Фильм решил посмотреть практически сразу после прочтения одноименного романа Стейнбека. Поэтому при просмотре хочешь иль не хочешь, но сравниваешь с книгой.
Из того, что сразу бросается в глаза - это уж слишком большое упрощение и сокращение объема содержимого. Роман Стейнбека силен длительными диалогами между героями, что дает нам понимание всего происходящего на фоне в целом. Почему это все происходит, какую трагедию пережил этот человек, а какую этот. Здесь все сводится к небольшим фразам. Отсюда многие герои так и не раскрыты, как хотелось бы. Например, совсем урезана роль Эла Джоуда, который был главным механиком семьи и все вопросы с поломкой транспорта были на его плечах. Нет семьи Эллиотов, которые встретились по дороге. Та же проблема с описанием некоторых событий. Ощущение, что сценаристы просто брали книгу и выкидывали оттуда по страниц 50 и умещали это все в 5 минут экранного времени, а в некоторых событиях начинаешь путаться, будто их сами сценаристы и запутали. Все это влияет на ту реальность, что хотел показать нам Стейнбек.
Так же, не совсем отражена та обстановка бедноты, что дает нам автор романа. Тут вроде как и бедные люди, но не выглядят потрепанными. Если у Стейнбека на ферме бедняки ходят босиком, то тут все в ботинках. Роза Сарона выглядит вообще голливудской красоткой.
Но если все эти минусы не так критичны в целом. Сам фильм не смотрится устаревшим, картинка довольно приятная, актеры хоть и представлялись несколько иначе (но тот же Фонда прям очень хорошее попадание), но все же смотрятся гармонично.
Ну и общий вердикт, скорее положительный и фильм вполне тянет на слабенькую, но семерку. Но тому, кто любит роман, скорее всего, фильм покажется совсем скудным. И их понять можно.
Настолько сильно обрезать книгу - слишком... Сама книга очень даже хорошо отображает все невзгоды свалившиеся на простых граждан США в те года, показывает процесс концентрации средств производства в более меньших руках со временем, процессы превращения мелких собственников в пролетариев, укрупнение капитала.
Жаль что подобное не попало в фильм:
'Когда-то давно Калифорния принадлежала Мексике, а ее земли - мексиканцам; а потом в страну хлынула орда оборванных, не знающих покоя американцев. И так сильна была в них жажда земли, что они захватили эту землю - завладели землей Саттера, землей Герреро, захватили большие поместья, искромсали их, дрались каждый за свой кусок, рыча, как освирепевшие, изголодавшиеся звери, и охраняли захваченное с оружием в руках. Они построили там дома и сараи, они вспахали землю и засеяли ее. И стали считать себя хозяевами этой земли.
Мексиканцы были народ слабый и сытый. Они не могли отстаивать свои права, потому что не было для них в мире ничего такого, к чему можно тянуться с той жадностью, с какой тянулись к земле американцы.
И с годами скваттеры стали уже не скваттерами, а собственниками; и дети их выросли и народили детей на этой земле. И они утолили свой голод, звериный голод, сосущий, терзающий внутренности голод, утолить который могли только земля, вода, благодатное небо над этой землей, зеленые всходы, набухающие соками корни. Они владели всем этим в столь полной мере, что перестали что-либо видеть вокруг себя. Их уже не терзала тоска по акру плодородной земли и по блестящему на солнце плугу, по семенам и по ветряной мельнице, помахивающей крыльями. Они уже не вставали до зари, прислушиваясь к первому чириканью сонных птиц, не чувствовали на лице утреннего ветерка, не дожидались первых лучей, чтобы выйти на милое их сердцу поле. Все это отошло в прошлое; урожай исчислялся теперь долларами, земля оценивалась как основной капитал плюс проценты, урожаи покупались и продавались еще до посева. И теперь неурожайный год, засуха и наводнение стали для них не смертью, на какой-то срок обрывающей течение жизни, а всего лишь убытком. И деньги измельчили их любовь к земле, и их страсть каплю за каплей высушили проценты, и они стали теперь не фермерами, а мелкими лавочниками, торгующими урожаем, мелкими фабрикантами, которые продают прежде, чем производят. А потом неудачливым лавочникам пришлось распроститься со своей землей и уступить ее лавочникам более деловым. Как бы человек ни был разумен, как бы он ни любил землю и зеленые всходы, это не помогало ему уцелеть, если из него не получалось лавочника. И с годами землей завладели крупные дельцы; и участки становились все крупнее, но число их уменьшалось.
Теперь земледелие стало промышленностью, и собственники пошли по пути древнего Рима, хотя сами они не подозревали этого. Они ввозили рабов, хотя и не называли этих людей рабами: китайцев, японцев, мексиканцев, филиппинцев. Эти люди могут прожить на одном рисе и бобах, говорили крупные дельцы. Много ли таким надо? Платить им как следует? Да они не будут знать, на что тратить деньги. Вы посмотрите, как они живут. Вы посмотрите, что они едят. А если начнут привередничать - высылайте их отсюда немедленно.
Земельные участки росли и росли, число владельцев уменьшалось. А число фермеров, оставшихся на земле, стало просто жалким. Побои, страх и голод довели ввезенных рабов до того, что многие из них вернулись к себе на родину, Другие отбились от рук, и их перестреляли или выгнали из страны.
И с этой земли стали собирать совсем другие урожаи: фруктовые деревья заняли место зерновых полей, и в низинах теперь росли овощи на потребу всему миру - салат, цветная капуста, артишоки, картофель,- все низкорослое, приземистое. С косой, с плугом, с вилами человек работает стоя, но ему приходится ползать, как букашке, между грядками салата, ему приходится гнуть спину и тащить за собой длинный мешок между грядками хлопчатника, ему приходится, точно кающемуся грешнику, становиться на колени перед цветной капустой.
И теперь хозяева уже не работали на своих фермах. Хозяйство велось на бумаге; хозяева забыли землю - забыли как она пахнет, какая она на ощупь - и помнили только то, что они владеют ею, помнили только доходы и убытки, которые она приносит им. И некоторые фермы разрослись до таких размеров, что один человек уже не мог держать в голове все хозяйство; они разрослись до таких размеров, что здесь уже была нужна целая армия бухгалтеров, которые подсчитывали проценты, прибыли и убытки; химиков, которые исследовали почву и обогащали ее; управляющих, которые наблюдали за тем, чтобы люди, согнувшиеся в три погибели, двигались вдоль грядок так быстро, как только позволяли силы. И такой фермер на самом деле становился лавочником и открывал лавку. Он платил людям деньги и продавал им продукты - и получал свои деньги обратно. А в дальнейшем он уже переставал платить и тем самым экономил на ведении конторских книг. На этих фермах продукты отпускались в кредит. Человек работал и кормился; а когда работа кончалась, он обнаруживал, что задолжал компании. И владельцы не только перестали трудиться на своих фермах - многие из них даже никогда не видели, какие они, эти фермы.'
Наблюдать за этими процессами через призму восприятия семьи Джоудов для зрителя самое то.
Цензура видимо ещё вырезала ещё пару слов о неких 'красных агитаторах'. Рекомендую прочитать книгу.
«Гроздья гнева» - образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» сегодня может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года.
Но картина Джона Форда - это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры, терявшие родную землю, были вынуждены искать новые пристанище, работу в надежде сохранить жизнь и семью. Когда герои сталкиваются с лишениями и невзгодами, грозящими смертью, кажется, вот-вот настанет страшный конец. Однако типичный американский хэппи-энд даёт надежду на то, что жить всё-таки можно и нужно. Также Джону Форду в 'Гроздьях гнева' удаётся произвести переход от быта к бытию, утверждая вечные истины, ценность семейных уз, которые дают возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
В этом ему помогает выдающийся оператор Грегг Толанд (через год он снимет новаторский, в том числе по операторской работе, фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»), который удивляет изысканным чёрно-белым изображением, открывающем красоту американских просторов. Также режиссёр замечательно работает с актёрами. Ещё в «Дилижансе» он создал потрясающий актёрский ансамбль. Здесь же выделяются Генри Фонда, чей персонаж является правдорубом, служащим олицетворением поисков американцами социальной справедливости, и Джейн Дарвелл, сыгравшая любящую мать, которая становится стержнем семьи.
Но самое главное — это сохранившаяся актуальность данной картины, например, для нашей страны, в которой миллионы уже находятся за чертой бедностью, а правительство никак не помогает им, но делает их жизнь только хуже. «Гроздья гнева» - это кино о поиске потерянного Рая, величии и единстве Народа, готового противостоять любому бедствию.
В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго…
Я увидел, как во славе сам Господь явился нам,
Как Он мощною стопою гроздья гнева разметал,
Как Он молнией ужасной обнажил меча металл.
Он правды держит шаг.
Это строки из первого куплета Боевого гимна Республики – военной песни Союза (Севера), которая исполнялась солдатами-северянами во время Гражданской войны в США (1861-1865 гг.). В этой песне поется о том, что сам Господь поддерживает Союз в их борьбе с мятежниками-рабовладельцами и уже «разметал гроздья гнева». И, пожалуй, не просто так писатель Джон Стейнбек, в качестве названия для своего романа (на основе которого и был снят, сей фильм), взял слова из этого боевого гимна.
В 1929 году в США разразился страшный экономический кризис, также известный как Великая депрессия, который чудовищным образом отразился на жизнях миллионов простых американцев. В США кризис привел к невиданной ранее по своим масштабам массовой безработице, которая охватила более 30 млн. чел. В поисках работы миллионы американцев стали беженцами в собственной стране.
Стейнбек лично посещал лагеря для беженцев и видел весь масштаб катастрофы. И вот, в 1939 году на свет появился его роман «Гроздья гнева», в которой описываются все ужасы, с которыми столкнулись беженцы. Но также в романе описываются и противоречия капиталистической системы, при которой нищета соседствует с богатством, а голод происходит во время изобилия.
Вот как это отражено в книге.
«Мелкие фермеры видят, что долги подползают к ним, как морской прилив. Они опрыскивали сад, а урожая не продали. Они прививали и подрезали деревья, а собрать урожая не смогли. Люди науки трудились, думали, а фрукты гниют на земле, и разлагающееся месиво в чанах отравляет воздух смрадом. Попробуйте это вино — виноградом и не пахнет, одна сера, танин и алкоголь. В будущем году этот маленький фруктовый сад сольется с большим участком, потому что его хозяина задушат долги. Этот виноградник перейдет в собственность банка. Сейчас могут уцелеть только крупные собственники, потому что у них есть консервные заводы. А четыре груши, очищенные и разрезанные на половинки, сваренные и законсервированные, по-прежнему стоят пятнадцать центов. Консервированные груши не портятся. Они лежат годами.[…]
То, над чем трудились корни виноградных лоз и деревьев, надо уничтожать, чтобы цены не падали, — и это грустнее и горше всего. Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсинные горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которые приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.
И над страной встает запах гниения.
Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров — она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитается гнилью.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно».
Этот роман быстро завоевывает популярность среди американских читателей, а уже в 1940 году режиссер Джон Форд выпускает фильм на основе данного романа с таким же названием. Удалось ли данному режиссеру создать удачную экранизацию этого произведения?
В основе сюжета лежит трагедия семейства Джоад. Главный герой, Том Джоад, возвращается домой после отбытия наказания тюремного срока за убийство и видит, что ферма его родителей разорена, а их землю отбирают банкиры.
На семейном совете принимается решение покинуть родную ферму и переехать жить в другой штат – Калифорнию, где по слухам можно найти хорошую работу и быстро разбогатеть. После этого главный герой вместе со своей семьей уезжает из родной Оклахомы. Но на этом злоключения семьи только начинаются.
Что же можно сказать о самой экранизации? Она, по большей части, отлично передает тот дух безысходности и несчастья, который обрушивается на действующих персонажей. Однако вместе с этим в фильме не показываются те противоречия, что отразил Стейнбек в своей книге. Показана нищета, но не показаны апельсины, политые керосином. Также в фильме акцентируется внимание на государственной помощи, которую оказывало правительство Рузвельта беженцам. Без этой помощи ситуация была бы еще хуже.
Заметным недостатком фильма можно считать концовку, которая разительно отличается от книжной концовки. Если финал книги потрясает читателя, то финал фильма остается открытым. Для тех, кто читал книгу, такой финал фильма может разочаровать и подпортить общие впечатления от просмотра.
Однако в целом этот фильм представляет собой мощную социальную драму, которая с интересом смотрится даже спустя столько десятилетий.
«Гроздья гнева» - образец по-настоящему гуманистического искусства, которое теперь встретишь редко, заставляющее проникнуться печальной судьбе людей, утративших в одночасье прежний уклад жизни, вынужденных влачить жалкое существование. Пожалуй, только последний фильм Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» может покорить своим обращением к социальным проблемам британской семьи, пытающейся свести концы с концами в эпоху сурового капитализма после кризиса 2008 года.
Но картина Джона Форда - это слепок эпохи Великой депрессии, когда фермеры, терявшие родную землю, были вынуждены искать новые пристанище, работу в надежде сохранить жизнь и семью. Когда герои сталкиваются с лишениями и невзгодами, грозящими смертью, кажется, вот-вот настанет страшный конец. Также Джону Форду в 'Гроздьях гнева' удаётся перейти от быта к бытию, утверждая вечные истины, ценность семейных уз, которые дают возможность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
В этом ему помогает выдающийся оператор Грегг Толанд (через год он снимет новаторский, в том числе по операторской работе, фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн»), который удивляет изысканным чёрно-белым изображением, открывающем красоту американских просторов. Также режиссёр замечательно работает с актёрами. Ещё в «Дилижансе» он создал потрясающий актёрский ансамбль. Здесь же выделяются Хенри Фонда, чей персонаж является правдорубом, служащим олицетворением поисков американцами социальной справедливости, и Джейн Дарвелл, сыгравшая любящую мать, которая становится стержнем семьи.
Но самое главное — это сохранившаяся актуальность данной картины, например, для нашей страны, в которой миллионы уже находятся за чертой бедностью, а правительство никак не помогает им, но делает их жизнь только хуже. «Гроздья гнева» - это кино о поиске потерянного Рая, величии и единстве Народа, готового противостоять любому бедствию.
Том Джоад возвращается домой после 4-летней отсидки. Но узнаёт, что его семья из родной Оклахомы из-за разорения направляется в Калифорнию. Но 'землёй обетованной' Запад назвать оказалось трудно.
Фильм Джона Форда - теперь классика. И нынешнему зрителю трудно будет понять, почему. А вот тогда это роуд-муви было для многих шоком - нищету американцы видели и раньше, но коррупция, провокации, эксплуатация бедняков вне всякой меры и защиты - это было внове, особенно в драматическом мэйнстриме. Наконец, Форд открыл публике великого Генри Фонду, который искренней экспрессией и наивностью и чувством собственного достоинства поверяет пропагандистские штампы американских СМИ (про красных, про рынок, про восстания, инспирируемые коммунистами) и просто честно пытается понять, что происходит.
Странно, что Форд, выглядящий как непререкаемый консерватор, всё-таки бьёт на сочувствие не инициативным, а потому богатым, а бедным и потому инициативным. Гроздья гнева - это гимн человеческой справедливости и правдоискательству во имя уважения к человеку. И, скорее, здесь Форд - демократ. Тем паче что у власти Рузвельт, а Стейнбек, а вслед за ним и режиссёр, очень позитивно прописал именно государственный лагерь для переселенцев. Но, разумеется, фильм не о политике, а о том, откуда рождаются защитники прав человека - так и видишь Тома профсоюзным лидером.
Человек по природе своей стремится к лучшей жизни, а для воплощения своей мечты в реальность готов пойти на любые жертвы. Если по причине определенных обстоятельств люди вынуждены покинуть родной дом в поисках нового, не факт, что найдя хорошее место их встретят с распростертыми объятиями. Бывает, что в поисках любого лучика надежды доверие у таких людей не знает границ, из-за чего могут серьезно пострадать их близкие и они сами. Именно в такой ситуации оказываются главные герои социальной драмы «Гроздья гнева».
Синопсис «Великая Депрессия» на самом подступе. Разоренная и выгнанная с собственного дома семья Джоудов из Оклахомы отправляются в долгий и тернистый путь в солнечную и, как им кажется, богатую Калифорнию в поисках работы и лучшей жизни. Но, прибыв, они понимают, что таких, как они, в Калифорнии тысячи. Мотаясь с одного места на другое, они постоянно сталкиваются с несправедливостью и жестокостью, надеясь все-таки найти свой новый дом.
Фильм отличается ярким и талантливым актёрским составом. Прежде всего, хотелось бы отметить игру Генри Фонды в роли Тома Джоуда, освобожденного досрочно старшего сына Джоудов, который после нескольких лет в тюрьме открывает для себя совершенно новый мир, в котором не все люди имеют право на существование, а посему готов силой противостоять происходящему. Самой драматичной и сильной ролью мне показалась роль матери Тома в исполнении Джейн Дарвелл, которая сыграла сильную и стойкую женщину, готовую пойти на многое ради сохранения остатков семьи, разрушенной Великой Депрессией.
После просмотра «Гроздей гнева» я окончательно внес Джона Форда в список моих самых любимых режиссеров, не лишний раз убедившись, что он снимал фильмы не для публики, а для искусства. У Форда была удивительная способность утонченно показать жизнь социальных низов, которая ничем не отличается от жизни обычных людей, что часто было проигнорировано маститыми режиссера старого Голливуда. В «Гроздьях гнева» он показывает обычную американскую семью из провинции, которая, несмотря на хаос и всеобщую бедность, все еще верит и надеется найти новый дом. Однако окружающий мир не принимает их, но они все равно пробивают себе путь к счастью.
