Георгий Седов

год
страна
слоган-
режиссерБорис Григорьев
сценарийСемен Нагорный
директор фильма-
операторКонстантин Арутюнов
композиторГеоргий Дмитриев
художникИгорь Бахметьев
монтажМ. Храбак
жанр приключения, биография
премьера (мир)
время81 мин. / 01:21
О подготовке и проведении экспедиции к Северному полюсу под руководством известного исследователя Севера моряка-гидрографа Георгия Яковлевича Седова, организованной им в 1912 год на частные пожертвования.
Рейтинг фильма
—  51
IMDb: 7.70 (45)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сценарий фильма был написан Семёном Григорьевичем Нагорным на основе его книги «Седов», которая выходила в серии «Жизнь замечательных людей» в 1939 году.
    • Съёмки фильма проводились в Архангельске. В качестве «Святого Фоки» была использована шхуна «Запад».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Незаметный и незнаменитый фильм про одну из самых романтических профессий в мире и про одного из самых видных представителей этой профессии в нашей стране.

    Тема освящения истории полярных исследований в современном кинематографе заслуживает отдельного эссе.

    Если речь заходит о годном кино про полярников, отечественный зритель первым делом вспомнит обе экранизации культовых «Двух капитанов» Каверина (мини-сериал 76-го Евгения Карелова и довольно урезанную, впрочем, не менее достойную, версию Владимира Венгерова 1955-го). Это показательно, поскольку одним из прототипов каверинского капитана Татаринова послужил исторический персонаж, о биографии которого пойдет речь дальше.

    Разумеется, многие вспомнят культовую «Землю Санникова» с Дворжецким и Далем, не нуждающуюся в лишних представлениях.

    И уж никак не забыть международный блокбастер «Красная палатка» Михаила Калатозова, вышедший в 69-м — с умопомрачительной Клаудией Кардинале, демоническим Питером Финчем, нестареющим Шоном Коннери, с еще молодыми (и оттого еще сильнее любимыми) Соломиным, Михалковым и Банионисом…

    К сожалению, мало кто вспомнит про «Shackleton» (2002, реж. Чарльз Старридж) с превосходным Кеннетом Браной, или про «The Last Place on Earth» (1985 г., реж. Фердинанд Фэйрфакс, и, вы не поверите, но там есть даже молодой Хью Грант!), и про наши «72 градуса ниже нуля» (1976 г., Данилин, Татарский) и «Челюскинцев» (Михаил Ершов, 1984).

    Без сомнения, и сам рецензент упускает из виду массу замечательных вещей, объединенных полярной тематикой. Если те, кто читает эту рецензию, осведомлены больше — незамедлительно сообщите об этом в комментариях!

    Произведения, в которых поэтика арктических исследований сочеталась с интригующей фантастической составляющей, с мистикой и хоррором, преуспели больше. Тут на первом месте прочно стоит рассказ «Who Goes There?» Джона Вуда Кэмпбелла-младшего, перенесший три удачных экранизации (самая успешная — карпентеровское «Нечто» с Куртом Расселом). Любители южнокорейского кино добавят к списку «Namgeuk-ilgi» 2005-го года (реж. Йим Пил Сун).

    Но, в целом… как-то мало.

    А ведь поэтика фронтира необычайно киногенична, и именно ей мы обязаны жанром вестерна. Пиратские приключения пользуются неизменным успехом у зрителя. А полярников будто бы обходят вниманием.

    Грядущая экранизация романа «Террор» американского писателя Дэна Симмонса, хочется верить, вернет былую востребованность этой важной теме.

    Рецензент, в очередной раз перечитавший вышеупомянутый роман, и в очередной раз завороженный всей этой мрачной северной эстетикой, спешит вернуться к, собственно, фильму.

    Итак, 1912 год, капитан Седов, «белая ворона» в морском министерстве, добившийся золотых погон и орденов исключительно личными качествами, а не сословными привилегиями, собирается плыть на Север.

    Капитан Седов, как реальный исторический персонаж, фигура настолько колоссальная, что не поддается оценочным категориям.

    В этом смысле драматургия фильма изрядно проигрывает. Седов — человек-герой, человек-легенда. У него нет и не может быть черных пятен и скелетов в шкафах, он весь на виду, как и положено настоящему герою. Оттого его биография может показаться скучной и выхолощенной.

    Страстный путешественник. Человек, которого манит сам Путь. Безумец.

    Перед отплытием жена дарит ему подарки впрок — на новый год, на день рождения, и, отдельный — на самый крайний случай, когда нагрянет отчаяние.

    Надо ли говорить, что время распаковать последний подарок для капитана так и не приходит.

    Разумеется, все против него. Иначе и не бывает в эпосе, иначе не бывает с героями. Министерские шишки — тормозят. Подрядчики и бюрократы — крадут. Пресса — зубоскалит. Сама природа противостоит герою. Но на то он и герой, чтобы бросать ей вызов, натирая веки сажей и стирая с бороды замерзшие сопли.

    В любом самом безумном предприятии всегда найдется идиот с самомнением, который будет все портить. Герою никуда не деться от антогониста-предателя.

    Обычно таких плохих парней выносят в нужный момент.

    Но только не в команде Седова: здесь главным принципом выживания становится человечность.

    На то он и герой, чтобы прощать. Чтобы совершать постоянные глупости. Доверять дуракам. Отказываться от благоразумных решений. Никогда не отступать. Обматываться российским триколором поверх свитера, и под парку — и идти навстречу гибели.

    Самое верное средство от цинги — наесться толченого стекла, а самая главная русская болезнь — «простудился». Нашими именами назовут проливы, но дело не в них. Не в проливах. Не в именах.

    Как верно рассуждает бывалый матрос: «одни норовят обманом, другие горбом стараются», но в чем смысл… цель? Зачем все это?

    Смысл в том, чтобы держать строго на север.

    Смысл в том, чтобы, замерзая насмерть, встречать солнце — лицом к лицу. На равных.

    На то он и герой, чтобы улыбаться солнцу на равных. На то и герой, чтобы идти в одной санной упряжи со своими людьми, вместе с ними раскалывать неподатливый лед багром и латать пробоины в обшивке по колено в воде, и чтобы вместе с ними сгинуть навсегда в снежных вихрях.

    Вместе с ними навсегда войти в бессмертие.

    24 декабря 2013 | 21:12

    Заголовок: Текст: