К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Служили два товарища - это классика, ушедшая цитатами в народ. Великолепный сценарий, режиссура, актерские работы не вызывают сомнений. Фильм смотрится на одном дыхании до сих пор. И его хочется цитировать. Но еще можно выделить несколько деталей и поразмышлять над ними.

Например:

Красная армия здесь состоит из простых, часто недалеких людей с подвижной психикой (как это сейчас называют). Герой Ролана Быкова служит неким обобщающим образом. Он глуповат, обидчив, заносчив, чуть что тянется за наган. Но при этом смел, искренен и отходчив. Персонаж Быкова, как и большинство красных солдат (также сюда относятся их 'союзники' махновцы), из социальных низов, книг не читал, образования не имеет. Лексика и мысли у него просты (в отличии от белых). Из-за этого интеллигенту Некрасову - персонажу Янковского и второму товарищу - непросто. В общем, большевики здесь выглядят (извините) как быдло, смешно и неприглядно (но читайте дальше).

Белое движение здесь показано наоборот - красиво. Люди тут изысканные, утонченные и умные. К тому же, одного из героев великолепно играет харизматичный Владимир Высоцкий. Его персонаж покоряет женские сердца, он смел, меток в стрельбе и ему не чужда эмпатия (жалость по отношению к своему коню). Герою Высоцкого хочется переживать.

Но именно в этом - в эстетической дистанции между красными и белыми - режиссер, как кажется, заложил главный смыл фильма для внимательного зрителя.

Как ведут себя белые?

Разлагаются. Пьют, блудят и отступают. Первое убийство в фильме совершил именно герой Высоцкого. Он убил пьяного юношу, который неудачно с ним пошутил. Кроме этой 'случайности' упомянутый персонаж бросил очередную совращенную им женщину, убил просто так человека (в конце), шантажировал целый корабль гражданских расстрелом из пушки ради собственного эгоизма.

Что делают красные?

Кроме классовой войны и наступления, они учатся читать, играть на музыкальных инструментах, маршировать и снимать кино. Они мечтают о новой справедливой жизни без господ и тюрем.

Очевидно, что красные - люди из низов - стремятся 'вверх', быть лучше и созидать; в это же время белые - люди из верхов - ни к чему не стремятся, морально разлагаются и падают 'вниз'.

В итоге, данное кино честно показывает революцию и Гражданскую войну, его классовую природу, безжалостность по отношению к лучшим (последние слова Быкова) и при этом фильму удается вызывать сочувствие ко всем людям независимо от сторон.

Блестящее кино о гуманизме!

05 февраля 2024 | 10:50
  • тип рецензии:

Сначала смотрела фильм, просто потому что надо было для урока истории. Но уже к 20-той минуте этого чуда я забыла, зачем вообще начала смотреть. Меня просто затянуло.

Юмор здесь тонкий, точно не низкий, но, чтобы его понять, нужно немного «поработать» головой. Один раз моргнешь — легко потеряешь нить сюжета, ведь за полтора часа фильма происходит НУ ОЧЕНЬ МНОГО. Очень талантливо снято, качественно и, по-своему, красиво, это правда. Постановка кадра, детали, ракурсы, звуковое сопровождение — видно, что люди создавали этот фильм с душой. Признаюсь, сцены с махновцами реально смешные, простите. Улыбнулась. Два героя-красноармейцы — очень жизненные люди, за фильм почти что не было мыслей «и зачем вы это сделали». А дружба фронтового кинооператора Некрасова и его помощника Карякина — это одна из самых сильных сторон этого фильма, их химия просто нечто!.. Песня из одной строчки Некрасова надолго останется в моей памяти, по-настоящему открывает героя, предрешает его судьбу.

«Опять расстрелять?! Ну сколько можно?!» - воскликнул Карякин однажды. И я полностью с ним согласна! Столько бед, столько трагедий, столько боли понесли на своих плечах герои... Белый офицер Брусенцов, правда, очень жалко. Фильму, как бы это звучало не иронично, только играет под руку тот факт, что он черно-белый. Только одна серая мораль — Гражданская война — это, в первую очередь, про братоубийство. Сколько людей, семей было поделено пополам из-за политических взглядов, как же ужасно!

«Служили два товарища» - очень честный, как уже и писали много раз, фильм. Пока вы со своим другом и товарищем радуетесь мелкой победе, по ту сторону фронта так же есть другие друзья и товарищи, которым так же тяжко пережить потерю одного из них...

Хоть за сюжетом, как я писала ранее, очень тяжело было следить; после первого просмотра я полезла в Википедию и в другие источники, чтобы осознать некоторые аспекты произведения (кстати, узнала, что Высоцкий играл здесь Брусенцова, огромный плюс, хотя сначала не признала актера), я поняла, почему этот фильм многие считают культовым. Тут нет «красных» или «белых», я не увидела такой уж пропаганды ни белых, ни красных. Есть просто несчастные, честные люди... Всех по-своему жалко. Было пара моментов, над которым я плакала, то ли от восторга, то ли от горя (сцена с безногим красным командиром тому пример ).. Ужас, отчаяние, безысходность, которую испытываешь с главными героями... Зная, что это все сделали на реальных событиях... Актер, сыгравшего Некрасова, это просто нечто... Карякин — также получился очень живым...

Еще одним из ОГРОМНЫХ плюсов я отмечу, конечно, ЛОШАДЕЙ!!! В фильме замечательно играют не только люди, но и животные. Сцена с пароходом и сцена в поле отпечатались в памяти, осадок после просмотра останется, думаю, еще на несколько дней точно. Не веришь в то, что творится на экране. Не веришь в то, что делали ЛЮДИ с такими же ЛЮДЬМИ, которые по крови все братья. Автор смог отлично и легко передать тот период, чувствуешь себя частью истории.

Кошмар и восторг после просмотра. Я точно рекомендую.

10 из 10

05 марта 2023 | 18:31
  • тип рецензии:

«Служили два товарища» - одно из самых популярных художественных кинолент о Гражданской войне.

В фильме показано две сюжетные линии. Первая рассказывает о двух товарищах-красноармейцах, вторая – о белогвардейцах. Действие произведения начинается в первых числах ноября 1920 года.

Не стоит смотреть этот фильм с нулевыми знаниями истории потому, что, как минимум, в основу сюжета взяты исторические события. В этот период произошло последнее крупное сражение Гражданской войны в европейской части России - Перекопско-Чонгарская операция Красной Армии (7-17 ноября 1920 года), в которой будут участвовать персонажи. В диалогах героев упоминаются разные личности, которые играли важную роль в событиях тех лет, например, Ленин, Врангель, Махно и т.д. Показываются мелкие политические моменты (разговор двух богатых людей на 15 минуте), осуждение Белого движения, показываемого в отрывке про пьяного белогвардейца. Особых исторических ляпов, несостыковок не обнаружила. Если они и есть, но сильно незначительные.

Гражданская война – обёртка, в которой находятся герои произведения. Главная тема этого фильма – дружба. Врагов, красноармейцев и белогвардейцев, свела судьба. Хотя в это время разный взгляд на политику заставлял братьев наставлять оружие друг на друга.

Фильм мне понравился. Состав актёров подобран хорошо, сценарий просто прекрасен. Не назову это произведение самым лучшим, что я когда-либо видела, но советую к просмотру.

28 февраля 2023 | 16:18
  • тип рецензии:

Самое странное в этой великолепной лента в том, что она вообще есть, что она вышла своевременно и не пролежала на полке до перестройки. Конечно, в таком виде в СССР подобная картина могла выйти только в «оттепель» или на ее исходе, когда советская цензура слегка приспустила удила. Впрочем, неисповедимы пути цензурные: например, незадолго до этого прекрасную лирическую картину «Женя, Женечка и Катюша» признали «вредной» и «разлагающей», и выпустили в прокат только в провинции. А действительно неоднозначный «Служили два товарища» получил «добро».

Написали сценарий к фильму драматурги Валерий Фрид и Юлий Дунский, закадычные друзья, вместе учившиеся во ВГИКе, вместе ушедшие на фронт, вместе арестованные по липовому обвинению в измене Родине, вместе мотавшие срок в лагерях и вместе реабилитированные в период «оттепели». И да, только такие люди могли написать такой фильм, таким взглядом посмотреть на «священную» и «безгрешную» большевитскую Революцию, которая в тогдашнем кино просто не могла подвергаться никакому даже минимальному сомнению, и была делом практически религиозным.

Возможно, это и успокоило цензоров. Мысль о том, что кто-то мог написать про Революцию что-то не то, наверняка даже не посещала их головы, и скорее всего на такие «военные», априори патриотичные фильмы они смотрели не так внимательно. С первого взгляда оно так и есть. Есть белые, они враги. Есть красные, они герои. Перекоп красные возьмут, а белые кто погибнет, кто сбежит в страшной сутолоке и панике, спасаясь от справедливого народного гнева. На первом плане — замечательные ребята, настоящие красные герои. К чему придираться?

Все так. Но. Насколько «красны» эти герои? Насколько сильно просочилась в них революция? Как ведут себя и что говорят враги? Удивительно, но Фрид и Дунский с истинно еврейской тонкостью смогли пройтись по самому лезвию бритвы и сохранить абсолютно удивительную для времени и места мораль. К врагам тут не испытываешь ненависти! А к красноармейцам — испепеляющей любви. Сценаристы и режиссер Карелов избежали практически обязательного для подобных картин ура-патриотизма и черно-белого (красно-белого) разделения и сказать зрителю правду: не такая уж большая разница между этими классовыми врагами, и все они — один истерзанный, измученный, оказавшийся в мире наизнанку народ, потерявший свои ориентиры и спешно ищущий новые.

