всё о любом фильме:

Доживем до понедельника

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийГеоргий Полонский
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникБорис Дуленков, Эльза Рапопорт
монтажВалентина Миронова
жанр мелодрама, драма, ... слова
зрители
СССР  31 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время106 мин. / 01:46
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234.
    • Единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году.
    Фрагмент 02:45

    файл добавилMoralEnd1990

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 564 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    О школе и об учителях

    Традиционно фильм «Доживём до понедельника» считается одним из самых лучших в советском кинематографе. И действительно, он очень интеллигентный, очень лёгкий и нежный. Он очеловечивает человека и жизнь. Он прекрасен.

    Кто-то здесь говорил, что иная стала жизнь, и что школа стала иной тоже… Но это только на поверхности, а внутри ведь всё то же самое.

    Мне, учителю XXI уже века, было интересно смотреть на моих предшественников, отделённых от меня больше чем половиной века. И было ощущение, что не было этих 50 лет. Всё очень современно. Я вспоминала, глядя на ребят, своих учеников, и прежних, и нынешних. Настолько похожи по типажу они были. В учителях узнавала своих коллег. Авторам удалось захватить самую суть психологии учительского и ученического коллективов. Причём образ каждого учителя и ученика был сложен из мельчайших, тончайших деталей. Я бы сказала, что полтора часа наблюдала филигранную портретную работу сценариста и режиссёра…

    А самое главное — работу актёров, конечно.

    Этот фильм устроен так, что без гениальной работы актёров фильм просто не сложился бы. Абсолютно все актёры играли так, что слово «гениально» я отдаю безо всякой жалости и сомнения. Вот оно — непревзойдённое мастерство старой школы. Едва ли когда-нибудь этот золотой век повторится в истории нашего кино (но я в это всё равно верю).

    Каждый образ, вплоть до уборщицы, сыгран колоритно. Каждому актёру удалось создать образы по-настоящему больших людей, пусть со своими страданиями, недостатками, претензиями к жизни и к друг другу, но больших.

    И вот парадокс. Люди из века в век одни и те же. Среди моих коллег, и молодых, и средних лет, и пожилых, я могу назвать с лёгкостью (вопреки мнению многих о современной школе) множество тех, кто является вот таким вот Большим Человеком и в жизни, и в профессии. И такое же количество учеников, умных, честных, благородных. Но почему наш-то кинематограф их не видит? И не рождается у нас нечто хотя бы отдалённо близкое по качеству к фильмам уровня «Доживём до понедельника». На наших экранах появляется только разного рода шедевры под авторством дамы, которая ни капли крови не отдала, чтобы сделать ситуацию в этой самой школе лучше, если уж она, на её взгляд, так плоха.

    О любви

    Можно посмотреть на фильм не только с точки зрения доминирующей школьной темы. Например, с точки зрения любви.

    Эта тема раскрывается в двух плоскостях. С одной стороны, перед нами любовь двух девятиклассников. Эта линия очень интересная и талантливо воплощённая, но вот линия любви Натальи Сергеевны и Ивана Семёновича для меня её затмила. В первую очередь, благодаря своей психологической многоаспектности.

    С одной стороны, перед нами история любви людей с разницей в возрасте почти в 20 лет. С другой стороны, перед нами история любви учителя и ученицы.

    Всё это такие скользкие темы, которые при нечуткости режиссёра и сценариста могли бы покрыться плёнкой либо морализаторства, либо скабрёзности, а то и вовсе превратиться в банальщину.

    Но в данном случае этого не происходит. Здесь перед нами, на мой взгляд, одна из самых красивых историй любви в кино. Безо всего этого умопомрачительного секса, который пытаются нам предложить в западном кино как единственное проявление «красивой» любви почти всё время. Безо всяких шикарных поездок, вилл и авто, без всей этой мишуры. Всё скромно и целомудренно.

    Наталья Сергеевна — бывшая ученица Ивана Семёновича. У него даже хранится портрет Натальи Сергеевны со времён её ученичества. Эту пару смущало и раньше их чувство, но ведь Иван Семёнович сумел дождаться, когда Наташа повзрослеет, что в очередной раз подчёркивает, какой высокой культурой, и нравственной, и профессиональной, обладал этот человек. И как он сильно и по-настоящему любил свою Наташу.

