всё о любом фильме:

Доживем до понедельника

год
страна
слоган-
режиссерСтанислав Ростоцкий
сценарийГеоргий Полонский
директор фильмаГригорий Рималис
операторВячеслав Шумский
композиторКирилл Молчанов
художникБорис Дуленков, Эльза Рапопорт
монтажВалентина Миронова
жанр мелодрама, драма, ... слова
зрители
СССР  31 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время106 мин. / 01:46
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234.
    • Единственный фильм, в котором Ростоцкий снял свою жену актрису Нину Меньшикову.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1969 году.
    Фрагмент 02:45

    файл добавилMoralEnd1990

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 564 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я пишу в день ухода от нас Вячеслава Тихонова… Пишу именно на этот фильм, потому что с него началась моя любовь к советскому кино, к Тихонову, к Станиславу Ростоцкому, моя ностальгия по времени, в котором я никогда не жила. «Доживем до понедельника» — свидетельство эпохи, но как всякое талантливое произведение, оно переживает эпоху и рассказывает не просто о проблемах своего времени. Фильм об одиночестве, о непонимании, о любви, о молодости. Фильм-мелодия, фильм-улыбка, фильм-слёзы, фильм-судьба.

    Умер Вячеслав Тихонов… все новостные сайты сегодня, в первую очередь, громко кричат об этом. А следом идут статьи о самых нелепых увольнениях года и т. д. Для интернета это лишь новость дня. И, наверное, это правильно. Жизнь идет дальше, и нельзя погружаться в уныние — вокруг столько бед, несправедливости, унижений. А Вячеслав Тихонов прожил красивую большую жизнь, имел славу, успех, любовь… Наверно, не стоит печалиться по тому, кто так далек от нас и кто никогда не знал о нас. Но отчего тогда острая боль пронзает нас сейчас от этого заголовка: «Умер Вячеслав Тихонов»?

    Нам жаль его красоты? Таланта? Достоинства? Сдержанности? Или нам жаль себя, оставшихся без красоты, таланта, достоинства — того света, который должно нести в нашу жизнь искусство. Даже когда оно рассказывает о страшных вещах, и даже когда заблуждается, оно должно нести нам свет. Мы можем сколько угодно критиковать ушедшую эпоху, но нельзя не восхищаться тем, какие фильмы она создавала — на этих фильмах действительно воспитывались поколения. Фильмы, в которых играл Вячеслав Тихонов можно не любить лишь в том случае, если тебе никогда не пришлось посмотреть их: «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за родину», «Доживем до понедельника», «Белый Бим — черное ухо», «На семи ветрах». Такой разный и всегда такой близкий: это он приблизил к нам Андрея Болконского, это в погоне за его Мельниковым потом был бум поступающих на исторические факультеты, это его капитан Суздалев заставлял всю страну поражаться, что героиня смогла ему отказать ради своей любви, это его голосом говорит Печорин. Вячеслав Тихонов стал частью нашей истории, нашей культуры, нашей жизни. Есть много красивых артистов, талантливых — меньше, а еще меньше великих — таких, в которых профессиональное величие подкрепляется величием человеческим.

    Уходят великие один за другим, как будто сговорившись не оставлять друг друга в трудностях современной киноиндустрии: Александр Абдулов, Михаил Ульянов, Олег Янковский, Вячеслав Тихонов… Уходят они, оставляя нас наедине с подсчетами кассовых сборов, промо-акциями новых картин, рейтингами просмотров. Уходят они, и уносят навсегда с собой невысказанную любовь, галантные беседы, мужественные характеры, обаятельное хулиганство, пронзительные взгляды, мужские поступки… непостижимую красоту и высокий профессионализм.

    Пусть будет светлым покой Вячеслава Тихонова. Пусть вернется к нему любовь, которую дарили нам его герои. Пусть помнят его зрители — красивого, благородного и простого.

    04.12.2009.

    4 декабря 2009 | 21:15

    Какой это фильм?

    Он старый, но такой молодой…

    Он чёрно-белый, но в нём так много ярких красок…

    Он о насущном, но он такой глубокий…

    Он всего лишь о трёх днях, но в них целая жизнь…

    В этом фильме воспето святое звание УЧИТЕЛЬ. Как часто можно встретить подобных учителей сейчас?

    Соприкосновение поколений отражено очень наглядно. Как невнимательно, порой даже самый хороший человек, погрязнув в своих думах и начиная разочаровываться в плодах своего труда, относится к своей маме. И как правильно и вовремя он это исправляет. Как самоотвержен тот учитель, которого посетила мысль покинуть преподавательство, поскольку он не уверен, учитель ли он еще. А дети, узнав об этом, после урока не идут на перемену, а просто сидят со слезами на глазах и немым вопросом, боясь спросить вслух и услышать, что это правда. И видя глаза своих учеников, учитель получает ответы на все свои вопросы и понимает, что в нём нуждаются.

    Фильм о том, как время и Господин Случай вносят свои коррективы и расставляют всё по своим местам, показав, что «любимчики», на которых возлагаются светлые надежды, — разочаровывают, а маленькие неприметные люди оказываются на самом деле такими большими.

    Фильм очень жизненный и актуальный даже в сегодняшний день. Ведь те, кто говорит искренне, от души, всегда выставлены на посмешище. А хитрые пользуются принципом У2 (первое У — угадать, а второе У — угодить). Но всегда, везде, во все времена были, есть и будут борцы. Борцы за свободу, за справедливость, за тех, кто слабее, за правду, за мир, за будущее.

    Таких людей всегда меньше. Но они всегда побеждают.


    … Но недаром птица в небе крепла.
    Дураки остались в дураках.
    Сломанная клетка, кучка пепла.
    А журавлик снова в облаках.

    10 из 10

    26 февраля 2012 | 03:58

    «Доживем до понедельника» — без преувеличения, великий педагогический фильм С. Ростоцкого, снятый почти полвека назад, поднимающий проблемы не только социального, но и экзистенциального характера. Каким должен быть учитель? Как не отчаяться, каждый день пробивая стену непонимания между вами и ожесточенными школьниками? Как не зачерстветь в каждодневной канцелярской и бюрократической рутине? Где пролегает граница человеческого доверия учителя к ученикам, и как ей не перейти в попустительство? Все эти вечно актуальные темы поднимает «Доживем до понедельника».

    Ростоцкий снял картину о природе авторитета, о его поведенческом кредо, о той силе подлинной доблести в служении людям, которая должна исходить от человека, облеченного педагогическим полномочиями. В некотором роде, «Доживем до понедельника» — типично «оттепельное» кино со всеми присущими ему надеждами и заблуждениями: верой в возможность обновления социалистической системы, в возвращении к якобы чистым и незапятнанным ценностям ленинизма, но в то же время удивительный пример художественного прорыва советского кино (признаки которого мы можем найти также в «Июльском дожде» Хуциева и «Долгой счастливой жизни» Шпаликова) к диалогу с европейским экзистенциальным кинематографом 60-х с его темами отчуждения и взаимного непонимания людей, одинаково актуальными по обе стороны «железного занавеса».

    «Доживем до понедельника» — невероятно современный, ни в чем не уступающий западным аналогам того времени образец авторского кино: лаконичный, безупречно драматургически выстроенный, уделяющий большое внимание психологическим нюансам и сторонящийся однозначных этических оценок, он становится своего рода эталоном неплакатного гуманизма, тихого, скромного, проникнутого искренним состраданием к человеку. Как настоящий мастер, не пренебрегая второплановыми персонажами, режиссер создает галерею запоминающийся портретов учителей, каждый из которых легко перерастает рамки только лишь социального типа и превращается в полноценный и противоречивый человеческий характер.

    Ростоцкий внимателен к динамике развития каждого образа, понимая законы драматургии, не допускающих даже минимальной психологической статики персонажей во имя сохранения структурной целостности замысла. Так суровость и ожесточенность Светланы Михайловны оказывается ширмой, скрывающей неудавшуюся личную жизнь, но в соответствии с логикой постепенного раскрытия образа, мы узнаем об этом не сразу, также поэтапно перед нами раскрываются реалии внутреннего мира Гореловой и Мельникова. Главная черта всех героев фильма без исключения, как учителей, так и учеников — это особая вдохновенность, с которой они относятся к жизни, жажда, часто камуфлируемая недоверчивостью из страха быть не понятыми, полноценного, насыщенного поиском смысла существованием.

    Ростоцкий не ограничивается в картине изображением конфликта учителей и учеников, но создает сложное переплетение разнообразных коллизий, среди которых есть место и несчастной любви, и неотесанности подросткового самомнения, уродующему юную душу, и неустроенности личной жизни учителей, и терзаниям не успокоившегося под тяжестью обывательского сна талантливого педагога. Главное украшение фильма и его смысловой центр — Илья Семенович Мельников. Ветеран войны, не просто эрудированный и всесторонне развитый человек, но и образец подлинной интеллигентности, не циничного интеллектуализма, не признающего авторитетов, который часто выдает себя за совесть нации, а подлинного человеческого достоинства, уважения к Традиции, стремящийся воспитать его и в своих учениках.

    Мельников — хранитель культурной традиции, его жизнь — служение Идеалу, природу которого он сам смутно понимает, воспринимая его узко, как верность принципам ленинизма. Разум его искажен идеологическими клише, но интуитивно и поведенчески он давно уже перерос социалистическое мировоззрение, в этом причина его отчуждения от социума. Для него это своего рода изоляция, неучастие в окружающей интеллектуальной жизни, нулевая степень вовлеченность в идеологические споры. Он потому и лишний в этом мире, потому его так и раздражают хамство, карьеризм, обывательское самодовольство, которыми больны многие его коллеги, что все эти недуги присущи социализму изначально, что он порочен по самой своей сути, на горбу фанатичных бунтарей протащив в постреволюционную жизнь все то же мещанство и озлобление массового человека, с которыми призывал бороться. Об этом уже в 20-е годы писали Зощенко, Олеша, Булгаков, Замятин.