В плане сценария фильм представляет собой классическое роуд-муви, в котором главные герои перебираются с места на место в поисках жизненной цели. В «Гроздьях гнева» огромная семья Джоудов в компании с бывшим священником после того, как их с собственной земли в Оклахоме сгоняет компания, отправляется в солнечную Калифорнию для того, чтобы натолкнуться на настоящие бесчинства, несправедливость и полную бесчеловечность. С каждым новым испытанием в пути герои теряют одного из членов семьи. По сути дела, авторы доносят нам идею, что Великая Депрессия не просто лишила людей работы, дома и достатка, а разрушила целые семьи, не имевшие даже малейшей возможности на счастливое будущее.
Итог «Гроздья гнева» - действительно, очень сильное и достойное внимания кино, которое держит зрителя в напряжении до конца от желания узнать, обретут ли главные герои, наконец, свой новый дом. Несмотря на двусмысленный финал, зритель прекрасно понимает, что Джоуды не являются исключением, а представляют собой одну из многих тысяч семей, пострадавших от беззакония и социальной несправедливости.
Начну с начала. Совсем недавно я прочитал книгу, и с уверенностью могу сказать что она потрясающая. В неё проникаешься, уходишь с головой, героям сопереживаешь и когда роман заканчивается немного сожалеешь, потому что сейчас тебе придется расстаться с этой удивительной историей. Роман отличный и я каждому советую его прочесть. А сейчас о фильме.
Сел смотреть его, я, полный надежд, надеясь вновь испытать те ощущения что принесла мне книга. И... ничего подобного даже близко не было.
Начнем с того что роман в 600 страниц со всеми обрезаниями не влез в двухчасовой фильм. И доли того что я испытал читая книгу, и доли той идеи что нес читателю Стейнбек, я не увидел в фильме. Режиссер решил запихнуть как можно больше событий в фильм, стараясь походить на оригинал. У тебя не имеется времени на размышления и думы, ведь диалоги несутся со скоростью реактивного самолета! Один актер не договорил еще, а другой уже несет свою реплику, эстафету подхватывает первый и весь этот балаган не прекращается на протяжении всего фильма.
Хотелось бы сказать сказать что хорошие декорации и костюмы, но фильм был снят через год после публикации, так что это не было чем то особенным.
Сценарий обрезан, обрублен до невозможности. Событий в фильме действительно много, по сути почти столько же сколько в книге, но они пусты. Совершенно пусты по своей сути. Так мало, преступно мало показано в этом фильме, а ведь было столько интереснейших моментов. Жаль. Был бы фильм хотя бы трехчасовой... А так это лишь бледная копия того, от чего я временами был просто в восторге.
Есть в фильме и совершенно бредовые моменты. Так например Ной Джоад не уходит объяснившись как должно было быть, а просто исчезает по веянию волшебной палочки! Или трактор который по идее должен пахать, просто мнет землю гусеницами. Плуг и борона выброшены в топку. Так же много в фильме моментов которые зритель совершенно не поймёт не прочитав роман.
Конечно в фильме есть и плюсы. Потому и рецензия нейтральная.
Это:
1)Актеры. Кастинг в принципе хороший не считая Фрэнка Дариена который сыграл Дядю Джона. Совсем не так я его представлял читая книгу. И кстати его история интересна и совершенно зря была выброшена из сценария. Понравились Чарли Грейпвин - 'Дедушка Джоад', Джон Кэрредайн - 'Кейси' и Джейн Дарвелл - 'Ма Джоад'. На маму Джоад кстати была возложена задача высказать пару мыслей что автор в книге выражал сам. Не плохо, но мало.
2)Атмосфера. Музыка не напрягает и вполне подходит к ситуации. Каждое место выглядит именно так как я себе представлял и это не может не радовать.
Вот так и получается, что смотреть можно только если читали 'Гроздья гнева' и то не в первую очередь. Вы конечно можете сказать что нужно бы сделать скидку на время, но тут я возражу и приведу в пример 'Огни большого города', 'Малыш' и 'Новые времена' Чаплина. Эти фильмы даже немые я смотрел с упоением и большим интересом. А в этом случае мне уже скоро надоели скороговорки и скомканное повествование.
Ну и конечно же концовка. Роман оставляет концовку открытой, а фильм вручает нам 'хепи-енд' и машина едет в закат. Глупый и предсказуемый 'енд'.
