всё о любом фильме:

Доживем до понедельника

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийГеоргий Полонский
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникБорис Дуленков, Эльза Рапопорт
монтажВалентина Миронова
жанр мелодрама, драма, ... слова
зрители
СССР  31 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время106 мин. / 01:46
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234.
    • Единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году.
    Фрагмент 02:45

    файл добавилMoralEnd1990

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 564 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Хорошее кино. Как-то раньше всё не складывалось его посмотреть. Название на слуху, да толку от этого. Как ни включишь — уже идет — не начинать же с середины. И так каждый раз. Надоело. Давеча решил: надо посмотреть.

    Что могу сказать. Определенно, В. Тихонов — это не только Штирлиц. Очень он мне здесь понравился. Просто образцово-показательный советский интеллигент. В самом лучшем смысле слова, что немаловажно. А, главное, что интеллигентность эта — она не только внешняя, хотя домашние ужины в лучших традициях доктора Ватсона В. Соломина тоже, безусловно, впечатлили. Образованность, благородная утонченность и при этом принципиальность и прямолинейность — шикарное сочетание. Честно говоря, даже пересмотреть захотелось, уже не так отвлекаясь на перипетии сюжета, сосредоточившись на глубине образов.

    Тем более что сюжет, к сожалению, не бесспорен. Не идеален, если выразиться иначе. Слишком уж он какой-то условно-символичный, что ли. Не хватило мне конкретики, хотелось бы большей весомости происходящих на экране событий. С точки зрения рассуждений, идей, с позиции содержания диалогов — нет претензий. Но задумываешься, в связи с чем, собственно, зашла речь на ту или иную тему, и… Что-то не то. Сложно объяснить всё это, потому что на уровне ощущений скорее идет отторжение. Вот, скажем, эта история с сочинениями. Понятно, что педагог, быть может, напрасно уделила повышенное внимание их содержанию, вместо того, чтобы оценивать исключительно «технику и артистизм». Конфликт поколений, возникающий вследствие этого, тоже, что называется, логичен. А вот поступок Генки Шестопала мне уже, например, неясен. Как акция протеста — да, быть может. Как заявление о себе — вариант. Но выбранная форма — это что-то непостижимое. «Здесь покоится счастье 9 «Б» (с буквой могу ошибиться — вылетело из головы) — к чему это? Несколько высокопарно, не находите? Или стихи: написано здорово, всё в точку, казалось бы, но… Не тот масштаб. Зачем метать бисер перед… Навязывают какую-то идеологию, загоняют в рамки — не лучше ли, не правильнее ли спорить о предмете, нежели красиво и мученически бороться с самим фактом навязывания чего бы то ни было? Особенно если учесть, что жизнь — суть постоянное противостояние потоку информации, движение под постоянным давлением, избежать которого вряд ли удастся. Не знаю, насколько понятно мне удалось выразить свою мысль, но «вот так как-то».

    Впрочем, это, что меня больше всего радует, только один из нюансов весьма многогранной картины. А ведь есть еще лирическая линия, и не одна, столкновения «веления сердца» и «здравого смысла» и пр. Определенно, это кино нужно смотреть еще и еще. Удивительная содержательность. Не говоря уже о каких-то совершенно очевидных «технических достоинствах»: абсолютном растворении актеров в своих героях, великолепной музыке и пр.

    Одним словом, я весьма впечатлен увиденным. Приятно было не ошибиться в своих ожиданиях. Чего и всем желаю.

    10 из 10

    25 февраля 2010 | 15:32

    «Доживём ли до понедельника»?

    Гениальные сценарий, постановка, игра актёров.

    … Весь класс словно сорвался. Шум-гам, по классу летает перепуганная ворона… И только один ученик — Гена Шестопал, — сидит без движений на предпоследней парте.

    Костя Батищев представляет единственного укротителя ворон. Рита Черкасова аж по парте стучит ладонями, все с нескрываемым восторгом аплодируют удачной импровизации.

    … Гена Шестопал продолжает сидеть без движений и молча наблюдает за этой сценой.

    Можно увидеть этот контраст с первого просмотра? Вряд ли!

    Но авторы фильма не показывают крупным планом того, который не как все, — «шестопала», у которого не как у всех пять, а шесть пальцев. Уже в фамилии героя раскрывается его содержание.

    … Класс бастует. Разбились по группам. Гена Шестопал выше всех. Он забрался на строительные конструкции. Он один читает книгу, — и этим он выше других. Как тонко, ненавязчиво формируется авторами образ героя.

    Но есть и более горький смысл в задумках авторов. Тот, который «не как все», который «шестопал», — «Он честный», — говорит о нём Надя Огарышева. А все остальные, выходит, — нет. К сожалению, да. И это сказано в фильме — общественная ситуация заставляет людей быть нечестными.

