени/отчеству, он для нее папусик. Суть главной героини - урвать чужое и побольше, пользуясь моментом. Она хочет в голодное советское время ездить на мерседесе, жить в центре Москвы в роскошной квартире. Используя связи главного героя требует себе отдельную квартиру в Москве, ничуть не смущаясь встречается в доме главного героя с бывшим любовником. Пьяная сцена с бывшим любовником, пошлые танцы/пляски - это характеристика данная режиссером сущности главной героини (Полищук).
Наверное суть фильма сводится к одному - наблюдение Фрейда за противоречием завышенной самооценки продажной женщины, живущей по расчету, за чужой счет и ее действительной мелкой (бл...) сущностью. Плюс к этому чернуха образа главной героини. Довольно похожа на героиню фильма 'Елена' Звягинцева, где сталкиваются взгляды на жизнь 'быдла' и успешного пожилого мужчины. Главного героя (Тихонова) в какой то момент жалко, он обманут, построить сказку с 'женщиной за деньги' не получается, т. к. у нее нет и не может быть чувств, нет человеческих отношений. Фильм - советский прообраз современных мыльных опер, где за 'серой мышкой' из Тьмутаракани приехавшей в Москву вдруг начинает ухаживать нефтяной король.
|
прямая ссылка
19 октября 2021 | 16:26
Фильм окунает нас в советское прошлое, перестроечные годы, до которых донеслось эхо сталинских времен, отклики сталинских репрессий и высылок. Встреча двух главных героев - бывшего партийного деятеля Кожемякина (Тихонов) и таксистки-экспедитора Ирины (Полищук) поначалу дает надежду на то, что оба они обрели то, что искали: Ирина - солидного мужа, достаток, уверенность в завтрашнем дне, а Кожемякин - теплоту женщины, ее уважение, отзывчивость. Кожемякин мудр, умен, уверен в себе. Попав в санаторий в несезон, где Ирина - обслуживающий персонал, он теряется, выпадая из привычной среды, встречая горластых передовиков производства. Он привык к комфорту, привык не отвлекаться на бытовые мелочи. Его возмущает, что встречать его на вокзале отправили женщину (но он не делает попытки помочь Ирине), что врач санатория переходит границы субординации, и показывает тому его место, дает отпор шумной и нагловатой работнице, которая досаждала ему приставаниями. Его время прошло, но он еще силен и требует к себе внимания и уважения. Кстати, эти эпизоды, если и были задуманы режиссером как дискредитирующие Кожемякина, в настоящее время смотрятся уже совсем по-другому. Многие нынешние отдыхающие тоже ценят комфорт и хорошее исполнение обязанностей обслуживающим персоналом.
Ирина к своим годам (уже немолодая, но обаятельная женщина, имеющая взрослую замужнюю дочку) как-то ничего в жизни не достигла. И работа ниже среднего - ящики таскать, продукты перевозить. И комнатенка маленькая, где они жмутся с дочкой и ее неработающим мужем-афганцем. С мужем в разводе. И, как признается она дочке, по жизни мужчины у нее - пьянь и рвать, в том числе и муж. Кожемякин привлекает ее возможностью вырваться из ее круга, переселиться в Москву, обрести стабильность в жизни. В провинциальном городке, как искренне убеждена главная героиня, ее ничто не ждет, а вот Москва... Образ Москвы - как венца всех достижений маячит перед Ириной и ее дочкой с непутевым зятем. То ли Эльдорадо, то ли Земля обетованная. Кажется, переедешь туда - и все проблемы решены. Так и хочется задать вопрос: а что ж не сложилось так в жизни? Что ж не получилось создать все тут, рядом? Может, и не в Москве дело, а в самих героях (Ирине, ее дочери и ее муже)
И все было бы прекрасно, все были бы довольны, если не всплыли события далекого прошлого, в которых был замешан Кожемякин.
При всей вроде бы положительности главной героини Ирины (играет Л. Полещук) остается легкое послевкусие досады: зачем все это, кому это нужно, зачем с маниакальным упорством ворошить это? Нынешняя жительница квартиры, из которой в свое время выселили маленькую Ирину с матерью, не хочет думать о том, что ее жилье в темном ореоле репрессий. Она упрекает Ирину: Ходят тут, нечего ходить, прошло все.
Но в Ирину как бес вселился. Не в силах остановиться, она рушит все на своем пути. Фильм заканчивается тем, что Ирина со своими непутевыми дочкой и ее мужем так и жмутся в квартирке, правда, в Москве. Кожемякин остается один. Два небесных тела столкнулись и разошлись на свои орбиты.
