Этот фильм получил приз на Каннском кинофестивале, завоевал множество европейских кинонаград и имеет высокий рейтинг - 7,5 в IMDB и 7,1 в Кинопоиске. В России зрители с ним не особо знакомы, и не удивительно. Ведь 'Великая свобода' - это очередной фильм о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией... Да, опять. Но в отличие от множества других ЛГБТ фильмов последних лет, этот действительно достоин просмотра и заслуживает своих высоких оценок.
'Великая свобода' - это австрийско-немецкая картина. И ее повествование имеет реальные исторические основания. В Германии с 1871 г. действовал ныне упраздненный параграф 175 Уголовного кодекса. В соответствии с ним лица, попавшиеся на однополых связях, отправлялись в тюрьму.
Мы знакомимся с главным героем ленты в 1968 году. Его ловят полицейские за грязным делом - в общественном туалете он придавался утехам со случайными мужчинами. Он попадает в тюрьму. Когда герой оказывается за решеткой, мы довольно быстро понимаем, что мужчина уже не в первый раз отбывает там наказание. А вскоре повествование и вовсе перебрасывает нас в 1945 год и мы увидим юную версию героя.
Окажется, что во времена Второй мировой войны немецкие гомосексуалисты тоже сидели в концентрационных лагерях, а на руке нашего героя есть характерные для всех узников цифры, обозначающие номер, заменивший в лагере их имя.
'Великая свобода' - это тюремная история, жизнь героев за стенами этого заведения нам практически неизвестна. Но в отличие от большинства тюремных кинолент, этот фильм не педалирует тему внутренних правил жизни заключенных. Тюрьма тут реальна и метафорична одновременно. Герои несвободны, но тут нет каких-то мафиозных группировок, жестоких сокамерников или суровых сотрудников. В тюрьме течет обычная жизнь обычных людей, которые вынуждены делать то, что им разрешено. Почти как на свободе.
Главный герой несвободен ни в тюрьме, ни за ее пределами. Он просто живет в рамках заданных правил и нарушая их, легко принимает необходимость расплаты. Но в конце-концов он получит свободу. Казалось бы заветную абсолютную свободу.
Создатели фильма довольно жестоко поступают со зрителями. Они демонстрируют вакханалию и грязь, которая стала возможна благодаря отмене параграфа 175. Громко признавая существование всего того, что вызывает ярое отторжение у абсолютного большинства людей. Но герой их фильма оказывается несвободен и тут...
'Великая свобода' - интересно снятый и хорошо сыгранный фильм. Конечно, он романтизирует нетрадиционные отношения и обвиняет общество в жестокости, несправедливости и предвзятости. Но в то же время он довольно сухо и однозначно утверждает факт - если ты не такой как все, если ты отличаешься от большинства, тебе никогда не будет места в мире, выстроенном большинством и для большинства. Ты всегда будешь в стороне, вне зависимости от того, какие законы действуют, а какие нет. И истинная свобода наступает лишь тогда, когда сопротивление против этого факта сменяется его принятием.
- А ты не тронешь его...
- Ну о чём ты говоришь...
- Ну я прошу тебя! Ну, пусть он живёт. Ну, пусть землю пашет. Ну, ему так нравится.
- Я сдохну, он будет землю пахать? Где ж справедливость? Что, он мало натворил? У него даже походка стала какая-то... трудовая.
'Калина красная', 1973, реж. В. Шукшин
Два часа в стенах тюрьмы. Свобода лишь проблеском. Свобода лишь мгновением. И вся атрибутика мест заключения в неспешности кадровых сюжетов. Камеры осужденных, карцер для строптивцев, клеть коридоров в сеточной паутине, швейный рабочий цех, прогулочный дворик, охранники с дубинками, баланда каш половником в раздаче паек и ещё масса мелких деталей жизни, быта уголовных преступников. Ганс Хоффман (Франц Роговский) с середины 40-х до конца 60-х несколько раз по приговору суда, срок отбывал. Наказание? Гомосексуализм. Искупление греха перед обществом ограничениями, лишениями? Да, именно.
'Великая свобода'- драма совместного производства Австрии и Германии. Картина удостоена престижной награды - Золотой ветви Каннского кинофестиваля в категории 'Особый взгляд'. Сценарий ( в соавторстве) и режиссура - Себастьян Майзе.
Автор ведёт повествование без очерчивания собственной позиции на происходящее, произошедшее. Перед зрителем лишь констатация зримого. А это значит - каждому предлагается самостоятельно сформировать ту или иную точку зрения. Сюжетная канва полна лирики чувственности 'других мужчин'. Даже тюрьма не в силах помешать отношениям, 'излечить' от недуга, изгладить вчерашний 'нонсенс'. Природа их такова, что иначе - никак. Совсем никак...
Наверное, понимание этого 'никак' и подтолкнуло общество внести поправки в Уголовный кодекс. Статью упразднили. Явление перестало восприниматься как противоречащее природному естеству некоторых особей.
От презрения к радушию - лейтмотивом этой ленты. Два человека проходят длительный тернистый путь находясь долгое время вблизи друг друга, вглядываясь один в одного, присматриваясь, помогая... Близости, теплоты, человеческого участия ищем мы в минуты уныния. А если рядом подруги, женщины нет, то где? то как? И так, даже? Какие тут могут быть комментарии...
В 'Полуночном экспрессе'(1978) про турецкую тюрьму повествуя - поднималась эта же тема. И пугала. Чилийский 'Принц'(2019) - просто шокировал откровениями. Германо-австрийская 'Великая свобода' нетороплива, я бы даже сказал, медлительна. Страшит? Меня - да. Как Вас - не знаю.
А финал - так вообще 'святым откровением' главного персонажа...
...Я по-прежнему такой же нежный, и мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной, воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви, по-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете - не буди, как восемь лет назад.
Так кто же они? 'Другие' мужчины? Или всё таки Обречённые?