всё о любом фильме:

Жанна Д'Арк

Jeanne d'Arc
год
страна
слоган-
режиссерЛюк Бессон
сценарийЭндрю Биркин, Люк Бессон
продюсерПатрис Леду, Люк Бессон, Марк Дженни, ...
операторТьерри Арбогаст
композиторЭрик Серра
художникЮг Тиссандье, Ален Паруто, Катрин Летерье, ...
монтажСильви Ландра
жанр драма, приключения, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  3 млн,    США  2.8 млн,    Италия  582 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время160 мин. / 02:40
Номинации:
Реалистичная и пугающая обстановка батальных сцен, потрясающая глубина визуальных образов и волнующая музыка переносят зрителя на пятьсот лет назад, туда, где звуки молитв заглушаются звоном мечей и где беспросветные ночи озаряются пламенем костров, пожирающих невинных жертв.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
30%
22 + 51 = 73
4.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Жиль де Рэ (герой Касселя) был реальным человеком, который после войны и смерти Жанны вернулся на свои земли. Спустя года, он был арестован по обвинению в убийствах более, чем ста молодых мальчиков и казнён. Некоторые историки верят, что его преступления стали основой для французской сказки «Синяя Борода» о человеке, что убивал своих жён и прятал их тела в его огромном доме.
    • Это последний фильм, в котором снялся Джозэф О`Конор.
    • Кэтрин Бигелоу отказалась от участия в фильме, когда Люк Бессон настоял, чтобы Мила Йовович, его жена на тот момент, сыграла главную роль.
    Трейлер 02:28
    все трейлеры

    файл добавилJ B

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 4.0/10
    Этот американо-французский фильм стоимостью $85 млн. плохо прошёл в кинотеатрах США и не так успешно, как ожидалось, на родине Орлеанской Девы, а в итоге не окупил себя даже в мировом прокате. Что, впрочем, неудивительно, поскольку в картине Люка Бессона нет, прежде всего, убедительной концепции, сквозной оригинальной идеи в трактовке образа Жанны Д’Арк. Повествование произвольно распадается на несколько частей — от патриотически-олеографической в начале ленты до богоборческой в  финале. Смелая воительница, преданная своим королём, словно героиня бессоновской же «Никиты» — спецслужбами, грубо использовавшими её, она переходит в отчаянии от общения с Богом к разговорам с Совестью (которую почему-то хочется принять за Дьявола), в чьём обличье предстаёт прославленный американский актёр Дастин Хофман. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 759 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Жанна Д’Арк — ещё один великий герой истории, великий военачальник, освободивший свою страну и погибший из-за вероломства королей, женщина, которой подчинялись тысячи мужчин и в которую верил народ. Вся информация о ней в основном сводится к её краткой биографии о том, где она родилась, когда её стали посещать видения, к военным победам, которые одержала французская армия, находясь под её командованием, и к её инквизиционному процессу. Многое о Жанне не известно точно, но ясно, что это была великая и легендарная личность.

    На первый взгляд кажется, что «Жанна Д’Арк» Люка Бессона должна быть шедевром. Интересная историческая тема фильма, легендарная личность в центре событий, сражения, драматический финал, средневековые доспехи и костюмы, отличные актёрские работы Джона Малковича, Фэй Данауэй, Венсана Касселя, прекрасная музыка… И вроде бы всё хорошо, бесталанностью ниоткуда и ни от кого не несёт, только присутствует небольшая растянутость в первой половине фильма и некоторая сумбурность во второй. Однако камнем преткновения и главной бедой фильма стала сама главная героиня и то, как её здесь показали.

    Жанна — посланница бога, что подразумевает, что в её образе должно быть нечто божественное, чистое, нежное, смиренное, скромное, сдержанное, хотя выход эмоций в тяжёлых ситуациях не исключается. Лицо же Миллы Йовович, обрамлённое короткой стрижкой, выглядит слишком мужским, жёстким и суровым. Её взгляд слишком агрессивен, и вечно вытаращенные глаза делают её больше похожей не на посланницу бога, а на посланницу дьявола.

    Так же божественный образ не выражается и в её характере. Жанна Йовович взбалмошная, упрямая, заносчивая, надменная и жестокая девица, которая считает своим долгом прогнать англичан из Франции, отомстив тем самым за свою семью. По фильму создаётся впечатление, что она не выполняет свою божественную миссию, о какой напоминают лишь её слова, не подтверждающиеся на деле, а свершает отмщение. Её поведение на суде кажется не более чем простым упрямством.

