всё о любом фильме:

Сто дней после детства

год
страна
слоган-
режиссерСергей Соловьев
сценарийАлександр Александров, Сергей Соловьев
директор фильмаБорис Гостынский
операторЛеонид Калашников
композиторИсаак Шварц
художникАлександр Борисов
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  7.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Номинации (1):
Это лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно стало последним летом детства. Оно одарило Митю дружбой с прекрасным человеком, который открыл подростку смысл и величие искусства. А главное — он узнал радость и горечь первой любви…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Фрагмент 03:41

    файл добавилPaulik

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Может показаться странным, что Сергей Соловьёв, чьи предыдущие ленты были экранизациями классики, вдруг обратился к современности, причём к «сложным простым» проблемам четырнадцатилетних подростков. На самом же деле, существует тесная связь фильма «Сто дней после детства» с его прежними работами. Соловьёв — из тех режиссёров, кто в своём творчестве остаётся удивительно цельным, несмотря на крайние различия в проблематике и жанре собственных произведений. В сущности, это и есть признак истинного художника. И в картине «Сто дней после детства» вновь соседствуют психология и поэзия: психология отрочества, вступления в жизнь и первой любви; поэзия детства, неизведанного чувства, самой природы и вещного мира (не случайно, что действие происходит в бывшем доме графа Курепина). Психология и поэзия не противопоставлены — они дополняют друг друга. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    В жизни каждого подростка есть момент, когда он превращается в по-настоящему взрослого человека. У кого-то это происходит просто со временем, а другие переживают какое-то событие, которое сильно влияет на их взросление. Главный герой картины — четырнадцатилетний Митя — парень несерьезный и беззаботный. Он отдыхает в летнем лагере со своими одноклассниками. Однако случается то, чего Митя никак не ожидал: он влюбляется в свою одноклассницу Ермолину, чему он сам удивился, ведь он видел ее тысячи раз и «это же просто Ермолина».

    «Понимаете, однажды (это случается обыкновенно внезапно) ты вот так вдруг увидишь и реку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается. Кажется, что ты и раньше всё это видел тысячу раз, но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно пораженный, — как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эти деревья, и эта река, и то, как она улыбается. Это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь».



    Далее, на протяжении всей картины мы видим, что с юношей делает эта самая любовь. Он постепенно взрослеет, из веселого и забавного парня он медленно перевоплощается в серьезного человека. В Мите из-за ревности просыпается даже бунтарский дух, он не находит себе места, но все равно любит Ермолину. Тут-то мы и видим, что Митя выигрывает у всех своих сверстников своим внутренним миром. Он начинает тонко чувствовать происходящее, может реально смотреть на вещи. Любовь толкает его на подвиги: он учится, с помощью верной подруги и одноклассницы Соне Погремухиной, танцевать, не стесняется выступить перед публикой, зачитывая стихи о любви и, конечно, противостоит своему бывшему товарищу Глебу, который постоянно находится рядом с Ермолиной, из-за чего ужасно ревнует Митя.

    Соловьев смог показать плавный переход четырнадцатилетнего юноши (который, как заметила медсестра, выглядит гораздо старше, как и все дети его возраста) из дитя во взрослого человека за сто дней его жизни. Не зря режиссер получил «Серебряного медведя» за свою работу. Митя познает вкус любви, жизни — их горечь и сладость, становится личностью, способную трезво оценивать происходящее.

    Главная мысль фильма, как и следует, находится в финале, в диалоге, происходящем между Соней и Митей. Здесь мы уже видим не двух веселящихся ребят, которыми они были в начале лета. Тут уже говорят два повзрослевших человека, которые набрались жизненного опыта, познав первую любовь. Финальная сцена, безусловно, поражает свои содержанием, а весь фильм в целом может похвастаться неплохой игрой молодых актеров.

