всё о любом фильме:

Куколка

год
страна
слоган-
режиссерИсаак Фридберг
сценарийИгорь Агеев
директор фильмаМарк Шадур
операторВладимир Нахабцев
композиторДавид Тухманов
художникТатьяна Лапшина
жанр драма, мелодрама, спорт, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время135 мин. / 02:15
Получив серьезную травму, юная гимнастка вынуждена прекратить выступления. Однако большой спорт травмировал ее не только физически, но и нравственно.

Бывшая чемпионка, избалованная славой, не может сжиться с мыслью, что теперь она обычная школьница. Стремление самоутвердиться толкает ее на необдуманные и жестокие поступки…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Одноклассники в гостях у Серебряковой смотрят по видео фильм ужасов «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми.
    • Исполнительница роли Тани Серебряковой — Светлана Засыпкина — является мастером спорта по спортивной гимнастике. У Засыпкиной также успешно складывалась спортивная карьера, которая внезапно прервалась в шестнадцать лет из-за повреждения спины, как и у её персонажа.
    • В сцене, где Таня устраивает дискотеку у себя дома, звучит песня Билли Оушена «Loverboy».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 116 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я поражен тем, что эта лента принадлежит советскому киноискусству. Если бы я не знал, где снята картина, но прочитал бы ее детальный сценарий, то подумал бы, что это французы или как минимум американцы сняли. Очень сложный и яркий драматизм «на пленке»!

    Замечательно раскрыта психология профессионального спортсмена, который с самого раннего детства ничего не знал, кроме постоянных тренировок, состязаний и общения в узком кругу таких же сверстников и тренеров. Только этот спортсмен еще и подросток, несформированная личность. Очень сложная задача для творца — отобразить то, как молодая девушка, которая, по сути, до этого вела асоциальный образ жизни, но была убеждена в своем превосходстве над всем и вся, начинает взаимодействовать с людьми в нормальной среде обитания. И она поломала эту среду, раздробила нахальным дробителем, раздавила безжалостным прессом, причиняя боль окружающим, сокрушая их своим железным характером. Ей была присуща вся апатия и жестокость подростка — вот только у подростков обычно нет такой психологической «ковки». Вот и получилась гремучая смесь. Мастерски показано на экране.

    Трагичность судьбы главной героини, Тани, в разы больше, чем трагичность жизней тех людей, которых она «травила». Ведь она видела совсем другую жизнь: ту, в которой у нее была грандиозная значимость и поддержка. Вмиг ей пришлось сравняться в статусе со всеми, но она не могла этого сделать. Образовавшийся диссонанс создавал напряжение по ходу всего сюжета. Звуковые эффекты были скудными, но натуральные эмоции актеров и их игра все равно воздействовали на меня так, как будто я смотрю фильм с лучшим аудиорядом в истории.

    В то время отношение к ленте было неоднозначным (чтобы вы лучше понимали: то же самое сейчас происходит и в отношении «Левиафана»). Вот только одно можно принять со стопроцентной уверенностью — картина передала дух и характер все перестройки, настроение этого исторического момента.

    21 июня 2015 | 17:19

    С детства остались тяжёлые воспоминания от просмотра этого фильма.

    При всей видимой небрежности постановки, устаревшем «электро» саунтдреке, несовершенстве игры актёров впечатление фильм создаёт очень сильное, прежде всего из-за отличного сценария и потрясающей игры главной героини.

    Недавняя «Юленька» при достаточно внушительном бюджете очень сильно уступает этому страшному и реалистичному фильму.

    21 марта 2009 | 17:41

    В 80-х фильмов о школе и проблемах советской молодежи снималось на удивление много. Возможно, предчувствуя скорую смерть уже агонизирующего СССР, творческая интеллигенция спешила запечатлеть образ тех, кому предстояло жить в дальнейшем, старалась обнажить проблемы и приоткрыть мир подростков, которые делались все более и более непохожими на своих родителей, отдаляясь все дальше и дальше от «заветов отцов и дедов». Многие из снятых фильмов имели под собой оригинальную литературную основу и сейчас, благодаря таким лентам как «Чучело», «Вам и не снилось», «Дорогая Елена Сергеевна», «Авария — дочь мента», «Маленькая Вера» те, кто вырос в 90-е, могут в полной мере увидеть и ощутить, чем жило и дышало то поколение. На волне общественного подъема, перестройки, гласности и всеобщей демократизации мэтры и молодые, талантливые кинематографисты говорили о разных, но непременно важных вещах: о совести и подлости, первой любви и «влиянии тлетворного Запада», проблемах взросления и попытках противостоять, доживающей последние дни, системе, о том, чему и как учит школа.

    Фильм Исаака Фридберга «Куколка» — это один из последних бриллиантов советского «школьного» кино. Снятый по мотивам рассказа Игоря Агеева «Неспортивная история», он оставляет неизгладимое впечатление даже сейчас, спустя столько лет со дня выхода на экран. Строго говоря, речь в фильме идет не только о жизни отдельно взятого класса. Эта история слегка приоткрывает и показывает закулисье советской гимнастической школы, которая в то время, все же, считалась элитарной и во многом закрытой. Жизнь 16-летней Тани Серебряковой, мастера спорта и экс-чемпионки мира по художественной гимнастике, рушится в одночасье. Столько лет посвятив гимнастике, отдав ей все силы и энергию, она зарабатывает неизлечимую травму спины и вынуждена завершить карьеру, спустившись со спортивного Олимпа прямиком в однокомнатную квартиру своей матери. В этой «новой жизни», с которой Таня категорически не хочет мириться, ее ждет обычная средняя школа и «среднестатистический» 9 «Б».

    Фильм Фридберга, в свое время, вызвал массу споров и дискуссий. Одни обвиняли его в поклепе на «советскую молодежь, школу и спорт»… Другие наоборот одобряли, а некоторые «продвинутые» учителя, как это было и с выдающимся «Чучелом» Ролана Быкова, водили на «Куколку» классы. Поднимая в своем фильме острые проблемы, не желая обходить углы режиссер говорит нам о все том же потерянном поколении 80-х, об одиночестве личности среди серой массы, об уравниловке на всех уровнях социальной жизни общества. В глазах хрупкой Светы Засыпкиной столько зрелости, взрослости, что невольно начинаешь воспринимать ее не как 16-летнюю девушку, а как умудренную жизнью женщину. Что, в принципе, не далеко от истины. Играть Светлане ничего и не пришлось… Она сама в реальной жизни пережила травму спины и, практически, отобразила в «Куколке» саму себя. «Куколка» — это и история о первой любви. Любви пронзительной, тайной, только-только набирающей силу. На фоне серости и посредственности эта любовь выглядит неестественной, ведь привыкшая к «спартанскому режиму» Серебрякова просто-напросто не знает, как правильно ее выразить. Она робко прячет ее за своим несомненным авторитетом, диковинной зарубежной аппаратурой (настоящим чудом для того времени), пропитанными потом и кровью медалями, железным характером и мечтой вернуться в большой спорт.

    Так или иначе, роль Учителя всегда играла важную роль в такого рода фильмах. В одних лентах это был резко отрицательный образ, в других положительный. Учитель — это символ системы, ее страж и раб. Но в «Куколке», классрук невероятным образом занимает одно из центральных мест, становясь не столько антагонистом, сколько сочувствующей и сострадающей женщиной. Конечно, работа Ирины Метлицкой бесподобна. Тонкая, искренняя, чувственная, интеллигентная Елена Михайловна, как будто некий символ веры во все светлое и нравственное… Но что может сделать 27-летняя учительница со всем этим хаосом, с Серебряковой, с этим немыслимым любовным треугольником, с рушащейся на части нормой жизни. Слово «учитель» начинает терять свой истинный смысл, «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми становятся для класса намного интереснее, чем день рождение безумно одинокой Елены Михайловны. Наверное, в лучшем фильме о школе «Доживем до понедельника», великий Вячеслав Тихонов мог одним, тихо сказанным словом приковать к себе внимание всего класса, одним жестом заставить умолкнуть своих подопечных. Но то был 68-й год, а тут… Исповедь перед своим классом — это невероятный по силе момент. Видя его невозможно остаться равнодушным. В нем все: горечь и боль, тоска по идеалам, страдание уязвленной и оскорблённой женщины, бессилие Учителя. Как жаль, что Ирина Метлицкая так рано ушла из жизни, оставив, тем не менее, яркий след в театре и на белом полотне киноэкрана…

    Вслед за «скорой», увозящей парализованную Таню Серебрякову, будет бежать, что есть силы, Панов. Тот, ради кого и ломала это «стадо» и саму себя Таня. Тот единственный, кто остался равнодушным к первому чувству «выброшенной за борт» гимнастки. Поняв для самого себя что-то очень важное, Панов все же посмотрит в глаза Тани именно так, как она об этом мечтала.

    То поколение и та школа (а у всех она, все же, была разная) остались в прошлом столетии. На смену кедам и синей неудобной школьной форме, «курилкам» и «не имеете права», маршу по рекреации в противогазах, модным «хайерам», «джинсе» и комсоргам пришло поколение другое — «племя молодое, незнакомое»… Очень хочется, чтобы и их понимало общество, пристально всматривалось в их проблемы, надежды, желания… Чтобы не только Валерия Гай Германика снимала о них фильмы, а девизом, несмотря ни на что, все же, осталась вечная фраза из шедевра Станислава Ростоцкого — «Счастье — это когда тебя понимают…»

    10 из 10

    31 августа 2011 | 01:43

    Героиня фильма Таня Серебрякова детство провела на тренировках и соревнованиях, и оказалась не готова к обычной жизни, причем жизни в советское время. Привыкшая к спорту девочка решает жизненные проблемы грубо, жестко, без эмоций и вредя другим людям.

    Актеры сыграли великолепно, а именно Ирина Метлицкая сыгравшая учительницу, которая не могла понять ненависть Тани Серебряковой в исполнении Светланы Засыпкиной. Света играет великолепно, не переигрывая и не недоигрывая, нашла самую суть персонажа, очевидно из-за схожести с ним в жизни. А игра и в частности монолог Метлицкой украшение и так отличного фильма.

    После просмотра фильма появляется тяжелый осадок, сколько бы раз я его не смотрел, настолько он эмоционален. Одна из последних сцен когда Метлицкая сама того не ведая фактически добивает героиню и последние слова последней настолько врезаются в душу…фильм очень сильный. Концовка остается неопределенной…

    Так же в фильме показан гнилой режим советского строя, и выйди фильм ранее, то точно не прошел бы цензуры.

    Еще фильм нравится, потому что история в нем рассказанная близка мне лично.

    10 из 10

    10 ноября 2008 | 14:57

    Классический представитель перестроечного кино — бессмысленный, беспощадный к зрителю, с претензией на глубинную мораль фильм «Куколка». Одну более-менее полезную мысль отсюда вынести можно — не делай подлянок тем, кто тебе добра желает. Но эта мысль давно уже не нова, и она не спасает творение величайшего гения режиссуры Исаака Фридберга (кто-нибудь знает, кто это вообще такой?).

    Эпизодичный и дёрганый сюжет, отвратительная операторская работа, нелепые диалоги (особенно в которых затрагивается тема любви — любому здравомыслящему и смотрящему на мир своими глазами, а не через мутные очки, человеку они покажутся смешными и нелепыми), мерзкий, временами скрежещущий и скрипящий саунд… Далеко не полный список минусов этого фильма, скажем так, он весь — сплошной минус. Пожалуй, только актёры сыграли неплохо, но из-за бредовости их ролей и речей этот плюс превращается в ноль. Стоит отметить также убийственный сценарий, в котором девчонка-чемпионка всех побеждает и захватывает власть в классе, превращая всех в своих рабов, а её холивар с учительницей заслуживает отдельной статьи в энциклопедии бреда.

    Вывод: если вы случайно нашли этот фильм, как я, не смотрите, если не хотите уснуть или потратить 2 часа драгоценного времени. И не стоит смотреть на рейтинг и на положительные рецензии — фильм оценили аж 750 человек, а ежели его оценят хотя бы тысяч 10 — вердикт будет аналогичен моему:

    2 из 10

    28 января 2012 | 16:39

    Candy. Сладкая гленофобия

    «Мы летели вовсе не держась…
    Кто же из нас первый упадет?..»


    Пустота, малыш. Ты не должен ее бояться. С самого начала она заполняет всех от мала до велика. А мы должны заполнить ее. Кто чем сможет. Самое главное — не ошибиться, ты ведь понимаешь, о чем я?

    У этой девочки тоже внутри вначале была пустота. Зато ее ручки, ножки и спинка могли гнуться во все стороны. Зато ее тело могло терпеть чрезвычайно сильную боль. Зато ее глазки были прекрасны точно кукольные. Ты не должен бояться кукольных глаз, малыш, они не причинят тебе вреда, они пусты, как и все мы были когда-то, впрочем, я тебе об этом уже говорил.

    Их было трое — классический треугольник. Всех остальных Фридберг сводит до уровня стада — серых, неприметных, сливающихся друг с другом в одну сплошную массу цвета тумана, промозгло-сырую, податливую и необязательную. Пытаясь сотворить продукт эпохи, вдосталь наполняя кадр всем, что попадается под руку, пока он гуляет по маленьким переулкам своих личных восьмидесятых, он вдруг получает то, на что и не надеялся — немного вечности. Мальчик, влюбившийся в учительницу, учительница, влюбленная в свою грусть, наша с тобой девочка, влюбившаяся в мальчика, наша с тобой девочка, влюбившаяся в учительницу, мальчик, влюбившийся в любовь девочки и грусть учительницы, учительница, влюбившаяся в девочкину боль… я разве не сказал тебе? Она была такая пустая, пока не встретила своего Мастера. Он-то и превратил ее в того, кем она стала — в маленькое прекрасное чудовище, заполняя ее болью, болью, ничем, кроме боли, ничем, кроме того, что вмещает в себя боль и несет ее одним из своих основных компонентов. В монстра, который ничего не мог отдать, кроме боли, который ничего не мог принять, кроме боли. Урод с глазами куклы, вмещающими боль, которую она просто переводила из одной формы в другую — физическую в душевную — легко, ибо вторую-то куда сложнее терпеть. А гимнастическое бревно такое узкое-узкое…

    Кто-то должен ответить за выброшенные на обочину человеческие игрушки. А если нет, они встают и начинают жить сами по себе. Пиноккио всегда хочет стать человеком. Такая странная болезнь. Кто-то виноват, наверное: Мастер, заставивший танцевать так не вовремя, связка на позвоночнике так не вовремя лопнувшая, девочка, так не вовремя повзрослевшая, мама, так не вовремя оставшаяся ребенком, мальчик, так не вовремя ставший хорошим, педагог, так не вовремя уставший от жизни… кто-то всегда виноват. Давай подумаем, что это все-таки связка? Ее в любом случае уже нет — один грубый неподвижный рубец. А под ним снова пустота. Ты больше не боишься?

    Правильно, бояться нечего, нужно всего лишь заполнить себя чем-то другим… этой историей, например. Всего 135 минут, так похожих на жизнь… и которые очень быстро закончатся. Ну что, малыш, полетели? Нам пора.