    … Простая, казалось бы, сцена. Уборщица водит детей по историческому классу и просит прочитать первоклассника стихи, написанные на плакате: «Кто не видит вещим оком толщи трёх тысячелетий, тот в невежестве глубоком день за днём живёт на свете» (Гёте)

    Вот Вам и история, которая — не математика, которую, якобы мол, изучать легче. Но попробуй изучи «толщу трёх тысячелетий» — и эта наука окажется сложнее любой математики. А не изучишь, — останешься невеждой. И всё дело в том, что это — истина.

    Авторы фильма хотят сломать ложный стереотип. История наука, — говорят авторы, — изучать которую — большой труд, и которая — первейшая из наук.

    … Фильм только начался. Актовый зал. Светлана Михайловна входит в зал и говорит Илье Семёновичу: «Не люблю врать». А спустя пару минут подходит к пианино и начинает беспардонно врать мелодию песни: «В нашем городе дождь…». Илья Семёнович, поправляет её, ударяя по той ноте, которую неправильно берёт Светлана Михайловна. — Мораль: весь фильм Светлана Михайловна будет «врать» себе и ученикам, а Илья Семёнович будет её поправлять.

    Как филигранно тонко преподносится сюжет фильма.

    Но вот тихо, как бы про себя, поёт Рита Черкасова:«Я ехала домой, я думала о Вас». Когда Рита поёт «я думала о Вас», — показывают того, о ком она думала: Гену Шестопала. Рита, всё-таки, иногда думает о Гене Шестопале.

    Рита поёт дальше: «Тревожно мысль моя и путалась и рвалась» — у неё ещё не сложилось мнение о том, что собой представляет Гена.

    Но как чисто поёт Рита, как точно она берёт высокую ноту «и пу-талась и рвалась»!

    А ведь это поёт Ольга Остроумова. Удивительной чистоты голос. «Браво!!!», Оля.

    Ученица поёт чисто, а учительница — врёт. Мысли Риты Черкасовой ещё чистые. Её ещё не научили врать. Но она ещё не умеет сказать правду, как Гена Шестопал.

    «Журавлиная песня». Она звучит с первых кадров и до конца. Но звучит без слов, и как звучит!

    Начало фильма. Мы слышим неторопливую прекрасную мелодию. И вдруг, — еле заметное замедление темпа, как бы приглашающее к размышлению.

    Это как у Георгия Свиридова в его музыке к пушкинской «Метели», — где каждая нота несёт в себе глубочайшее содержание.

    Композитор не злоупотребляет вариациями темпа. Они всегда очень выдержаны,- как и всё, что мы видим на экране.

    Это не враньё, не небылицы,
    Видели другие, видел я,
    Как в ручную, глупую Синицу,
    Превратить пытались Журавля.


    Советская школа — а именно о ней речь в фильме — пытается превратить в ручных и глупых «послушников» — в Синицу, — подрастающее поколение.

    Зачем?

    «Что б ему не видеть синей дали
    и не отрываться от земли»


    Чтобы ученики не пытались заглянуть в «синюю даль», и не отрывались от той «земли», т. е. от тех канонов, от той религии, которую для них уготовила власть.

    Несомненно, цели были благородные. Но методы не соответствовали цели, и поэтому не могли к ней привести.

    «Спрятали в шкафу, связали крылья
    Белой птицы счастья моего,
    чтобы она дышала тёплой пылью
    и не замышляла ничего».
    Но не даром птица в небе крепла
    Дураки остались в дураках»


    Оценка авторов фильма тем, кто пытается связать «птицу счастья», — и не важно, учителя ли это, или власть.

    Я долго недоумевал: почему в фильме не звучат слова «Журавлиной песни». И только много позже понял, что это тот же приём, когда Гену Шестопала усадили на задний план, и постарались сделать так, чтобы его мог заметить только проницательный взгляд. Так и с песней. Слова её не звучат, но их смысл подразумевается и делает богаче содержание фильма.

    Особо хочется сказать о названии «Доживём до понедельника».

    Какой в нём смысл? Не с потолка же свалилось это название.

    С четверга и до субботы между учителями и учениками были раздоры, конфликты. Но начиная с последнего урока субботы, между учениками и учителем установились новые и необычные отношения.

    Ученики восхищены поступком учителя, ставшего на сторону честного Шестопала.

    Илья Семёнович, может быть, впервые, увидел это восхищение, выразившееся в вот-вот готовых сорваться слезах из глаз девчонок, и в не по детски серьёзных глазах ребят, когда они услышали от него слова прощания.

    Эти новые отношения вдохнули радость в души и учеников и учителя. Они заставили Илью Семёновича изменить своё решение и остаться в школе.

    Это те отношения, которые и должны быть между учителями и учениками, — так говорят авторы фильма. И с этими отношениями герои остаются жить «до понедельника».

    Есть ли это отношения счастья? Конечно. Отношения, когда ученики и учителя понимают друг друга.

    Именно так выразил эту мысль Гена Шестопал (авторы фильмы) в своём сочинении о счастье.

    Поэтому от субботы до понедельника их жизнь будет наполнена счастьем. Доживём ли мы до такого дня, когда между людьми будут построены отношения счастья? Доживём ли до понедельника? Доживём, — отвечает фильм.