    Но сейчас, когда Наташа сама стала учительницей, Ивана Семёновича останавливает уже разница в возрасте. Ей — 23, ему — 42. Ему кажется, что он ей не пара. С ней не может быть ему интересно. Но Наталье-то самой так не кажется. Она ищет в Иване Семёновиче не старшего товарища: Наташа — вполне самодостаточная взрослая девушка. И не покровителя. Она любит его. По-человечески. Как интересного, умного, талантливого мужчину. Она ценит его опыт и уважает его.

    И не зря режиссёр делает финал именно таким. Пусть финал остаётся открытым, но нам даётся вполне прозрачный намёк: Иван Семёнович переосмыслил ситуацию… Ведь главное — это когда тебя понимают… А разница в возрасте — это только цифры.

    24 апреля 2014 | 13:58

    Давно хотел оценить сей забытый шедевр, нашего кинематографа, да всё не находил времени. Наконец, все дела сделаны, и можно с чистой душой расслабиться, и насладиться советским кино.

    Честно говоря, не знаком с работами Ростоцкого (окромя «Белый Бим — Черное ухо»), но данная картина, мне лично не понравилась. Постараюсь объяснить почему, тем паче никого разубеждать в истинной ценности отечественного продукта — не собираюсь.

    Сюжет прост — имеем небольшой рассказ, о буднях простых советских школьников, не обремененных заботами. Имеем также учителя истории (по сути — главное действующее лицо), одинокого фронтовика, пытающегося донести современному поколению истинные ценности.

    Вся завязка строится на проступке (если его можно так назвать, в картине — он преподносится не иначе как) одной ученицы, изложившей в школьном сочинении, свои мысли — в чём же заключается счастье..

    Что сказать, похоже, что, министерство культуры, не обошло вниманием эту картину, так как кроме Тихонова, здесь больше посмотреть не на что, и не на кого (Да да, я хочу сказать что это типичный «гос. заказ»). Зачем, к примеру, была снята сцена, где Илья Семенович, встречает своего бывшего ученика? А постоянные беседы с матерью? Если вы взяли за основу — школьную парту, так и доводите до конца, метания из стороны в сторону, ни к чему.

    Присутствие персонажа Ирины Печерниковой, так и осталось для меня загадкой. Всё как-то половинчато, недосказано…

    Актёрская игра — слабая. Весь фильм показывают глупые глаза Зубарева, да профиль Тихонова. А был ли мальчик?..

    Серо, беспросветно, я не увидел, ни меняющегося мировоззрения одинокого, пожилого человека, ни принятием ценностей молодежи. Разве только, пара сцен, действительно сильных, вытаскивают фильм из серости.. А именно: момент, когда произносится речь о Шмидте, и разговор двух старых, боевых товарищей, повидавших виды.

    Итог: не хочу ругать данное произведение, но глаз что называется, не повёлся. Преподносится как размышление о судьбе человека и его праве на счастье, но дальше предисловия, дело не пошло, а жаль..

    Вердикт:

    4 из 10

    2 августа 2011 | 00:36

    Прекрасный фильм «Доживем до понедельника» хорош во всех отношениях. Это и шикарная игра актеров, и гениальная задумка, и конечно же, глубокий смысл.

    Несмотря на то, что фильм был снят в 1968 году, он невероятно актуален и на сегодняшний день. Взять хотя бы принцип У2, который к сожалению, существует и в школе, и в жизни. Например, Надя Огарышева, которая не воспользовалась этим принципом и, написав в сочинении то, что думала и о чем мечтала, шокировала весь класс и, прежде всего, учительницу. Если представить эту же девушку в современной школе, то в лучшем случае, над ней просто не будут издеваться.

    А как не согласиться с тем, что Илья Семеныч сказал об учебнике истории? Ведь задумывающемуся человеку с логическим мышлением без боли в сердце нелегко читать современные учебники, в которых декабристы оказываются кучкой заговорщиков, мечтающих захватить власть, а не прогрессивно мыслящими и высокодуховными людьми, пытающимися бороться за свободу крестьян и за лучшую жизнь.

    А задумывался ли кто-нибудь сейчас, как Генка Шестопал, над тем, что такое счастье? Увы, у большинства людей в современном мире счастье — в деньгах. А много ли у нас преподавателей, которые заставляют на уроках думать и мыслить и преподают предмет, так что заслушаешься, таких, как Мельников?

    Этот фильм заставляет проводить параллели с современной жизнью, с современной школой. И отсюда встает вопрос: «А что изменилось?» Но если что-то и изменилось, то в худшую сторону. «Доживем до понедельника» — замечательный фильм, который призывает меняться к лучшему.

    10 из 10

    21 июня 2012 | 00:04

    Мне кажется, что этот фильм, он «с двойным дном». Внешне — это заурядная киноистория из школьной жизни. И там есть молодая учительница Горелова, есть опытный и хороший педагог Мельников Илья Семенович, а есть педагог косный и консервативный — Светлана Михайловна. И Мельников Горелову любит еще с ее школьных лет, она когда-то у него училась. И есть некий 9-й класс, там «любовный треугольник»: красавица Рита Черкасова, ей симпатизируют практичный и циничный Костя Батищев и романтичный школьный поэт Геннадий Шестопал. И какие-то происходят школьные события: ученики приносят на урок молодой учительнице ворону, срывают урок. Потом пишут сочинение, ученики мыслят свежо, а немолодая учительница — косно. И мораль там такова, что нужно молодой учительнице брать пример с хорошего учителя, а не с плохой учительницы. И что детям нужно себя хорошо вести и т. п.

    Но, конечно же, там все сложнее и все глубже. И основное там запрятано не в сюжете и не в тексте, а как бы между строк или «между кадров». Прекрасный педагог Мельников (честный, эрудированный, совестливый) постоянно мучается, ведет себя нервозно, обижает окружающих, и причины напрямую не называют: то ли это от неразделенной любви, то ли от жизни устал.

    Там есть разговор Мельникова с директорам школы. Разговор нарочито сумбурный, бестолковый. Но при этом Мельников жалуется на то, что «учебник истории в нынешнем году не такой, как в прошлом». А директор говорит, что для него нет проблем: «свежая газета — последнее слово исторической науки» (цитирую по памяти). И я могу предположить, что Мельников (бывший фронтовик) учился на педагога сразу после войны. Стало быть, в свои первые учительские годы он преподавал историю в сталинской трактовке (с «двурушниками» и скрытыми злодеями, окружавшими Ленина в 1917 г., и справедливо их всех было посадить/расстрелять в 1937-38 г. г.). А потом нужно было смотреть своим ученикам в глаза и рассказывать, что Сталин был неправ, а оказывается был «культ личности», но теперь все будет хорошо, и к 1980-му году построим коммунизм. А после 1964 года (это уже совсем близко к времени действия фильма) и Хрущев оказался не так хорош, но зато главным событием войны было сражение на Малой земле.

    И потом нам показывают (кажется это единственный случай в советском кино и применительно к положительному педагогу), как Мельников вечером в обычный будничный день просит старую матушку налить ему водки. И можно только догадываться, сколько реальных учителей истории — честных и совестливых — уходили в запой потому, что стыдно было ученикам в лицо смотреть, учить их добру и справедливости, но оправдывать политику властей.

    Думаю, еще очень важный эпизод — это когда Мельников-Тихонов встречает Бориса Рудницкого, своего бывшего ученика. Тоже там «для официальных зрителей» данный эпизод замотивирован тем, что Рудницкий собирался жениться на Гореловой-Печерниковой. А это для Мельникова (безнадежно влюбленного в Горелову) лишняя «соль на раны».

    Должен сказать, что эпизод с Рудницким поначалу вызывал у меня повышенный интерес, потому что там не все стыкуется. Рудницкий был «любимым учеником Мельникова», стало быть, предмет знал и формально, и неформально. Он — одногодок Гореловой. Следовательно, вчерашний выпускник ВУЗа и «молодой специалист». А такие в советское время обычно в первые годы работали за небольшую зарплату и в режиме стажера. При всем этом он в деньгах не стеснен, имеет персональную машину с шофером. И его собирались послать «в длительную командировку в Англию». А тогда выехать за границу для обычного человека было редкой удачей, мечтой всей жизни.

    Я думаю, что скорее всего Рудницкий работает в каком-нибудь горкоме или обкоме партии или комсомола. То есть, Мельников мучается совестью перед детьми из-за вынужденной лжи и двойных стандартов, а бывший ученик готов пристроить его «по знакомству» в тот обком, чтобы эрудированный человек красноречиво и с правдивыми глазами рассказывал другим партийцам, что нынешний курс партии — самый правильный и единственно возможный.

    Другой интересный эпизод — когда Мельников получает письмо от родителя. Чиновный папа пишет, что история — наука простая, там «не нужно быть семи пядей во лбу». И действительно, общественные науки в советское время содержали набор лозунгов или догм: «материя первична, сознание вторично», «под мудрым руководством партии достигли выдающихся побед», «коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым». И для хорошей оценки нужно было это только заучить и произносить к месту.

    А Мельников вместо этого совершает все мыслимые прегрешения: выбирает для изучения нетипичные и непоказательные исторические эпизоды (про лейтенанта Шмидта, про которого 5 строк в учебнике); требует читать другие книги помимо учебника (мало ли, что там прочтут); поощряет учеников думать и сомневаться (как можно сомневаться в том, что написано в учебнике!). Так что чиновный папа тут не просто ратует за дочку, а грозит Мельникову «состряпать дело» по идеологической линии!

    Эпизод про сочинение «о счастье» тоже характерен. Казалось бы, что стоило той Светлане Михайловне просто поставить девочке после урока «двойку» за «неверно раскрытую тему» и спустить дело на тормозах. А она устраивает скандал, да еще очень просит: «Напиши про Катерину, может быть успеешь!» А дело тут в том, что школьное сочинение — это документ. И, помимо того, что «в СССР секса нет» и что «рано в 9-м классе девочкам думать о замужестве и деторождении», так и вопрос «Что такое счастье?» предполагал вполне определенные «правильные» ответы. Например: «Счастье — это когда добросовестно учишься в школе, упорно трудишься взрослым, и тем приближаешь наступление коммунизма!» А то, что написала в сочинении Надя Огарышева, это реальная «бомба» под педагога и «подарок» для иного чиновного папы, любящего «слать сигналы»: документальное свидетельство «недоработок в идейно-воспитательной работе».

    Ну вот. И фильм-то черно-белый. И снят полвека назад. Но я иногда думаю, что под видом заурядного кино из школьной жизни коммунист, фронтовик, инвалид войны и просто смелый человек Станислав Ростоцкий снял исключительно «антисоветское кино о советской школе». И когда в наши дни я слышу призывы «бороться с фальсификацией истории» (и уголовно наказывать историков, чьи трактовки исторических событий отличаются от потребностей сегодняшнего дня) или «написать самый правильный единый школьный учебник истории» (который бы содержал простые и четкие ответы на самые сложные и неоднозначные вопросы, а также конечный перечень исторических фактов, которые следует знать школьникам), то я вспоминаю грустные глаза Тихонова-Мельникова. И думаю о том, как удалось в те непростые годы снять кинофильм, который и в XXI веке не потерял своей злободневности и актуальности!

    10 из 10

    Бесспорный киношедевр!

    13 марта 2014 | 05:59

    Один из тех фильмов советских времен, который вызывает светлую грусть о том, какой же кинематограф мы потеряли. Пусть говорят, что тогда было все по заказу, под строжайшей цензурой и т. п. А вы думаете, сейчас не так? Если думаете, тогда ответьте: что случилось сейчас с русским кинематографом? Таланты никуда не делись, я вас уверяю. Просто их не пускают. Невыгодно. А пускают откровенный шлак. А как раз в те далекие времена через любую цензуру умудрялись прорываться настоящие, душевные, замечательные фильмы. Один из них — этот.