    Слишком двояко показана личность Жанны в фильме. То она поднимает боевой дух солдат перед битвой, то сомневается в своих поступках, то бесстрашна и горда, то до жути запугана, то уверена в своих видениях и своём предназначении, то ей это кажется плодом своего воображения. У неё нет определённости в своих мыслях, целях и действиях: то она жалеет о совершённых убийствах и говорит об их непозволительности, то заявляет, что по-другому и быть не может, и к наступлению на Париж превращается в одержимую вражеской кровью, то воюет во имя бога, то ради себя. Судя по этому, нетрудно предположить, что режиссёр хотел сделать образ великой девы более человечным и многогранным. А зря.

    По фильму Жанна кажется просто импульсивной неугомонной девицей с шилом в одном месте, а мужчины на фоне неё — безвольными слабаками, которые этой девице тупо подчиняются. Она приехала во дворец дофина, переполошила всю его армию и повела её в атаку на англичан, а армия пошла за ней, потому что у них обязанность такая — идти туда, куда тебя ведут. Но учитывая быт и нравы того времени, можно предположить, что вот так просто армия не могла сразу же пойти за ней, в момент поборов свою гордость лишь потому, что она подстриглась как мужчина, сражаться под её руководством и тяжело переживать её ранение.

    В ней должно было быть нечто такое великое и святое, отчего солдаты уверовали в неё, полюбили её, отчего признали её главенство над всеми ними, усмирили свою мужскую гордость и пошли за ней, при этом по собственной воле желая за ней идти, считая её своим священным покровителем и талисманом. И вот этот значимый момент как раз был пропущен Бессоном так же, как и не менее важный моральный подъём почти что окончательно поверженной армии оттого, что к ним прибыла посланница бога, который послужил главной действующей силой для признания Жанны её лидером и покровительницей. Но про это в фильме лишь говорится недолжным образом.

    А ведь, возможно, что её истинная заслуга именно в этом заключалась — в том, что Жанна вселила в солдат веру в собственные силы и надежду на то, что они ещё не до конца повержены и еще могут победить. И опасения англичан относительно того, что пока Жанна жива, Франция будет выигрывать, из-за которых как раз Жанну и сожгли, тоже плохо обыграны. Не показан надлежащим образом страх англичан перед её личностью, и от этого оказывается утерянной еще часть её образа.

    По ходу картины так и кажется, что Бессон старается показать, насколько Жанна сомнительна в своей божественной миссии. Фраза монаха маленькой Жанне «Возможно, бог решил возложить на тебя какую-то великую миссию» лишь создаёт основу для того, чтобы считать Жанну сумасшедшей барышней, возомнившей из себя слишком многое. В её видениях нет ничего, что указывало бы на её предназначение спасти Францию, из-за чего опять возникают подозрения, а с чего она взяла, что она должна ехать к дофину и просить себе армию для снятия осады с Орлеана. Фраза военного «Она послана богом, но почему тогда он позволил, чтобы её ранили? Наверное, стоит задуматься, а бог ли её послал» еще больше склоняет зрителя в сторону сомнения. А лицо являвшегося Жанне в видениях пророка, залитое кровью, вообще выставляет Орлеанскую Девственницу неразумной девушкой, в которую вселился злой бес, и из-за этого не понимающей, что она творит.

    И вот такой была Жанна Д’Арк?

    После этого фильма не осталось впечатления о её доблести и героизме. Милла Йовович и Люк Бессон не смогли показать такую Жанну, которой можно было бы восхищаться. После просмотра этого фильма нельзя сказать, что Жанна Д’Арк великая и легендарная личность.

    И как бы хорош ни был фильм во всём остальном, всё-таки он всецело о Жанне, и вот как раз именно великой Жанны и не показали.

    7 из 10

    1 мая 2009 | 23:22

    Крест, крест. Крест возьми, крестом проткни, им же распнись, им распишись. Смешалась кровь с кагором, и не разберешь, что именно на мордочке детской размазано, что завещает ей следовать заветам крестоносцев — воткнуть меч в плоть врага и помолиться на рукоять за спасение души. Что ты делаешь, Жанна? — Я просто играю. Играю в барабан, бой которого в ушах возвещает о воле Божьей. Поиграй и ты вместе с Жанной, по тем правилам, что сочинил Люк Бессон. Он не был заинтересован в очередном пересказе легенды, но в противоречии, что находится прямехонько посередине между личинами ведьмы и святой, а то есть — в сомнении, великом и ужасном, что гложет Жанну Д`Арк.

    У Люка прослеживается определенная любовь к выдающимся женщинам всех возрастов — от Никиты и леоновской Матильды до Леди в воплощении Мишель Йео и Люси Йоханссон, у которых сил душевных и физических хватит на всю нацию. Но тут он умудряется представить прекрасного златоволосого и голубоглазого ангела-хранителя своей Франции в качестве неожиданно некрасивой и полоумной девицы. Может, поэтому святая Бессона не снискала такой славы, так как противоречила типичным для тех лет бесшабашным храбрым сердцам и прочим историческим персонажам, которые бодро рубили врагов, уже зная наперед победные речи последних страниц сценария. Сомневаться в себе — нормально, и испытание прежде всего себя самой и своей веры являлось для Жанны первоочередным барьером, за которым потом уже идет дофин и родные земли. Такой далеко не льстивый подход кажется более реалистичным и продуманным, чем выпяченный перфекционизм геройства, ведь это характеризует Жанну как конкретного, живого человека, ступавшего по холодной грязи земли, а не плывущего на облачке по поверхностям икон и манускриптов.

    Оседлав волну народной любви после проката мега популярного «Пятого элемента», Бессон должен был отойти в тень исполнительного продюсера, уступив пост режиссера Кэтрин Бигелоу, которая на тот момент уже десятый год вынашивала идею фильма и грезила о шершавоголовой Шинейд О`Коннор в главной роли. Но нашла коса на камень в лице Миллы Йовович, на тот момент жены Бессона, расколовшей творческий дуэт и задвинувшей Бигелоу куда подальше. А сама Милла попробовала себя в новом амплуа и, похоже, воплотила самую неординарную роль за всю свою карьеру, потому что сложно определиться, так уж великолепно она играет или так чудовищно недоигрывает. Ее Жанна — очумелая, импульсивная, дерганная, с некрасиво полураскрытым ртом, с глазами вечно на мокром месте и покрасневшим носом, упертая, впадающая из крайности в крайность. Горе-воин, несозревшая, плоская, влитая между пластин металлических доспехов. Это не вполне ожидаемый и закономерный синоним страдания, как у Дрейера, не мелодраматическая метаморфоза Панфилова, не топ-модель по-средневековому, как у Дюгейя. Жанна Бессона — сумасшедшая; с ней обращаются так же, как с ошалелым дитем, который обязательно останется без глазу. И это нормально. Святость приятна на вид только в документалках BBC, а так юродивые частенько входили в полчища мучеников, подчищенные и подкрашенные до приемлемого уровня, чтобы молиться им было нестрашно, по крайней мере, по вечерам.

    Даже позволив Милле распетушиться во всю орлеанскую, пока англичане брыкаются за свою львиную долю терры, Люк творчески вплетает в основную канву собственные мысли, пусть даже фантазийного толка. Вдруг клюется уклон в феминизм, где шуточки про связывание врага лентой из косы соседствует с вполне серьезным сюжетным поворотом с местью за убиенную сестру. Талант или военное дело экстерном через божественное вмешательство? Нет, девичья смекалка, деревенская деловитость. Но если командиры неслись за Жанной сломя голову, чтоб уберечь ее от стрел и глупых поступков, то воины вдохновенно следовали за ней, что, в принципе, им и нужно было — символ, оберег. Что Бессон не преминул так или иначе подчеркнуть, так это коллективный эмоциональный взрыв, потрясший не только слабые умы сельских фанатов, но и многовековые столпы грузной, кошонской Церкви. И тут-то кроется неожиданный для мэтра комедий рывок в сторону не самых передовых, но очень любопытных размышлений о религии, патриотизме и индивидуальности. Боролась ли Жанна во имя Бога или же для уверенности в себе и своей высокой миссии? И правда ли то, что она нашла Господа внутри себя, в тот момент, когда церковь стала неспособна выполнять индивидуальные религиозные нужды? Кто этот бог, что меняет обличия под черным капюшоном? Не Совесть ли часом, единственная, кто дал Жанне настоящее облегчение перед самой кромкой пылающего костра, та самая Совесть в белом одеянии, расшитом золотыми лилиями, что пробуждается, когда угнетенная страна нуждается в рывке, броске, жертве. Не та ли Совесть, что осуждает убийство равно как француза, так и англичанина, пусть даже во имя Господа?

