К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

И хотя к концу 1960-х гг. Александра Снежко-Блоцкая уже сумела сделать себе имя, снимая мультфильмы по мотивам сказок, именно с её работы «Возвращение с Олимпа» начался новый этап в творчестве известного советского режиссёра-мультипликатора. Просто потому что данный мультфильм (как показало время) оказался не единственным, снятым на мотивы древнегреческих мифов. И в дальнейшем выйдет ещё несколько работ по тому же циклу.

Особенностью данной картиной стал нетривиальный сюжет, где нашлось место и современности. И, строго говоря, мультфильм не является экранизацией конкретного мифа. Здесь за 19 минут создатели рассказали оригинальную историю с элементами нескольких сюжетов, знакомых взрослым и детям.

В центре внимания мультфильма находится Геракл - один из самых известных героев древнегреческих мифов, получеловек-полубог, прославившийся своей силой. Будучи жителем Олимпа, он получает у отца - Верховного бога Зевса, разрешение спуститься на Землю буквально на одни сутки, чтобы вновь ощутить те чувства, которые он когда-то испытывал. По несколько схожему сюжету (по крайней мере согласно завязке) разворачивался сюжет комедии «Геркулес в Нью-Йорке» с Арнольдом Шварцнеггером, вышедшей в том же 1969 году, что и «Возвращение с Олимпа» (но в остальном же это разные проекты). Ещё одним знаковым персонажем мультфильма станет орёл, исполняющий роль некоего рассказчика по отношению к зрителям. Ну а под самый занавес и вовсе пойдут аллюзии и отсылки на тогдашнюю современность (что было, на мой взгляд, очень оригинально). В самом деле, может ли такой легендарный персонаж, как Геракл спокойно уйти к себе домой на Олимп, в то время как на Земле существуют «Гидра» в виде фашизма, «Стимфалийские птицы» - американские самолёты, бомбящие вьетнамские деревеньки, а так же «Прометеи» - негры, так же прикованные к скале и мучимые расистами? По-моему, ответ очевиден. И, тем самым, обычный детский мультик становится мощным орудием советской пропаганды. Но мне понравилось.

7 из 10

03 сентября 2024 | 23:57
  • тип рецензии:

«Возвращение с Олимпа» — один из самых неожиданных и самых лучших мультфильмов за весь советский период. Первую весточку грядущих перемен часто связывают с «Бременскими музыкантами», но «Возвращение с Олимпа» даже более показательно, тем более что вышло в том же 1969 году.

Пропитанные эротизмом греческие мифы выбраны, конечно, не случайно. Кто, как не греческие герои, подобные Гераклу, ассоциируются у нас с настоящей свободой? Геракл ассоциируется у нас в первую очередь с двенадцатью подвигами, однако персонаж легенд силён не только физически, но и морально. И это последнее качество подчёркивает здесь настоящее, неподдельное величие Геракла. И храбрость. Пойти против богов, против самого Зевса может только истинный герой.

Но ключевым аспектом является то, что Геракл идёт к новым свершениям не ради себя, а чтобы помочь людям. Недаром в мультфильме ненадолго появляется союзник людей Прометей, о котором позднее выйдет отдельная экранизация мифа, более вольная. Такой посыл, пропитанный духом свободы и в то же время единством, близок советской идеологии, но актуален и сейчас, поскольку такие явления как войны и расовая дискриминация до сих пор, к сожалению, не исчезли. Такой Геракл, претерпевший за тысячи лет сильное развитие, действительно стал бы мировым лидером в борьбе за добро и справедливость.

«Возвращение с Олимпа», к счастью, не испытало на себе визуальные тенденции 1960-х гг, и анимация здесь великолепная. Особенно поражает встреча Геракла с Ниреем. Признаться, не помню этого персонажа из мифов, но в мультфильме он великолепен. В сценарии имеется даже юмор, который за прошедшие годы не оброс бородой. Этот мультфильм красив и чисто внешне, и за счёт правильной идеи, которая очень метко попадает в зрительское восприятие.

10 из 10

01 марта 2023 | 01:34
  • тип рецензии:

'Возвращение с Олимпа' - замечательный образчик советской мультипликационной пропаганды, на сегодня имеющий скорее культурно-историческую, нежели художественную ценность.

Советская мультипликация - добрая, искренняя, настоящая - остается актуальной и интересной поныне, спустя десятилетия со времени выхода мультфильмов. И будет оставаться таковой всегда, потому что простым, понятным для самых маленьких языком рассказывает о вечных ценностях и добродетелях - настоящей дружбе, взаимовыручке, тяге к прекрасному и даже, в конце концов, правильных бытовых привычках. Это можно сказать о 99 процентах советских мультфильмов. Но не о всех. Потому что иногда мультипликация, вслед за 'важнейшим из искусств' становилась в строй идеологических борцов за советские ценности против ценностей иных.