    Секуляризация многих базовых понятий христианской этики: самоотверженное служение людям, аскетическое самоограничение себя во имя высших целей, требовательность к себе и сострадание к другим привела к фундаментальному искажению их сути. Без Христа они превратились в свою собственную противоположность, приобретя узкое классовое значение. Общечеловеческие ценности стали кастовыми. Мельников подспудно чувствует ненормальность такой этики, отравленность общества ненавистью, эгоистической зацикленностью людей на своих собственных интересах.

    Главная мишень картины — мещанство, как онтологическая самоуспокоенность, потому центральной сценой картины становится встреча Мельникова с директором, в которой он пытается доказать своему бывшему боевому товарищу причины неудовлетворенности собой. Все-таки, что и говорить, педагогическая деятельность без научной не может обеспечить человеку полноценного личностного развития. Определенная меланхолия, безусловно, присуща мировоззрению Мельникова, она пытается убедить его в ложном представлении о том, что никому ничего не надо, — одно из базовых искушений любого педагога. В самом деле, каждый раз, после многочасовой подготовки к уроку, на всех порах, полный надежд мчащийся в школу педагог сталкивается с впечатлением ненужности своей работы ученикам. Однако, это обман, еще раз убеждающий в том, что мечтательный идеализм также опасен для педагога, как и цинично потребительское отношение к своей профессии.

    Да, задача педагога — вдохновлять, размягчать окостеневшие в грубости и ожесточении сердца учеников историями о взлетах и падениях человеческого духа, раскрывать перед ними горизонты мировой культуры, постоянно удивлять их, сколь широка и богата жизнь, если она не ограничена мелкими повседневными заботами. Все это так, но мало того, что такая работа требует времени (посеянное само быстро не прорастет, за ним надо ухаживать), необходимо не только взлетать и демонстрировать виражи человеческой мысли и творчества, но и уметь садиться на твердую почву, то есть показывать, как эти знания могут быть применены в реальной жизни. Искусство и наука должны восприниматься учениками не как место, куда можно сбежать от реальной действительности, но как инструмент познания человеком мира и самого себя.

    Мельников хорошо это понимает, потому он так требователен к себе. Развернутая, даже самая насыщенная педагогическая деятельность при отсутствии научного поиска дряхлеет, легко вырождается в старческое брюзжание и недовольство реальностью. Научную деятельность ни в коем случае нельзя бросать, иначе мысль просто задохнется в тисках постоянно повторяющихся в сознании концептов. Конечно, ученики слышат информацию лишь раз, но у них, как правило, быстро возникает безошибочное впечатление, что учитель, как робот, годами говорит одно и то же. От такого преподавания нет никакого проку.

    Прекрасное в своей афористичности заглавие фильма намекает на то, что каждый день может стать для нас последним, и не важно, педагоги мы, или ученики. Так будем относиться к своей работе или учебе ответственно, «дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5:16).

    31 декабря 2015 | 20:04

    Этот фильм давно и заслуженно входит в золотой фонд советского кино — причем, не тот фонд, который пылится на полках хранилищ, но тот, что ежедневно живет и оживает в душах все новых и новых зрителей. Тем парадоксальнее, что лично для меня это кино изначально не было родным и близким — возможно, до той поры, когда в силу некоторых личных обстоятельств я не стал задумываться об Учительстве как о житейском воплощении Мессианства. И тут уж никуда не денешься — что же есть кино об Учительстве, как не «Доживем до понедельника», и что же есть «Доживем до понедельника», как не кино об Учительстве?..

    В таком стереотипном посыле, который двигал мною, неглубоко сокрыта обманка. На самом деле, действительно замечательная картина Станислава Ростоцкого тем и замечательна, что она довольно далека от хрестоматийного киновоплощения «романа воспитания», где гуру — в нашем случае, весьма харизматичный историк весьма средней советской школы — выводит адептов к свету. Скорее, здесь ситуация ровно обратная — непутевые по меркам 1960-х подростки, которые то ворону в класс притащат, то коллективный прогул устроят, помогают заплутавшему в собственном «я» наставнику понять себя. Так вроде бы очень простая история — да даже и не история, так, набор социально-жанровых сценок трех дней из жизни старшей школы — становится притчей про то, что покой и воля суть неважная замена счастью.

    Центр смыслов фильма — конечно же, главный герой, учитель истории Илья Мельников. Ростоцкий снял много хороших и разных фильмов, которые часто объединяло только одно — присутствие в кадре Вячеслава Тихонова. «Доживем до понедельника» сделан как раз на пике карьеры этого блестящего актера — между только прогремевшим надменным Болконским и надвигающимся нордическим Штирлицем. Учитель Мельников — своеобразный симбиоз этих двух характеров. Он искренне пытается реализовывать диссидентско-солженицынский принцип «жить не по лжи» в каждой мелочи, что на практике приводит к внутреннему тупику. По большому счету, причины, заведшие в этот тупик, в картине мы видим лишь легкими штрихами, по факту заставая Мельникову уже в состоянии внутреннего раздрая. Оказывается, что социум во всех его проявлениях — от родной мамы до родного директора — не готов принимать настолько бескомпромиссного персонажа. Ему бы саблю, да коня, да небо Аустерлица над головой — но этот Болконский вынужден томиться в амплуа Безухова, рассказывая бестолковым подросткам про героев минувших дней. Мельников в каком-то смысле отрицает сегодняшний день с его суетой и размытостью нравственных ориентиров.

    Все это было бы слишком беспросветно грустно, если бы не невероятный поэтизм Ростоцкого, сделавшего на подчеркнуто-советском материале подчеркнуто- внесоветское кино. Эстетика французской «новой волны» с ее негромкой, но внятной эмоциональностью «снята» Ростоцким виртуозно. Одни глазищи влюбленной в Мельникова «англичанки» в исполнении Ирины Печерниковой, да еще вкупе с весьма европейской прической, вполне однозначно отсылают нас к истокам этой полувысказанной истории любви. И грусть оказывается светлой даже на черно-серой пленке.

    Очень важная линия — это возмутитель спокойствия в классе Мельникова, поэт, бунтарь и коротышка Генка Шестопал, автор той самой сакраментальной фразы «Счастье — это когда тебя понимают», по которой чаще всего «Доживем по понедельника» и опознают. Можно предположить, что Генка — своего рода инкарнация до-кризисного Мельникова, его юное альтер-эго в период до разочарования, столь же резкий в поступках и словах, но еще не до конца разуверившийся в возможности перевернуть земной шарик даже без внятной точки опоры. Впрочем, ведь и Илья Семенович по итогу возвращается к самому себе — настоящему учителю, готовому к бою за своих подопечных. Выход из кризиса более чем достойный, и едва ли не единственный — в конце концов, далеко не всем выпадает в жизни Бородино, но это еще не повод, чтобы не повоевать за души сыромятниковых.

    14 декабря 2013 | 22:43

    Георгий Полонский не случайно поместил действие своего дипломного сценария в среднюю школу: филолог по первой профессии, он и сам некоторое время преподавал русский, литературу и английский — и наверняка живо представлял себе героев, выписывая несколькими штрихами их характеры. Школа вообще рай для сценариста: такая обыденная, с детства знакомая каждому, но в то же время позволяющая поднять вопросы самые отвлеченные. Школа представляет собой абсолютно герметичное пространство, мир в миниатюре, в котором сосредоточены все чаяния героев: для детей это друзья, первая любовь и первые враги, вечные вопросы и попытки докопаться до ответов, для взрослых — профессия, отнимающая все время и душевные силы. И, конечно же, школа — это вечная метафора познания мира, принятия или непринятия его правил. В постановке уже тогда маститого Станислава Ростоцкого, история Полонского вышла жизненной и очень… знакомой, не потеряв романтического флера оригинала.

    «Оттепельный» по духу фильм в Советском Союзе практически сразу стал культовым, думается, в первую очередь из-за откровенности подачи. Как будто презрев цензуру, Ростоцкий показывает не идеальных пионеров, а вольнолюбивых учеников, постоянно рассуждающих о свободе слова и собраний и исключительно мало озабоченных вопросами труда на благо Родины. Разговор главного героя, учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, с директором о непредсказуемо меняющейся истории, кажется, и вовсе пропустили по ошибке — не иначе заслушались. По-европейски эмансипированная стрижка и принципиально непрактичное белое пальто молоденькой англичанки Натальи Сергеевны словно перенеслись откуда-то из Парижа, добавляя фильму свежести. Все советское и идеологически-верное в фильме воплощено в трагикомическом образе старорежимной русички, поющей противным голосом, говорящей непозволительными для филолога штампами и презирающей «авторов второго порядка» как не заслуживающих внимания. С вечно поджатыми губами и зашоренным сознанием, она олицетворяет бесчувственный мир, в котором романтический «Одинокий странник» девальвируется до «пешехода» — беда в том, что от этого он едва ли становится менее одиноким.

    Повествование выстроено вокруг двух таких одиноких романтиков: учителя Мельникова и ученика Генки Шестопала. Имена, в лучших литературных традициях, намекают, что легкой жизни героям ждать не приходится: идеализм Генки нужен ему, как шестой палец, атавизм, который только мешает и вызывает интуитивное отторжение сверстников, а Илье Семеновичу словно бы благородным идальго завещана вечная бессмысленная борьба с ветряками. Не пожелав подстраивать свою диссертацию под стандарты единственно верной точки зрения, он пришел в школу, чтобы сеять разумное и доброе. Но и там не нашел покоя: его коллеги далеко не всегда соответствуют — и даже хотят соответствовать — образу идеального наставника, даже лучшие ученики иногда оказываются циничными и не по годам расчетливыми.

    Школьники в фильме вообще ведут себя рассудительно и очень «по-взрослому»: борются за уважение прав личности, примеряют на себя образы революционеров и совершенно серьезно ищут свой философский камень — формулу счастья. Сирано Шестопал с подлинной грустью, вскормленной собственным печальным опытом, смотрит на свою красавицу Роксану (в миру Риту Черкасову) и читает ей продуманную лекцию о том, что важнее любить самому, чем быть любимым. Он же совершает самый важный во всей истории поступок, спасая счастье 9«Б». Взрослые в это время разыгрывают типичный школьный роман — с долгими прогулками, неумелым курением в пустынном коридоре, идиотскими телефонными розыгрышами. Мельников, чудом выживший в безжалостной смоленской мясорубке первых дней Великой Отечественной, вопреки тяжелому жизненному опыту, мыслит только идеальными категориями, по-ребячески горячится, порываясь все бросить и уйти. Особенно когда бывший любимец в лицо говорит, что КПД неоправданно низок, а телевизор голосом очень научного (по лицу видно) сотрудника вещает о том, как измерить и — в перспективе — продублировать душу с помощью компьютера. Так и на ни в чем неповинную учительницу сорвешься из-за пустяка, и в безличных предложениях начнет мерещиться безысходность.

    Полонский был против того, чтобы роль Мельникова исполнил Вячеслав Тихонов — еще не Штирлиц, но уже Болконский — слишком эффектный для роли скромного и, в сущности, глубоко несчастного учителя. Режиссер был непреклонен, и время подтвердило его правоту: едва ли кто-то другой мог бы так смотреть и слушать и молчанием сказать больше, чем словами. А песня об иволге по праву считается самым пронзительным эпизодом фильма.

    Музыка и стихи вообще исключительно важны для истории, как воплощение абсолюта, голос души. Недаром еле различимая незнакомая мелодия трогает даже непрошибаемую русичку — и рука не поднимается вывести «пару» в ученической тетрадке. В «Доживем до понедельника» столкновение идеалистов с реальностью не проходит бесследно и для реальности — этим фильм и прекрасен. Три дня из жизни обычной московской школы уже почти полвека уверяют зрителей в том, что любовь существует, борьба за идеалы не бессмысленна хотя бы потому, что сохраняет эти идеалы для потомков, а счастье — это очень просто. Иногда даже веры в это достаточно для того, чтобы совершить поступок, достойный Человека (именно так, с большой буквы), и, чем черт не шутит, начать новую, лучшую жизнь — конечно же, с понедельника.

    11 ноября 2014 | 15:14

    Стыдно признаться, но я с детских лет взрастила в себе убеждение, что Россия — страна третьего мира и третьесортных мозгов. Впрочем, меня ли в этом винить, когда на экраны выходят «Служебные романы нашего времени», а десять лет назад и того не было. Лучшие фильмы, которые я посмотрела, лучшие книги, лучшая музыка, самые вкусные шоколадки, наконец — всё из-за бугра. Поэтому я не перестаю удивляться каждый раз, когда попадаю на достойный советский фильм. Опять же, представления об СССР у меня самые стереотипные: подавление личности, мир-труд-май, ура революции.

    Стоп. Отмотайте плёнку назад. Главный герой в этом фильме — учитель истории. Я никогда особо не любила историю, считая её нагромождением сплетен и россказней разной степени лживости. Опустив между собой и историей железный занавес, я на самом деле погрязла в чужих мнениях и расхожих представлениях. Но вот — документ времени. Советский фильм, который захватывает, и чем бы вы думали — душевным смятением, почти экзистенциальной тоской и сложностью!

    Три дня из жизни школы, сотканные из тонких лейтмотивов, намёков, поворотов головы и слёз в кулачок. Здесь нет сюжета как такового или поучительной морали, это скорее искусно собранные воедино зарисовки на вечные темы. Что значит быть учителем? Что есть счастье? Что значит любить? Как не «задушить Моцарта» в попытках вдолбить разумное-доброе-вечное? Ограниченный школьный мирок живёт в своём ритме, дышит недомолвками, кормится старыми историями. Тут есть старая грымза и молодая учительница, есть мудрый одинокий учитель и его юношеская влюблённость, есть «белый парус» в море ученических голов, есть директор-управленец, есть проницательная старушка — но самое удивительное то, с какой лёгкостью все эти лучи сходятся в одной точке и составляют картину типичной школьной жизни.

    Ещё одно — практически весь фильм звучат стихи, звучит музыка. Как часто сейчас услышишь поэзию в современном кинематографе? Как часто нам просто протягивают что-то прекрасное на ладони и говорят — посмотри? Подумать только, девочку на уроке литературы отчитывают за то, что она написала о своей мечте иметь семью… А что сейчас? Дай подросткам тему о счастье — станут описывать новый i-phone и прелести свинга.

    Наверное, я становлюсь старой и брюзгливой. Молодёжь меня не поймёт. Однако, фильм меня тронул до глубины души и породил желание взяться как следует за советский кинематограф.

    8 из 10

    7 апреля 2011 | 00:11

    Хорошее кино. Как-то раньше всё не складывалось его посмотреть. Название на слуху, да толку от этого. Как ни включишь — уже идет — не начинать же с середины. И так каждый раз. Надоело. Давеча решил: надо посмотреть.

    Что могу сказать. Определенно, В. Тихонов — это не только Штирлиц. Очень он мне здесь понравился. Просто образцово-показательный советский интеллигент. В самом лучшем смысле слова, что немаловажно. А, главное, что интеллигентность эта — она не только внешняя, хотя домашние ужины в лучших традициях доктора Ватсона В. Соломина тоже, безусловно, впечатлили. Образованность, благородная утонченность и при этом принципиальность и прямолинейность — шикарное сочетание. Честно говоря, даже пересмотреть захотелось, уже не так отвлекаясь на перипетии сюжета, сосредоточившись на глубине образов.

    Тем более что сюжет, к сожалению, не бесспорен. Не идеален, если выразиться иначе. Слишком уж он какой-то условно-символичный, что ли. Не хватило мне конкретики, хотелось бы большей весомости происходящих на экране событий. С точки зрения рассуждений, идей, с позиции содержания диалогов — нет претензий. Но задумываешься, в связи с чем, собственно, зашла речь на ту или иную тему, и… Что-то не то. Сложно объяснить всё это, потому что на уровне ощущений скорее идет отторжение. Вот, скажем, эта история с сочинениями. Понятно, что педагог, быть может, напрасно уделила повышенное внимание их содержанию, вместо того, чтобы оценивать исключительно «технику и артистизм». Конфликт поколений, возникающий вследствие этого, тоже, что называется, логичен. А вот поступок Генки Шестопала мне уже, например, неясен. Как акция протеста — да, быть может. Как заявление о себе — вариант. Но выбранная форма — это что-то непостижимое. «Здесь покоится счастье 9 «Б» (с буквой могу ошибиться — вылетело из головы) — к чему это? Несколько высокопарно, не находите? Или стихи: написано здорово, всё в точку, казалось бы, но… Не тот масштаб. Зачем метать бисер перед… Навязывают какую-то идеологию, загоняют в рамки — не лучше ли, не правильнее ли спорить о предмете, нежели красиво и мученически бороться с самим фактом навязывания чего бы то ни было? Особенно если учесть, что жизнь — суть постоянное противостояние потоку информации, движение под постоянным давлением, избежать которого вряд ли удастся. Не знаю, насколько понятно мне удалось выразить свою мысль, но «вот так как-то».

    Впрочем, это, что меня больше всего радует, только один из нюансов весьма многогранной картины. А ведь есть еще лирическая линия, и не одна, столкновения «веления сердца» и «здравого смысла» и пр. Определенно, это кино нужно смотреть еще и еще. Удивительная содержательность. Не говоря уже о каких-то совершенно очевидных «технических достоинствах»: абсолютном растворении актеров в своих героях, великолепной музыке и пр.

    Одним словом, я весьма впечатлен увиденным. Приятно было не ошибиться в своих ожиданиях. Чего и всем желаю.

    10 из 10

    25 февраля 2010 | 15:32

    Теперь я понимаю, почему на такой культовый фильм так мало (относительно)рецензий. Мало. Потому что по окончании просмотра сидишь — и смотришь в потемневший экран, а в голове всё ещё мелькают герои, события свершившиеся и нет, — и сложно становится что-то сказать, мысли не оформляются. Здесь не вывести что-то общее и большое, этот фильм оставляет впечатление чего-то огромного, светлого, не вмещающегося в рамки слов, только тёплое чувство и благодарность. За то, что был создан этот фильм, за то, что здесь сошлись в своих маленьких трагедиях наши герои… за Вячеслава Тихонова. Человек с «пылью столетий на очках»… но ведь это не плохо. В любой момент эти очки можно снять. Илья Семёнович не слеп и не закостенел в своих мыслях образца 20-летней давности. Удивительно, но при всей своей святой твёрдой вере в принципы он не делает из них Сциллу и Харибду, заставляющих учеников действовать по методу «2У». Он верен себе — но он и не отстраняется от учеников за своими догмами, не избегает попыток объяснить, не криком, не учительской и не вызовом родителей. Мягко и ненавязчиво… стоит только вспомнить монолог Мельникова о Шмидте — и становится ясно, как неодносторонне мыслит человек, как аккуратно пытается избавить от зашоренности мышления своих учеников.