    Конечно, несмотря на серьезную драматическую наполняющую, Бессон любопытно оживляет свою эпичную ленту приятными и неожиданными комедийными элементами. Простота крестьян, скупая практичность которых идет вразрез с частыми поездками Жанны в церковь; три веселых друга, охраняющих героиню, — толстый Ляир, мачо Жиль де Рэ и середнячок Алансон; чрезвычайно забавный дофин, манерно виляющий горностаевыми хвостиками перед вожделенной короной — в исполнении Джона Малковича, невозмутимо ведущего диалоги словно с самим собой из «Быть Джоном Малковичем». Средневековая бойня сама по себе чудовищна, так Бессон не преминул сделать ее еще более нелепой, выцарапывая аглицкое «хэлло» на пушечном ядре или отпугивая тощих англичан грозной ухмылкой Обеликса-Ляира. Вся эта лязгающая железом и прыскающая артериальной кровью занимательная вакханалия оттеняет серьезную Жанну, ее самоуверенность и настойчивость и в чем-то даже переворачивает весы, где в качестве объекта иронии становится сама Д`Арк, оказавшаяся шизофреничкой как в глазах скептического двора, так и зрителей. В этом кроется тот самый дисбаланс, который расслоил образ Жанны далеко не в ее пользу. Бессон стремился показать изнанку слепо принимаемого героизма — то, что на самом деле могли и пропустить мимо ушей и пера придворные летописцы, а именно индивидуализм, характер, личность, а не просто оболочка для божественного елея. Но, похоже, это принялось в более съедобном для рядового зрителя виде — в качестве ментальной болезни, что отчасти верно, но с неправильным, отрицательным акцентом, который только могила исправит. Поэтому в финале крест поднимается над дымом костра слишком поздно — когда огонь уже пожрал глаза Жанны, ибо она мученица не от Франции или Бога, а от судьбы своей, фатума.

    20 ноября 2014 | 11:07

    Хотя этот фильм Люка Бессона, славного своими жанровыми наворотами и трюками, можно считать беспрецедентным по масштабу для французской индустрии, прежде всего — из-за внушительных декораций, хорошей работы оператора, костюмов и спецэффектов, в остальном Жанна Д Арк — это бессовестное опошление истории Орлеанской Девы, причисленной к Лику Святых. И больше всего добивает именно то, что имя героини Франции опошлили сами французы. Не умеешь, не берись — не зря так говорят.

    В школьные годы я как-то увлекся этим историческим персонажем. У меня была книга, попавшая в руки еще в детстве — «Герои средних веков». Там описывались жизнь и подвиги известных исторических личностей. И в частности, Жанны Д Арк. А как-то раз я проходил эту тему на уроке истории, и даже подготовил маленький доклад об Орлеанской Деве. И через какое-то время после этого по ТВ показали рекламу фильма. Как же я обрадовался! Зря.

    Идеологически и по части исполнения главной роли(а здесь важна, прежде всего, именно она) фильм мерзок, отвратителен. И даже низшая оценка для такого мерзкого убожества — комплимент. 1 из 10 — это слишком много, но ничего не поделаешь. Жанна Д Арк в исполнении актрисы Миллы Йовович — неудержимая дурочка, которая ведет себя подобно сумасшедшей, закатывает глаза и открывает рот, хвастаясь своими белыми зубами. В ее видениях под музыку, подходящую для фильма ужасов(и вообще, в стиле много хоррор-фишек), можно действительно усмотреть происки Нечисти, а не провидение Всевышнего. Ее совсем не жалко, за нее не волнуешься. И вообще, звать на роль мученицы актрису, известную как секс-символ — это пошлость по определению.

    Один из худших фильмов, что я видел в жизни. И даже наш «Тарас Бульба» на его фоне кажется шедевром киноискусства. Люк Бессон сделал то, за что его бы самого надо сжечь на костре — с Миллой Йовович на пару. Вездесущий упор на зрелище сделал из исторической драму пошлую бредятину, извращенную и передержанную в печке. И если мы, российские зрители, в большинстве своем хвалим такие уродства, то падение нравов в обществе обосновано, логично и закономерно. Я не хочу никого обидеть, но хвалить такое может либо человек, который впервые в жизни смотрит исторический фильм, либо зритель, который не может отличить тупой и ржавый топор от хирургического лазера.

    1 из 10

    29 декабря 2012 | 11:54

    Фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, техническое качество постановки великолепно, актеры подобраны отлично, сценарий, вроде бы основан на реальных исторических событиях. Но с другой стороны, образ Орлеанской девы, намеренно или нечаянно, очень сильно искажен.

    По всей видимости, Люк Бессон не верит ни в Бога, ни в черта, коль скоро решил объяснить голоса, слышимые Жанной, сложной формой помешательства на почве религиозного фанатизма. И показывает Жанну Д’Арк фанатичной и неуравновешенной истеричкой.

    Мила Йовович, на мой взгляд, очень хорошая актриса. Она идеально передала эту выдуманную Бессонном сущность Жанны, к ней никаких вопросов нет. У того, кто никогда ничего не читал по данной теме, и вовсе не возникнет никаких вопросов ни к кому: все ведь понятно, ну помешалась баба, что непонятного? Ну пришла помешанная к дофину, попросила армию. Дофин, по всей видимости, тоже был не гений — назначил сумасшедшую деревенскую девчонку главнокомандующим. Ну а то, что она за четыре дня сняла семимесячную осаду Орлеана, так это случайность. Все остальные ее подвиги — тоже редкая цепь случайностей.