Карелов избежал карикатурности в изображении белых и «суперменства» в изображении красных. Нужно быть неимоверно тонким художником и человеком, чтобы сохранить такую правду в условиях абсолютнейшего, тотального системного контроля. И тем не менее, белые офицеры — благородны и смелы, их губит вовсе не внутреннее разложение и тупая спесь, и не народный гнев, как любили показывать другие режиссеры, а старая феодальная привычка решать все в кабинетах и штабах, не слушая низшие чины и, что еще важнее, привычка недооценивать противника, который был для них — лишь ордой не организованных крестьян и рабочих, при том, что к 20-м Красная армия уже представляла серьезную силу. С другой стороны, «идейные» красные, головы которых трещали от большевитской пропаганды, как правило, мало образованные и наивные, поверив во все сказанное, были готовы рубить направо и налево, без суда и следствия отправляя под расстрел тысячи ценных кадров и умнейших людей.

Да, тема «перегибов» не педалируется, с нее аккуратно съезжают, показав всего одну героиню, которая поступает с героями несправедливо, герои спасаются, но мы прекрасно понимаем, сколько не спаслось.

Герой Высоцкого, белый офицер (самый яркий персонаж в картине, и не удивительно, что его роль почти полностью осталась на полу в монтажной из-за идеологических соображений) неожиданно оказывается человеком, мятущимся и потерявшимся и, как ни странно, очень близким к простоватому герою Быкова. И белый офицер, и красноармеец оказались 'белыми воронами' среди своих соратников, потому что «время сейчас такое», оба готовы биться до последнего и защищать свои идеалы, оба импульсивны и не воздержаны и обоих ждет нравственный перелом в конце.

Олег Янковский играет своего Некрасова с печатью «смертника» на лице. Он появляется в картине и сразу понятна его судьба. Судьба талантливого, честного, умного, тонкого и духовно куда более развитого, чем его окружение человека в страшные смутные времена. Этот своеобразный Рублев тоже мучается, тяготится войной и своим положением, старается приложить себя к новому времени, но его эра — «эра милосердия»- еще не наступила, и существовать он на земле не может, так же как не может жить потерявший все, что составляло его жизнь поручик Бруснецов.

Карелов смог наполнить картину настоящей жизнью — яркими правдоподобными характерами, иронией, любовью к людям, пониманием «своих» и «чужих», добрым юмором и идеей неоправданных жертв. Такого я больше не припомню в советском кино. Когда смотришь на все это, не думаешь: «так им и надо, скотам», а думаешь: «Зачем? Зачем все это? Зачем этим разным, но, в общем-то, не плохим людям убивать друг друга? Во имя чего?» А зная исход всего этого, становится еще больнее, еще горше. Идеология, в картине, конечно, есть, ее не могло не быть, но она тщательно дозирована и подана с какой-то человеческой мудростью.

И за всеми этими ироничными зарисовками из жизни России 20-х неожиданной громадой предстает трагедия целого народа, разобщенного, беспощадно запутанного, до сих пор не умеющего найти общий язык самим собой.

10 из 10

10 июня 2022 | 20:05
  • тип рецензии:

Гениальная антисоветская агитка. Предтеча 'Собачьего сердца' Бортко. Господа белые офицеры практически все - профессора преображенские, персонаж Быкова - настоящий шариков, ну и свита соответствующая. Просто время еще не подошло с таким же остервенением рвать советскую историю, какое подошло ко времени выпуска 'Собачьего сердца', вот и сдерживались.

Фильм не просто показывает 'правду обеих сторон', он начинает переворачивать смыслы истории. Ни слова о смысле войны - одна сторона сражается за право считаться людьми, а не рабочей скотиной, а другая - за право эксплуатировать эту скотину - просто воюют. 'Вестерн'. Как тут пишут - просто 'трудное страшное время'.

К концу 60-х годов подавляющее большинство граждан СССР уже только по книжкам и урокам истории знали о причинах этой войны. И смотрели фильм уже довольно отстраненно. Видели юмор, видели занимательную историю, а смысл противостояния ускользал. А если без юмора посмотреть? Помощник кинооператора Карякин просто страшен. Он в любой момент готов убить и убивает при первом сомнении в человеке. Он готов без разбирательств отдать товарища, с которым только что смотрел смерти в лицо, под расстрел и еще выступает обвинителем безо всяких доказательств.

Женщина-командир показана сумасшедшей. И эта сумасшедшая делает примерно то же самое, что и помощник оператора - приказывает расстрелять при первом сомнении. Видим, что если убрать юмор, то эти два персонажа равны друг другу.

В отличие от стороны красных, беляки показаны весьма презентабельно. Красивые, мужественные, настоящие офицеры, благородные, благоразумные, сражаются до конца и даже в плен не сдаются.

Кстати, посчитайте, сколько белогвардейцев героически уходят в море, когда их прижимают к берегу красные. И только один сдается. Ничего не напоминает? На мой взгляд, этот эпизод очень много говорит об отношении авторов фильма к своим персонажам и сторонам 'конфликта'.

Надо сказать и о действии фильма на межнациональные отношения. Украинцы показаны недалекими бандитами, латыши - покорными исполнителями воли командирши, хотя и видят, что она сошла с ума.

К сожалению, все это завернуто в совершенно гениальное исполнение. Фильм стал культовым. Вот только мальчишки подражали не бойцам, сражающимся за освобождение трудового народа, а красавцам офицерам, целью которых было загнать рабочую скотину в стойло.

17 апреля 2021 | 15:17
  • тип рецензии:

Заканчивается Гражданская война, остался последний оплот белых - Крым. Для разведки крымских укреплений в тыл белых с киноаппаратом посылаются двое бойцов: Андрей Некрасов (Олег Янковский) - сын священника, бывший студент и фотограф (он же киносъёмщик) и Иван Карякин (Ролан Быков) - фанатичный большевик, разжалованный за убийство военспеца... Как-то придется им вместе послужить.

В Белой армии служит поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий), отправленный за случайное убийство из штаба в действующую армию... Из судьбам суждено переплестись.

От фильма, снятого к 50-летию революции, наверное, ожидается нечто бравурное и однозначное и когда сталкиваешься с персонажами, подобными Брусенцову, входишь в лёгкий ступор: как такое пропустила цензура?

Впрочем, когда речь шла об искусстве, советская власть далеко не всегда была пропагандой. В конце концов, примерно за 10 годов до того уже вышел чухраевский Сорок первый. И тамошний Говоруха-Отрок уже являл собой нечто человеческое, а не карикатурное. Правда, Марютка ещё сохраняла плакатные черты.

Карелов пошел ещё дальше - благо, в его руках оказался уже не романтический сценарий, а многофигурная социальная и человеческая драма. Изменилось и время - 50 лет революции обнажили факт, что не все пошло так, как думали первые большевики, да и время было послевоенное - мировая революция явно отступила, а тема родины и примирения стала более актуальной. Надо было задним числом слегка поправить историю 1917-1920 в кино. Чувствуется и влияние булгаковского Бега.

Тем не менее, Служили два товарища - кино и смелое, и образное, и психологически выверенное. То самое, изменившееся символизировал Некрасов в исполнении Янковского. Он в полной мере символ гуманизма, заряженного революцией не меньше, чем насилие - неслучайно в ключевом эпизоде он отводит ствол винтовки... Да и профессия кинооператора вроде как выражала благодарность тем годам за то, что дали в руки этот аппарат, которым по выражению комполка (очень выразительный Анатолий Папанов) должны были снимать не коронацию Георга V, а трудового человека. Ну и мысли имел глупые: что 10-и лет, чтобы мозги исправить, не хватит. Интеллигентное, но будто высеченное из камня, уверенное лицо придаёт всей натуре и значительность, и правоту. Но отнюдь не железобетонность... Смягчают его вроде бы невидные, но обаятельные нотки - сосредоточенность памяти в воспоминании укреплений сменяется застенчивой улыбкой и переминанием с ноги на ногу после похвалы, суровая уверенность в бою - неловкостью перед объективом камеры.

Другое дело - эмоционально открытый и вроде бы дубоватый Карякин. И здесь создаётся контраст между поведенческим геройством и решимостью (что-то вроде барельефов на античных памятниках) и простоватой бесхитростной рабоче-крестьянской фактурой. Но и тут вроде бы показушность в финале оборачивается человеческой драмой, сказанной простыми человеческими словами.

Параллельный мир белых вообще сошел с романса 'Белой акации гроздья душистые' - кабак пополам с тоской и странным романтизмом. Комичная гибель в чем-то вроде ресторана сменяется нелепым и циничным разговором о судьбе белого движения - самое что ни на есть декадентство.

Благородство отношений с Абреком (конём) и попытка найти родственную душу сменяется злым цинизмом войны... Брусенцов - это сила, бессилие, благородство, злость, патриотизм (хотя он ни полсловом не поминается) и цинизм. И закономерный финал.

Его логичность и абсурдность - в общем-то главный итог. Гражданская война предстаёт пустыней, каковой являются улицы Севастополя... Разве что бегущие с весёлыми криками дети дают надежду на будущее. Но понимание Гражданской войны как трагедии в Служили два товарища звучит до сих пор сильно.

03 января 2020 | 22:08
  • тип рецензии:

Фильм Е. Карелова неслучайно обычно крутят по ТВ в конце января и в конце июля. Эти даты навсегда сопряжены в отечественном искусстве с рождением и уходом из жизни ярчайшего его представителя второй половины минувшего столетия- В. Высоцкого. И с полагающими, что в данной ленте Высоцкий сыграл если и не главную, то одну из важнейших ролей в своей кинокарьере, трудно не согласиться.

Самый мужественный (даже Жеглов не дотягивает) образ Высоцкого в кино. Самый запоминающийся и меткий юмор в его исполнении- пусть временами и «черный» («Этот патрон я оставил для себя»- «А оптический прицел зачем? Чтоб не промазать?») и всегда окрашенный глубоким сарказмом (на звучащее как покаяние васильчиковское «Сегодня ночью красные форсировали Сиваш...»- сдержанно-едкий ответ «Какая неожиданность, а? Кто бы мог подумать…»). Отчаянная рефлексия, ничуть с этим мачизмом не диссонирующая, а, пожалуй, даже ненавязчиво и тонко подчеркивающая его. Может на это сочетание «ведется» героиня Ии Саввиной, с одной стороны постоянно ссорящаяся с Брусенцовым в нечастые свои появления на экране, но вместе с тем завороженно идущая с ним под венец среди рушащегося старого мира, олицетворенного апокалиптическими картинами севастопольской эвакуации.

Многие ставят в упрек сценарию алогичность поведения Брусенцова в финале. На самом деле вся логика образа Брусенцова в картине как раз подводит именно к такой развязке. Ницшеанский герой, не беспокоящийся о мнении окружающих, но хранящий верность присяге, принесенной несуществующей стране; понимающий обреченность и несостоятельность тех, за кого он воюет, презирающий их, и вместе с тем всей душой ненавидящий и тех, кто оголтело рвется им на смену; не церемонящийся с женщинами («И вы тоже сумасшедшая …Тут покойник лежит, вам бы рыдать, а вы про белое дело рассуждаете!»), но одновременно ни в какой ситуации не способный забыть об офицерской чести –при таком когнитивном диссонансе Брусенцов практически обречен на подобный исход. Драма же с верным Абреком, на которого, пожалуй, одного он мог положиться в этом безумном мире – лишь последняя капля, переполняющая чашу (подобно сумасшествию Ницше, долго зревшему, но прорвавшемуся именно в ситуации с избиваемой извозчиком лошадью) и спускающая курок пистолета уже на корабле, отходящем к непонятной, но заведомо безрадостной жизни на чужбине.

Несмотря на всю яркость актерской работы Высоцкого, фильм не крутится вокруг одного лишь народного любимца времен застоя, как это часто случается с картинами с его участием. Молодой Янковский в одной из своих первых киноролей запоминается ничуть не меньше, при всей скромности своего персонажа- главного героя картины Некрасова. Возможно, во многом благодаря этой скромности, он и бросается в глаза среди выпячивающих индивидуальность героев фильма– от мечущегося между дебошем и рефлексией Брусенцова до фанфарона Карякина.

Быков и Янковский в фильме создали в общем-то почти архетипичные образы двух ипостасей революции- ее интеллектуально-сострадательного начала (Некрасов) и стихийно-разрушительного (Карякин). Последнее преобладало изначально и, несомненно, судьбой Некрасова в фильме обозначена параллель с судьбой всех совестливых интеллектуалов, примкнувших к революции- непонимание и неприятие со стороны карякиных, одиночество и гибель. И хорошо, если от пули врага. Тем, кому не так «повезло» как Некрасову, через пару десятилетий будет уготована уже своими многосерийная чистка с предварительным занесением в разнообразные категории врагов народа. Дунскому и Фриду, не только совместно работавшим почти всю жизнь над киносценариями, но совместно сидевшим в лагерях, это было известно как нельзя лучше.

Некрасов в фильме – где-то зеркальное отражение Брусенцова при всем внешнем антагонизме этих героев. Он так же одинок в своем идеализме в ноябрьском Крыму 1920 г. среди торжествующих победу красных, как и герой Высоцкого – в своих метаниях в клокочущей гуще белых, одержимых одной идеей- спастись! И неслучайно, думается, судьбы их в фильме схожи и в конце столь переплетены.

Судьба Карякина в том новом мире, который надвигается на идеалистов, белых и красных, сминая и расшвыривая их, поначалу представляется более благополучной. Он- тоже, кстати, по-своему идеалист - куда органичнее встроен в новые реалии, отрицающие полутона, требующие готовности сейчас хлопать товарища по плечу и восхищаться им, а спустя миг исходить слюной, вырывая маузер из кобуры: «Молчишь, попович? Против тебя мое сердце с самого начала чувствовало!!!». Такие пригодятся в 30-е, когда тех, кто сегодня еще стоит рядом с Вождем на мавзолее, завтра уже надо будет вымарывать из учебников; и в 50-е, когда те из выживших, кого карякины требовали на митингах расстрелять, начнут возвращаться из лагерей. И карякины от всего сердца протянут им руку – «Могу даже на колени пред тобой стать! Вот такой я человек! Давай снова дружиться!». Правда, поумневшие некрасовы будут уже не столь всепрощающи, как в фильме. Но и сам герой Быкова трагичен – это вечный расходный материал для кумира, им воспеваемого.

Фильм замечателен своей подачей образов белых, и это уже стало общим местом. Впрочем, стремление разглядеть человеческие черты в «классовом враге» присуще чуть ли не всем картинам поздних 60-х. Самая сильная сцена фильма-, обреченно, с пугающим спокойствием уходящие в море, закинув руки за спину, белые офицеры- немыслимая для советского кинематографа 30-х, 40-х и даже 50-х гг., показывает как много сделала оттепель с сознанием- как творцов, так и потребителей кинопродукта.

Как и во всякой выдающейся картине, даже маленькие роли в фильме запоминаются. Непривычная роль Н. Парфенова соединяет сразу нетипичный персонаж- интеллигентный и излучающий порядочность белый офицер, с нетипичным образом –Парфенову в советском кино крайне редко доводилось играть интеллигентов– а как он это мог, мы видим благодаря Карелову.

Резкая и даже немного какофонистая музыка Е. Птичкина, хоть и не шедевральна, но вполне подходит к нервному ритму эпохи и лишенному комплексов взгляду на мир побеждающего класса.

Из лишнего в фильме можно отметить разве что наложенные на эту музыку и стилизованные под документальные съемки кадры парада, якобы снятые Некрасовым.

В остальном блистательная картина

9 из 10

23 июля 2018 | 10:18
  • тип рецензии:

Черно-белый фильм 1968 года о гражданской войне, снятый в Советском Союзе. Кажется всё понятно. Красные бойцы непобедимы. Их командиры проницательны. Белогвардейцы - сволочи, заслуживающие только смерть. Название намекает, что фильм про двух неразлучных друзей. На самом деле всё не так однозначно.

Сначала про название. Кажется, что фильм про дружбу Некрасова (Янковский) и Карякина (Быков). Но что мы видим? Встречаются они случайно. Это не их выбор. Одного назначают присматривать за выполнением задания данного другому. Выясняется, что они из разных сословий. Некрасов воспитывался в семье священника, чем сразу же вызывает сомнения в преданности идеалам революции у Карякина. Симпатию своего 'товарища' Некрасов завоевывает героизмом, когда они отправляются в разведку. И опять Карякин хочет расстрелять своего 'друга' лишь только появляется малейший повод заподозрить его в срыве задания. Некрасов скромен. Смущается, когда его снимают. Не ожидает никакой награды. Карякин же снимается на коне с саблей и биноклем в эффектной позе. Ничего не сделав для выполнения задания в разведке, заговаривает о том, какую награду им дадут. Как видно это два очень не близких друг другу человека.

Необычно показаны красные. На первый взгляд положительно. С первых кадров они за гигиену, грамотность. Командиры добродушны, доступны. Но что дальше? Карякин расстрелял военспеца. Какое наказание? Разжалован в рядовые. По сути не наказан. Показано с какой лёгкостью приговаривают людей к расстрелу, основываясь на надуманных подозрениях. Но в то же время персонажи, не жалеющие других, не жалеют и себя. Карякин закрепившись на другом берегу с небольшим количеством бойцов говорит: 'Мы помрем сегодня, они помрут завтра. Потому что революция победит, даже не смотря на нашу гибель.'

Иронией звучит из уст Карякина: 'Через десять лет голодных вообще не будет', 'Тюрьмы мы все эти конечно позакрываем. Но одну все же оставим', 'Кого в них [тюрьмы] сажать?' Ответ Некрасова: 'Найдется кого', 'Чтобы мозги переделать, тут десяти лет мало'.

Обнажая абсурдность классовой борьбы, звучит фраза: 'Известно тебе, что товарищ Ленин из дворян?' Авторы фильма несколькими фразами очерчивают, что последует дальше после победы красных в Гражданской войне: голод, тюрьмы, промывка мозгов.

Белогвардейцы в этом фильме не показаны гротескно. Таким образам веришь. Но симпатии к ним нет. Высоцкий играет Брусенцова великолепно. К себе он не привлекает, но логика его поступков ясна. Он симпатичный, приятный голос, великолепные манеры. Но думает только о себе и своих идеалах. Конь ему дороже жены. В церкви перед венчанием он говорит: 'Там от пристани последний пароход отчаливает. Я должен успеть.' Он должен успеть, что будет с женой не важно. Саша (Саввина) спрашивает: 'Зачем тебе это нужно? Ты меня не любишь.' Всё рушится, ему нужно на что-то опереться. Церковь, семья - последняя но не оправдавшаяся надежда. Опоры нет. Прорываясь на корабль ни жену, ни священника он с собой не взял. Он про них забыл. Ему был важен конь. Именно из-за коня он и застрелился. Это все к чему он был привязан. Родину он оставил еще раньше, на Турецком валу. Как он говорит своему спутнику после бегства: 'Мы с Вами на красной территории, в Совдепии'. Это уже не его Родина. Ничего другого у него нет. Образ великолепный.

Сюжет в фильме линейный. С подписями, что, где и когда происходит, чтобы простодушный зритель не запутался. Есть в фильме проститутка, спрятавшаяся под одеялом. Показано и голое женское тело, но так, что ничего горячего увидеть не получается.

Снято все интересно, динамично, без нудных пауз. Скучать некогда. Комичные сцены соседствуют с батальными.

Хорошо передана эпоха. Погружаешься в атмосферу. Марши тех лет в исполнении любительского оркестра. Шаровары сшитые из магазинной вывески. Красиво снята сцена после побега от махновцев. Солнце сквозь ветки, подсвеченные волосы главных героев. Совсем не похоже, что идет война. В то же время завораживает вид с самолета на белогвардейскую линию обороны, наступление красноармейцев ночью. В памяти застревают картины, когда прижатые к берегу белогвардейцы, расстреляв все патроны, уходят в море, когда конь бросается с пристани вслед кораблю.

Фильм можно смотреть и пересматривать. Он не навязывает свои идеи. Но возможно в конце вы задумаетесь, что может быть Карякин прав, когда говорит: 'Вообще-то меня должно было убить'. Может быть и так, но в Гражданской войне победили карякины, а некрасовы погибли или 'переделали мозги'. Таков мой главный вывод после просмотра этого замечательного фильма.

10 из 10

03 марта 2018 | 16:30
  • тип рецензии:

Фильм, конечно же, очень знаменитый. Его смотрели, наверное, все, кому сейчас хотя бы 35-40 лет. Да и молодежь тоже не отстаёт. Однако, меня эта лента очень долго обходила меня стороной по той простой причине, что тематика фильма, а, именно, гражданская война в России, всегда была для меня довольно противоречивой темой. И, честно говоря, не особенно интересной.

С другой стороны, участие в картине таких замечательных актёров, как Олег Янковский, Анатолий Папанов, Ролан Быков и, конечно же, Владимир Высоцкий, просто не даёт права зрителю обойти эту ленту стороной.

Итак, перед нами история трёх, как мне кажется, совершенно разных персонажей. Есть довольно молчаливый и, по мне так словно вообще случайно попавший в ряды красноармейцев, молодой боец Некрасов, сильно отличающийся на фоне остальных сторонников революции, как своими интеллектуальными способностями, так и поведением в целом. Есть преданный до мозга костей 'боец с контрой' Ваня Карякин, совмещающий в себе, как комизм, так и бесконечную серьезность тогда, когда это нужно. Есть поручик Брусенцов, который, как мне кажется, сильно запутавшийся в себе и в том, что его окружает, человек. Все они на войне. Войне дикой, бестолковой и бессмысленной. Войне, которая сделала так, что 'служили два товарища', два брата, два человека одной страны, 'в одном и тем полке', что они идут друг на друга совершенно не щадя.

Казалось бы, какой трагизм. Однако, усилиями режиссера Евгения Карелова, зритель до поры, до времени этого трагизма не чувствует. Напротив, персонаж Быкова создаёт некую фальшиво-ироничную атмосферу, показывая, что 'война то - дело житейское' и даже на расстрел идя с каким-то клоунским, в хорошем смысле этого слова, образом. Возможно, это было задумкой создателей этой ленты - в начале преподнести это, как лёгкое, не самое чувственное кино, а напоследок, ближе к титрам, грянуть трагизмом и слезами, словно из пушки по редутам врага.

Однако, мне это не понравилось. Нелепость той войны (хоть и любая война по сути нелепа), вызывает у меня настоящее отторжение хоть какого-либо оправдания тех действий. И, в этом смысле, попытка создать некий положительный образ (что, кстати говоря, в картине сильно видно - красные хорошие, а белые плохие) всего происходящего вызывает у меня лишь грусть.

Подводя краткий итог, хочется отметить, что фильм, безусловно, нужно посмотреть. Причем посмотреть исключительно ради игры наших замечательных актеров. В остальном, лично мне говорить сложно из-за предвзятого отношения к тематике данной ленты.

20 февраля 2018 | 21:56
  • тип рецензии:

Фильм о сложнейшем периоде в истории страны. Гражданская война, Крым. Всё действие занимает небольшой промежуток времени, авторы точно указывают, какой именно: с 1 по 17 ноября 1920 года. Чтобы зритель не запутался, проплывают титры. Когда начнётся важнейшая военная операция по взятию Перекопа, нам покажут даже время этой ночи в часах и минутах.

Красные и белые. Два лагеря. Противостояние. Так и в фильме параллельно идут две сюжетные линии. Мы видим и красноармейцев, и белогвардейцев. И как то знаменитое ружьё, что висит на сцене и должно обязательно выстрелить, так и зритель понимает, что линии эти должны пересечься. Для меня это признак хорошего сценария, когда ничего не провисает, когда потом не думаешь, для чего же здесь эта сцена или этот герой. Так и здесь: всё точно выверено, ничего лишнего и ненужного. И никакой путаницы.

Красноармеец Андрей Некрасов получает задание провести разведку укреплений противника с помощью трофейного французского киноаппарата. И ничего, что он никакой не оператор, а фотограф. Отказаться он не может, иначе трибунал.

Играет его О. Янковский, и это его вторая большая роль. Красоту его авторы фильма всячески «гасят»: в первом же эпизоде мы видим его с тыла. Простите, попой кверху, потому что он ищет в колодце утонувшее ведро. В нелепых галифе, сшитых невесть из чего, в фуражке набок. Зачем? Мне кажется, в фильме выдержан очень точный баланс, здесь нет героев. Вот вообще, в том смысле, в каком мы понимаем это слово. Здесь нет безупречных, идеальных, без страха и упрёка. Ни с какой стороны.

