Молодой человек Косака Кэнго страдает мизофобией – страхом грязи. Из-за этого расстройства ему крайне сложно общаться с другими людьми. Парень практически не выходит на улицу, а если и делает это, то сторонится всех вокруг. Старшеклассница Санаги Хидзири также страдает скопофобией – страхом быть осмеянной. Из-за этого девушка боится ходить в школу, также мало с кем общается, а больше бунтует. Это серьёзно беспокоит её родственника. И тот только по ему ведомой причине нанимает Косаку приглядывать за Санаги. (Настоящую причину мы узнаем ближе к концу). Он просит юношу приударить за старшеклассницей, чтобы заставить её сблизиться с людьми. Девушка осознаёт это и также вступает в «игру». Но то, что сперва воспринималось как безобидная шутка постепенно перерастает в нечто гораздо больше. Несмотря на свои проблемы, эти двое затворников по натуре сближаются, влюбляются и начинают встречаться.
Обычная с виду романтическая мелодрама довольно быстро превращается в нечто большее и глобальное. В сущности, Кэнсаку Какимото представил на суд зрителя социально-философскую драму. Притчу о том, что значит быть ненормальным в нашем обыденном мире, или быть обыденным среди тех, кто стремительно катится вниз. Тут уж как посмотреть. Неужели все мы – со своими фобиями: страхом грязи, человеческого общения, высоты, пауков… – такие особенные. Настолько, чтобы быть изолированными, избегать, брезговать иными, быть уничтоженным. И так ли важно на самом деле, чего мы боимся, если другие сами бояться нас? Ведь в каждом из нас живёт свой паразит.
На самом деле в фильме довольно много пластов и проблем, которые пытаются поднять его создатели. Это как раз тот вариант арт-хаусного кино, который нужно смотреть предельно внимательно, наслаждаться каждым моментом, заключённым в нём символом. И самый наблюдательный сможет связать их воедино. Здесь и центральная тема человеческого изоляционизма – хикикимори всегда был проблемой японской молодёжи, и не только японской. Каждый находит свою причину спрятаться в собственном коконе: из-за фобии, человеческого непонимания, насилия (несколько моментов с обоими героями по отдельности), бессилия или простого разочарования от жизни. Проще всего сложить руки и ждать собственной смерти, как это делает героиня Нана Комацу. Однако постепенно зарождение чувства заставляет выйти наружу, преодолеть собственный уютный кокон и рискнуть – рискнуть жить, общаться, любить, открывать мир, наконец.
Конечно, есть и тема любви – той самой, что творит чудеса. Но как в той пословице: «Любовь – это только для двоих». Остальные просто не понимают, страшатся, хотят уничтожить тех, кого попросту не понимают. Ведь особенным не место в этом мире. И те «паразиты», что живут внутри Косака и Санаги – это их души. Искалеченные, вырвавшиеся наружу и стремящиеся к другим, поговорить с ними, узнать этот мир лучше. Никто не знает, каких усилий от этих двоих это требовало, никто даже не пытается их понять. Нет, лишь шарахаются с отвращением. И эта третья проблема – непонимания. Постепенно все эти проблемы сливаются воедино, стремясь стереть эту самую исключительность, а вместе с ней и целительную силу любви, что исчезнет с приходом «нормальности».
Сигару Миаки, по роману которого и поставлен фильм, остался верен самому себе и на основе одной истории создал целую притчу. Само повествование длится по-восточному плавно и меланхолично. Но за внешним спокойствием скрывается целая буря, что вот-вот прорвётся наружу. И когда это случается, зритель окунается в водоворот эмоций, где моральный выбор соседствует с низменными человеческими качествами.
Нана Комацу – настоящая молодая звезда японского кинематографа, просто великолепна в подобных ролях. Это уже её амплуа – играть вот таких девушек-изгоев, что сами себя загоняют в клетку. Непонятых, бунтарских, своеобразных. Её Санаги Хидзири очень колоритный и жизненный персонаж – буквально списан с образа современной молодёжи. Актрису довольно часто можно увидеть в таких арт-хаусных проектах. В этом плане она сменила свою соотечественницу Аои Миядзаки прошлого десятилетия. Впрочем, подобное имеет и свою обратную сторону – подобные проекты не пользуются широкой зрительской популярностью.
Фильм в первую очередь подойдёт вдумчивому зрителю, тому, кто ищет интеллектуальное кино. Поэтому отдохнуть под эту киноленту вряд ли получится, но зато пищу для размышления получите однозначно. И хорошую драматическую любовную линую.
8 из 10