    Для того, чтобы убедить зрителей в том что Жанна была просто сумасшедшей, Люк Бессон вставил в сценарий выдуманную историю про жестокое изнасилование и убийство сестры Жанны, которое дескать и стало причиной помешательства. Складывается ощущение, что Люк Бессон учил историю средних веков по советскому учебнику истории, где удивительная история Орлеанской девы объяснялась тем, что Жанна Д’Арк просто сумела зажечь людей своим религиозным фанатизмом. Жанна, показанная Бессонном, никогда не смогла бы стать самой почитаемой во Франции святой.

    В целом, фильм получился очень неплохой. И хотя главная героиня фильма совершенно не похожа на реальную Жанну Д’Арк, описанную ее соотечественниками в XV веке, режиссер, как и всякий художник имеет право на свое видение истории и конкретных людей. Ведь сомнительно, что, например, Казимир Малевич, создавая свои бессмертные полотна, имел в виду именно то, что рисовал.

    8 из 10

    20 октября 2008 | 17:03

    Зачем мы ходим в кинотеатры? За эмоциями и размышлениями. Люк Бессон попытался снять одновременно и экшн и психологическую драму, причем вторая часть — это осмысление первой, своеобразная внутренняя матрешка.

    Что ни говорите, а начало и середина фильма удались. Совпало и мастерство актеров и слегка пугающая реалистичность визуальных образов. При моём весьма скептичном отношении к Милке, Жанна — её лучшая и самая незабываемая роль.

    Мне смешно читать, что «Жанна была другой». Друзья мои, кто сейчас через 600 лет может точно сказать какой она была, да и разве нам нужна та самая «настоящая Жанна»? Нам нужен образ, который волнует нас, заставляет сопереживать, смеяться и ощущать слезы на своем лице. Бессон с этой задачей справился на все 110% Фигура Жанны получилась неоднозначной, как бы рваной. Чистый образ начала замутняется драмой смерти сестры, затем следуют видения, религиозная одержимость (сцена самопричищения сильна), ярость сражений и неистовость раскаяния в камере — всё это наслаивается и создает ту Жанну, которую увидел Бессон. Конечно она жертва, мученица и национальная героиня Франции, так что не нам судить режиссера — француза за несоответствие мифической «исторической правде».

    Что касается остальных актеров, то французы отработали прекрасно. Малкович и Данауэй сыграли просто блестяще. А вот у Хоффмана роль, на мой взгляд, не удалась — нет изюминки, не проработана глубина и харизма, а ведь это как-никак сам дьявол (или Бог, решайте сами))

    После пленения орлеанской девы начинается совершенно иное кино — психологический и морально-религиозный триллер. В глаза бросается резкая смена ритма — мы получаем совершенно иное действо, к тому же, весьма затянутое. Образ Жанны усложняется, она перестает быть недосягаемой, парящей в небе героиней — перед нами полубезумное, запутавшееся и потерянное существо. Не знаю кому как, но мне было настолько её жаль, что когда, наконец, пошла сцена сожжения, я выдохнул с облегчением — отмучалась…

    Фильм напоминает неправильно груженый корабль — начали за здравие, кончили за упокой. Для меня он как прекрасная, но треснувшая ваза.

    Я люблю Бессона и считаю его «Леона» лучшим фильмом всех времен. Те, кто думаю так же, поймут как больно констатировать фрагментацию, отсутствие цельности фильма, как это не парадоксально, в силу смысловой избыточности. А ведь могло получиться иное кино. Почти получилось…

    Наверное, Козьма Прутков здесь был бы прав, как никогда.

    9 из 10

    1 января 2013 | 23:01

    Режиссер: Люк Бессон, Бюджет: 85 млн. дол. Сезар: лучшие костюмы, лучший звук.

    Все факты очень впечатляли пока я не посмотрела фильм. Конечно, и костюмы и музыка и декорации очень приятные, можно догадаться куда ушли все деньги, НО, фильм ведь не о декорациях и костюмах. Фильм о народной героине Франции — Жанне Д`Арк, которая была причислена (!) к лику святых. Её тяжелая судьба похожа на роман, её образ как минимум достоин восхищения. Но что я вижу: нервная, агрессивная рябая баба, которая визжит размахивая мечем над головой, корчится в истериках и чуть ли не ругается матом. Мила Йовович выделывала такие забавные штуки лицом, что даже мне хотелось её сжечь за такое кривлянье. Помимо этого, Жанну еще и выставили сумасшедшей и больной, ну мол, эпилепсия вполне может объяснить все святые знамена. Это как то… мерзко и не красиво учитывая её мужество и преданность своей стране. Образ героини растоптан и размазан окончательно, еще и кем — самими французами!

