'Пройдут года, и вот однажды вечером вдруг спросит дочка, перестав играть: 'А верно, мама, ты была ефрейтором. И не боялась из ружья стрелять?''
Оба режиссёра - Иван Владимирович Лукинский, и Владимр Борисович Златоустовский, и сценарист Юрий Яковлевич Яковлев на момент съёмок 'Колыбельной для мужчин' уже обладали богатым опытом работы в кино, имея за плечами известные многим ленты: 'Деревенский детектив' (1969), 'Ералаш' (1974), 'Зимородок' (1972). А когда вместе собираются три таких талантливых человека, то в итоге обязательно получится что-нибудь тёплое и душевное.
В основе сценария лежит рассказ Юрия Яковлева 'Девушка из Бреста', входящий в сборник под названием 'Колыбельная для мужчин', о котором сам писатель говорил такими словами: 'Я не могу не писать о войне, хотя от минувших грозных лет меня отделяет всё больший и больший пласт времени. Я как бы остаюсь в строю. И когда на поверке звучит моё имя, отзываются мои военные книги: 'Где стояла батарея', 'Реликвия', 'Позавчера была война', 'Колыбельная для мужчин''
На главные роли режиссёры пригласили бесспорную звезду тех лет Люсьену Овчинникову (Клавдия Ивановна) и успевшего сняться в шести фильмах Юрия Шлыкова (Коля Санин). Дуэт получился запоминающимся благодаря искренности и открытости обоих актёров. Фильм лаконичен и неярок. Сделано это специально, чтобы оттенить чувства Клавдии Ивановны, для которой день вдруг превратился в ночь. Второстепенных персонажей немного, но каждая такая роль - как лучик света, которого так стало не хватать матери Коли Санина.
Татьяна Пельтцер вообще не нуждается в каких-либо 'объяснительных' словах - достаточно её неповторимого голоса и простого присутствия в кадре, после чего сразу возникает ощущение уюта. Две юные спутницы, для которых Коля Санин небезразличен, тоже нашли для своих персонажей индивидуальные черты: Валя Крылова (Наталья Андрейченко) - показным безразличием и весёлостью, а секретарь комсомольской организации Оля (Наталья Рычагова) - принципиальностью одновременно с искренним участием.
Фильм из далёких теперь 70-х, когда о Великой Победе вспоминали не только перед 9-м мая. Поэтому совсем не случайно финал картины отдан сценам с ветеранами. Они заслужили это. Заслужили уже тем, что спустя 32 после окончания войны, в состоянии прийти к монументу павшим и вспомнить тех, кому это счастье так и не выпало...
'А дочка тихой и серьезной станет, потертую пилотку теребя. И вдруг пилотку на себя натянет, чтоб быть хоть чуть похожей на тебя...' (стихи Ю. Я. Яковлева, напечатанные во фронтовой газете 'Тревога', 1943 год)