К тому же, сам быт никуда не делся. Упало ведро, надо его достать. И вот в этом тоже столкновение самих этих понятий война и мир. В таких простых и будничных вещах. В этом и есть абсурдность самого происходящего. Ведь люди рождаются, чтобы просто жить. Не умирать.

В помощь Некрасову дают помощника. «Карякин. Иван Трофимович. Сын собственных родителей». Так он представляется при первом знакомстве «киносъёмщику». Ролан Быков. Нелепый, ещё менее героический, уверенный, что видит всех насквозь и точно знает, в чём правда. На реплику о том, что и Ленин из дворян, возмущенно отвечает: «Ты мне только товарища Ленина не позорь!»

И вот эта странная пара отправляется в путь. На открытом всем ветрам самолёте. Диалоги и реплики прекрасны. «Обои полетим!» - на разные лады твердит Карякин Иван Трофимович и усаживается первым в самолёт.

Жанр фильма определяют несколько странным образом: военный, драма, комедия. Странно и при этом соответствует действительности. Здесь и впрямь есть моменты, когда можно улыбаться. И снова всё, как в жизни, где от великого до смешного один шаг. Да и кто сказал, что смешное не может быть великим? Хотя бы эта возня в самолёте, где Некрасову с камерой толком повернуться негде, а Карякину приходится его поддерживать.

Полёт прошёл бы вполне благополучно, если бы не беда с самолётом. И попадают наши герои в странные и страшные переделки. Два товарища толком не знают, кто же перед ними. Друзья ли это, если на них нет погон?

В ряде сцен тоже, по-моему, специально подчёркивается абсурдность того, что происходит. Вот ведут на расстрел. При этом говорят: «Спускайтесь вниз, пожалуйста». Нелепо? Да. Но кто ведёт? Человек, который совсем недавно был кем-то в мирной жизни, в которой очень уместно было говорить «пожалуйста». И «спасибо» тоже. Теперь это автоматически произносится, может, совсем не к месту. Но очень нужно для фильма.

Великолепны актёры и в маленьких ролях, и в эпизодах. Вообще список актёров какой-то невероятный.

Здесь потрясающая Алла Демидова в роли комиссара. Актриса, которую мало знают, но она удивительная. Здесь она кажется чуть сумасшедшей, она так легко готова отправить людей на смерть, так легко и устало произносит «расстрелять». И это так просто звучит, что понимаешь, что говорит она это не первый раз. Впрочем, и одна её реплика это тоже пояснит: «Я вас узнала. Вы пытали меня в контрразведке». Хоть и узнала не того, но кто знает, что произошло с ней после тех пыток? Увидим мы её и ещё в одной сцене… И отношение к ней будет совсем-совсем другое.

В это же время где-то не так далеко есть и белые. Здесь центральный персонаж – поручик Брусенцов, его играет В. Высоцкий. Он тоже не идеален, нет никакого восхищения и господами офицерами. Уже хотя бы потому, что видим мы их впервые в публичном доме. Да, пьют, гуляют, а чего ещё, если каждый день для них может стать последним, уже нет того царя и Отечества, у кого-то вообще ничего уже нет.

Сестра милосердия Саша. Ия Савина. Трогательная и в то же время сильная. И они, Саша и Александр Брусенцов, тоже встретились не случайно. Но на счастье ли?

Есть и ещё один персонаж – конь Брусенцова Абрек. Сцену с ним на набережной я каждый раз просто смотреть не могу, сердце разрывается.

Вообще мне в очередной раз стало почти невыносимо к финалу. Нас вели, вели и привели к настоящей трагедии, когда ком в горле.

Музыки практически нет. Изредка звучат обрывки революционных песен, а ещё обычные звуки. Заседает штаб полка в простой мазанке, а за окном куры кудахчут. И это тоже жизнь! Позже будут и орудийные залпы, когда начнётся наступление.

Рефреном песенка «Служили два товарища в однем и тем полке». Именно вот так, неправильно, как-то даже нелепо, но чертовски трогательно, особенно когда поёт персонаж Р. Быкова совсем немузыкальным, дребезжащим голоском. «Вот пуля пролетела и ага. Товарищ мой упал». Вы же тоже понимаете, для чего в любом произведении рефрен? Для чего сам Карякин закричит: «Да не пой ты! Беду накликаешь!»

На мой взгляд, фильм потрясающий и безупречный. Можно разбирать на составляющие буквально каждый эпизод. Сценарий шикарный, актёры великолепны, сцены уникальны в своей простоте и при этом символичности. Вот наши два товарища спаслись от неминуемой гибели, умываются у ручья. Вода – один из важнейших символов, давайте вспомним. Очищение в прямом и переносном смысле, бесконечная перемена… И свет, здесь контровый свет, который можно рассматривать как просто очень красивый момент, где светится листва и волосы, а если хотите – он почти нимбом стоит над головами. Ну, тут каждому своё, кому что ближе.

Служили два товарища в однем и тем полке…

11 февраля 2017 | 09:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: