У Валентина Николаевича Виноградова нелёгкая режиссёрская судьба. В 1954—1959 годах он учился на режиссерском факультет ВГИКа на одном курсе с Андреем Тарковским и Василием Шукшиным. 'День, когда исполняется 30 лет' его дебютная режиссёрская работа. В 1956 году последовала вторая картина 'Письма к живым', а вот судьба трёх последующих фильмов была, поистине трагична: 'Восточный коридор' (1966) испытал жёсткое давление советской цензуры и только чудом вышел в прокат минимальным тиражом. Ещё большие цензурные нападки вызвала следующая работа 'Далеко от войны' (1969), вышедшая в прокат в сокращенном и перемонтированном чужими руками виде под названием 'Жди меня, Анна'. В 1969 году Виноградов начал снимать на центральном телевидении сериал 'Синяя пустошь', однако съемки фильма были прерваны цензурой — из 8 серий было снято только 4, но они так и не увидели экрана. Примерно такая же судьба и у первого фильма Виноградова 'День, когда исполняется 30 лет' - в 'Советском экране' была напечатана объёмистая негативная рецензия на картину, после чего фильм весьма успешно 'замалчивался'.
Возникает вполне логичный вопрос: что же не понравилось критикам? На мой взгляд, всё дело в центральном персонаже Светлане, которую прекрасно исполнила Руфина Нифонтова, только что закончившая сниматься в известной трилогии 'Хождение по мукам'. Её Светлана - это удивительное сочетание счастливой и несчастной женщины одновременно. Отношения с мужем Владимиром (Юрий Шумаков) - достаточно распространённый случай внутрисемейных отношений двух людей, которых кроме совместного ребёнка ничего не связывает. Кто-то может возразить, дескать, Светлана сама виновата - нужно больше внимания уделять мужу. А муж, что, маленький ребёнок? Почему бы ему самому не принять посильное участие в деле, которое так нравится Светлане? Ведь всегда можно найти компромисс. Но найти его можно лишь в том случае, если появляется искреннее желание сделать это. А Владимир ограничился всего лишь 'каноническим правилом' 'да убоится жена мужа своего' - и её вещи под замок. Поступок явно не украшающий мужчину.
В какой-то степени можно понять зрителей, которым фильм не понравился. Допускаю, что порой подача видеоматериала сделана неординарно. Касается это многих сцен, вызывающих удивление и даже непонимание. Но с другой стороны - это и свежо и необычно: 'ожившие' тени, сцены дождя или эпизод с 'обменом' туфлями. Некоторые сцены умышленно затянуты и будто специально 'разбавлены' пустотой. Но это тоже штрихи к портрету Светланы. То, что нет жёсткой привязки к датировки событий несколько путает зрителя, но к финалу всё становится совершенно ясным. Взаимоотношения с лётчиком-испытателем Захаровым тоже могут показаться, мягко говоря, необычными, но это лишь в том случае, если не принимать во внимание, как 'обожглась' героиня в начале своей семейной жизни. именно отсюда проистекает её обострённое чувство личного счастья.