Оба героя - и Кожемякин, и Ирина - не однобокие, не черно-белые. Нельзя однозначно Ирину назвать положительной героиней, а Кожемякина - этаким монстром. Оба они разные: то хорошие, то плохие, и оттого живые и реальные. Образ Кожемякина, безусловно, получился достаточно притягательным из-за личного обаяния и профессионализма актера В. Тихонова. И если целью режиссера было 'заклеймить', то как-то не получилось.
Ирина - веселая, обаятельная, и очень старающаяся влиться в круг знакомых мужа, хотя и меряющая картины на жигули и москвичи с запорожцами, чем приводит Кожемякина в потрясение.
Думается, и не могли они быть вместе. Очень уж разные.
А насчет прошлого... Ведь, действительно, что было, то прошло, быльем поросло. 'Не будите спящую собаку'.
|
прямая ссылка
06 декабря 2020 | 15:38
Советский кинематограф за всё время своего существования подарил нам не одно замечательное кино, про которое можно сказать, что оно до сих пор согревает нас своим теплом. 'Мимино', 'Ирония судьбы', '17 мгновений весны' - эти и многие другие фильмы давно стали немеркнущей классикой, о которой нельзя говорить без восхищения. Но на мой взгляд есть такие ленты, которые оказались незаслуженно забытыми, затерявшимися на фоне других всем известных картин. В их числе незабываемый фильм 'Любовь с привилегиями'. Почему же столь интересная, качественная и глубокая лента оказалась на задворках Российской киноимперии?
Ответ на этот вопрос глупо искать на поверхности: в неумелой игре актёров, слабой режиссуре или чём-то подобном. Этим фильм, слава Богу, не может похвастаться. Всеми любимые актёры, такие как Любовь Полищук, Вячеслав Тихонов и Олег Табаков, с невероятным мастерством настоящих мэтров раскрыли образы своих персонажей, что, в принципе, не удивительно, потому как каждый из них идеально подходил для своей роли и своего образа. Тогда в чём же дело? Почему любимцы публики не смогли обеспечить ленте ошеломительный успех? Как мне кажется, люди встретили фильм достаточно сдержанно из-за тех тем и проблем, которые были затронуты авторами. 'Любовь по вертикали - возможно ли это? Так ли всемогуща любовь и может ли она стереть чётко обрисованные в Советском государстве границы между социальными слоями?' - спрашивают у нас создатели картины и сами же, к величайшему нашему сожалению, отрицательно отвечают на оба этих вопроса. Нечасто можно встретить произведение искусства, в котором социальное берёт верх над духовным и возвышенным. Не развеваться знамени любви рядом с красным Советским флагом, партийный аппарат всегда был, есть и будет холодной и ужасной бездушной машиной, подминающей под себя всё живое и прекрасное. Огромная бездна между партийной верхушкой и народом, двойная мораль, вечная несправедливость - всё это предстаёт перед нами во всей своей неприглядности, и особенно кощунственным смотрится то, что в эту трясину советской действительности засосало последнее, во что мог верить наш человек того периода - любовь. 'Вы все и всегда будете зависеть от нас!' - эти слова звучат как ужасный приговор, который никто не был готов услышать с экранов кинозалов, которые всегда служили отдушиной для советских людей.
Но, наверное, авторы фильма были бы совсем уж садистами, если бы не оставили своей героине, а вместе с ней и зрителю надежду на справедливость.'Недолго вам осталось', - роняет нечаянно какой-то прохожий, и действительно, огромные очереди в магазины и разговоры о Перестройке говорят нам о том, именно об этом. Создатели картины утверждают нам, что справедливость есть. Ведь смогла же Ирина спустя столько лет вернуться в родную Москву... Да, возможно, ей пришлось до этого пройти долгий и трудный путь, столкнуться с невероятной несправедливостью и унижением, но всё-таки она вновь обрела утраченный дом, её рана теперь не будет напоминать о себе каждую минуту. Таким образом каждый из нас может рассчитывать, что справедливость восторжествует и жизнь отдаст ему всё то, что было когда-то у него отобрано судьбой.
8 из 10
|
прямая ссылка
29 апреля 2015 | 08:50
Когда я смотрел этот фильм, а было это дай бог памяти, году в 93-м, он назывался 'Городские подробности'.Это остросоциальная драма в которой много всего: от любви до политики. Причём политики не современной, а некий экскурс в историю нашей страны. Но под каким соусом это подано, другой вопрос. А приправа надо сказать весьма отменная: человеческие отношения между просто гражданами и власть имущими. Бывает так, что на мгновение человека ослепляет молния, именуемая у людей вспышкой страсти или влечения, как угодно можно назвать. Некоторые сограждане принимают эту вспышку за любовь. Да, и такое бывает. Но понятие социального статуса ещё никто не отменял, равно как и то, где и как человек воспитывался.
Приезжает на курорт бывший политический деятель, ныне пенсионер, но мужичок ещё ого-го, как выясняется. Партийные функционеры особо не заморачивались на предмет хорошего сервиса, пусть даже уже и не работающие. Пенсию заработал, связи остались и можно спокойно наслаждаться отпущенными деньками, а если ещё и рядом гарна дивчина на 20 лет моложе совсем хорошо. Можно сказать жизнь прожита не зря. Только вот эта гарна дивчина, тоже человек оказывается с душой, со своими проблемами, курящая, ну так что ж, кто сейчас не курит. В то, что героиня Любови Полищук без памяти влюбится в шестидесятилетнего мужчину представляется вряд ли возможным, по крайней мере с большой натяжкой. Тут, как бы это прискорбно не звучало, налицо расчёт и корысть. Фактически негласно между двумя людьми, заключена сделка: товар-деньги-товар. Она ему своё ещё не старое тело, а он ей материально обеспеченную жизнь, да так, чтобы и детишкам её кой-чего перепало. Всё просто и логично. Только одно но: наши герои всерьёз и наверняка думаю, что это формула дюже рабочая. Но как показывает практика и опыт людей в формуле явно ошибочка. Как ты ни крути, а взаимовыгодный обмен не действует, хоть ты тресни. Вот и получаются ссоры, скандалы и прочее, переходящее в откровенную ненависть.
Замечательный дуэт двух русских артистов Вячеслава Тихонова и Любови Полищук. Как будто и не кино вовсе, а реальная жизнь, такая какая она есть, такая какая существует, без пропаганды и прилизанности. За что надо поблагодарить Владимира Кучинского, режиссёра этого замечательного фильма.
10 из 10
|
прямая ссылка
24 марта 2014 | 12:08
Вроде бы нет бурных обвинений, страшных сцен кровавых пыток, подленького шепотка стукача-доносчика... Всё мирно, где-то даже красиво... ЮБК, красотка Любовь Полищук, красивые интерьеры госдачи и шикарной квартиры КГ... Но от этой внешней мирности и красивости становится ещё страшнее, когда думаешь о той эпохе, что человека могли раз! - и вычеркнуть из жизни. Хотя и сейчас тоже могут... УВЫ! Бабушка моего мужа подробно и часто рассказывала мне, как их с дедом в 1947 после десяти лет в лагерях (1937-1947) вдруг в 1948 - по новой замели в Сибирь, на вечное поселение. Это страшно по-настоящему.
Сколько судеб сломали, сколько жизней перемололи! Ради чего? Добро бы ради Мировой революции! Ведь на самом деле - ради собственной безопасности и покоя, ради возможности не беспокоиться о бытовых мелочах, покупать дорогие вещи за копейки в спецраспределителях, принимать приготовленные другими решения... Как и всякое настоящее произведение, этот фильм, как маленькая капелька, отражает всю ту эпоху, весь её ужас.
Но самое ужасное, что с тех пор почти ничего не изменилось, разве что не хватают людей среди ночи.
Фильм оцениваю, конечно же, 10, даже 20 из 10. Очень сильное впечатление, не ослабевающее с течением времени
|
прямая ссылка
29 марта 2012 | 15:12
Сразу оговорюсь: я смотрел полную двухсерийную версию фильма, под названием 'Городские подробности', поэтому что-то может отличаться от того, что видели другие. Итак, начнём по-порядку.
СССР. Мир господ и мир холопов. Мы наблюдаем роман барина и крепостной. 'Золушку' в стиле перестроечного реализма. При всей своей наивности и неоригинальности, такая фабула здесь более чем уместна, т. к. задачей авторов было именно столкнуть лбами два таких близких и таких далёких мира. Честно говоря, я ожидал, что фильм окажется чернухой, и был приятно удивлён, что он ею не оказался, хотя и здесь по-своему предостаточно правдорубства. Это настоящая, полнокровная панорама эпохи, - сравниться с ней может разве что 'Чича' Виталия Мельникова. Впрочем - вру; здесь всё куда шире, ибо в 'Любви с привилегиями' охвачено два страта общества, в то время как в 'Чиче' - только один, пролетарский.