Фильм о семье переселенцев из 12 человек, которых выгнали с их земли и им приходится ехать на заработки в Калифорнию, что бы хоть как-то себя прокормить, об этом тяжелом пути и рассказывает этот фильм. В пути им придется преодолеть гонения, несправедливость и смерть, и только настоящая, крепкая и любящая семья сможет со всем этим справиться.
Самая известная черно-белая эпическая драма режиссера Джона Форда - экранизация романа знаменитого писателя Джона Стейнбека о временах Великой депрессии.
Хенри Фонда сыграл, пожалуй, одну из лучших ролей в своей жизни. За эту картину режиссер Джон Форд получил своего второго Оскара. Знаменитый оператор Грегг Толланд, снявший вместе с Орсоном УэллсомГражданина Кейна, превосходно отразил образ сельской Америки тридцатых годов.
Классика, которую надо видеть, сейчас таких фильмов к сожалению не снимают.
Драма «Гроздья гнева» была поставлена режиссёром Джоном Фордом по одноименному роману Джона Стейнбека. Мне удалось посмотреть фильм до и после прочтения (вернее - прослушивания…) книги. Исходя из этого, могу сказать, что экранизация получилась достойная.
Герои картины оказались, во истину, правдивыми. Играли искренно и без фальши. Образы вполне соответствовали героям романа.
Том Джоад в исполнении Генри Фонды получился таким же немногословным, суровым как и его написанный персонаж. Интерес от игры Фонды вызывают не столько его слова, как движения, действия. Его игра мимикой, рассеянным взглядом и пустыми от горечи глазами в последней сцене (когда он на прощание разговаривал с матерью) – это непередаваемо, просто великолепно. Ты понимаешь весь нелёгкий смысл этого выражения. Старая школа актёрского мастерства – это неизменно и вечно… Ну а его плевок в сторону (в начале фильма) по поводу того, что… когда-то это был его родной дом, а теперь он принадлежит какому-то банку. Без комментариев… Этим всё сказано.
Не менее харизматично Джейн Дарвелл сыграла маму Джоад. Беспокойная, остра на язык, с командирским настроем… прямо как в самом произведении. Дарвелл сумела блестяще передать почти постоянное выражение лица и взгляд матери. Это взгляд надежды и заботы, беспокойства и скрытой обречённости. Взгляд героя нельзя подробно описать в книге. Его нужно увидеть. Джейн Дарвелл сделала так, что это увидел зритель… и получила Оскар. Вполне справедливо.
Нельзя забывать и других героев. Сумасбродный дед, меланхоличная Роза-Шерон (в книге она Роза-Сароно), неугомонные Рут и Уинфилд. Все они как на страницах романа. Отличная актёрская игра. Возможно, эта одна из лучших актёрских команд в мировом кинематографе.
Конечно, сценарий фильма получился не без погрешностей. Переставлены некоторые акты действия, убраны третьестепенные герои, нет авторского комментария. Несмотря на эти факторы, суть романа передана на все сто – это бедствия и унижение народа в трудное для страны время. Суета людей – от непонимания происходящего. Почему они? Потому что все беды сваливаются на спины бедняков. Возможно и так.
Концовка фильма оказалась немного «слаще», чем в самом произведении Стейнбека. Однако суть картины от этого не меняется (простите за повтор). Мы всё равно так и не узнали ни из романа, ни из фильма… Что же стало с Томом? Нашло ли семейство работу и тёплый угол? Конец всей этой истории должен додумать сам зритель (читатель). Как ему велит его сердце.
Нельзя не отметить работу самого Джона Форда. Он удачно показал передвижения на машине семейства Джоудов при помощи монтажной задумки. Бесконечные дороги, многочисленные дорожные знаки, фары, встречные машины. Весь этот круговорот передаёт скитания семьи по просторам своей страны. Ещё хочется отметить смелость Форда в том, что он решился экранизировать только что вышедший в свет роман. Страна совсем недавно оправилась от кризиса, а тут… Однако историю свою нужно не забывать. Вот и Форд, как истинный патриот, решил напомнить об этом. Его Оскар тоже вполне заслуженный. В большей степени, за смелость.
Возможно, «Гроздья гнева» - один из первых голливудских фильмов, в котором рушится американская мечта о красивой сказке. Его не запретили и не облили грязью. Потому что, он был необходим тогда. Да и сейчас не теряет своей актуальности.
Фильм очень интересный. Рекомендую его посмотреть, да и первоисточник прочитать стоит.