    «Доживем до понедельника» я люблю с детства. Посмотрела его случайно, и чем-то зацепил, хотя тогда я мало что поняла. Зато теперь можно пересматривать и с каждым разом открывать для себя что-то новое. Что меня удивляет — тогда умели снять кино так, чтобы раскрыть душу каждого персонажа. Показать, какой он человек. Благодаря этому фильм и задевает за живое. Сейчас это даже в драмах не всегда получается.

    Другими плюсами картины является игра актеров (всем веришь безоговорочно, даже школьникам), красивый печальный саундтрек и замечательные стихи. Все, которые есть в фильме. Уже ради всего этого фильм смотреть стоит.

    Мне жаль тех, кто не понимает этот фильм и считает его устаревшим. Да, люди тогда были другими. Да, многие ситуации «оттуда» сейчас бы не произошли. (Хотя школа все-таки показана отлично: смотрю и в некоторых моментах прямо узнаю свою школу. Не так много чего и поменялось). Но чувства людей — они же одинаковы на все времена. Только сейчас их научились лучше скрывать. А, глядя на многих героев этого фильма, хочется стать лучше, честнее, искреннее. Разве это не важно?

    Как одному из любимых фильмов, ставлю безоговорочное

    10 из 10

    5 февраля 2012 | 11:18

    - А Сыромятников списывает… Чужое счастье ворует.

    Мне было дано ровно три дня. Столько же, сколько и героям фильма. Первый — четверг — знакомство. Во второй — в пятницу — пришли незамысловатые слова, но они будут в конце моего отзыва. Третий — субботу — потратила я на то, чтобы взрастить из зернышек, прямиком вверх, к заглавию, простенький цветок, чтобы один человек тепло улыбнулся, когда я протяну его ему, тоже тепло улыбаясь.

    Так уж вышло, что с понедельника начинаются маленькие революции в жизнях маленьких людей. Этот день может соперничать разве что с Новым годом, когда даются обещания, произносятся клятвы, и если часть из них все же воплощается, наперекор человеческой лени и оседлой неизменности, закоренелой словно старый пень, уже хорошо.

    Но бывает и все наоборот. Кто-то смешивает карты, доводит нервы до предела и происходит небольшой взрыв. Среди недели такой вот вулкан просыпается в одной средней школе. Будет пепел, будут слезы, непонимание и грусть одиночества и 24 счастья, сумевших растопить эту грусть звонким смехом, так, что в уголках глаз сгрудились слезы.

    Хочу вспомнить любимейшую сцену, и не могу выбрать. Кадры лавиной набрасываются на меня. Вот Шестопал идет по школьному коридору, поздний вечер, а перед ним кошка черная бежит, что-то тут неладное должно произойти, или вот Наташа перебегает улицу, оставляя Илью Семеновича одного, к своим молодым друзьям и стоят они на разных улицах в вечернем шуме, и всплывают строки «стремительно вращается земля, а мы с тобой не делаемся ближе…», но это из другой любовной истории, идущей параллельно с этой, перекликаясь с ней эхом душевных закоулков, приводящем в неизменный тупик.

    Такие сцены рождают глубокие вздохи какой-то тоскливой безысходности, безвыходности. Но тут же надо мной загорается фонарь, и Шестопал произносит правило двойного У (угадать и угождать) и я понимаю, что все не напрасно. Что есть я, а через стену можно перелезть, взорвать ее или разобрать по кирпичикам. Или взлететь на крыльях, подаренных мне этим фильмом, вдохновившем на затяжной полет в несколько слов и неизмеримый ничем миг счастья. Счастья в том, чтобы оставаться верным себе и своей мечте, с сердцем бьющемся в такт с моим.

    Мишутке Сережке Юсупову, с пожеланием не забывать, что счастье — это так просто.

    28 ноября 2010 | 17:05

    Редкая, редкая драгоценность.

    Мне всегда сложно ответить на вопрос: «Твой любимый фильм?» Ну, у меня… много любимых фильмов, но первым делом на ум приходит «Доживем до понедельника». А я обычно его не называю, потому что у меня действительного много любимых фильмов. Но на ум-то приходит он…

    За что люблю? И за школу, совершенно, кстати, не похожую на мою. И за Тихонова. И за директора, Николая Борисовича. И за Сыромятникова (я приятельствовала в школе с похожим парнем-«шутом»). И за песню про иволгу. И за маму Мельникова с совершенно потрясающей шуткой про дождь. И за тот момент, когда мать двоечника кричит на Мельникова. Вот эту сцену я, стыдно признаться, не могу смотреть без слез… не хочется представать излишне сентиментальной, но это так же пронзает, как «Я мог спасти больше» в устах Оскара Шиндлера.

    Мельников мне сначала, я помню, совершенно не нравился, этот советский «правильный» типаж, эти лозунги… В общем, «этот Эврит действительно хороший лучник. И учитель хороший. А так, похоже, сволочь» (с). Этот его пафос, это отношение к Гореловой, эти его злые придирки к русичке, не знающей всего Баратынского наизусть, и той, что, о боги, страшное преступление, сказала «не ложьте зеркало». Да ты кто сам такой-то, мужик? Идеал, что ли? За собой бы следил… Потом я как-то… пожалела его, смягчилась немного. Он ведь несчастен. Но как его играет Тихонов! Красавец Тихонов в роли сурового бессемейного историка. Ах, Тихонов… все же он и сейчас остается с нами. Для большинства — Штирлиц, а для меня все же, наверное, больше тот, кто пел «Но ведь в жизни солдаты мы, И уже на пределах ума…»

    А вот директор мне всегда нравился. И — как точно — ведь не «идейно правильный» Илья Семенович спас друга на войне, а как раз «бюрократ» Николай Борисович. Говорить-то слова высокие каждый может, а вот на деле, бывает… бывает по-разному. Такая у них дружба непростая. «Эх, Илья… уважать тебя можно, а вот любить…» — «Ладно. Не люби меня».

    И все остальные, и учителя, и ученики — совершенно живые. Умный, но считающий себя единственным умным человеком планеты, в чем его проблема, Шестопал, «знающий всему цену» Батищев, беззаветно влюбленная Наталья Горелова, уставшая и несчастная грымза Светлана Михайловна…

    Фильм совершенно бездонный, смотреть и пересматривать: столько судеб, столько характеров, столько вопросов и ответов.

    И верится, что доживем. До понедельника, и дальше…

    Да, я люблю это фильм. А в любви всегда сложно признаваться. Сложно писать, когда понимаешь, что все равно словами не передашь того, что на сердце. В отзыв не поймаешь… все равно, что прикнопить к бумаге солнечный зайчик…

    10 из 10

    23 марта 2010 | 00:37

    «Доживем до понедельника»… Замечательный фильм! Один из лучших фильмов о школе, я думаю. Столько в нем душевности, искренности.

    Это — одновременно и простой, но и необыкновенно сложный фильм о трех днях из школьной жизни. При этом в фильме раскрываются не только взаимоотношения между учениками и учителями, но и темы счастья, любви, внутренней свободы.

    «Счастье — это когда тебя понимают»,- написал в своем сочинении Генка Шестопал. В этом коротком предложении заключается то, о чем, может быть, многие и не задумываются.

    Гена — мечтатель, романтик, он даже становится одним из моих любимых персонажей. Мне очень понравилась задумка о том, как Гена пишет свое сочинение:он смотрит на Риту Черкасову, беззаботно болтающую с «телохранителем» Костей Батищевым, и выводит на листе это единственное предложение о счастье. Рядом лежит рисунок, на котором изображен профиль Риты… И все это — под трогательную, необыкновенно прекрасную музыку — «Журавлиную песню» композитора Молчанова, которая до сих пор звучит в ушах.

    Очень важный момент: Генка убирает наречие «по-моему» только после того, как Надя Огарышева прочитывает свое сочинение. Гена и Надя как будто оказываются заодно, «по одну сторону баррикад», ведь их объединяет… их честность. Рамки, в которые пытаются втиснуть неокрепшие еще сердца и умы учеников — не для них, так же как и принцип «У-2» — угадать-угодить.

