К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эта лента мне вообще не понравилась. Этакий альманах из скетчей о жизни советских дачников. Немного сатиры, немного иронии, отсутствие четкой структуры и интриги. Совсем не интересно. Но все меняет появление Анатолия Папанова. Как остро разрезает быт отдыхащих его зычное «посодють» и подмена предлога «в» на «у» в разговорной речи. Он тут представлен, как мужчина, познавший мудрость, возвысившийся над обыденностью. Один диалог, а как все точно представлено. Уже ради этого одного момента картина заслуживает внимания. Судите сами:

- Мы деньги копили, отказывали себе в самом необходимом.
- В самом необходимом? А что самое главное и необходимое для человека? Если ты сыт, здоров, есть крыша над головой. С голоду не погибали. Давай к сути.
- Я деньги потерял.
- Казенные?
- Нет. Свои.
- Свои, а чего ж ты беспокоишься? Свои деньги, ты их и потерял. Тебя ж за это не посодют.
- Эти деньги были на дачу.
- Обойдетесь без дачи. Я пятнадцать лет у коммунальной квартире жил и жив до сих пор.
- Аня-то про потерю ничего не знает.

- Они никогда ничего не знают. Они думают, что деньги на деревьях растут.

В оценке этой картины именно этот момент оказался для меня определяющим. Слишком уж точен и безусловен Папанов. После такой зарисовки никак нельзя принижать картину, несмотря на все ее недостатки. Только нейтральные цвета и средние оценки.

***

Конечно советские дачники как феномен нуждались в острой сатирической комедии. И лента Константина Воинова претендовала на то, чтобы стать культовой. Дело не только в теме — когда собирается такой актерский ансамбль, то зрительского внимания не избежать. Да и сюжет прост — на протяжении всей картины стеснительный Александр Вокач пытается вначале приобрести дачу, а потом найти потерянные им деньги. Он смотрит на дачников и зрителю получают в большей степени независимые этюды. Владимир Басов в роли любителя собак. Выставки, медали... Все это однажды превратится в хаос. Евгений Евстигнеев в роли погруженного в себя художника. Его супруга (Людмила Гурченко) старается во всем потакать его капризам. А он... счастлив и искренней печали и реальной радости у людей. Главное, чтобы эмоции у них были неподдельными... Его супруга жаждет банальности, а он стремится к изящному, неординарным решениям... Потерявший дочь в электричке семьянин Олег Табаков. Философски настроенный Анатолий Папанов и говорящая с малороссийским акцентом Клара Лучко, кстати уроженка Полтавской области.

Кто-то громко включает музыку. Кто-то хочет покоя. Кто-то не следит за детьми. Маленькая девочка, сбрасывающая с балкона деньги. Все это не более, чем коллекция этюдов. И несмотря на наличие великолепнейших артистов, все составляющие этого действа не создают целостного произведения. Не выходит мозаики.

5 из 10

26 апреля 2024 | 23:53
  • тип рецензии:

Советское кино всегда обладало удивительной атмосферой, которую уже никто и никогда не передаст. Бесконечно добрые, простые и легко передающие эмоции, картины, казалось, создавались с лёгкой руки советских режиссеров. Среди этих лент есть знаменитые, которые мы давно уже выучили наизусть и разобрали на цитаты, а есть незаметные, от части «проходные». О которых мы давно забыли или не слышали вовсе.

Именно к последнему типу относится лента, которая носит такое простое название – «Дача». Об этом фильме мало, что где написано. И, честно говоря, я бы вряд ли о нём услышал, если бы в составе актёров не упоминалась фамилия Евстигнеев. Актера, которого я бесконечно уважаю и хочу посмотреть все фильмы с его участием.

Таким вот образом я попал на просмотр ленты, в которой, к слову, помимо Евгения снимаются такие звёзды советского кино, как Людмила Гурченко (которую, кстати, совсем не узнать в таком парике, лично я узнал только ближе к концу фильма), Олег Табаков, Владимир Басов, Анатолий Папанов, Людмила Шагалова. Безусловно, такой актёрский состав вытянет любую историю, даже самую простую и не совсем интересную. Увы, именно такой историей является та, что нам расскажут в этом фильме.

Перед нами фильм о человеке, который очень хотел купить дачу и уже почти сделал это, но с ним приключилась история, подробности которой раскрывать не буду, ибо тогда раскрою хоть какую-то интересную вещь, которая есть в сюжете.

Фильм, конечно же, наполнен добрым советским юмором, посылами про дружбу, взаимопомощь, гражданскую позицию и прочее. И всё это, безусловно, прекрасно. Но, увы, фильм не затягивает и не сильно запоминается. Несмотря на очень здорово переданную атмосферу советской дачной жизни с грядками, чаепитиями, общим хаосом, когда привезли торф на продажу, фильм не остаётся в памяти практически совсем.

В итоге, хочется отметить, что посмотреть фильм один раз можно, хотя бы для того, чтобы вспомнить, как раньше играли актеры даже в таких простых и незначительных для истории кино лентах. Но, увы, лишь один раз.

17 декабря 2015 | 17:20
  • тип рецензии:

Хороший фильм. Хорош не зрелищностью, а душевной глубиной, простотой и точностью передачи эмоции. Он мне немножко напоминает 'По семейным обстоятельствам' - по взгляду со стороны на людей и на проблемы. По-доброму, забавно и о важном, в общем-то. Хорош и тем, что ничего, вроде, в кадре не происходит - кто-то поёт, а второй подпеть пытается - раз, другой; а первая у него дверь перед носом закрывает, по своим делам идёт. Вроде ничего, а точно понятно, у кого что в душе происходит. Типаж каждого героя очень чувствуется и дачные ситуации очень узнаваемые. Актёрский состав давно признанный классиками.

И вообще, сейчас этого очень не хватает, такого вот душевного кино - со взглядом внутрь человека и с моралью о том, что деньги - это бумага, не более. Только понимаешь это, когда другого чуть не лишаешься.

Если не хватает теплоты и душевности в современности, если знакомы поездки на участки, копание грядок и самовары, навязчивые соседи, беготня всем человеческим составом за квасом - вы улыбнётесь тому, что увидите, и не один раз, если интересно заглянуть другому в душу и если вы верите (или вам хочется верить) в то, что между людьми бывают человеческие взаимоотношения - посмотрите.

9 из 10

16 марта 2009 | 15:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: