всё о любом фильме:

Светлый путь

год
страна
слоган-
режиссерГригорий Александров
сценарийВиктор Ардов
директор фильма-
операторБорис Петров, Андрей Болтянский
композиторИсаак Дунаевский
художникБорис Кноблок
монтажЕва Ладыженская
жанр мюзикл, комедия
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время101 мин. / 01:41
Неграмотная, но трудолюбивая деревенская девушка Таня, приехав в город и поработав домработницей, нашла свое счастье в учебе и стахановском труде. Ее избирают депутатом Верховного Совета…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Фрагмент 04:17

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 31 пост в Блогосфере>


    «Светлый путь» Григория Александрова, безусловно, самый провластный, пропагандистский, самый заискивающий фильм классика и новатора советского кинематографа. Сюжет незамысловатый и не новый. Обычная девушка, необразованная, но бойкая, сквозь тернии пробивается к звездам. Ничего особенного даже для того времени. И весь этот материал буйным цветом расцветает и окрашивается в ярко красный советский цвет, с отливом стахановского движения, щедрыми вкраплениями самопожертвования и инициативы и с запахом счастья и радости за всех. Что же могло быть лучше? Оказалось, что могло. Чувство меры в этот раз изменило Александрову, и Сталин негативно отреагировал на столь хвалебную оду лично ему и всей идеологии в целом. Пересахарил! Ни Сталинской, ни Ленинской премии за «Светлый путь» ему не дали, чего режиссер, наверное, понять не смог.

    Тема фильма выбрана не случайно. Александров держал руку на пульсе страны и решил поддержать в своей картине, начавшее стремительно набирать обороты Стахановское движение. Кто, как не простая сельская девчонка больше всех радеет о процветании своей любимой страны. Конечно, она ничего не слышала о репрессиях и ГУЛАГе, о строительстве Беломоро- Балтийского канала ценой жизней сотни тысяч человек, ее в это не посвящали, а думать было опасно, как и смотреть по сторонам. Так вот, попав на ткацкую фабрику и поборов бюрократическую машину в лице безынициативного директора завода, Таня решает бить рекорды и вместо восьми станков, работать на сотне. Конечно, все ее высмеивают и пытаются даже вставить палки в колеса, но в этом и драматургия фильма, посыл всем рабочим страны, — работай не помня себя, самозабвенно и бескорыстно и страна обязательно заметит твой подвиг и наградит тебя значком. И обязательно напишет о тебе в газету, чтобы все читали, смотрели на твое радостное лицо и стремились, боролись и шли на рекорды. Многие так и делали, а кто не хотел делать добровольно, того заставляли, благо, грандиозных строек в то время было достаточно, а бесплатной рабочей силы очень не хватало. Но главная героиня фильма Таня не из таких, кого нужно заставлять работать, она полная энтузиазма и веры в себя бьет рекорд на своей фабрике, но потом узнает, что в газете напечатали о рекорде другой «стахановки», которая одновременно работает на двух сотнях ткацких станков. Таня, было, расстроилась, но руководитель ее отдела, идейная и бойкая женщина застыдила ее, так как в первую очередь каждому гражданину необходимо думать о благе всей страны, а не о собственных амбициях. И Таня готова снова идти на рекорд. Конечно, ей вручают Ленинскую премию и она становится депутатом Верховного Совета. Таня переезжает жить в Москву и становится умной, всеми уважаемой дамой, рассказывающей с трибуны о том, как страна и лично товарищ Сталин переживают о благе каждого. Разве в этом сюжете есть что-то удивительное? Нет. Разве кому-то в то время стало противно посмотрев этот фильм? Разве что единицам.

    Помимо призывающих к рекордам речей, фильм так же изобилует музыкой и песнями в исполнении Любови Орловой. Она, как всегда, в своем образе, простушку ей пришлось играть не впервой. Веселая, задорная, ее образ на экране очень расходился с тем, что было в реальной жизни и это большая редкость для кино. Александров шел на разные уловки со светом и с фильтрами, чтобы скрыть возраст своей супруги, которой на момент съемок было уже тридцать восемь лет. Но Орлова выглядит в картине отлично, особенно ближе к концу, когда на ней не рабочий комбинезон, а красивое деловое платье с пиджаком. Еще стоит отметить практически отсутствующие крупные планы Любови Петровны и понятно почему. Весь фильм с ее лица не сходит улыбка, глаза восторженно распахнуты, жесты стремительны и все это под «Марш Энтузиастов». Песни в фильме пропитаны патриотизмом, даже хочется верить в светлое настоящее того времени. Но, не стоит. Александров, как и во всех своих картина, снова отдал предпочтение композитору Исааку Дунаевскому и он отлично справился. Даже сейчас слушая его марш, хочется скорей встать и сделать для страны что-то большое и важное.

    Вообще, фильм выполнен новаторски, много комбинированных съемок, макетов несуществующих в Москве зданий и даже летающий по городу автомобиль. Если не трогать сюжет, пропаганду и идеологию, а обратить внимание на работу режиссера, то она достаточно хороша. Все же, полученные в Голливуде знания и большой опыт в музыкальных комедиях не могли пройти даром. Много комедийных сцен в духе «Веселых ребят», интересная, колоритная и свойственная тому времени работа актеров. Нарочитая, экспрессивная и с активной мимикой на лице.

    Хочется еще обратить внимание на то, что главная героиня Татьяна за помощью обращается к Молотову, получает поддержку от Орджоникидзе и ни слова про Сталина. Только стремящийся вверх памятник из белого гранита, показанный вскользь. Явно, это отметил для себя и отец народов и едва ли был доволен.

    В то же самое время на экраны страны выходит фильм Ивана Пырьева «Милая девушка» с Мариной Ладыниной в главной роли. В этой картине драматургии заметно больше, чем в «Светлом пути» Александрова, меньше пропаганды и идеологии, восхваляющих вершителей судеб простого советского гражданина. Жаль, что нет возможности поинтересоваться у Григория Васильевича, чего же он так боялся, или чего ему не хватало, что он решил снять такой заискивающий перед властью фильм. Шедевром фильм не стал тогда, мало кто знает его сейчас, хотя, как пример качественного идеологического кино его стоит показывать, только перед этим показать документальное кино про великие социалистические стройки и ГУЛАГ, чтобы каждый понимал, каким далеким от реальности может быть кинематограф.

    6 из 10

    9 февраля 2016 | 16:59

    Идея написать отзыв на этот фильм осенила меня вчера ночью. Я так давно ничего не писала и тут.. Да, как обычно решила выйти из подполья) Смотрела я «Светлый путь» около года назад, но помню его очень хорошо. Я просто не выдержала глубокой печали от того, что на этот, вроде бы, очень даже неплохой фильм так и нет ни одного отзыва. Надо это дело исправлять.

    Значит так, здесь смысл в чём: про данный фильм, в котором рассказывается о судьбе советской девушки, из домработницы превратившейся в успешную ткачиху, говорили и говорят очень много, и отзываются в основном нелестно… Мне частенько приходилось слышать мнения, что этот фильм полный провал, неудача, отстой и прочие нехорошие эпитеты… Как я понимаю, такое мнение у людей сложилось из-за того, что данный фильм слишком уж в открытую прославляет советскую власть, что фильм не совсем реальный, какой-то даже фантастический, надуманный. В общем одним словом красивая сказочка. Мда… народу не понять…

    Моё мнение: фильм крут, особенно для того времени. Вы только посмотрите как шикарно он снят! Режиссура на высшем уровне. За это спасибо, конечно же, талантливому мастеру Григорию Александрову. Чего только стоит эпизод, в котором Любовь Орлова летит над Москвой и над всем миром в автомобиле) Ага, вот откуда «Чёрная молния» идею взяла)) Эх, Александров умел снимать то, что другим режиссёрам в то время было снять не по силам. Получилось шикарно, картинка очень красивая! Снят фильм очень качественно, а то какой там сюжет и потеря его актуальности в наши дни — это уже другой вопрос.

    Спецэффекты — это, конечно, хорошо, но тем не менее главное украшение фильма — это прекраснейшая, любимейшая Любовь Орлова!! В фильме «Светлый путь» ей уже далеко за 30, но выглядит она просто супер! В этом фильме она как никогда хороша, естественна, красива и невероятно сексуальна. Вспомним эпизоды, в которых она разгуливает по дому в ночной рубашке и теребит руками свои платиновые локоны) А когда она поёт колыбельную и вышивает, а потом прикрывает пол лица платком чуть прищуривая глазки) Один её взгляд, взмах ресниц сводил с ума миллионы мужчин, «и так отчаянно тревожил, унося покой и сон..») Женственность, харизма, обаяние, шарм, магнетизм — вот те качества, которые, вероятно, и являются основными составляющими феномена этой актрисы и прекрасной женщины. Но вернёмся к фильму.

    Фильм «Светлый путь» на удивление всем не понравился Сталину. Но это уже его личные проблемы. Я могу предполагать по каким причинам он ему не понравился, не случайно же он так хотел вырезать оттуда парочку интересных сцен)

    Смотреть фильм или не смотреть — вот в чём вопрос. Отвечу: не смотреть, если вы любитель фильмов про то как, например, Том Круз взрывает Кремль. Если же вы любите ретро, но неодобрительно относитесь к Орловой, то вам не сюда. Смотреть стоит только в том случае, если вы, во-первых, знайте кто такие Григорий Александров и Любовь Орлова, во-вторых, если вам нравится их творчество.