    Откуда в нём столько вдохновения, столько любви, отеческой заботы? Вячеслав Тихонов показал нам практически идеальный образ учителя. Практически — потому что нет человека без своих недостатков и слабостей. Но и их мы остро переживаем в образе учителя истории в «Доживём до понедельника». Извечная сдержанность и «гранитность» натуры Мельникова тоже не всесильна. Нет, нельзя сказать, что из-за своей бывшей ученицы он оттаял, нет… Точнее, благодаря ей он «снял футляр». Ему и оттаивать не нужно. Просто чуть больше «стриптиза души», как выразилась несчастная учительница словесности. Я говорю «несчастная» без иронии. Светлана Михайловна — человек старых правил, которые она сама же себе и выработала; шаг вправо/шаг влево — расстрел… Какие же разные они — учитель истории и учитель словесности; Мельников готов учиться у своих же учеников, они — будущее и он понимает это, и тянется за искренними порывами школьников и готов отстаивать их шалости… если в этой шалости есть зерно настоящей правды, которой так боится Светлана Михайловна. А эти дети, школьники… Сколько восторга в глазах, сколько невысказанных мыслей …и сколько любви к такому родному и близкому человеку, как учитель. Сколько маленьких трагедий в пятницах, субботах и понедельниках каждого из них! От тройки за Герцена, готовившего за границей революцию вместе с Марксом — и до сладостных пыток первой любви, неразделённость которой заставляет говорить и делать глупые порой вещи. В эти несколько школьных дней мы увидели подростка-бунтаря, не нигилиста, но человека, честно пытающегося ответить на вопросы, ответы на которые раньше давали лишь школьные сочинения, «домашние заготовленные шаблончики», обеспечивающие «пятёрку в карман». Теперь иначе… и вместе с школьниками растут душой и преподаватели. Лучшие учителя — это ведь те, кто сумел добиться превосходства ученика над собой.

    Здесь не перехвалить. Это одно из лучших из раздела «старое, доброе, вечное».

    10 из 10

    23 сентября 2012 | 05:38

    Илья Семенович Мельников — это учитель, выбравший свою профессию по велению сердца и отдающий всего себя работе. Таких педагогов крайне мало, в моей школе только один такой учитель, по совпадению, тоже историк. Ребенок — это чистый лист, губка, легко вбирающая в себя полученную информацию и легко поддающаяся внушению. Именно от преподавателей зависит, сможет ли ребенок выйти из школы достойным человеком. Я думаю, что все-все школьные учителя просто обязаны увидеть фильм «Доживем до понедельника». Как сказал главный герой картины: «Сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох». Но современные учителя выше этого, они даже не стараются научить, они день изо дня выполняют свою рутинную и бесполезную работу: дают ненужные тесты, затем весь вечер их проверяют. Кому это надо? Я могу с уверенностью сказать, что закончив с отличием девятый класс, умней я ни на грамм не стала: в моей голове только тесты. Именно поэтому картина Станислава Ростоцкого, вышедшая в далеких 60-х, сейчас актуальна как никогда.

    «Доживем до понедельника» — это советская драма, видели этот фильм очень многие. Главные роли в картине исполнили Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова и Ольга Жизнева. На протяжение всего фильма я не могла вспомнить, где я еще могла видеть актрису Ольгу Жизневу, но только под конец поняла, что эта мама из известного «Подкидыша». Ну уж кто не знает прекрасную колыбельную в ее исполнении из этого фильма. Как я поняла, данная картина — это экранизация повести Георгия Полонского, ведь эту повесть я прочла раньше, чем посмотрела фильм. Однако же, я предполагаю, что повесть была издана уже после выхода фильма, ведь она, действительно, больше похожа на сценарий.

    Стоит отметить, что фильм «Доживем до понедельника» я первый раз увидела уже в подростковом возрасте, но, словно наверстывая упущенное, я посмотрела его уже больше двадцати раз, честное слово. Я свободно цитирую картину, очень многое употребляю в своей речи, потому что каждая фраза, каждый диалог здесь имеет глубокий смысл, раскрывает людские души и сердца. Кроме того, главные действующие лица в картине — это люди разных поколений: пожилая мама учителя, сам Илья Семенович, молоденькая «англичанка» Наташа Горелова и, конечно же, целый класс подростков, девятиклассников. Таким образом, фильм близок к «Иронии судьбы». его стоит и нужно пересматривать в разном возрасте, чтобы лучше понять каждого из персонажей. Сколько бы раз мне не довелось еще посмотреть эту драму, но до конца я смогу ее понять только лет так в шестьдесят, я уверена в этом.

    Главный герой картины — это учитель истории, одинокий фронтовик Илья Семенович Мельников. Да, по подростковым меркам он уже почти пожилой человек, на него смотрят как на старика, но он еще молод, ему всего около 45 лет. Он предан своему делу, но его не покидает чувство неудовлетворенности и недовольства своей работой. Нет, он не недоволен условиями работы, он недоволен своими результатами. Он не верит в свою способность посеять в юных головах что-нибудь светлое и вечное. Он не может смириться с людской глупостью и необразованностью. Кроме того, в школу пришла работать новая молодая учительница, его бывшая ученица, Наталья. Она влюблена в историка, несмотря на большую разницу в возрасте. Класс Ильи Семеновича, девятый «В», предстает отдельным действующим лицом. в нем большое количество ребят, каждый со своими мечтами и надеждами. В один морозный осенний день класс напишет сочинение на тему «Что же такое счастье?». И, возможно, именно это сочинение изменит судьбы многих героев.

    Главную роль в картине исполнил прекрасный актер Вячеслав Тихонов. Вячеслав Тихонов — это единственный актер, карьера которого после съемок в оскароносной «Войне и мир» Сергея Бондарчука пошла на спад. Но в «Доживем до понедельника» перед нами предстают актер уже совершенно другого уровня, гораздо более высокого. С чем связаны такие перемены? Я искренне считаю, что игра Тихонова в данной картине — это превосходный пример актерского мастерства, идеал, к которому каждый актер должен стремиться. А как сыграла Ирина Печерникова! У нее получился очень глубокий персонаж, меняющийся на протяжение всего действия. Ведь в начале это молодая и неопытная учительница, во всем оглядывающаяся на Мельникова, но она показывает истинно сильный дух, она первой признает вину перед классом — для учителей старшего поколения это просто немыслимый поступок. Очень хорошо сыграла и Нина Меньшикова, и Ольга Жизнева, и все-все молодые актеры, исполнившие роли учеников.

    Что же мы видим в конце фильма? Открытый финал. Нам не дано знать, как же все закончится, мы должны все додумать сами. Однако же, концовка положительная, сразу видно, что все будет хорошо у героев. Я для себя решила судьбу Ильи Семеновича: я уверена, что они будут вместе с Натальей Гореловой. Конечно, данный фильм — это не «Санта Барбара», но, я думаю, что это самый благоприятный исход событий. Если люди понимают друг друга, если у них одинаковые жизненные ценности и взгляды на мир, то они обязательно будут вместе. В общем, фильм обязателен к просмотру.

    7 июля 2014 | 14:15

    Невероятно, но об этом фильме я узнала буквально на днях… Странно, почему так получилось, ведь отечественное кино мне нравится, а это творение запросто можно обвинить в культовости. Фильмы о школе всегда пробуждают широкий резонанс… У некоторых, школьное время вызывает бурю восторгов и ностальгию…, у кого-то отрицание, или даже неприятие. Но равнодушных — нет.

    «- Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм.» ©

    Мелодрама «Доживем до понедельника» — это настоящее кино «шестидесятников» — интеллигентное и нравственное, рефлексирующее и смелое, доброе и понятное каждому. Наверное, это один из лучших фильмов о школьной жизни, о наставнике-учителе. Да даже в одном названии фильма — целый мир. Казалось бы, все люди стремятся пережить этот тяжёлый день — понедельник… Но как нужно любить и ценить свою работу — чтоб ждать, чтоб досуществовать до этого заветного дня.

    «- Уважать тебя можно, а любить трудно.» ©

    Сейчас странно смотреть и воспринимать такое чёрно-белое кино, где человеческие отношения и моральные ценности являются самым главным и основным приоритетом. Где нет перестрелок, диких погонь, драк, кровожадных убийств и всего прочего, к чему мы привыкли и чего ждём в кинотеатрах. Зато присутствует спокойно текущая жизненная история, от которой невозможно оторваться, которая затягивает и заинтересовывает, несмотря на свою простоту. Но в простом — истина. Может, именно поэтому кино такое честное и пронзительное. Создателям Станиславу Ростоцкому и Георгию Полонскому нужно сказать — спасибо. За это великолепное творение, которое не угаснет со временем, а только вспыхнет более ярким пламенем.

    «- 15 строчек…! От большинства людей остаётся только «тире» между двумя датами…» ©

    Идеальный актёр. Идеальный человек. Вячеслав Тихонов. Что можно сказать об этом блестящем актёре? Только самое лучшее. Я не буду перечислять его достоинств и заслуг, думаю, каждый и так всё знает. Его персонаж Илья Семенович стремится не только внушить знания в головы своих подопечных, но и сделать из них настоящих людей. Самый душевный эпизод фильма — сцена псевдо-прощания с учениками. Великий язык взгляда, когда слова излишни. Невероятно волнующе, когда два десятка восторженных глаз внимают своему герою…

    «- Ну что ж ты волнуешься? Ты сам говорил, что если человек глуп — то надолго!» ©

    Можно отметить и других ярких актёров…, а для некоторых это кино явилось путеводной звездой и началом начал: Нина Меньшикова, Ирина Печерникова, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Валерий Зубарев, Людмила Архарова, Любовь Соколова и другие. Великолепные работы — настоящие и полные реализма. Браво!

    О чём фильм? Он о вечных и неизменных истинах. О понимании и преданности, о любви и дружбе, об одиночестве… Да, он очень наивный, тем более, в теперешнее время, но всё равно продолжает оставаться актуальным. Потому что, в итоге, все мы идём к одному и тому же…, ведь счастье — это когда тебя понимают!

    Вечная память Вячеславу Тихонову. Достойному, интеллигентному, гениальному.

    10 из 10

    5 февраля 2011 | 17:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>