    Поэтому, когда мы видим последние кадры,

    - групповую фотографию 9-го «В» класса, на которой красуется любовный треугольник: фотографии Риты, Кости и Гены образуют треугольник, но Гена — в центре фотографии, а рядом с ним — честная Надя Огарышева — они — золотая сердцевина, честь и совесть общества,

    - в нас вселяется такое же счастье за учителей, за ребят, за создателей фильма, которыми переполнены сердца героев фильма,

    «Доживём до понедельника»!!!

    Я ничего не сказал об игре Ирины Печерниковой…

    Её роль — ошеломляет. Сначала надо прийти в себя от её игры, а потом уже что-то говорить. Не уверен, что удастся прийти в себя.

    10 из 10

    19 апреля 2011 | 18:54



    Гениальный фильм. Самый лучший фильм о школе.

    Ни в одном другом фильме так ярко и четко не отображены образы настоящей школьной жизни с ее непременными атрибутами: уроками, переменками, нигде так правдиво не показаны ученики и учителя.

    А ведь всего три дня из жизни школы. Но какие важные три дня. За них столько всего произошло: ученики успели устроить бойкот молодой учительнице и помириться с ней, написать сочинение, получить первый важный урок жизни от своего одноклассника и осознать истинную ценность таких понятий, как дружба, любовь, честь. И еще: они сумели понять, как важны в их жизни такие Учителя, как Илья Семенович.

    Как же схожи ученики этой «школы N…» с представителями современной молодежи. Эти образы совсем не устарели. Во всех классах есть такие же красавицы Риты Черкассовы, безусловные лидеры Кости Батищевы, скромные Надьки Огарышевы, мечтатели Шестопалы, беззаботные лентяи и оболтусы Сыромятниковы. Ольга Остроумова дебютировала в роли Риты Черкассовой, но как хорошо она сыграла юную приму класса. Игорь Старыгин в образе Батищева так хорош собой, ему веришь безоговорочно.

    А учителя! Они настолько узнаваемы. В каждой школе есть такой вот хозяйственник-директор Николай Борисович, и нервно-издерганная Светлана Михайловна, и наивная мечтательница Наталья Сергеевна, и туповатый физрук Игорь Степанович, и географ «с больной печенью», и Таисия Петровна с ее «Не ложьте зеркало в парты» и многие другие учителя.

    Хочется отметить талант режиссера в подборе актеров. Даже в маленьких эпизодах удивительно точное попадание. Любовь Соколова — всего пять минут на экране, а ее образ запомнился на долгие годы. Или та же Нина Гребешкова в образе вечно болтающей по телефону учительницы Аллочки.

    Ну а главные герои! Как тонко и чувственно они сыграли.

    Прекрасная работа Нины Меньшиковой. Актриса сумела сыграть отрицательную героиню так тонко и одновременно сложно, показав тяжелую судьбу Светланы Михайловны, что мне, как зрителю, ее очень жаль. Удивительно понятный образ учительницы русского языка и литературы, которая «отдает себя всю до капли» и при этом причисляет Боратынского к «второстепенным авторам». У меня была такая учительница, поэтому этот образ для меня — попадание в яблочко!

    Илья Семенович Мельников — вот таких учителей сейчас редко встретишь. Это уже вымирающее поколение. А, может, таких просто не осталось в природе. Хочется верить, что они все же есть… Тонкий, удивительно искренний образ учителя истории создал Вячеслав Тихонов. Строгий и требовательный, он умеет сопереживать и чувствовать юные души. Поистине человек, который борется и ищет, и никогда не сдается. Самый лучший Учитель в истории кинематографа.

    Добрая и обаятельная учительница английского языка Горелова Наталья Сергеевна, блистательно сыгранная Ириной Печерниковой. Она так трогательно и искренне любит Илью Семеновича, что хочется надеяться, что все у них сложится хорошо.

    Многие фразы из фильма стали крылатыми: «Пятнадцать строчек! От большинства людей остается только тире между двумя датами», «Счастье — это когда тебя понимают», «Дураки остались в дураках», «Не надо меня жалеть, лучше дай мне отпуск», «Политика царя была трусливая и вело-ромная», «Царь опять показал свою гнусную сущность и стал править по-старому», «Я им говорю: «Не ложьте», а они все ложат и ложат», «Пощадите наши уши»…

    «А теперь… нам пора проститься…» Как же сжимается сердце, когда смотрю этот эпизод. Ведь знаю же, что Илья Семенович не уйдет из школы, а все равно, как при первом просмотре сжимается сердце от этой фразы. И как хорошо в этот момент показаны крупные планы всех главных героев фильма.

    Нет уже с нами Вячеслава Тихонова и Игоря Старыгина. Мы простились с ними, но они вечно будут жить на экране в этих незабвенных образах Учителя и Ученика.

    Этот фильм вечный. Он удивительно простой, добрый, душевный. Мне он особенно близок, потому что мои родители, посмотрев его, избрали себе профессии учителей (мама — преподаватель английского, а папа — учитель истории). Так что могу с уверенностью подтвердить высказывания о том, что все мальчишки и девчонки Советского Союза после выхода фильма на экран стали атаковать факультеты истории и иностранных языков.

    Это не вранье, не небылицы.

    Видели другие видел я,

    Как в ручную глупую синицу

    Превратить пытались в журавля.

    Чтоб ему не видеть синей дали

    И не отрываться от земли,

    Грубо журавля окольцевали

    И в журнал отметку занесли.

    Спрятали в шкафу, связали крылья

    Белой птице счастья моего,

    Чтоб она дышала теплой пылью

    И не замечала ничего.

    Но недаром птица в небе крепла.

    Дураки остались в дураках.

    Сломанная клетка, кучка пепла.

    А журавлик снова в облаках.


    10 из 10

    8 декабря 2009 | 22:40

    У Вячеслава Тихонова есть потрясающий актёрский талант — завораживать. Девушки смотрят на него и влюбляются, парни смотрят на него и хотят быть как он. Это я по себе знаю, я ж влюблялся. После «17 мгновений весны» я настолько был в восторге, что, возомнив себя Штирлицем, держался хладнокровно, был немногословен, почтителен и очень-очень умён. Понятно, что это было давно, в тот возрастной период, когда очень сильно желание подражать увиденному герою. Прекрасно помню то время, это ж было в прошлом августе.

    А тут, ещё до Штирлица, обыкновенный учитель истории. Ну разве может учитель сравниться с разведчиком? Оказывается, может. Его сила, как и сила разведчика, в принципах, в его прямоте, в понимании своей позиции, в мышлении, в бесстрашии. Хотя вот с этими принципами, мышлениями, а живёт наш учитель с мамой, своей семьи, как видно, нет. При этом не верится, что в него не влюблялись — статный, солидный, интеллигентный, пользуется авторитетом, воевал. Светлана Михайловна вон как флиртует.

    Основной сюжетной линией стала история с сочинением о счастье. Взорвавшуюся Светлану Михайловну можно понять. Дело даже не в том, что 14-летняя девочка пишет о том, сколько детей она хочет иметь, а в том, что Светлана Михайловна раза в три старше её и у неё такого счастья, скорее всего, никогда не будет. А у девочки ещё может быть. Какая-то мелкая пигалица вполне может завести двух мальчиков и двух девочек, а она, педагог с двадцатилетним стажем, уже нет. А ведь для неё это точно такое же счастье. Но она его держит, как Ленина в Мавзолее — смотреть можно, оживить нельзя. Завистливая несчастная душа Светланы Михайловны не выдержала. Да и вообще видно, что она из те педагогов, про которых герой Калягина сказал в фильме «Старый новый год»: «а дети-то тебя не любят». Да, двадцать лет педагогического стажа, полжизни в школе, учить детей — призвание, вот только сами детей не любят.

    Фильм затрагивает психологию людей, мышление, эмоции. Несчастная, нелюбимая Светлана Михайловна, принципиальный любимый Илья Семёнович, неуверенная влюблённая Наталья Сергеевна, лиричный и справедливый Гена Шестопал. Кстати стихи в фильме хорошие, понравились. И ещё много кого, чью историю можно прочувствовать. А как не прочувствовать жизнь девочки, чей папа «всем пишет».

    И ещё пару слов об Ольге Остроумовой. Спасибо ей, что она стала актрисой и приняла участие в этом фильме. Она прекрасна.

    9 из 10

    22 марта 2012 | 23:48

    Редкая, редкая драгоценность.

    Мне всегда сложно ответить на вопрос: «Твой любимый фильм?» Ну, у меня… много любимых фильмов, но первым делом на ум приходит «Доживем до понедельника». А я обычно его не называю, потому что у меня действительного много любимых фильмов. Но на ум-то приходит он…

    За что люблю? И за школу, совершенно, кстати, не похожую на мою. И за Тихонова. И за директора, Николая Борисовича. И за Сыромятникова (я приятельствовала в школе с похожим парнем-«шутом»). И за песню про иволгу. И за маму Мельникова с совершенно потрясающей шуткой про дождь. И за тот момент, когда мать двоечника кричит на Мельникова. Вот эту сцену я, стыдно признаться, не могу смотреть без слез… не хочется представать излишне сентиментальной, но это так же пронзает, как «Я мог спасти больше» в устах Оскара Шиндлера.

    Мельников мне сначала, я помню, совершенно не нравился, этот советский «правильный» типаж, эти лозунги… В общем, «этот Эврит действительно хороший лучник. И учитель хороший. А так, похоже, сволочь» (с). Этот его пафос, это отношение к Гореловой, эти его злые придирки к русичке, не знающей всего Баратынского наизусть, и той, что, о боги, страшное преступление, сказала «не ложьте зеркало». Да ты кто сам такой-то, мужик? Идеал, что ли? За собой бы следил… Потом я как-то… пожалела его, смягчилась немного. Он ведь несчастен. Но как его играет Тихонов! Красавец Тихонов в роли сурового бессемейного историка. Ах, Тихонов… все же он и сейчас остается с нами. Для большинства — Штирлиц, а для меня все же, наверное, больше тот, кто пел «Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума…»

    А вот директор мне всегда нравился. И — как точно — ведь не «идейно правильный» Илья Семенович спас друга на войне, а как раз «бюрократ» Николай Борисович. Говорить-то слова высокие каждый может, а вот на деле, бывает… бывает по-разному. Такая у них дружба непростая. «Эх, Илья… уважать тебя можно, а вот любить…» — «Ладно. Не люби меня».

    И все остальные, и учителя, и ученики — совершенно живые. Умный, но считающий себя единственным умным человеком планеты, в чем его проблема, Шестопал, «знающий всему цену» Батищев, беззаветно влюбленная Наталья Горелова, уставшая и несчастная грымза Светлана Михайловна…

    Фильм совершенно бездонный, смотреть и пересматривать: столько судеб, столько характеров, столько вопросов и ответов.

    И верится, что доживем. До понедельника, и дальше…

    Да, я люблю это фильм. А в любви всегда сложно признаваться. Сложно писать, когда понимаешь, что все равно словами не передашь того, что на сердце. В отзыв не поймаешь… все равно, что прикнопить к бумаге солнечный зайчик…

    10 из 10

    23 марта 2010 | 00:37

    «Доживем до понедельника»… Замечательный фильм! Один из лучших фильмов о школе, я думаю. Столько в нем душевности, искренности.

    Это — одновременно и простой, но и необыкновенно сложный фильм о трех днях из школьной жизни. При этом в фильме раскрываются не только взаимоотношения между учениками и учителями, но и темы счастья, любви, внутренней свободы.

    «Счастье — это когда тебя понимают»,- написал в своем сочинении Генка Шестопал. В этом коротком предложении заключается то, о чем, может быть, многие и не задумываются.

    Гена — мечтатель, романтик, он даже становится одним из моих любимых персонажей. Мне очень понравилась задумка о том, как Гена пишет свое сочинение:он смотрит на Риту Черкасову, беззаботно болтающую с «телохранителем» Костей Батищевым, и выводит на листе это единственное предложение о счастье. Рядом лежит рисунок, на котором изображен профиль Риты… И все это — под трогательную, необыкновенно прекрасную музыку — «Журавлиную песню» композитора Молчанова, которая до сих пор звучит в ушах.

    Очень важный момент: Генка убирает наречие «по-моему» только после того, как Надя Огарышева прочитывает свое сочинение. Гена и Надя как будто оказываются заодно, «по одну сторону баррикад», ведь их объединяет… их честность. Рамки, в которые пытаются втиснуть неокрепшие еще сердца и умы учеников — не для них, так же как и принцип «У-2» — угадать-угодить.

    Многим в наше время будет непонятно, как же такое непримечательное сочинение Нади может вызвать столько эмоций, причем негативных, у преподавателя. Сейчас желание иметь «двоих девочек» и «двоих мальчиков» вызовет по большей мере удивление. Но ведь времена были другие. Любая вольность, любое отступление от правил — уже предпосылка чего-то нехорошего. Так думало большинство, а все потому что боялись. Боялись новизны мыслей, нестандартного мышления, не зная, что с этим делать, к чему это может привести. Учительница литературы Светлана Михайловна приказывает Наде порвать сочинение, которое так возмутило ее представления о «нормальном» счастье. Это сочинение испугало ее, и она нашла единственную правильную для себя реакцию — рассердиться.

    Но консерватизм в мышлении — не единственная причина этой реакции. Светлана Михайловна почувствовала себя несчастной. Она поняла, что эти подрастающие ребята мечтают о том, чего у нее не было: простого человеческого счастья. Счастья, заключающегося в любви и понимании.

    Светлана Михайловна — это одинокая, педантичная и принципиальная женщина,«живущая» школой. Она неодобрительно и иногда с завистью смотрит на Наташу, молодую и совсем непохожую на нее учительницу английского. У Наташи впереди целая жизнь, много надежд и при этом уже сформировавшийся взгляд на мир. Светлана Михайловна же ничего не ждет, она уверена, что так и останется несчастливой. При этом она не собирается ничего менять. Светлана Михайловна пытается добиться расположения Ильи Семеновича, и отчаявшись, спрашивает у него:«За что вы меня так ненавидите?». «Да не вас… как вам объяснить» — отвечает он ей. В этой недоговоренности — несовместимость их принципов, идей, взглядов на жизнь.

    Конечно же, самый принципиальный персонаж — это Илья Семенович, учитель истории, главный герой фильма. В его разговоре с директором (а также бывшим сокурсником и боевым товарищем) Николаем Борисовичем Ростоцким ставится один важный вопрос. Лучше, чтобы уважали или чтобы любили? Николай Борисович говорит только об уважении к Илье Семеновичу, однако он не знает, что Илья Семенович и любим Наташей.