    Любовь Орлова… О ней говорят: она не была самой красивой, она не была самой сексуальной, она не была самой талантливой и т. д. НО, тем не менее, она САМАЯ.

    9 из 10

    19 декабря 2011 | 20:22

    … Да, времена тогда были тяжёлые и жестокие. Поэтому наши «верхи» во главе с тов. Сталиным прекрасно понимали: если советским людям-«винтикам», работающим на износ во имя процветания любимой страны, да ещё живущим под страхом «карающего меча партии», не дать добротной, почти сказочной «расслабухи», особенно в «важнейшем для нас искусстве» кино в виде «светлого пути» (в конце мрачного тоннеля), то… всё рухнет, ибо «винтики» всё ж таки не железные, а живые, мечтающие о простом человеческом счастье. И если уж не получается всем им скопом его предоставить «здесь и сейчас», то необходимо ярко и убедительно продемонстрировать оное счастье хотя бы на отдельных примерах (к которым надо стремиться, а не ныть и не ворчать на не слишком благоустроенную обыденность). Вот вам и пример: «Светлый путь». Такой фильм тогда был Действительно Нужен. Думается, он нужен нам и сейчас как пример жизненного позитива и надежды на лучшее (как известно, надежда умирает последней; но зачем же её опережать?). Кроме того, в картине достаточно реалистично показан путь героини от домработницы до суперткачихи (через естественную стадию разнорабочей-уборщицы) и депутата Верховного Совета (к сведению, в нынешней Госдуме РФ всего 5 депутатов-рабочих). Сейчас российские власти всерьёз (во многом в связи с угрозами экономических санкций Запада) озаботились возвратом престижа рабочих профессий, особенно высококвалифицированных, вспоминая, что именно «руки рабочих создают все богатства на свете». Потому не удивлюсь, если вскоре со «Светлого пути» в России сдуют пыль забвения и он зачастит в программах федеральных телеканалов. Вот такая вот политика. На сём с ней и покончим и перейдём к «делам художественным».

    … Роль некой современной Золушки (здесь просто она обозначена) Любовь Орлова играла, как говорится, «всю дорогу», но в разных вариантах- в «Весёлых ребятах», «Волга-волга», даже в «Цирке». Так что ничего нового для неё в общей идее «Светлого пути» не было. Да и типаж девушки-простушки с характерным «оканьем» и сангво-холерично-меланхоличным темпераментом (от восторга с глазами «по 5 копеек» до душераздирающих рыданий) кочевал вместе с ней из фильма в фильм её мужа, режиссёра Александрова. Естественно, везде она поёт (если бы муж не дал ей попеть, она б ему…). Зато как поёт! Поставленным оперным голосом. И как играет! Все новоявленные «телекинозвёзды» не достойны поцеловать её (золушкину!) туфельку. Так что наплевать на всякую «вторичность» и «повторяемость»! Орлову до сих пор никто не перепел и не переиграл, она- уникум!

    … Мой израильский приятель ("бывший наш»), замечательный музыкант и киноман, просил меня в рецензии сосредоточиться на музыке Исаака Дунаевского. А что тут сосредотачиваться, и так всё ясно: «Марш энтузиастов»- великая песня, под которую жили и созидали многие поколения советских людей. Подумалось о другом: сколь долго и громко ни крути эту песню над ухом современного российского рабочего, ни стахановцем, ни просто «передовиком производства» он таки не станет. Потому что зачем ему, работающему не для народа страны великой, а для собственного пропитания и кошелька богатея-хозяина рвать жилы и «пахать» на 150 станках (которые сейчас ещё и не сыщешь!), зная, что ничего взамен (кроме грошовой надбавки, в лучшем случае) он не получит, зато может подвести под сокращение пару-тройку своих собратьев-рабочих… Вот вам и энтузиазм!

    … Совершенно понятно, почему картина не понравилась тов. Сталину. Да потому что в ней обращаются за помощью к Молотову, получают поддержку от Орджоникидзе, а роль тов. Сталина ограничили маловразумительными памятниками в углу кадра, и даже без подписи! И как вы думаете, мог такое стерпеть Хозяин? Однако стерпел, потому «не доглядевший» Александров остался жив и невредим…

    Пожалуй, это всё. Надо же что-то оставить другим рецензентам этой великой классической картины.

    2 мая 2014 | 19:47

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>