    30 марта 2012 | 16:14

    Примечательно, что два различных метода поиска фильмов для просмотра привели к работам Соловьёва. Если отбросить шаблонные мысли о первой любви, о её важности априори, и тому подобные, якобы необъяснимости, то фильм может нам показать мысль, возможно второстепенную, а возможно специально уложенную на второй план. Любовь как инструмент мировосприятия. Возможно у этого объектива чертовски маленькая глубина резкости, но он способен рождать шедевры из текстуры любой степени банальности. Любовь как средство понимания. Не каждый способен в 14 лет понять человека 19 века по фамилии Лермонтов. Но средство есть. Любовь как неотделимое. Безответна не значит бессмысленна. Любая, она дарована для того, чтобы удержать ту красоту, которую способен увидеть только ты.

    2 апреля 2012 | 18:51

    Прекрасный фильм, показывающий, как внезапно возникшее чувство влюблённости меняет восприятие мира озорного подростка, переворачивая его отношение к своей однокласснице. Новые чувства погружают его в рефлексию, вынуждают искать ответы и проявлять изобретательность.

    Проникновенная музыка, достойная операторская работа, выдержанный стиль повествования.

    Больше всего мне понравилась актерская игра Ирины Малышевой, сыгравшей в этом фильме Соню Загремухину. Каждый раз, когда я пересматриваю последнюю сцену на озере с её участием, прямо мурашки пробегают по плечам. Настолько это искренне и правдоподобно.

    Обратите внимание, что в этот момент не играет музыка, нет движения камеры, нет каких-то символических образов других планах, в общем, нет ничего того, что могло бы «доиграть» роль за актрису, усилить передаваемые чувства. Ей это не нужно. И это особенно ценно.

    К тому же, Соня — не главный персонаж и в кадре появляется всего несколько раз за фильм, но этого оказывается достаточно, чтобы вывести зрителя на нужную эмоцию! Бесподобно.

    И в следующей сцене, с какой неподдельной горечью и досадой Соня соглашается с возлюбленным, понимая, что тем самым перечеркивает все свои планы и желания…

    В этот момент даже сердце сжимается.

    - -

    Моя оценка — 9. Не поставил 10 только потому, что каждый эпизод фильма объявляется никому ненужными титрами на весь экран. Они не просто отвлекают зрителя от просмотра, они также дробят целостную историю и мешают погрузиться в неё.

    Для меня это было похоже на хлопок друга по плечу в тот момент, когда сидишь в наушниках на берегу озера и наслаждаешься видом заката.

    Если убрать эти титры, то погружение будет от начала и до конца.

    Сам фильм буду рекомендовать к просмотру нашим студентам.

    9 из 10

    19 мая 2015 | 10:32

    Фильм попадает своей художественной полнотой не только в молодежь, но и в тех, которые разменяли пятую тысячу дней после детства. Феномен этого фильма в том, что несмотря на то, что снят он художественно и поэтично, то ли за счет юмора и динамики, то ли ещё по каким-то причинам, фильм держит нынешнее поколение, живущее совсем в другом темпоритме! А это очень важно, ведь на сегодня трудно найти современный фильм с серьёзной моралью, рассчитанный на этот возраст. Парадокс современного кинематографа в том, что фильм с названием «14+» выходит с ограничением по возрасту 16+. При всем моем уважении к режиссеру Валерии Гай Германике, но, как показывает практика, можно говорить о неразделённой любви, не показывая насилие, кровавые бойни, мерзость и прочее, что нам сейчас вменяют как правду жизни. Хотелось бы, чтобы мои подрастающие дети ориентировались на «Сто дней после детства», а не на «Класс коррекции»!

    P.S. Современные режиссеры, берите пример с Соловьева, Ростоцкого, Туманяна и т. д. Занимайте эту нишу — доброе кино для подростков! Так хочется гордится Российским кино, когда смотришь его с ребенком!

    27 октября 2016 | 11:33

    А как бы поступили вы? Как бы вы, ощутив высокое чувство, привлекли к себе внимание, будучи 14-и летним ребенком? Давайте посмотрим правде в глаза. это просто сказка. на месте Глеба, любой бы просто убил Митю. он лезет не в свою тарелку, и откровенно мешается. Я ждал большего, и пускай многие хвалят этот фильм, мол, любовь окрыляет, заставляет по-другому смотреть на мир… но не в 14 лет.

    Снят фильм не плохо, хотя и есть моменты, к которым можно придраться.

    К актерам вопросов нет, они откровенно хорошо выполнили свою работу. И тем не менее Соловьев, почему-то не радует, а наоборот, как-то разочаровывает, то как его превозносят — ошибка, может он и не плохой постановщик вообще, но что в его дипломной работе, что в данном произведении, он откровенно не блещет. Возможно, дело в наивном сценарии.

    На мой взгляд — кино на один раз, сказка, ибо невозможно представит себе такую историю, особенно с героями, которым по 14 лет. Первая любовь? такой она вряд ли может быть. Только если вы не Митя, только если у вас не все в порядке с головой.

    5 из 10

    6 ноября 2012 | 21:21

    Немножко науки: переход из одного возрастного периода в другой, сопровождается кризисом, которым может длиться некоторое время: полгода, год, а может и пару месяцев или даже 100 дней… Если человек удачно проходит его, то он осознаёт, что уже стал немножко другим, изменился и теперь ему предстоит принять себя нового, более взрослого. Что же с этим делать спросите вы?!

    «Ты знаешь, Соня, я думаю, что делать нам ничего не надо».

    Прекрасная картина Сергея Соловьёва оказывает на зрителя буквально волшебное влияние. И не важно, кто он — так или иначе, фильм пробудит в каждом примкнувшем к экрану светлые чувства, заставит проникнуться к героям симпатией, навеет воспоминания, научит чему-то, попросит задуматься, взгрустнуть, помечтать, улыбнуться. Такое ощущение, что в ней нет ни одного лишнего слова, ни кадра, ни мелодии — она проста как всё гениальное и понятна, как всё естественное, как то, что близко каждому.

    Герои фильма личностно растут и взрослеют прямо на наших глазах. И если в начале картины, Митя не видит разницы между Лермонтовым в 14-ть и в 15-ть, то в конце, он уже сам осознаёт, как и значение того, что с ним произошло, так и то, что следует делать дальше. Четыре основных героя картины легко вырисовывают своими взаимоотношениями сложную, но в тоже время характерную паутину общения между подростками той эпохи, которая в наше время постепенно разрывается и переплетается по-новому.

    «Чего это я, дурак, это же просто Ерголина, я же ещё тысячу лет знаю».

    Запутавшийся в своих новых ощущениях мальчик влюбляется в самую симпатичную девочку, не замечая под носом любви того, кто ближе всего. Красавице безумно приятно его внимание, но она не может устоять перед простым, понятным и сильным лидером, внимание к которому легко подогревается его лёгким безразличием и самоуверенностью. Порой то, к чему человека тянуло в столь юные годы остаётся с ним надолго и может повторяться, пусть и несколько по-новому, вновь и вновь.

    «Кажется, что ты и раньше всё это видел тысячу раз, но в этот раз остолбенел, внезапно поражён, как невообразимо прекрасна эта девушка. Это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь».

    Автор создаёт изумительное сочетание из мимолётных подсказок, прямых намёков и наглядных фактов. Мы улавливаем информацию буквально отовсюду, будь то символы, диалоги между персонажами, титры, метафоричные и столь проникновенные речи вожатого или красноречиво молчаливые взоры героев. Фильм богат интеллектуальным и чувственным символизмом: стихи поэтов, жребий ролей на сцене, солнечный удар, Джоконда, записка, душа камней, гипс, кальций, бессонница, дуэль. Но, пожалуй, самым главным и ярким среди них, несомненно, является белый воздушный змей — как символ первой любви, которую нужно просто отпустить и запомнить на всю жизнь, к которой уже нельзя будет прикоснуться в дальнейшем, но о которой так приятно вспомнить.

    «Надо смотреть на неё долго, запомнить её всю и потом носить с собой целую жизнь, и тогда всё будет хорошо».

    Соловьёв создал поистине уникальное произведение, едва ли нуждающееся в сравнении с чем-либо. Оно стоит особняком, эта лента настоящий учебник для юношей и девушек, чудесная история о первой любви, блестящая режиссёрская работа, по достоинству оценённая даже на Берлинском кинофестивале. Создатели за коротких полтора часа смогли уместить в картине столько смысла, эмоций и чувств, что её хочется пересматривать снова и снова. На наших глазах произошло настоящее превращение, которое осознали также и сами герои: они уже больше не дети и даже не подростки — теперь они юноши и девушки.

    Что же остаётся нам? Только вспомнить самим, будто это было вчера, и быть может вместе с героями пережить это снова. Давайте просто запомним этот фильм, просто запомним и всё.

    10 из 10

    30 мая 2014 | 19:08

    В качестве предисловия — позвольте сразу оговориться. Я не большой поклонник Сергея Соловьева. Его «перестроечные» картины просто чудовищно устарели, а большинство остальных в-общем и целом в разных своих проявлениях повторяет «молодежную тематику», затронутую именно в «Ста днях после детства». А в ней Сергей Александрович к сожалению (а может к счастью) разбирается довольно слабо.

    Но это всё совершенно другая история.

    Итак, «Сто дней после детства». Картина рассказывает о взаимоотношениях и первой любви ребят, которые находятся в пионерлагере. Среди них ярко выделяется Митя Лопухин (Б. Токарев). Человек по-своему честолюбивый, очень взрослый (в метафизическом смысле, а не в возрастном — ребята все ровесники). Он переживает первую любовь в красавицу Лену Ерголину (Т. Друбич). Однако та влюблена (или как сейчас модно говорить — «состоит в отношениях») в Глеба — «идеологического противника» Мити.

    Собственно как таковой синопсис и был описан выше. Сергей Соловьев глазами оператора Леонида Калашникова (кстати очень талантливого) нам показывает самые разные взаимоотношения подростков, которые вот-вот вступят во взрослую жизнь. А новелла, где Митя вступает в конфликт с Глебом отчетливо напомнил об оттепельной картине «Листопад» Отара Иоселиани. Кульминация этого конфликта с выплескиванием сока действительно с подачи старшего — Сережи (С. Шакуров), действительно воспринимается позже Митей как «показуха». Игра на публику.

    Отдельно хотелось бы отметить и персонажа Сергея Шакурова. Он мне показался гораздо более близок к ребятам, чем их преподаватель (к сожалению я забыл её имя). Сережа чуток, спокоен, добр к подопечным. Склонен к компромиссам. И он совершенно беззлобно объясняет Мите, что тот поступил неправильно и что «высказать человеку в лицо» выглядит совершенно по-другому.

    На самом деле, картина прекрасная. Светлая, чистая, поэтичная, как тут многожды говорилось. Немного идеалистическая, но в этом и была прелесть советского кино. Показывать то, какой жизнь должна быть, а не такой какая она есть. Вот нынешнее отечественное кино склоняется ближе к последнему, что идёт ох как не на пользу ему. Всё действие разворачивается под незабываемую музыку Исаака Шварца.

    В заключении скажу, что не назвал бы картину «детской». Она именно подростковая. По-моему мнению, она немного выглядит архаичной и проблематика, прослеживающаяся в фильме, выглядит чересчур, прошу прощения, высокопарной. Нынче, всё же так не бывает, мне кажется. Думаю, к сожалению. Тем не менее картину стоит смотреть подросткам, которым уже исполнилось лет двенадцать-тринадцать. И каждый найдёт в нём что-то для себя.

    P.S. Я не могу похвастаться тем, что были просмотрены ВСЕ фильмы Сергея Соловьева, но этот фильм я считаю его лучшим. Уж точно гораздо прекраснее его же «Одноклассников», которые вообще картонны насквозь.

    8 из 10

    19 января 2013 | 18:00

    Самый любимый детский фильм. Все кто помнят еще период советских лагерей, первой любви — этот фильм для вас. Он необычайно по соловьевски — легок. Он как сама природа как репродукция картины Моны Лизы. Все фильмы Соловьева отличаются какойто особым своеобразием. Но этот фильм хорошь тем, что в нем воспитывается чистота чувств.

    22 мая 2006 | 17:33

    Поднималось в небо солнышко,
    Разбудило соловья…

    Вопреки законам природы, пернатый символ поэзии не всегда заливается ранней весной. Своенравная птичка в 1975 году проленилась до самого лета, но настал миг, когда соловей пропел совсем другими трелями — непривычно пронзительными и печальными. Все вроде было понятно и обычно: прекрасный режиссёр проводил отбор на главную женскую роль в подростковой мелодраме, а центральный персонаж с забавной фамилией Лопухин медленно переживал период взросления. Между ними ничего общего. Постановщику уже за 30, он давно женат, а что экранный мальчишка мечется в тисках нахлынувших чувств, так это ничего странного — ребенок же ещё. Всему причиной неизвестная девчонка, на чьих губах почти незаметна улыбка, зато в больших глазах часто бывает грусть. В жизни Таня Друбич, на экране Лена Ерголина — единая личность, лишившая покоя двух мужчин. Режиссер Сергей Соловьёв впоследствии не смог отпустить девчонку, сделав своей новой женой, а пионер Митя Лопухин силился понять природу изменившегося мироощущения — а вдруг и в самом деле просто голову напекло. Перемежая реальность и вымысел, на советском экране развернулась трогательная история взросления, первой любви, становления личности и поиски себя в самом себе. Отнюдь не сказка о всегда готовых пионерах, а повесть, доступная каждому подростку, для чего ему не понадобится считать до ста.

    Сильное чувство всегда врывается в жизнь внезапно. Мальчишка упрямо себе втолковывает, что так не может быть, что он «тыщу лет знает эту Ерголину», и что нет в ней ничего особенного — умилительная наивность, у которой нет ни единого шанса в противостоянии с красотой. Будь Лопухин хоть семи пядей во лбу, а все равно не нашёл бы объяснения стрясшейся с ним метаморфозы, когда на стройную девочку с косой до пояса невозможно насмотреться. В ее волосах венок из васильков, она умная и гуляет с другим мальчиком. Ах, это рвущееся на кусочки сердце! Сам Лермонтов так страдал должно быть, не зря же своего Печорина мыкаться в неприкаянности заставлял. С подачи пионервожатого Сережи свежеиспеченный романтик ищет всё новые символы, которые помогли бы понять, что же ему делать с этой любовью. Митя Лопухин совсем не похож на шекспировского Ромео, и возвышенные фразы ему не свойственны. Зато советский подросток значителен другим — отчасти против своей воли, отчасти по повелению сердца он стремительно взрослеет, учится иначе воспринимать тех, с кем учился с первого класса и кого знал как облупленных. В голове Мити неслышно шелестят прожитые в пионерлагере дни, их так много, что вся жизнь становится подобной летящей искорке. Он ослеплён любовью и не замечает чувств от другой, но будто уже взрослый мужчина умеет отсекать то, что ему видится ненужным.

    Каким бы эффективным ни представлялось образование советской эпохи, но это не мешает видеть намеренную идеализированность картины Соловьёва. Идеально гладкие воды, величественные густые деревья, утонченная музыка Шварца и огромное количество подростков, которые покинут пионерский лагерь уже другими людьми. В своих отношениях ребята ведомы эмоциями, они еще не привыкли сперва думать, а лишь затем говорить, но именно в этой непосредственности и состоит непостижимое обаяние детства, с которым так больно расставаться. Снимая свое кино, Соловьёв словно брал реванш у собственной судьбы, в которой не было таких прекрасных мгновений. Зато Сергей Александрович уже неплохо понимал, что такое любовь, и как именно она влияет на человека. В своих воспоминаниях режиссёр озвучивал первоначальное желание увидеть в Лене Ерголиной «юную Иру Купченко», что так сильно осложняло ему поиск. Задумчивая Татьяна Друбич вроде как не походила ни на одну из актрис недавнего прошлого, но ее взгляд дал последнюю деталь будущей картине, и по иронии судьбы никак не повлиял на дальнейший путь самой актрисы. Реальность доказала свое бессилие над лирической сущностью фильма, у Соловьёва вышла цельная история, у которой просто не могло быть продолжения.

    С настоящим изыском сценаристы переплели в мелодраме поэзию Лермонтова с прозой ребячьих диалогов. На голом энтузиазме советские подростки играют в свой «Маскарад» и лишь только пытаются почувствовать персонажей классика. Спектакль вряд ли имел бы успех, если не восход того самого солнышка. Не руководитель распределил роли, а сама судьба, когда ранним утром внесла значительные перемены в отношении мальчика к девочке. У Мити Лопухина и его соперника Глеба Лунёва по сути нет противостояния за сердце красавицы, но роль Арбенина, плавно переплывшая от одного парня к другому, стала символом взросления, без которого познать душу лермонтовского героя невозможно. Да и Лена Ерголина с Соней Загремухиной скорее подруги, чем вероятные соперницы, тем более в свои годы они, как известно, более зрелые, чем их кавалеры. Причудлив любовный четырехугольник в этом фильме, но пламенным страстям не бывать, ведь эти ребята только на пути в мир взрослых, и от неразделенных чувств будут лишь тихонько плакать да губы кусать.

    Вот бы время пошатнулось,
    Вот бы замерли все стрелки на часах,
    Вот бы утро век тянулось,
    И не вяли б васильки на волосах.

    Но это лишь мечты. Замершие было стрелки продолжат свое движение, девочки вырастут в женщин, юноши станут мужчинами. Неумолим этот бег времени, но милостив к тем, кто не только отдаёт любовь, но и может принять ее сам. Сергей Соловьёв безукоризненно точно показал этапы взросления. За сто дней мальчишка многое узнает о природе чувств и научится не бежать от них, а обращать в свои лучшие черты. Символична записка для любимой Лены, где Митя, ни секунды не колеблясь, подписывается как Дмитрий. Это ли не последняя фаза короткой жизни, прошедшей в границах пионерского лагеря? Да, рассветная не будет сиять вечно, но озарит дальнейший путь, по которому можно пройти без прежней боязни. Соловей за режиссерским пультом и соловей около купальни одновременно увидели ту, что навсегда изменила их жизни. Двое мужчин, один взрослый, другой взрослеющий, поняли, как же много им ещё предстоит узнать и пережить. Но когда перед глазами светлый девичий лик, остальное уже не имеет особого значения. Любовь неизбежно принесет испытания, вполне возможно, что и боль, но менее прекрасной от этого не станет. Не нужно списывать её приход на солнечный удар, а лучше поблагодарить природу за то, что не обделила сердце.

    2 января 2016 | 21:19

    Действие фильма «Сто дней после детства» разворачивается в лагере, где герои познают первую любовь. Фильм очень похож на отвратительную «Дикую собаку Динго», но тут есть и плюсы.

    Первый плюс — игра актёров, в особенности Бориса Токарева (Лопухин), Татьяны Друбич (Ерголина), Елены Малышевой (Загремухина) и Андрея Звягина (Лебедев). Их игра очень эмоциональна и драматична. Остальные играют гораздо слабее.

    Второй плюс — лирический настрой картины и отличная музыка. Но, в отличие от «Дикой собаки Динго», это не единственное, на чём держится фильм, поэтому он не выглядит настолько глупым.

    В общем, это ужасно наивный и безобразно сентиментальный фильм, зиждящийся на вышеперечисленных плюсах. А по-другому и быть не могло. За каждый из плюсов по два балла.

    4 из 10

    26 июня 2011 | 19:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>