Мультфильм режиссера Александры Снежко-Блоцкой 'Возвращение с Олимпа', повествующий о том, как Геракл расхотел быть богом и стремился на Землю совершать новые подвиги, как раз является ярким примером такой агитки. В нем упорно проводится мысль о неприятии праздного образа жизни, ленивой заслуженной бездеятельности в сравнении с трудной, полной испытаний, но такой притягательной человеческой борьбой за существование и лучшую долю. И все бы ничего, ценности на первый взгляд правильные. Если бы не 'острый атеистический соус', под которым все это подается. И пусть в мультфильме нет ни слова о христианской религии, с которой в СССР в эти годы активно боролись, посыл видится однозначным.

С другой стороны, есть аллюзии на фашизм и американскую агрессию во Вьетнаме. Они видятся Гераклу продолжением зла, с которым он боролся, совершая легендарные подвиги. И этот оригинальный ход добавляет мультипликационной картине определенных вистов. Наверное, потому что эти проявления зла и поныне остаются актуальными, в отличие от воинствующего атеизма.

Сюжет довольно забавно захватывает известные большинству из нас с детства истории о подвигах Геракла и обыгрывает их в выгодном для создателей свете. С оригинальной греческой мифологией он имеет мало общего. И вообще-то подобные кинематографические приемы я не одобряю. В одной из своих ранних рецензий сильно прошелся по этой причине по марвеловскому 'Тору'. Так что буду последователен и здесь.

Зато присутствует в мультфильме несколько ярких персонажей, потрясающе озвученных известными советскими актерами. И если Геракл получился неестественно правильным, имеющим мало общего со своим прототипом из мифов, то вот сопровождающая его птица настолько умиляет своей отвратительностью ('Самого Прометея клевал, самого Прометея!'), что запоминается, пожалуй, больше всего. Тот самый случай, когда отрицательный персонаж делает для общего уровня произведения больше положительного.

Интересно ли это смотреть сегодня, спустя почти полвека после выхода мультфильма на экраны? Взрослому зрителю, понимающему, когда и с какой целью это снимали - пожалуй, да. Возможной целевой аудитории, современным детям 10 - 14 лет, думаю, вряд ли. На эту тему снято множество красочных и интересных фильмов (увы, не отечественных) с более актуальными морально-этическими посылами. А 'Возвращение с Олимпа' имеет сегодня лишь культурно-историческую ценность как образец советского подхода к искусству для самых разных целевых аудиторий.

6 из 10

15 мая 2018 | 20:36
  • тип рецензии:

Совершенно потрясающая вещь. Очень советская, но все равно (или даже именно поэтому) совершенно потрясающая. Никто и никогда больше не сможет снять подобное. Это было возможно только тогда, в СССР.

Совмещение несовместимого. Древняя Греция с ее титанической, жестокой и насквозь эротичной мифологией - и советская пост-оттепельная пафосная монументальность со скрытым под ней самиздатовским свободолюбием.

Геракл, богоравный герой, сын Зевса: гордый и сильный, тяготящийся светлым Олимпом, над которым не властно время. Насколько его непокорность богам эллинская, а насколько - революционная? Как-то так удачно слито в нем, что не поймешь. Орел, твердящий ему о покорности богам, проигрывает человеческой воле: 'Сейчас ты увидишь, как бог становится человеком!' - страшный ход, не многие боги на такое решились.

Геракла называют народным героем. Не Кастора с Полидевком, не Тезея, не Одиссея - Геракла. Именно эта, не такая уж явная в мифах о нем, но существующая его черта столь созвучна оказалась коммунистическим идеалам. Геракл этого мультфильма служил Эврисфею не по воле богов, и не во искупление - а ради людей. Лучшим своим подвигом он называет спасение Прометея, в двенадцать канонических не входящее. И конечно же, в мультфильме он спасает мятежного титана из сострадания, не интересуясь, что думают про это боги.

Удивительна чувственность, с которой изображен прикованный Прометей: нечто Рубенсовское в лепке тела, нечто от изображений святого Себастьяна в позе (смиренно-покорная до томности, но не сдавшаяся сила). Это, конечно, Эллада.

А вот черная угроза фашизма, Гераклу представляющаяся недобитой Гидрой и бомбардировщики-стимфалиды - это, конечно, Советский Союз. Не спорю, пропаганда, но какая-то удивительно искренняя в устах Геракла. Наверное, потому, что он ничего не знал о событиях двадцатого века. Он видит лишь угрозу человеческим жизням и не может остаться в стороне. Он идет к людям - вообще к людям, а не только к живущим в СССР. Ему веришь.

Этот мультфильм открывает целую 'древнегреческую серию' в советской мультипликации. И он, наверное, самый из этой серии лучший.

06 октября 2010 | 23:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: