Бесспорно, одно из лучших кинопроизведений позднего СССР. Фильм-эксперимент - на стыке нескольких жанров, что само по себе необычно для тогдашнего кинематографа, тем более детского. Митта был, безусловно, прав, адресовав фильм широкой аудитории - и детям, и взрослым. Это не бездумные 'ужасы ради ужасов' (как многие сегодняшние фильмы). Это драматическая история, в которой герои сталкиваются со злом и преодолевают его -- кто как может, в силу своих способностей - утверждая, таким образом, главенство добра и ценность человеческой жизни. Ещё раз: ценность человеческой жизни. В этом состоит цель любого гуманистически направленного искусства. (Потому те, кто после просмотра 'Сказки странствий', ноют о том, что 'детишкам страшно', или что это 'недетское кино' - они не в состоянии цельно осознать/воспринять ключевую особенность фильма Митты, за внешней картинкой увидеть смысл. Сродни тому, чтобы по цвету шляпы судить о человеке.)
По поводу 'разорванности' сюжета. Как следует из открытых источников, которых сегодня предостаточно, причин нестыковок сюжетных линий, как минимум, две. Первая. Фактически разрабатывались два варианта сценария (первый - самим Миттой, второй - им же, но в соавторстве с другими драматургами), которые не были согласованы между собой в необходимой степени. Вторая. В результате нескольких этапов приёмки фильма его продолжительность была существенно урезана: задуманный изначально как двухсерийный, фильм стал односерийным. Можно только догадываться, что там могло быть в 'полной' версии (хотя кое о чём мы знаем - из тех же открытых источников). Но по моим ощущениям, в конечном итоге цензоры сделали свою работу, что называется, 'во благо' фильма. Задумок Митты, возможно, хватило бы и на целый фэнтези-сериал, но снять его в силу объективных причин тогда он не мог. Потому некоторые сюжетные куски, даже отдельные эпизоды целесообразно было 'обрубить', чтобы то, что в итоге осталось, не воспринималось слишком громоздко и многослойно. (Продолжительность конечной версии 'Сказки странствий' - один час сорок минут - это немало.)
Не считаю 'Сказку странствий' фильмом-образцом актёрской игры. К тому же здесь не так много крупных планов, на которых можно было бы созерцать чудеса перевоплощения, мимики и жестов. Всё-таки это сказка, и в её основе - приключенческий сюжет. Но необычность самой роли Орландо и, главное, особенности её воплощения актёром Мироновым не отметить просто нельзя. Это означало бы быть совсем слепым. Персонаж Миронова трогателен, порой по-детски наивен и буквально одержим желанием делать благое и полезное для людей. Его голос интонирует сопереживанием. Сопереживание - способность бескорыстно разделить боль или радость другого человека и прийти на помощь. Редкое качество теперь... Так скажем спасибо режиссёру Митте за то, что эта роль не была отдана Леониду Филатову. И за то, что этот фильм в конечном итоге состоялся. И за то, что в нём так доходчиво и эффектно художественно оформлен тезис о ценности жизни и бессмертии человеческой души.
При всём желании хвалить работу режиссёра и актёров это не получится. Пауза в освоении этой кинопритчи растянулась на десяток лет с хвостиком. В детстве прошло на одном дыхании, я ощущала себя Мартой и очень переживала, когда досматривала, а гибель Орландо… Ну, тут слёзы были, конечно.
Вот с ностальгии и началось повторное знакомство. Почти с дюжиной перерывов произошло. Сказка-притча в мерзком фантике подделки под тёмную фантазию до самого конца смотрелась просто из упрямства.
А дело в том, что Марта (Татьяна Аксюта) представлена воплощённой совестью, только выглядит истеричной девочкой, разыскивающей похищенного брата (это намёк на поиск смысла жизни был или как?). Находит его уже в возрасте «за двадцать».
Орландо до встречи с совестью потрошил трупы и выдумывал изобретения, желая прославиться, но маскировал тщеславие самоубалтыванием — поверил себе, что не корысти ради, а токмо во исполнение мечты о счастье человечества.
Май (Пирятинская — ребёнок, Валерий Сторожик — взрослый братик) без Марты-совести испоганился. Его похититель к концу жизни чуть было не понял, что не в деньгах счастье. А в их количестве, да?