    21 февраля 2014 | 09:35

    Смотрели фильм с группой современных подростков, неожиданно для меня, они посмотрели его на одном дыхании.

    С точки зрения морали, к фильму можно придраться, но, самая главная идея и новаторство этого фильма для перестроечного периода в том, что жизнь — она и есть такая — разноплановая, неоднозначная, порой жестокая. Мораль для подростков в том, что надо идти по ней осторожно, бережно относиться к другим людям, чтобы не наломать дров, как случилось с героями этого фильма.

    Мораль для взрослых следует из поведения молодой учительницы, которая не справилась со своими эмоциями, повела себя почти так же как и ее ученики, дала волю чувствам, там где надо было собраться и действовать тактично, но строго. В большой мере, именно взрослые коверкают судьбу и личность главной героини: мама, которая ею не занималась, тренер, который стремился только к спортивным и денежным результатам, учительница, которая оказалась недостаточно мудра и сдержанна, чтобы разрешить конфликтную ситуацию в классе, спровоцированную новой ученицей — экс-чемпионкой мира.

    Мы, взрослые, должны быть осмотрительны в своих поступках и словах с подростками. Рассказав, свою историю любви, учительница буквально отпустила ситуацию, потеряла контроль над ней, уравняла себя с учениками, что и привело к финальной драме. Осознала Елена Михайловна последствия своих действий в спортивном зале, когда увидела обездвиженную Таню. А Таню, 16-летнюю девочку, осуждать вряд ли стоит, да — она жестока, беспринципна, совершает подлость и не одну, но — она продукт воспитания спортивного интерната, жесткого тренера. Ее так ориентировали — достижение цели любой ценой. Из спорта она принесла это в обычную жизнь — просто не умела иначе.

    Чтобы судить фильм — смотреть нужно обязательно!

    9 из 10

    21 августа 2015 | 13:22

    Безусловно фильм великолепен. И никаких НО не последует.

    Возможно столь однозначное мнение связано с тем, что фильм мой любимый. Возможно с тем, что он близок мне по духу и показанная история близка не только на словах…

    Но одно могу сказать точно — фильм представляет собой прекрасную картину жизни. Разумеется спортивной жизни.

    Не могу не отметить очень, на мой взгляд, интересную постановку. Ведь фильм начинается с интервью главной героини, а так же документальных кадров тренировок.

    Игра актеров не вызывает никаких нареканий. Наоборот — с их помощью настолько вживаешься в фильм, настолько сопереживаешь героине, что после просмотра остается ощущение какой то нехватки. Словно ты неожиданно проснулся, словно тебя вытащили из какой то истории…

    Можно много говорить о неоднозначности сцен и их значении… Но я считаю, лучше всех поймут те — кто знал и испытал подобное…

    10 из 10

    22 апреля 2009 | 19:56

    Какое меткое название выбрали создатели фильма, как много оно сообщает о героине. Ведь она куколка, потому что маленькая, хрупкая, с милым детским личиком; куколка, потому что игрушка в руках более сильных и властных… куколка, потому что подобно механическому человечку живет монотонным не-человечески тяжелым трудом.

    А еще куколка, потому что не успела раскрыться, превратиться в прекрасную бабочку, ее нетерпеливо потревожили раньше срока и в итоге вместо того, чтобы летать, она останется неподвижной куколкой навсегда…

    С юного возраста одаренной гимнастке внушали психологию борца, победителя, сверхчеловека. За пределами спорта социум требует от девочки противоположного…

    Что делать ей с тем безудержным зверем внутри себя, которому нужна каждодневная борьба, победа, нечеловеческие нагрузки? Она, совсем еще юная, остается с ним один на один и в итоге не справляется.

