К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Кентавры' - это фильм посвященный военному перевороту. Мы видим последние дни демократического режима. Надвигается идеальный шторм. Шаг за шагом от президента люди отходят. Некоторых искусственно 'выключают' из большой игры. Все понимают неотвратимость события. Но надежды остаются до самой последней минуты.

Жалакявичюс продолжает линию заданную в 'Это сладкое - слово свобода', продолжая стилистические решения уже ранее успешно обыгранные. Даже актерский состав по большей мере в этих двух лентах одинаков. Тут важно напомнить, что первый фильм снимался незадолго до того самого переворота и в Чили. Фильм был призван спрогнозировать такое развитие событий, был посвящен этому. Ну а 'Кентавры' - это хроника трагедии.

Место действия 'Кентавров' специально не оговаривается. Однако ни для кого нет сомнений в том, что лента посвящена Чили. Донатас Банионис без всяких сомнений исполняет роль Сальвадора Альенде. Ну а генерал Пин, которого исполнил Евгений Лебедев - тот самый известный генерал Пиночет.

При этом главным героем повествования избран директор бюро расследований Орландо. Его прототипом является Орландо Летельер дель Солар. Эту роль великолепно сыграл Регимантас Адомайтис.

В итоге получилось так, что гениальные литовцы оживили одно из самых болезненных и актуальных событий семидесятых годов двадцатого века. Сыграли тонко, лаконично, искренне и при этом несколько холодно. Последнее обстоятельство позволило избежать излишнего пафоса и героизации.

Смотреть картину нужно обязательно. Слишком уж интересная получается ретроспекция и безусловное воплощение замысла.

10 из 10

10 июня 2020 | 08:04
  • тип рецензии:

Этот, увы, далеко не лучший (политика виновата?) фильм Жалакявичюса посвящён последним дням правления президента Чили Сальвадора Альенде (сентябрь 1973 года) и установлению хунты Пиночета. Не знаю, какие задачи партия и правительство ставили перед режиссёром в освещении столь громкого исторического события, но картина напрочь лишает зрителя хоть какой-то симпатии ко всей этой 'промарксистской' альендевской камарилье (не думаю, что советские власти хотели такого 'эффекта'). Более того, камарилья пиночетовская выглядит как реальная спасительница (хоть и предательница!) страны от кучки безвольных интеллигентов-идеалистов, чего-то хотящих, но ничего не могущих. Кстати, на самом деле они таковыми и были. Между прочим, после кровавого переворота экономика Чили пошла на подъём и очень успешно развивалась в условиях жесточайшей диктатуры- факт, тщательно замалчивавшийся 'прогрессивной общественностью'.

Вообще, 'Кентавры' (думается, вполне намеренно) рисуют множество исторических параллелей ситуаций и характеров. Взять хотя бы Президента в блестящем, хотя и чересчур мягковатом исполнении Баниониса. Он являет собой некий гибрид царя Фёдора Иоанновича с гоголевским Маниловым. Абсолютно политически нежизнеспособный тип, не вызывающий ни сочувствия, ни даже жалости. Так и хочется кощунственно-прагматически произнести: 'Туда ему и дорога'. Те же слова резонно отнести и к его приспешникам, живущим неизвестно в каком (только не в реальном!) мире и неизвестно, зачем. Вспоминается Парижская коммуна, продержавшаяся сто дней и закончившаяся тем же (лишнее подтверждение того, что история нас не учит). Ну а всё показанное в фильме положение наводит на воспоминания о последних предвоенных днях 1941 года с умирающей надеждой и 'так не может быть'...

Резюмировать этот затянутый и довольно скучный фильм можно действительно гениальными словами Ленина: 'Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет защищаться'. Думается, Ленин бы фильм одобрил как достаточно объективный и оценил бы его баллов на 9. Я не Ленин, и потому 'за раскрытие темы' и из уважения к Жалакявичюсу поставил 7.

7 из 10

01 ноября 2011 | 22:53
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: