Для меня бытовые фильмы с Татьяной Дорониной это такое воспоминание о бабушке, которая очень их любила. Бабушки много лет уже нет рядом, а эти фильмы как будто оживляют её: простые бытовые истории о простых советских женщинах, таких же как она, происходившие в том же мире и в тех же реалиях, в которых жила и бабушка.
«Капель» как раз именно такой фильм. Немного сказочная история Ивана да Марьи в узнаваемой бытовой конкретике. Почему сказочная? Уж больно хорош Иван – он именно такой просто хороший человек, без плохих черт, без слабостей и страхов – что и логично, потому что не на столь близкой дистанции мы его рассматриваем. Такой вот настоящий, большой, сильный и добрый человек, мужчина, которого можно и нужно любить, сказочный принц, только близкий и понятный, модельный экземпляр. И Мария – сказочная царевна, в которую влюблены все присутствующие на экране мужчины и не за красу только, но и за харизму и шарм, доставшиеся ей от Татьяны Дорониной.
Но это сказка существует во вполне конкретных мировоззренеческих реалиях. Мария не просто сказочная царевна, но и позднесоветская женщина средних лет, деревенская женщина, битая жизнью. Фильм интересен тем, что ещё тогда, сорок лет назад он однозначно встаёт на сторону женщины. Ничем Мария не доводила своего мужа, «нормального мужика», чтобы он начал поднимать на неё и на сына руку, фильм однозначно обвиняет именно мужа в случившемся, его комплексы послужили всему виной – и противопоставляет этому мужу Ивана, про которого даже и подумать нельзя, что он способен ударить женщину или ребёнка. И при этом фильм очень честно показывает тот компот, который царит в голове у Марии, среднестатистической советской женщины средних лет. Тут и уверенность в своих силах, выжила ведь, выдюжила, сына тянет, хоть и тяжело; и тут же убеждённость в своей женской слабости, необходимости мужа рядом для подспорья, и готовность на всё ради ребёнка, и жертвенность, и не всегда рабочие стереотипы о том, как должна строится семья, мешающие на самом деле ей в жизни. Мария такая, какой она могла быть, а не такая, какой её кто-либо хотел бы видеть. И это подкупает.
Единственное, чего я не поняла в фильме, так это сего странную бесцветность. На дворе восьмидесятые, цветная плёнка существует, а тут всё сделано в такой тускловатой, темновато-коричневатой гамме, что создаётся впечатление почти чёрно-белого кино. Зачем? Непонятно.