Объём исследовательской и художественной работы, проделанной авторами фильма поражает воображение. Особенно поражает тот факт, что работа над лентой велась ещё в эпоху социализма, когда ещё были живы старые запреты. И вот, мы видим всю подноготную партийной жизни на фоне изумительно ностальгических деталей пролетарского быта. Страницы из дела осуждённого НКВД, показываемые крупным планом не отличимы от настоящих. Кухонные разговоры, коньяк стаканами, чёрная рамочка фломастером на армейском фото, кулуары власти и ордена, иномарки и чёрные волги, оторванные телефонные трубки, очереди в вино-водочные отделы - это невозможно передать словами, это нужно видеть. Нужно было видеть.
К сожалению, кроме достоинств, в фильме многовато и недостатков (которые, тем не менее, не помешали мне поставить ему оценку 10/10): средненькая операторская работа, не слишком удачная музыка, посредственная работа звукооператора (имеются даже явные рассинхроны), игра Полищук и, особенно, Шукшиной, на фоне филигранного мастерства Тихонова всё-таки слегка провисает. Потом огрехи в сценарии: все пролетарии показаны, грубо говоря, алкашами и проститутками, а многие черты поведения великого Кожемякина кажутся перебором. С другой стороны, переборы простительны - без них фильм лишился бы той остроты и той протестности, которая, собственно, и являлась ярчайшим признаком той эпохи.
Помимо уже упомянутого здесь 'Чичи', могу порекомендовать к просмотру ещё 'Кодекс бесчестия' Всеволода Шиловского, 'Фонтан' Юрия Мамина и 'Облако-рай' Николая Досталя; если соединить вместе все пять фильмов, то получится настоящая энциклопедия эпохи заката социализма.
|
прямая ссылка
17 ноября 2011 | 22:45
Для ярых ценителей отечественных постановок «Любовь с привилегиями» – фильм добротный, качественно снятый и т.д., но в нём не каждый человек сможет распознать главный чётко обозначенный смысловой стержень. Одним может показаться, что кинематографисты, работавшие над этой картиной, хотели просто снять интересный фильм без особой смысловой нагрузки, другие могут увидеть в этом фильме какие-нибудь глубокофилософские идеи, а третьи вообще не поймут, о чём говорит эта лента.
Итак, поначалу в фильме весьма обособленно переплетаются три направления: амурные похождения, тоска по родному городу и фатальная зависимость простых русских людей от их алчных и тщеславных правителей.
Странная любовь к пожилому чиновнику Кожемякину растаяла после того, как главная героиня узнала, что он когда-то принимал посредственное участие в несправедливом наказании её отца...
Ностальгия Ирины немного удовлетворяется, когда она среди московского архитектурного засилья наконец-таки находит свой родной дворик. А после получения вожделенной и заслуженной квартиры душа полностью успокаивается...
А в самом конце фильма зритель и Ирина в очередной раз убеждаются в прописной истине: люди – всего лишь пешки в руках могущественных властных структур...
В общем, как видно из этого скудненького анализа, все негативные и позитивные переживания, постигшие главную героиню – это, оказывается, не что иное, как своеобразная плата за квартиру в родном городе, о которой она, по всей видимости, мечтала всю свою жизнь. Все сюжетные перипетии ведут именно к этому счастливому в материальном отношении финалу, который закрепляется (или дополняется) меткой и для некоторых крайне неприятной фразой Вячеслава Тихонова, адресованной в первую очередь ни в чём не повинным зрителям. В конечном итоге, главные идеи этого фильма можно выразить двумя распространёнными фразами - 'где родился, там и пригодился' и 'за всё нужно платить'...
9 из 10
|
04 января 2010 | 16:04
В этом фильме, довольно много персонажей, воплощенных талантливыми актерами, однако смотрится он фильмом двух актеров — Любови Полищук и Вячеслава Тихонова. Не знаю, была ли это задумка режиссера или мне попросту так кажется, но лично я считаю, что всю кинематографическую сверхзадачу фильма решают именно они. Причем не тем, что эти два таланта перетягивают одеяло на себя, раздвигая локтями остальные персонажи. Нет, просто они двуединая идея этого вовсе не идеологического фильма. Он вышел на экраны в 1989 году, когда еще не прошла мода на развенчание грузинского национального героя, а по совместительству пахана всех времен и народов. Тогда еще на все лады костерили все, что творили он и его приспешники. Делали это по-разному.