    Многим в наше время будет непонятно, как же такое непримечательное сочинение Нади может вызвать столько эмоций, причем негативных, у преподавателя. Сейчас желание иметь «двоих девочек» и «двоих мальчиков» вызовет по большей мере удивление. Но ведь времена были другие. Любая вольность, любое отступление от правил — уже предпосылка чего-то нехорошего. Так думало большинство, а все потому что боялись. Боялись новизны мыслей, нестандартного мышления, не зная, что с этим делать, к чему это может привести. Учительница литературы Светлана Михайловна приказывает Наде порвать сочинение, которое так возмутило ее представления о «нормальном» счастье. Это сочинение испугало ее, и она нашла единственную правильную для себя реакцию — рассердиться.

    Но консерватизм в мышлении — не единственная причина этой реакции. Светлана Михайловна почувствовала себя несчастной. Она поняла, что эти подрастающие ребята мечтают о том, чего у нее не было: простого человеческого счастья. Счастья, заключающегося в любви и понимании.

    Светлана Михайловна — это одинокая, педантичная и принципиальная женщина,«живущая» школой. Она неодобрительно и иногда с завистью смотрит на Наташу, молодую и совсем непохожую на нее учительницу английского. У Наташи впереди целая жизнь, много надежд и при этом уже сформировавшийся взгляд на мир. Светлана Михайловна же ничего не ждет, она уверена, что так и останется несчастливой. При этом она не собирается ничего менять. Светлана Михайловна пытается добиться расположения Ильи Семеновича, и отчаявшись, спрашивает у него:«За что вы меня так ненавидите?». «Да не вас… как вам объяснить» — отвечает он ей. В этой недоговоренности — несовместимость их принципов, идей, взглядов на жизнь.

    Конечно же, самый принципиальный персонаж — это Илья Семенович, учитель истории, главный герой фильма. В его разговоре с директором (а также бывшим сокурсником и боевым товарищем) Николаем Борисовичем Ростоцким ставится один важный вопрос. Лучше, чтобы уважали или чтобы любили? Николай Борисович говорит только об уважении к Илье Семеновичу, однако он не знает, что Илья Семенович и любим Наташей.

    Я думаю, нет такого человека из зрителей, который не симпатизировал бы Илье Семеновичу. Вдохновение, с которым он рассказывает о Шмидте или о «настоящих бастующих» внимательно слушающим его школьникам — это уже говорит о многом. Илья Семенович — настоящий учитель, он именно «воспитывает» в школьниках людей. Он и обращается с ними как со взрослыми.

    Илья Семенович иногда категоричен, но говорит то, что думает. Он делает замечание учительнице младших классов, которая употребляет в речи глагол «ложить»,выходит раньше времени из машины подвозившего его бывшего ученика, который стал успешным, но циничным и бездушным. Очень колко и достаточно обидно Илья Семенович подшучивает над Светланой Михайловной.

    При этом Илья Семенович дарит цветы Светлане Михайловне по случаю юбилея, о котором все забыли, удовлетворяет просьбы матери о тройке для сына. К тому же он такой же романтик, как и Гена Шестопал. «Одинокий странник», наигранный им на рояле в актовом зале, песня «В этой роще березовой», положенного на прекрасные стихи Заболоцкого (музыка, кстати, тоже Молчанова) еще раз подчеркивают возвышенность, духовность Ильи Семеновича. В песнях — лирическая грусть… По кому, по чему?Эти вопросы остаются риторическими. Но, конечно же, большое место в его мыслях и душе играет Наташа.

    Очень непростые отношения у Ильи Семеновича и Наташи. Наташа до сих пор влюблена в него, а он еще боится открыться. В некоторых моментах Илья Семенович ведется себя даже странно, например, когда уходит, не дождавшись Наташу, окруженную толпой встретивших ее бывших одноклассников. Непонятно, как будут развиваться их отношения, но я думаю, что они все-таки будут вместе. Иначе быть не должно, мне кажется.

    Конечно же, нельзя не сказать об игре актеров. Взгляд Ирины Печерниковой в роли Наташи я не забуду долгое время. Беспредельно нежный, умный, иногда вопрошающий и ироничный… В этом взгляде могут вместиться все эмоции, за один только взгляд можно уже полюбить эту актрису. Игра — безупречна. Я бы не представила книжный образ Наташи лучше, чем это сделала Ирина Печерникова.(Я читала и книгу Полонского).

    Игра Вячеслава Тихонова выше всех похвал. Ни в одном моменте не чувствовалась фальшь или несовпадение с образом. Прекрасный образ, прекрасный актер!

    Нина Меньшикова мне тоже понравилась в роли Светланы Михайловны. Кстати, это единственный фильм Ростоцкого, в котором снялась его жена.

    Очень импонирует мне Валерий Зубарев в роли Генки Шестопала. По книге я представляла себе Шестопала немного другим, но воплощение его в фильме в виде этого актера приятно удивило.

    Ольга Остроумова, исполнявшая Риту Черкасову — очень красивая актриса. Восхитительно передан образ — очень точно и натурально.

    Мне не понравился лишь образ Николая Борисовича, директора школы в роли Михаила Зимина. Мне кажется, что директор должен был быть более взрослым, мудрым, рассудительным.

    Конечно, этот фильм стоит посмотреть каждому. И тем, кто учится, и тем, кто далеко уже отошел за пороги школы.

    21 декабря 2013 | 02:13

    Какой это фильм?

    Он старый, но такой молодой…

    Он чёрно-белый, но в нём так много ярких красок…

    Он о насущном, но он такой глубокий…

    Он всего лишь о трёх днях, но в них целая жизнь…

    В этом фильме воспето святое звание УЧИТЕЛЬ. Как часто можно встретить подобных учителей сейчас?

    Соприкосновение поколений отражено очень наглядно. Как невнимательно, порой даже самый хороший человек, погрязнув в своих думах и начиная разочаровываться в плодах своего труда, относится к своей маме. И как правильно и вовремя он это исправляет. Как самоотвержен тот учитель, которого посетила мысль покинуть преподавательство, поскольку он не уверен, учитель ли он еще. А дети, узнав об этом, после урока не идут на перемену, а просто сидят со слезами на глазах и немым вопросом, боясь спросить вслух и услышать, что это правда. И видя глаза своих учеников, учитель получает ответы на все свои вопросы и понимает, что в нём нуждаются.

    Фильм о том, как время и Господин Случай вносят свои коррективы и расставляют всё по своим местам, показав, что «любимчики», на которых возлагаются светлые надежды, — разочаровывают, а маленькие неприметные люди оказываются на самом деле такими большими.

    Фильм очень жизненный и актуальный даже в сегодняшний день. Ведь те, кто говорит искренне, от души, всегда выставлены на посмешище. А хитрые пользуются принципом У2 (первое У — угадать, а второе У — угодить). Но всегда, везде, во все времена были, есть и будут борцы. Борцы за свободу, за справедливость, за тех, кто слабее, за правду, за мир, за будущее.

    Таких людей всегда меньше. Но они всегда побеждают.


    … Но недаром птица в небе крепла.
    Дураки остались в дураках.
    Сломанная клетка, кучка пепла.
    А журавлик снова в облаках.

    10 из 10

    26 февраля 2012 | 03:58

    Советские фильмы отличаются редкой добротой, и этот фильм не стал исключением. Ирина Печерникова после этой роли полюбилась народу, она великолепно сыграла. Каждый персонаж такой реальный, что веришь всему, что видишь. Простое кино об учителях, школе, первой любви, которая не забывается, дружбе, честности, откровенности, правде и искренности.

    Этот фильм стоит посмотреть не только тем, кто с ностальгией вспоминает о прошлом, но и тем, кто с надеждой смотрит в будущее. Здесь есть всё: счастье и равнодушие, взаимность и обречённость, вера и печаль, страдание и радость. Эмоции в каждом действии, значение в каждом незначительном моменте. Сильное и яркое кино, хоть оно и чёрно-белое. Прекрасное кино.

    И всё-таки, Генка Шестопалов смог дать определение счастью, пусть и своё, но оно ведь у каждого разное:

    «Счастье — это когда тебя понимают».

    16 сентября 2015 | 22:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>