    НА фоне темы спорта, режиссер обращается к ряду вечных проблем- трагизм безответной любви, жестокость социума; устами учительницы рассуждает о том, как легко поломать чужую судьбу. А также очень наблюдательно рисует портрет перестроечной реальности: упадок культуры (шедевральный эпизод в провинциальной филормонии с плохими музыкантами на сцене, совковыми физиономиями в зале, скучной музыкой и заваленным хламом бельэтажом), разорванность поколений (трогательная учительница с чаем и пирожками, ученики с дискотекой и низкопробным ужаком), сладкие запретные плоды запада и др…

    Сложно поверить, что фильму уже более 20 лет! Более всего меня поразило мышление оператора и музыкальное сопровождение фильма, они абсолютно выпадают из эстетики того времени, они не оттуда! Предельный реализм и эмоциональный накал ленты сопоставимы с жесткими современными кинодрамами.

    Мне кажется только теперь приходит адекватное понимание фильма.

    27 сентября 2010 | 03:17

    Я не знакома с миром большого спорта, но Таню, главную героиню фильма «Куколка» хорошо понимаю. Очень тяжело, когда ты старался, стремился, был полон сил и надежд, в конце концов, жил ради Мечты, той, во имя которой можно совершить невозможное… и вот, тебя выбрасывают, мол, извини, но ты нам уже не подходишь, крутись как хочешь. А ведь Таня (С. Засыпкина) буквально дышала спортом, гимнастикой, это для неё не просто какое-то хобби, чтобы своё житьё-бытьё разбавлять во избежание тоски зелёной.

    И в такой трудный момент ей никто не помог — ни друзья (кстати, а были ли они у неё? Их не показали, значит, не так уж сильно они ей хотели помочь, если и были), ни мать (которая, напротив, обрадовалась тому, что дочка больше не будет мотаться по соревнованиям), не говоря уже о коллективе в провинциальной школе, куда она пошла по возвращении домой.

    Но сильный человек есть сильный человек, и он будет идти до последнего, чтобы доказать прежде всего самому себе, что он что-то собой да представляет. И неважно, будет он идти по дороге, усеянной лепестками роз, или же по трупам. Важно то, что он ещё способен бороться и верить в себя. Таня верит и справляется с жизненными невзгодами так, как умеет. Добивается внимания своего избранника тоже, как умеет. Если ещё учесть тот факт, что она одиночка, так уж сложилась судьба. Весьма выразительный и волевой персонаж. Заслуживает уважения.

    Теперь — классный руководитель (И. Метлицкая). Не вызывает у меня ни малейшей симпатии. Настоящий педагог, учитель обязан не просто уметь читать мораль и обучать своему предмету, но ещё и быть тонким психологом по своей натуре. Тем более если перед ним подростки. Так вот, показанная в фильме молодая педагогиня, во-первых, идёт на поводу у стереотипов («Нельзя в школу носить брюки… Почему? Вот нельзя, и всё!»), во-вторых, «отмазывает» от милиции своего любимчика из класса (причём, попадался он за дело, за кражу, если я не ошибаюсь, а не просто по глупости), в-третьих, в целом она равнодушна к проблемам учеников своего класса, кроме пресловутого фаворита; и в-четвёртых, даже не пытается скрыть своё презрение по отношению к Тане…

    Финал печальный, я бы даже сказала, трагичный. Остаётся только строить догадки, что будет дальше с этой немного опрометчивой гимнасткой, с её возлюбленным (который всё понял довольно поздно), с её друзьями из класса, полюбившими её за железный характер и такую пронзительную искренность…

    Я вряд ли бы узнала и посмотрела эту замечательно реалистичную социальную драму, если б не вмешался господин Случай. А жаль. Жаль, что такое кино потонуло в болоте перестроечной чернухи да порнухи.

    Если кто-то из не смотревших «Куколку» сейчас читает этот мой отзыв — обращаюсь к ним: ознакомьтесь с этим фильмом, он того стоит. Очень жизненный, жёсткий, но без чернухи и видимых преувеличений.

    10 из 10.

    11 января 2010 | 18:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>