    Я думаю, нет такого человека из зрителей, который не симпатизировал бы Илье Семеновичу. Вдохновение, с которым он рассказывает о Шмидте или о «настоящих бастующих» внимательно слушающим его школьникам — это уже говорит о многом. Илья Семенович — настоящий учитель, он именно «воспитывает» в школьниках людей. Он и обращается с ними как со взрослыми.

    Илья Семенович иногда категоричен, но говорит то, что думает. Он делает замечание учительнице младших классов, которая употребляет в речи глагол «ложить»,выходит раньше времени из машины подвозившего его бывшего ученика, который стал успешным, но циничным и бездушным. Очень колко и достаточно обидно Илья Семенович подшучивает над Светланой Михайловной.

    При этом Илья Семенович дарит цветы Светлане Михайловне по случаю юбилея, о котором все забыли, удовлетворяет просьбы матери о тройке для сына. К тому же он такой же романтик, как и Гена Шестопал. «Одинокий странник», наигранный им на рояле в актовом зале, песня «В этой роще березовой», положенного на прекрасные стихи Заболоцкого (музыка, кстати, тоже Молчанова) еще раз подчеркивают возвышенность, духовность Ильи Семеновича. В песнях — лирическая грусть… По кому, по чему?Эти вопросы остаются риторическими. Но, конечно же, большое место в его мыслях и душе играет Наташа.

    Очень непростые отношения у Ильи Семеновича и Наташи. Наташа до сих пор влюблена в него, а он еще боится открыться. В некоторых моментах Илья Семенович ведется себя даже странно, например, когда уходит, не дождавшись Наташу, окруженную толпой встретивших ее бывших одноклассников. Непонятно, как будут развиваться их отношения, но я думаю, что они все-таки будут вместе. Иначе быть не должно, мне кажется.

    Конечно же, нельзя не сказать об игре актеров. Взгляд Ирины Печерниковой в роли Наташи я не забуду долгое время. Беспредельно нежный, умный, иногда вопрошающий и ироничный… В этом взгляде могут вместиться все эмоции, за один только взгляд можно уже полюбить эту актрису. Игра — безупречна. Я бы не представила книжный образ Наташи лучше, чем это сделала Ирина Печерникова.(Я читала и книгу Полонского).

    Игра Вячеслава Тихонова выше всех похвал. Ни в одном моменте не чувствовалась фальшь или несовпадение с образом. Прекрасный образ, прекрасный актер!

    Нина Меньшикова мне тоже понравилась в роли Светланы Михайловны. Кстати, это единственный фильм Ростоцкого, в котором снялась его жена.

    Очень импонирует мне Валерий Зубарев в роли Генки Шестопала. По книге я представляла себе Шестопала немного другим, но воплощение его в фильме в виде этого актера приятно удивило.

    Ольга Остроумова, исполнявшая Риту Черкасову — очень красивая актриса. Восхитительно передан образ — очень точно и натурально.

    Мне не понравился лишь образ Николая Борисовича, директора школы в роли Михаила Зимина. Мне кажется, что директор должен был быть более взрослым, мудрым, рассудительным.

    Конечно, этот фильм стоит посмотреть каждому. И тем, кто учится, и тем, кто далеко уже отошел за пороги школы.

    21 декабря 2013 | 02:13

    Этот фильм — один из самых любимых моих фильмов. Фильм снят по повести Г. Полонского. Здесь — самая первая роль в кино Ольги Остроумовой, великолепный Вячеслав Тихонов, очень трогательная Ирина Печерникова… И удивительная песня на слова Н. А. Заболоцкого… Ее на удивление простая мелодия навсегда врезалась в мою память…

    Фильм о взаимоотношениях людей, об учителях и школьниках, об уроках и переменках, о сомнениях и открытиях… Добрый светлый фильм, наполненный любовью, любовью многогранной: между молодыми людьми, любовью между людьми старшего возраста, любовью к истине, любовью к работе, любовью к справедливости…

    Этот фильм дает возможность взрослым думающим людям взглянуть на детей с несколько другой стороны: Сколько мудрецов бились над вопросом, Что же такое счастье? Оказывается, все очень просто: Счастье- это когда тебя понимают. И все. Мальчишка с открытой душой и добрым сердцем дал абсолютно правильный ответ!

    Фильм нужный. Вечный. И несмотря на некоторые исторически оправданные атавизмы, он все-таки современен! А некоторые персонажи как будто сегодня подсмотрены режиссером в школьных коридорах: к примеру, -Батищев. Ведь это весьма современный молодой человек. Таких вот деловых, красивых, продвинутых очень много! Многие ребята стремятся быть такими. Крутыми. Но бездушными.

    И таких людей, как учительница литературы (очень точно сыгранная Ниной Меньшиковой), тоже долго искать не придется. К сожалению. Таких горе-училок сейчас в наших школах поголовное большинство! Вот таких вот издерганных, вкалывающих от зари до зари «на нервах», зашоренных в рамках образовательного процесса, и в личной жизни безумно одиноких и несчастных…

    А какая умница девочка, которая написала то самое «неприличное» сочинение, из-за которого вся эта история и случилась… Она не побоялась встать и попытаться отстоять своё мнение, свои собственные взгляды…

    Пересматривая этот фильм время от времени и переосмысливая его место в кинематографе, понимаешь, насколько «Доживем до понедельника» выше неиссякаемого бездушного и бессмысленного потока боевиков и сериалов, льющегося на нас со всех экранов! Насколько он искреннее и тоньше затрагивает патриотические чувства, чем бешено дорогие михалковские творения а-ля Голливуд… Точный, правдивый, лаконичный, хорошо сыгранный, без патетики, фильм, рождающий самые добрые чувства…

    Как же нужно тонко чувствовать людей, чтобы снять такой фильм!!!

    10 из 10

    15 сентября 2007 | 01:45

    Этот удивительный фильм Станислава Ростоцкого вышел на советские экраны в 1968 году. Какими далекими кажутся сейчас то время, общество, школа… Но каким близкими и невероятно нужными остаются проблемы и темы, поднятые в «Доживем до понедельника»! Черно-белая история, играющая сонмом внутренних красок. Фильм, который говорит со зрителем открыто и непредвзято, блестящий образец подлинного искусства. Конечно, той школы давно уже нет… Нет интеллигентных учителей — фронтовиков, первых телевизоров и огромной единой страны, сегодняшнее поколение разительно отличается от тогдашнего… Нет Вячеслава Тихонова и Станислава Ростоцкого. На экране остается романтика юности и вера в личное счастье, первое чувство и пепел сожжённых сочинений, мудрый взгляд учителя истории и слезы молоденькой учительницы английского. Вообще, фильм Ростоцкого — это признание в любви к Учителю, восхищение каждодневным личным подвигом, размышление о проблемах молодежи и наполненный светлой грустью рассказ об одиночестве и порядочности, искренних чувствах и, конечно, любви. Мир Школы всегда остается где-то в глубине души, он не исчезает и не забывается. Ведь в нем лучшее время! Время великой дружбы и любви, время становления личности, время удивительных открытий и не менее великих заблуждений. Таков он и в фильме Ростоцкого… Но помимо прочего, в нем есть революционность и не типичный для того времени подход к не простым вопросам. Умный сценарий Георгия Полонского и блестящая режиссура породили пример честного и пронзительного кино, а от вкрадчивой и спокойной игры Вячеслава Тихонова замирает душа. Полный сомнений по поводу своего дальнейшего актерского будущего, он поддался на уговоры своего друга сняться в роли учителя истории, Ильи Семеновича Мельникова. И этот образ стал еще одной визитной карточкой той эпохи, хотя фильм и был снят уже после хрущевской «оттепели»…

    После Великой Отечественной прошло всего 23 года. Можно себе представить каким беспрекословным уважением пользовались учителя, да еще фронтовики! Илья Семенович настоящий герой для своих подопечных, его слушают затаив дыхание, ему верят, как себе… А еще, его безнадежно любит молодая учительница английского Наташа Горелова и измученная душевной пустотой Светлана Михайловна. Да и сам Илья Семенович переживает одиночество, коротая вечера в компании старенькой мамы. Все свои силы, знания, опыт он отдает школе, понимая как важно не сломать и не покалечить молодые души, которым предстоит строить свою жизнь и свое будущее. Ведь что может быть важнее своей нравственной позиции и умения отстаивать личное мнения, не бояться ломать стереотипы и мыслить в новом ключе.

    Сегодня «Доживем до понедельника» — это тоска по тем людям и той нравственности, воспоминание о прекрасном времени, пусть далеко и не однозначном… Показывая в фильме суть конфликта, режиссер предлагает не спешить с выводами и попытаться понять молодое поколение, дать и им шанс высказаться… Ведь счастье именно в понимании, в сострадании к близкому тебе человеку… И пусть для многих современная Школа никогда не станет чем-то большим, как это было с предшествующими поколениями, удивительный взгляд Вячеслава Тихонова и мудрость, а главное, порядочность Учителя всегда будут напоминать о том внутреннем свете и доброте, которые сделали лучше и чище многих из нас.

    10 из 10

    27 августа 2012 | 14:09

    Я даже толком не знаю, за что поставил этому фильму 4 из 10! Это завышенная оценка. И тем более теряюсь в догадках, за что его почти все поголовно хвалят.

    Мне нужно было по работе посмотреть пару-тройку педагогических фильмов. Конечно же, я сперва глянул рейтинги, чтобы не тратить своё время на что попало, а просмотреть лучшие картины на педагогическую тему. «Доживём до понедельника» попал на 235 место топ-250 лучших фильмов по рейтингу на Кинопоиске. Дай, думаю, посмотрю…

    Какая же скукотища! Я давно уж не припомню столь скучного фильма. Мне кажется, даже «Комбинат «Надежда»» и то поинтереснее будет. Конфликты притянуты за уши, страдания персонажей выеденного яйца не стоят (разве что личная драма противной и желчной завучки понятна), диалоги наивные, актёрская игра театральна в худшем смысле этого слова: актёры безбожно переигрывают, особенно сыгравшая молодую училку, безнадёжно влюблённую в Тихонова. Сам по себе угрюмый и замкнутый персонаж Тихонова не лишён некой таинственной харизмы (так что понятно, почему эта роль считается одной из его лучших), но что конкретно его гложет — так толком и не понятно: опять же, конфликт высосан из пальца, и мотивация персонажа неясна.

    Единственно кто сыграл сильно — это жена режиссёра, исполнившая роль завучки: ей я верю. Но сыгравшие учеников актёры страшно действуют на нервы, а от звучания английского языка (махровейшего Soviet English) коробит. Операторская работа тоже весьма неудовлетворительна: большинство кадров переоблегчены — снизу картинка неуместно обрезана, а над головами актёров воздуха с ладонь. Ужасно бесит. В некоторых сценах оператор создал интересные светотеневые рисунки (например, в сцене диалога завучки и Тихонова, когда в зале вырубился свет; или в сценах у Тихонова дома, когда он с мамой), но жуткая композиция кадра портит всё впечатление.

    И, наконец, главный, на мой взгляд, недостаток фильма — его медленный темпоритм. Я не смог посмотреть фильм за раз. Прерывался и не хотел возвращаться к просмотру. Но буквально заставил себя досмотреть до конца (чтобы понять, за что же его так самозабвенно хвалят), но это один из тех случаев, когда старые фильмы смотреть бывает мучительно скучно, ведь я привык к динамичным и увлекательным современным кинолентам.

    В общем, вердикт мой неутешителен. Скукотища и мура, с выковырянными из носа конфликтами, слабыми диалогами и кое-какой актёрской игрой. Исключение — актриса, сыгравшая противную завучку: на мой взгляд, ей удалось создать глубокого персонажа, а вот Тихонов здесь держится чисто на своей личной актёрской харизме и мужском обаянии, но персонаж у него получился излишне таинственный и нарочито непонятный: он не понятен не только зрителю, но и сам себе. Я не отрицаю, что такие запутавшиеся люди в реальной жизни существуют, но в фильме хотелось бы видеть кого-то вызывающего больше интереса. И, как и другие произведения соцреализма, фильм очень далёк от реальной жизни, что не позволяет полностью поверить в эту историю и сопереживать героям.

    Жаль потраченного времени.

    4 из 10

    6 декабря 2015 | 08:43

    Стыдно признаться, но я с детских лет взрастила в себе убеждение, что Россия — страна третьего мира и третьесортных мозгов. Впрочем, меня ли в этом винить, когда на экраны выходят «Служебные романы нашего времени», а десять лет назад и того не было. Лучшие фильмы, которые я посмотрела, лучшие книги, лучшая музыка, самые вкусные шоколадки, наконец — всё из-за бугра. Поэтому я не перестаю удивляться каждый раз, когда попадаю на достойный советский фильм. Опять же, представления об СССР у меня самые стереотипные: подавление личности, мир-труд-май, ура революции.

    Стоп. Отмотайте плёнку назад. Главный герой в этом фильме — учитель истории. Я никогда особо не любила историю, считая её нагромождением сплетен и россказней разной степени лживости. Опустив между собой и историей железный занавес, я на самом деле погрязла в чужих мнениях и расхожих представлениях. Но вот — документ времени. Советский фильм, который захватывает, и чем бы вы думали — душевным смятением, почти экзистенциальной тоской и сложностью!

    Три дня из жизни школы, сотканные из тонких лейтмотивов, намёков, поворотов головы и слёз в кулачок. Здесь нет сюжета как такового или поучительной морали, это скорее искусно собранные воедино зарисовки на вечные темы. Что значит быть учителем? Что есть счастье? Что значит любить? Как не «задушить Моцарта» в попытках вдолбить разумное-доброе-вечное? Ограниченный школьный мирок живёт в своём ритме, дышит недомолвками, кормится старыми историями. Тут есть старая грымза и молодая учительница, есть мудрый одинокий учитель и его юношеская влюблённость, есть «белый парус» в море ученических голов, есть директор-управленец, есть проницательная старушка — но самое удивительное то, с какой лёгкостью все эти лучи сходятся в одной точке и составляют картину типичной школьной жизни.

    Ещё одно — практически весь фильм звучат стихи, звучит музыка. Как часто сейчас услышишь поэзию в современном кинематографе? Как часто нам просто протягивают что-то прекрасное на ладони и говорят — посмотри? Подумать только, девочку на уроке литературы отчитывают за то, что она написала о своей мечте иметь семью… А что сейчас? Дай подросткам тему о счастье — станут описывать новый i-phone и прелести свинга.

    Наверное, я становлюсь старой и брюзгливой. Молодёжь меня не поймёт. Однако, фильм меня тронул до глубины души и породил желание взяться как следует за советский кинематограф.

    8 из 10

    7 апреля 2011 | 00:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>