В этом фильме. Наработки отечественного кинематографа времён 'застоя' по извлечению и представлению на экране тончайших нюансов мотивации действий и характеров героев. Интересный нюанс - несмотря на тонкость показанных переживания, авторы в конце дают краткую резолюцию их устами персонажей, для точного понимания, того чтобы зритель понял, воспринял. Это ход маркетолога по продвижению товара, но как он востребован для влияния не на потребленческое поведение, а на морально-нравственные ориентиры, остаётся сожалеть что такие инструменты отринуты творцами как не творческие и не применяются наравне с монохромным экраном и слоу-мо! Накопленное мастерство всех этапов производства фильма - от актёров, до колористов. Достоверны в своих образах все - выделить можно лишь по времени нахождения на экране - Бочкин, Борисов, Волкова, Копылова, Князев - всем веришь, у всех присутствует развитие персонажа. Сошлись, также в фильме поиски психологизма на войне Василя Быкова и вседозволенность (так называемая 'гласность') за гос. деньги этого периода. Авторы воспользовались последним как немногие их современники - не для того, чтобы громче и яростней вопить, опережая самых записных антисоветчиков, а для того, чтобы показать действительно сложную интересную тему - компромиссного выбора в условиях жёсткого психологического прессинга. Все этапы формирования решения показаны и объяснены тонко и точно - наработанные за предшествующие полтора десятилетия компетенции использованы по полной - ведь даже в малом эпизоде с сыном ГГ, в его нескольких фразах - участии в диалоге, и то прошла полная дуга изменения эмоционального фона персонажа! И не пришлось притягивать к повествованию библейские мотивы, чтобы выразить свои мысли ('Восхождение') - надо просто тоньше и глубже видеть людей. Жаль что для деятелей искусства это не становится в плане методичного, научного освоения, а так и остаётся тонкой настройкой каждого творца. Вот и в картине на фоне тончайшей линии оправдания образа ГГ мы видим смутную достоевщину в изложении героини Волковой выраженную набором банальных сентенций родом из замшелого прошлого, когда философия охватывала все науки об обществе. Так, что никаких хоть как-то определённых нарративов поступков зритель опять от авторов не воспримет. А постулат - сами всё сами, 'подкреплённый' фразами типа - 'ищи добро в себе' быстро затрётся вскорости от даты выхода фильма - в суете наступившей 'свободы' физического выживания. Нет, я не сторонник 'прагматичного' выживания типа инструкций САСШевцев и изралитян с их целеполаганием для пленных и заложников - выжить любой ценой, и что было сделано ТАМ не считается преступлением. Но и слишком большое пространство от общих фраз, до конкретной ситуации, как принято показывать у нас в искусстве, в жизни мало применимо, особенно из-за различных смыслов вкладываемых в этот зазор различными творцами.
Показанный тонкий психологизм ситуации в картине смог получиться только на стыке времён - открытости за гос. счёт 'перестроечного' кино и неимоверного творческого профессионализма авторов, взращенного советским психологическим кинематографом и позицией творцов воспользовавшихся сложившейся ситуацией не для лёгкого, но лживого моментального 'хайпа', но для вневременного морального высказывания. Жаль, что период этот был скоротечен и наполнен больше ситуационными 'шедеврами', чем такими картинами, о которых можно долго рассуждать и спустя десятилетия. Как эта.
8 из 10