    Сюжет есть сюжет — он на исторических фактах, но его настолько затянули, замотали и приукрасили, что даже не берешь его во внимание.

    Зато не поскупились на зверство, добавили кровищи побольше, нецензурщину, грязь и прочие прелести того времени. Конечно, правду никуда не денешь, 15 век действительно не благоухал позитивом, но так старательно подчеркивать это… зачем? Что бы навязать зрителю свою точку зрение? Мне это не понятно.

    Фильм конечно зрелищный, но в данном случае в плохом смысле. Я его больше никогда не посмотрю ни под каким предлогом.

    15 июня 2010 | 01:22

    На мой взгляд, всем критикам этого фильма надо многое уяснить. Поэтому я буду рассуждать довольно пространно, ну да кому лень читать — тот и не станет. Пусть восхищается тем, «как голова полетела» и т. п. 

    Мир средневековья пока еще чудовищно от нас далек — к счастью. Многие даже не представляют, насколько. Так, один профессор философии — человек очень неглупый — рассуждал как-то о средневековой богословской дискуссии на тему «сколько дьяволов может разместиться на кончике иглы». Якобы за этой дискуссией скрывалось очень много сложных философских проблем, вроде соотношения материального и нематериального. Так и хотелось сказать ему: это сейчас мы можем истолковывать данный спор как нам заблагорассудится. Для тех же людей, которые когда-то всерьез его вели, это был именно вопрос о том, сколько дьяволов может разместиться на кончике иглы. Не более и не менее. К чему я это? Да к тому, что к средневековью, его людям, их поступкам и мотивам нельзя подходить с современными мерками. Очевидно, в этом ошибка тех, кто сетует на образ Жанны (Йовович) как «современной дерганой (истеричной) девчонки».

    Не мешало бы знать, что здесь мы имеем дело с давней, загадочной, мрачной и грязной историей. Грязной, как само средневековье. Относительно Жанны д, Арк правды известно не так уж много, а те, кто правду эту знал, вовсе не были заинтересованы в ее раскрытии. Возможно, это действительно была гениальная политическая интрига приближенных дофина с целью возведения его на престол. Сколько было Жанн? Одно и то же ли это лицо в разные временные отрезки и в разных местах?..

    Фильм Бессона не так уж прост, как кажется. Он, прежде всего, предостерегает. Может быть, именно по этой причине он и не имел кассового успеха — оказался слишком «неудобным» для современного зрителя. Слишком мрачным? Скорее, слишком серьезным. — Для меня средневековье никогда не умирало. Оно — просто спит, оно — «время, спящее под колоколами» (П. Неруда), которое может проснуться. И вернуться. Реальную возможность этого мы ежедневно видим и в сомнищах исламистов, и в толпах деградировавших русских, жаждущих «приложиться» к каким-то там «святым мощам», и в маршах католиков в самой Франции. На мой взгляд, от такого вот «пробуждения» средневековья и предостерегает нас Бессон.

    История Жанны показана очень убедительно. Мы никогда (см. выше) не узнаем, какой Жанна была в действительности — кроткой ли божьей овечкой или девой-воительницей. Как будто в разное время она тоже не могла быть разной! Мы не можем даже точно сказать, убивала ли она в битвах лично или нет. Но дело не в этом — сам образ, полагаю, гораздо убедительнее, чем у Собески. Слащавой лепетней про бога и святых не поднимешь на битву измученных войной и безнадегой французов. Про бога и т. п. они и так слышали каждый день по полтонны с самого раннего детства. Так что образ Жанны как раз у Йовович превосходен!

    Нам надо понимать, что в то время бог был суперзвездой, Большим Братом и много-много чем еще одновременно. Все делалось во имя бога и с его именем. Во славу божью строили церкви, города, убивали, грабили, насиловали, ходили в туалет, затевали войны и прочая и прочая. Реальный мир был так ужасен, что человек для самосохранения был вынужден наполовину жить в нереальном мире — в царстве божием, уже на земле. Несмотря на это, от ужасов реала многие сходили с ума в той или иной степени. Это надо учитывать и применительно к Жанне. Ее чувства поруганного патриотизма, ненависти к захватчикам, жажда мести не могли в то время приобрести иного выхода и выражения, кроме как впадения в религиозный экстаз и мистический полубред. Более того, ее бы и не поняли, выражай она свой энтузиазм как-то иначе — не к борьбе же за демократию и права человека она должна была призывать!

    Так что, возможно, Жанна была девушка вполне нормальная, но время сделало ее и ее поведение именно такими, чтобы они этому времени соответствовали. У грубых натур не было мечтаний о большом и светлом, у натур же чувствительных, тонких все это выражалось в мистической форме. Кроме этого, в психике Жанны много чего еще было намешано, например, желание стать мужчиной — не от половых извращений, а от желания сражаться за свою родину («будь я мужчиной …»). Так что смешны и нелепы современные доктора, ставящие ей более чем через 500 (!) лет какие-то там психиатрические диагнозы.

    В этой связи весьма показательны диалоги Жанны в заключении с воображаемым собеседником — это мог быть как бог, так и дьявол, нл в действительности-то это разговор с самою собой. Нежная натура Жанны (все-таки молоденькая девушка), потрясенная предательством французской верхушки, и до этого очевидно страдала от того, что ей приходилось делать — организовывать бойню ради освобождения своей страны. Она прекрасно понимала, что англичане, в сущности, ничем не хуже французов. Но они — враги, и их надо убивать. В этом главная трагедия Жанны-Йовович, и она прекрасно показана в фильме, когда она всеми силами упрашивает англичан не сражаться, а убраться подобру-поздорову.

    В сущности, сцены «бесед» в конце фильма — своего рода триумф рационалистического подхода над мистическим, когда Жанна начинает понимать, что многое из того, что она «видела» и «слышала», исходило от нее самой — она видела то, что хотела видеть, что отвечало порывам и стремлениям ее пламенной натуры патриотки.

    Кстати, предательство Жанны феодалами во многом объясняется (если верна версия о ее крестьянском происхождении) памятью о Жакерии. Хотя с тех прошло 70 лет, события эти неплохо помнили, а ведь во время Жакерии французские дворяне запросто объединялись с англичанами против крестьян — своих классовых врагов, а король требовал от англичан мира для успешной расправы с собственным народом. Подлость «благородных» известна.

    На мой взгляд, не совсем верно в фильме показаны сельские священники. Посмотришь — так прям такие вот гуманисты, опередившие свое время, тонкие психологи (при том, что верхушка церковников выглядит совсем иначе). В действительности же это были, по всей вероятности, грубые мужланы, мало отличавшиеся от окружавших их крестьян, многие из этих попов читать-то едва умели.

    В целом фильм получился очень качественным — зрелищным, с превосходной визуализацией, отменной передачей духа и атмосферы средневековья. Великолепен актерский ансамбль, чего стоит только Кассель в роли Жиля де Ре. И Мила — 100% попадание в образ. Таким образом, редчайший случай — 

    10 из 10

    15 мая 2015 | 22:21

    Лично для меня картина «Жанна Д`Арк» стала картиной с двоякой образностью. С одной стороны Люк Бессон, снявший этот фильм, раскрывал по-своему образ Орлеанской Девы, а с другой тщательно прорисовывал эпоху и нравы общества.

    Образ Жанны Д`Арк также был показан по двум параллельным линиям. С одной она набожная фанатка, которая то ли на самом деле попала под промысел Господний, а с другой — сошедшая с ума девушка на фоне увиденной ею гибели семьи и абсолютного фанатизма. Милла Йовович, на мой субъективный взгляд, сыграла безупречно, чего стоит её налитые слезами глаза, когда она ищет среди толпы вельмож истинного дофина французского. Не в первый раз я не соглашаюсь с теми, кто номинирует на соискание антинаград «Золотая малина». Здесь Милла Йовович мне даже больше понравилась, чем со своим образом мима в «Пятом элементе». Иной Жанны я не представляю до сих пор.

    По душе мне и конструктивизм картины. Бессон смог воссоздать эпоху Столетней войны, разруху в стране, нищету среди простого люда и лицемерие в высших кругах. А воинственность с именем Бога на устах — это то, каким мы представляем себе Средневековье, почерпнутое из учебников истории. Под стать жестокой эпохе поставлены и сцены сражений, где люди гибли по прихоти королей, но считали, что так и должно быть, ведь они же помазанники Божьи.

    Джон Малкович, Фэй Дэнэуэй, Чеки Карио и Венсан Кассель безупречно нашли свои образы и передали их, чтобы зритель мог оценить персонажей, сыгравших в судьбе Жанны Д`Арк немаловажные роли.

    Я на самом деле окунулся во времена, когда жила Жанна Д`Арк и когда она повела войско своими пламенными речами, когда искусные воины становились под её стяг и вера в победу наполняла сердца, а финал жизни Орлеанской Девы вызвали скорбь к ней и к тем, кто верил в неё, и гнев к тщедушным лицемерам подле трона и к лицемеру, воссевшему на него.

