Кутузов

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Петров
сценарийВладимир Соловьев
директор фильмаЯков Анцелович
операторМихаил Гиндин
композиторЮрий Шапорин
художникВладимир Егоров
жанр драма, биография, ... слова
зрители
СССР  17.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время113 мин. / 01:53
Вступление Наполеона в Россию, Бородинское сражение, пожар Москвы, Тарутинский маневр, партизанская война и, наконец, бегство французской армии из России — все главные эпизоды Отечественной войны 1812 года.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей


    Историческая драма. Решил продолжить марафон отечественных исторических картин, и собственно сейчас мнение о картине про гениального русского полководца, светлейшего князя графа Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского. Скажу сразу, что из недостатков заметил лишь скучность, которая одолевала меня при просмотре, но это только мои тараканы. Критиковать картину больше не за что, поэтому рассмотрим сильные стороны:

    1. Музыкальное сопровождение — оно состоит в большей части из маршей начала девятнадцатого века, что очень придавало картине аутентичности, а частью из народных русских песен, которые показывают душу простого русского солдата, у которого одно желание — не пустить француза в Москву и выгнать его с родной земли. Да и начало картины уже настраивает на нужное настроение.

    2. Кадры войны — тут каждый кадр кричит от боли Отечества, которого топчет сапог захватчика. Виды пылающих городов, догорающих деревень, пожара Москвы — все придает гнев к захватчикам, праведный гнев, который позволит победить врага. Такого акцентирования внимания на этом моменте я больше не видел ни в одной картине тех времен (30-40 годов). Это очень сильный момент, который давит на зрителя. Похожий момент был в «Войне и Мире» Сергея Бондарчука, но он был один, а здесь — в этом вся картина.

    3. Атмосфера интриг в русском штабе — создатели не забыли и про бесконечные интриги генералов в штабе и в столице, и на фоне этих споров граф Кутузов смог одержать победу и принять верное решение, которое спасло армию, и Отечество. Как же мелочны их споры, когда происходит страшная война.

    4. Актерский состав — мало того, что актеров подобрали очень похожими на исторических деятелей, так еще в картине снимается молодой Михаил Пуговкин — это просто фантастика, так и остальные актеры играют просто на высшем уровне. Сейчас может показаться, что диалоги пафосные (отчасти так и есть), но большая часть — это трепет и боль за Отечество.

    5. Параллель событий — поясню, картина снималась в тяжелом сорок третьем году, и при просмотре ощущается параллель событий. И начальное отступление, тяжелый совет в Филях, оставление Москвы и наконец — преследование врага, причем концовка картины прямо отсылает к сорок третьему году, когда после Курской битвы наши войска погнали немцев с родной земли. И все же поражает, как в те суровые дни, смогли снять такую картину, и даже с батальными сценами.

    Немного о главных героях:

    1. Граф Кутузов в исполнении Алексея Дикого — ученик Суворова, самый опытный генерал русской армии, которого не очень жалует император, но именно ему предстоит возглавить русскую армию в самый ответственный момент вторжения Наполеона. При этом ему очень помогли его природные таланты. Алексей буквально растворился в этой роли.

    2. Генерал Барклай-де-Толли в исполнении Николая Охлопкова — обрусевший шотландец, верой и правдой служивший России, но не особо любим остальными генералами, особенно Багратионом. Именно его тактика и спасла русскую армию, которую принял Кутузов. Николай очень старался изображать у своего героя немецкий акцент — получилось не очень убедительно, признаюсь честно.

    3. Генерал Багратион в исполнении Сергея Закариадзе — самый смелый генерал русской армии, не уступающий в храбрости и отваге лучшим полководцам армии Наполеона. Сторонник битвы с Наполеоном, и противник оставления Москвы. Сергей был просто прекрасен, и хорошо, что этого генерала играл именно грузин, ведь род Багратиона был именно грузинским.

    4. Федя в исполнении Михаила Пуговкина — простой русский солдат, олицетворение русского войска. Михаил — просто чудо. Я его в ранних работах никогда не видел.

    В итоге имеем отличную картину про великого полководца, которую не стыдно показывать в школе на уроках истории.

    9 из 10

    10 июля 2018 | 21:48

    Фильмы, датируемые раньше 60-х годов, уже воспринимаются как некая античная ваза, от которой пользы в хозяйстве нет и быть не может. Вроде чёрно-белая лента, мало времени уделено битвам, зато много — штабным интригам, да и актёры какие-то не знакомые. Это мнение рядового современного зрителя, не учитывающего несколько важных обстоятельств.

    Первое. Фильм снимали в 1943 году в глубоких тылах. И это был проект, целиком направленный на поддержание морального духа солдат Красной армии. Поэтому никак нельзя было обойтись без призывов «За отечество» и бравурной музыки. Превозносится тактический гений Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, но так же без внимания не оставлены и рядовые бойцы. Умирают, но не сдаются, отступают, но лишь затем, чтобы после гнать врага. И нет в фильме никаких Пьеров Безуховых, без толку бегающих по батарее — такие люди на фронте не в чести.

    Второе. В те годы были другие требования к фильмам. Актёров подбирали и гримировали именно так, чтобы было портретное сходство. Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толли и тем более Наполеон похожи на тех людей, что дошли до нас на полотнах известных художников, не приукрашены. Не внешность должна вызывать симпатии и антипатии, а действия этих людей. Так же в этом фильме есть акценты, резкая смена планов, театральные жесты и фразы, походящие на лозунги. Словом, можно найти много схожих черт с Александром Невским и Петром Первым, вышедшими несколько ранее.

    Конечно, сейчас эти ленты кажутся старыми, занудными и, мягко говоря, неинтересными. Но только кажутся! К «Кутузову» обращался Сергей Бондарчук, создавая «Войну и мир», в «Кутузове» ненадолго появился будущий народный артист Михаил Пуговкин, наконец, фильм сделал свой небольшой вклад в дело Победы над фашизмом. Сила этого произведения искусства такова, что его можно смотреть и сегодня, если повезёт отыскать (что уже непросто). Ведь в Эрмитаж мы ходим за тем же самым — чтобы постигнуть историю культуры нашего Отечества. «Кутузов», как и все «старые» фильмы, является её неотъемлемой частью.

    12 августа 2009 | 17:16

    Заголовок: Текст: