Отечественный фильм 2023 года выпуска 'Снегирь' начинается с титра благодарности олигарху Роману Абрамовичу (тому самому… известному… тем самым). Сразу после этого показывают умирающий грузовой порт, где 2 студента ищут себе корабль «Снегирь» для прохождения практики. Корабль выглядит еще хуже порта. Это полностью покрытая ржавчиной огромная посудина со скотскими условиями существования на борту (не как у Абрамовича). Экипаж здесь состоит из уже немолодых мужиков. Они неприветливые с некрасивыми суровыми лицами и хамовитым поведением. Вроде бы все нужные русофобские акценты расставлены, но кино через это перешагнет.
Фильм расскажет о живых людях, у которых есть и хорошее и плохое. Сюжет даже замахнется на конфликт поколений в современном российском обществе.
Через новеньких студентов зритель погружается в будни мурманских моряков, которые зарабатывают морским промыслом. Ребята отличаются от взрослых. Они говорят по-другому, мыслят по-другому, слушают другую музыку. Герои растеряны на новом месте и никто не спешит им помочь адаптироваться.
В этом, как видится, вся суть конфликта. Молодые парни - это неплохие ребята, добрые, готовые помогать. Взрослые дядьки тоже нормальные мужики и в беде никого не бросят. Просто ни те, ни другие не знают, зачем они живут, для чего зарабатывают деньги или зачем нужно учиться. Когда между персонажами разных поколений заходит разговор по душам, он не складывается. Ни у кого нет никаких понятных целей и ориентиров. Ни у кого. В этом вся драма кино.
Наши русские моряки в этом фильме начинают раскрывать свои могучие плечи, только когда видят других людей в беде. Во многом неудачный жизненный опыт экипажа «Снегирь» превращается в огромное стремление помочь другим. Дать кому-то шанс на лучшее. Может у других получится.
С одной стороны, это хорошо и духоподъемно, а с другой, плохо, потому что после оказанной помощи в кино снова наступает какая-то пустота и тоска.
Фильм в целом выглядит крайне добротно: и в моментах драмы, и в моментах эффектного шторма. Сцены с морем бесподобны. Актеры играют замечательно. У каждого свой архетип. Каждый знает и выполняет свою художественную задачу. Мужской коллектив показан крайне убедительно.
Фильм точно не оставит зрителя равнодушным, если он к нему придет. Кино просто довольно старомодно. Оно не про спецэффекты, оно про людей, с которыми можно себя и других ассоциировать. Это огромный плюс. А минус в том, что кино не отвечает на вопрос «почему так происходит сейчас». Многое остаётся за кадром. Зрителю точно придется домысливать. И не находясь в контексте нашей российской обывательской жизни, не владея культурными кодами нашего общества, кино останется за бортом понимания.
На мой взгляд, «Снегирь» - это драма о человеческом социуме. В фильме в качестве группы людей выбрана команда рыболовецкого траулера. Чисто для усиления визуального воздействия на зрителей: виды открытого моря, шторм, буря. А в принципе, подобная история могла бы произойти в любом ограниченном какими-либо внешними факторами коллективе. Например, в шахте, на необитаемом острове, в поисковой экспедиции геологов. Главное здесь – показанная система взаимоотношений людей, когда коллектив является той основой, той силой, которая исторгает всё, что не укладывается в существующие рамки. А если кто-то этого не понимает, то ему не поздоровится.
Два совсем «зелёных» парня после первого курса «мореходки» направлены для прохождения практики на небольшое рыболовецкое судно «Снегирь». Команда траулера, который отправляется на очередной промысловый лов рыбы, встречает их, мягко говоря, недружелюбно: свалившиеся на голову юнцы им даром не нужны, надо заниматься своим делом, а тут учи, показывай, объясняй.
Студентов Никиту и Максима, которых моряки «Снегиря» сразу окрестили «асисяями», играют Макар Хлебников (сын режиссёра фильма Бориса Хлебникова) и Олег Савостюк. Этих молодых актёров я раньше не видела на экране, а из знакомых артистов в фильме снимались Александр Робак и Тимофей Трибунцев. Робак играет матроса Геннадия - такого неформального лидера мужского коллектива, которого порой с иронией, но уважительно зовут «отец Геннадий». Понятно, что на траулере есть и капитан (довольно «мутный», неприятный тип) и старпом (боязливый и осторожный, от которого здесь мало что зависит). Трибунцева в последнее время я вижу в кино, в основном, в двух амплуа – это или пришибленный тихоня-неудачник, или нервный и дёрганный «бесёныш». Вот и в «Снегире» его персонаж матрос Юрок, он же Юрец - такой не всегда адекватный злой «клоун», от которого не знаешь, что ожидать. Вообще же вся команда судна: матросы и кок выглядят устрашающе и похожи скорее на уголовников-рецидивистов, а не на мореходов. И вот к совместной работе и жизни с такими людьми Никите и Максиму предстоит приспособиться. И тут оказывается, что парни совсем по-разному себя ведут. Максим (О. Савостюк) – целеустремлённый, быстро соображающий, понимающий и принимающий установленные правила коллектива и нормы сосуществования. А Никита (М. Хлебников) – малоприспособленный к условиям, в которых оказался, индифферентный, безразличный к процессу и результату работы, бездумно демонстрирующий пренебрежение к нормам общежития. По фильму непонятно, являются ли ребята друзьями или они просто однокурсники, оказавшиеся вместе на практике, но постепенно они начинают отдаляться друг от друга, и появляется чувство, что Максим «сдаёт» товарища, хотя делает это без какого-либо злого умысла. Своеобразной точкой невозврата в их отношениях становится празднование на корабле дня рождения Никиты, на котором Максим случайно сообщает команде о причинах, по которым тот оказался в море. Ну а дальше события начинают нанизываться одно на другое, приводя к трагедии.
Шторм, в который попадает траулер - это как ещё одна глава в книге об испытаниях, свалившихся на главных героев и возможность показать, что среди персонажей фильма нет однозначно хороших и плохих людей. В каждом из них намешано всего: и чёрного, и белого. Жестокость и равнодушие уживаются с человечностью и отзывчивостью, авантюризм, самоуправство и разгильдяйство со слаженностью в работе, мужеством и своеобразным кодексом чести.
Финал картины можно считать в какой-то мере открытым, потому что, в любом случае, кого-то больше, кого-то меньше, но произошедшее изменило всех и им теперь с этим жить.
Из ролей я бы отметила актёрские работы А. Робака и О. Савостюка.
Фильм интересный и поучительный, я рекомендую его к просмотру.
Отечественный вариант конвергенции массового и элитарного кино
Наконец-то после работы на телевидении и спустя шесть лет после триумфа «Аритмии» Борис Хлебников вернулся к полнометражному кино. К сожалению, нельзя сказать, что вольная, переместившая сюжет спустя три десятилетия от времени действия вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» прогремела в прокате, но для поклонников Хлебникова «Снегирь» не остался незамеченным. В первую очередь, конечно, впечатляет аутентичность происходящего на экране и естественность существования актеров, полностью сросшихся с мужественными образами бывалых рыбаков (прежде всего, конечно, поражают Робак и Трибунцев). Также и молодые артисты Олег Савостюк и Макар Хлебников (сын режиссера) чрезвычайно органичны, играя молодых новичков, по ходу сюжета обучающихся не простому рыболовецкому ремеслу. Роман довольно жесткого писателя (конкретно этот не читал, но впечатлили «Верный Руслан» и «Генерал и его армия») Хлебников сделал в меру юморным (часто не без вульгарности, но таков изображаемый контингент), в меру трагичным.
Удивительно, но судя по видеоряду, постановщик и его команда кульминацию картины снимали в реальный шторм (то есть то, что мы видим в итоге – не студийная реконструкция), такого не позволял себя даже Вольфганг Петерсен в ленте «Идеальный шторм» с Джорджем Клуни, а это именно тот аналог, который вспоминается в первую очередь при просмотре «Снегиря». Однако, главное здесь не спецэффекты, а конфликт поколений, токсично-мачистских и слабых характеров, психологическая дуэль часто несовместимых людей. По сути дела Хлебникову удалось совместить в своей новой картине сюжет и поэтику «Аритмии», как производственного кино, и «Свободного плавания», как фильма о молодежи. Поначалу не сочувствуешь никому: рыбаки слишком грубы и маскулинны, а молодые люди изнеженны и неприспособленны к жизни и тому, чтобы быть мужчинами.
Однако, прежде всего «Снегирь» - своего рода история воспитания, взросления и мужания, достигающая пика в сцене шторма, когда от всех героев требуется исключительного напряжения всех своих способностей и умений, чтобы помочь друг другу. Еще раз отмечу, что с технической, режиссерской и актерской точек зрения эпизод шторма впечатляет: что пришлось пережить съемочной группе и такому опытному оператору, как Алишер Хамидходжаев, чтобы в итоге выдать такой высококлассный результат, можно только догадываться. Не раскрывая сюжетные перипетии «Снегиря» и романа Владимова, если зритель его еще не читал, а фильм Хлебникова еще не смотрел, могу только сказать, что прихотливость фабулы и яркая человеческая фактура поразят вас. Уже после «Аритмии» стало ясно, что Хлебников и его сценаристка Наталья Мещанинова (дебютировавшая в режиссуре, говорят, неплохой картиной «Сердце мира») могут дать фору самым махровым артхаусным режиссерам России по степени увлекательности и сердечной теплоты своих картин.
В отличие, например, от Сокурова и Звягинцева, Хлебников снимает максимально доступное массам зрительское кино, но делает свое дело на таком, безусловно, высоком профессиональном уровне, что это мешает поместить его работы в ряд коммерческих картин. «Аритмия» из-за того, что гармонично совмещала историю любви с буднями врачей скорой помощи, как-то особо трогала экзистенциальной достоверностью изображаемого материала. «Снегирь» же – почти всецело производственное кино, однако, и человеческим драмам в нем есть, пусть и небольшое, но место. К глубочайшему сожалению зрителей, из-за специфики съемок на судне в открытом море, многие реплики героев сливаются с гулом, но самое важное, мы все же услышим. Подводя итоги, можно смело утверждать, что в случае «Снегиря» мы имеем дело с качественной работой всех участников съемочного процесса, стопроцентной жизненностью рассказанной истории, полным вживанием актеров в свои роли и не менее полным погружением зрителя в происходящее, а что это как не признаки хорошего кино?!
На церемонии награждения премией «Золотой орел» «Снегирь» победил в нескольких номинациях – лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая операторская работа, лучшая мужская роль в кино, лучший монтаж фильма, лучшая работа звукорежиссера, лучшие визуальные эффекты.
Кстати, режиссер «Снегиря» Борис Хлебников – это тот самый, кто снял нашумевшую «Аритмию». И сразу закрадывается подозрение, что весело при просмотре его очередной киноработы не будет. Особенно если вспомнить, чем знаменито село Териберка Мурманской области, где частично проходили съемки «Снегиря». А знаменито оно тем, что там снимали «Левиафан» Звягинцева - режиссера, испытывающего нелюбовь к хэппи-эндам. Понимаете, к чему я клоню?
Но вот опять в титрах мелькнула фамилия Абрамовича, и опять это неприятно зацепило. Неужто больше российское кино поддерживать некому? Хотя кто девушку ужинает, тот ее и танцует – Роман Аркадьевич здесь явно задает тон. Критики уже договорились до того, что тонущий корабль в фильме символизирует Россию, которая все никак не потонет. Но тут стоит отделять мух от котлет. Непревзойденный мастер нуара Андрей Звягинцев заявлял, что его прежде всего волнует тема беззащитности человека перед любой системой, и тема это общая, которая может приключиться в любой стране. Не думаю, что Андрею Петровичу когда-нибудь пришло бы в голову сравнивать Россию с тонущим кораблем.
«Снегирь», снятый по мотивам попавшего под советскую цензуру романа «Три минуты молчания», напомнил мне другой мрачноватый фильм - «Как я провел этим летом». И хотя фильмы разделяет 13 лет («Как я провел этим летом» снят в 2010 г., а «Снегирь» в 2023г.), мало что поменялось. У двух картин схожий сюжет о взрослении молодых людей во время прохождения производственной практики в суровой локации. Но что начинается как просто рядовое событие (да мало ли этих практикантов везде понатыкано) обернется вытягивающей все жилы драмой, когда жизнь со всего размаху ударит фейсом об тейбл. Строгий, но справедливый «отец Геннадий» в как всегда колоритном исполнении Александра Робака чем-то похож на героя Сергея Пускепалиса, начальника полярной метеостанции в «Как я провел этим летом». Схожи между собой и герои-практиканты – искатели приключений на свою голову, которым самое время научиться относиться к жизни серьезно.
Любопытно, что Макар Хлебников (сын Бориса Хлебникова), исполнивший в «Снегире» роль студента мореходки Никиты и чем-то похожий на молодого Федора Дунаевского («Курьер»), учится на факультете режиссуры Московской школы нового кино именно в мастерской Алексея Попогребского, режиссера фильма «Как я провел прошлым летом».
«Снегирь» - это не только морской нуар, это еще и фильм о конфликте поколений, о роковом стечении обстоятельств, о его величестве случае и о том, какая странная штука жизнь, где все перемешано до такой степени, что поди пойми - плохое это или хорошее, к худу или к добру. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. И не окажись своевольный «Снегирь» в территориальных водах Норвегии, норвежских рыбаков постигла бы очень незавидная участь.
Взять, например, Юрца, героя Тимофея Трибунцева, который, с одной стороны, является корабельным юродивым и своей халатностью способствует несчастному случаю на корабле, а с другой - проявляет чудеса героизма, спасая тонущих норвежских рыбаков в условиях жесточайшего шторма. Не верится, что эти противоречивые поступки совершает один и тот же человек, причем в течение одних и тех же суток. Загадочность расхлябанной и бесшабашной русской души, всегда полагающейся на «авось»? Кстати, я даже не припомню, когда это Трибунцев играл «нормальных». Все его герои с какой-то пулей в голове. Что одержимый монах Иван в «Монахе и бесе», что пироман Коля-Пиночет в «Триггере», что садистичный майор Головня в «Капитан Волкогонов бежал».
Режиссер картины трактует происходящее на экране так: подвиг для команды «Снегиря» – бегство от бессмысленности их жизни. Согласно официальной концепции фильма, зрителю явлено сборище неудачников, которое еще и пытается учить молодое поколение. Однако, я не согласна такой генерализацией. Эти неудачники, тем не менее, умеют зарабатывать себе на жизнь и свое дело все же знают, чего не скажешь о студентах Максе и Никите, инфантильно рассматривающих жизнь через призму «прикольно» или нет.
Разрыв поколений в «Снегире» зашкаливает: «деды» не понимают молодых. «Что им нужно?» - с досадой вопрошает «отец Геннадий», тщетно пытающийся заглянуть в душу двум своим дочерям. А молодые искренне не понимают, чего от них хотят старшие, и почему, например, так важно быть кем-то в плане профессии, ведь это для них не приоритет. Куда важнее просто быть собой, как говорит Никита. И так приятно, когда душу греет какая-нибудь мечта - о Таиланде ли или еще о каком-нибудь райском месте, где трава зеленей. Я вижу это по своей старшей дочке и в какой-то мере даже разделяю такие сентенции. Только реалии таковы, что просто так в Таиланд не попасть, для этого нужен «волшебный» пропуск, а имя пропуску - деньги. Но деньги практически никогда не зарабатываются легко, и быть собой по нашим временам – дорогое удовольствие. Только есть ли до этого дело юношескому максимализму?
Один из главных героев - тихий и задумчивый Никита - исполнен такой жертвенности, что с самого начала становится ясно, как сложится его судьба, и предчувствие не обманывает. Разве место этому тонкому мальчику среди грубых и заскорузлых мужланов-моряков? Нет! Но давайте вспомним, как попадает он на корабль. Пытаясь обхитрить жизнь - через shortcut, а по-русски уловку. В мореходке давали бесплатное общежитие, вот он и пошел. Пошел и в итоге оказался в неподходящем месте в неподходящее время. Случайность или закономерность?
Идут финальные титры картины и становится очень грустно. Потому что на мгновение вспыхнувший лучик надежды на то, что совесть и мораль – это еще не совсем пустые слова, гаснет, не успев загореться. На извечный русский вопрос «кто виноват», увы, так и не находится правильного ответа.
Оказывается, часть рыбы в кино была не настоящей, а сшитой заключенными женской колонии. Это радует – хорошо хоть, что тонны рыбы не перевели для фильма впустую. А то сразу вспоминаются слова «отца Геннадия» о том, что рыба умерла зря. Понятно, что фильм художественный, вымысел это и все дела. Но так хочется верить, что жизни человеческие никогда не будут расходоваться зря. Ведь даже рыбья жизнь имеет ценность.
Многие, наверно, ожидали увидеть сопротивление шторм - как основную сюжетную линию, которая будет длиться весь второй акт, к примеру, но нет.
Это драма. Я не ожидала, что она так затянется, но тем не менее я осталась очень довольна фильмом. Я люблю такое. Ну, а учитывая, что шторм нам все-таки показали - это в неком смысле удовлетворило мои ожидания.
Теснота и безграничный простор, контроль и свобода, суровость и смех, старики и сопляки - интересно наблюдать за тем, как в особых условиях все вышеперечисленное существует вместе.
Были слишком затянутые моменты, например, как парней учили разделывать рыбу, но с другой стороны это напрягало очень сильно - казалось что вот-вот случится что-то страшное. Но случилось именно тогда, когда уже этого никак не ожидаешь.
Прекрасно раскрыты персонажи. Актерская игра на высшем уровне - мы буквально с лица считываем все мысли и переживания.
Благодаря этому не сложно понять, как одна оборвавшаяся жизнь 'эффектом бабочки' повлияла на спасение нескольких.
Звук хороший, озвучка ужасна. Я понимаю, что те, кто работали с речью героев - знают все реплики, поэтому 'слышат' их в абсолютно тихих и невнятных фразах. Я мало что смогла разобрать. И не я одна.
Рыболовное судно поражает своей сложностью, детальностью и условиями проживания там. Теперь зритель знает во всех подробностях о нелегкой и грязеой работе профессиональных рыбаков.
Шторм великолепен! Мне очень интересно понять, к каким хитростям и приемам обратились создатели фильма, чтобы воссоздать такую картину.
Студенты питерской мореходки Никита (Макар Хлебников) и Максим (Олег Савостюк) отправляются проходить стажировку на старом рыболовецком траулере «Снегирь». На борту их встречают немногословные, хмурые мужики. Наставником салаг («асисяев») становится Геннадий (Александр Робак). Он учит их основам рыбацкого дела и пресекает попытки травли и насмешек со стороны команды.
В фильме скрупулезно показан быт рыбаков - днем они ловят рыбу, вечером ее разделывают, а в перерывах - едят простую пищу и смотрят по видику старые фильмы. Никакой романтики, суровый реализм.
Поначалу у ребят ничего не получается – на палубе стоят не там где надо, нож для разделки рыбы надо было взять с собой, а те что есть – тупые, их надо уметь точить. Им непривычно жить в узкой, мрачной каюте и спать на старых матрасах.
Максим оказался более адаптивным и легко влился в коллектив, а Никита, не смотря на напускную иронию, хрупкий, домашний мальчик – он избирателен в еде, принимает душ слишком долго, у него морская болезнь. За слабое здоровье команда называет его Обморок, а Геннадий, как заботливый отец, кормит его из ложечки. Угощая Никиту коньяком и шоколадными конфетами, он рассказывает о своих дочерях-подростках, которые вечно ходят с недовольными лицами. Взрослый мужик пытается понять, чего они хотят, на что нечуткий парень отвечает, что девочки просто выросли и, может, им нужно сходить к психологу.
Переломный момент наступает во время празднования на палубе дня рождения Никиты, когда, казалось бы, коллектив принял ребят и они стали своими. Выясняется, что он пошел в рейд по приколу и чтобы заработать деньги на поездку в Тайланд. Он хочет веселиться, а рыбный промысел ему не интересен. После этого от него отворачивается вся команда, включая друга Максима, который хочет стать капитаном.
Очевидное столкновение двух миров – тяжелого физического труда взрослых мужиков и спесивой мечтательности части молодого поколения, которое ничего не умеет делать, но хочет постоянно развлекаться и считает себя лучше других. Ситуация усугубляется еще и тем, что команда рыболовного траулера «Снегирь» находится в рейде в Баренцевом море и инфантильному Никите с корабля деваться некуда.
Как только Геннадий перестает опекать парня, на авансцену выходит злой клоун Юрец (Тимофей Трибунцев) со своими жесткими шуточками, и уже некому на него цыкнуть.
Героизм проявленный экипажем 'Снегиря' при спасении четырех норвежских моряков во время 10-бального шторма, не искупает страшной трагедии произошедшей перед этим. Главная дилемма персонажей – сказать правду или пойти на сделку с совестью.
Очевидно, что режиссер Борис Хлебников показывает метафору современного общества, где Россия – проржавевший траулер, население – угрюмые мужики, не дающие молодому поколению развиваться и жить так, как оно хочет. С такой трактовкой многие не согласятся. Современные российские режиссеры продолжают внушать русским людям чувство вины и комплекс неполноценности. Все эти равнодушные, хмурые, жесткие и лишенные сострадания персонажи существуют только в воображении либеральной части общества. Русские люди – добрые, мудрые, отзывчивые, готовые прийти на помощь и хорошие наставники.
О том, что подросткам (и тем более детям) опасно быть в мужском коллективе, если нет опекающего взрослого...
Мужской быт суров и зачастую токсичен, здесь у каждого второго/третьего в голове бардак или хаос.
И воспитательный процесс взросления, пущенный на самотек, предсказуемо приводит к мрачному финалу.
Но в итоге все не такое черное - ровно те же самые мужчины, чудом выживая в стихии - приходят на помощь и геройски спасают экипаж тонущего рядом судна.
Склонные к риску, саморазрушению, агрессии, принятию неправильных решений - эти же качества, которые привели к трагедии - приводят и к подвигу, в некотором роде уравновешивая баланс.
Я в полнейшем восторге. Однозначно, один из мощнейших российских фильмов за долгое время.
Главное, 'Снегирь' полностью лишён пластмассовости и механистической наигранности, - то, что больше всего меня до боли коробит в большинстве наших фильмов и то, что я не готов простить ни за какие коврижки.
Кино Хлебникова 'дышит': персонажи органично сосуществуют в кадре, взаимодействуя друг с другом как 'живые' люди, а не просто как актёры, дежурно отчеканивающие свои реплики. На экране мир, в который ты погружаешься с головой и в который ты веришь с первой секунды, - без всяких 'но'! Правда жизни, суровый морской ветер, солёный привкус каскада брызг, клаустрофобная геометрия стариканистого траулера, рыбное амбре разделочного отсека, свинцовая атмосфера маленького мужского мирка, - всем этим сочится каждый кадр, каждая секунда истории и каждый пиксель экрана.
'Снегирь' искусно перетекает из одного состояния в другое, ловко прикидываясь то романом взросления 'а-ля студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького', то тщательно воссозданной производственной драмой, то первоклассным фильмом - катастрофой в духе 'Идеального шторма' и 'Белого шквала'. И во всех вышеназванных ипостасях творение Хлебникова полноценно и самодостаточно: пронзительная межпоколенческая драма соседствует с историей о разъедающей и умерщвляющей (порой буквально) всё и вся токсично-абьюзивной маскулинности мужицкого автономного мирка, в последней трети громогласно завершаясь потрясающе воссозданной штормовой вакханалией.
Маленький душный мирок угрюмых, несчастных, озлобленных, бесчувственных людей, где даже финальный подвиг ощущается лишь нелепой попыткой урвать индульгенцию, а не бравадно-благородным порывом души.
Безумно обидно, что столь потрясающее и действительно важное кино с треском проваливается в прокате и тотально игнорируется широкими массами. Вот именно подобные фильмы должны собирать миллиарды рублей, а не претенциозные и пустотелые киносуррогаты федеральных каналов.
Я очень позитивно отношусь к 'Аритмии' Хлебникова, и поэтому просмотр 'Снегиря' был вопросом времени. На самом деле, смотивировали меня подвинуть очередь кинопоказа мои коллеги, ибо уже посмотрели. Мне тоже есть, что написать по этому произведению.
Случился парадокс. На протяжении всего хронометража мне казалось, что это от и до религиозное кино, вольно пересказывающее Новый Завет, но третий акт все 'заруинил', и на выходе мы получили просто остро-социальную драму о конфликте поколений а-ля 'Отцы и дети'. Да, с такой управляющей идеей кино стало намного проще, чем могло бы быть, но от этого оно не стало хуже. Хлебников в привычной своей манере показывает страну, в которой мы живем: бухающее и 'дегроидное' общество, где сплошь и рядом быдло-мужланы, жажда наживы и жизненное кредо 'моя хата с краю, ничего не знаю'. В очередной раз выдалось злое кино на злобу дня, хоть и проспонсировано оно было Минкультом, куда еще и Абрамович залетел со своими финансами. Хотя, это неудивительно, если следить за нашим кинематографом последние 23 года: локальная повестка соблюдена и не шелохнется.
Мне нравится, скорее, не смысловая нагрузка, а форма данного кино: очень круто снято и смонтировано, что нельзя сказать о всратом саунд-дизайне, где центральный канал с речью настолько тихо играет, что порой ничерта не разобрать, что говорят люди. Поначалу я думал, что, все-таки, открытое море, корабль, друг друга люди плохо слышат, и это соответствует сеттингу, но на середине фильма это реально начало бесить. При этом я могу с уверенностью похвалить актерскую игру. Робак и Трибунцев - мое почтение.
'Снегирь' - это актуальное не только в разрезе времени, но и в принципе, кино. Противопоставление поколений Х и Z вкупе с интересными мыслями а-ля 'Мы сами убиваем своих детей'. Ведь действительно. Макар Хлебников - одно из действующих лиц картины - сын режиссера, и Борис в прямом смысле наводит на интересный дискурс: 'Так что более действенно: кнут или пряник?'. Извечная проблематика 'потерянных поколений дебилов', которую мы постоянно слышим от своих родителей, а они слышали от своих, где те слышали от своих, в итоге которой все равно остается многоточие.
Это одновременно и драма, исследующая ту самую 'загадочность русской души', и фильм-катастрофа с настоящими экшн событиями в финале. На данный момент картина заключает в себе одно из наиболее четких и реалистичных отражений нынешних людей. Самых обычных людей - глупых и грубых, отчаявшихся, простодушных, забытых, мечтающих, потерянных, простодушных.
Конечно, Борис Хлебников не думал ловить и изображать совершенно случайные человеческие характеры, хотя все люди так или иначе переживали подобные смешения чувств и внутренние противоречия, или терялись, не в силах совладать со своими эмоциями, и хотели просто исчезнуть. А еще здесь нет однозначного главного героя, многие действующие персонажи представлены в одинаковом объеме и занимают почти равное экранное пространство, связанные общей незамысловатой целью и запертые в одном нестабильном, качающемся на волнах пространстве.
Итак,
петербургское холодное лето, наше время. Студенты мореходного училища Макс и Никита отправляются работать на рыболовецком судне. На первый взгляд безопасное и дружелюбное, написанное на борту название «Снегирь» оказывается совершенно противоположным суровому быту, который ожидает парней на воде. Огрубевшие мужики с кислыми лицами неохотно принимают их в свою компанию. И именно на этот холодный, замкнутый коллектив зрителю стоит обратить свое внимание.
Здесь будет представлена хоть и маленькая, но предельно достоверная галерея русских мужских характеров. Это современные морские волки, с очерствевшими от соленого ветра лицами, несгибаемые снаружи и опустошенные внутри. Их внутренний мир обветрился и заржавел, как борты «Снегиря». В окружении морских вод, на изматывающей работе с постоянной опасностью, они озабочены только заработком от рыбного улова, так что ради него на пару часиков незаконно сплавать в Норвегию - плевое дело.
Но деревянная бесчувственность и ограниченность интересов конечно еще не самая большая их проблема и далеко не высшая точка драмы. Постепенно пренебрежительно-холодное отношение к одному из прибывших молодых людей перерастает в настоящую травлю с бесконечными издевательствами. Напомню: речь идет о поведении взрослых мужиков.
Конечно, это фильм об извечном конфликте двух поколений, о том, как взрослые пытаются научить младших жить и о том, что они этого не умеют. И с развитием этой идеи напряжение на судне увеличивается, побуждая с нарастающей тревогой смотреть за происходящим все более внимательно. Но внезапный несчастный случай, обрывая все нити, перекрывает дыхание и заставляет зрителя буквально замереть, уставившись на экран.
Причем кульминация еще не наступала. Только теперь - разыгрывается 10-бальный шторм, который топит последние надежды на простую, человеческую, тихую скорбь по жертве трагической случайности. В отчаянной борьбе с соленой стихией окончательно смываются любые ориентиры, и спасение утопающих иностранных коллег уже никак не получается воспринимать как акт нравственности и благородства.