    9 из 10

    30 июня 2012 | 13:01

    Пересмотрев этот фильм (триллер?), решил, что должен написать рецензию. Никто лучше не сказал бы, о «Жанне Дарк» Люка Бессона, как мой друг Олежа Романцев: «Разрывающий мозг, психологический, психотерапевтический, психический фильм».

    Конечно же, изначально надо похвалить двух актрис (большую и меньшую) Миллу Йовович и Фей Данауэй.

    - первая — (большая), великолепная Жанна, Йовович, отлично исполнявшая свою роль, самый восхитительный всадник, в истории кино. Игра ее поднимает и кровь, и давление, и еще кое что. Особенно будоражит ее лицо, в некоторых моментах: хочется обнять, прижать, защищать… хотя она сама в состоянии себя в обиду не дать, как показано в кино. Мне кажется, если Жанна Дарк родилась в 2014 году, ей многие предлагали роль модели или невесты олигарха… а она, все равно, ушла на войну.

    «Если церковь требует, что бы я сказала, что мои видения греховны, я… я… не признаю такой церкви!»

    - вторая — Иоланда Арагонская, Фей Данауэй, блестяще показала, в фильме, умную, хитрую, жестокую облезлую кошку.

    Отдельное спасибо Дастину Хофману. Работал, вполне, профессионально. Мурашки по коже, от его персонажа Совести (а не Сатаны, как изначально подумала Жанна).

    Сюжет неподражаемый. Многовековая баллада, с некоторыми доработками, вылилась в фильм высоченного качества. На наших глазах развивалось худшее, в в истории, предательство, после поступка Иуды. Неподражаемы, некоторые моменты: рисование распятия, царапая бетонную стену, собственными кандалами. Как это красиво…

    В конце охота поднять главный вопрос в этом фильме: Жанна Дарк была ненормальной?

    31 мая 2014 | 12:55

    После «Пятого элемента» от Люка Бессона ждали яркой и лёгкой для восприятия исторической драмы, а получили фильм, который трудно оценить однозначно. Помню ощущение потрясения и тишины в зале московского кинотеатра после первого просмотра «Жанны д`Арк».

    Поневоле напрашиваются сравнения с фильмами Дрейера, Брессона, «Началом» Панфилова.

    Сначала возникает ощущение, что герои фильма переочевали в эпоху Столетней войны из «Пятого элемента» с дизайнерскими доспехами от Жана-Поля Готье. Откровенно пародийный образ дофина-наследника французского престола, созданный Джоном Малковичем. Историческая фэнтези в голливудском духе? Не торопитесь с выводами.

    Как и все работы Бессона, «Жанна д`Арк» — фильм многослойный. На поверхности — динамичные и кровопролитные батальные сцены, яркие персонажи, динамичный монтаж.

    Однако есть и несколько статичная вторая часть часть ленты, которая наполняет исторический боевик неожиданными философскими нотами. Люк Бессон и Мила Йовович создали нехрестоматийный и негламурный образ Жанны.

    «А Бог ли нам её послал?» — таким вопросом задётся в фильме задаётся герой Венсана Касселя — Жиль де Ре (прототип Синей Бороды).

    Дастин Хоффман играет роль, как можно догадаться — Князя мира сего, который становится для Жанны внутренним голосом-искусителем. В диалоге с ним она проясняет для себя мотивы собственных поступков во время войны — стремление ли это выполнить волю Бога или отомстить врагам за мучения своей семьи и соотчественников? Задумывается над тем, может ли воля Бога стать оправданием для войны и кровопролития. И на костёр восходит Жанна, которая смогла дать себе честные ответы, независимо от того, насколько реальны её видения Князя Тьмы и Иисуса (здесь Бессон оставляет для зрителя возможность задуматься).

    Жанна в исполнении Миллы Йовович — это не интеллигентка-шестидесятница из фильма Робера Брессона «Процесс Жанны д`Арк». В игре Миллы много истерики, надрыва, демонстрации пределов человеческой психики. Насколько обосновано такое решение образа — можно спорить. Очевидно, Люк Бессон и актриса читали работы французских историков из школы «Анналов». Те много говорили о повышенной эмоциональности и впечатлительности средневековых людей. Видимо, другого способа передать эту напряжённую эмоциональность Люк Бессон и Милла Йовович не нашли.

    Финал «Жанны д`Арк» повторяет финал картины Брессона. Но если у Брессона крест, протянутый сжигаемой девушке, символизирует надежду на спасение, то здесь — это скорее предвестие костров инквизиции.

    Фильм затрагивает за живое, и хотя постановочные и прочие шерховатости и ляпы — очевидны, но тем не менее за эмоциональность при показе исторической эпохи и смелость в решении в общем-то хрестоматийной темы из школьных учебников — ставлю фильму высший бал.

    19 октября 2013 | 15:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>