Так немного ранее, в 1987 году, мир увидел грузинский фильм 'Покаяние '. Со всей мощью потуг на философичность, свойственных грузинскому кино, в этом на редкость бестолковом творении действие развивается, будто вне времени. Вроде как без строгого указания на тридцатые годы нашего века. В образе диктатора Варлама Аравидзе можно узнать черты и Гитлера, и Муссолини, и Сталина, и Берии. Три поколения одной семьи расплачиваются за грехи отцов. Когда-то жертвами тоталитарного режима стали Сандро Баратели и его жена. Спустя годы их дочь Кети мстит за родителей… Как? А очень просто – она с упорством достойным лучшего применения периодически эксгумирует его могилу. Видимо таков грузинский народный обычай. Ну да хрен с ним с 'Покаянием ', тем более что там никто ни в чем не покаялся.
В 'Любови с привилегиями ' два главных героя не произнося надрывных монологов и не устраивая экранных истерик внешне очень мягко, но, по сути, чрезвычайно мощно являют зрителям весь ужас того самого ленинизма-сталинизма, что придавил огромную страну. Люди в ней жили внешне по-разному и в разных условиях. Кто-то командовал, кто-то подчинялся, но, по сути, придавлены были все. Впрочем, речь не о том, это мы уже давно знаем.
По поверхности сюжета 'Любовь с привилегиями ' – трогательная мелодрама, история случившейся, но не состоявшейся любви двух очень разных людей, приправленная приметами перестроечного времени.
Немолодая уже, но очень и очень привлекательная женщина – шофер санатория для оздоровления то ли ЦеКовских, то ли СовМиновских 'чинов ' Ирина (выдающаяся роль Полищук) встречает VIP отдыхающего, бывшего высокопоставленного чиновника Константина Гавриловича Кожемякина.
Не менее сильная роль Тихонова, играющего человека положительного, сдержанного и осторожного, ныне он пенсионер, имеющий все привилегии прежнего поста и сохранивший все повадки лица облеченного властью. Они случайно встретились еще раз на танцах, куда тот сбежал от санаторского маразма, – он подошел к ней еще раз. Постепенно между ними развивается роман. Курортный роман перерастает в настоящую любовь. Искренне полюбив, Константин Гаврилович делает Ирине предложение. Они вступают в брак и Ирина переезжает в Москву.
Ирина – бывшая москвичка, оказавшись в родном городе, испытывает некое дежа вю. Она отыскивает дом, в котором она жила со своими родителями. Здесь все напоминает ей о далеком детстве. Мы узнаем, что в конце сороковых годов ее отец был репрессирован, после чего она оказалась в южном городке. Ирина пытается выяснить обстоятельства ареста своего репрессированного отца. Помогает ей в этом генерал КГБ (Олег Табаков), близкий знакомый Кожемякина.
Трагически рано ушедшая из жизни Любовь Полищук сыграла в этом фильме, по-моему, свою лучшую роль. Во всяком случае, наиболее выдающуюся. Не просто так она была за нее удостоена приза зa лучшую жeнcкую poль нa кинoфecтивaлe игpoвых фильмoв вo Флopидe в 1992 гoду.
Любовь Полищук много снималась, но в малых ролях. Во время оно некий чин от советского кинематографа счел внешность Полищук не соответствующей соцреалистическому кино. Вот и не получала она больших ролей, соответствующих ее недюжинному таланту. Потому и видели мы ее в образах ярких, но авантюристичных или отвязных дам, достаточно вспомнить 'Приключения Принца Флоризеля ' или 'Мою морячку '. Наконец-то в 'Любови с привилегиями ' ей досталась подлинно драматическая роль, которую Полищук сыграла с присущим ей талантом сдержанно и изящно, но с таким внутренним накалом души, что ей безоговорочно веришь.
Под стать ей и герой Тихонова, которого мы видим абсолютным продуктом системы – уверенным в себе и своей непогрешимости, убежденным в своей честности исполнителем воли государства, которому он служил всю свою жизнь.
Он вдовец, сын его уже взрослый, живущий собственной жизнью эгоистичный человек. На склоне лет Кожемякина посетила запоздалая, та самая, последняя любовь, которая и может избавить от одиночества на закате жизни. Однако не суждено ей было состояться. Он даже не понимает, что он явился для Ирины воплощением системы, прошедшей тяжелым катком по ее жизни. Виноват ли он? Насколько он виноват в ее трагедии? Не важно. Важно то, что она не может быть с ним вместе. Хотя возможно и любит его ответной любовью.
Вот и встретились два одиночества, которых, однако, развела, как оказалось одна трагедия на двоих. Вот уж воистину, гражданская война идет в нашем Богом забытом обществе на протяжении всей его истории.
|
прямая ссылка
09 декабря 2007 | 23:36
|
|