Смысл: без Марты люди — так себе, а с Мартой всем становится тяжелее жить, но душевно чище. Кому как выбрать и можно ли выбирать или Марта сама приходит и пробуждает бессовестных?
Ребёнок, Май — младший братик Марты, чует золото, от него у мальчика боли и обмороки. Но он нужен стяжателям, как индикатор и указатель на клады и нычки, даже на единственную монетку… Его крадут, чтобы обменять его страдания на своё богатство.
Кризис советской морали в 1983 году был виден не только киномудрецам, но и просто всем.
Мусолить кризис советской совести — это не искусство и не диагностика киносредствами ради исцеления, а колупание в болячке.
Если феноменальные сценаристы Дунский и Фрид пылали идеей, а их пыл зажёг и Митту, то итогом их горения должен был быть шедевр, а не угар и дым.
А получились метания между Эйзенштейном и Станиславским, полуфиглярская игра Миронова, эпизод на хребте дракона со Смеховым, натужное злодейство Дурова и в итоге… Мусор вместо шедевра.
Просто испорченная идея в итоге, один из последних киногвоздей, забитых в гроб советской морали.
Однако после мучений с просмотром идея таки прочитывается. Распродажа советских всенародных недр в виде потрохов дракона и неотвратимость наказания за сытую беспечность сейчас страшнее, чем кривляния Чумы, побеждённой Орландо ценой жизни.
Спасённые детишки (мы с вами) — это куклы, которые Митте, похоже, просто под руку попались.
Все свои баллы фильм получает за потенциал, но сегодня кажется не шедевром, а черновиком крутой кинопритчи, если такое вообще бывает.
Мрачный, жестокий, грязный, кровавый. При этом светлый, романтичный, красивый, исцеляющий. Ставлю этот фильм на одну ступень с шедевром Германа 'Трудно быть богом'. И не понимаю, почему мало кто знает фэнтези с Андреем Мироновым в роли ученого-скитальца, который погибает, спасая других. На мой взгляд, Орландо - его лучшая работа, прорастающая глубоко в душу. Раскрылся бездонный драматический талант Миронова, к сожалению, не сильно востребованный советским кинематографом. Чего стоит сцена средневекового 'милосердного' суда, где судьи одновременно дискутируют о том, сколько раз повесить ученого и до какой степени прожарить мясо на ужин.
В это время неугомонный Орландо разворачивает свой огромный плащ-инфографику и сравнивает человеческий организм с устройством планеты! Совершенно не от мира сего хороший человек. Люблю его философское: 'Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими'. Дракон, чума, разбойники, клады и спесивый юноша со злыми собаками - все это было в советском (минуточку, детском!) фильме за 30 лет до 'Игры престолов'. Сейчас рейтинг 'Сказки странствий' был бы 21+, мне кажется.
«Сказка странствий», сказка/детское dark fantasy/роуд-муви, 1983, СССР/Чехословакия/Румыния, реж. А. Митта («Экипаж»)
Если не знаете, что уже бы посмотреть с детьми в рождественские каникулы, посмотрите это совершенно и несоветское, и неголливудское произведение в стилистике «страшной сказки» и фильма-путешествия. По современным меркам, ничего тут страшного, конечно, нет. Но с детства запомнилась одна из самых пугающих сцен тогдашнего детского кино - эпидемия в охваченном чумой средневековом городе, где жители в накидках гуськом покидают заражённые районы, а персонификация чумы в образе нищенки (Татьяна Васильева) заражает их при тактильном контакте. Кто же знал, что через 37 лет сказки про эпидемию будут вовсе даже и не сказки, а заражаться будешь и без всякого соприкосновения очень даже воздушно-капельно.
Сейчас в фильме видны и другие знаки и символы, не читавшиеся тогда совершенно: бухающие за одним столом судья, прокурор и адвокат в одной харчевне с бандитами (привет, Кущевка); суд на основании доноса в пять минут с вынесением «справедливого» смертного приговора (привет, гуманная судебная система); «эффективный» адвокат, выигравший процесс и снизивший наказание обвиняемого с 8-ми смертных приговоров до 5-ти (привет, адвокат Пашаев); умница-учёный (Андрей Миронов), изобретающий в темном Средневековье вещи для счастья человечества (привет, «Трудно быть богом»).
Много чего ещё тут есть, но тогда не обойдёмся без спойлеров.
Кино заслуживает внимания, но, увы, неидеальное, впечатление немного попортят и нелогичность повествования, и несколько истеричная, хотя и забавная игра главной актрисы (Татьяна Аксюта), и недостаток общих планов в картинке. Да и монтаж тут подчас странный. Например, некоторые сцены фигурируют только в комментариях героев, навроде: «Ой, Орландо, смотри, я вижу моего брата, они идут по дороге». Или отсутствие логики в монтажных склейках сцена 1 «ночь, герои сидят в кибитке, снаружи воют волки», сцена 2 «утро, герои выходят из укрытия и видят результаты волчьей охоты», без промежуточной сцены схватки с волками или хоть какой-то реакции на происходящее.
Однако, эти шероховатости не отменяют положительного впечатления от фильма, его позитивного гуманистического посыла, в том числе, со свойственной советским фильмам моралью о порочности излишеств и богатства и с нехарактерной советскому кино идеей о бессмертии души
Фильм очень хороший и об очень важном, о самом главном. Фильм философский. Но все-таки это фильм-сказка. И не только потому, что дух одного из главных героев, Орландо, переселяется в тело Мая, душа которого погибла. Увы, душа действительно может погибнуть навсегда. И это было бы призывом к бдительности, тождественным христианству...
Все здесь о нас и о нашем времени. Все верно: и о судьях, и о рыцарях-обжорах, которые вместо того, чтобы действительно сражаться с драконом, устраивают пир во время чумы. И 'зеленая' тема затронута в верном направлении.
Но прометеевский дух Орландо - это то, в чем режиссер ошибся. Марта не раз убеждала Орланда своими поступками, что добро важнее таланта. Спасение человечества уже совершено. Христианину это понятно. И понятно Кем. Режиссер проходит мимо этого. Это не к тому, что человеческий талант не может служить людям. Святитель Лука Войно-Ясенецкий был и хирургом и священником. Но все-таки в фильме, особенно в концовке проступает мысль, что талант тоже может спасти мир, как бы наравне с добром. Однако нет гарантии, что талант этот опять не будет служить злым людям. В жизни, увы, по определенным причинам случается именно так. Поэтому это именно фильм-сказка. Именно так и надо его трактовать, чтобы не ошибиться в акцентах.
Создатель кибернетики Норберт Виннер как бы извинялся за свое изобретение перед человечеством, понимая какие может нести оно угрозы людям. Об этом Дмитрий Перетолчин и Ольга Четверикова на ю-тьюбе. Ученый, поэт, философ часто не знает как отзовутся его слова, его дела. Тютчев хорошо это понимал.
Показательно, что режиссер Александр Митте снялся в фильме 'Экипаж' (2016), но его имени нет в титрах к фильму. И это не ремейк его фильма 1979 года. Это совсем другой фильм. Это фильм-катастрофа... В качестве слогана к фильму выбрана фраза: 'Когда земля горит, спасенье только в небе'. Спасенье всегда приходит с Неба. Но в нем всегда участвуют двое: Бог и человек. Поскольку в фильме-сказке использован средневековый сюжет, может быть, уместно будет закончить максимой Фомы Аквинского, которой, хотелось бы надеяться, пользовалась мудрая Марфа: молись так, как если бы все засисело от Бога, и поступай так, как если бы все зависело от тебя. К сожалению, современному светскому человеку, трудно дается такое простое и ясное для верующих людей понятие, которое на языке философии - служанки богословия - называется синэргия. Синергия Бога и человека в деле спасения души человеческой, ценнее которой нет ничего в мире.
Просто удивительнейший фильм, с глубокой философской линией. Впервые посмотрела в детстве в 80-е, по ТВ. Зацепил сразу, чем - вот даже невозможно это объяснить, каким-то духом, если так можно сказать, самой атмосферой, необычностью финала. Может быть, не до конца тогда еще понимала всю суть, но в сердце запало что-то такое светлое и щемящее, очень взяло за душу, долго потом ждала чтоб его показали снова. А показывали его нечасто, как теперь выяснилось, в те времена он был чуть ли не запрещенным к показу.
Теперь, спустя годы, могу с полной уверенностью сказать, что эта картина- самый настоящий шедевр. И сама история, и заложенные в ней скрытые мысли, параллели. Рыцари, паразитирущие на драконе - разве не то же самое мы творим со своей Землей, совершенно не задумываясь чем могут завершиться такие игры? Или другая мысль из этого же фильма, что Земля наша- это единый живой организм. Кстати, учеными реально выдвигалась версия, что наша планета- это живое чувствующее существо, очень даже возможно, что и разумное. А 'справедливый суд' - это ни дать, ни взять то, что происходит у нас в действительности, вся наша система, отношение к человеку. Хоть в средневековье, хоть сейчас - по сути без разницы.
И вот не берусь, конечно, утверждать, но в Сказке, по моему мнению, явственно прослеживается христианская линия. Когда Орландо замуровывают в башню, он произносит 'Не нужно сердиться на плохих людей. Знаешь, зачем их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими'. А когда Марта на эмоциях выкрикивает 'Я убью их!', то он пытается вразумить ее фразой 'Кто убивает человека, тот убивает дважды- он убивает человека и в себе'. Мысль Не убий и мысль о Всепрощении - случайность ли это, или это реально была какая-то авторская задумка? И еще момент перед полетом, когда Орландо несет к обрыву летательный аппарат. Так вот, если внимательно приглядеться, то там чётко различима форма креста - в руках Орландо, и еще один крест - на заднем плане - там, где держится Марта. Мысль можно выразить, что Орландо несет два креста - свой крест и Мартин, и ведь так оно и было по самому сюжету.
Ну и самый финал картины, его можно трактовать, что к духовно погибшему человеку подселяется светлый дух- с тем чтоб его очистить, передать свой дар, знания, в противоположность предыдущему 'учителю', и в этом глубокий философский замысел. Бессмертие души, бессмертие дела. и опять таки ХРИСТИАНСКАЯ идея.
Фильм очень сильный, жизнеутверждающий, дарящий надежду. О любви, верности, самопожертвовании, о смысле нашей жизни, и это в сочетании с волшебной неземной музыкой Шнитке, особенно та, что звучит на финале, когда возрожденный Май рисует на стене крылья. На глаза при этом так просто слезы наворачиваются. Таких эмоций не возникало даже на просмотре знаменитого Титаника.
Сказка Странствий - это самый, пожалуй, особенный фильм из тех, что я видела по жизни - и наших, и зарубежных. Запоминающийся, врезающийся в душу. Могу признаться, что в моей жизни было даже кое-что судьбоносное, связанное с этим самым фильмом. Были жизненные параллели.
Хотелось бы выразить признательность самой картине- за то, что она есть, ну и конечно же - преогромная благодарность и поклон самому режиссеру Александру Наумовичу Митте, и всем остальным кто принимал участие. Всем кто ушел - светлая память...
Смотрел первый раз лет в 12, не понравилось совершенно, но в душу запало крепко...Сейчас мне 40 с хвостом, пересмотрел и ощущения, что мою устоявшуюся натуру вывернули наизнанку и хорошенько выбили. И я не могу называть этот фильма сказкой, это притча, малопонятная детям, ибо оперирует многими понятиями детям недоступными - осознанная жертвенность, отчаянное противостояние светлого в душе всему окружающему мраку, не отторжение мерзости мира, а противление ему верностью и любовью...Всему происходящему веришь, ведь прошло больше 30 лет после съёмок, а ничего не изменилось...я по-прежнему вижу всё показанное вокруг себя - равнодушных судей, лениво решающих чужую судьбу в угоду себе и власти, мерзавцев, становящихся хозяевами жизни, постаревших бандитов, ударившихся в сентиментальность, но от этого не переставшими быть отбросами, пусть и вознесшимся на вершину власти, скучающих обывателей, даже Маев на побегушках я встречаю, только Орландо или Марты я не видел...Верю, что они есть и где-то идут по своей дороге и делают мир лучше.
Я не буду писать длинную рецензию. Скажу только, что это одна из моих любимых картин, с детства. В ней гениально все: от простого, казалось бы, сюжета - глубочайшего, метафоричного, затрагивающего архетипы и основы человеческого и бытия, и сознания - до безупречной режиссуры, актерской игры, музыки. Пересматриваю нечаянно в кризисные моменты жизни, так уж выходит само собой, так как, видимо, в такие моменты душа требует очищения и нового вдоха для дальнейшего существования и развития. Фильм ставит все на свои места: где человеческое, где божественное, где - от лукавого, для чего жить, как жить - сразу все совершенно ясно. Май, Марта, Орландо и уж точно Горгон - ну разве не архетипы? Мифологические герои, вшитые в подкорку каждого из нас. На самом деле каждый человек всегда знает, где истина, где ложь, только уговаривает сам себя, туманит свой разум, следуя страстям и внутренним борениям.
Отдельной темой выделяется музыка: Шнитке - гений без обсуждения. 'Полет' - переворачивает душу, слезы от ощущения потока свободы и истины вычищают залежи и осколки личных страданий и заблуждений зрителя, давая место точному пониманию настоящего и правильного, веры в мечту, дух и человека.
А самое удивительное- это ощущение надежды и света. Надежды, что не совсем испорчен и пал человек, что у него есть шанс стать тем, кем он быть должен - мудрым и свободным творцом, понимающим этот мир.
На этот фильм я наткнулся совсем недавно, когда набрал на ютубе известную песню Агаты Кристи. В принципе, неладное я заподозрил еще увидев шутихи в клипе нарезанном из фильма, но значения не придал, и, поддавшись восторженным отзывам и высокому рейтингу, решил посмотреть нетленку.
Вот не знаю почему, но уже не первый раз замечаю, что наличие шутих в советском и российском кино — это прямой указатель на то, что фильм будет, скажем так, не очень. Какой-то маркер бедности фантазии, ей богу. Ну и, конечно же, этот фильм полнится шутихами — и не только в качестве праздничного украшения, но и просто (sic!) в кострах и факелах.
И ведь казалось бы, снимал вроде неплохой режиссер Митта (я, правда, только вроде Экипаж у него смотрел), и в композиторах Шнитке, и декорации делали братья-славяне (в то время у них довольно хорошо с этим было), и в актерах Миронов, и много еще 'и'...
Но фильм смонтирован абы как (я, даже сначала решил что наткнулся на какой то перемонтаж из телесериала), события то скачут галопом, то стоят на месте, переходы топорные. И даже от музыки, за исключением заглавной темы, веет какой-то дешевизной.
А еще все персонажи раздражают своим нытьем. Ноют и ноют, ноют и ноют. Ладно я могу понять персонажа Миронова, он этакий Зеленый местного разлива. Но ведь и мальчишка все время канычит отвратительным голосом (а ведь его далеко не один вечер таскали судя по всему, то есть парень на протяжении довольно долгого времени ныл не переставая — впрочем, сколько времени длилось путешествие фильм не особо то и стремится раскрыть, что тоже раздражает), про отвратительнейшуюю главную героиню все отлично расписала Mias, повторятся не хочу. Добавлю лишь что все актеры дико переигрывают, поэтому канюченье становится еще отвратительнее.
К слову, фильм еще и регулярно кидает от полярности 'реализм про средневековье' к 'у нас же детская сказка!'. То доктор описывает как он уже изобрел лечение от рака (что как бы иронично, ведь он его потерял, то есть мы сейчас могли бы не страдать от этой болезни если бы не неуклюжесть лекаря), то дрОкон (через который кстати пытались протолкнуть метафору на тему экологии, только вот метафора получилась жирная и нелепая) на котором, якобы, способна разместится целая деревня, гоняется за главными героями. То чумные доктора — то волшебники.
Возможно, тетенек и дяденек 1975 года рождения и способна впечатлить яркая картинка, столь отличающаяся от того, что снимали на пленку Шосткинского химкомбината 'Свема', но меня, выросшего на Голливуде, этим как то не впечатлить. А без чувства ностальгии, я увидел всего лишь глупый, топорно снятый и написанный морализаторский фильм, в жанре, в котором наше кино никогда не было сильно.
«Сказка странствий» - одно из самых ярких детских воспоминаний. Детское восприятие удивительным образом способно на выделение выборочных деталей: как при просмотре любой сказки в детстве мы ждем чудес, обращая внимание лишь на то, каким образом добро восторжествует над злом и в каждой сказке мы это непременно получаем в финале. Это в детстве, а сейчас… Сейчас восприятие улавливает совсем другие, недетские и несказочные моменты: «повзрослевший» мозг ищет аллюзии, отсылающие к жизни в действительности, он не верит в чудеса, а жаль…
Название отсылает зрителя к сказочному сюжету, он действительно таков, но только лишь на первый взгляд. Бедная девочка по имени Марта ищет украденного разбойниками брата, который обладает способностью притягивать золото. На пути ей встречается одинокий блуждающий лекарь, философ, Орландо. Вдвоем им предстоит пройти нелегкий путь в достижении цели. Явная отсылка к сюжету 'Снежной королевы' Г.-Х. Андерсена, даже имена главных героев созвучны (Марта и Май = Герда и Кай). Но это поверхностное сходство. А в глубине...
Посредством изображения Средневекового мира (с его бессменными атрибутами - Прекрасными дамами, рыцарями и драконами, с которыми они вступают в схватку), режиссер показал иносказательный смысл, актуальный для сегодняшних дней. В своем путешествии в поисках Мая Марта и Орландо проходят через испытания, в которых главный смысл - выстоять, не подвернуться порабощению тех пороков, которые обнажает создатель картин, облачив в человеческие обличья. Это глупость, жестокость и тщеславие в образах разбойников, которые слепы и не остановятся ни перед чем в поисках легкой наживы; это обжорство и потребительская праздность в образах растолстевших и разленившихся рыцарей, живущих на драконе и изо дня в день занимающихся бурением дракона в поисках огня и устроением праздников; это самодурство судей (инквизиции), возомнивших себя вершителями судеб, готовых с закрытыми глазами выносить вердикт, параллельно поедая свиную ногу и запивая вином. Недаром был выбран в качестве изображения именно средневековый мир. Эта картина отсылает к роману средневекового автора Ф. Рабле о великанах Гаргантюа и Пантагрюэль', пожиравших все на своем пути и проводивших жизнь в бесконечных празднованиях, автор придерживался той же цели - обличить беснующееся общество. В фильме рыцари, живущие на драконе также проводят свою жизнь - забросив героические подвиги, занимаются бесконечным поглощением пищи (кабаки, где вино льется рекой и столы ломятся от яств) и празднованием, это 'пир во время чумы', когда закрыты глаза на все, что происходит в бренном мире, вне дракона. Зритель с отвращением наблюдает за ними и негодует оттого, что этому есть место в современном мире. Все то, человеческое, вечное, что есть в Марте и Орландо всеми силами пытается противостоять окружающему миру. Марта - собирательный образ женского начала, Материнского (забота о детях, оставшихся без родителей, которые умерли от чумы). Орландо - воплощение божественного начала, покровителя. И совершенно как Христос, Орландо учит - 'Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими'.
Идея фильма состоит в том, чтобы достучаться до души каждого зрителя: стремление Марты и Орландо ни в коем случае не поддаваться на уговоры рыцарей остаться, не касаться Чумы, нигде не задерживаться и как можно скорее добиться желаемого - найти брата, никого не может оставить равнодушным. Создатели фильма призывают общество меняться, избавляться от пороков, съедающих душу изнутри. Недаром Орландо предстает лекарем, философом, изобретателем - это все те сферы деятельности, способные побудить к действию, способные перевернуть мир и преобразовать его. Но беда заключается в том, что общество не всегда готово принимать и понимать эти преобразования - именно поэтому мы видим Орландо отчаявшимся, рассеянным - записи теряются, ткань с нетопыря рвется на одежду для сирот, речи его никем не слышатся. И прозрение приходит слишком поздно...
Как любая сказка, в которой добро торжествует над злом, 'Сказка странствий' имеет такой же финал. Под незабываемую и проникновенную музыку А. Шнитке мы видим возрождение божественной души Орландо, проснувшейся в умершей, порабощенной пороками и злом, душе Мая. Значит, все было не зря, значит потерянная жизнь Орландо приобрела смысл в своем продолжении, значит, вечные ценности - добро и справедливость, любовь и всепрощение, бескорыстность и честность будут жить и стремиться поселиться в каждом из нас...